Научная статья на тему 'История кукол: традиции и современная жизнь'

История кукол: традиции и современная жизнь Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
635
186
Поделиться
Ключевые слова
КУКЛА / DOLL / ИСТОРИЯ КУКОЛ / HISTORY OF DOLLS / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / ВЫСТАВКИ КУКОЛ / EXHIBITION OF DOLLS / МАСТЕР КУКОЛ / MASTER OF DOLLS / ДЕТСТВО / CHILDHOOD / COLLECTION

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Политова Марина Алексеевна

В данной статье прослеживается история создания кукол со времен Древней Греции до современности, особенности производства каждого рассматриваемого периода. Проводится аналогия образа куклы с эпохой и ее значением в жизни общества. В некоторые периоды рассматривается история работы определенных авторов кукол, наиболее значимых для своей эпохи и характеристики кукольного производства и этапов развития иконографии куклы. Наиболее полно представлены периоды наивысшего расцвета кукольного производства в истории это XIX век, именуемый «золотым веком кукол», когда производились преимущественно куклы из фарфора; далее ХХ век феномен куклы Барби и отношение к ней социума с момента ее появления до современности; авторская кукла возрождение лучших традиций XIX века, коммуникативные особенности авторской куклы, художника и зрителя.

The history of dolls: tradition and modern life

In the article the history of dolls from the time of ancient Greece to the present is traced. Analogies of the historical time and an image of a doll and its value in the society are presented. The most significant features of doll’s production and stages of development of the iconography of the dolls are described. The most fully represented periods of greatest prosperity in the history of doll production are the XIX century, referred to as “the golden age of dolls” when dolls were mainly made of porcelain; the XX century a phenomenon of Barbie doll; and the return of the best traditions of the XIX century expressed in communicative features of author’s dolls in present time

Текст научной работы на тему «История кукол: традиции и современная жизнь»

ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

_I___

М. А. Политова

История кукол: традиции и современная жизнь

Политова Марина Алексеевна - искусствовед, аспирант МГХПА имени С. Г. Строганова, преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник ГИМЗ «Горки Ленинские»

В данной статье прослеживается история создания кукол со времен Древней Греции до современности, особенности производства каждого рассматриваемого периода. Проводится аналогия образа куклы с эпохой и ее значением в жизни общества. В некоторые периоды рассматривается история работы определенных авторов кукол, наиболее значимых для своей эпохи и характеристики кукольного производства и этапов развития иконографии куклы. Наиболее полно представлены периоды наивысшего расцвета кукольного производства в истории - это XIX век, именуемый «золотым веком кукол», когда производились преимущественно куклы из фарфора; далее ХХ век - феномен куклы Барби и отношение к ней социума с момента ее появления до современности; авторская кукла - возрождение лучших традиций XIX века, коммуникативные особенности авторской куклы, художника и зрителя.

Ключевые слова: кукла, история кукол, коллекционирование, выставки кукол, мастер кукол, детство.

The history of dolls: tradition and modern life Politova Marina, Art critic, lecturer of Lomonosov Moscow State University, leading scientific researcher of the Museum "Gorki Leninskie" (Moscow, Russia) In the article the history of dolls from the time of ancient Greece to the present is traced. Analogies of the historical time and an image of a doll and its value in the society are presented. The most significant features of doll's production and stages of development of the iconography of the dolls are described. The most fully represented periods of greatest prosperity in the history of doll production are the XIX century, referred to as "the golden age of dolls" when dolls were mainly made of porcelain; the XX century - a phenomenon of Barbie doll; and the return of the best traditions of the XIX century expressed in communicative features of author's dolls in present time. Keywords: doll, history of dolls, collection, exhibition of dolls, master of dolls, childhood.

Кукла неизменно напоминает нам о детстве.

Правда, сегодня она уже мыслится не только как непременный атрибут детской игры, но и предмет современного искусства, коллекционирования. Великолепие кукол можно иссле-

довать с исторической точки зрения, чтобы приблизиться к пониманию ее многогранной символики, проанализировать психологическое воздействие куклы на человека и ее эстетическое значение в нашей жизни.

Слово «кукла» толкуется в словарях практически с одинаковым значением. Толковый словарь русского языка Даля гласит: «Кукла -сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного». Схожее понимание дается в словаре Ушакова: «Кукла - подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений».

Итак, прежде всего, кукла - образ и подобие человека. На этом строят теории практически все исследователи и искусствоведы. Рассмотрим историю куклы на трех временных отрезках: 1) от Древнего мира до Средневековья; 2) светский период (XV-XIX века); 3) индустриально-массовый (ХХ век), а также немного поговорим об авторской кукле XXI века, как возрождении славных традиций предшествующих столетий.

До сих пор возраст куклы точно не определен. В древние времена не существовало куклы-игрушки, так как у человека не было периода детства. Условно принято считать, что кукла как игрушка появилась с возникновением цивилизованного мира. После нахождения в захоронении «Броно-2» (Чехословакия) фигурки из слоновой кости с двигающимися частями тела, положившей начало кукольной истории, был сделан вывод, что возраст куклы равен примерно 30 тысячам лет.

В истории человечества кукла всегда играла важную и таинственную роль. Уже в древних мифах различных народов существует много сюжетов о том, как боги из всевозможных материалов делали кукол, которые потом превращались в людей. Куклы почитались также как земное воплощение божеств.

В Древнем Египте и в государствах Древнего Востока археологами обнаружены куклы, относящиеся к бронзовому веку. Их можно разделить на три группы: 1) куклы для шествий и церемоний; 2) куклы-идолы для религиозных обрядов; 3) куклы-игрушки, которые и дошли до наших дней. Изготовлялись куклы-игрушки в основном из дерева и керамики, а также из алебастра, слоновой кости и льна. Часто они были условно обозначены и только со временем стали приобретать реалистичные формы.

В Древней Греции уже существовало широкое производство кукол, центр которого находился в городе Сардисе. Их делали из

глины, ткани и воска в виде статуэток, некоторых даже с подвижными частями.

В Древнем Риме развился свой стиль кукол, о чем позволили судить раскопки в Помпеях. Занимались их созданием не только гончары и ремесленники, но и знаменитые скульпторы эпохи. Особенность римских кукол - отсутствие одежды. Римляне усовершенствовали подвижность изделий, создав подобие шарнира. Кроме того, они начали изготавливать кукол из драгоценных металлов и камней.

А вот эпоха Средневековья практически не оставила нам образцов кукольного искусства. Куклы не смогли пережить бурные события периода становления христианства, их уничтожали, а вертепный или кукольный театр1 оставил мало этнографических свидетельств. Главенство церкви и ее авторитарность определяли стиль жизни народа. А кукла как подобие человека отражала его положение в обществе. Иконографически куклы Средневековья выглядели одинаково - смиренное лицо, бесформенное тело, закутанное в длинные одежды в соответствии с суровой моралью, слегка обозначенные ноги.

В XIII - начале XIV века изготовление кукол стало делом профессиональным. Появился новый вид - городская кукла-игрушка. Формировались европейские центры их производства и продажи в городах Англии, Германии и Франции. Дешевых кукол делали из дерева, но наряду с ними существовали и дорогие экземпляры из алебастра, воска и терракоты. Мастера-кукольники превратились в «авторов», увековечивавших свои имена.

На рубеже XV-XVI веков кукол начали одевать, причем одежду из ткани шили специально для каждого экземпляра, тогда как раньше она была условной и нарисованной. Кукла эпохи Возрождения представлена в двух состояниях - подвижная неломающаяся игрушка, которой можно менять одежду, и декоративный предмет интерьера, созданный для созерцания. Изготовлять их продолжали в основном из дерева, глины и ткани. В это же время создавалась первая в мире

1 Не рассматривается в данной статье в связи с тем, что является отдельной темой, более относящейся к истории театра, а также настолько объемной, что не допускает скользящего рассмотрения в контексте статьи, посвященной общему развитию кукольного производства.

коллекция кукол семьи Варезе, которая послужила основой самого крупного кукольного собрания в мире - Музея Кукол в Варезе.

Удивительно, что в Париже - центре кукольного производства во все времена -первый кукольный цех образовался только к концу XVII века. Французы начали изготавливать новый тип очень дорогих деревянных кукол, наряженных в великолепные одежды, ставшие своеобразными «глашатаями моды», так как они были одеты «по последнему фасону». А называлась такая кукла Пандорой. Имя это пришло из древнегреческого мифа. Красавица Пандора была создана богом-кузнецом Гефестом из смеси земли и воды. Она была послана Зевсом на землю, очаровала Прометея и наслала беду на род человеческий. Поэтому в мифологии Пандора ассоциируется с красотой и злом как двумя половинками одного целого.

Но французские кукольники вряд ли связывали свое произведение со злом. Ведь кукла Пандора - это исключительно олицетворение красоты, на которую, не жалея государственной казны, тратили деньги великие монархи мира. Поэтому с одной стороны кукла оставалась подобием человека, а с другой - человек стал уподобляться ей, так как началось повальное увлечение

модой, которая диктовалась и распространялась именно куклой Пандорой.

Рождением еще одной кукольной знаменитости отмечен XVII век. Это восковая кукла (расцвет ее пришелся на середину XIX века). И здесь уместно вспомнить, что кукла - подобие человека. Создавая восковую модель, мастера попытались за счет фактуры ее материала приблизить подобие к оригиналу, матовый теплый оттенок воска делал тело куклы очень похожим на человеческое. Возникла она в Италии, потом появилась в Германии, но успех ее ждал в Англии. Она стала одной из самых дорогих кукол, так как процесс изготовления был невероятно сложным.

В XVII веке распространилась заводная кукла, а подлинный успех ее ждал в 1 738 году, когда Жак де Вокансон из Гренобля представил в Париже свое изобретение - механического флейтиста в рост человека, пальцы и губы которого могли двигаться, создавая иллюзию игры на музыкальном инструменте. Со временем появилось большое количество подобных механических шедевров. Но, так же как Пандора и восковые куклы, они стоили порой целое состояние, что делало их скорее игрушками взрослых, чем детей. Этот же фактор способствовал развитию коллекционирования кукол наравне с предметами изобразительного искусства.

В XIX веке уже существовала типология кукол. Элитную продукцию делили на три типа:

1) кукла-дама. Утонченная, элегантная взрослая женщина. Голову и торс делали в основном из фарфора. Пик производства таких кукол пришелся на вторую половину XIX века во Франции;

2) кукла-ребенок, или младенец, создана в середине XIX века в Германии по японским образцам. Головы младенцев делались из папье-маше и покрывались воском, а матерчатые тела набивались опилками. Но настоящего успеха в производстве этого типа куклы добились все же французы, которые стали лидерами по изготовлению младенцев с бисквитными2 головами. Кстати, с появлением младенцев в кукольной индустрии началось сопутствующее производство одежды, мебели, колясок и аксессуаров;

3) младенец с характером, появился на рубеже XIX-XX веков. Лица кукол приобрели определенное выражение: плачущий, смеющийся, спящий малыш и прочие.

! Бисквит - неглазурованный фарфор.

Особое значение и успех в XIX веке имела фарфоровая кукла. Распространению моды на ее производство способствовало бурное развитие фарфоровых мануфактур. Появились фарфоровые головки для кукол еще в конце XVIII века, но популярны стали лишь в середине XIX столетия, а к его завершению прославленные мастера Франции и Германии предпочитали работать исключительно с бисквитным фарфором.

Век XIX именуют «золотым веком кукол». Во Франции роскошные изделия стали появляться во второй половине XIX столетия, а в Германии, девизом которой была практичность, - в начале XX века. В 1860-1870-х годах французские фирмы Жюмо, Брю, Ромэ и другие стали выпускать великолепно одетых «парижанок». Каждую французскую кукольную мануфактуру легко узнавали по их произведениям. Например, огромные глаза, задумчивый взгляд, тень улыбки на губах - это куклы фирмы Брю, которая существовала менее 20 лет, но успела запатентовать множество изобретений - от плачущей куклы до куклы-гурмана, которая могла двигать языком.

Один из самых знаменитых французских мастеров - Эмиль Жюмо, чьи куклы в 1882 году получили статус национальных. Во все времена коллекционеры стремились заполучить в свое собрание куклу этой фирмы. Эмилю и его отцу Пьеру принадлежало все - от идеи создания куклы до изготовления последнего крючка на ее платье. Их куклы были исполне-

ны на высоком уровне, обладали роскошными нарядами и очаровательным лицом. К главным изобретениям Жюмо относятся открывающиеся глаза, а также особое скрепление суставов куклы, основанное на шарике, входящем в паз, что придавало ей подвижность и гибкость. И в создании облика куклы Жюмо тоже стал новатором. Так как Эмиля не устраивали куклы-дети с лицом маленькой леди, он первым начал придавать куклам именно детское выражение лица.

В 1885 году еще один французский кукольник-новатор - Жюль Николя Штайнер основал свою фирму. Его заслуги - не только технические изобретения (шагающая и говорящая кукла), но и эксперименты с иконографией кукол-младенцев, кукол-мулаток и негритят. Его модели имеют трогательно-нежное выражение лица и два ряда зубов, тогда как куклы других мастеров были только с верхними зубками. Среди его изделий можно выделить три типа: 1) кукла, у которой двигались голова, руки и ноги; 2) танцующая кукла; 3) кукла с каучуковым мягким телом. Штайнер всегда стремился, прежде всего, к механическому, нежели внешнему совершенству своих моделей.

В конце XIX века начался спад французского кукольного производства из-за появления серьезного европейского конкурента -Германии, которая стала лидером благодаря снижению цен и малому количеству элитной продукции. Немецкие кукольники ориентировались, прежде всего, на французских мастеров. Но их интересовала исключительно техническая сторона производства. Эстетика, роскошь, дороговизна изделий французских мастеров уступили место практичности и доступности немецких моделей. Эти изменения сказались на облике и качестве куклы: она стала более грубой, удобной для игры, но зачастую с однообразным выражением лица и всегда менее нарядной одеждой.

На рубеже XIX-XX веков специалисты начали проявлять интерес к ребенку, особенностям его мира, детской психологии в целом. Это отразилось и на игрушках. Немецкая компания «Камер и Рейнхардт» быстрее всех сориентировалась в новой ситуации и в 1909 году выпустила в свет первого пупса, который надолго завоевал любовь детской аудитории.

Великим мастером немецкой кукольной индустрии был Арман Марсель. Он стал использовать новые материалы - гуттаперчу и целлулоид. Впрочем, с целлулоидом рабо-

тала и фирма «Камер и Рейнхардт», так как новый легкий и пластичный материал, изобретенный в США, оказался идеальным для создания детских игрушек.

«Золотой век кукол» был и в Англии. Конечно, английские изделия никогда не могли соперничать на мировом рынке с французскими и немецкими из-за однообразия материала (дерево и воск) и высокой цены. Усовершенствование производства восковых моделей привело к еще большему увеличению их стоимости, что окончательно возвело куклу в статус игрушки для взрослых.

Истинно английским изобретением можно считать картонную куклу, которая стала очень популярна в конце XIX века. Часто их делали двухсторонними, что позволяло включать большее воображение во время игры. Бумажный гардероб куклы с одеждой, обувью и аксессуарами способствовал повышенному интересу к ней женской части публики. Поэтому новинкой заинтересовались не только маленькие девочки, но и их мамы.

В ХХ веке, безусловно, историческая атмосфера сыграла свою роль в производстве кукол и отразилась на их типажах. Признанным лидером кукольной индустрии в начале ХХ века оставалась Германия, но в начале

20-х годов на арену кукольного производства вышла Америка, с которой началась эра невероятных тиражей. Грэйс Путнем создала точную копию новорожденного ребенка, названного Bye-Lo. Роуз О'Нейл представила миру гротескную куклу Кьюпи с расставленными ручками, чубчиком, круглыми, отведенными в сторону глазками и шаловливой улыбкой. Сестры Роза и Берта Алекзандер, в 1926 году эмигрировавшие из России в Америку, в Нью-Йорке основали компанию «Alexander Doll Company of New York», которая и сегодня занимает достойную позицию в кукольной индустрии. Первоначально ими была создана кукла-медсестра, за которой последовали образы блиставшей в то время Вивьен Ли в роли Скарлетт О'Хара и других актрис и героинь.

Широкой популярности в создании кукол в Америке достигли женщины, в то время как в Европе - исключительно мужчины. Возможно, именно это повлияло на изменение иконографии, стилистической и функциональной задачи куклы. Женщина, получив неограниченные права, возможность самовыражения, стала создавать, прежде всего, собственный образ.

Во время Второй мировой войны производство кукол было приостановлено. В мирное время компании, получив новые технические возможности и финансовые вливания, не имели, к сожалению, достойных идей. Поэтому миллионы тиражных кукол были практически на одно лицо, хотя они и выпускались под различными торговыми марками.

Одно из новшеств данного этапа - пластик, изобретенный еще в середине XIX века,

но ставший востре-

V

бованным в изготовлении кукольной продукции лишь сто лет спустя. Также в производство был внедрен винил, с появлением которого началось изменение куклы, прежде всего ее головы, так как материал позволял экспериментировать с прическами и выражением лица.

Тряпичная кукла - еще один вид продукции XX века. Ее придумала Кэти

Крузе, которая считала кукол из бисквита неудобными для игры и создала мягкую тряпичную, набитую песком куклу, имитирующую настоящего ребенка. Новаторами же в производстве такого рода кукол выступили итальянцы. Елена Скавини представила кукол с лицами из фетра, обработанного закрепителем, что позволяло лицу принимать любую форму.

Большим событием в кукольной истории XX века стало создание в 1959 году Барби, самой знаменитой куклы всех времен и народов, своеобразного феномена в истории человечества. Никто и не предполагал, что эта модель так прочно укрепится в жизни людей и будет отражать мировоззрение огромной части населения. Секрет ее успеха до сих пор не разгадан. Впервые перед широкой публикой Барби предстала в 1960 году на выставке игрушек в Нью-Йорке. Появилась она довольно скромно, но одетая далеко не в скромный черно-белый купальник. Невысокая цена - три доллара - и непохожесть на другие игрушки вызвали неоднозначную реакцию у покупателей, что только помогло Барби привлечь общественное внимание.

Очень быстро она стала обретать «семью»: у нее появился друг Кен, подружка Мидж, сестренка Скиппер. В 1969 году во избежание расовой дискриминации была выпущена темнокожая подруга Барби - Кристи, а вскоре и саму Барби стали изготовлять в нескольких вариантах: афро- и латиноамериканки.

Своего рода пропаганду вкуса можно наблюдать в обстановке куклы Барби. Создатели ее уютного жилья демонстрируют, каким должен быть идеальный и удобный дом, на какой машине следует передвигаться по городу, а также посредством Барби прививают детям любовь к животным и должную заботу о них.

Проанализировав «жизнь» куклы Барби, мы можем многое узнать о временах и нравах

мировой культуры. Менялись вкусы публики, а вместе с ними и Барби, создатели которой стремились отражать современную жизнь. Она была то «ангелом» с золотыми кудрями, то суперзвездой в мини-юбке, то простой женщиной в домашней одежде. Барби также иллюстрирует путь прохождения женщины через социум и поиск в нем своего места. Модная домохозяйка 1960-х годов, реализовав себя в различных профессиях, в 1991 году стала кандидатом в президенты.

Надо признать, что негативное отношение к Барби существовало всегда - с момента ее появления многие родители были обеспокоены «полезностью» этой куклы для формирования представления о мире и женщине в нем у маленьких девочек. Не утихают эти споры и сегодня, когда девочки, вырастая из возраста игры с куклами, продолжают эту жизнь, создавая вокруг себя иллюзорный мир розовых вещей, стремясь к идеалам красоты Барби. Видимо, эти споры среди взрослой аудитории, родительские запреты на подобные игрушки и порождают вожделение обладания этой длинноногой красавицей с роскошным гардеробом. Барби - это, пожалуй, единственная кукла, быстро и надолго покорившая мир. На мой взгляд, секрет ее мирового успеха - в создании универсальной модели, с набором определенных, общехарактерных черт, что позволяет воображению каждого создавать собственный идеальный образ.

Кукольная индустрия не осталась в стороне от научно-технического прогресса. Благодаря компьютерным технологиям на рубеже ХХ-ХХ! веков появляются интерактивные куклы, которые способны реагировать на действия играющего с ним ребенка, проявлять с помощью мимики любые эмоции, издавать множество звуков. Подобные куклы в погоне быть действительно схожими с человеком умеют спать, кушать, плакать, ходить, говорить и даже расти.

В кукольной истории есть особый вид, существовавший до массового, а сегодня развивающийся рядом с ним, это авторская кукла, которая, как любое произведение искусства, задумывается и рождается из художественного образа. Современную авторскую куклу следует рассматривать как самостоятельный вид искусства. Подобно скульптуре она предназначена в основном для созерцания. Каждый кукольный образ - это определенное философское содержание, что переносит куклу как предмет и создание из мате-

риального в духовное измерение, способное отразить как индивидуальное, так и массовое состояние и содержание.

Именно авторская кукла, на мой взгляд, более остальных сопоставима с утверждением «кукла - подобие человека». Ведь об образе куклы мы судим по ее внешнему облику, который символичнее облика человека. Возможно, объясняется это тем, что в кукле художник как человек не просто видит свое отражение, но и находит почву для самовыражения и моделирования самого себя и в настоящем облике, и в желаемом. Таким образом, художник создает свое подобие, наделяя его определенным психологическим состоянием. Оно может быть понятно другому человеку, находящему в кукле уже свое отражение. Это особая коммуникация между художником, образом и человеком, заключенная в кукле.

Сегодня авторская кукла живет на волне наивысшего расцвета в России и Европе. Проводится огромное количество выставок авторских кукол, на которых можно встретить, наверное, столько же различных образов, как и людей в мире. Эти куклы, созданные из современных и традиционных материалов, имеют свой характер, привычки, настроение, а также совершенно реальный предметный мир вокруг себя - одежду, аксессуары, мебель, дома. По сравнению с предыдущей историей развития кукольного искусства и производства, мы можем сравнить наше время со второй половиной XIX века, когда кукла также была очень популярна и даже необходима обществу как вид искусства, который может быть понятен одновременно различным возрастным категориям людей.

Проследив историю развития куклы от ее роли религиозного артефакта до объекта эстетического созерцания, можно сделать вывод о ее непрерывном развитии, изменении и переплетении образов, взаимодействии с миром отраженного сознания во все времена, а главное, сосуществовании со своим подобием и создателем - человеком. Без человека кукла теряет свое смысловое назначение, будь это Древний Египет, «золотой» XIX век или технологическое XXI столетие. Поэтому кукла - уникальное создание, она объединяет людей во времени, может рассказать о целой эпохе, и не только о прогрессе в технике, но и о стремлениях в развитии социума. ■

Статья поступила в редакцию 03.08.2014 г.