Научная статья на тему 'КУЛЬТ ПРЕДКОВ У КАЗАХОВ: Аруахи, Коркыт Ата, Төре'

КУЛЬТ ПРЕДКОВ У КАЗАХОВ: Аруахи, Коркыт Ата, Төре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6047
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
Великая Степь / культ предков арқасы бар / аруақтар/ аруахи / арқар/ архар

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кокумбаева B. Д.

В связи с развернувшейся дискуссией о возможности признания Аттилы святым современного тенгризма (тангризма) дается обзор наиболее значимых проявлений культа предков и исторических деятелей у казахов. У них, наряду с японцами, культ предков продолжает существовать в наиболее развитой форме, оказывая в целом благотворное влияние на общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТ ПРЕДКОВ У КАЗАХОВ: Аруахи, Коркыт Ата, Төре»

КУЛЬТ ПРЕДКОВ У КАЗАХОВ: Аруахи, Коркыт Ата, Тере

Профессор Кокумбаева В.Д.

Павлодарский государственный педагогический университет

baglan54@mail.ru

В связи с развернувшейся дискуссией о возможности признания Аттилы святым современного тенгризма (тангризма) дается обзор наиболее значимых проявлений культа предков и исторических деятелей у казахов. У них, наряду с японцами, культ предков продолжает существовать в наиболее развитой форме, оказывая в целом благотворное влияние на общество.

Ключевые слова: Великая Степь, культ предков - арцасы бар, аруацтар/ аруахи, арцар/ архар.

Аруахи. Степь (иситеп - от древнетюрк. ю штеп - делать дело, осваивать) - международный архаизм, характеризующий безбрежные пространства Евразии. Эквивалентом определению «Степь» является аутентичная константа «Сары Арка». Сары - желтый, образное название Солнца, которое для всех древних народов являлось глубоко почитаемым божеством. Арца - буквально: спина. У казахов есть удивительное по смыслу и значению выражение «арца с^йеу», «арцасы бар». В обыденном значении оно означает «иметь поддержку, опору». Другой смысл вечная опора и поддержка человека и сейчас и всегда», данные каждому человеку на уровне глубокого внутреннего чувствования знания. Они живут в кочевнике всегда и не приходится сомневаться ни в мощи, ни в вечности этой опоры [1].

Деяния всемирно известных полководцев и государственных деятелй тюрко-монгольского мира Аттилы и Чингис-хана в полной мере характеризуются фразеологизмои «арцасы бар». Идеологическое основанием их деятельности является кредо классического тенгианства, основанное на триаде толерантность, всеобщий мир и всемирное правительство [2, 3], что содействовало обширным и интенсивным контактам степняков со многими народами и странами, а в конечном итоге положило начало процессу глобализации и рождению современного мира [3-6].

Подтверждением тому - тюркский язык, включающий аутентичные константы, производные от арца, арцасы бар в значениях духи предков, покровители: аруактар - казах.; арбактар - киргиз.; арвах, ата-бабалар рухлары, ата-баба аруагы - казах., киргиз., азерб., татар. [7, с. 50].

Константа аруац содержит два слова: ар - избранный, лучший, высшая красота и ац - белый в значении духовная чистота. В казахском языке немало слов, содержащих инициацию «ар», которая дополняет и углубляет смысловое содержание термина «аруац». Это ар - честь; арца; арцасы бар; арман - мечта, чаяние; армысын - приветствие (здоров ли; здравствуй); аруац - дух предков, святых; аруацтай - словно дух предков, словно святой; аруацтану - признавать дух; аруацты - святой; аруацты табыну - культ духов предков [8]. В якутском языке, соханившем много древних слов, аар означает лучший, чистый, священный, божественный [9].

На наш взгляд, не случаен тот факт, что арца составляет основу слова арцар / архар, которое на монгольском языке означает «дикие овцы». Горный баран либо архар, иногда аргали, качкар, аркар — дикое и очень грациозное парнокопытное животное из семейства полорогих, обитающее в высокогорье Центральной Азии (Гималаи, Тибет, Алтай). Это самый крупный баран в мире. Встречаются в Монголии, Казахстане, Кыргызстане, России, Узбекистане и других странах. Это очень спокойные, не агрессивные по отношению к другим видам, и социальные животные. Чтобы избежать хищников, животные в стаде движутся вместе и остаются в группе [10].

Архар - распространенный образ Древнего мира, о чем свидетельствует примеры из мифологии античного мира. Другой пример - сакский воин, найденный в кургане Иссык (Есш обасы) в Казахстане и получивший образное название золотой человек. Головной убор «золотого» человека венчает скульптура архара, обитающего среди неприступных скал и олицетворяющего символ величия, мудрости, силы и гордости. Ибо он - арцар - жил выше всего и был ближе всех к небесам, солнцу [11].

Еще один пример - наскальные рисунки небесных архаров, также найденые на территории Казахстана. Среди нанесенных на камни рисунков животных, людей и иных изображений находятся фигуры трех архаров, стоящих в ряд. Наскальный рисунок, обнаруженный среди петроглифов горного массива Кызыл-Кара, расположен в Восточно-Казахстанской области.

Осенью, когда начинается сезон охоты, можно наблюдать, как над восточной стороной горизонта восходят три яркие звезды, выстроившиеся на одной воображаемой линии с равными интервалами между ними. В казахской народной астрономии это красивое созвездие - Пояс Ориона называется "Три

99 Т Т и " sj Л

архара . У казахов и алтайцев сохранился древний космогонический миф. Легендарный лучник Когалдай-мерген (Кудай-берген), преследуя трех архаров, взошел вслед за ними на небеса и одним выстрелом поразил убегающих зверей. Образы этого весьма архаичного сказания оказались связанными с некоторыми заметными звездами неба Северного полушария земли. Этот сюжет встречается в мифах ряда этносов Северной Евразии. Поднявшись от горных вершин в звездное небо, пораженные стрелой (пулей) рогатые звери продолжают свой неутомимый бег. Их вечно преследует Небесный всадник со своими собаками, которые превратились в созвездия Большого и Малого Псов [12].

Данная многовековая традиция самоименования подтверждается раннесредневековыми тюркоязычными и старшеруническими материалами древних германцев. Сохранившаяся в них надпись егйаг, которая переводится с языка тюрков как «мужи, воины», была самоназванием сармато-готской и гуннской социальной верхушки германских племен 1 тыс.н.э., известной в германоязычных источниках того времени как «ярлы», «арулы» [13].

Слово «ар» - это и другое древнейшее, но ныне утраченное тюрками название солнца. От него происходит современное казахское арай - восход солнца, рассвет. Восход небесного светила, являющегося астрономическим символом созидательного мужского начала. «Отсюда, обилие золотых изделий, которые находят в кочевнических курганах на всем пространстве Евразийского континента. Ведь их количество было олицетворением не уровня богатства, а степени мужественности погребенного. Золото символизировало собой горящее «мужское» Солнце» [14, с. 34]. «Противопоставляя себя «луннорожденным» земледельцам, арии называли себя «солнцерожденными». Или, как в Древней Индии представители индоарийской воинской касты кшатриев, - «солнечным родом кшатриев» [14, с. 34-35].

В древнетюркском языке ]ар, ]ары, цары, ]ару - тюрк. - быть светлым, сиять, издавать свет, светить. аар - якут.; ах арыг - хакас.; ару - татар.; ары -азерб.; ару у - киргиз., казах.; арыг - хакас. -благородный, светлый, чистый, священный, почтенный, лучший в своем роде, важный, громадный. Также священная, сакральная, - приводят переводы аутентичной константы «ар» авторы глоссария по тенгриведению [15, сс. 10 и 22].

Для нас также актуальны сведения о городе-храме Аар хайам (Священная гора) Аркайым (Аркаим) - казах., обстоятельному освещению которого в IV- III тыс.до н.эры посвящена монография А.К. Нарымбаевой. Туран - колыбель древних цивилизаций (науч.изд. - Алматы, 2009).

Поселение представляло собой: город, крепость, храм, обсерваторию, промышленно-металлургический центр, имелись водосточная система, кузницы и кухни. Аркаимцы почитали огонь и поклонялись духам предков, что доказывает систему тенгрианской мировоззренческой преемственности; в могильниках, наряду с другими предметами были найдены символы власти: жезл, свастика, скипетры, булавы. Связь этнонимов «гунн» и «аргун» (аргын), которое по сей день составляет одно из самых больших казахских племен обосновывается и в исследовании «Арий-гунн» сквозь века и пространство: свидетельства, топонимы Ш.Т.Куанганова [15].

Философ Н.Г.Аюпов освещает слово ар в культурно-историческом измерении и обосновывает положение о центральноазиатском регионе древности как арийской культуре. Исследователь считает, что арийская культура включает три ветви протоиранскую, протоведийскую (ариоведийскую) и прототюркскую, которые и, «в настоящее время составляют основное глубинное ядро центральноазиатской культуры». Тем самым, первый период развития

тюркского мира определяется Н.Г.Аюповым как культура прототюрксих арийских племен [16, с. 65].

Тенгрианцы продолжили «традиции древней арийской культуры, которая была во многом универсальной, если иметь в виду включение в себя и земледельческой, и скотоводческой культуры, культуры городов», - пишет исследователь [16, с. 65]. Ее границы охватывают 3 в. до н.э. - 5 в. н.э. и правомерно назвать культура гуннской эпохи». Выделение этого этапа как самостоятельного является условным, поскольку на западе тенгрианский мир была представлен культурой Турана, на востоке сложилась культура гуннов. «Некоторые исследователи даже считают именно гуннов (хунну) одними из самых древних арийских племен Центральной Азии и участвовавших в сложении всех тюркских народов. Именно они в древности населяли бассейн реки Орхон («ар-хун» - солнцеликая), предгорья Алтая и Тенгри тага. Уже в начале 2 тысячелетия до н.э. они имели свое государство, но наибольшего расцвета они достигли в III-II вв. до н.э., когда гунны стали главной силой в тюркской конфедерации племенных государств, взяли верховную власть и создали обширную империю от берегов Тихого океана до Европы. Если у основания этой империи стоял Батур Тенхрикуг (сын Тумен хана - Моде хан), то в зените славы во главе гуннской империи стоял Аттила» [16, с. 112-113].

«Древняя религия степняков — тенгрианство являлась одним из первых монотеистических верований в Единого Бога — Тенгри — Небо. Эта религия знала закон Перевоплощений, и, погребая своего уважаемого соплеменника, степняки возливали на его могилу напиток из кобыльего молока — кумыс и просили душу покойного быть для племени защитой и опорой.

Существовало понятие «кайтыс болу» — быть возвращенным. Это означало, что умерший в физическом мире вернулся в параллельные миры, называемые «аруацтар дуниеш» — мир духов предков [17]. Это сознательный акт - трансцендирование, при котором человек преодолевает умирание через духовное усилие, направленное на магическое (ритуальное) противостояние смерти [18, с. 11-12]. «Предков помнили по именам, а имена храбрейших богатырей прошлого звучали в качестве боевого клича рода. Если же собиралась многоплеменная орда, её общим боевым кличем был возглас «Аруах!», звучавший над ордой Батыя [19]. Таким образом, по представлению тенгриан аруахи оказывали эффективную духовную поддержку.

Автор XI века Махмуд Кашгари так описывает «сражение аруахов»: «Суть этого вот в чем: когда два тюркских рода вступают в войну друг с другом, перед началом сражения духи каждого из родов, прибывшие вместе с людьми своих родов, вступают друг с другом в схватку. Тот род, духи которого одержат победу, станет на следующий день победителем в сражении. Тот род, духи которого потерпели поражение, как считают, будет побежден. Воины родов, духи которых вступили в битву, боятся того, что в них могут попасть стрелы, пущенные духами, и прячутся в шатрах. Этот обычай распространен среди тюрок» [20].

Победоносные рода, «благословленные духами» в результате таких магических столкновений, возглавляли массовые многородовые союзы. Возникла «иерархия духов», материализованная как система взаимного подчинения родов на основе «духовного старшинства» одних над другими. Тем самым складывается тенгрианская модель политического менеджмента, суть которой сводилась к равновесию между личной свободой воинов и военно-дисциплинарным характером беспрекословного подчинения младших старшим.

Ведущее положение в ней занимала привилегированная каста посвященных - духовных воинов. Это был ограниченный круг тайных союзов, обладающих специальными способностями и знаниями в области ритуально-магического и военного искусства. Их отличали высокий социальный статус, отвага и бесстрашие в ратном деле, послужившие причиной глубочайшего уважения, почитания и, в какой-то мере обожествления. Это обнаруживается, к примеру в том, что им отводили «почетное место выше старейшин - ацсацалов, биев, султанов» [21, с. 183]. К ним относились сал-серi - степные маги Любви и Войны, преданные служители аруахов и самого Неба. Что-то вроде воинов-монахов, целиком и полностью отдавших свою жизнь «верхнему миру», миру духов. Бацсы - всевидящие лекари и исцеляющие бойцы. Ацыны -, благословлявшие от имени Духа все важнейшие события в жизни кочевника -рождение детей, свадьбы, похороны, обряды посвящения и собрания воинов Жырау - певцы степного Единства и другие. Каждый из них выполнял свою роль в рамках все более увеличивающегося масштаба влияния Духа - от первичных коллективов - через родовые союзы - к национальному единству» [20].

Глубоко и художественно образно раскрывается культ предков - аруацтарга табыну в фильме Аруац. Идея драмы принадлежит исполнителю главной роли, мэтру казахстанского кинематографа Асанали Ашимову. В нем ставится и решается проблема преемственности поколений, которая едва не оборвалась из-за геноцида народа (сцена, в которой мальчик едва не погиб в овраге). Новое поколение выжило и возрождается благодаря духу предков, мастерски воссозданном в образе живого аруаха - аруацты адам - главного героя Агатая. Тем самым, фильм Аруац решен в тенгрианском духе.

Коркыт Ата. Казахи с любовью характеризуют своих достойных сынов фразеологизмом «сепз цырлы, бiр сырлы» - дословно: восьмигранный, обладающих одной тайной. Одним из таких легендарных личностей является Корцыт Ата Эулие, - легендарный мудрец, религиозный и этический реформатор, полубог и святой, прорицатель и музыкант, почитаемый во всем тюркском мире.

Образ и наследие древнего мудреца сохранились не только в письменных источниках; его имя освящено народной памятью как мыслителя вселенского масштаба, поставившего экзистенциальные проблемы жизни - смерти -бессмертия (Мэцгшк), и, предложившего уникальное ее решение в своей первозданной ипостаси. А именно: в устной форме, через нераздельный синкрезис Слова и Музыки.

По словам С. Акатай, Коркут занимает пространство в двух мирах (в этом земном мире и в том небесном мире) одновременно. О чем свидетельствуют следующие строки: 0лi десе eлi емес, / Тiрi десем тiрi емес./ Ата Корцыт эулие. 0лi десе eлi емес, / Тiрi десем тiрi емес / ^й атасы - Корцыт. (Назову его мертвым - он не мертв,/ Назову его живым - но не жив./ Святой Коркут-Ата). [С. Акатай].

Мудрец, в учении которого дух кочевников неиссякаем и бессмертен, был символом единства степняков в прошлом и их надеждой на будущее. Этим можно объяснить неистребуемую тягу потомков к наследию Коркыта, «без которого полнокровное возрождение тюркской культуры и духовности вряд ли возможно и в XXI веке. Тут казахский народ не исключение и его возрождение сопричастно с общетюркскими формулами прогресса» [22, с. 678].

В аутентичной терминологии Корцыт Ата Эулие - первый «сепз цырлы, бiр сырлы» - восьмигранный, обладающий тайной Бытия. Подобное пограничное положение, как известно, занимают, согласно тенгрианскому духовному учению аруахи - духи предков, которые были для кочевого мира Великой Степи посредниками между ними и Кек Мэн,п Тэцiрi - Вечным Синим Небом, способствующими гармонизации жизни людей с требованиями Всевышнего. Тем самым, фразеологизм «сепз цырлы, бiр сырлы» в значении бiр сыр - одна тайна; тайна жизни и смерти как бессмертия близок по смыслу миру культу предков аруахов.

Первый 8-ми-гранный Корцыт Ата Эулие содержит в себе все 8 ипостасей в нераздельном синкрезисе: Это - ата - человек, имеющий имя (ат). Согласно миропредставлению древних, только старейшины - аксакалы обладали этой привилегией, поскольку они близки к миру предков - аруахов; Эулие - святой (дух), пророк, приближенный к Всевышнему; ¥ста - мастер, демиург (не случайно сходство с казахским словом дем алу - перевести дух), создавший первый музыкальный инструмент - священный кыл-кобыз; ¥стаз - учитель, восьмигранная деятельность которого нашла достойное продолжение в современных 8 кырлы; Бацсы - (шаман) - родственные понятия; провидец, мудрец; Куйш1 - проповедник и носитель тенгрианского духовного учения Кек Мэн,п Тэщр, олицетворявший в себе единство небесного и земного начал; Жырау - эпический сказитель; Ацын (от ац+Yн - буквально: белый + звук; ац в значении сакральный, магический звук [20, с. 98].

Идеи и мысли патриарха навсегда остались в исторической памяти тюркского мира, стали духовным истоком казахской философской мысли. Коркыт-Ата как философ, прорицатель, музыкант и мудрец - это золотая нить, связывающая века, вечный источник вдохновения. Наследие Коркыт ата вошло в Репрезентативный список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия человечества от имени Казахстана, Азербайджана и Турции. Благодаря работам исследователей формируется философско-научное направление коркутоведение. В числе фундаментальных трудов в обозначенном философско-научном пространстве - энциклопедия Корцыт Ата на казахском и русском языках,

пять томов (1-й, 5-й, 7-9-й) двадцатитомника Философское наследие казахского народа, в которых представлено духовное наследие видных тюркских мыслителей средневековья, в том числе и книга Коркыт Ата.

Тере. Судьбоносным событием на огромном пространстве Великой Степи средневековья являются походы Чингис хана. Он был непревзойдённым военным стратегом, искусным дипломатом, политиком и знатоком психологии людей. «Глобальной целью Чингис-хана было создание всемирного государства, где царили бы мир, спокойствие, веротерпимость и нравственность» [23, сс. 113114]. Тем самым, деяния Чингисхана являются повторением политической миссии Аттилы [3, 5].

Тэмуджин создал свою империю в котле гражданской войны, которая продолжалась более 20 лет. В 1205 году с казнью Джамухи завершился один из этапов формирования империи. В течение года в долине реки Онон и Керулен готовился великий Курултай - всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов, где Тэмуджин был провозглашён Чингисханом, то есть императором (Вселенским ханом). С этим именем он вошёл в мировую историю, как преобразователь социально-политического ландшафта Евразии [24].

Согласно идее о божественной предустановленности власти, Чингиз-хан

— государь божьей милостью. Его власть от Неба (Хухэ Мун-хэ Тэнгри - монг.) и потому для утверждения в своих правах на верховное руководство народами и странами он не нуждается в человеческих санкциях, в согласии и одобрении людей. Более того, Чингиз-хан, как государь по велению Синего Вечного Неба,

— сам источник права на власть. Тем самым, идея о небесном мандате Чингиз-

и и 1 и и

хана на правление земной империей без границ стала официальной идеологией Еке Монгол улуса. Причем в Средней Азии и Казахстане наследственные права потомков Чингиз-хана на власть имели длительную историю, а обаяние династии Чингизидов действовало даже в начале XX в.

Внешних символов царской власти было немало, самые важные — знамя и хутбе. Знамя хана водружалось в ханской ставке. У Чингиз-хана было большое совершенно белое знамя; у Мухаммада Шейбани-хана, основателя государства Шибанидов в Средней Азии, также было белое знамя. На знамени некоторых государств имелись изображения, надписи и т. п. В частности, на знамени главы династии Кара-коюнлу, или туркмен Черного барана (1378-1469), было изображение черного барана, откуда и название этой династии. Наибольшее число знамен, которое могло быть у одного хана, было девять. Девять знамен было у Чингиз-хана, у первых казахских ханов, у верховного предводителя моголов Чагатаида Махмуд-хана (1487-1508).

В результате военных побед Чингизидов (мужских потомков основателя монгольской династии Чингиз-хана) к 1260 г. образовалась самая обширная и могущественная империя из всех мировых империй. Созданная им империя дала возможность образоваться на евразийском континенте протогосударствам

современного мира. В 1995 году газета The Washington Post объявила Чингисхана "самым великим человеком последнего тысячелетия".

Чингизиды составляли замкнутое высшее аристократическое сословие и своим юридическим положением резко выделялись среди остального населения страны, где они представляли правящую династию. Право быть провозглашенным ханом сохранялось только за представителями «золотого рода» - "Алтын уруга", для которых это право в силу его наследственности превратилось как бы в естественно присущий атрибут. Только «золотой род» давал инвеституру новому хану и принимал от него присягу. Только для представителей "Алтын уруга" и немногих вельмож был открыт доступ к Великой Ясе Чингиз-хана (собранию законов и приказов) и к Алтан-дафтар — «Золотому свитку» (официальной истории ханского рода Чингизидов), которые хранились в ханской сокровищнице (ни Великая Яса, ни Алтан-дафтар не сохранились до наших дней в полном объеме и известны лишь в пересказах и по упоминаниям).

Чингизиды сохранили за собой свои особые права и сословные привилегии на всем протяжении существования их царского дома в Азии. Например, в XVIII-XIX вв. в Казахских ханствах, где сохраняли свою силу традиции и принципы политической идеологии степной государственности, султаны, представители политической элиты, не несли никаких повинностей, кроме военных. Все Чингизиды казахских улусов имели единую тамгу (знак собственности) и один особенный уран (пароль), выражаемый словом аркар.

Одним из внешних признаков султанского достоинства считалась белая кошма. На общих собраниях и во всех остальных торжественных случаях все представители белой кости — султаны, саййиды и ходжи — садились только на белые кошмы. Эта традиция восходит к древнему обряду поднятия хана на белой кошме.

Важно отметить, что султаны казахских улусов не относили себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов. Они были только представителями правящей династии - тере - и продолжали составлять замкнутую сословную организацию еще в начале XX в.

Совсем по-другому сложилась этническая и политическая судьба кочевых родов и племен Монголии, которые в полном составе или отдельной частью переселились в эпоху великих завоеваний в западные улусы Монгольской империи. С течением времени они приняли язык и веру народов покоренных ими стран и ассимилировались в их среде. Данные источников зволяют исследователям сделать вывод о том, что особенно интенсивно процесс слияния монголов с местным населением и образования новых этнических общностей шел в Кипчакских степях, то есть на территории Казахстана.

От Чингисхана вели род ряд азиатских династий — династия Юань в Китае, джучиды в Золотой Орде (Казахстан, Средняя Азия и Юго-Восток России, Юг Украины и Северный Кавказ), Хулагуиды в Персии, Гиреи в Крыму,

Туглуктимуриды в Могулистане и Могулии, Шейбаниды и Аштарханиды в Бухаре, Тере/ Торе в Казахстане.

На сегодняшний день существует несколько основных линий потомков Чингисхана, плюс несколько более малочисленных линий. Это - Монгольские Чингизиды Казахские Чингизиды (Тере) Узбекские Чингизиды (Шейбаниды) Татарские Чингизиды Ногайские Чингизиды Сибирские Чингизиды (Шибаниды) Крымские Чингизиды (Гиреи) и некоторые другие линии [25].

Став во главе единого монгольского государства в 1206 г., Чингисхан взял курс на активную внешнюю политику, а именно - на завоевание соседних территорий, включая ханства Средней Азии, исповедовавшие ислам. После захвата мусульманских территорий Чингисхан не пытался навязывать собственные убеждения местному населению и с уважением относился к духовной составляющей покорённых народов. Кроме того, немалое число его приближенных были мусульманами, хотя сам он оставался верным религии предков, которые поклонялись небу, земле, огню, душам умерших родственников и божеству Тенгри.

Верующие так же относились с уважением к завоевателю, поскольку он не посягал на их права и уважал чужие интересы. Именно этот факт сыграл немаловажную роль в том, что Чингизиды будут почитаемы в некогда покорённых их предком государствах на протяжении столетий [26].

Несмотря на то, что у Чингисхана было несколько жён, чингизидами считаются лишь потомки его первой жены - Бортэ, от которой у Чингисхана было 4 сына: Джучи, Чагатай, Угэдей и Толуй. Только они и их потомки наследовали высшую власть в государстве, и только их потомки носили родовой титул Чингизидов.

Старший сын Чингисхана - Джучи стал правителем государства Улус Джучи, которое более известно как Золотая Орда Алтын Орда. На протяжении всей истории Улус Джучи сотрясали постоянные междоусобные войны между потомками Джучи, что впоследствии привело к распаду единого государства и образованию новых: Сибирского, Узбекского, Казанского, Астраханского, Крымского, Казахского, Касимовского ханств и Ногайской Орды. Во всех частях Алтын Орда обосновались Чингизиды, ставшие родоначальниками новых династий [27].

Исторически в центрально-азиатском регионе только чингизид мог стать ханом. В частности на территории Казахстана правили потомки Джучи и его потомка Урус хана (потомки ханов Керея и Жанибека), их род называется тере (существует и до сих пор). Самоназвание Тере употреблялось в смысле «господин, князь, принц», использовался для обозначения всех потомков Чингисхана по мужской линии независимо от занимаемого места в статусной иерархии титулов. Слово Тере происходит от слова «тер» - почетное место в обществе. Этим словом казахи по сей день называют почетное место в доме, и, приветствуя гостя всегда говорят «Терге шыгыцыз - проходите, садитесь на

почетное место», к юношам и мальчикам обращаются «тере жтт, терем, тере бала». Слово Тере у казахов имеет еще один смысл - руководитель.

У тере было единое клеймо, называемое «хан тацба» - ханская тамга напоминающее по внешнему очертанию декоративно прописанную латинскую букву «т»; персональные перстневые печати строго определенной каплевидной формы с красивым орнаментальным декором, являющейся исключительной монополией чингизидов. У Тере был один общий боевой «^ран» - клич, выражаемый словом «арцар» - архар.

Привилегированное положение тере было юридически оформлено во многих нормах обычного права. В отличие от всех остальных членов казахского общества тере не подлежали суду биев и могли быть судимы только ханским судом. Казахи руководствовались законным сводом Тауке хана «Жет жаргы» -семь сводов. Привилегия тере в общественной жизни казахов распространялись не только на сферу политико-правовых традиции кочевого населения, но и на нормы повседневного этикета.

Знаками отличия тере являлись также особые цветные маркеры их верховой одежды и основных компонентов внешнего и внутреннего убранства личных жилищ: преимущественно красная окраска разных оттенков (алого, пурпурного, малинового, терракотового) суконных и бархатных халатов (шапанов) и белый цвет матерчатых конусообразных шапок, отороченных снизу исключительно мехом чернобурой лисицы; наружного войлочного покрытия юрты и кошмы для сидения внутри нее. Красный и белый цвет олицетворяли в традиционно общественном сознании казахов символ превосходства в происхождении. Эти цвета чингизидами были выбраны еще и потому, что у казахов красный цвет означает солнце, то есь величие и высоту, а белый -правду, справедливость. Таким образом тере давали знать всем, что они выше других и являются гарантом процветания государства, которым они правят по справедливости.

Рождение ребенка у чингизида всегда воспринималось как большое событие. К его юрте спешили акыны чтобы воспеть достоинство будущего тере. Сами чингизиды к воспитанию детей относились своеобразно. Тере растили своих детей в выработанных веками традициях. Они назывались ханскими обычаями. Один из них был такой: пока ребенок не скажет первое слово, его держат в колыбели. Сохранилась такая история из детства ученого Шокана Уалиханова: в доме султана Чингиса строго соблюдали этот обычай. Однажды, когда младенец Шокан, накормленный грудью матери, спал, приехали гости. Им подали вяленую конину, а тут вдруг проснулся Шокан, протянул из колыбели ручонку и внятно произнес: «Ах, гости, не оставьте меня голодным. Дайте мне хоть немного мяса». Гости оторопели, но один из них, самый мудрый, вынул младенца из колыбели и дал ему кусок копченой конины. Мальчик съел мясо и потребовал еще, что было воспринято гостями как истинно ханский поступок.

Через сказки и легенды детям с детства прививалась любовь к культурным ценностям родного народа. Обычно это делали матери и бабушки. Частыми гостями в их ставках были жырау, кюйши и акыны, которые подолгу гостевали у султанов. Они исполняли эпические сказания, для которых присущи высокое этическое напряжение, конкретизирующее всю систему нравственных ценностей кочевого мира. Драматически насыщенная, экспрессивная, ораторская по своей природе омузыкаленная речь оказывала огромное воспитывающее воздействие на слушателей.

Важное место занимали здесь и исполнение кюев (от древнетюркского -кек, Кек Мэнп Тэщр), которые в период Великотюркского каганата выполняли роль символа государственности. Каждый день перед ханом исполнялся один кюй. А всего их было 366 - по количеству дней в году. 9 самых значительных (драгоценных) кюев исполнялись в ¥лыстын, ^лы кут - Великий день Земли и Народа Наурыз. Тем самым духовные деятели Степи формировали мировоззрение подрастающего поколения.

Среди чингизидов были и такие, которые собирали литературное наследие казахского народа, записывали легенды и героический эпос. Известно, что маленький Шокан подражая отцу записал казахские поэмы «Козы Керпеш-Баян сулу» и «Ер Кекше». Таким образом, воспитывая в своих отпрысках чувство бережного отношения к родной культуре, тере формировали в своих детях патриотические отношения к родной земле.

К мальчикам приставляли аталыц - наставника. Когда отца тринадцатилетнего Аблая, будущего хана трех жузов убили соперники, мальчика спас аталык по имени Оразак. Известный казахский поэт и батыр Махамбет Утемисулы был наставником Зулкарная, сына хана Жангира. Всегда находился рядом, жил с ним в городе Оренбург во время учебы своего подопечного.

Чингизиды очень серьезно относились к получению знаний своих детей. Считалось, что человек претендующий на власть, должен «жет журттьщ тшн бiлу - знать языки семи народов». Этот обычай соблюдался строго так как, любой чингизид в будущем видел своего сына владетелем ханского престола, государственного деятеля то есть политического менеджера. Шокан Валиханов правнук хана Абылая, будущий великий ученый, обучился грамоте в четыре года и как видно из архивных материалов, занимался восточными языками, хорошо знал родной казахский, усвоил арабскую, а позже и уйгурскую грамоту. Он также великолепно владел русским языком. Другой потомок Абылай хана Габбас, сын хана Уали, признанный его наследником, учился в медресе в ставке отца, хорошо знал китайскую и манчжурскую грамоту.

Смелости обучали тоже по своему. Одним из упражнений был такой: зарывали нож острием вверх и приказывали ребенку с разбега упасть на нее грудью, но пока мальчик шел до определенного расстояния чтобы начать свой бег, нож заменяли кусочком ветки.

Физическому воспитанию своих детей чингизиды относились также серьезно как к образованию. Маленьких тере с раннего детства обучали ездить на коне. А.К.Гейнс, побывавший в гостях у отца Шокана Уалиханова пишет: «После семейство Чингиса предложило ехать на охоту с беркутами и ястребами. Я очень обрадовался и живо схватился за эту мысль. Кавалькада всадников и детей Чингиса отправилась в степь. На седлах сидели и пятилетние мальчики».

Когда дети чингизидов подрастали и переходили от детских забав к отроческим, то занимались охотой с ловчими птицами и тазы-гончими псами. Но на охоту юный тере выходил не один, а с полагающейся султанскому сыну свитой. На охоту выходили и дочери султанов. Традиция требовала воспитывать дочерей так чтобы они вырастая могли постоять за себя и если придется воевать рядом с взрослыми мужчинами. Известно что по закону хана Тауке именуемый у казахов «Жет жаргы - семь сводов» представители женского пола имели право принимать участие на соревнованиях и охоте наряду с мужчинами. Казахи, рожденные в седле умели скакать во весь дух, стоя на седле воевать пиками и пускать стрелы, подбрасывать вверх шапки и ловить их наскаку. При самом быстром беге стреляли и пробивали навылет брошенные вверх шапки. Всему этому учили с детства, и дети чингизидов не были исключением. Из них вырастали физически развитые личности такие, какими былии Абилхаир хан, Барак султан и многие другие представители тере.

Нередко и сами чингизиды обладали высокой культурой, тонким вкусом, умением ценить красоту во всех ее проявлениях. Так, сын хана Нуралы искал деревья, куст или цветущий лужок, чтобы окружить его своей юртой: на дереве развешивал оружие и радовался растениям вокруг себя. Когда он узнал, что к нему приедет генерал-губернатор, то поставил к его приезду три обширных юрты, обнимающие такие красивые природные места, что внутри они имели вид искусно устроенных садов.

Тере зачастую сами были собирателями предметов искусства и быта. Среди примечательных явлений культурной жизни Букеевского ханства (Бекей ордасы) особое место занимала Оружейная комната. В ней было немало уникальных экспонатов, свидетельствовавших о высоком мастерстве казахских ремесленников. В этом первом музее Казахстана было много вещей: кольчуги, налокотники и другие воинские доспехи. В числе их были и инородные экспонаты. Например, среди сабель были экземпляры, дарованные российскими императорами.

Хан Жангир записал ряд эпических поэм и шежире-родословную казахов. Был избран почетным членом научно-исторического общества при Казанском университете. Известно что у султана Барака была записана своя генеалогия.

Внук хана Уали Болат Губайдуллаулы во главе делегаций дважды был (1824, 1828 гг.) в Санкт-Петербурге. По прибытии во второй раз три дня подряд в Сенате читал наизусть народное эпическое сказание «Козы Керпеш - Баян с^лу», на собрании специально призванном по этому поводу. Об удивительном

событии стало известно царю Николаю, который тоже пожелал увидеть сказителя. Рядом с ним сидел переводчик, переводивший текст царю. Об этом было написано в газете Северная пчела.

Даулеткерей выходец из Букеевской орды был великим куйшь композитором и виртуозным исполнителем кюев на домбре. Он продолжает и развивает в своем творчестве традиции «благородного» стиля («тере тартыс»), -аристократически сдержанной игры с небольшой амплитудой движений руки в западно-казахстанской домбровой традиции текпе. Ведущее положение в его творчестве занимает лирика, определившая во многом своеобразие стиля Даулеткерея, а именно: мягкость звукоизвлечения, интонационную выразительность, напевность и песенность кюев. Преобладают эмоционально-образные сферы - лирико-психологическая и философско-созерцательные. К первой относятся кюи «Кор оглы» ("Рожденный в могиле" - по общетюркскому сюжету одноименного эпоса), «Ат калган» (Оставивший имя) и другие. Ко второй - кюй "Ж1гер", характеризующая погружение в состояние глубочайших философских размышлений. Энергия, воля, преодоление — это те близкие, соотносимые со словом «ж^ер» определения. Однако они выступают здесь не как некие «физические» качества, а как - определенное состояние духа: это энергия, как верно заметил А.В.Затаевич по поводу кюя Даулеткерея, «характеризующая скрытую мощь страждущей души». Это сложнейшее по музыкальному языку и идейному замыслу произведение, является одним из вершинных не только в творчестве Даулеткерея, но и во всей казахской домбровой музыке.

Уважение народа к выдающимся деятелям. Огромное пространство Великой Степи содействовала становлению и развитию демократического общества кочевого мира, базирующегося на тенгрианстве как открытом мировоззрении. Это обстоятельство благоприятствовало рождению героев из разных слоев населения.

В общих чертах можно отметить, что к ним относятся не только выходцы из чингизидов, то есть твре или как их еще называют ац суйектер - дословно: белая кость, аристократы. Не меньше героев - выходцев из цара суйек (дословно: черная кость). В переводе с древнетюркского «черный», «великий, сильный». В выражениях цара жер, цара шацырац цара свз, цара халыц обозначает нечто стойкое, вечное, неподвластное времени. Тем самым словосочетание цара халыц - народ - несёт ряд коннотаций, таких как великий, сильный народ.

Выходцами из цара халыц были бии - судьи и батыры - богатыри, герои из всех трех родоплеменных объединений казахов: ¥лы жYЗ - Старшего жYза; Орта жYЗ - Среднего жуза и Кiшi жYЗ - Младшего жуза. Великими биями и общественными деятелями Казахского Ханства были Толе-би из Старшего жуза, Казыбек-би Среднего жуза из племени Аргын и Айтеке би из Младшего Жуза. Они вошли в историю как инициаторы объединения трёх жузов, ораторы и авторы свода законов, принятых при Тауке-хана «Жет жаргы» (Семь устоев).

Что касается Тере, то из казахской среды вышли очень многие великие политические менеджеры. Здесь будет дана краткая характеристика основателей Казахского ханства Керей и Жанибек, а также Кенесары, Аблайхана, Бекейхана и Алихана, внесших весомый вклад в становление и развитие независимости Казахстана.

ЖАНИБЕК И КЕРЕЙ. Жанибек и Керей — яркий пример сотрудничества двух политических лидеров, которые смогли объединиться и действовать в интересах народа. Благодаря им были заложены основы казахской государственности. Эти великие люди достойны славы и памяти.

Жанибек Жанибек-хан или Абу Саид (каз. Жэтбек-хан (Эбу Сешд)) (1428 —1473) — казахский хан, один из основателей Казахского ханства и его правитель. Сын последнего хана Белой Орды и хана Золотой Орды Барака. Правнук хана Уруса, правителя Золотой Орды. Керей Керей-хан — единственный сын Пулад-хана — правителя Золотой Орды.

Образование Казахского ханства стало продолжением истории развития и функционирования таких государств, как Золотая Орда, Ак-Орда и Могулистан. Появление на политической карте Центральной Азии сильного Казахского ханства было неразрывно связано с именами чингизидов - хана Абулхаира Шейбанида и близкородственных султанов Жанибека и Керея. Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана очень велик. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Если ранее этноним «казах» имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников, занимавшихся военным ремеслом, то с момента откочевки Жанибека и Керея в Могулистан, значение этого слова начинает изменяться. Оно приобретает статус политического термина [28].

АЛАША-ХАН / ХАКНАЗАР-ХАН. Алаша-хан (Алаш-хан) — псевдоним, реальное имя Хаккназар-хан. В представлении казахов, каракалпаков, кыргызов, башкир, ногайцев и татар — предок этих народов. Был батыром, бием и правителем. Сохранились остатки ставки Алаша-хана, в горах Улытау на территории Казахстана.

Это сакральное имя столетиями служило ураном казахского народа, а влиятельная политическая партия начала XX века называет себя «Алаш».

Согласно научным данным, Алаша-хан, легендарный «отец-основатель»

• • с» и 1 и с»

трех жузов, был реальной исторической фигурой, глубоко запечатлевшейся в народной памяти. С этим загадочным именем связана эпоха завершения формирования трех жузов и этнической консолидации казахских родов и племен. Хаккназар-хан - талантливый правитель XVI века. Это замечательный, выдающийся, яркий хан! Об этом можно судить уже по самим преданиям, точнее, пафосу, с которым они переданы. Если народ связывает с ним свое имя, свою консолидацию и появление на международной арене - это не просто уважение. Это намного больше. Хаккназар-хан, безусловно, был чрезвычайно талантливым правителем [29].

АБЫЛАЙ-ХАН. Абылай-хан (1711—1781) — военный лидер, хан всего Казахского ханства, признанный всеми жузами. Настоящее имя — Абильмансур. Абылаем был назван по его боевому кличу «Абылай» (в одном из сражений в единоборстве с знаменитым джунгарским военачальником Шарышем, которого он победил) в честь деда Абылай хана Каншера, прозванного «Канишер Абылай» («цатшер» в переводе с казахского — «кровопийца») за неодолимую храбрость и ярость в бою. В 1771 году был избран ханом. Оставил после себя 30 сыновей. Похоронен в кладбище казахских ханов, в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан.

Деятельность Абылай хана как правителя оказала сильное влияния на формирование самосознания народа и привело к мифологизации исторической личности - к созданию Архетипа Правителя как мудрого защитника.

По народному преданию у Абылай-хана было три благословения Неба. Сакральные символы определены в виде предметов силы: меч - дарующий силу защиты, чаша - дарующая благополучие, и кристалл - дарующий мудрость, несущий в себе особую силу веры, что связывает с божественным и с мудростью духов предков [30].

КЕНЕСАРЫ ХАН. Кенесары хан (каз. Кенесары Кдсымулы; 1802 - 1847) — казахский султан, чингизид, внук Абылай-хана. С 1841 года — последний хан всех трёх казахских жузов. В современном Казахстане почитается на государственном уровне как лидер национально-освободительного движения казахов в 1837—1847 годах за независимость от Российской империи.

В 1822 году император Александр I издал указ о введении разработанного М. М. Сперанским «Устава о сибирских киргизах», которым ликвидировалась ханская власть в казахских жузах. Внедряемый новый административный порядок встретил резкое противодействие среди некоторых казахских тере, которые стремились восстановить прежний уклад и даже отделить казахские земли от России. Самое упорное сопротивление было оказано со стороны наиболее влиятельной и многочисленной в Среднем жузе семьи Касымовых из рода Абылай-хана.

Самое продолжительное и крупное в XIX веке национально-освободительное восстание в Казахстане под руководством хана Кенесары Касымова охватывало всю территорию Среднего жуза и части Младшего и Старшего. Оно также как и восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова 1836—1838 годов, в основе своей имело непримиримое отношение к колонизации земель Россией, упрочению и расширению военных пограничных линий. Во главе народных антиколониальных выступлений встали активные представители казахской чингизидской знати.

В борьбе против России Кенесары выступал сначала как продолжатель политической линии своего отца Касыма и брата Саржана, вероломно убитых кокандским ханом, затем как руководитель новой антиколониальной войны. Прежде, продолжая дело своего отца, Кенесары пытался решить проблемы,

возникшие между Казахским ханством и Россией, дипломатическим путем. Исчерпав мирные средства решения казахско-российских противоречий, Кенесары начал военные действия, которые охватили большую часть казахских земель. В восстании, кроме родов Среднего жуза, приняли участие роды Младшего и Старшего жузов. Был провозглашен ханом в 1841 году на сборе казахской родовой знати и султанов [31].

АЛИХАН Б0КЕЙХАН. Долгое время имя этого человека было под запретом, а он сам, как и многие его современники, официально считался врагом народа. Сегодня великий политический деятель Алихан Букейханов - один из национальных героев Республики Казахстан. Активный общественный деятель, яркий политик, блестящий публицист, талантливый исследователь и патриот с большой буквы. А еще этнограф, агроном, экономист, юрист, литературовед - и это далеко не полный список всех его амплуа. Не много история Казахстана знает личностей такого масштаба!...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алихан Букейханов (1866 - 1937) с ранней молодости проявляет себя активным общественным деятелем. Особенно заметной его фигура становится к 1893 году, когда потомок Чингисхана, член различных кружков (от литературных до экономических), участвует в массовых беспорядках, организованных студентами. Молодой патриот вливается в национально-освободительное движение Степного края и со временем становится его предводителем. Этому в немалой степени способствуют блестящие ораторские способности Букейханова. Некоторые современники, имевшие счастье присутствовать на его выступлениях, сравнивали их с выступлениями самого Владимира Ильича Ленина и говорили, что они практически ни в чем не уступают им по экспрессивности и убедительности. Начало блестящей политической карьеры Естественно, такому человеку прямая дорога была в политику. И по этой дороге он уверенно шел. Свою кристальную честность и порядочность он доказывал неоднократно, до самого последнего вздоха сохраняя преданность родной земле и ее народу.

В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на 2-м Всеказахском курултае (учредительном съезде) была провозглашена Алашская автономия, то есть автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому было присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем/ президентом — А. Букейханов. В 1920—1930-е годы трижды арестовывался органами НКВД. 27 сентября 1937 года осужден ВКВС за принадлежность к «террористической организации» и в тот же день расстрелян.

Примечательно, что никто из родственников Алихана Букейханова не стал «маскироваться». Наследники казахских султанов гордо носили свою фамилию, несмотря на опасность, которой она была чревата. А когда, уже после реабилитации, один из племянников Букейханова получал в архиве «расстрельный приговор», по его лицу текли слезы, а его душу переполняла гордость за своего великого родственника.

Но не только родные и близкие хранят память о великом казахе по имени Алихан Букейханов. 150 лет со дня его рождения в этом году отмечают под эгидой ЮНЕСКО! Такого признания удосуживаются лишь единицы [32].

Заключение

Константа аруац, является одной из наиболее жизнеспособных форм культа предков в современном мире наряду с японским ками [33]. Как свидетельствует глоссарий по тенгриноведению, аруац сохраняется и у многих других тюркских народов. Тенгриане верили в то, что когда человек умирает физически, телесно, дух его не исчезает, потому достойный человек продолжает существовать духовно, участвуя во всех делах своих близких. Всякую удачу степняки приписывали влиянию и содействию аруахов. В их честь приносились жертвы, совершались поклонения могилам, к ним обращались с просьбами. Так, например, во многих тюркских эпосах («Манас», «Алпамыс», «Кобланды-батыр» и других) бездетные родители обращаются с просьбой дать им потомство к аруахам, святым. Чтобы духи не покинули человека, он должен вести достойный образ жизни, совершать благородные поступки, потому праведного, достойного человека казахи называли «аруацты адам».

Проявления его как истинной реальности в наши дни имеют различные формы. О том, какое место занимают аруахи в жизни казахов, поэтично описано следующим образом: Почтение к умершим предкам, безусловно, существует в каждом народе. Однако лишь у казахов сохранилось понятие «шежире» -родословное древо, которое, в отличие от европейских народов, не является привилегией избранных, оно может быть применено к любому казаху, знающему свои корни.

Чтобы понять суть представлений казахов относительно аруахов (духов предков), достаточно взглянуть на само шежире: это водопад имен, многочисленными ветвистыми струями ниспадающий от самых далеких предков к ныне живущим потомкам. Как ветвь не может существовать отдельно от дерева, так и человек не может жить без рода, давшего ему жизнь. В сознании кочевника понятие «я - моя семья - мой род» было неразделимым и целым. И если были в роду человека храбрые и мудрые предки (а такие были в каждом роду!), то их достоинства естественным образом распространялись и на потомков, как бы авансируя уважение окружающих, тем самым налагая на них ответственность, подвигая их «быть, как предки», заражая героизмом отцов.

Поэтому по сию пору казах почтительно склоняет голову перед аруахами. И, как говорят казахи, священное понятие «аруах» никогда не исчезнет из этих степей! Покуда будет жив хотя бы один казах! По сей день казах с гордостью произносит имя предка. Имя предка, память предка, дух предка всегда считаются священными. Казахи верят, что умершие не растворяются в небытие. Попав в мир иной, они становятся аруахами и стараются помочь своим потомкам, а также всем, кто оказывает им почтение [34].

Бессмертный образ Великого Аруаха, общего духовного предка тюркоязычных и монгольских народов Аттилы, всемирно известной исторической личности, поразившей на века воображение народов Европы [35, 36] побуждает потомков его гуинов и их союзников по всему свету изучать, анализировать героические страницы истории Великой Степи и искать вдохновения для больших творческих идей и проектов, способных к новому бескровныму завоеванию мира совместно с заинтересовавшимися этими идеями представителями других народов.

Литература

1. Бегалинова К.К., Кокумбаева Б.Д. Духовное учение Великой Степи и современность. - Астана, 2010. - 160 с.

2. Томский Г.В. Классический тангризм // CONCORDE, N 1, p. 3-10.

3. Томский Г.В. Философия тангризма. - Editions du JIPTO, 2019. - 142 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2019, N №)

4. Федорова Л.В. Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей - Якутск: Издательский дом СВФУ им. М.К. Аммосова, 2012. - 320 с.

5. Уэзерфорд Дж. Чингисхан и рождение современного мира. - М: ACT; Владимир: ВКТ, 2008. - 493 с.

6. Уали М. Тюркские мотивы. - Алматы: Галым, 2009. - 304 с.

7. Глоссарий. Краткий терминологический словарь тенгриведения. Материалы VI-й Межд. научно-практической конференции (14-16 июня 2017 г., Астана, Казахстан)/ под ред. Л.В.Федоровой - 1-е изд. - Астана: ТОО Мастер По, 2017. - 140 с.

8. Бектаев К. Большой казахско-русский, русско-казахский словарь. - Алматы, 2007 - 697 с.; Казахско-русский и русско-казахский словарь/ сост. П.В.Косович, Д.Д.Секенова - Кекшетау: Келешек - 2030, 2012 - 900 с.

9. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Том 1-3. - Москва: АН СССР, 19581959. - 3866 с.

10. Горный баран (архар) https://wildfauna.ru/gornyj-baran

11. Акишев К.А. Курган Иссык - М.: Искусство, 1978.

12. Илиуф Х.-М. Три небесных архара: наскальные рисунки

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=474461

13. Буданова В.П. Готты в эпоху великого пересекления народов. - М., 1990.

14. Байжумин Ж.Г. Деяния ариев: Исторический вклад кочевников Евразии в духовное и технологическое развитие человечества. - Алматы, 2015 - 384 с.

http://dal aruh.kz/nashi -knigi/

15. Куанганов Ш.Т. «Арий-гунн» сквозь века и пространство: свидетельства, топонимы. - Алматы, 1999 - 208 с.

16. Аюпов Н.Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение. - Алматы: КазНПУ им. Абая. - Издательство «КИЕ», 2012. - 264 с.

17. Желтоксан Ж. (Едихан Шаймерденулы Сабит). Ак Сарбаз. - Алматы, Кекш, 2016 - 440 с.

http://kniga.lib-i.ru/26raznoe/116930-1-zheltoksan-edihan-shaymerdenli-sbit-sarbaz-zheltosan-almati-kkil-2016-440-s-ill-rasshirennoe-do.php

18. Кокумбаева Б. Ипостаси духовности в культурно-историческом измерении (сборник культурфилософских статей научного и публицистического характера) -LAP LAMBERT Academic Publishing - Люблю книги ljubljuknigi.ru - 2014 - 80 с.

https://www.ozon.ru/context/detail/id/31875643/

19. Логика Небесного Закона. Сматай Аязбаев, Дмитрий Мадигожин http://dalaruh.kz/logika-nebesnogo-zakona-kok-tore/

20. Турсунов Е.Д., Нурмуханбетов А.Б. КАСИЕТ. Сила Духа Великой Степи. -Алматы: ОО «¥лы Дала Элемi - Мир Великой Степи», 2013 - 144 с. Общественное объединение «¥лы Дала ЭлемЬ> ^асиет

http://ignorik.ru/docs/obshestvennoe-obedinenie-li-dala-lemi-mir-velikoj-stepi-tu.html

21. Турсынов Е. Возникновение баксы, акынов, сери и жырауБ - Астана: ИКФ Фолиант, 1999.

22. Акатай С. Великий Коркыт и его учение. Коркыт и общетюркское Возрождение//«^орк;ыт Ата» энциклопедиялы; жинак;. - Алматы: ^азак энциклопедиясы - 1999 ж., 800 б. - С. 686 - 688 (каз., рус.).

23. Кокумбаева Б. Культурология тенгрианского искусства (учебное пособие -Павлодар: Научно-издательский центр ПГПИ, 2012 - 156 с.

http://tengrifund.ru/kulturologiya-tengrianskogo-iskusstva.html

24. Альбекова А. Казахские ханы - наследники Чингисхана. 21 июня 2015 https://informburo.kz/stati/kazahskie-hany-nasledniki-chingishana-6932.html

25. Султанов. Чингисхан и Чингизиды. http://rikonti -khal sivar.narod.ru/Sultanov01.htm

Раздел I ДИНАСТИЯ ЧИНГИЗИДОВ И ПРАКТИКА ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЯ

26. Чингизиды. Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki

27. Потомки Чингисхана и их историческая роль | Islam Global

https://islam.global/obshchestvo/istoriya/chingizidy-v-istorii-musulmanskikh-narodov/ Главная Общество История ЧИНГИЗИДЫ В ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ 03.11.2018

28. Аяган Б. 22 Января 2015 Керей-хан и Жанибек-хан - основатели Казахского ханства

https://www.kazpravda.kz/fresh/view/kerei-han-i-zhanibek-han--osnovateli-kazahskogo-hanstva/; Достанбаев Т. Основатели Казахского ханства Керей и Жанибек// mysl.kazgazeta.kz - Май, 2015 http://mysl.kazgazeta.kz/?p=6024

29. Алаша-хан // Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/; Ерофеева И. Алаша-хан. Пришедший из небытия Разное Казахстан 10 мая, 2017 https://mytashkent.uz/2017/05/10/alasha-han-prishedshij-iz-nebytiya/

30. Абылай-хан // Материал из Википедии — свободной энциклопедии

https://ru.wikipedia.org/wiki/

31. Кенесары Касымов // Материал из Википедии — свободной энциклопедии

https://ru.wikipedia.org/wiki/

32. Алихан Букейханов: биография, политические взгляды, память

https://fb.ru/article/245303/alihan-bukeyhanov-biografiya-politicheskie-vzglyadyi-pamyat

33. Оно С., Вудард У Синтоизм: Древняя религия Японии. - М.: Изд-во «София», 2007. - 160 с.

34. Маркова Н.Д. Аруахи - духи предков https://psy.wikireading.ru/112020.

35. Томский Г..В. Святые в различных религиях: О возможности признания Аттилы святым тенгрианскойрелигии // CONCORDE, 2020, N 1, с. 3-26.

36. Томский Г..В. Доводы в пользу признания Аттилы святым современного тенгризма (тангризма) и их сравнение с аргументами о канонизации Святого Людовика // CONCORDE, 2020, N 1, с. 27-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.