2019, №3 '' www.paradigma.science
УДК 331.1
Васькова А. О., Суркова И. Ю.
Культура безопасности труда персонала в транспортной сфере
Васькова Анастасия Олеговна, студент направления подготовки управление персоналом Поволжского института управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Суркова Ирина Юрьевна, доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом Поволжского института управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Safety culture of personnel in the transport sector
Аннотация: Обеспечение достойных и безопасных условий труда в настоящее время является приоритетным направлением кадровых политик организаций. Особенно актуальна эта тема для организаций среднего и малого бизнеса. Недостаточное оснащение рабочих мест безопасными средствами труда, низкая культура труда провоцируют производственные риски. Для персонала, работающего с использованием спецтехники, возрастает угроза травматизма и несчастных случаев. Труд водителей грузовых автомобилей подлежит особому регулированию: водитель должен проявлять особую внимательность, что увеличивает его переутомление и приводит к физической усталости. Поэтому культура труда водителей специализированного транспорта должна быть на высоком уровне. В статье описываются результаты проведения кадрового аудита, направленного на анализ безопасности труда при осуществлении строительных грузоперевозок, в организации малого бизнеса - ООО «Спецтехавто».
Ключевые слова: культура безопасности труда, техника безопасности, транспортные грузоперевозки, спецтехника, режим труда и отдыха, профессиональные риски, автотранспортная сфера, строительные грузоперевозки, водители грузовых автомобилей, водители автобетоносмесителей
Abstract: The provision of decent and safe working conditions is currently a priority for personnel policies of organizations. This topic is especially relevant for organizations of medium and small businesses. Insufficient equipment of workplaces with safe means of labor, a low work culture provokes production risks. For personnel working with special equipment, the risk of injuries and accidents increases. The work of truck drivers is subject to special regulation: it must be especially attentive, which leads to speedy overwork and physical fatigue. Therefore, the work culture of drivers of specialized vehicles should be at a high level. The article describes the results of a personnel audit aimed at analyzing labor safety during construction cargo transportation, in a small business organization - Spetstekhavto LLC.
Keywords: Safety culture of personnel, safety precautions, freight transport, special equipment, work and leisure regimes, occupational risks, road transport, construction freight transport, truck drivers, concrete mixer drivers
На сегодняшний день автомобильные грузоперевозки становятся достаточно востребованными на рынке услуг, поскольку такой вид транспортировки считается бюджетным, гибким, маневренным и быстрым. Большинство современных коммерческих предприятий, следуя трендам развития информационных технологий, работают с потребителями онлайн, то есть клиент приобретает товар удаленно, а фирма организует его доставку до места назначения. Особенно это актуально для габаритных грузов, а также материалов, которые относятся к категории строительные, например, бетон, щебень, песок, древесина, каменные изделия. Для их транспортировки необходим специально обученный персонал, способный работать на автомобилях, предназначенных для сохранения агрегатного состояния перевозимого вещества и его безопасного перемещения. На работников возлагается большая ответственность за выполнение профессиональных функции, поскольку нарушения производственной и технологической дисциплины, низкая культура труда маркируют всевозможные риски, которые связаны не только с имиджем компании, но и непосредственно с угрозой травматизма, несчастных случаев, смертности не только сотрудников, но и пешеходов. И, если раньше в организациях основное внимание уделялось технике безопасности, но сегодня специалисты в области управления персоналом говорят о формировании культуры безопасности персонала, дающей возможность качественного повышения уровня гарантированной безопасности [1].
Очевидно, что техника безопасности будет структурно включаться в общую культуру безопасности труда, в которую входят культурные аспекты охраны труда (отношение к охране труда, поведение в данной системе, климат на рабочем месте с точки зрения безопасности работы) [2], а также ценности, представления и принципы, система практических процедур и поведенческих реакций на применение этих процедур в управлении системой безопасности труда [3]. Кроме того, обеспечение безопасности сотрудников в организациях, занимающихся грузоперевозками, зависит не только от культуры безопасности самого персонала, но и от транспортной культуры населения в целом, которая определяется как «система знаний о специфических и самобытных формах жизни и деятельности человека, социальных групп, общества по удовлетворению их потребностей в осуществлении вещественного, энергетического, информационного, социального обмена и соответствующие умения и навыки транспортной среды, организации жизнедеятельности и транспортировки в ней, проявляющиеся в условиях необходимых и максимально возможных уровней безопасности и комфортности транспортных процессов и всех его участников с наименьшим ущербом для окружающей среды» [4]. Очевидно, что
автотранспорт относится к источникам повышенной рисковой опасности, а ответственность за безопасность движения (соблюдение правил дорожного движения, техники безопасности, содержание автомобиля в надлежащем эксплуатационном виде) перекладывается на водителя, что заставляет работодателей уделять повышенное внимание не только квалификации сотрудника, но и его культуре безопасности вождения [5].
Автомобильные грузоперевозки — это доставка грузов сухопутным транспортом по безрельсовым путям, зачастую с использованием спецтехники, под которой принято понимать «весь комплекс транспортных средств, который используется не для перевозки людей, а для других функций» [6]. Как и любой другой вид транспортировки грузов, автомобильные детально урегулированы российским законодательством. Основные нормативные акты в данной сфере — это Гражданский кодекс, федеральные законы «О государственной регистрации юрлиц и ИП», «О транспортно-экспедиционной деятельности». Несмотря на достаточно хорошую проработанность нормативно-правовых актов в области урегулирования вопросов обеспечения безопасности труда в сфере грузоперевозок, можно констатировать достаточно большую вероятность наступления риск-угрозы, которая несет в себе опасность, связанную с наступлением неблагоприятных последствий поведения работника в экстремальной ситуации. Так, по данным официальной статистики Госавтоинспекции, в 2018 году зафиксировано 168 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в них погибли 18,2 тысячи человек, ранены были 214,8 тысяч человек. Но стоит отметить, что 65,9 тысячи из этих ДТП случались по вине водителей большегрузов, погибло в таких ДТП 1,7 тысяч были ранены 13,7 тысяч человек [7]. Только в Москве за 2019 год при 434 авариях с фурами зафиксировано 40 смертей и 500 пострадавших с травмами [8].
И хотя в общей сложности количество дорожно-транспортных происшествий в России постепенно сокращается, однако статистика по авариям с участием грузового транспорта по-прежнему неутешительна растет. Сказывается и усталость водителей, режим труда и отдыха которых сегодня почти не контролируется. Также следствием такой статистики часто является недобросовестное отношение работодателей к состоянию транспортных средств, то есть рабочего места персонала, в том числе коррупция при прохождении техосмотра, и многие другие факторы. По статистике, такие показатели аварийности связаны преимущественно с переутомлением и не профессиональностью работников. Стоит особо подчеркнуть тот факт, что для водителей большегрузов эта проблема особенно актуальна — они в отличие от водителей легковых автомобилей чаще отправляются в длительные поездки и времени за рулем,
соответственно, проводят значительно больше. В подобных условиях чрезвычайно актуальной становится система контроля состояния водителя - «активная система контроля автомобильной безопасности, которая следит за общим физическим и психологическим состоянием водителя и, в случае ухудшения основных биологических параметров самочувствия, сообщает водителю о необходимости прекращении движения транспортного средства» [9].
Обратим внимание на то, что в среднем первые признаки переутомления проявляются уже к 4-5 часам рабочего времени водителя, в полной мере оно ощущается на 6-8-м часу, а к концу девятого часа, проведенного за рулем, работнику требуется серьезное волевое усилие, чтобы поддерживать движение на безопасном уровне. В связи с этим, время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов [10]. При наличии графика ежедневной работы от 8 часов персоналу может предоставляться перерыв для отдыха и питания продолжительностью от 30 минут до 2-х часов.
Зарубежный опыт показывает, что необходимо регулировать время труда и отдыха водителей специализированных автомобилей. Так, согласно нормам европейского законодательства, непрерывное вождение такого транспорта должно составлять не больше 4 часов 30 минут. Всего же в течение недели водитель, по общим правилам, может находиться за рулем не более 48 часов, хотя иногда, в определенных случаях, этот срок может быть продлен до 60 часов. Водитель, рабочий день которого длится 6-9 часов, обязан прерываться не менее чем на получасовой перерыв, а если этот срок превышает 9 часов, то и продолжительность перерыва увеличивается до 45 минут. При этом сами перерывы делятся на несколько видов: краткосрочный, длительностью от 15 до 30 минут; обеденный (необходим для принятия пищи) и долгосрочный, который длится не меньше получаса [11]. Регулируются за рубежом также и время, отведенное на отдых.
Акцент в европейском законодательстве делается на штрафных санкциях, материальной ответственности водителей, вплоть до конфискации автотранспортных средств [12]. К примеру, в таких странах, как Великобритания, Германия, Франция, Голландия и Бельгия, водителям, которые провели 45 часов отдыха, положенные им в неделю, в салоне автомобиля, придется заплатить солидный штраф. В
Великобритании сумма штрафа составляет £300 даже в том случае, если нарушение произошло за пределами страны. В Бельгии и Нидерландах — €1,8 тыс. и €1,5 тыс. на предприятие соответственно. В Германии водитель должен платить €60 в час, а транспортный оператор — €180 в час. Однако самые жесткие меры действуют во Франции, где штраф на компанию может достигать €30 тыс., а руководитель транспортной службы может лишиться свободы на год. На практике, впрочем, чаще всего сумма штрафа там составляет около €2,3 тыс.
Трудовое законодательство России относительно недавно стало ужесточать контроль за соблюдением водителями специальной техники безопасности труда. Так, руководители коммерческих организаций стали обязаны обеспечивать своим водителям ежегодное прохождение специализированной программы по безопасности дорожного движения. Но на данный момент организация сама решает в какой форме будет проходить обучение. Его может осуществлять как сама организация, так и специализированные центры.
Примером такой программы обучения будет являться ознакомление сотрудника с «Инструкцией по эксплуатации и обслуживанию», в которой описаны функциональные показатели машины, а также приведены правила по технике безопасности. Дополнительно содержится информацию о том, что на каждой машине установлены предупредительные таблички, указывающие на возможные опасные ситуации и способы предотвращения подобных ситуаций. Поэтому, прежде чем начать эксплуатацию спецтехники, водителю необходимо прочитать, изучить и понять эту инструкцию, ознакомиться со всеми предупредительными табличками, установленными на машине, и убедиться в полном понимании их значения и содержания.
В 2019 году государство обязует компании, заставляющие водителей перерабатывать, платить штрафы. На сегодняшний день, санкции за подобные нарушения оплачивает непосредственно водитель. Новый закон, в первую очередь, относится к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, имеющим на балансе своей фирмы спецтехнику. За нарушение установленного режима труда и отдыха водителей должностных лиц оштрафуют на сумму от 7 тысяч рублей до 10 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей - от 15 тысяч рублей до 25 тысяч рублей, а юридических лиц - от 20 тысяч рублей до 50 тысяч рублей руб. Но при выяснении факта переработок по инициативе сотрудника, на него наложат штраф в размере от 1,5 тысячи рублей до 2 тысяч рублей. Соответственно, одним из рычагов воздействия на формирование культуры безопасности труда в организациях, занимающихся грузоперевозками, являются санкции материального характера, что
возвращает нас к традиционной модели воздействия на сотрудников через «кнут и пряник».
В целях детального изучения уровня развития культуры безопасности труда персонала в транспортной сфере нами был проведен кадровый аудит, направленный на анализ безопасности труда при осуществлении строительных грузоперевозок, в организации малого бизнеса - ООО «Спецтехавто». Опыт работы компании на рынке хоть и не большой (с 2015 года), но за время своего существования, она заняла лидирующую позицию в сфере строительных грузоперевозок на региональном уровне, и ведет достаточно экстенсивную политику по завоеванию рынка на федеральном уровне. Исследование проводилось с использованием таких методов как анализ документов (внутренних локальных нормативных актов), а также стандартизированного формализованного интервью со всеми сотрудниками организации (25 человек).
Ключевыми сотрудниками компании являются водители грузовых автомобилей и водители автобетоносмесителей. В обязанности водителей грузовых автомобилей входит ежедневный контроль за техническим состоянием автомобиля и дополнительного оборудования; соблюдение скоростного режима; своевременное оповещение о сроках прохождения технического обслуживания, прохождение ежедневного предрейсового медосмотра. Водитель спецтехники при выходе в рейс имеет при себе необходимые документы (паспорт гражданина РФ, водительское удостоверение, путевой лист, документы на автомобиль). В целях снижения рисков на производстве водитель, в соответствии с установленной технологией проведения работ в полевых условиях, обязан осматривать место загрузки (выгрузки) на наличие предметов, способных повредить автомобиль. В частности, запрещается подъезжать ближе, чем на 1,5 метра к краям котлована.
Водители автобетоносмесителей при эксплуатации спецтехники обязательно осуществляют промывку после выгрузки; чистят приемную воронку; контролируют скорость движения барабана. Водитель запрещено добавлять воду в смесительный барабан или промывать барабан в неположенном месте. Однако на практике в производственных условиях возрастает риск нарушений технологии.
С учетом специфики организации основными профессиональными рисками, угрожающими здоровью работников, являются повышенный уровень шума в кабинах; усталость из-за графиков работы и иные, обусловленные эксплуатацией спецтехники. В ходе исследования удалось выяснить, что в организации присутствуют 2 класса условий труда и количество рабочих мест по каждому из них: оптимальные-3 человека (АУП, ИТР и специалисты), вредные-22 человека (водители).
Анализ факторов, определяющих условия и безопасность труда в организации показал, что законодательные требования и требования стандартов в области организации труда, оплаты, условий труда и охраны соответствуют внутренним документам ООО «Спецтехавто» и соблюдаются; условия труда сотрудников также соответствуют нормам; материально-техническая база в норме, то есть все автомобили проходят регулярные технические осмотры и проверки перед рейсами, их ремонт осуществляется незамедлительно; для водителей оборудованы комнаты отдыха, в которых находятся спальные места, санузлы, души.
В ходе анализа методов управления условиями и безопасностью труда в ООО «Спецтехавто», было выявлено, что обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты осуществляется регулярно, треть сотрудников удовлетворены качеством, эргономическими особенностями, эстетическим видом СИЗ. В организации осуществляется контроль за регулярным проведением медицинских осмотров, недопущением к работе лиц, не прошедших медосмотр или с отклонением состояния здоровья. Персонал полностью удовлетворен качеством медосмотров.
Каждый сотрудник проходит несколько видов инструктажей, а именно, вводный по охране труда при поступлении на работу, один раз в полгода по охране труда и ежегодное обучение по охране труда и оказанию первой медицинской помощи. Сотрудники, относящиеся к вредному классу условий труда, получают такие виды компенсаций и льгот, как денежные доплаты и дополнительный отпуск. Однако, организация применяет такие санкции за нарушение безопасности труда, как предупреждения и штрафы. Обратим внимание на то, что в 2017 году организация успешно прошла проверку, по специальной оценке, условий труда. Несчастных случаев в организации за весь период ее работы не было. Тем не менее, в соответствии с законодательством каждый сотрудник организации проходит обязательное социальное страхование.
Обратим внимание на то, что треть сотрудников (9 человек) в ходе опроса негативно оценили организацию своего рабочего места и состояние производственной среды. Такой показатель связан с тем, что условия труда данной категории водителей является физически достаточно тяжелым. Перевозимые грузы, повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, повышенные уровня шума и большая вибрация, токсические воздействия этилированного бензина, паров электролита становятся вредными факторами, влияющими на ухудшение здоровья информантов. Мы предполагали, что высокий уровень неудовлетворенности условиями и безопасностью труда будет являться важным аргументом в пользу увольнения. Однако, наша гипотеза не подтвердилась, поскольку, данная группа сотрудников не собирается покидать организацию. В ходе интервью водители говорили о том, что их
организация, безусловно, ответственный работодатель, а все вышеперечисленные вредные условия - это «издержки профессии» или «профессиональные риски».
Культура безопасности труда формируется не только посредством влияния руководителя на сотрудников, но и через ценности самого коллектива. Одним из важнейших инструментов поддержания подобных ценностей является соблюдение сотрудниками правил безопасности труда. Однако, несмотря на то, что за их нарушение следуют санкции (предупреждение и лишение премии), все водители иногда эти правила нарушают. Нарушения закрепляется в журнале регистрации нарушений правил безопасности труда. Помимо санкций в ООО «Спецтехавто» существуют поощрения, одним из условий получения которых является соблюдение правил безопасности труда. При этом чаще всего руководитель пользуется неформальным методом мотивации персонала -похвалой перед коллективом.
Руководство ООО «Спецтехавто» проводит различные мероприятия по обеспечению безопасных условий труда: обеспечение в установленном порядке работников, относящихся к вредным условиям труда, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, кремами и их модернизация от воздействия вредных факторов на рабочем месте; нанесение на спецтехнику сигнальных цветов и знаков безопасности; механизация работ при транспортировании грузов; приведение уровней естественного и искусственного освещения в автопарке в соответствии с действующими нормами; реконструкция имеющихся комнат отдыха для водителей; организация проводит в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников, а также оказанию первой помощи.
В ходе сравнительного анализа мероприятий и результатов анкетирования сотрудников, мы выяснили, что мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, проводимые организацией частично эффективны, так как качеством, эстетическим видом и регулярностью выдачи СИЗ персонал полностью удовлетворен, но входе интервью выяснилась другая проблема, а именно, выдача СИЗ общего вида, то есть не для водителей грузовых автомобилей и автобетоносмесителей, а просто для водителей, которые включают в себя комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные двупалые, куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, жилет сигнальный. Часть информантов отметили, что на рабочем месте недостаточная освещенность, то есть мероприятия по приведению уровней естественного и искусственного освещения в автопарке в соответствии с действующими нормами прошла безуспешно. Отметим
также, что большая часть респондентов недовольна тем, что организация не проводит мероприятия по снижению воздействия на работников вредных факторов (экологически небезопасные перевозимые грузы; повышенная загазованность и запыленность рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенные уровни шума и вибраций; пониженная или повышенная влажность воздуха в рабочей зоне; сильная или недостаточная освещенность; токсическое воздействие этилированного бензина, паров электролита). К сожалению, проблема, связанная с переутомлением водителей пока также не решена.
Необходим комплексный подход к проблеме, что уже в ближайшем будущем сможет наладить систему отдыха водителей грузовых автомобилей, занимающихся коммерческой деятельностью, повысить их квалификацию и значимость технического обслуживания машин, а также помочь спасти жизни сотням и тысячам человек, которые ежегодно погибают на российских трассах. Процесс формирования культуры безопасности труда на автотранспортных предприятиях достаточно долгий, поскольку «восприятие действительности и действительное поведение замыкаются в реверсивную петлю» [13], а основным механизмом закрепления культуры безопасности является положительная реакция формальных руководящих структур организации (например, ответственных за соблюдение техники безопасности) на действия работников, что интериоризует соответствующие ценностные установки.
Библиографический список
1. Алешков Д.С.: Охрана труда на автомобильном транспорте: Учебно-справочное пособие. - Омск: СибАДИ, 2013. С.9
2. Андрющенко О.В., Березина Е.С., Нестеренко Н.А., Суркова И.Ю. Система мотивации персонала на современном предприятии // Экономика и управление в условиях риска и неопределенности / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С. 63
3. ГИБДД опубликовала годовую статистику ДТП за 2018 год // http://www.1gai.ru/publ/522047-gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2018-god.html
4. Ежедневный мониторинг СМИ. 03.06.2019 // Сайт Минтранс // http://mintrans.ru/ https://docviewer.yandex.ru/view/210666805
5. Зубков М.Э. Модель формирования корпоративной культуры безопасности труда // Ученые записки Российского социального университета. 2012. №11. С. 99
6. Культура безопасности труда и менеджмент // Энциклопедия по охране и безопасности труда // URL: http://base. safework.ru/iloenc?doc&nd=857100071&nh=0&ssect=0
7. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№ 001МР/СЭ), (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004)
8. Морозова И.В., Козлов В.Г. Значение климата безопасности в формировании культуры безопасности труда персонала // Управленческие науки в современном мире. 2015. №1. С.603-607
9. Поцелуев П. А. Зарубежный опыт организации работы правоохранительных органов в сфере предупреждения и регистрации ущерба от дорожно-транспортных происшествий // Вестник Московского университета МВД России. 2013. №2. С. 176 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-organizatsii-raboty-pravoohranitelnyh-organov-v-sfere-preduprezhdeniya-i-registratsii-uscherba-ot-dorozhno (дата обращения: 14.12.2019).
10. Система контроля усталости водителя: что она собой представляет? [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://www.slavavto.ru/posts/675/ (Дата обращения: 13.12.2019)
11. Статистика погибших и пострадавших в ДТП за 2019 год на дорогах России // https://voditel.guru/wp-content/cache/supercache/voditel.guru/dtp/obshhee/statistika-v-rossii/index.html
12. Хайруллина Л.И., Гасилов В.С. культура охраны труда как элемент управления предприятием // Фундаментальные исследования. 2012. №11. С. 665-669 // https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30593
13. Якупов А. М. Транспортная культура и безопасность жизнедеятельности в транспортной среде // Современные проблемы транспортного комплекса России. 2012. № 2. С. 292