Традиционные игровые куклы оказались непревзойденными, и сегодня среди коллекционеров ценятся именно японские куклы-дети конца XIX - начала XX века [5].
Список литературы
1. Лотман, Ю. М. Куклы в системе культуры // Избранные статьи : [в 3 т.]. - Т. I : Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн : Александра, 1992. - С. 377-380.
2. Буйлов, А. А. Что есть что в мире кукол [Электронный ресурс] // «Япония сегодня», журнал. -Электрон. дан. - [Б. м.], 2007(?). - Режим доступа : https://web.archive.org/web/20050429103623/ http://www.japantoday.ru:80/arch/jurnal/0308/13.shtml (16.02.2018).
3. Японские куклы Ichimatsu на Западе [Электронный ресурс] // «Liveinternet», интернет-портал. -Электрон дан. - [Б. м.], 2011. - Режим доступа : https://www.liveinternet.ru/users/3521525/post180042645/ (дата обращения: 14.08.17).
4. Чандра, Л. Японские традиционные куклы «нингё» [Электронный ресурс] // «В гостях у Ляли», персон. сайт. - Электрон дан. - [Б. м.], 2018. - Режим доступа : http://blog.arthistoryonline.ru/lyalya-chandra/yaponskie-traditsionnyie-kuklyi-ningyo/ (дата обращения: 25.10.15).
5. Куликова, З. Е. Японские куклы Ichimatsu [Электронный ресурс] // «ПроШколу.ру», школьный портал. - Электрон. дан. - Москва, 2007-2018. - Режим доступа : https://proshkolu.ru/user/KulikovaZE3/ file/1333477/ (дата обращения: 12.01.2018).
Yulia P. Belyaeva, Student Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
INTERACTIONS BETWEEN THE EUROPEAN AND JAPANESE TRADITIONS IN BALL-JOINTED DOLLS
Abstract. The paper briefly describes history of genesis of Japanese tradition of making dolls, gives a review of its influence on development of European technologies of making ball-jointed dolls. The author adduces original names for varieties of Japanese dolls, describes some technologies of dolls making, traces an evolutions of function of a doll: from a personalized participant of social communication to an art object, and a toy for children's games.
Keywords: Japan, tradition of dolls making, ball-jointed dolls, action figure, art, Europe, Ninge, Ichimatsu.
УДК 792.02:782.8Сильва:792.56(571.150)Алтайский государственный музыкальный театр
П. В. Борисенко, аспирант Московский информационно-технологический университет -Московский архитектурно-строительный институт (Москва, Россия)
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Г. БАРНАУЛА
Аннотация. Проанализированы особенности создания сценических образов персонажей оперетты венгерского композитора И. Кальмана «Сильва» в постановке Алтайского государственного музыкального театра (г. Барнаул, Россия): изложены ключевые принципы использования сценического грима в процессе художественного оформления внешнего вида персонажей оперетты, охарактеризованы основные особенности художественной композиции сценических костюмов действующих лиц постановки. Автор подвергает сомнению творческую целесообразность радикальной модернизации художественной составляющей оформления спектаклей в жанре оперетты.
Ключевые слова: оперетта, грим, сценический образ, барнаульский театр, музыкальный театр, жанр, визуальный ряд.
Отмечающаяся в настоящее время вокруг жанра оперетты парадоксальная ситуация охарактеризована «противоречием между его сценическим освоением и музыковедческим осмыслением» [1, с. 12]. Являясь одной из исторически-состоявшихся жанровых разновидностей музыкального театра, наделенная самостоятельным образно-содержательным строем, характеризуясь, с точки зрения сценических реалий, значительной востребованностью, оперетта предстает явлением относительно малоизученным. В отечественном музыкознании она довольствуется прочно закрепившейся оценкой второстепенного жанра и, в связи с этим, не получила серьезного и полного освещения.
Однако, как показывает практика, на сегодняшний день многие отечественные театры ставят на своих сценах классические произведения данного жанра, при этом некоторые из них получают восторженные отзывы зрителей и критиков. Но даже анализ успешно прошедших оперетт предполагает, как правило, только оценку музыкальной составляющей постановки, тогда как элементам декоративно-художественного оформления уделяется слишком мало места, в то время как они играют немаловажную роль в общем восприятии произведения. Также, если западноевропейские и североамериканские оперетты достаточно широко освещены в литературе, то исследования по проблемам декоративно-художественного оформления оперетт малочисленны. Данный вопрос освещается в немногочисленных статьях и материалах, опубликованных в научных и популярных изданиях, в сети Интернете; также в пособиях по истории театрального искусства второй половины XX века можно найти некоторые главы, посвященные данному вопросу.
В связи с этим выбранная тема статьи является в настоящее время особенно актуальной.
В настоящем исследовании мы постараемся как можно более полно раскрыть и обобщить сведения, касающиеся особенности именно декоративно-художественного оформления спектаклей жанра классической оперетты, на примере оперетты «Сильва» в постановке Алтайского театра музыкальной комедии.
Созданная Кальманом в 1915 году «Сильва», триумфально прошедшая по сценам театров Европы и мира, стала в некотором роде символом жанра оперетты и излюбленным спектаклем меломанов всех возрастов. Лирическая пара главных героев оперетты - князь Эдвин фон Воляпюк и певица кабаре Сильвия Вареску.
Проанализируем, в чем специфика и особенность грима персонажей в барнаульской постановке всемирно известной истории. Обратимся к актерской задаче, поставленной режиссером, на примере постановки Алтайского государственного театра музыкальной комедии. Внутренний конфликт, который вызван желанием Эдвина быть с Сильвой и невозможностью совершить этот поступок в силу своего положения в обществе. Преодоление возникшего конфликта. Борьба за свое счастье.
Главная функция грима заключается в передаче переживания персонажа за счет подчеркнутой выразительности глаз, рельефных черт лица. Для реализации данной цели актер, который исполняет роль Эдвина, поднимает линию бровей, делает акцент на глаза, используя верхнюю и нижнюю подводку глаза, тени, тушь для ресниц. Общий тон лица подчеркнуто бледный, с выраженными скулами, минимумом румян. Контрастный цвет костюма (первый акт - фрак, второй - белый мундир) необходим для того, чтобы подчеркнуть графичность грима. Актер использует грим не для того, чтобы быть красивым героем, а для возможности точнее и сильнее подчеркнуть страдания персонажа. Тем убедительнее выглядит актер в третьем акте, после скандала во дворце князей Воляпюк - расстегнутый ворот мундира, растрепанная прическа, темные круги под глазами, блуждающий взгляд.
Сильва Вареску - артистка кабаре, однако, прежде всего, - страдающая, любящая женщина, которая мучается невозможностью быть вместе с любимым человеком. Актриса, которая исполняет эту роль в театре музыкальной комедии, использует также минимум выразительных средств грима, делая акцент на глаза. Черный тон волос способствует дополнительному подчеркиванию контрастности грима [2, с. 14]. Сдержанный цвет румян, умеренный блеск помады только помогают восприятию глубины образа.
Наиболее верно подобранная художником цветовая гамма и фасон костюмов 1 и 2 акта способствует выделению актрисы из общего фона персонажей и подчеркивает ее благородство и достоинство. Если главная лирическая пара (Сильва - Эдвин) несет на себе, в большей степени, функцию вокально-драматическую, то каскадная пара спектакля - субретка и простак- несут на себе функцию игрово-танцевальную, проживая на сцене любовные коллизии своих персонажей более легко
и беспроблемно. Бони Канислау - граф, завсегдатай кабаре «Орфеум» - друг Эдвина и главный «виновник» знакомства его с Сильвой, молодой человек, который прожигает свою жизнь, как бы сейчас сказали - представитель «золотой молодежи». Он воспринимает любое происходящее с ним событие играючи, в отличие от рефлексирующего, мечущегося Эдвина. Взъерошенные кудри цвета блонд, светлый общий тон, накрашенные ресницы, которые дают эффект наивного, широко распахнутого глаза - все нюансы грима работают на характеристику этого легкомысленного персонажа. В паре со своей партнершей - актрисой, исполняющей роль Стасси Эгенберг - они выглядят как изящная статуэтка мейсенского фарфора. Такой эффект может быть достигнут с помощью слегка заметного «девичьего» грима (светлый, близкий к белому цвет лица, намек на румяна, чуть заметная подводка глаза, розовый цвет помады, золотые, чуть кукольные локоны прически) [2, с. 14]. Линии и цвета костюма подчеркивают «полетность», каскадную легкость этих двух персонажей.
Так называемые «возрастные» персонажи спектакля несут на себе функцию комическо-игровую и, бесспорно, без использования более острого (не буффонадного, конечно) грима, воплощение данной функции невозможно. Ферри Керекес, старый театрал, завсегдатай кабаре «Орфеум», человек, сам переживший когда-то любовь к шансонетке (которая в итоге окажется женой князя Воляпюк), знающий с юных лет и Эдвина, и Бони, уважающий и признающий талант Сильвы, предстает перед нами своеобразным «Дон-Кихотом» - последним романтиком своего времени. Благородная седина прически, удлиненные, чуть завитые волосы с элегантным локоном на лбу, тонкие, закрученные вверх усы, небольшая эспаньолка и мягко подчеркнутые гримом глаза на фоне бледного тона лица помогают артисту передать трагедию персонажа, прожившего жизнь в страдании от неразделенной любви. Леопольд Воляпюк - отец Эдвина, человек, который находится в плену сословно-родовых предрассудков и от этого выглядящий комично. Артист, играющий эту роль, прибегает к шаржированному гриму, балансируя на грани острохарактерного и буффонадного гримов. Высоко поднятая посредством пластической накладки линия лба, искусно завитый редкий хохолок на лбу, склеротический «румянчик» на щеках и подчеркнутые губки бантиком, удачно найденные актером, помогают передать убогость этого закосневшего представителя древней аристократии. Юлиана Воляпюк - мать Эдвина, сама в прошлом - звезда варьете. Существует несколько версий трактовки данного персонажа. В варианте постановки Алтайского государственного театра музыкальной комедии Юлиана, являясь, так же, как и Сильва, шансонеткой, близко не поднимается до уровня таланта Сильвы. Став женой князя Воляпюк, она не может избавиться от манер простушки, ее вкус не становится изысканным, подобно ее титулу. Отсюда и чуть шаржированная манера игры, и детали костюма, и, безусловно, грим. Рыжий, слишком увеличенный в высоту парик с нелепым пером, яркий макияж с контрастными румянами, яркой помадой и даже мушка а-ля «Помпадур»[2, с. 15].
На примере оперетты «Сильва» в постановке Алтайского государственного театра музыкальной комедии нами проанализирован живописный и декоративно-прикладной аспект создания визуального компонента спектакля. Грим, являясь «действенным звеном некоторых выразительных средств, пространственно-временных видов сценического искусства, является фактором, формирующим цельный художественный образ как отдельного персонажа, так и всей пьесы в целом» [3, с. 24]
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что всемирно известная оперетта «Сильва» на протяжении многих лет завораживает зрителей потрясающей смесью ярких, красочных декораций, смело и удачно подобранных костюмов персонажей и уникальными, сложными и в то же время необыкновенными танцами и музыкальными номерами. Постановка в Алтайском театре музыкальной комедии на удивление мелодична, в ней прослеживаются тенденции сохранения традиционного духа праздника в истории любви князя Эдвина фон Воляпюк и певицы кабаре Сильвии Вареску. В барнаульской постановке особо необходимо отметить особенности художественного грима актеров, который является неотъемлемой частью самой оперетты. Главные персонажи - глубокие натуры, способные не только на самые сильные чувства, но и на душевные терзания, что художник по гриму подчеркивает за счет акцента на глаза, контрастного тона лица, бледных скул. Сильвия - страдающая, любящая женщина, которая мучается невозможностью быть вместе с любимым человеком. Актриса, которая исполняет эту роль в театре музыкальной комедии, использует также минимум выразительных средств грима, делая акцент на глаза. Второстепенные герои также используют элементы грима для подчеркивания чувств и переживаний своих героев. Необходимо отметить Бони Канислау -
графа, представителя «золотой молодежи». Взъерошенные кудри цвета блонд, светлый общий тон, накрашенные ресницы, которые дают эффект наивного, широко распахнутого глаза - все нюансы грима работают на характеристику этого легкомысленного персонажа. Все костюмы подобраны с учетом как характеристик героя, так и особенностей исторической эпохи.
Все декорации яркие, световое оформление подобрано с учетом положений героев на сцене с соблюдением эффектов таинственности и недосказанности. Барнаульская постановка «Сильвы» на протяжении многих лет вызывает восторженные отзывы зрителей и благосклонно принимается критиками.
Список литературы
1. Алперс, Б. Театральные очерки : [в 2 т.]. - Москва : Искусство, 1977.
2. Борисенко, П. В. Сценический грим как компонент изобразительного ряда в спектакле жанра оперетты // Инновации в науке. - 2017. - № 5. - С. 14-17.
3. Бахтин, А. А. Жанровая классификация музыкально-драматических спектаклей (опера, балладная опера, оперетта, водевиль, мюзикл, поп-мюзикл, рок-опера, зонг-опера) : моногр. - Москва : Палеотип, 2005. - 52 с.
4. Алтайский театр музыкальной комедии: история театра [Электронный ресурс] / «Кино-театр.ру», портал о кино и театре. - Электрон. дан. - Москва, 2006-2018. - Режим доступа : http://ftp.kino-teatr.ru/teatr/477/ (дата обращения: 15.02.2018).
5. Бентли, Э. Жизнь драмы. - Москва : Искусство, 1978. - 368 с.
Pyotr V. Borisenko, Post-Graduate Student Moscow University of Information Technology -Moscow Institute of Architecture and Construction (Moscow, Russia)
PECULIARITIES OF A STAGE COSTUME DESIGN IN THE BARNAUL MUSICAL THEATRE, RUSSIA
Abstract. The author analyses making peculiarities of Emmerich Kalman's "The Gipsy Princess" operetta characters' scenic images (a case of "Silva" staged in Altai State Musical Theatre (Barnaul, Russia)). The author outlines key principles of usage of face-paint for design of an operetta persona's stage image, reviews major features of artistic composition of an actor's dress. Also, the author criticizes creative reasonability of hardline remodeling of artistic component of an operetta setting stage design.
Keywords: comic opera, face-paint, a stage image, Barnaul Musical Theatre, musical theatre, a genre, visual line of a performance.
УДК 069.5:008(571.17):338.482.2
М. Е. Голубев, директор Этноэкологический музей (Экомузей) - заповедник -«Тюльберский городок» Кемеровского муниципального района (д. Старочервово Кемеровского района, Россия),
аспирант
Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-11-42003
Аннотация. Изложена авторская оценка состояния, проблем и перспектив интеграции ресурсов историко-культурного наследия Кемеровского района (Россия) в сферу массовых туристских услуг региона. Одной из специфических черт рынка туристских продуктов и услуг