Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОРОГАХ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОРОГАХ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осокина Валентина Николаевна

В статье сделана попытка осмысления социально-педагогической проблемы формирования культуры безопасного поведения на дорогах, являющейся ответом на вызовы в области безопасности дорожного движения. Автором определены структурные компоненты культуры безопасного поведения обучающихся на дорогах и их содержательное наполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осокина Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СULTURE OF SAFE BEHAVIOR OF STUDENTS ON THE ROADS AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM

The article attempts to understand the socio-pedagogical problem of forming a culture of safe behavior on the roads, which is a response to challenges in the field of road safety. The author defines the structural components of the culture of safe behavior of students on the roads and their content.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОРОГАХ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 376.1

DOI 10.34823/SGZ.2021.3.51607

В.Н. ОСОКИНА кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Филиала Ставропольского государственного

педагогического института в г. Железноводске'

Культура безопасного поведения обучающихся на дорогах как социально-педагогическая проблема

В статье сделана попытка осмысления социально-педагогической проблемы формирования культуры безопасного поведения на дорогах, являющейся ответом на вызовы в области безопасности дорожного движения. Автором определены структурные компоненты культуры безопасного поведения обучающихся на дорогах и их содержательное наполнение.

Ключевые слова: культура безопасного поведения, обучающиеся, железная дорога, дорожно-транспортный травматизм, педагогическая система, педагогические условия.

V.N. OSOKINA Candidate of Pedagogical Sciences, Associate

Professor of the Department of Humanities and socioeconomic disciplines of the branch of the Stavropol state pedagogical Institute in Zheleznovodsk

Сикиге of safe behavior of students on the roads as a socio-pedagogical problem

The article attempts to understand the socio-pedagogical problem of forming a culture of safe behavior on the roads, which is a response to challenges in the field of road safety. The author defines the structural components of the culture of safe behavior of students on

' Осокина Валентина Николаевна, e-mail: blak1511@yandex.ru

the roads and their content.

Keywords: culture of safe behavior, students, railway, road traffic injuries, pedagogical system, pedagogical conditions.

Развитие современного общества связано с серьезными изменениями в культурной, социально-экономической, политической сферах жизни. Актуальными требованиями времени стали приоритет человека, его прав, свобод, ценность его индивидуальности. Серьезной социально-экономической проблемой России и ее регионов, в том числе СевероКавказского, являются в современных условиях аварийность и травматизм на дорогах.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41), Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Национальном проекте «Образование», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» стратегическим направлением является обеспечение безопасности детей на дорогах1.

Количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Российской Федерации с участием детей в возрасте до 16 лет и число детей, пострадавших в ДТП, в сравнении с аналогичными показателями в европейских странах, остаются стабильно высокими. В сравнении с другими субъектами Российской Федерации, в Ставропольском крае состояние аварийности характеризуется более низкими показателями, но проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) и смертности на дорогах остается очень актуальной.

Достаточно широким кругом исследователей проанализированы проблемы предупреждения и профилактики дорожного травматизма среди обучающихся. В работах С.А. Баранова, Ю.М. Бегидова, В.Д. Кондратьева, В.П. Маринец и других рассматривается нормативно-правовое регулирование деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения. В.А. Федоровым, П.А. Кравченко разработана концепция государственной системы управления безопасностью дорожного движения.

В многочисленных исследованиях безопасность дорожного движения, безопасное поведение личности на дорогах связывается с проблемами общей культуры человека.

1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Культурологический подход прослеживается в трудах Ю.А. Жданова, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, М.С. Яницкого и др. Его применение в педагогической науке находим у В.П. Бенина, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, Н.Б. Крыловой, Н.Д. Никандрова, Л.Б. Соколовой, Е.В. Яковлевой и др. Это позволяет рассматривать культуру личности обучающегося в контексте общекультурного развития.

Культура безопасного поведения обучающихся на дорогах, по мнению исследователей, представляет собой интег-ративное качество личности, результат освоения обучающимися социальных норм, ценностей, правил безопасности, правил дорожного движения, обеспечивающих эффективность действий при решении практических задач, возникающих на дорогах, способствующих самореализации субъекта образовательного процесса и субъекта дорожного движения.

Понятие «культура безопасности» в российской и зарубежной литературе, его смысловое содержание в трактовках разных ученых сильно варьируется. В.Н. Мошкин считает, что воспитание культуры безопасности включает совершенствование готовности к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, угрожающих как отдельному человеку, так и обществу в целом. Воспитание культуры безопасности обеспечивает подготовку человека к

сочетанию личной безопасности и безопасности других

-1

людей .

Под культурой безопасности жизнедеятельности Т.В. Мельникова понимает способ организации деятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни,

2

здоровья и целостности окружающего мира .

Е.И. Толочко выделяет структурные компоненты культуры безопасного поведения на дорогах:

- аксиологический - высокий уровень духовного самосознания, внимательность, ответственность, дисциплинированность, доброжелательность и т.д.;

- когнитивный - знания о возможных опасностях на дорогах для участников дорожного движения;

1 Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 318 с.

2 Мельникова Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: Дисс....канд. пед. наук: СПб., 2006. - 193 с.

- деятельностный - умения, навыки и опыт, что, по сути дела, является компетентностью практической реализации теоретических принципов организационного, профилактического характера, предполагающих минимальную вероятность

-1

появления возможных опасностей .

Являясь составной частью общей культуры, культура безопасности жизнедеятельности, отмечает А.Н. Дронов, должна носить регулируемый характер, нацеленный на конкретный результат - обязательное выполнение человеком норм поведения в социуме2.

В наших исследованиях отмечалось, что культура является универсальной и необходимой для людей категорией независимо от возраста, профессии и других факторов, формирование здоровой и безопасной личности необходимо осуществлять на всех ступенях образования3.

Считаем что культура безопасного поведения на дорогах - это часть культуры человека, обеспечивающая определенный уровень его безопасности и безопасности окружающих его людей в сфере дорожного движения4.

Исходя из этого, культура безопасного поведения обучающихся на железной дороге нами определяется как целенаправленное создание научно-методических, учебно-методических и организационных условий для обеспечения субъектного характера освоения обучающимися социальных норм, ценностей, правил безопасности.

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективную реализацию формирования культуры безопасного поведения обучающихся на дорогах, являются: 1) интеграция знаний из содержания школьных предметов, ориентированных на обеспечение безопасности личности на дорогах; 2) опора на субъектный опыт поведения учащихся на дорогах;

1 Толочко Е.И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема // Человек и образование, М., 2015, № 1(42), с. 173-179.

2 Дронов А.Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования: Авто-реф. дисс.... канд. пед. наук: Воронеж, 2009. - 24 с.

3 Осокина В.Н. Формирование здорового образа жизни студентов в образовательном пространстве вуза // Социально-гуманитарные знания, 2018, № 12, с. 85-89.

4 Осокина В.Н. Формирование безопасной жизнедеятельности студентов в условиях социально-педагогического сопровождения // Таврический научный обозреватель, 2016, № 1-3(6), с. 34-37.

3) активная педагогическая поддержка, способствующая самоопределению и самореализации школьников.

Современные исследования подтверждают, что школьники не понимают содержания и роли культуры безопасного поведения на дорогах. Культура безопасного поведения строится на разрозненных сведениях, полученных в основном в бытовом опыте от взрослых.

Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма - формирование у обучающихся культуры собственной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения на улицах села, поселка, города.

Основными средствами формирования культуры безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах являются работа в классе и внеурочная работа. Мероприятия, организуемые в рамках непрерывного образования обучающихся, позволяют отследить результативность работы всех участников образовательного процесса.

В целях предупреждения транспортных происшествий в базовой школе Филиала разработана программа, которая основана на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма на основе воспитания культуры безопасного поведения на дорогах у всех субъектов образовательного процесса и направлена на решение следующих задач:

- сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения;

- применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, использовать инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на железной дороге;

- поддерживать у родителей, обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;

- формировать у учащихся компоненты поведения безопасного типа на железной дороге.

Взаимодействие органов образования и отделов Государственной инспекции безопасности дорожного движения подтверждает способность воспитывать полноценного участника дорожного движения, формировать транспортную культуру и вырабатывать правильные навыки и привычки безопасного поведения на железной дороге.

В качестве основного направления работы со школьни-

ками и первокурсниками в филиале СГПИ в г. Железноводске стал месячник «Безопасная железная дорога». Задачей его является разработка и осуществление комплекса практических мероприятий, направленных на снижение уровня детского травматизма на железной дороге.

Месячник предусматривал организацию мероприятий по нескольким направлениям:

а) мероприятия, связанные с усилением и совершенствованием образовательной, воспитательной, просвещенческой составляющих работы с обучающимися;

б) мероприятия, связанные с совершенствованием окружающей обучающихся дорожной инфраструктуры.

В рамках первого направления были разработаны занятия и внеурочные мероприятия, ориентированные на формирование культуры безопасного поведения обучающихся на железной дороге.

Среди различных форм, способствующих реализации данной цели, выступают деловые игры, беседы, встречи с работниками железной дороги, акция «Сними наушники», оборудование змейки на железнодорожном переходе, установка предупреждающих знаков «Внимание, железная дорога!».

Чтобы обучающиеся заинтересовались Правилами безопасности на железной дороге, изучали их с интересом, была организована встреча с сотрудниками Минераловодского региона Северо-Кавказской железной дороги. Они рассказали о правилах безопасности пешеходов при пересечении железнодорожных путей, провели инструктаж по безопасному поведению обучающихся на объектах железнодорожного транспорта.

Под профилактикой дорожно-транспортного травматизма мы понимаем целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям.

Таким образом, культура безопасного поведения обучающихся на дороге - интегративное качество личности, в котором проявляется результат освоения социальных норм, ценностей, правил безопасности, правил дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.