Научная статья на тему 'Культура чтения в информационном обществе'

Культура чтения в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1679
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / БИБЛИОТЕЧНАЯ СРЕДА / ДИАЛОГИЙНОСТЬ / CULTURE OF READING / READER''S COMPETENCE / INFORMATION SOCIETY / LIBRARY ENVIRONMENT / DIALOGIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нургалиева Анастасия Фагимовна, Назарова Светлана Юрьевна, Семириков Андрей Борисович

Анализируется проблема чтения в информационном обществе. Рассматриваются традиция культуры чтения и возможность её преемственности образовательными учреждениями через актуализацию классических форм взаимодействия: читатель-автор, читатель-педагог. В пример приводится инновационная методика В.И. Тюпы. Ставится вопрос о возможности преодоления кризисной ситуации путем проектирования в библиотечной среде. Рассматривается деятельность сообщества молодых библиотекарей НБ ТГУ по повышению уровня культуры чтения в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of reading in an information society

The article considers the role of the culture of text perception in an information society in the context of the formation of the reader's personality. The tradition of the reading culture formation is presented through the views of the scholars K.D. Ushinsky, Ya.A. Komensky, M.M. Bakhtin. The continuity of tradition in the studies of educational communicative situations and the evolutionist theory of V.I. Tyupa is noted. To update the classical forms of work with the text, dialogues were recognized as a reference point: the reader the text the author, the reader the text the teacher. The basic concepts in development of reader's perception were identified: genre thinking, emotional reflection, conceptual thinking, text as a source of artistic impression, development of abstract and logical thinking, learning existential meanings, esthetic identification, correlation of one's own ethical standard with the norm of the author's consciousness. The final stage is the correlation of one's own ethical standard with the author's norm, which assumes comparison of personal ethical views through literary analysis. On the one hand, the conceptual language of the reflecting reader changes while they immerse in this or that school changes. On the other hand, the skill of comparison, comparison of outlooks necessary for work with any humanitarian literature, is formed. At school, the culture of perception is investigated through the criteria of literary terms application in the final composition, through the correlation of the author's and reader's positions. Dialogues as the basis of communication are considered as a classical relevant technique since researchers note a decline in the quality of reading by modern readers. Due to this fact, guidelines of the National Program and the Code of Ethics of the Russian Librarian are cited. The article gives a short overview of practical methods of work in the field of culture of reading, results of questioning are given and prospects are outlined.

Текст научной работы на тему «Культура чтения в информационном обществе»

УДК 028.1: 316.7

Б01: 10.17223/23062061/14/6

А.Ф. Нургалиева, С.Ю. Назарова, А.Б. Семириков КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. Анализируется проблема чтения в информационном обществе. Рассматриваются традиция культуры чтения и возможность её преемственности образовательными учреждениями через актуализацию классических форм взаимодействия: читатель-автор, читатель—педагог. В пример приводится инновационная методика В.И. Тюпы. Ставится вопрос о возможности преодоления кризисной ситуации путем проектирования в библиотечной среде. Рассматривается деятельность сообщества молодых библиотекарей НБ ТГУ по повышению уровня культуры чтения в молодежной среде.

Ключевые слова: культура чтения, читательская компетенция, информационное общество, библиотечная среда, диалогийность.

Со сменой характера общества переосмысливается вопрос о ценности устного и печатного слова. Для актуализации контекста исследования не можем не обратиться к изысканиям букваристики как «одной из самых старых методик обучения» грамоте и воспитания отношения к слову. «Педагог не должен забывать, что дух наш питается идеями, тело - материальной пищей, а душа и все её способности - деятельностью», - говорил К.Д. Ушинский [1]. «Содержание обучения, в том числе и грамоте, обязано давать ребенку пищу и для развития его духа (ментальной сферы личности), тела (физической сферы) и души (эмоционально-волевой сферы). Этой пищей для ребенка является родное слово, в котором живет «вечно юная, вечно развивающаяся душа народа» [2].

Предвосхищая русского ученого, Ян Амос Коменский произнёс речь «Об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом развития природных дарований», в которой отмечал: «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья,

они охотно беседуют с нами... учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют нам самые далёкие от наших глаз вещи.» [3].

Сближает двух педагогов единое видение цели чтения - «проницательность» как одно из проявлений духовного становления, которое осуществляется в диалогах: читатель-текст-автор, читатель-текст-педагог.

Сегодня высказывания ученых приобретают тональность робкого напоминания о необходимости формирования культуры чтения, культуры восприятия текста при его особой роли в становлении личности, поскольку информационное общество направлено в большей степени на потребление, а планирование досуга имеет особую специфику, связанную с профицитом возможностей (путешествия, развлечения).

Читатель-текст-автор. Читатель-текст-педагог

Читательская компетенция предполагает коммуникацию, или диа-логийность, с сознанием автора (по М.М. Бахтину). Такой диалог непросто очертить. В.И. Тюпа в своей статье [4] описал формирование читательской компетенции стадиально. Центральными понятиями стали жанровое мышление, эмоциональная рефлексия, понятийное мышление, текст как источник художественного впечатления, развитие абстрактно-логического мышления, овладение экзистенциальными смыслами, эстетическая идентификация, соотнесение собственной нравственной нормы с нормой авторского сознания.

Заключительный этап - соотнесение собственной нравственной нормы с нормой авторской - предполагает сравнение личностных этических установок через литературный анализ. «Я должен вчувствоваться в этого другого человека, ценностно увидеть изнутри его мир так, как он его видит, стать на его место и затем, снова вернувшись на свое, восполнить его кругозор тем избытком видения, который открывается с этого моего места вне его, обрамить его, создать ему завершающее окружение из этого избытка моего видения, моего знания, моего желания и чувства <.> Первый момент эстетической деятельности - вживание», - говорил М.М. Бахтин [5].

Возникает вопрос: как культура чтения соотносится с существующими методами исследования текста. Если читатель воспринимает текст как мышление автора, то для его изучения он осознанно может применить научный метод: структурализм, феноменологию, герменевтику. С одной стороны, меняется понятийный язык рефлексирующего читателя по ходу погружения в ту или иную школу. С другой - формируется навык сравнения, сопоставления мировоззрений, необходимый для работы с любой гуманитарной литературой. В школе культура восприятия исследуется через критерии использования литературных терминов в итоговом сочинении, через соотнесение авторской и читательской позиций.

Современное образование не успевает актуализировать традиционные формы обучения на фоне быстро развивающегося информационного общества. Классические методы работы с текстом (от учителя к ученику) теряют свою привлекательность как форма интеллектуального досуга. Между тем именно в коммуникативной ситуации читатель обретает необходимый навык соприкосновения с сознанием автора.

Эта проблема стала одной из причин создания «Национальной программы поддержки и развития чтения», заказчиками которой выступили Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Российский книжный союз. Сроки реализации программы - с 2007 по 2020 г. Характеризуя проблему снижения качества чтения, авторы программы подчёркивают, что в масштабах страны инфраструктура поддержки чтения достигла критического предела. Данное состояние специалисты рассматривают как начало процесса разрушения национальной культуры. «Проблемы чтения в России имеют специфику, порождённую ее переходным состоянием. Возникли и усиливаются факторы, снижающие читательскую активность в массовом масштабе. Эти факторы обусловлены тем, что прежние институциональные структуры, обеспечивавшие массовую распространенность и престиж чтения в советское время, перестали отвечать изменившимся требованиям, а новые находятся в стадии становления» [6. С. 7].

Среди институтов, на которых лежит работа по реализации программы, основную надежду в поддержке культуры чтения возлагают на библиотеки. В «Кодексе этики российского библиотекаря», принятом на Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации в 2011 г., говорится о том, что библиотека «пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения» [7]. Не случайно именно библиотекари первыми поставили вопрос о связи культуры чтения и информационной культуры. «Первым обратился к вопросам изучения читателя и книги на научной основе Н. А. Рубакин, а одними из первых работ, в которых использовалось понятие "информационная культура", стали статьи библиографов К.М. Войхановской, Б.А. Смирновой, Э Л. Шапиро» [8].

Практические методы работы в области культуры чтения в НБ ТГУ

В пространстве университета формирование навыка культурного восприятия текста возможно с помощью деятельности не только факультетов, спецификой обучения на которых является работа с текстом (ФилФ, ФЖ), но и библиотеки. До настоящего времени в НБ ТГУ инструментами, позволяющими студентам поддерживать культуру чтения, были мероприятия, выставочная деятельность, занятия по библиотековедению, которые проводит с 1979 г. библиографический отдел. С 2011 г. раздел «Культура чтения» исчез из обучающей программы «Основы информационной культуры».

С 2015 г. сотрудниками НБ ТГУ разрабатывается проект, направленный на популяризацию чтения и формирование читательской компетенции среди молодежи. В ноябре 2015 г. в НБ ТГУ авторами проекта был проведен опрос среди читателей и гостей библиотеки, возраст которых составлял от 13 до 27 лет. Было обработано 120 опросных листов.

Максимальное количество прочитанных опрошенными книг за 2015 г. составило 70 экземпляров. Часть респондентов не прочита-

ли ни одной книги за год; 60 респондентов читали в истекшем году только беллетристику; только научную литературу читали 9 человек; под рубрикой «другое» многие подразумевали публицистику, ее предпочли 6 человек.

Пятерка самых востребованных авторов выглядит следующим образом: Ф.М. Достоевского рекомендовали прочитать 23 человека; М. Булгакова - 13; М.Э. Ремарка - 11; Р. Брэдбери - 8; С. Кинга -8 респондентов. Вдумчиво читают 35 человек, «зависит от литературы» - так определили свой характер чтения 35 человек, 2 человека читают книги, пролистывая их, и 2 человека читают цитаты из пабликов в «ВКонтакте».

«Культура чтения» для опрашиваемых - это «то, что человек читает», «практики, помогающие расширить кругозор», «умение осмысливать и выделять главное в прочитанном», «литература, заставляющая думать и мыслить, настраивать мировоззрение», «навыки работы с книгой», «способность наиболее рационально и продуманно использовать прочитанную информацию», «сосредоточенное чтение», «массовое приобщение к чтению», «все, что связано с чтением», «комфортность чтения», «умение выделять качественную литературу», «применение при чтении к своему поведению паттернов, выработанных обществом для чтения за время его существования», «перенос прочитанного на свой опыт», «ориентация в литературе», «осознанное чтение», «потребность в чтении», «выбор правильной литературы», «умение слышать то, что говорит книга».

«Совместное чтение» респонденты определяли как «чтение в кругу друзей, семьи», «чтение одной / нескольких книг одновременно с кем-то / чтение по ролям», «совместное обсуждение прочитанного», «коллективное чтение», «бессмысленная трата времени, так как в моем понимании чтение бывает полезным и продуктивным лишь в одиночестве».

Анализируя данные опроса, можно прийти к выводу, что проблема снижения качества чтения в информационном обществе не является надуманной. Соответственно, деятельность, предполагающая создание учебных коммуникативных ситуаций, актуальна.

Литература

1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский; [сост. и подгот. к печати В.Я. Струминский]; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. М. ; Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1949. Т. VI. С. 303.

2. Штец А.А. Методика обучения К. Д. Ушинского // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 10. Электрон. версия печат. публ. URL: http://school2100.com/upload/iblock/b36/b366640f1bc665579dfe1adfe89ec823.pdf.

3. Коменский Я.А. Об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом развития природных дарований // Актиноя. Электрон. дан. [Б. м.], 2011. URL: http://aktinoya.ru/index. php?option=com_content&view=article&id= 172:2011 -12-22- 13-12-54&catid=72:2011-12-07-09-41-15&Itemid= 182.

4. Тюпа В.И., Сергеева (Носкова) В.Б. Инновационная технология литературного образования школьников: системно-деятельностный подход (статья вторая) // Филологический класс. 2014. № 2. Электрон. версия печат. публ. URL: http://cyberleninka.ra/article/n/innovatsionnaya-tehnologiya-literaturnogo-obrazovaniya-shkolnikov-sistemno-deyatelnostnyy-podhod-1.

5. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // InFolio: университетская электронная библиотека. Электрон. дан. [Б. м.], 2000. URL: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/2_1.html.

6. Национальная программа поддержки и развития чтения // Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. Электрон. дан. М., 2007-2011. URL: http://www.mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf.

7. Кодекс этики российского библиотекаря // Российская библиотечная ассоциация. Электрон. дан. М., 2005-2015. URL: http://www.rba.ru/content/about/ doc/codex.php.

8. Аманова Г.К. О культуре чтения в современном информационном обществе // Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова. Электрон. дан. Павлодар, 2009-2015. URL: http://psu.kz/index.php?id=2163&Itemid= 228lang=rus&option=com_content&view=article.

CULTURE OF READING IN AN INFORMATION SOCIETY

Tekst. Kniga. Knigoidanie - Text. Book. Publishing, 2017, 14, pp. 100-107. DOI: 10.17223/23062061/14/6

Anastasiya F. Nurgaliyeva, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: virtr@list.ru

Svetlana Yu. Nazarova, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: publication@mail.tsu.ru

Andrey B. Semirikov, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: rozanoff@lib.tsu.ru

106 A.0. Hуpгcmueea, CM. Hasapoea, A.E. CeMupuKoe

Keywords: culture of reading, reader's competence, information society, library environment, dialogic.

The article considers the role of the culture of text perception in an information society in the context of the formation of the reader's personality. The tradition of the reading culture formation is presented through the views of the scholars K.D. Ushinsky, Ya.A. Komensky, M.M. Bakhtin. The continuity of tradition in the studies of educational communicative situations and the evolutionist theory of V.I. Tyupa is noted. To update the classical forms of work with the text, dialogues were recognized as a reference point: the reader - the text - the author, the reader - the text - the teacher. The basic concepts in development of reader's perception were identified: genre thinking, emotional reflection, conceptual thinking, text as a source of artistic impression, development of abstract and logical thinking, learning existential meanings, esthetic identification, correlation of one's own ethical standard with the norm of the author's consciousness. The final stage is the correlation of one's own ethical standard with the author's norm, which assumes comparison of personal ethical views through literary analysis. On the one hand, the conceptual language of the reflecting reader changes while they immerse in this or that school changes. On the other hand, the skill of comparison, comparison of outlooks necessary for work with any humanitarian literature, is formed. At school, the culture of perception is investigated through the criteria of literary terms application in the final composition, through the correlation of the author's and reader's positions.

Dialogues as the basis of communication are considered as a classical relevant technique since researchers note a decline in the quality of reading by modern readers. Due to this fact, guidelines of the National Program and the Code of Ethics of the Russian Librarian are cited.

The article gives a short overview of practical methods of work in the field of culture of reading, results of questioning are given and prospects are outlined.

References

1. Ushinskiy, K.D. (1949) Sobranie sochineniy: v 11 t. [Collected Works. In 11 vols]. Vol. 6. Moscow; Leningrad: RSFSR Academy of Pedagogical Sciences.

2. Shtets, A.A. (2010) Metodika obucheniya K.D. Ushinskogo [K.D. Ushinsky's teaching method]. Nachal'naya shkola plyus do i posle. 10. [Online] Available from: http://school2100.com/upload/iblock/b36/b366640f1bc665579dfe1adfe89ec823.pdf. (Accessed: 6th November 2015).

3. Komenskiy, Ya.A. (2011) Ob iskusnom pol'zovanii knigami - perveyshim in-strumentom razvitiya prirodnykh darovaniy [On the skillful use of books as the first instrument for the development of natural talents]. [Online] Available from: http://aktinoya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=172:2011-12-22-13-12-54&catid=72:2011 -12-07-09-41-15&Itemid= 182. (Accessed: 6th November 2015).

4. Tyupa, V.I. & Sergeeva (Noskova), V.B. (2014) Innovation technology of literature education at school: active and systematical approach (part 2). Filologicheskiy klass. 2(36). [Online] Available from: http://cyberlemnka.ru/article/ri/innovatsionnaya-tehnologiya-literatumogo-obrazovaniya-shkolnikov-sistemno-deyatelnostnyy-podhod-1. (Accessed: 6th November 2015).

5. Bakhtin, M.M. (2000) Avtor i geroy v esteticheskoy deyatel 'nosti [The author and the hero in aesthetic activity]. [Online] Available from: http://www.infoliolib.info/ philol/bahtin/2_1.html. (Accessed: 6th November 2015).

6. Interregional Centre of Library Cooperation. (n.d.) Natsional'naya programma podderzhki i razvitiya chteniya [National Program for Support and Development of Reading]. [Online] Available from: http://www.mcbs.ru/files/File/nats_programma_ podderzhki_chteniya.pdf. (Accessed: 6th November 2015).

7. Russian Library Association. (2005-2015) Kodeks etiki rossiyskogo bibliotekar-ya [Code of Ethics of the Russian Librarian]. [Online] Available from: http://www.rba.ru/content/about/doc/codex.php". (Accessed: 6th November 2015).

8. Amanova, G.K. (2009-2015) O kul'ture chteniya v sovremennom informatsion-nom obshchestve [On the culture of reading in the modern information society]. [Online] Available from: http://psu.kz/index.php?id=2163&Itemid=228lang= rus&option=com_content&view=article. (Accessed: 6th November 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.