Научная статья на тему 'Опросник «Стиль вождения»'

Опросник «Стиль вождения» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2734
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОСНИК / СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ / ПЛАНИРУЮЩИЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ВОЖДЕНИЯ / АВАРИЙНОСТЬ БЕЗАВАРИЙНОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К СРЕДСТВАМ БЕЗОПАСНОСТИ / АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ / QUESTIONNAIRE / DRIVING STYLE / ACTIVITY STYLE / DESCRIPTIVE STATISTIC / TRANSPORT CULTURE / DRIVING CULTURE / ACCIDENT-SAFETY / THE ATTITUDE TO THE SAFETY FEATURES / PERSONALITY ACCENTUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобанова Ю.И.

В статье обосновывается актуальность, логика создания и результаты апробации опросника «Стиль вождения». Представлен анализ работ, на основе которого был выделен ряд характеристик стиля вождения. Приведена описательная статистика шкал опросника: средние значения и стандартные отклонения для общей (совокупной) выборки и для отдельных подгрупп: водителей-профессионалов, водителей-любителей, водителей безопасного и небезопасного возраста, водителей-мужчин и водителей-женщин безопасного возраста, водителей с разным стажем вождения, работающих и неработающих в транспортной сфере, аварийных и безопасных (безаварийных). Показаны различия средних между выделенными подгруппами водителей по отдельным характеристикам стиля вождения. Представлены данные по интеркорреляции шкал опросника, показаны корреляционные связи с опросником, оценивающим акцентуации личности (опросник Леонгарда-Шмишека).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the justification of the relevance, the logic of creating and the results testing of the questionnaire "Driving style". This paper presents an analysis of works, on the basis of which driving style characteristics were identified. The paper presents descriptive statistics scales questionnaire: the mean values and standard deviations for the total sampling and for individual subgroups: professional drivers, non-professional drivers, a safe and an unsafe-aged drivers, male and women drivers of safe-age, drivers with different driving experience, working and unemployed in the field of transport, emergency and safety (accident-free). This article shows the differences between the averages of subgroups of drivers on individual characteristics of the driving style. Here are the data of scales questionnaire intercorrelations and correlation with questionnaires assessing personality accentuation (questionnaire Leonhard-Shmishek).

Текст научной работы на тему «Опросник «Стиль вождения»»

УДК 159.9.07:159.986:656.13

Ю. И. Лобанова

Опросник «Стиль вождения»

В статье обосновывается актуальность, логика создания и результаты апробации опросника «Стиль вождения». Представлен анализ работ, на основе которого был выделен ряд характеристик стиля вождения. Приведена описательная статистика шкал опросника: средние значения и стандартные отклонения для общей (совокупной) выборки и для отдельных подгрупп: водителей-профессионалов, водителей-любителей, водителей безопасного и небезопасного возраста, водителей-мужчин и водителей-женщин безопасного возраста, водителей с разным стажем вождения, работающих и неработающих в транспортной сфере, аварийных и безопасных (безаварийных). Показаны различия средних между выделенными подгруппами водителей по отдельным характеристикам стиля вождения. Представлены данные по интеркорреляции шкал опросника, показаны корреляционные связи с опросником, оценивающим акцентуации личности (опросник Леонгарда-Шмишека).

The article is devoted to the justification of the relevance, the logic of creating and the results testing of the questionnaire "Driving style". This paper presents an analysis of works, on the basis of which driving style characteristics were identified. The paper presents descriptive statistics scales questionnaire: the mean values and standard deviations for the total sampling and for individual subgroups: professional drivers, non-professional drivers, a safe and an unsafe-aged drivers, male and women drivers of safe-age, drivers with different driving experience, working and unemployed in the field of transport, emergency and safety (accident-free). This article shows the differences between the averages of subgroups of drivers on individual characteristics of the driving style. Here are the data of scales questionnaire intercorrelations and correlation with questionnaires assessing personality accentuation (questionnaire Leonhard-Shmishek).

Ключевые слова: опросник, стиль вождения, планирующий стиль деятельности, описательная статистика, транспортная культура, культура вождения, аварийность - безаварийность, отношение к средствам безопасности, акцентуации личности.

Key words: questionnaire, driving style, activity style, descriptive statistic, transport culture, driving style, driving culture, accident-safety, the attitude to the safety features, personality accentuation.

Актуальность создания опросника «Стиль вождения» Автовождение при ограниченности свободы водителя в принятии решений правилами дорожного движения [4, 6, 24, 46], в выборе методов и средств конструктивными особенностями и техническими характеристиками транспортных средств [11, 24], оставляет определенное пространство для проявления его индивидуальности [2, 8,

© Лобанова Ю. И., 2016

12, с. 38-39; 13, 14, 22]. Во многих областях жизнедеятельности человека своеобразие исполнения деятельности или выбор индивидуальной линии поведения не влечет за собой негативных послед-последствий. Однако в транспортной отрасли при проектировании мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в России (как отмечают Е.М. Олещенко, Е.А. Сваткова [23, 26]) именно недостаточный учет дифференцированности групп участников дорожного движения в целом и индивидуальных особенностей водителей, в частности, отрицательно влияет на их эффективность. В исследовательской работе, в ходе которой был разработан опросник «Стиль вождения», изучались возможности прогнозирования аварийности водителей на основе диагностики особенностей их дорожного поведения. Анализ факторов и причин, предопределяющих эти особенности, может стать основой для ведения работы по адаптации водителей к участию в дорожном движении. В статье отражена логика работы при создании опросника, описываются его диагностические возможности и результаты апробации.

Методы изучения водительского поведения

Для изучения водительского поведения (и стиля вождения в частности) на Западе часто используется метод наблюдения: скрытого или открытого. В качестве примера можно привести Кельнский автомобильный тест [9, с. 60], который представляет собой поездку по определенному маршруту с решением ряда задач, в процессе которых действия водителя оцениваются (открыто или скрыто) сопровождающими наблюдателями как правильные, неправильные и незарегистрированные. У упомянутого метода есть как несомненные достоинства, так и определенные недостатки. Нахождение в ситуации внешнего наблюдения - серьезное испытание для водителя. В таких условиях срабатывает известный в социальной психологии эффект присутствия [20, с. 226-235], при котором превалируют доминантные реакции. Если кандидат в водители склонен допускать ошибки, то в ситуации наблюдении они проявятся. Таким образом, единственно, что может считаться установленным точно при использовании внешнего наблюдения - это уровень автоматизиро-ванности навыков вождения. Опытный же водитель с устойчивыми навыками может демонстрировать не обычное, а социально приемлемое поведение. Использование скрытого однократного наблюдения за водителем даже на трассе достаточной протяженности (как предусмотрено Кельнским тестом - 26 км) тоже не дает исчерпывающей информации относительно всех особенностей вождения, так как на дорожное поведение водителя влияет большое число ситуативных факторов, о которых писали разные авторы [6, 9, 12, 29, 30, 36, 37, 38, 40, 41]. Кроме того, использование наблюдения неизбеж-

но ставит вопрос о разработке критериев оценки и о подготовке экспертов [2; 9, с. 60], способных оценивать особенности вождения водителей по тем или иным признакам. Чтобы нивелировать недостатки прямого наблюдения, а также получить представление об обычном поведении водителя, имеющего достаточный опыт вождения, можно расспросить его по определенному плану о его склонностях и привычках.

В России технические специалисты предлагают по стилю вождения, который демонстрируют водители, оценивать уровень их квалификации [5]. Оценка по сути касается такого подвида деятельности водителя как управление транспортным средством. Выделяют стили вождения начинающего водителя, опытного водителя и спортивный стиль. Различия стилей определяются по скорости движения на типовом маршруте (4 км пути), особенностям набора скорости и торможения, частоте перестроений, расходу топлива и использованию торможения двигателем [5]. Методика позволяет обнаружить определенные различия между группами водителей, однако не отвечает на вопросы относительно причин перехода (или неперехода) от стиля «опытного» водителя к спортивному стилю, как и о причинах агрессивного поведения за рулем или пресловутого «опасного» [44] вождения.

Использование технических средств для фиксации изменений направления взгляда водителя [8] для изучения особенностей его ориентировочных реакций или оценка стиля управления автомобилем (ориентировочного или исполнительского) с помощью экспертных оценок [2] также не дает полноценного ответа на вопрос о причинах выбора тех или иных способов и средств осуществления деятельности, и тем более принятия решений.

В целом, можно сказать, что существующие методики оценки водительского поведения (стиля вождения) имеют определенные ограничения, в связи с чем разработка и использование опросного метода является полезным и информативным методом (особенно при совместном использовании с внешним наблюдением и (или) компьютерным моделированием водительской деятельности).

Определение стиля вождения

Подходя к решению вопроса относительно диагностики стиля вождения, необходимо определить, какой именно стиль будет оцениваться, и что именно будет под ним подразумеваться.

В современной психологии изучают когнитивные стили [35], стили деятельности [7, 10, 33], стили поведения [33, с. 12] и стили жизни [1]. Применительно к вождению разные авторы пишут о стилях вождения [9, с. 124; 40], стилях деятельности [31], стратегиях [25] и тактиках [12, с. 38-39] вождения, стилях управления автомобилем [2, 5, 29]. Рассматривая деятельность как особую сознатель-

ную форму поведения [43], пытаясь синтезировать западный подход, при котором вождение изучается как поведение [38, 40, 41] и советско-российский подходы к вождению (рассматривающий его как многокомпонентную совмещенную деятельность [11]), представляется правильным рассматривать вождение как поведение, включающее в себя деятельность и общение [17]. В этом случае, стиль вождения будет представлять собой устойчивые особенности дорожного поведения водителей (в которых проявляется отношение водителя к собственному процессу участия в дорожном движении и к другим его участникам), включающие в себя типичные для водителя способы и средства осуществления водительской деятельности.

Соответственно, стиль вождения (если отталкиваться от предложенной В.А. Толочеком формулы [33, с. 254] для демонстрации связей между разными видами стилей) может рассматриваться как стиль поведения, включающий в себя стиль деятельности.

Попытаемся разобраться, какие особенности дорожного поведения могут формироваться у водителя (с тем, чтобы ориентировать вопросы опросника под их фиксацию).

Выделение первой характеристики стиля вождения

«Безопасность - риск». Вождение как поведение

В отличие от деятельности, которая всегда носит осознанный, целенаправленный, созидательный характер [42], поведение может быть инициировано не только осознаваемыми (в том числе долгосрочными) потребностями и мотивами [42, 43], но и бессознательными ситуативными импульсами и стремлениями, может носить девиантный характер.

Таким образом, допустимо считать, что если одной из основополагающих целей вождения как деятельности (прежде всего профессиональной) является достижение безопасности и эффективности, то вождение как дорожное поведение может носить и небезопасный, и даже опасный, рискованный и агрессивный характер.

Фиксируясь на привычках, которые сформировались у водителя в процессе участия в дорожном движении и соотнося их с предписаниями правил дорожного движения (ПДД), можно делать выводы о степени опасности - неопасности его дорожного поведения.

Первая шкала опросника - «Безопасность - риск» направлена именно на оценку склонности (привычек) водителя строго или нестрого соблюдать (ПДД), тем самым демонстрируя заведомо опасное, небезопасное или безопасное поведение, то есть оценивает такую характеристику стиля вождения как опасность - неопасность его дорожного поведения.

Планирующий-импульсивный стиль деятельности водителя.

Вождение как деятельность

Безаварийность водителей является одной из основных гарантий обеспечения безопасности дорожного движения. Безаварийность водителя по сути есть показатель надежности его деятельности как безошибочного выполнения предписанных функцией в течение заданного времени в заданных условиях деятельности [22, с. 5]. Надежность деятельности на психологическом уровне обеспечивается за счет ряда психологических механизмов: компенсация, избыточность, самооценка, самоконтроль [22]. Механизм компенсации приобретает приоритетное значение в случае неполного соответствия работника требованиям деятельности по профессионально-важным качествам (ПВК). Компенсировать условную [28] пригодность к требованиям деятельности возможно за счет формирования индивидуального стиля деятельности [7, 10, 34, с. 29]. Если индивидуальный стиль способствует достижению надежности и эффективности, можно определить его как компенсирующий (восполняющий неполное соответствие деятельности) или компенсированный (основанный на полном соответствии деятельности по ПВК) [27, с. 15]. В то же время не всегда индивидуальный стиль деятельности, сформировавшийся у человека, способствует эффективности и компенсации. В этом случае приходится говорить о некомпенсированном и некомпенсирующем стилях деятельности соответственно [27, с. 15].

В работе произведена попытка фиксации способов и приемов осуществления водительской деятельности, которые бы способствовали компенсации невысокой скорости переключения внимания, так как именно к вниманию водителя традиционно предъявляются самые высокие требования [28].

Анализируя стиль деятельности водителей, Я. Стреляу отмечал, что у «инертных» водителей в стиле больше вспомогательных приемов, облегчающих выполнение основных действий, а также они больше руководствуются правилами, требованиями, лучше рассчитывают свои действия. Благодаря аккуратности и планированию у них меньше корректировок, контроль сводится к констатации полученных результатов [31; 33, с. 31].

Проведение серии опросов и бесед с водителями и кандидатами в инструктора, а также использование включенного наблюдения за работающими мастерами производственного обучения и рефлексии личного опыта вождения, дало возможность сделать вывод о наличии связи между стремлением водителя соблюдать ПДД и особенностями его ориентации на маршруте и на дороге [15]. Изучение и запоминание схем организации дорожного движения (ОДД), элементов дорожной среды (ДС), знаков, разметки, особенностей дорожного покрытия, планирование маневров и конкретных действий

при движении по маршруту свойственно осуществлять не всем водителям. Обработка информации в процессе вождения при активном обращении к сохраненным в долговременной памяти фактам и использование их для подготовки к будущим действиям, предварительное планирование собственных действий при движении по маршруту могут считаться индивидуальным стилем деятельности водителей. Рассматривая вождение как многокомпонентную деятельность, как предлагает Е. В. Козлов [11], можно предположить, что планирование снимает с водителя нагрузку по ориентировочной деятельности (ориентации на маршруте) и частично по решению дорожно-транспортных ситуаций (ДТС) по ПДД, освобождая время и силы для других подвидов водительской деятельности (например, для управления транспортным средством (ТС)) или осуществления коммуникации с другими участниками дорожного движения.

Вторая шкала опросника направлена на оценку сформирован-ности у водителя планирующего - импульсивного стиля водительской деятельности.

Вождение и культура вождения.

Характеристики: отношение к средствам безопасности,

уверенность при парковке и культура вождения

Поведение водителей на дороге привязано не только к управлению ТС в рамках ПДД. Кроме этого, водители вступают в контакт с другими участниками дорожного движения, причем не только в тех ситуациях, которые оговорены ПДД, и используя не только прописанные для этого в ПДД средства общения [34, 45]. Условия проявления культурного поведения намного шире условий поведения только безопасного. Подчас вежливое поведение противоречит предписанным правилам и может отвлекать водителя от решения основных задач (например, выражение благодарности с помощью включения - выключения аварийной сигнализации) [45].

Склонность к использованию водителями знаков дорожного этикета исследуется с помощь шкалы «Культура вождения».

Отношение к средствам безопасности

Для освоения техники безопасного управления ТС и использования средств активной и пассивной безопасности [6, с. 25-31] водителю требуется не только качественная подготовка [24], но и соответствующее отношение (установка) к идее сохранения, обеспечения безопасности.

Шкала «Отношение к средствам безопасности» направлена на фиксацию привычек водителя в использовании средств активной и пассивной безопасности (начиная с выбора автомобиля с определенными характеристиками и заканчивая использованием удобной для осуществления управления транспортным средством одеждой и обувью).

Уверенность при парковке

Осуществление парковочных маневров (парковка) по сути вбирает в себя два подвида водительской деятельности - ориентацию на дороге [11] и управление ТС [11], и кроме того осуществляется в особых (отличных от участия в дорожном движении) условиях. Ограничения по времени на принятие решения сменяются ограничениями пространства для маневров, при этом характерные признаки дорожной среды могут отсутствовать и лишать водителя необходимых ориентиров. Парковка как процесс во многом зависит от обученности водителя (освоения им определенных парковочных маневров) [24, с. 54-60], от чувства габаритов транспортного средства и глазомера водителя [36]. Однако, парковка как результат определяется еще и отношением водителя к ПДД и к другим участникам дорожного движения. На оценку данной характеристики направлена шкала «Уверенность при парковке».

Определение стиля вождения

Стиль вождения - это привычно-своеобразное для водителя дорожное поведение (в котором проявляется отношение к другим участникам дорожного движения, в частности, и уровень транспортной культуры водителя в целом), включающее в себя устоявшуюся систему способов и приемов осуществления вождения как совмещенной многокомпонентной деятельности, предопределяющие уровень безопасности (либо аварийности) водителя, с одной стороны, и определяемые рядом устойчивых и переменных факторов, с другой.

Апробация опросника «Стиль вождения»

Работа по созданию опросника «Стиль вождения» была начата в 2009 г., а работа по его апробации продолжается до сих пор. В общую совокупную выборку исследования (более 600 человек) вошли работающие по найму (профессиональные) водители и водители-любители.

Для апробации методики были сформированы группы водителей, отличающихся друг от друга по:

- водительскому стажу (менее одного года; от одного до трех лет; более трех лет);

- по возрасту (группы водителей безопасного возраста (старше 25 лет и младше 53 лет) и небезопасного возраста (от 18 до 25 лет и старше 53 лет) (в соответствии с работами [3, с. 3-15; 30, с. 124-125]);

- профессиональные водители (работающие по найму) и любители;

- работающие в транспортной отрасли (в качестве обслуживающего персонала) и не работающие в транспортной отрасли;

- мужчины и женщины;

- аварийные водители (имеющие ДТП по своей вине) и безаварийные.

Описательная статистика представлена в табл. 1.

Таблица 1

Описательная статистика отдельных шкал опросника Средние и отклонения (по шкалам и по группам водителей)

Название шкалы Характеристика группы, количество испытуемых, чел. Средние Стандартное отклонение Разброс

Безопас- Вся группа целиком - 194 29,35 4,875 24,44-34,19

ность - Мужчины (вся выборка) - 167 29,00 4,84 24,16-23,84

риск Мужчины-любители (безопасный возраст: 26-53 года) - 62 28,04 3,67 24,37-31,37

Мужчины-любители (19-25) (небезопасный возраст) младше 26 и старше 53 лет - 54 27,41 4,94 22,47-32,35

Женщины (безопасный возраст: 26-53 года) - 27 31,07 4,48 26,59-35,55

Профессионалы (безопасный возраст) - 28 32,36 4,69 27,67-37,05

Профессионалы (небезопасный возраст) - 23 31,22 4,9 26,32-36,12

Любители (работающие в смежной области) - 28 28,71 3,64 25,07-32,35

Любители, работающие вне транспортной сферы - 24 28,46 3,75 24,71-32,21

Водители со стажем до 1 года (студенты автомобильно-дорожного факультета, I курс - 29 26,86 4,95 21,91-31,81

Водители-любители, юноши, стаж до 3 лет (студенты (автомобильно-дорожного факультета), IV курс - 30 27,2 5,57 21,63-32,77

Аварийщики (любители) - 52 26,72 3,89 22,83-30,61

Аварийщики (профессионалы) -20 28,7 4,34 24,36-33,04

Аварийщики (вся выборка) - 74 27,39 3,97 23,44-31,34

Безопасные (любители) - 81 29,49 4,7 24,79-34,19

Безопасные (профессионалы) -31 33,91 4,53 29,38-38,44

Безопасные (вся выборка) - 112 30,69 30,66 4,89 25,78-35,6

Планиру-

ющие- Мужчины (вся выборка) 21,73 2,91 18,82-24,64

импульсивные Мужчины-любители (безопасный возраст) 21,29 2,34 18,97-23,63

25,39 Мужчины (небезопасный возраст) - любители 20,74 3,22 17,52-23,96

Женщины (безопасный возраст) 21,36 3,38 17,98-24,74

Профессионалы (безопасный возраст) 23,14 2,65 20,49-25,79

Профессионалы 23,13 2,26 20,87-25,39

Любители (заочники) 21,04 2,31 18,3-23,78

Любители 21,43 2,74 19,12-23,74

Аварийщики (профессионалы) 23,55 3,71 19,84-27,26

Аварийщики (любители) 21,17 2,92 18,25-24,09

Аварийщики (в целом вся выборка) 21,85 2,94

Безопасные (профессионалы) 23,19 2,79 29,38-38,44

Безопасные (любители) 21,35 2,9 18,45-24,25

Безопасные (в целом вся выборка) 21,91 2,93

Шкала

отноше- Мужчины (вся выборка) 16,47 3,02 13,45-19,49

ние к Мужчины (безопасный возраст) 16,44 2,89 13,55-19,33

средствам Мужчины (небезопасный возраст) 15,15 2,7 12,45-17,85

безопас- Женщины (безопасный возраст) 17,54 2,65 14,89-20,19

ности Профессионалы (безопасный возраст) 18,43 2,93 15,5-21,36

Профессионалы (небезопасный возраст) 18,96 2,48 16,48-21,44

Любители (работающие в смеж- 16,86 2,63 14,23-19,49

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной области)

Любители, работающие вне 16,43 3,04 13,39-19,47

транспортной области

Аварийщики (профессионалы) 18,45 2,0 16,45-20,45

Аварийщики (любители) 15,52 2,9 12,62-18,42

Аварийщики (в целом вся выборка) 16,31 2,85

Безопасные (профессионалы) 18,78 3,14 15,64-21,92

Безопасные (любители) 16,47 2,76 13,76-19,23

Безопасные (в целом вся выборка) 17,13 2,89

Шкала

культуры Мужчины (вся выборка) 26,51 3,92 22,59-30,13

вождения Мужчины (безопасный возраст) 26,12 3,23 22,89-29,35

Мужчины (небезопасный возраст) 25,13 3,94 21,19-29,07

Женщины (безопасный возраст) 27,93 2,73 25,2-30,66

Профессионалы (безопасный возраст) 29,71 2,92 26,79-32,63

Профессионалы (небезопасный возраст) 28,35 3,69 24.66-32,04

Любители (работающие в смеж- 26,04 3,46 22,58-29,5

ной области)

Любители, работающие вне 28,39 3,16 25,33-31,55

транспортной сферы

Аварийщики (профессионалы) 28,98 2,97 26,01-31,95

Аварийщики (любители) 26,52 3,11 23,41-29,63

Аварийщики (вся выборка) 27,24 3,16

Безопасные (профессионалы) 29,16 3,85 25,31-33,01

Безопасные (любители) 25,16 3,52 21,64-24,68

Безопасные (вся выборка) 26,28 4,01

Шкала

уверенно- Мужчины (вся выборка) 7,74 1,58 6,16-9,32

сти при Мужчины (безопасный возраст) 7,83 1,5 6,39-9,33

парковке Мужчины (небезопасный возраст) 7,56 1,94 5,62-9,5

Женщины (безопасный возраст) 6,82 1,8 5,02-8,62

Профессионалы (безопасный возраст) 7,71 1,08 6,63-8,79

Профессионалы (небезопасный возраст) 7,52 1,63 5,89-9,15

Любители (работающие в смежной области) 7,5 1,5 6-9

Работающие вне транспортной сферы 7,82 1,51 1,51

Аварийщики (профессионалы) 7,45 1,185 6,265-8,635

Аварийщики (любители) 8,29 1,39 6,9-9,68

Аварийщики (вся выборка) 8,05 1,36 6,69-9,41

Безопасные (профессионалы) 7,66 1,55 6,11-9,21

Безопасные (любители) 7,28 1,55 5,73-9,13

Безопасные (вся выборка) 7,46 1,76 5,7-9,22

Важными результатами апробации являются два факта.

1. Есть значимые различия по отдельным характеристикам стиля вождения между группами аварийных и безаварийных водителей (несколько отличающиеся в группах любителей и профессионалов), между водителями безопасного и небезопасного возраста, между профессионалами и любителями, между водителями-любителями безопасного возраста мужчинами и женщинами. Некоторые данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Значимость различий по отдельным характеристикам стиля вождения в отдельных группах водителей

Сравниваемые группы

Группы водителей безопасного и небезопасного возраста

Характеристики Безопасность Планирование Отношение к Культура Уверенность

стиля вождения - риск импульсивность средствам безопасности вождения при парковке

Уровень При 0, 01 При 0, 01 - При 0, -

значимости 001

различий

Группы водителей профессионалов и любителей (безопасного возраста)

Уровень - При 0, 02 - - -

значимости

Группы водителей-любителей мужчин и женщин безопасного возраста

Уровень Тенд - - При 0, 1 При 0, 05

значимости

Группы аварийных и безаварийных водителей (вся выборка]

Уровень При 0, 001 - - - При 0, 1

значимости

различий

2. Исследование интеркорреляционных связей между отдельными шкалами опросника особый интерес представляет при выделении групп аварийных и безаварийных водителей (табл. 3).

Таблица 3

Интеркорреляционные связи между шкалами опросника

«Стиль вождения»

Сопоставляемые шкалы опросника Группа аварийных водителей, (75 чел.) Группа безаварийных водителей (112 чел.)

Безопасность - риск и планирование 0,41 0,42

Безопасность - риск и средства безопасности 0,51 0,48

Безопасность - риск и культура 0,57 0,59

Безопасность - риск и уверенность при парковке -0,24 -0,21

Планирование и отношение к средствам безопасности 0,41 0,38

Планирование и культура вождения 0,48 0,32

Планирование и уверенность при парковке 0,13 0,04

Отношение к средствам безопасности и культура вождения 0,39 0,45

Отношение к средствам безопасности и уверенность при парковке -0,14 -0,17

Культура вождения и уверенность при парковке 0,16 -0,23

Примечания:

1. Жирным шрифтом выделены значимые корреляционные связи

2. Курсивом выделены связи, различающиеся в группах аварийных и безаварийных водителей.

Анализ корреляционных связей между группами аварийных и безаварийных водителей указывает на то, что сочетание характеристик в стиле вождения в этих группах несколько различается, что, вероятно, связано с расхождениями в факторах, предопределивших формирование тех или иных характеристик.

При ведении дальнейшей работы можно надеяться описать и использовать определенное сочетание характеристик стиля вождения для прогноза аварийности - безаварийности водителей.

Между группами, выделяемыми по разным критериям, практически нет значимых различий по характеристике «Планирование - импульсивность». Это, по нашему мнению, говорит в пользу рассмотрения данной характеристики как стиля деятельности. Другим аргументом является демонстрация компенсационных возможностей планирующего стиля при невысокой скорости переключения внимания. В ряде работ нами было показано, что водители с планирующим стилем деятельности чаще оказывались безаварийными, чем импульсивные с таким же уровнем пригодности по переключению внимания [39].

Проверка опросника (шкала «Планирование - импульсивность») на ретестовую надежность проводилась на группе 30 человек (водители-любители со стажем менее трех лет, повторное измерение через 1 месяц) + 0,87.

Приведем некоторые результаты исследования связей между личностными особенностями водителей и отдельными характеристиками стиля вождения (см. табл. 4 и 5), которые заимствованы из наших работ [18, 19, 38].

Таблица 4

Анализ связей между отдельными характеристиками стиля и акцентуациями характера в группе водителей-любителей (показаны только значимые корреляционные связи)

Любители (43 чел.) Безопасность Планирование Средства безопасности Культура вождения Уверенность при парковке

Педантичные - 0,35 (при 50 испытуемых) - - -

Гипертимные 0,24 (на уровне тенденции)

Сензитивные - -0,25 - -0,33 -

Циклотимные - - -0,3 - -

Аффективно-экзальтирован. - - - - -0,33

Таблица 5

Анализ связей между отдельными характеристиками стиля и акцентуациями характера в группах профессионалов (показаны только значимые корреляционные связи)

Профессионалы (44 чел.) Безопасность Планирование Средства безопасности Культура вождения Уверенность при парковке

Ригидные - На уровне тенденции - - -

Возбудимые - 0,36 - - - -

Дистимные - - - - -

Сензитивные - - - -0,25 0,31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Циклотимные - - 0,24 - -

Подводя промежуточный итог теоретического [2, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 25, 29, 36, 37, 39, 40, 41] и эмпирического [15, 16, 17, 18, 19, 38] исследования стиля вождения, можно предложить модель стиля вождения, в которую включены как собственно характеристики стиля, так и факторы, предопределяющие их формирование (см. рисунок).

Социальные регуляторы Транспортное средство Подготовка водителя

Дорож сная среда

Состояние

Характеристики стиля вождения

с о н с а

с

о

со

е

Ю

си

иао нвн

ая

ри

^

-О Ч

лж

^ о * т

Индивидные свойства (пол, возраст, свойства нервной системы), тип темперамента

Личностные особенности

Рисунок. Модели стиля вождения

В последнее время на самых разных уровнях все чаще говорят и пишут о необходимости введения в практику обеспечения безопасности дорожного движения термина «опасное вождение» (см., например, [44]) с тем, чтобы вменить водителям, склонным к подобного рода дорожному поведению соответствующие обременения. Психологический анализ стилей вождения, к которым могут быть склонны водители, дает возможность иного рода: не просто остановить и наказать участника дорожного движения, продемонстрировавшего элементы опасного поведения, но и прояснить причины, лежащие в его основе, и обозначить направления и методы работы с опасными и небезопасными участниками дорожного движения соответственно. Именно на эти практические ориентиры направлена исследовательская работа.

Список литературы

1. Адлер А. Индивидуальная психология. / История зарубежной психологии. 30-60 0 е годы ХХ в. (тексты). - М.: МУ, 1986. - 342 с.

2. Бебинов С. Е., Жигадло А.П., Сидоринко Е.П. Становление индивидуального стиля управления автомобилем у юношей на этапе обучения // Архитектура, строительство, транспорт: материалы междунар. науч.-практ. конф. (к 85-летию ФГБОУ ВПО "СибАДИ"). - Омск, 2015. - С. 1694-1698.

3. Бонн А. Мастерство управления автомобилем. - М.: Транспорт, 1976. -С. 10.

4. Евтюков С. А., Васильев Я.В. Реконструкция и экспертиза ДТП в примерах. - СПб.: Петрополис.

5. Ефремов Б. Д., Оверин Ю. В. Метод инструментальной оценки квалификации водителей // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2012. - Вып. 3. - Т. 2. - С. 51-55.

6. Иванов В. Н. Автоэнциклопедия безопасного вождения. - М.: АСТ: Аст-рель, 2007. - 381 с.

7. Ильин Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты // Вопр. психологии. - 1988. - №6. - С. 85-93.

8. Кабалевская А. И., Донцов А. И. Особенности гендерного поведения водителей // Вопр. психологии. - 2013.- № 4 (июль-август). - С. 69-87.

9. Клебельсберг Д. Транспортная психология / пер. с нем.; под ред. В.Б. Мазуркевича. - М.: Транспорт, 1989. - 367 с.

10. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.

11. Козлов Е.В. Психофизиологическое обоснование необходимости совершенствования системы подготовки водителей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2012. - 20 с.

12. Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. для вузов. - М.: Высш. школа, 2007. - 383 с. : ил.

13. Лобанова Ю.И., Глушко К.В. Об актуальности исследования аксиден-тальных способностей водителя // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.; отв. ред.: А. А. Сукиасян- Уфа, 2015. - С. 191-197.

14. Лобанова Ю.И. О личностной составляющей в принятии решений водителем и профилактике аварийности // Электронный научный журнал. - 2015. - № 2 (2). С. 497-502.

15. Лобанова Ю. И. Планирующий стиль деятельности: диагностика, описание, компенсационные возможности // Вестн. гражданских инженеров. - СПб., 2014. - № 4. - С. 140-147.

16. Лобанова Ю.И. Стиль вождения: определяющие факторы, характеристики, направления оптимизации // Российский гуманитарный журнал. - 2015. -Т. 4. № 1. С. 76-84.

17. Лобанова Ю. И. Стиль вождения: структурный подход. Оценка отдельных характеристик / Ю. И. Лобанова // Вестн. гражданских инженеров. - СПб., 2014. - № 6 (47). - С. 284-292.

18. Лобанова Ю.И., Лебедева Н. Ю., Комкова Л. В. Фактор индивидуализации процесса обучения в системе подготовки водителей ТС // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: сб. докл. 9-й междунар. конф. СПб., 23-24 сент. 2010 г. - СПб., 2010. - С. 457-461.

19. Лобанова Ю. И., Чернякевич Е.Ю., Осипова Л.В., Соловьева Е.А. Элементы профессиональной психологии. - СПб.: СПбГАСУ, 2014.

20. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2000. - С. 226-235.

21. Нарицын Н. Психология безопасности вождения. - М.: Рипол классик, 2006. - 256 с. - (Высшая школа водительского мастерства).

22. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 176 с.

23. Олещенко Е. М., Сваткова Е. А. О мировом опыте для программ обеспечения безопасности дорожного движения-малозатратные и быстрореализуемые мероприятия // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: материалы 11-й междунар. конф. СПб., 18-20 сент. 2014 г. -СПб.: СПбГАСУ, 2014.

24. Основы обучения водителей автотранспортных средств: учеб.-метод. пособие / В. Ф. Глазков, С.А. Евтюков, С.С. Евтюков, Т.А. Мешечко, Ю.И. Лобанова. Ч.1. - СПб.: Петрополис, 2015. - 404 с.

25. Полянова Т. А. Стратегия деятельности водителей автомобилей в связи с индивидуальными особенностями: автореф. дис. . канд. психол. наук. -М.: МГУ. 1989. - 22 с.

26. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. Формирование безопасной модели поведения участников дорожного движения: информацион-но-рекомендационные материалы для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, правоохранительных органов, общественных организаций и организаций бизнеса / сост. Е. А. Сваткова, Ю. Хюваринен, Е.М. Олещенко, Институт БДД. - СПб. гос. архит.-строит. ун-т. - СПб., 2012. -73 с.

27. Психологические методы диагностики свойств индивидуальности: метод. указания к практическим занятиям по курсу «Психология и педагогика» / сост.: Е. А. Соловьёва, О. Б. Годлиник, Е. С. Ермак, Л. В. Осипова, М. К. Тутуш-кина; СПбГАСУ. - СПб., 2005. - 39 с.

28. Психофизиологический отбор кандидатов на обучение профессии водителей автотранспортных средств : метод. пособие / Ю. И. Виноградов, Л. А. Артамонова, А. В. Бушухин, В. Н. Лапченко. - Л. : НИИ Профтехобразования, 1991. - 90 с.

29. Романов А.Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

30. Скрытников А. В. Транспортная психология: учеб. пособие для вузов. -Воронеж: Воронежский гос. Лесотехн. акад., - 283 с.

31. Стреляу Я., Краевски А. Индивидуальный стиль и сила нервной системы // Психофизиологические вопросы становления профессионала / под ред. К. М. Гуревича. - М.: Сов. Россия, 1974. - С. 176-185.

32. Толочек В.А. Современная психология труда: учеб. пособие. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010.

33. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. - М.: Смысл, 2000. - 200 с.

34. Утлик В. Э. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов в дорожном движении: автореф. ... канд. психол. наук. - М., 2006.

35. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе человеческого ума. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

36. Цыганков Э. С. Профессиональная подготовка водителей автобусов, маршрутных такси и минивэнов. - М.: Эксмо, 2008. - 256 с.

37. Berdoulata E., Vavassorib D., Muñoz Sastrea, M.T. Driving anger, emotional and instrumental aggressiveness, and impulsiveness in the prediction of aggressive e and transgressive driving // Accident Analysis & Prevention. 2013. № 50 Р. 758-767.

38. Lobanova J. Psycological Factors Influencing Creation of Individual Driving Style Characteristics and Efficiency of Instructing on Practical Vehicle Driving / J. Lobanova // World Applied Sciences Journal. - 2013. - № 23 (7). - P. 883-886.

39. Scott-Parker, B., Watsonl B., King2, M. J. Understanding the psychosocial factors influencing the risky behaviour of young drivers // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2009. № 12. Р. 470-482.

40. Taubman - Ben-Ari, O., Yehiel, D. Driving styles and their associations with personality and motivation // Accident Analysis & Prevention. 2012. №45. Р. 416422.

41. Quenault S.W. & Fuhrmann J. Fahverhaltensbeobachtung und Fahrerklas-sification im SchtraSenverkehr // Zeitschrift fur Verkehrssicherheit. 1969. №15. S. 248-261.

42. URL:http://all-psychology.ru/obshestvo/deyat-obshenie/deyatelnost/otlichie.html - Отличия деятельности от поведения.

43. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-kak-soznatelnaya-forma-povedeniya-cheloveka - статья А.Ф. Корниенко «Деятельность как сознательная форма поведения человека» Вестник ТГГПУ. 2010. №2 (20).

44. URL: http://www.gazeta.ru/auto/2015/10/08_a_7810967.shtml - О наказании за опасное вождение.

45. URL: http://www.mayorov.com/auto/culture/index.html - Культура вождения - сайт Сайт по культуре вождения.

46. URL: http://www.mvd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.