Интуиция бывает двух типов:
Логическая - не нарушающая сложившуюся логику знаний. Такая интуиция образуется цепочкой умозаключений, обобщений и аналогий. Подобный тип интуиции называют «интуиция-догадка» или «интуиция-предвосхищение». Эта интуиция заключается в угадывании результата, который последовательно подтверждается логическим доказательством.
Иррациональная - противоречащая установившимся взглядам и системе научных знаний. Этот тип интуиции как бы ломает старую систему суждений, ставит новые задачи и дает иные объяснения аномалиям и противоречиям существующих теорий.
Художественно-творческая интуиция «сливает» в единое целое чувственное и логическое, неосознанное и сознательное. Условием инициирования интуиции в исполнительском искусстве являются высокий уровень взаимоотношений человека и искусства, художественное мышление и мастерское владение механизмом исполнительской творческой деятельности.
Вступая в общение с авторским произведением, исполнитель расширяет границы своего бытия, включая в свою жизнь чужой жизненный опыт, как собственный. Для того, чтобы стать сопричастным состояниям, изначально породившим художественный опыт, личность исполнителя должна «прорезонировать» с личностью автора. Это называется эмпатической способностью, без которой в искусстве невозможно получение нового результата. Исполнитель соотносит себя с произведением, анализирует, насколько созвучно его душе то, что он исполняет, и в соответствии с этим выстраивает взаимоотношения с создаваемым художественным образом.
Исполнительская эмпатия осуществляется в ходе расшифровки авторской идеи и создания самостоятельного художественного образа. Таким образом, происходит процесс обратный авторскому. У автора идея обыкновенно зарождается под влиянием внехудожественных доминант. В исполнительском искусстве наоборот, - созданные образы вызывают к жизни внехудожественные ассоциации. То есть акт творческого открытия у исполнителя происходит не рациональным путем, а на основе эмпатии. Именно поэтому мы чувствуем правдивость характеров и авторских образов, хотя зачастую не можем их доказать.
Однако, будет ошибочным мнение, что эмпатия автоматически приводит к художественному открытию. Она всего лишь техническое условие для творческого акта, необходимое на определенном этапе работы с авторским произведением. Подобное «вчувствование» и мысленное пребывание в первичном материале, слияние с ним, является гарантией достоверности приобретаемой информации. Недаром говорят, что актер - самый понятливый читатель, а музыкант - самый благодарный слушатель. Эмпатическая способность дает возможность исполнителю посредством своей физики, психики, интеллекта, чувства и созерцания, прикоснуться к внематериальной сущности скрытой в материи, ради которой и создается любое художественное произведение.
Подводя итог рассуждениям об исполнительском искусстве, представляется важным еще раз подчеркнуть значимость для этого процесса личности исполнителя, а так же мастерского владения всем механизмом творческой деятельности и языком своего исполнительского искусства. Необходимо помнить, что художественно слабое исполнение может перечеркнуть достоинства произведения, а яркое исполнение может превзойти его и украсить. Умение «перевоплощаться» должно сопровождаться стремлением пройти с автором весь путь творения, а не быть слепым пародированием внешних примет стиля автора и его эпохи. Исполнитель должен одновременно сознавать себя целым и частью другого целого, с которым он вступает во взаимодействие.
Основополагающий принцип исполнительского искусства - неукоснительное выполнение авторского текста, без привнесения личных деталей и вместе с тем умение оставаться самим собой. Интерпретируя и воссоздавая произведение, исполнитель должен каждый раз, как бы превышать границы своих возможностей, ставя перед собой некую сверхзадачу. В противном случае может произойти омертвение художественного образа и искусственность изображения. Помочь в этом может понимание того, что интерпретация - всегда творческий акт, а «воссоздавать» и «вновь создавать» - понятия однородные.
Исполнителю необходимо всегда помнить о воспитательном значении искусства, силе его воздействия на эстетическое мировоззрение и духовный облик публики. Поэтому важно раскрывать произведение не только с технической стороны, но и с духовной, чтобы в своих трактовках дарить публике только самые высокие чувства. Считается, что в исполнении проявляется истинная человеческая сущность художника, и большой артист, прежде всего - большой человек. Поэтому важно самоотверженное служение искусству, саморазвитие, расширение своих технических навыков и драматических способностей, доведение формы исполнения до максимального совершенства, исключая все лишнее, чтобы звук, взгляд, жест - все было слито в единое целое.
Любой исполнитель может достичь больших результатов на этом поприще, если будет испытывать постоянную неудовлетворенность уровнем своего профессионального развития, если будет любить многое и гореть желанием донести все любимое до публики, увлекая ее стихийностью воли и эмоциональностью исполнения, непосредственным ответом на что всегда бывает чувственный ответ публики.
Литература
1. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. -М.,1985.
2. Басин Е. Творческая личность художника. - М. ,1988.
3. Батищев Т. Введение в диалектику творчества. -Спб., 1997г.
4. Бунге М. интуиция и наука. -М., 1967.
5. Выготский Л. Психология искусства. -Р н-д., 1998.
6. Дорфман Л. Эмоция в искусстве. - М., 1997.
7. Ильин И. Одинокий художник. - М., 1993.
8. Лосев А. Музыка, как предмет логики. -М., 2001.
9. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. -М., 1983.
10. Фейенберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М., 1992.
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE Пономаренко Е.В.
Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор архитектуры, доцент КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО БАРОККО И КЛАССИЦИЗМА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ
Аннотация
Работа посвящена анализу появления и развития архитектурных стилей барокко и классицизма на Южном Урале. На примере культового православного зодчества рассматриваются особенности барокко и классицизма в регионе. В статье приведен материал, собранный автором во время натурных экспедиций на территории Челябинской и Оренбургской областей.
Ключевые слова: архитектура церквей региона, барокко, классицизм.
Ponomarenko E.V.
Doctor in Architecture, Associate Professor, Senior researcher, Scientific-Research Institute of Architecture and Urban Planning Theory and History Russian Academy of Architecture and Building Sciences, doctor of architecture, associate professor THE ARCHITECTURE OF CHURCHES, BAROQUE AND CLASSICISM IN THE SOUTHERN URALS
83
Abstract
Work is dedicated to analysis of the appearance and developments of the architectural styles baroque and classicism on South Ural. On example architecture of Orthodox churches are considered particularities baroque and classicism in region. In article is brought much new unknown material, collected by author during expedition on territory Chelyabinskoy and Orenburgskoy areas.
Keywords: architecture of churches, Baroque, classic style
Понятие Южный Урал - географическое. Этот регион включает территорию Челябинской и Оренбургской областей, а также частично Башкирию. Освоение региона русскими началась с южных границ в XVI в. Во второй трети XVIII в. наступил новый этап строительства крепостей на Южном Урале. Вслед за основанием Оренбурга в 1736 г. создается Самарская дистанция - ряд крепостей, которые шли от города Самары по реке Самаре к реке Яику (Уралу). Затем появляется целый ряд укрепленных линий, которые соединили Самарские крепости с Сибирскими [3, с.335].
Одновременно со строительством крепостей на Южном Урале впервые появляется стилевая архитектура. В конце XVIII -первой половине XIX в. в архитектуре православных церквей края преобладал классицизм. Обследование показало, что распространение барокко на Южном Урале имело ограниченный характер. Это было типично для регионов, которые осваивались русскими в ХУШв. Например, А.В. Иконников утверждал, что «Классицистическая архитектура, распространившая свое влияние до пределов города в целом, стала в России начала XIX века главным стилеобразующим началом, подчинившим другие виды художественной деятельности, участвующие в формообразовании среды» [2, с.48].
Барочных церквей на Южном Урале не сохранилось. Анализ архивных источников показывает, что представляют интерес храмы этого стиля в Оренбурге - летняя Преображенская (1750 г., арх. Мюллер) и зимняя Введенская (1752 г.), а также Георгиевская в форштадте, основанная в 1756 г. Композиция большинства барочных церквей строилась на распространенной в провинции схеме с последовательно расположенными колокольней, трапезной, основным объемом и выступающим алтарем. Характерными были колокольни классических очертаний, которые часто возводились позднее основной части церкви, в период господства классицизма.
Например, здание Преображенской церкви отличалось сдержанностью архитектуры. Композиционно оно было построено по типу «кораблем», состояло из основного объема и встроено-пристроенной колокольни. Фасады членились лопатками, которые по углам колокольни были рустованы. Основной объем - невысокий односветный, был завершен непропорционально маленьким куполом на граненом барабане с главкой. Колокольня - квадратная в плане трехъярусная. Спокойные классические ярусы имели неожиданное барочное завершение с изогнутыми фронтонами и круглыми окошками по четырем сторонам купола.
Каменная Введенская церковь тоже соединяла в себе классические и барочные черты. Общая композиция кораблем была дополнена боковыми выходами с фронтонами, придающими зданию элемент центричности. Основной объем - односветный, был завершен куполом на высоком барабане. Фасады мерно членились лопатками, по углам рустованными. Колокольня храма была надстроена над крышей в два яруса. Первый ярус - квадратный, был фланкирован крупными барочными волютами. Второй ярус представлял собой рустованный восьмерик с куполом и главкой. Невысокий входной пристрой - более поздний.
Христорождественский собор в Челябинске тоже был решен в стиле барокко. Он был заложен в 1748 г. Здание тоже имело композицию, развивающуюся по продольной оси. Трехсветный четверик был увенчан пятиглавием. Центральная главка - на глухом восьмигранном барабане. Апсида полукруглой формы была ниже четверика. Под сводами располагались люнеты. Углы четверика имели рустовку, арочные окна были обрамлены наличниками. Колокольня имела три яруса и восьмигранное основание. Перед колокольней на двускатной кровле притвора располагалась небольшая главка на высоком круглом барабане. Строительные работы велись под надзором каменщиков Далматова монастыря Акинфия Стафеева, Акинфия Денисова и Ивана Погошева. Возведение Христорождественского собора было частью активной строительной деятельности Успенского Далматовского монастыря в Приуралье. На современников это здание производило мрачное впечатление. Н. Лендер пишет в XIX в.: «Около Челябинского базара - старинный и типичный собор в честь Рождества Христова. Он мрачный с высокими сводами и с иконами старого письма. Массивные стены переносят нас в прошлое столетие» [1, с.18].
Памятники раннего классицизма XVIII века представлены в регионе значительно лучше. Композиционно они варьировали тот же тип осевой композиции. Особенностью региона было использование многочисленных барочных и традиционных деталей декора, например, характерного «невьянского» орнамента - ступенчатых сосулек. Формы, заимствованные из барокко встречаются и в завершениях церквей. Например, характерные восьмерики устюжской школы.
Характерным примером является церковь Иоанна Предтечи в Кыштыме, построенная в 1770 г. Ее композиционное решение соответствует схеме «кораблем». По одной оси последовательно расположены: колокольня, трапезная, основной четверик и алтарь. Основной четверик церкви увенчан двухъярусным барабаном из восьмериков с полусферическим куполом. Под профилированными карнизами ярусов проходят ленты орнаментов из ступенчатых сосулек. Основной четверик церкви двухсветный. Ярусы его разделены лентой орнамента из ступенчатых сосулек, который располагается в уровне высоты трапезной и алтаря. Под венчающим карнизом четверика находится двойная лента орнамента из треугольников и ступенчатых сосулек, разделенная горизонтальными тягами. Углы четверика, как и углы всех остальных частей здания кроме колокольни акцентированы пилястрами. Общие пропорции объема колокольни этой церкви необычны для региона. Высота колокольни не намного превышает купол средокрестья, а по площади она больше трапезной и сравнима с основным четвериком церкви. Колокольня имеет три яруса, которые увенчаны полусферическим куполом с фонарем.
В начале XIX века классицизм переходит в зрелую стадию. Становятся популярны церкви типа «кораблем», но с дополнительной перпендикулярной композиционной осью, которая подчеркивалась входами и портиками с севера и юга. Типичными примерами этой композиционной схемы являются церкви Дмитрия Солунского в Симе и Казанской Божьей в Нижнем Уфалее.
Церковь Дмитрия Солунского при Симском заводе это один из наиболее интересных памятников зрелого классицизма. Она имела композиционную схему «кораблем». Анализируя фотографии начала XX века можно сделать вывод, что это был одноглавый храм. Он включал основной объем, завершенный куполом и четырехъярусную колокольню. Алтарь церкви представляет собой пятигранную апсиду перекрытую конхой. Углы ее акцентированы тосканскими пилястрами, несущими антаблемент с сильно вынесенным карнизом. Основной четверик церкви, который раньше имел треугольные фронтоны, в настоящее время выделен тосканскими полуколоннами. Четыре большие полуколонны расположены по две в боковых частях фасада четверика средокрестья. Центр фасада оформлен порталом из двух более низких тосканских полуколонн с антаблементом и треугольным фронтоном.
В Нижнем Уфалее была построена церковь иконы Казанской Божьей матери в стиле классицизм. Это храм, состоящий из последовательно расположенных входного придела с колокольней, трапезной, основного четверика и прямоугольного в плане алтаря. Колокольня храма отодвинута вглубь сильно выступающего входного придела. Она состоит из одного сквозного яруса (звона), который находится на высоком трехчастном пьедестале, разделенном карнизами. Выше расположен купол со шпилем на барабане. Западный фасад входного придела декорирован четырьмя тосканскими пилястрами, несущими упрощенный антаблемент. В верхней части фасадов проходит горизонтальная тяга. Восточный фасад алтаря завершен треугольным фронтоном. Фасады декорированы пилястрами и завершены треугольными фронтонами. Средокрестье церкви имеет необычное для Южного Урала завершение. Это больших размеров купол, на котором находится луковка на граненом барабане. Такие же небольшие
84
луковки на барабанах расположены на углах выступающего вверх за основной объем подкупольного квадрата. Эта церковь представляет собой необычный по пропорциям и декору вариант классицизма для нашего региона. Объем церкви сильно вытянут по оси запад-восток, а завершения кажутся несколько непропорциональными высоте нижнего объема.
Рис. 1 - а - Христорождественский собор; б - церковь в Кыштыме; в - церковь села Воскресенское
Из центричных церквей в стиле классицизм начала XIX сохранились только храмы крепостей Новой линии - пятиглавые крестово-купольные (церковь Александра Невского в п. Наследницкий и церковь Николая Чудотворца в п. Николаевка). Их объемно-пространственная композиция отличается подчеркнутой центричностью: крест в плане, входы с трех сторон почти одинаковой значимости, расположение четырех второстепенных главок вокруг более крупной центральной. Купольное завершение выглядит очень мощно, высота основного объема храма и центральной луковки (без креста) приблизительно одинакова. Центральная луковка крупных размеров находится на шестигранном барабане с удлиненными, завершенными полуциркульной аркой окнами в каждой грани. Она окружена тремя маленькими и колокольней с луковичным завершением. Луковка колокольни больших размеров, имеет более высокий и широкий цилиндрический барабан с тремя открытыми проемами. Стены основного объема обеих церквей декорированы практически одинаково. Углы концов креста обработаны лопатками с высокой плоской нишей, отдаленно напоминающими пилястры, т.к. на них опирается упрощенного профиля антаблемент. Каждый из простенков декорирован высокой накладной полуциркульной с остроконечным завершением аркой, которые являются гипертрофированным подобием древнерусского наличника.
Наиболее типичным примером классицизма первых двух десятилетий XIX в. является церковь Иконы Знамения Пресвятой Богородицы в селе Воскресенское Каслинского Челябинской области. Она построена в 1819 г. архитектором М.П. Малаховым. Объем последовательно включает колокольню, трапезную, основной двухсветный четверик и апсиду. Основной четверик с севера и юга имеет глубокие четырехколонные коринфские портики с треугольными фронтонами. Завершен основной четверик крупным полусферическим куполом на высоком круглом световом барабане. Это завершение равно по высоте основному четверику и хорошо сочетается с ярусом звона колокольни, решенным как классическая купольная ротонда. Нижняя часть церкви, в том числе апсида, украшена спаренными ионическими пилястрами, которые несут антаблемент с сильно вынесенным карнизом. Окна расположены в два яруса - полукруглое и высокое прямоугольное. Элементы декора выявлены на фасадах бирюзовым цветом, в которые покрашены и купола. В целом здание отличается уравновешенностью композиции и пропорциональностью всех ее элементов.
Более лаконичный вариант стиля воплощен в церквях Казанской Богоматери в с. Сухоречка Бузулукского района Оренбургской области и Верхнеапостольская церковь в с. Нижнепетропавловском Красноармейского района Челябинской области. Последняя была построена в первой половине XIX века на средства крестьян. На рубеже XIX - XX веков к ней был пристроен северный придел. Церковь состоит из квадратной основной части с пятигранной апсидой, трапезной и из колокольни. Основная часть храма перекрыта высоким сводом, увенчанным мощным восьмигранным световым фонарем с плоским куполом и главкой на высоком барабане. Южная и северная стены четверика декорированы двумя ярусами пилястр по углам и двумя рядами высоких окон с полуциркульным завершением.
Таким образом, в стилевой культовой архитектуре Южного Урала начало периода барокко совпало с основанием русских крепостей - вторая треть XVIII в., а с 70-х годов - появился классицизм. Период зрелого классицизма начался с 20-х годов XIX века. Наиболее популярным композиционным решением церквей рассматриваемого периода было последовательное расположение колокольни, трапезной, основного объема и алтарной апсиды. Центричные здания встречались значительно реже. Барочные храмы часто имели пристрои, выполненные в стиле классицизм. В произведениях классицизма долго сохранялись элементы барокко, прежде всего, элементы барочного декора (наличники, орнамент). Использовались и характерные завершения из нескольких последовательно расположенных восьмериков. Такое смешение форм и элементов декора приводило к некоторой эклектичности образа церкви, которую можно считать наиболее характерной особенностью для культовой архитектуры в регионе.
Литература
1. Дегтярев И.В., Боже В.С. Купола над городом. - Челябинск: Южно-уральское книжное издательство, 1992. - 41 с.
2. Иконников А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды.- М.: Советский художник, 1985. - 336
3. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии- Оренбург:Изд. Оренб. Губернского стат. комитета, 1887. - 406 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCOLOGICAL SCIENCE
в
с
Барханов П.В.
Аспирант, Омский государственный технический университет ПРОБЛЕМА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СКРИНИНГОВОГО ОПРОСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА И
КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
В статье обосновывается необходимость повышения чувствительности методики скринингового опроса с использованием полиграфа на основе концепции эмоционального интеллекта. Анализ понятия «эмоциональный интеллект» показывает его соотношение с ключевыми объяснительными категориями в «теориях полиграфа»: «представление», «эмоция», «установка». Ключевые слова: полиграф, скрининг, эмоциональный интеллект, эмоция, установка.
Barkhanov P.V.
Postgraduate, Omsk State Technical University
SENSITIVITY SCREENING PROBLEM OF POLYGRAPH AND THE CONCEPT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE
85