Научная статья на тему '«КУКЛА В ТЕАТРАЛЬНО ДЕКОРАЦИОННОМ ИСКУССТВЕ»'

«КУКЛА В ТЕАТРАЛЬНО ДЕКОРАЦИОННОМ ИСКУССТВЕ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
искусство театра / художественный образ / эмоциональное воздействие / художник / художественная выразительность.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коваленко И.Н.

Искусство театра искусство синтетическое и коллективное обращено к многомиллионному зрителю. Именно поэтому художественный образ спектакля любого жанра должен обладать огромной силой эмоционального воздействия, воспитывать высокие нравственные и эстетические качества. В создании спектакля принимают участие драматург, художник, композитор, актёры, работники постановочной части. Творчество их переплетено для создания единого зримого образа на сцене средствами художественной выразительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««КУКЛА В ТЕАТРАЛЬНО ДЕКОРАЦИОННОМ ИСКУССТВЕ»»

ИССКУСТВОВЕДЕНИЕ

УДК 7.05:688.721.25

«КУКЛА В ТЕАТРАЛЬНО - ДЕКОРАЦИОННОМ ИСКУССТВЕ»

КОВАЛЕНКО И.Н.

Доцент кафедры Изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна ГПА ФГАОУ ВО Крымского федерального университета им В. И. Вернадского (филиал) в г. Ялта,

Республика Крым, Россия

Аннотация. Искусство театра - искусство синтетическое и коллективное - обращено к многомиллионному зрителю. Именно поэтому художественный образ спектакля любого жанра должен обладать огромной силой эмоционального воздействия, воспитывать высокие нравственные и эстетические качества. В создании спектакля принимают участие драматург, художник, композитор, актёры, работники постановочной части. Творчество их переплетено для создания единого зримого образа на сцене средствами художественной выразительности.

Ключевые слова: искусство театра, художественный образ, эмоциональное воздействие, художник, художественная выразительность.

«Театрализованные постановки»

«Театрализованные представления»

«Театрализованные концерты»

Эти термины мы слышим практически каждый день. Огромна тяга людей к любым формам театрализованных действий. Они собирают самую многочисленную аудиторию. Это искусство для всех. Но мало кто знает, как создаются эти постановки, как пишется сценография, как проектируются раскадровки и мизансцены.

Существует версия, что история театрализованных представлений берёт своё начало в 20-х годах прошлого века. Но искусство это родилось вместе с человеческой природой. Оно вечно и традиции его не прерывались. От культуры античной, средневековой просветительской мы получили огромное сценическое наследие. За всю свою многовековую историю театр накопил огромный опыт, имеет различные формы сценических представлений. Традиции и принципы идут со времён Древнего Египта, через эллинистические и римские празднества, средневековые мистерии и массовые действа эпохи французской революции. В истории искусства театра есть знаковые периоды, которые повлияли на развитие всей художественные культуры.

Сегодня диапазон условий и возможностей театрализованных представлений огромен. А роль художника - значительна. В современном театре художник - это режиссёр, а режиссёр -художник. Обязанность художника и режиссёра - проверять спектакли и следить за тем, чтобы всё оформление и каждый сценический эффект находились на высоком художественном уровне. Сценография современного театра - это графика и живопись, малые архитектурные формы, живописные изобразительные композиции во времени и пространстве и сценическое пространство. Театральный художник использует различные приёмы решения сценического пространства для соединения зрителя и театрального действа. Главной задачей художника в театре является создание зримого образа.

В структуре зрелищного представления театральный костюм, часть зримого образа, занимает одно из главных мест. Зритель видит актёра, его жесты, мимику на расстоянии, поэтому костюм, его форма и цвет помогает создать зримый образ. Как часть сценографии, целостного художественного образа спектакля костюм должен быть тесно связан со всеми компонентами сцены. Художественное решение костюма определяется пространством сцены,

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

сценографией и стилем спектакля. Пластическое решение театрального костюма является костюмом - образом. Костюм не только помогает актёру «работать» на сцене и вжиться в роль, он не только способен изменить внешность, но и характер игры актёра. Очень часто пластическая форма костюма напоминает куклу (художник С.Логофет «Тени-Лени», «Гусеница»).

Одним из знаковых периодов в истории искусства театра является эпоха Ренессанса. Последние десятилетия XVI века для Англии были необычно сложными. Англия скованная средневековым укладом жизни, бурно входила в этап своего освобождения. Происходило необычайное раскрепощение личности. Нация, свершив своё объединение, обратилась к своей истории, черпая оттуда свою мудрость. Совсем юный Шекспир «взял перо, чтобы прославить в своих произведениях цельность нации». Жанр исторических пьес требовал демонстрации национальной жизни, героизм и духовность. Но всё это было сложно показать на примитивных подмостках театра: массовые сражения, множество действующих лиц, постоянно сменяющиеся декорации. Но «помогал» Пролог. Вильям Шекспир смог показать человечеству как распадается связь времён. Начало XVII века было противоречивым -одновременно окончание старого и зарождение нового. Гений Шекспира заключается в том, что он смог представить это «пересечение» пластов старой и новой жизни. На сцене английского театра эпохи Возрождения основным течением было народно-гуманистическое. Трагическое соединяется с оптимистическим [1].

Представления должны быть динамичными, зрелищными, эмоциональными и образными. Символические и аллегорические построения, пластические формы, преобразования, образно-ассоциативные мизансцены могут быть заменены диалогами и монологами.

Сегодня представления могут иметь различный масштаб, могут происходить на различных площадках замкнутого и незамкнутого характера. Диапазон условий и возможностей в театрализованных представлениях огромен. Применение современных технических средств и инновационных технологий во многом определяют характер постановки. Модульный принцип конструкций создания пространства сегодня значительно облегчает работу над театрализованным представлением.

Роль художника в театре представлений преувеличить невозможно. В представлениях в закрытых помещениях, на традиционных площадках, в силу принципа замкнутости сценического пространства и зала, относительной близости к зрителю, зрительское внимание концентрируется не только на одном герое-актёре, но и на его жестах, пластике движения, костюме. Важную роль играет голос и его интонация. Таков язык театра. Задачи организации сценического пространства, стоящие перед художником велики. Оно требует определённого чувства площадки. Художественная организация пространства, естественно, не единственная функция работы художника.

Цель. Исследование и анализ роли «куклы» в театрализованном представлении.

Согласно своей истории, кукла - персонаж представления, возникла, как символ душ. Любимые куклы: в Северной Америке - маленькие «Качино», в Африке - «Бог», в России - «Петрушка», в Италия - «Пульчинелло», в Англии - «Панч». Куклы могут иметь различные размеры, они могут олицетворять добро и зло, сталкиваться в средневековых мистериях и кукольных представлениях, в них всегда обостряются жизненные коллизии.

Не существуют куклы, в которых не воплощены определённые характеры. Куклы способны выражать различные черты человеческой души: грубость, жалость, доброту, жадность, смелость, лень и т.д. Всё это выражается через форму и скульптуру, размер и массу, материалы, их фактуру и цвет. Содержание и сценография представления всегда обуславливает художественный образ и размер куклы. Характер, используемые технологии находятся в прямой зависимости от размеров сценического пространства, количества зрителей и от других условий. Например, введение в постановку крупногабаритной куклы ставят перед

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

театральным художником множество вопросов и технических задач. Крупномасштабной куклой может быть и «оживающее» оформление сценического пространства. Все эти традиции и принципы имеют глубокие исторические корни. Для кукол нет запретных тем. Они выразительны и доступны в понимании каждому.

Исследуем и проанализируем знаковую постановку «Леди Макбет» Вильяма Шекспира на сцене Тюменского театра кукол в 1985 году. Режиссёр - постановщик Анатолий Тучков, художники Ирина Уварова и Марина Перчихина. Прочтение пьесы происходило с позиции древнего искусства кукол, что задало совсем иную драматургию, поставило много вопросов и получен ответ, что «В. Шекспир может быть только в куклах». Ранее были постановки В. Шекспира и в условиях ширменного театра. В постановке Тюменского театра на сцене рядом с куклами играли люди, и само понимание куклы изменилось. Теперь куклой может быть не только пластическое изображение человека, предмета, вещи, актёра. Кукла -действенный знак.

Изменилось и сама роль актёра в постановке, его позиция, его место на сцене. Актёр может быть просто человеком, Актёром, лицом от автора, кукловодом или, Ведущим разговор с куклой. И наконец, Актёр может быть составной частью куклы. Он реализует механические возможности, схемы движения, он становится анимирующим куклу механизмом. В такой трактовке художник освобождает Куклу от прежних оков, и она начинает совсем по-другому жить на сцене и общаться со зрителем.

Кукла обнаружила неисчерпаемые запасы образной энергии в себе. С выходом на сцену куклы с человеком развернулось привычное пространство. На кукольную сцену человек принёс своё измерение, а кукла заявила о своём. Театральный художник в очередной раз проектирует пространство, где будут рядом жить человек и кукла. Исходными данными для проектирования сцены являются геометрические фигуры. Они с математической точностью организуют пространство для происходящих событий. Сценой стал круг, как в старые времена в Шотландии, когда в круг становились ряженые в высоких колпаках. В постановке был использован круг, как символ вечности, и треугольник - фигура, образованная движением трёх ведьм. Вся сценография построена на сломах пространства фигурами, олицетворяющими борьбу. Хаос, смерть, все события происходят в определённом ритме [2].

Художник в кукольном театре строит пространство от куклы и персонажа. Управление куклой может быть сверху - марионетка, кукла может быть неподвижна как идол, но она может и передвигаться по сцене вместе с актёром. В данной постановке кукла двигается вместе с актёром по сцене, актёр - внутри самой куклы. Происходит борьба живой материи и куклы-знака.

Шекспировская трагедия - это всегда борьба миров, поэтому художниками постановщиками выбран именно этот симбиоз. Во времена Средневековья и Возрождения именно так представлялась борьба миров, через борьбу материй.

Вильям Шекспир относится традиционно к эпохе Ренессанса. Это был новый театр, где главными были Актёр и декорация. Нередко действие пьесы переносится в другую эпоху, тем самым показывая её созвучность с современностью. Театр эпохи Шекспира был ещё крепко связан с эпохой Елизаветы, где господствовали средневековые мистерии. Использование в постановке круга как вечности мироздания и его извечная борьба со злом через форму треугольника является определённым символом постановки. Театральное воплощение души подсказали мистерии, а души в постановке есть куклы. Актёр заключён в оболочку, оболочка принадлежит определённому ритуалу. Герой подобен огромной тяжёлой кукле, внутри которой находится актёр.

На протяжении всей постановки меняется само решение образа Макбет: скульптурное решение вначале постановки, но к финалу - мантия сбрасывается, и остаётся лишь одна длинная смертная рубаха, как-бы оболочка человеческой души. Каждый герой произведения решается по-своему. Куклы-души были неподвижны, куклы-актёры передвигались по сцене,

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

некоторые куклы играли по принципу ширменного театра, присутствовали и куклы - идолы, выполненные из керамики.

Ещё две куклы Панч и Джуди - персонажи Английского народного театра, очень шумные и пёстрые, они играли на маленькой ширме. Им отводится роль реакции людей, они играют сценки пантомимы и пародии на людей. Эти куклы и заканчивают спектакль на пустой сцене в позе печали, но с улыбкой. Картины Шекспировской трагедии сворачиваются, и под звуки флейты опускается занавес.

Выводы. Данная постановка является уникальной по своему замыслу и воплощению смысла произведения. Она ещё раз подтверждает многоликость и неисчерпаемые возможности театра Кукол, куклы, как действующего лица. Эта постановка смогла увести зрителя в совсем другой театр, на сцене которого жили Актёр и Кукла полноценной и метафизической жизнью персонажей. Заслуживает особого внимания и система проектирования пространства сцены. Художественный приём создания зримого образа спектакля является средством для достижения цели - более тонкого прочтения Шекспира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок вечеров. М.: Просвещение, 1981, 336с.

2. Перчихина М. Уварова И. Люди, ведьмы и куклы. М.: Советский художник, 1990, 397с.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.