Научная статья на тему 'Детализация художественного оформления спектаклей театра анимации'

Детализация художественного оформления спектаклей театра анимации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
216
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ / ТЕАТР АНИМАЦИИ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / НЕКЛАССИЧНОСТЬ / СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЦЕНИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ / ANIMATION THEATRE / POST-MODERNISM / ACTING SPACE / SCENIC OBJECTS / SPECIFICATION OF SETTING / NONCLASSICALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Минакова Алёна Владимировна

В статье анализируется детализация художественного оформления постмодернистских спектаклей театра анимации как один из самых распространенных художественных приемов на анимационной сцене конца ХХ начала ХХІ века. На сегодня постмодернистские анимационные спектакли насыщены множеством деталей, в них присутствует многослойность, которую зритель должен расшифровать, опираясь на замысел режиссера. Рассмотрение детализации сценического оформления, несмотря на общие черты проявления, является актуальным для каждого конкретного спектакля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICATION OF PERFORMANCE SETTING OF ANIMATION THEATRE

The article analyzes specification of postmodern performance setting of animation theatre as one of the most distributed artistic devices at animation stage of the end of the 20 th beginning of the 21 st century. Nowadays postmodern animated performances are full of details and contain layering, which a viewer is to decode relying on the director’s plan. Consideration of staging specification despite general display features is topical for each particular performance.

Текст научной работы на тему «Детализация художественного оформления спектаклей театра анимации»

ДЕТАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЕЙ ТЕАТРА АНИМАЦИИ

Минакова Алёна Владимировна

аспирант кафедры «Теории и истории искусства» Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Украина, г. Харьков

E-mail: Alena 4aika@lisL ru

SPECIFICATION OF PERFORMANCE SETTING OF ANIMATION

THEATRE

Alyona Minakova

post graduate student of Department of Theory and History of Art, Kharkiv Stale

Academy of Design and Arts, Ukraine, Kharkiv

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется детализация художественного оформления постмодернистских спектаклей театра анимации как один из самых распространенных художественных приемов на анимационной сцене конца ХХ — начала ХХ1 века. На сегодня постмодернистские анимационные спектакли насыщены множеством деталей, в них присутствует многослойность, которую зритель должен расшифровать, опираясь на замысел режиссера. Рассмотрение детализации сценического оформления, несмотря на общие черты проявления, является актуальным для каждого конкретного спектакля.

ABSTRACT

The article analyzes specification of postmodern performance setting of animation theatre as one of the most distributed artistic devices at animation stage of the end of the 20th — beginning of the 21st century. Nowadays postmodern animated performances are full of details and contain layering, which a viewer is to decode relying on the director's plan. Consideration of staging specification despite general display features is topical for each particular performance.

Ключевые слова: детализация художественного оформления; театр анимации; постмодернизм; неклассичность; сценическое пространство; сценические объекты.

Keywords: specification of setting; animation theatre; post-modernism; nonclassicality; acting space; scenic objects.

Искусство театра анимации, имеющее многовековую историю, в ХХ—ХХ1 веках обогатилось новыми художественными идеями и путями для их реализации. Анимационные спектакли все дальше отходили от своих классических примеров предшественников, становились сложнее по смысловому наполнению и сценическому оформлению. Вариативность подбора драматургического материала для постановок и решений для его воплощения оказалась огромна. И одним из важнейших инструментов в создании современных анимационных спектаклей явилась детализация художественного оформления.

Спектакли театра анимации не всегда были детализированы в своем оформлении. На данный момент их можно условно разделить на три категории:

• классические;

• неклассические;

• постмодернистские.

Разделение на «классические» и «неклассические» спектакли театра анимации происходит, главным образом, на уровне драматургии. Классический репертуар, формировавшийся на протяжении столетий, включает в себя традиционные сюжеты, интерес к которым был характерен для народного кукольного театра — это утверждение справедливо как для площадных комедий, так и для рождественских мистерий. Такой театр всегда требовал не только закрепления сюжета и приемов исполнения, но и мизансценирования, смены ритмов, чередования трагических и комических элементов, и конечно, художественного оформления [5, с. 65]. Классическими можно считать сюжеты рождественских мистерий, снискавшими себе популярность во многих европейских и славянских странах; комедии Петрушки, имевшей аналоги в Европе; истории доктора Фауста, наиболее близкой к немецкой традиции. Все перечисленные сюжеты имеют четкую форму драматургической конструкции,

жестко обозначенные типы кукол для их исполнения и обусловленное традициями сценическое оформление.

Позднее, с развитием драматургии, в театр кукол проникают пьесы Шекспира, Мольера, и других знаменитых драматургов; расцветает многообразие бытовых сценок; пьесы для кукольного театра пишут М. Метерлинк и Э.Г. Крэг [7, с. 21—22]. Именно такая драматургия, уводящая кукольный театр от традиционных представлений, сделала его неклассическим. В неклассических спектаклях театра анимации до середины ХХ века пользовались установленными традицией «правилами» воплощения драматургии на кукольной сцене, используя сформированные веками сценические законы. В частности, как можно судить из сохранившихся доныне традиций, согласно которым жанр спектакля определяет тип куклы, который в нем используется. Неклассические анимационные спектакли сохранили такое разделение по типам кукол:

• в спектаклях комедийного характера используются перчаточные или патычковые куклы (кукла называется «патычковой» поскольку водится на палочках — «патычках»), т. е. куклы с упрощенной механизацией и упрощенной пластикой;

• в спектаклях трагического, драматического, а порой и эпического характера используются марионетки;

• в вертепах (шопках, батлейках) используются простые куклы на палочках, как правило, без подвижных частей.

Следует, однако, заметить, что с распространением неклассического материала в России, семьей художников Ефимовых была изобретена тростевая кукла со сложным механизмом, которая являлась верховой, в отличие от марионеток, но и имела достаточно подробную и взвешенную пластику, в отличие от перчаточных кукол [3, с. 11]. Этот тип куклы позволил еще более расширить драматургический диапазон на анимационной сцене и стал популярным для воплощения как драм, так и комедий.

Культурные и социальные процессы в обществе усложнялись, требуя отображения в театре как драматическом, так и кукольном; искусство и литература давали новые векторы движения и идеи; далеко шагнувший технический прогресс давал широкие возможности для их воплощения. Анна Веселовская замечает, что драматический театр на своем пути развития прошел этап коллажности, когда различные виды искусств только начинали проникать на театральную сцену, и использовались как аппликация, не входя в «тело» спектакля [1, с. 88]. Справедливым это суждение можно считать и по отношению к театру анимации, где коллажность дала некоторую неуравновешенность спектакля, его разножанровость, что, как подтверждает Веселовская, ведет к полифоничности, информационной насыщенности спектакля. В таком случае принцип коллажа имеет информационно-содержательный характер, и становится определяющим фактором стилистического направления спектакля, где достаточно автономные фрагменты сосуществуют вместе [1, с. 88]. Однако, чтобы такие фрагменты существовали, на анимационной сцене возникают многообъектность спектаклей и детализация художественного оформления.

В сценографии неклассических анимационных спектаклей нередко можно наблюдать детализацию художественного оформления, тогда как для спектаклей классического традиционного типа характерен высокий уровень условности в художественном оформлении. Тут также необходимо понимание, что все постмодернистские спектакли театра анимации являются неклассическими, но не все неклассические спектакли являются постмодернистскими. Это очень важное положение, тем более, что отличительные черты постмодернистских спектаклей более сложны и обширны, нежели отличительные черты спектаклей неклассических. Детализация проявляется, главным образом, в создании декораций, сценических кукол и нередко — костюмах актеров-исполнителей. Одним из наиболее ярких примеров сложного художественного оформления стал спектакль «Силы любви и волшебства», оформленный художниками из

объединения «Мир искусства» в начале ХХ века. Этот спектакль был характерен превалированием художественного оформления над содержанием и исполнением спектакля, и репрезентовал подход к созданию кукольного спектакля, который был впоследствии назван «театром художника» [4, с. 179].

Художественное оформление современных анимационных спектаклей происходит в едином, избранном для каждого спектакля индивидуально, колорите, в единой стилистике, с обязательным применением законов композиции. Это подтверждают слова А. Веселовской о том, что театр «отеатрализовал» другие виды искусства, в частности живопись, воплощая в себе их черты через призму своей специфики [1, с. 89—90]. Потому, детализация охватывает не только художественное оформление сценического пространства, но и оформление кукол, действующих на сцене, а также костюмы актеров-исполнителей. Оформление театральной куклы является важнейшим пунктом в оформлении всего анимационного спектакля в целом. Ранее, во времена традиционного театра, мы могли говорить о большой доле условности и обобщенности в оформлении играющих кукол, которые отличались лишь основными характерными чертами [2, с. 10]; в период натурализма детализация проявила себя как инструмент приближения анимационных спектаклей к спектаклям драматическим [6, с. 61]; в постмодернизме детализация театральных кукол позволяет выразить индивидуальных характер каждого персонажа, его специфичность. И одновременно с уникальностью каждой куклы, все они создаются в едином ключе спектакля, в единой стилистике, согласно замыслу художника-постановщика и режиссера.

То же касается и костюма актера-исполнителя. Когда актер-кукольник вышел из-за ширмы, становясь равным кукле сценическим объектом, существенное место в оформлении спектакля заняли театральные костюмы. Они стали создаваться в стилистике спектакля, что позволило художнику при помощи костюма еще более подчеркнуть значимость актера как отдельного сценического объекта, или, напротив, увести его «в тень», оставив главной куклу на сцене. Здесь справедливым будет провести аналогию с искусством

скульптуры, которое, пройдя «отеатрализацию», о чем говорила Веселовская [1, с. 89—90], воплощается в актере как в ожившей скульптуре, действующей в композиции спектакля.

Детализация декораций позволяет повысить художественность, аттрактивность и зрелищность анимационных спектаклей, приблизить их к произведениям изобразительного искусства. Это справедливо потому, что живопись, скульптура проникают на анимационную сцену не как самостоятельные виды искусств, а, скорее, как их «отеатрализованная» версия, создавая гармоничный синтез. Однако детализация несет в себе не только внешние проявления и повышение аттрактивности спектаклей, она наполняет сценическое пространство знаками и символами, которые открывают все новые и новые возможности для их дешифровки на основе замысла режиссера и художника постановщика. Это образуют новые смыслы и смысловые лакуны, когда одни и те же знаки и символы могут по-разному дешифровываться различными зрителями, порой даже не донося заложенную режиссером нагрузку. Эта роль детализации еще требует более полного изучения и анализа.

Список литературы:

1. Веселовська Г.1. Параметри сучасно! театральности Транзит синтез — колаж — бриколаж // Сучасне мистецво: Наук. зб. / 1н-т проблем сучас. мист-ва НАМ Укра'ни К.: Феткс, 2010. — С. 87—98.

2. Владимирова Н.В. Захщноевропейський театр у динамщ культуротворчого процесу межi Х1Х—ХХ стол^ь: Монографiя». К., Щек, 2008. — 295 с.

3. Симонович-Сфимова Н. Записки петрушечника. М.-Л., Держвидав, 1925.

— 45 с.

4. Слонимская Ю.Л. Кукольный театр// Театр и искусство. — 1916. — № 9.

— С. 179—181.

5. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол: смена театральных систем. М., Искусство, 1983. — 270 с.

6. Русабров Е.Т. Типология театра кукол // Проблемы общей профессиональной педагогики. Сб. наук. работ. Харьков. 2000. — С. 61— 70.

7. Jurkowski К Metamorfozy teatru w dwadzietym wieku / К Jurkowski. Warszawa, 1999. — 345 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.