Научная статья на тему 'Культура безопасности жизнедеятельности как компонент профессиональной культуры'

Культура безопасности жизнедеятельности как компонент профессиональной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура безопасности жизнедеятельности как компонент профессиональной культуры»

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ © И.Н. Немкова

В последнее время в теории и практике профессиональной подготовки специалиста существенно возросла значимость культурологического подхода. В кризисном социуме, характеризующемся экологической, экономической, социальной и политической нестабильностью, именно культура является достойным способом выживания человека.

Сохранение собственной жизни и здоровья, являющееся необходимостью каждого индивидуума, определяется наличием и уровнем сформированное™ культуры безопасности жизнедеятельности. Сохранение человека как биологического вида, как представителя социума и цивилизации в целом не отделимо от профессиональной деятельности и степени ее безопасности для общества. Практический опыт показывает, что знания, умения и навыки, определяющие компетентность специалиста, сегодня не достаточны для реализации концепции устойчивого развития. Коренное изменение личностных качеств, сознания, мышления, мировоззрения людей на определяемое принципами безопасности становится залогом выхода из сложившейся ситуации.

Следовательно, перед высшим профессиональным образованием встает задача не только подготовки ком-

петентных профессионалов, но и специалистов, способных обеспечивать в будущем безопасность жизнедеятельности общества, государства, мирового сообщества. Именно поэтому формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности, как компонента профессиональной культуры будущего специалиста, начатое школой, должно быть обязательно продолжено в вузе, что явится гарантом культуры безопасности жизнедеятельности общества.

Культурологический подход позволил провести анализ культуры безопасности жизнедеятельности в системе общефилософских категорий, - общего, особенного, отдельного и единичного - и позволил построить логически субординированный ряд понятий: культура - профессиональная культура - культура безопасности жизнедеятельности.

Исследование сущности и содержания феномена культуры безопасности жизнедеятельности позволяет представить ее как интегральное качество личности человека, как условие и предпосылку безопасной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности в области обеспечения безопасности любого специалиста и как цель профессионального самосовершенствования.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ © Ю.В. Казадаев

Безопасность жизнедеятельности - учебная дисциплина, которая интегрировала знания, ранее накопленные человечеством в различных сферах своего бытия. Так, основу научных и практических знаний составили знания естественных наук: биологии, географии, физиологии человека, технических наук, которые структурно объясняют суть процессов и явлений, и знаний, почерпнутых из прикладных дисциплин: «Охрана труда», «Гигиена труда», «Охрана окружающей среды», Гражданская оборона», «Первая медицинская помощь» и ряд других.

Учебная программа составлена в соответствии с Госстандартом для всех специальностей высшего профессионального образования, не в полной мере отражает меняющиеся реалии современной жизнедеятель-

ности будущего специалиста и требует качественного улучшения.

Дифференцированный подход предполагает учет индивидуально-психологических качеств студента, овладение ими минимумом образовательной подготовки, являющейся обязательной и обеспечивающей возможность адаптации его в быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности. В дальнейшем студенты имеют возможность получить углубленные знания по тому направлению, которое в наибольшей степени отвечает профилю их будущей специальности. На наш взгляд, целесообразно планировать конструирование читаемого нами курса «Безопасность жизнедеятельности», дифференцируя учебный процесс, с учетом особенностей развития познавательной сферы студента, по следующим направлениям:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.