КУДА ВЕДЕТ ЭКОНОМИКУ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГАЗОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ?
Д. И. ВОЛКОВ (г. Москва) Е.Л. ЛОГИНОВ, кандидат экономических наук (г. Краснодар)
О. Г. ЧИ КОВ А (г. Рязань)
Одной из базовых отраслей российской экономики, служащей локомотивом идущего восстановления ранее стагнирующего производственного потенциала, является газовая отрасль. Участие газовой отрасли в общем экономическом развитии нашей страны самым тесным образом зависит от ситуации с функционированием ОАО «Газпром».
В последние годы около 88% общей газодобычи приходится на ОАО «Газпром», оставшиеся 12% примерно поровну производят вертикально интегрированные нефтяные компании и независимые производители газа. Это такие газодобывающие компании, как ТНК, ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ИТЕРА, НОВАТЭК, «Нортгаз» и т.п.
Мировая тенденция экономического развития прямо ориентирована на увеличение потребления газа как населением, так и базовыми отраслями. Так, США, которые потребляют газа в полтора раза больше, чем Россия, намерены увеличить потребление газа к 2020 г. еще на 50%. На эту цель они ориентировочно собираются затратить 650 млрд дол., из них около 130 млрд дол. будет направлено на газотранспортные распределительные сети.
В настоящее время Россия является лидером газодобычи в мире. В 2002 г. в России было добыто 595,4 млрд кубометров газа. На долю ОАО «Газпром» приходится 26% мировой добычи газа и 35% мировой торговли. Предприятиями ОАО «Газпром» добыто в 2002 году 521,9 млрд куб. м газа. В 2003 г. запланированная добыча должна составить 540— 541 млрд куб. м. В дальнейшем ОАО «Газпром» планирует наращивать добычу с перспективой роста до 580 млрд куб. м до 2020 г.
При этом 70% добываемого сырья продается на внутренних рынках. До недавнего времени рынок был убыточным. Так, убытки ОАО «Газпром» в
2002 г. от реализации газа на российском рынке составили около 5 млрд руб. Сейчас эта негативная тенденция постепенно преодолевается в силу роста цен на газ на внутреннем рынке. Однако газ остается самым дешевым энергоносителем России.
Основой технологической инфраструктуры газового рынка является Единая система газоснабжения Российской Федерации, основу которой, в свою очередь, составляют: 1) единая система магистральных газопроводов высокого давления (газотранспортная система), 2) централизованная система диспетчерского управления потоками газа, 3) система подземных хранилищ газа, формирующая резерв для покрытия сезонных колебаний рыночного спроса. Собственником Единой системы газоснабжения является ОАО «Газпром».
Протяженность магистральных газопроводов и отводов, входящих в газотранспортную систему, составляет 149 тыс. км. В систему входят газоперекачивающие агрегаты (компрессоры) установленной мощностью 42,6 млн кВт и 3 583 газораспределительные станции, обеспечивающие выдачу газа в газораспределительные системы (системы газопроводов низкого и среднего давления, обеспечивающие доставку газа розничным потребителям). Техническое состояние газотранспортной системы требует ее существенной модернизации: износ основных производственных фондов здесь составляет 56%, в том числе износ оборудования компрессорных станций — более 89%. Технически возможная пропускная способность газотранспортной системы ограничена и составляет 569 млрд куб. м в год, что ниже проектной производительности на 52,5 млрд куб. м.
Газораспределительная инфраструктура, собственником которой являются газораспредели-
тельные организации, в значительной степени изношена (в некоторых системах износ превышает 80%). Требуются значительные вложения в ее модернизацию. В структуре расходов на развитие распределительной системы и газификацию основное место занимают бюджетные средства (65%, из которых около 95% — средства региональных и местных бюджетов).
Основной потребитель газа в России — электроэнергетика, ежегодно использующая 140 млрд куб. м (около 40% от объема внутреннего потребления). Спрос на газ со стороны электроэнергетических компаний постоянно растет, в первую очередь в результате действия экономических факторов (низкие цены и ряд дополнительных преимуществ по сравнению с другими видами топлива). В 2001 г. доля потребления газа в электроэнергетике составила 61%. На мазут пришлось 30% и на уголь - 9%. При этом средний КПД наших электростанций составляет примерно 35%, в то время как на Западе он достигает 90%, что приводит к повышенному расходу газа.
Расточительная модель потребления газа характерна и для других отраслей, газоемкость технологических процессов которых существенно выше зарубежных аналогов. Это относится и к предприятиям металлургической промышленности (8% внутреннего газопотребления, или 28 млрд куб. м), агрохимии и нефтехимии (7%, или 24,5 млрд куб. м). Коммунально-бытовой сектор потребляет около 14% газа, население — примерно 10-11%.
Электростанции и тепловые котельные, работающие на угле и мазуте, вместо создания более совершенных систем по подготовке и сжиганию традиционных видов топлива, стремятся получить дополнительные доходы и добиваются перехода на газ.
Под давлением низких цен на газ продукция угольных предприятий не находит сбыта. Часть из них останавливается, часть вынуждена продавать уголь по ценам, близким к нулевой рентабельности. В целом отрасль разоряется.
Наличие доступной системы «экономии затрат» на топливо за счет перехода на газ полностью делает ненужным для энергетических предприятий развертывание работы по экономии других видов топлива.
«Газовая пауза», построенная на низких ценах, законсервировала энергетику России на уровне конца 70-х гг. Аналогичная ситуация наблюдается и в других отраслях экономики, использующих газ как сырье и топливо.
Сейчас в нашей стране цены на газ едины и устанавливаются государством. Политика в области ценообразования состоит в том, что цена на газ будет расти опережающими темпами по отношению к инфляции. Ценовой индекс роста на 2003 — 2005 гг. составляет около 35%. При этом электроэнергетика, газовая химия, металлургия, жилком-быт и десятки других отраслей в отечественном хозяйстве по-прежнему строят программы своего развития в расчете на дешевое газовое сырье.
Наиболее острыми проблемами газовой отрасли, задающими тон развитию всей российской экономики, являются следующие:
1) диспаритет цен на энергоносители, когда единица энергии самого удобного для потребителей и экологически чистого топлива - природного газа — стоит почти вдвое меньше угля и втрое дешевле мазута;
2) устойчивое развитие газового рынка России требует серьезных усилий по модернизации как магистральной, так и распределительной газотранспортной инфраструктуры, строительству реверсных газопроводов, требуется также наращивание мощности подземных хранилищ, представляющих собой системный резерв балансировки газового рынка;
3) необходимо пополнение ресурсной базы, для чего двигаться можно либо в глубь недр свыше 3 000 м, либо к освоению все более труднодоступных регионов с неразвитой или отсутствующей инфраструктурой: полуостров Ямал, арктические шельфы Охотского и Карского морей, Восточная Сибирь и Дальний Восток, Баренцево море. Только разработка этого более дорогого газа может поддержать общий уровень добычи;
4) система ценообразования газовой промышленности отличается от системы ценообразования в той же нефтяной промышленности. Износ основных фондов в газотранспортной системе очень велик. Он достигает 60—70%. Поэтому стоит вопрос о реконструкции системы, для чего нужны значительные капитальные вложения и инвестиции, основным источником которых является повышение цен на газ. В то же время мировой и отечественный опыт
показал, что высокие цены на газ имеют разрушительные последствия для экономики: они уже создали кризисную ситуацию в важных отраслях промышленности и в электроэнергетике.
В августе 2003 г. Правительство РФ утвердило «Энергетическую стратегию Российской Федера-
ции на период до 2020 года». Этот документ создавался почти четыре года в несколько этапов. В 2000 г. правительство одобрило равные по объему и конкретизации «Основные положения Энергетической стратегии...», затем еще раз под тем же названием, но в сокращенном и чисто концептуальном виде рассмотрело его в мае 2002 г. К 2020 г., в соответствии с Энергетической стратегией развития РФ, ОАО «Газпром» должно добывать порядка 530 млрд куб. м газа, независимые производители — около 170 млрд куб. м.
Рост цен на энергоносители, в том числе на газ, — это ключевой аспект газовой реформы России, отвечающий положениям Энергетической стратегии. При этом главная задача государства и реформы в целом — сделать плавным вхождение российских потребителей в рынок. Доводить цену на газ до уровня, сопоставимого с европейским, не планируется: внутрироссийские цены по ряду обоснованных причин все равно будут ниже, чем в Европе.
При этом для стабилизации процесса трансформации цен на энергоносители необходимо постепенное движение к свободным рыночным ценам, формируемым на конкурентном рынке. «Отпуск цен» не означает, что тарифы должны расти бесконтрольно. Необходимо формировать развитый многосубъектный рынок, где стихийный рост цен будет сдерживать конкуренция между разными производителями газа. Другим ограничивающим фактором станет межтопливная конкуренция «газ-мазут—уголь». Только в таком случае можно говорить о справедливой рыночной цене на газ, уровень которой будет сбалансирован спросом и предложением.
Доля собственно природного газа, который предприятие получает непосредственно от газоснабжающей организации, в стоимости его продукции крайне невысока. Поэтапное повышение цен с сохранением текущей динамики этого роста, рассчитанное на несколько лет, не изменит кардинальным образом структуру затрат и не приведет к обвальному падению конкурентоспособности отечественной продукции, чем нас постоянно пугают.
Одно из явных противоречий последнего времени заключается в том, что ОАО «Газпром», соблюдая требования, предъявляемые к естественной монополии, продает газ российским потребителям по низким ценам, устанавливаемым ФЭК РФ, в то время как независимые производители могут использовать привилегии сектора, свободного от регулирования, и продают газ по более высоким ценам. При этом преобладание массы дешевого газа
сдерживает возможный рост цен. Потенциально уже существует немало потребителей, которые готовы покупать газ дороже.
Но если говорить о том, что движение к цивилизованному и конкурентному рынку — это равные условия для всех, значит, следует предусматривать равную возможность для всех его участников компенсировать издержки производства за счет продажи газа по рыночным ценам внутри страны, а также равномерно распределить социальную и налоговую нагрузку между всеми субъектами газовой индустрии.
Говоря о повышении цен, необходимо учитывать специфику внутреннего рынка России — прежде всего, низкую платежеспособность ряда потребителей. Поэтому базовым этапом реформы должно стать развитие двух секторов рынка:
• сектор регулируемых цен для потребителей социально-бюджетной сферы;
• сектор нерегулируемых свободных цен для энергетики и промышленных предприятий, в первую очередь экспортно ориентированных. Двухсекторная модель должна действовать до
тех пор, пока рыночная ситуация полностью не стабилизируется. Она предусматривает наличие периода, необходимого для адаптации всех групп российских потребителей к «новой газовой политике». Этой идеи достаточно для совершения практических шагов — создания одной или нескольких газовых бирж, развития торговых технологий, сближения с европейскими газовыми рынками по этому направлению.
Важнейшим вопросом является совершенствование налогообложения газовой отрасли. Природный газ год от года достается нам все дороже и дороже. Эпохадешевого газа заканчивается. Большинство крупных месторождений Западной Сибири вошли в стадию падающей добычи. Однако существующее налоговое законодательство не учитывает понятий «истощенные» и «трудноизвлекае-мые» запасы, без чего нормальная экономика газодобычи невозможна.
В рамках формирования сектора нерегулируемых свободных цен для энергетики и промышленных предприятий в мае 2002 г. представители ОАО «Газпром», Союза независимых производителей газа («Союзгаз») и Российского газового общества (РГО) создали рабочую группу, которая на своих заседаниях обсуждала концепцию развития нерегулируемого сектора федерального оптового рынка газа. С предложением по созданию некоммерческого партнерства «Межрегиональная биржа
нефтегазового комплекса» (НП МБНК), как оператора этого рынка, выступили «Союзгаз» и РГО. И 30 июля 2002 г. НП МБНК было зарегистрировано при активном участии ряда российских компаний - ООО «НГК «ИТЕРА», ООО «ЦентрРус-Газ», ОАО «НОВАТЭК», НП «Российское газовое общество», НКО «Союз независимых производителей газа», ООО «Поволжьерегионгаз», МФК «Орбита», Лебединского горно-обогатительного комбината и ряда других.
МБНК создавалась по принципу товарной биржи, поэтому она регулируется Федеральным законом «О регистрации юридических лиц» и Законом «О товарных биржах и биржевой торговле». Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Однако биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредничес-кую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли.
Между тем до осени 2003 г. МБНК действовала лишь как информационная площадка, целью которой было свести продавцов и покупателей газа. Первые настоящие торги состоялись в октябре, после того как в сентябре 2003 г. Комиссия по товарным биржам при Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства приняла решение выдать НП «Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса» лицензию на право организации биржевой торговли по товарной секции «торговля газом». Схема торгов выглядит следующим образом: компания, которая собирается продать на МБНК газ, выставляет в торговой системе биржевую заявку (или контракт на продажу газа), где указывает основные условия поставки этого газа — сроки поставки, цену. После этого компания-покупатель приходит в торговую систему и заключает сделку через Интернет.
Опыт организации свободной торговли газом, накопленный в процессе проведения биржевой и внебиржевой торговли на МБНК и на «электронной торговой площадке» ООО «Межрегионгаз», позволил выделить ряд основных проблем, которые формируют направления становления конкурентного рынка газа в России.
По-видимому, целесообразно сохранение ОАО «Газпром» как крупнейшей транснациональной
корпорации, единого технико-технологического и экономического комплекса, что обосновано как интересами государственной политики и экономики, так и общей тенденцией к объединению крупных международных нефтегазовых компаний. Подобные объединения имеют своей целью общее снижение издержек производства, повышение кредитных рейтингов и капитализации, что крайне актуально для ОАО «Газпром». Зарубежные партнеры, ведущие финансовые институты также воспринимают крупнейшую российскую газовую компанию как единое целое. Кроме того, ОАО «Газпром» — это действующая транснациональная корпорация, которая находится под полным контролем государства, так как 38,4 % — это акции государства.
Транспортные и диспетчерские подразделения по логике должны оставаться в структуре ОАО «Газпром», поскольку деятельность газотранспортной системы сегодня дотируется газовыми промыслами и пока еще низкой себестоимостью добычи. Сегодня транспортные расходы, тарифы в России являются самыми низкими в мире: в два раза ниже, чем у наших соседей, и в пять-шесть раз ниже, чем в Европе и США. Если отделить одно от другого, то цены на транспортировку поднимутся в 2,5—3 раза. Этого не выдержат ни независимые производители газа, ни потребители.
Таким образом, основными целями развития газовой отрасли должны стать:
• обеспечение условий для расширения предложения газа на внутреннем рынке;
• расширение сферы действия рыночных отношений, с тем чтобы в перспективе за счет конкуренции производителей и поставщиков ограничить рост ценового давления на потребителей;
• создание экономических и регуляторных условий для стабильного развития отрасли, в том числе для поддержания и развития ее базовой инфраструктуры;
• согласованные меры по созданию и развитию институтов рынка и механизмов государственного регулирования отрасли;
• обеспечение устойчивости работы отрасли и газоснабжения в целом на всех этапах преобразований.