Научная статья на тему 'Влияние психофизиологических факторов этических взаимоотношений водителей на эффективность перевозки грузов в международном сообщении'

Влияние психофизиологических факторов этических взаимоотношений водителей на эффективность перевозки грузов в международном сообщении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАВЫКИ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ / СИСТЕМА ВОДИТЕЛЬ-АВТОМОБИЛЬ-ДОРОГА-ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ / FREIGHT TRANSPORTATION / PROFESSIONAL CONDUCT / PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF DRIVER’S LABOR / COMMUNICATION SKILLS / PERFORMANCE EFFICIENCY / ROAD TRAFFIC SAFETY / FEATURES OF DRIVERS' LABOR / DRIVER-CAR-ROADENVIRONMENT SYSTEM / ETHICAL CODE OF CONDUCT FOR THE DRIVER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тетцоева О. А.

Рассмотрено влияние психофизиологических факторов этических взаимоотношений на эффективность перевозки грузов. В условиях усиления напряженности на дорогах актуальными становятся вопросы соблюдения водителями профессиональной этики как совокупности моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу. Основные проблемы международных перевозок состоят в неэффективных коммуникациях, причинами которых являются: психофизиологические особенности труда водителей; отсутствие у водителей коммуникационных навыков; отсутствие международного этического кодекса поведения водителей. Необходимо учитывать действие совокупности факторов, определяющих психофизиологическое состояние водителей на разных этапах перевозки: во-первых, выделить факторы, определяющие работоспособность водителя перед рейсом; во-вторых, факторы, определяющие безопасность дорожного движения. Общая работоспособность водителя непосредственно во время перевозки определяется психофизиологическими особенностями труда водителей в процессе управления транспортным средством, которые, в свою очередь, предопределяются его функционированием в составе системы «водитель-автомобиль-дорога-окружающая среда». Это предопределяет необходимость постановки на государственном уровне вопроса о разработке и внедрении этического кодекса поведения водителя, который учтет национальные особенности поведения и нормативные документы, регламентирующие дорожное движение на территории разных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL FACTORS OF ETHICAL RELATIONSHIP OF DRIVERS ON THE EFFICIENCY OF THE FREIGHT TRANSPORTATION IN INTERNATIONAL TRAFFIC

The impact of the psychophysiological factors of ethical relationships on the efficiency of cargo transportation has been considered. In the face of increasing tension on the roads, issues of compliance with the drivers’ professional ethics, which are a set of moral norms, that determine a person’s attitude to his professional duty, become relevant. The main problems of international transportation are inefficient communications, the causes of which are the following: psychophysiological features of drivers’ work; lack of communication skills among drivers; lack of an international ethical code of conduct for drivers. It is necessary to take into account the effect of a set of factors, that determine the psychophysiological state of drivers at different stages of the transportation process: first, highlight the factors, that determine the performance of the driver before the trip; secondly, the factors determining road safety. The general performance of the driver during transportation is determined by the psychophysiological features of the drivers’ labor in the process of driving, which, in turn, are predetermined by it's operation as part of the driver-car-road-environment system. This fact predefines the need to raise at the state level the issue of the development and implementation of the Ethical code of conduct for the driver, which will take into account national behavioral patterns and regulatory documents, governing road traffic in different states.

Текст научной работы на тему «Влияние психофизиологических факторов этических взаимоотношений водителей на эффективность перевозки грузов в международном сообщении»

УДК 656

Тетцоева Ольга

Алексеевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0001-5519-8585 e-mail: o.a.2442@yandex.ru

Tettsoeva Olga

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia

ORCID: 0000-0001-5519-8585 e-mail: o.a.2442@yandex.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2019-11-200-206 ВЛИЯНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОДИТЕЛЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ

Аннотация. Рассмотрено влияние психофизиологических факторов этических взаимоотношений на эффективность перевозки грузов. В условиях усиления напряженности на дорогах актуальными становятся вопросы соблюдения водителями профессиональной этики как совокупности моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу. Основные проблемы международных перевозок состоят в неэффективных коммуникациях, причинами которых являются: психофизиологические особенности труда водителей; отсутствие у водителей коммуникационных навыков; отсутствие международного этического кодекса поведения водителей. Необходимо учитывать действие совокупности факторов, определяющих психофизиологическое состояние водителей на разных этапах перевозки: во-первых, выделить факторы, определяющие работоспособность водителя перед рейсом; во-вторых, факторы, определяющие безопасность дорожного движения. Общая работоспособность водителя непосредственно во время перевозки определяется психофизиологическими особенностями труда водителей в процессе управления транспортным средством, которые, в свою очередь, предопределяются его функционированием в составе системы «водитель-автомобиль-дорога-окружающая среда». Это предопределяет необходимость постановки на государственном уровне вопроса о разработке и внедрении этического кодекса поведения водителя, который учтет национальные особенности поведения и нормативные документы, регламентирующие дорожное движение на территории разных государств. Ключевые слова: перевозка груза, профессиональная этика, психофизиологические особенности труда водителя, коммуникационные навыки, работоспособность, безопасность дорожного движения, особенности труда водителей, система водитель-автомобиль-дорога-окружающая среда, этический кодекс поведения водителя.

Цитирование: Тетцоева О.А. Влияние психофизиологических факторов этических взаимоотношений водителей на эффективность перевозки грузов в международном сообщении//Вестник университета. 2019. № 11. С. 200-206.

INFLUENCE OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL FACTORS OF ETHICAL RELATIONSHIP OF DRIVERS ON THE EFFICIENCY OF THE FREIGHT TRANSPORTATION IN INTERNATIONAL TRAFFIC

Abstract. The impact of the psychophysiological factors of ethical relationships on the efficiency of cargo transportation has been considered. In the face of increasing tension on the roads, issues of compliance with the drivers 'professional ethics, which are a set of moral norms, that determine a person's attitude to his professional duty, become relevant. The main problems of international transportation are inefficient communications, the causes of which are the following: psychophysiological features of drivers' work; lack of communication skills among drivers; lack of an international ethical code of conduct for drivers. It is necessary to take into account the effect of a set offactors, that determine the psychophysiological state of drivers at different stages of the transportation process: first, highlight the factors, that determine the performance of the driver before the trip; secondly, the factors determining road safety. The general performance of the driver during transportation is determined by the psychophysiological features of the drivers' labor in the process of driving, which, in turn, are predetermined by it's operation as part of the driver-car-road-environment system. This fact predefines the need to raise at the state level the issue of the development and implementation of the Ethical code of conduct for the driver, which will take into account national behavioral patterns and regulatory documents, governing road traffic in different states.

Keywords: freight transportation, professional conduct, psychophysiological features of driver's labor, communication skills, performance efficiency, road traffic safety, features of drivers' labor, driver-car-road-environment system, Ethical code of conduct for the driver.

For citation: Tettsoeva О.А. Influence of psychophysiological factors of ethical relationship of drivers on the efficiency of the freight transportation in international traffic (2019) Vestnik universiteta, I. 11, pp. 200-206. doi: 10.26425/18164277-2019-11-200-206

© Тетцоева О.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Профессиональная этика представляет собой совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу. Содержанием профессиональной этики являются правила поведения, которые предписывают определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми. К основным категориям профессиональной этики относятся: профессиональный долг, профессиональная совесть, профессиональная ответственность [4].

Отношение работника к своему профессиональному долгу определяется совокупностью моральных норм профессиональной этики, которая включает: отношения внутри коллективов транспортной организации как по вертикали, так и по горизонтали; совокупность нравственных качеств водителя, предопределяющих выполнение им своих профессиональных обязанностей; отношения в процессе организации перевозки, возникающие с клиентами, работниками таможни и другими участниками перевозочного процесса; отношения, возникающие непосредственно на дороге между участниками дорожного движения.

Нормы профессиональной этики водителя на международных перевозках регламентируют и регулируют, а следовательно, предопределяют их поведение по отношению к другим людям. На практике нормы профессиональной этики реализуются через поведение конкретного человека, оказывающего услугу по перевозке груза в международном сообщении, как на территории нашего государства, так и в государствах, где расположены предприятия - грузополучатели (грузоотправители). Этика поведения водителя означает совокупность моральных правил по отношению к другим участникам процесса перевозки, включая отношение к другим участникам движения.

Практика показывает, что соблюдение водителями этических норм и правил поведения оставляет желать лучшего. Так, исследование причин дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием грузовых автомобилей в Европе показало, что ДТП с точки зрения конфигурации аварий распределяются по следующим категориям:

- авария на перекрестке;

- авария в пробке (а также столкновение с другим транспортным средством, двигающимся в том же ряду в ту же сторону);

- авария из-за выезда на другую полосу движения (поворот или разворот одного транспортного средства);

- авария при обгоне;

- авария с участием только одного грузовика (такие ДТП составили 7,4 %).

Особое внимание было уделено авариям с участием пешеходов - 6,2 % от числа всех ДТП. Основными причинами аварий с участием грузовиков и других пользователей дорогой являются: несоблюдение скоростного режима; нарушение правил проезда перекрестков; неправильный маневр при смене полосы движения [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что соблюдение профессионального этикета водителей на практике достаточно далеко от теоретического понимания огромной важности этих вопросов при реализации процесса перевозки в международном сообщении.

Одной из важнейших проблем на международных перевозках являются неэффективные коммуникации, которые складываются на разных стадиях перевозочного процесса. В качестве основных причин этого можно выделить следующие:

- отсутствие у большинства водителей коммуникационных навыков, предопределяемое особенным характером их работы, когда управление автомобилем в течение длительного времени требует повышенного внимания к дорожной ситуации и не предполагает активного общения, которое снижает внимание водителя и приводит к возникновению опасных ситуаций, приводящих к ДТП;

- отсутствие международного этического кодекса поведения водителей в разных ситуациях взаимодействия, которые возникают, как в рамках автотранспортных предприятий на разных уровнях общения, так и в ходе перевозочного процесса (с грузоотправителем и грузополучателем, работниками дорожной полиции, работниками таможни и др.), в частности в конфликтных ситуациях, с учетом специфики и особенностей поведения на территории разных государств;

- психофизиологические особенности труда водителей, влияние которых снижает эффективность профессиональных коммуникаций, усложняет их и усиливает их конфликтную составляющую.

Профессия водителя носит ярко выраженный эмоциональный характер, который предопределяет нервно-психические процессы в поведении водителя и качество его работы. Под влиянием эмоционального напряжения

при возникновении опасных ситуаций могут значительно ухудшаться функциональные возможности водителя. Управление автомобилем при перевозке грузов в постоянно меняющейся дорожно-транспортной обстановке требует от водителя длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, отклонения от которого увеличивают вероятность ошибочных действий [7].

При этом необходимо учитывать действие совокупности факторов, определяющих психофизиологическое состояние водителей на разных этапах перевозочного процесса.

Во-первых, необходимо выделить факторы, определяющие работоспособность водителя перед рейсом (рис. 1). К ним относятся: климатические факторы внешней среды; прием лекарственных препаратов, снижающих психофизиологические качества водителя; хроническое или сильное единовременное утомление; недостаточный предшествующий отдых; изменение рабочего графика; нарушение режима питания; болезненные состояния; вредные привычки. Кроме того, недооценивается влияние на работоспособность водителя такого фактора, как недостаточный уровень мотивации труда при организации перевозки грузов в международном сообщении [1; 3].

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Факторы, определяющие работоспособность водителя перед рейсом

Во-вторых, факторы, определяющие безопасность дорожного движения непосредственно в процессе перевозки. Общая работоспособность водителя определяется психофизиологическими особенностями его труда в процессе управления транспортным средством, которые, в свою очередь, обусловлены его функционированием в составе системы «водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда» (см. рис. 2). К ним относится:

- общее функциональное состояние организма в поездке и его резервные возможности: (медкомиссия, периодические освидетельствования, предрейсовый контроль);

- знания и навыки (теоретическая подготовка, практические навыки, обучение на тренажерах, практический опыт):

- психофизиологические качества водителя (профориентация, профотбор, личностные качества водителя, определяющие его характер):

- уровень мотивации водителя, связанный, прежде всего, с уважением к профессии, а также повышением престижа профессии через рост вознаграждения за работу. Труд водителя, как правило, является привлекательным для тех, кто выбирает эту профессию. Привлекательность представляет собой личностную характеристику, определяя желание человека работать в профессии. Престиж же, в свою очередь, характеризует оценку профессии в соответствии с той шкалой ценностей, которая принята в обществе, и связан с уровнем доходов данной профессии. Необходимо отметить, что на практике недооценивается влияние на работоспособность водителя такого фактора, как низкий уровень мотивации труда при организации перевозки грузов в международном сообщении, учитывая тот факт, что уровень оплаты данной категории работников составляет 100 тыс. руб. (примерно 1 200 евро) в отечественных компаниях, а в странах Европы, в частности в Германии - порядка 2 900 евро) [5].

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Факторы, определяющие безопасность движения во время перевозки

В процессе перевозки водитель является составляющим элементом системы «водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда» (см. рис. 3). Все элементы системы влияют друг на друга. При этом, с одной стороны только водитель является субъектом, который управляет транспортным средством, учитывая влияние на перевозочный процесс всех других элементов системы и корректируя свое профессиональное поведение с учетом этого влияния, а также с учетом изменения характеристик элементов системы. С другой стороны, только водитель, как элемент системы, обладает эмоциональными характеристиками, изменение которых увеличивает не только вероятность ошибочных действий водителя в ходе управления транспортным средством, но и повышенный уровень конфликтности в процессе коммуникаций с другими участниками движения, приводящий к увеличению аварийности и снижению общей эффективности перевозочного процесса [2].

Среди главных факторов, вызывающих утомляемость водителей в процессе перевозки, можно выделить следующие:

- психофизиологическое состояние водителя перед выездом в рейс;

- продолжительность непрерывного управления транспортным средством;

- вождение автомобиля в ночное время;

- условия труда на рабочем месте водителя, включающие монотонность и однообразие выполняемых функций;

- несоблюдение режима труда и отдыха.

Покрытие, интенсивность движения, трасса Техническое состояние, мощность, кострукции

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 3. Комплексные свойства системы «водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда»

Ошибки водителя, приводящие к ДТП, можно разделить на две группы. К первой относят опасные действия в аварийной ситуации. Они обусловлены, главным образом, недостатками профессиональных качеств водителя: быстрота реакции, стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость, осторожность в отношении неоправданного риска и другие. Ко второй группе относят ошибки, связанные с отсутствием или снижением внимания в ходе перевозочного процесса. Эти ошибки связаны с плохой организацией труда, в частности с нарушением режима труда и отдыха. Кроме того, надо учитывать, что на уровень внимания влияет наличие у водителя вредных привычек, которые приводят к его снижению, а также личные качества и особенности водителя, такие как работоспособность, выносливость, острота зрения и слуха, восприятие цвета и т. п.

Безопасное движение основано на соблюдении каждым участником движения этических правил, представляющих собой совокупность моральных правил поведения по отношению к другим участникам движения. Эти правила носят неписаный характер и основываются на соблюдении всеми водителями правил дорожного движения и уважительном отношении их друг к другу. Сюда относятся световые сигналы, жесты водителя в определенных ситуациях, звуковые сигналы. Кроме того, необходимо помнить, что участниками дорожного движения являются и пешеходы, поэтому опытный водитель исходит из возможной непредсказуемости их поведения на дороге.

Так, научное исследование причин ДТП с участием грузовых автомобилей в Европе показало, что из 624 ДТП причиной 85,2 % всех аварий является человеческий фактор (вина водителя грузовика, водителя легковой автомашины, пешехода и т. д.). Однако водители грузовиков являются виновниками таких аварий только в 25 % случаев. Среди других причин ДТП были названы погодные условия - 4,4 %, инфраструктура - 5,1 %, техническая неисправность транспортных средств - 5,3 %. Но все эти факторы играют незначительную роль в причинах ДТП [2].

Кроме того, в процессе перевозки нередко возникают конфликтные ситуации, связанные именно с тем, что участники движения не соблюдают этические нормы. В программы подготовки и повышения квалификации водителей в обязательном порядке должны быть включены коммуникативные тренинги, в ходе которых будут разбираться типичные коммуникационные ошибки, приводящие, с одной стороны, к разрастанию конфликта, а с другой - к ухудшению эмоционального состояния водителей, что негативно сказывается на безопасности движения.

Таким образом, неэффективные коммуникации, приводящие к стрессам, конфликтам, снижению работоспособности, повышению аварийности и, как следствие, снижению эффективности перевозки, являются одной из основных проблем на транспорте. Среди основных причин автором выделены: психофизиологические особенности труда водителя, отсутствие коммуникационных навыков поведения, отсутствие этического кодекса поведения водителя в разных ситуациях взаимодействия.

Исследование этических основ поведения водителей предопределяет необходимость постановки на государственном уровне вопроса о разработке и внедрении этического кодекса поведения водителя.

Если речь идет о международных перевозках в условиях интеграции экономики разных стран, ставится вопрос о необходимости разработки международного этического кодекса поведения водителей, в котором будут учтены национальные особенности поведения и нормативные документы, регламентирующие дорожное движение на территории разных государств.

Библиографический список

1. Петренко, Н. В. Психологические аспекты охраны труда в сельском хозяйстве//Вестник аграрной науки Дона. - 2013. -№ 1 (21) - С. 77-82.

2. Прохоров, А. И., Ельбур, Р. Е. Анализ и синтез системы «человек - машина». - Рига, Мысль, 2009. - 73 с.

3. Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Романов. -М.: Академия, 2002. - 244 с.

4. Тетцоева, О. А., Тетцоева, Е. М. Развитие этики бизнес-процессов//Вестник университета. - 2015. - № 13. - С. 206-208.

5. Водитель-международник категории СЕ по Европе // 24RU.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://24ru. com/rabota-germany/voditel-mezhdunarodnik-kategorii-se-po-evrope-9572 (дата обращения: 08.08.2019).

6. Научное исследование. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием грузовых автомобилей в Европе // Официальный сайт Международного союза автомобильного транспорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iru.org/sites/default/files/2016-01/ru-etac-summary.pdf (дата обращения: 08.08.2019).

7. Психофизиологические основы деятельности водителя. Основы психофизиологии труда водителя // FB.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/182151/psihofiziologicheskie-osnovyi-deyatelnosti-voditelya-osnovyi-psihofiziologii-truda-voditelya (дата обращения: 08.08.2019).

References

1. Petrenko N. V. Psikhologicheskie aspekty okhrany truda v sel'skom khozyaistve [Psychological aspects of labor protection in agriculture], Vestnik agrarnoi nauki Dona [Don agrarian science bulletin], 2013, I. 1 (21), pp. 77-82.

2. Prokhorov A. I., Jel'bur R.Je. Analiz i sintez sistemy «chelovek - mashina» [Analysis and synthesis of the «man -machine» system], Riga, Mysl', 2009, 73 p.

3. Romanov A. N. Avtotransportnaya psikhologiya [Motorpsychology], Moscow, Akademiya, 2002, 244 p.

4. Tettsoeva O. A., Tettsoeva E. M. Razvitie etiki biznes-protsessov [Development of business processes ethics], Vestnik universi-teta, 2015, I. 13, pp. 206-208.

5. Voditel'-mezhdunarodnik kategorii CE po Evrope [International Driver with the Driving Licence Category CE in Europe], 24RU. com. Available at: https://24ru.com/rabota-germany/voditel-mezhdunarodnik-kategorii-se-po-evrope-9572 (accessed 08.08.2019).

BecmuuK yuueepcumema № 11, 2019

6. Nauchnoe issledovanie. Prichiny dorozhno-transportnykh proisshestvii s uchastiem gruzovykh avtomobilei v Evrope [Scientific research. The Causes of road traffic accidents involving trucks in Europe], Ofitsial'nyi sait Mezhdunarodnogo soyuza avtomo-bil'nogo transporta [Official website of the International Road Transport Union]. Available at: https://www.iru.org/sites/default/ files/2016-01/ru-etac-summary.pdf (accessed 08.08.2019).

7. Psikhofiziologicheskie osnovy deyatel'nosti voditelya. Osnovy psikhofiziologii truda voditelya [Psychophysiologic foundations of the driver performance. Fundamentals of driver labor], FB.ru. Available at: http://fb.ru/article/182151/psihofiziologiches-kie-osnovyi-deyatelnosti-voditelya-osnovyi-psihofiziologii-truda-voditelya (accessed 08.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.