Ю. И. Арутюнян
Кукольная мода и модные куклы. "Poupée rnodèle"KaK образец стиля
На картине неизвестного венского художника времен бидермейера у елки разложены рождественские подарки для девочки. В центре стола, как квинтэссенция детской мечты, огромная кукла: нарумяненное лицо, темные бусины глаз, повелительный жест негнущейся руки. Царица игрушечного мира, вокруг которой вьется хоровод девичьей грёзы, -золотистые башмачки и шляпка с розовым бантом, сладости и фрукты, кукольная мебель и посуда.
Застылая и удивительно живая, неловкая и изящная, скромница и щеголиха, кукла в XIX веке совмещает роли няни и подруги, обретая статус строгого наставника в искусстве следовать требованиям современной моды. Феномен "poupée modèle" или "fashion doll"1 как детской игрушки, как образца для подражания и «воспитателя вкуса», наконец, как предмета престижного потребления и рассматривается в данной работе в качестве еще одного аспекта изучения моды в контексте культуры.
Мифология куклы
Что до меня, - заявил Людвиг, - то мне в высшей степени отвратительны подобные куклы. Они не столько следуют своим человеческим образцам, сколько передразнивают их. Это не более чем статуи живой мертвенности или мертвой жизни. Э. Т. А. Гофман «Автоматы».
Мир меняется, куклы остаются прежними. И как на заре мироздания малыш самозабвенно играет с цветным камешком, шишкой или прутиком, ибо только воображение способно вдохнуть жизнь в бесчувственную материю, только оно может превратить деревянный чурбачок, моток шерсти и тряпичную безделушку в куклу, даруя ей движение, речь, эмоции, характер.
1 Термин подробно разбирается в кн.: Peers J. / The Fashion doll. From Bébé Jumeau to Barbie. - Oxford, New-York : Berg, 2004.
Испокон веков «мифология куклы»1 наделяет её чертами посредника, она как будто живая, но скована и безжизненна, напоминает о мире детства, но понятна и взрослому, может быть ультрасовременной, но смыслом своим восходит к далекому прошлому, к фольклору и этнографии. Традиционные культуры сохраняют воспоминание о ритуальном значении куклы как «заменителя человека»: отказ от жертвоприношений и приемы симпатической магии, образ двойника отсутствующего хозяина, талисман-оберег и фигуры предков-охранителей. Обрядовая кукла - символ перехода, ее сжигают, закапывают, разрывают, чтобы обеспечить перерождение, трансформацию. Стороннему наблюдателю трудно бывает уловить разницу между куклой и идолом, есть предположение о существовании «промежуточной формы» - ритуальных фигур, разыгрывавших перед участниками инициационного действа некие картины. Промышленная кукла XIX века забывает о своем фольклорном происхождении, которое четко прочитывается разве что в сувенирной продукции. И только уверенность в воспитательном значении игры как подготовки к взрослой жизни сближает традиционные этнографические и современные представления о роли игрушки.2 Даже идеальная няня Мери Поппинс, «полное совершенство во всех отношениях», напоминает удивленным подопечным «деревянную куклу».
«Цивилизацией взрослых»3 Филипп Арьес назвал эпоху Средневековья, ребенок вынужден слишком рано расставаться с детством и его забавами, приобщаясь к миру «больших», игрушки смещаются на периферию культуры. Образы детей проникают в искусство XVII века, но только Просвещение, считавшее, вслед за Платоном, душу человеческую tabula rasa, замечает своеобразие внутреннего мира, ценя «детское» в ребенке. В начале XIX столетия поиски возвышенного и недостижимого, далекого от приземленной действительности, приводят немецких романтиков к переосмыслению роли детства. В одном из писем Ф.О. Рунге замечает: «Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров; у них бездонные глаза, они посвящены во многое, о чем не догадываются, о чем уже забыли, если когда-то знали, обыкновенные
1 Термин предложен Ю. М. Лотманом как обозначение культурного контекста понятия, включающего представление о кукле - игрушке, кукле - модели, кукле - произведении искусства:
Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи в трёх томах. Статьи по семиотике и типологии культур. - Таллинн : Александра, 1992. Т. 1. - С. 377 - 380.
2 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М. : Политиздат, 1989. - С. 67 и далее.
3 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом Порядке. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 1999.
зрители, стоящие перед картиной».1 Индустрия игрушек могла появиться, когда мир детства начал восприниматься как определенная культурная ценность, и действительно, сформировавшись в XVIII веке, в XIX производство кукол достигает своего расцвета во Франции, Германии, Англии.
Дилемма «человек - кукла» обретает философско-теологический смысл, когда речь заходит о Сотворении, фигурирует в антропогониче-ских мифах, становится одним из «странствующих сюжетов» мировой литературы и театра. В молитве кукольников к святому покровителю Симеону-юродивому звучат такие слова: «Ты, который для лучшего служения Господу, сделал куклу по своему подобию, что бы осмеять грех».2 Расхожее выражение «игрушка в руках судьбы», подчеркивающее безволие перед лицом неминуемого рока, восходит к «Законам» Платона: «Рассмотрим каждого из нас - одушевленное существо, как куклу, изготовленную богами: что бы ни побудило их на это - желание избавиться от нас или желание найти серьезное приложение своим силам, мы об этом никогда не узнаем правду».3 Литературная история куклы складывается из традиционных мотивов оживающей фигуры и подмены статуи человеком, воспоминаний о детстве и стремления наставлять. Жизненные коллизии, преподанные на примере поведения игрушек, грациозная танцовщица, изображающая механическую куклу, и кукла-автомат, обольщающая молодого человека, найденная на чердаке фигурка, пробуждающая старые обиды, - вот круг характерных сюжетов из «игрушечного репертуара».
Кукла воплощает сам дух лицедейства. Греческий долитературный театр, где актер равен изображению, статуи богов присутствуют на подмостках, а за молчаливого исполнителя говорит интерпретатор-гипокрит или театр калама с фигурами царя и царицы, присутствующих на каждом действе, еще в древности приобщили куклу к сцене. Мудрый Омар Хайям уподобляет человеческую жизнь театральному представлению: «Мы - послушные куклы в руках у Творца! Это сказано мною не ради словца. Нас по сцене Всевышний на ниточках водит И пихает в сундук, доведя до конца»4.
'Цит. по: Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. - СПб. : Азбука - классика, 2005. - С.262.
2 "You, who made a puppet of yourself'. Голдовский Б. П. Куклы. Энциклопедия. - М., 2004. - С. 367.
3 Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. Культурологический очерк. -СПб. : Абрис, 1999. - С.4.
4 Хайям О. Рубаи. - Ташкент, 1981. - С.67.
Кукольный театр - вся эта братия марионеток и дергунчиков, тро-стевых и перчаточных «артистов», плоских силуэтов театра теней и ряженных куклами актеров наряду с хитроумными автоматами, - являет собой некоторую чрезмерность, шаг от «игрушки к более сложным видам культурного текста», совмещая «мифологические представления об оживании мертвого подобия и превращения живого существа в непод-вижное».1 Кукла воплощает мир детства, она - грёза и воспоминание. На антитезе живого/неживого, динамичного/застывающего, детского/взрослого и зиждется ее привлекательность как театрального образа, особенно в танце. Прерывистое движение механизма, мертвенность окаменелого лица, разболтанность несоразмерных конечностей - традиционные средства изображения ожившей игрушки в балетных дивертисментах «Щелкунчика», «Коппелии», «Фее кукол» и «Петрушке».
Современный кинематограф эксплуатирует детский страх перед «слишком живой куклой»: повторяющиеся мотивы игрушечного домика, предсказавшего судьбу, или «disjecta membra» кукольного тельца; другим универсальным сюжетом становится образ человека-механизма. Для полноты картины следует упомянуть эротический аспект использования образа куклы в кино от влюбленного Казановы Феллини до вызывающего страстное влечение брелка в виде голубоглазой мордашки, отвечающей стандартной фразой «I love you» на свист. Кукольные персонажи анимации - еще один способ вдохнуть жизнь в неподвижное существо. Современная киноиндустрия предлагает усложнить систему отношений «зритель - герой экранного пространства», внедрив в практику выпуск игрушек по мотивам популярных мультфильмов. Кукла изображает куклу.
Морфология куклы
Буратино ворчал в темном чулане: «Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...».
А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Деревянная болванка грубо тёсанной архангельской «панки», лохматый вятский «моховик», восхитивший парижан на Всемирной выставке 1890 года, глиняные фигурки, - традиционная игрушка сохраняет непосредственную связь с природным материалом, из которого она сделана. Промышленная кукла порывает с приемами отвлеченной стилизации, стремясь к определенному натурализму, как в облике, так и в дви-
1 Лотман Ю. М. Указ. соч. - С.378.
жении: к концу XIX века она не только закрывает глаза, но ходит, дышит, разговаривает, ест конфеты и облизывается.
В системе «статуя - кукла - манекен - муляж» игрушке отводится центральное место, ибо пластическое мастерство скульптора и тщательная работа швеи вместе творят образ. Статуя предполагает восприятие со стороны, созерцание, отвлеченность эстетического переживания, кукла - участие, игру, фантазию, вовлеченность в процесс сотворчества. Хотя современные интерактивные технологии в искусстве и выставочной деятельности лишают произведение ареола неприкосновенности, позволяя зрителю участвовать в создании образа, а прием «ready made» исключает границу, отделяющую мир обыденности от художественного. Манекен - частный узкофункциональный вариант куклы, сохранивший органическую связь с прототипом - Пандорой как образцом костюма. Облаченные в настоящие одежды натуралистически трактованные испанские деревянные статуи XVII века, восковые скульптуры, муляжи фигур с конечностями на шарнирах и портретные куклы английской мастерской Пиеротти не являются игрушками, но ориентированы на определенный «игровой» элемент в восприятии. Идеальная кукла условна и универсальна: образец в чистом виде, эталон, среднестатистическое тело, лишенное индивидуальных черт. Жизнеподобие пугает, натурализм, нередко присущий «взрослой» коллекционной игрушке, портретным и авторским куклам,1 выводит их из сферы воображения зрителя и лишает эффекта вовлеченности в процесс сотворчества. Предназначенные для украшения интерьера декоративные и сувенирные куклы, функционально не рассчитаны на игру, но могут по воле художника исполнять и роль"poupée modèle".
Начало массового производства кукол приходится на Позднее Средневековье, когда в XV веке в Лиможе, Нюренберге и Зоннеберге появляются мастерские по изготовлению раскрашенных деревянных фигурок. Позже технология обогащается приемами работы с воском, терракотой, алебастром, гипсом, мелом, папье-маше, сохраняются, уходящие корнями в далекое прошлое, традиции создания тряпичных игрушек. В XIX столетии стремление к эффекту живости и непосредственности заставляет искать адекватные материалы. Для изготовления кукольных головок применяют воск, иногда комбинируя его с папье-маше, его мягкая матовая текстура придает лицам выразительность. Массовым подобное дорогостоящее производство стать не могло, изделия оказались хрупкими, кроме того, проблема крепления волос была успешно разрешена только в английской фирме Августы и Ричарда Наполеона Монтанари. Папье-маше стали применять не ранее 60-х годов
1 См. Goddy K.P., Lavitt W. etc. Poupées d'hier et ajourd'hui. - N.-Y., 1995.
11
XIX века, хотя технология известна с начала столетия (Ф. Миллер). Кукольная элита - фигурки с фарфоровыми головами и изящным лайковым телом, изысканно причесанные и облаченные в пышный наряд, получили во второй половине XIX века название «модных» или «парижских». Со временем 'poupée modèle" преображается: глазурованный фарфор уступает место бисквиту, отформованная прическа - парику, в 1858 году кукла обретает подвижную голову, закрывающиеся стеклянные глаза, в 1885 - приоткрытый рот и зубы; до 1860-х - она взрослая дама, после - ребенок.1 Естественная раскраска румяного лица в Германии соседствует со снежной белизной «паросских кукол». Туловище, набитое шерстью или опилками, выполняли из комбинированных материалов: текстиля, дерева, папье-маше, но самыми ценными считаются игрушки, сделанные из тончайшей кожи светлого розовато-телесного или почти белого тона. Руки могли быть фарфоровыми, конечности - на шарнирах. Основным производителем «модных кукол» остаются французские фирмы Леона Казимира Брю (Bru), Эмиля Жюмо (Jumeau) и Антуана Рошара (Rochard), мастерские Фернана Готье (Gaultier), Ромэ (Rohmer) и Юре (Huret).
Гардероб куклы «Евгений Онегин»
Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. А.С. Пушкин
В XIX веке кукла неизбежно ассоциировалась с модой. Еще в 1722 году автор «Dictionnaire du commerce» Ж. Савари дал понятию "poupée" два определения: во-первых, это «игрушка, когда она имеет фигуру человека», во-вторых, «утонченно одетые и причесанные манекены,... которые из Парижа рассылаются в иностранные государства, для того, чтобы ознакомить их с модами французского двора, и даются в руки уже подросшим детям для их развлечения».2 В 1391 году супруга Ричарда II получила от французской королевы целый кукольный гардероб, представлявший новые моды при дворе. Предполагают, что манекены были в рост дамы, и Изабелла Английская могла тотчас примерить понравившийся наряд. С XV века понятие «La Piavola di Franza» прочно связано с модной лавкой. Известно, что в 1653 г. королева Испании заказывает костюмы по манекену, а в 1642 г. польская королева просит
1 Bachmann M., Hansmann C. Das Gross Puppenbuch. - Leipzig, 1978. - P. 63.
2 Цит. по: Куклы мира. Самые красивые и знаменитые. / под ред. Ананьевой Е., Евсеевой Т. - М. : Аванта +, 2003. - С. 69.
12
доставить ей из Нидерландов «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного».1 Пандоры, так называемые «глашатаи», «желанные посланники» моды, представляющие образец стиля, совмещали функцию журнала, витрины и манекена. В XVIII веке французская "рoupée modèle" - побочная работа швейных мастерских, «куклы прилагались к платьям и в этом качестве экспонировались в другие страны Европы и США, где на них был большой спрос у портных и модисток».2
В традиционном сознании сам факт «одетости» приобщает предмет к миру людей, а детали костюма могут многое рассказать о своем обладателе, указывая на социальный статус, семейное положение, род занятий, вероисповедание. Фольклорный вариант кукольного гардероба носит условно обобщенный характер, чаще ему присущ архаизм, одежда сохраняет память о прошлом, однако народное искусство обращается и к типажам «франта» и «щеголихи», представленным тульской глиняной и богородской деревянной игрушкой. Статуи, облаченные в настоящие современные одеяния, подсознательно связываются зрителем с манекеном или куклой, будь то восковая персона или ранний вариант «Маленькой танцовщицы» Э. Дега, феномен «как живой» работает на создание специфического впечатления.
Понятие "fashion doll" охватывает круг весьма разнородных явлений. До XIX века - это манекен, несущий информацию о парижской моде, в 1850-х - 1890-х гг. - игрушка с фарфоровым лицом взрослой дамы в пышном современном наряде (название закрепилось в среде антикваров); с 1950х гг. в США - пластмассовая фигурка в одежде последних коллекций французской Haute Couture (к этому типу относят и Бар-би, появившуюся в 1959), с 1990-х гг. - стильная коллекционная кукла.3 "Poupée modèle" можно назвать и картонные силуэты фигур, которые одевают в бумажные платья, это настоящие модницы, способные бесконечно менять наряды. «Английские куклы» появляются не ранее 1791 года (по другим источникам - в конце XIX века), они связаны с современной литературой, комиксами и модными журналами («Малышка Фани» и ее друзья Генри и Фредерик). В 1893 году Рафаэль Так (Raphael Tuck) получает патент на производство бумажных кукол, чем и занимается с неизменным успехом.
XIX столетие - эпоха "fashion doll" как детской игрушки, как манекена, как наставника в области моды. Но в конце века воспитатели бьют
1 Там же.
2 Князева Е. Мир кукол. - СПб. : Аврора, Калининград : Янтарный сказ, 2002. -С.13.
3 Типология Джульетты Пирс. Peers J. Op. cit. - P. 15.
тревогу. В Париже "poupée modèle" именуют игрушкой для испорченных детей. «Модная кукла» становится предметом престижного потребления: с нею не столько играют (это - дорогое удовольствие), сколько демонстрируют во время детских праздников, усаживая за стол рядом с маленькой хозяйкой. «Разряженную кокотку» обвиняют в падении нравов, ибо она «не соответствует назначению дать девочке первое чувство материнства, к которому она впоследствии будет призвана»,1 - педагогика конца XIX века, как и практика традиционных культур, видит в игрушке наставника, обучающего ребенка приемам взрослой жизни. «Каждая нарядная кукла делает одну девочку высокомерной, а сто других завистливыми»,2 - добавляют моралисты.
Вскоре «кукольность» начинает использоваться как прием, в моду входит типаж «femme - enfant». Детскость в речи, движении, поведении, одежде рассматривается как необычность, незаурядность. Теперь не кукла изготовляется по подобию человека, но человек имитирует игрушку.
«Модные куклы» превращаются в моду на кукол. А это уже совсем другая история.
1 Цит. по: Князева Е. Указ. соч. - С.23.
2 Цит по: Куклы мира. Указ. соч. - С.89-90.
14