Научная статья на тему 'Особенности управления реформированием газового рынка'

Особенности управления реформированием газового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления реформированием газового рынка»

Д.Ю. Шелехов

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЕМ

ГАЗОВОГО РЫНКА

Проведение реформ в газовой промышленности России является одной из злободневных и острых проблем экономической политики страны на протяжении последних 7-8 лет. Периодически на страницах как специализированных изданий, так и на государственном уровне разгораются дискуссии о том, как и в каком направлении реформировать газовую отрасль, насколько радикальными должны быть шаги и меры по ее реформированию, насколько те или иные шаги будут способствовать повышению общественной эффективности функционирования отрасли (понимаемой, как правило, не только как обеспечение стабильных поставок газа, но также и стабильных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и всей совокупности основных мультипликативных эффектов).

Как представляется автору данной статьи, в настоящее время все основные меры, связанные с реформированием газовой промышленности и обеспечением ее вхождения в систему рыночных отношений определены и нашли отражение в целом ряде не только правительственных документов, но также и в документах ОАО «Газпром», международных финансовых и экспертных организаций, союзов и объединений различных групп предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса России.

Главная проблема, которая, тем не менее, не решена и нуждается в более детальной и в более обстоятельной проработке, связана с определением последовательности осуществления мер и шагов по реформированию газовой промышленности, а также с формированием процедур реализации данных мер и шагов. В конечном счете, речь идет о создании, в определенном смысле, системы управления процессом реформирования газовой промышленности России.

В целом ситуация в газовой промышленности очень сильно отличается от ситуации, например, в нефтяной промышленности России. В рамках последней активная фаза процесса реформирования продолжалась в течение 6 лет - с 1992 по 1997 гг. В рамках данной фазы решениями сверху (на уровне Президента и правительства РФ) были определены шаги по формированию ряда вертикально-интегрированнных компаний, а затем и по их приватизации. Основные отклонения предложенной сверху схемы реформирования нефтяной промышленности от реальной ситуации произошли, с одной стороны, из-за недооценки влияния регионального фактора на формирование базовой (накануне приватизации) организационной структуры нефтяной промышленности, а с другой стороны, из-за недооценки роли неэкономических факторов на динамику процесса приватизации (к чему привело, в частности, чрезмерное усиление роли банков в 1993-1995 гг. и инициированные ими т.н. «залоговые» аукционы).

1. Специфика и роль газовой промышленности в экономике России

Газовая промышленность России на рубеже 1990-х гг. (накануне проведения приватизационного процесса в экономике страны) отличали такие важнейшие особенности, как:

• Естественно-монопольный характер всей отрасли в целом. К сожалению, данное обстоятельство было осмыслено и оценено с очень большим запозданием (чему в немалой степени способствовал «опыт» многочисленных зарубежных консультантов, работавших с российским правительством в середине 90-ых гг. Речь идет о том, что

основная добыча природного газа была (и по-прежнему остается) основана всего на ... трех газовых месторождениях, подключенных к единой системе магистральных трубопроводов. Такая технологическая структура отрасли - точнее, такие специфические характе-ристики активов отрасли - не способствовала привнесению конкурентного начала в процесс и добычи и магистрального транспорта газа.

• Наличие Единой Системы Газоснабжения (ЕСГ), ориентированной на управление, диспетчирование и в целом регулирование их единого центра управления. Объективной предпосылкой перехода к конкурентной организации рынка газа является наличие соответствующей разветвленной газовой инфраструктуры, обеспечивающей множественность выбора между поставщиками и потребителями. Одной из ее характеристик может служить соотношение протяженности распределительных газовых сетей и магистральных газопроводов. По оценкам специалистов, в США этот показатель составляет 12:1, в Западной Европе - 10:1, в России - 2:1.

• Ориентация и газовой промышленности и ЕСГ не столько на продажу природного газа, сколько на его поставку многочисленным потребителям. В рамках ЕСГ отсутствовала (и это имеет еще место и до настоящего времени) необходимая технологическая инфраструктура по продаже природного газа (например, необходимая измерительная аппаратура на всех отводах и ответвлениях).

• Значительные (по объемам и по условиям) пакеты внешнеэкономических обязательств по поставкам природного газа на экспорт.

Все эти обстоятельства определили уникальную позицию ОАО «Газпром» в газовой промышленности России. Поэтому изменение условий добычи газа на основных месторождениях и все возрастающая степень их выработанности - являются объективными причинами изменения подходов со стороны ОАО «Газпром» к взаимодействию с другими компаниями - производителями как природного, так и попутного нефтяного газа, а также в определении подходов к реформированию отрасли. К настоящему времени выработанность запасов Медвежьего, Уренгойского и Ямбургского месторождений достигла, соответственно, 80%, 70% и 50%. Следует заметить, что на основе данных месторождений и был создан современный и уникальный производственный комплекс с высоким научно-техническим и интеллектуальным потенциалом.

За 90-е годы роль газовой промышленности изменилась как в ТЭКе страны, так и в экономике России. Фактически в 90-е годы РАО (затем ОАО) «Газпром» сыграл роль одного из ведущих элементов стабилизации социально-экономической системы страны. Это нашло отражение в том, что компания регулярно платила налоги в бюджеты различных уровней за поставленный (но непроданный) природный газ, а также обеспечивала формирование валютно-финансовых ресурсов страны. Тем самым, компания кредитовала экономику и социальную сферу (в форме фактически бесплатных поставок природного газа), а также выполняла многочисленные финансовые обязательства на межгосударственном уровне.

Поэтому, не случайно, что в 90-е годы не было введено в разработку ни одного нового месторождения и финансовое положение компании стало приближаться к критическому (займы, полученные на внешних финансовых рынках, - в сумме более 10 млрд. долл. пошли в значительной мере на уплату налогов за поставленный на внутренний рынок, но не проданный природный газ). Низкие регулируемые цены на природный газ привели к ускоренному росту доли природного газа в топливно-энергетическом балансе страны (ускоренной и не оправданной реализации т.н. «газовой паузы») - темп роста газопотребления в стране в эти годы составлял 2-3%% ежегодно (в условиях стабилизации добычи газа и необходимости выполнения экспортных обязательств). Сложился

значительный диспаритет цен на 1 тонну условного топлива. Так мазут обходится потребителям в среднем в 50 долл, уголь - около 32 долл. и газ - около 22 долл. Именно поэтому, например, РАО «ЕЭС России» последовательно наращивает использование газа в качестве основного топлива для тепловых электростанций - если в 1997 году на производство электроэнергии было использовано 132 млрд куб м газа, то в 2001 году - уже 140,8 млрд. куб. м.

В условиях снижающейся добычи и растущего экспорта в России начали ощущаться признаки нехватки природного газа на рынке. По оценкам ОАО «Газпром», спрос на российский газ (внутренний и внешний) через 10-15 лет составит около 700 млрд. куб. метров, в то время как компания предполагает добывать около 530 млрд. куб. метров. Природный газ был и остается одним из основных экспортных товаров страны. За 90-е годы произошло существенное изменение географии экспорта поставки газа стали одним из основных инструментов внешнеэкономической политики на постсоветском пространстве.

2. Формирование основ газового рынка: особенности и проблемы

Россия в настоящее время находится на более ранней стадии формирования газового рынка со всеми вытекающими из этого последствиями.

Начальный этап

О реальном формировании основ газового рынка в России можно говорить, начиная с 1996 года - времени формирования в составе ОАО «Газпром» дочерней компании по торговле природным газом - ООО «Межрегионгаз». Создание ООО «Межрегионгаз» было реакцией на кризисную ситуацию с платежами - в 1996-97 гг. уровень общих платежей за поставленный газ упал до 22%, денежных - до 2-3%. После августовского кризиса 1998 г. сеть филиалов была преобразована в региональные компании. «Межрегионгаз» скупил и получил за долги контрольные пакеты в 30 региональных газовых компаниях и 128 газораспределительных организациях (ГРО), поставляющих газ непосредственно потребителям. В результате практически была решена проблема неплатежей - их общий уровень уже к 2001 г. поднялся до 111%, а денежных - до 85%.

Текущий этап

Начиная с конца 90-х годов, все более актуальным становится учет интересов и роли т.н. «независимых» поставщиков природного газа на внутренний рынок. Существующий рынок газа в России состоит из двух секторов - прямо регулируемым правительственными органами и нерегулируемым. Несмотря на то, с 1995 г. позволяют независимым от «Газпрома» организациям продавать газ по ценам, отличным от директивно устанавливаемых, их газ входит в общий баланс, разрабатываемый Минэнерго РФ. Это ведет к тому, что основные экономические параметры «свободного» сектора формируются под влиянием - прямым или косвенным - административных мер. В целом в настоящее время независимые производители газа имеют на внутреннем рынке России большую «степень свободы» по сравнению с ОАО «Газпром».

Одним из ключевых направлений дальнейшего формирования рынка природного газа является рост «нерегулируемого» сектора. Все участники дискуссий о путях реформирования газового рынка признают, что важную роль в становлении рыночных отношений могла бы сыграть газовая биржа. По одному из обсуждаемых вариантов формирования рынка газа в России, объем продаваемого на ней газа (100-110 млрд. куб. м) мог бы складываться из сверхлимитного газа, добываемого «Газпромом», и всего газа, добываемого независимыми производителями и, возможно, импортируемого газа (Россия имеет долгосрочные контракты на покупку газа в республиках Средней Азии). Это было бы

шагом в направлении к установлению равновыгодности внутреннего и внешнего рынков газа, что помогло бы смягчить обостряющиеся противоречия интересов между ОАО «Газпром» и независимыми производителями.

В современных условиях не входящие в систему «Газпрома» производители становятся все более заметными участниками газового рынка. Им принадлежат лицензии на 30% запасов природного газа. Начиная с 2000 года на их долю приходится более 12% (около 70 млрд. куб. м) общей российской добычи газа (крупнейшими здесь являются ОАО «НОВАТЭК» - добыча свыше 20 млрд куб м, ОАО «Сургутнефтегаз» - свыше 14 млрд. куб. м, ОАО «Роснефть» - свыше 6 млрд. куб. м, ОАО «ТНК-ВР» - более 5 млрд. куб. м, ОАО «ЛУКОЙЛ» - более 4 млрд. куб. м., ОАО «ЮКОС» - более 3 млрд. куб м.). При благоприятных условиях через 10-15 лет данные компании и новые структуры могли бы увеличить добычу газа до 200 млрд. куб. м.

Вместе с тем, независимые производители, должны платить более высокие тарифы за его прокачку по магистральным трубопроводам - доступ к трубе зависит от ОАО «Газпром» («компании - собственника» ЕСГ, по определению Закона РФ «О газоснабжении»).

Не менее важным элементом рынка природного газа являются и организации, вовлеченные в процесс его распределения и доведения до конечных потребителей. В настоящее время ситуация в этой сфере такова, что значительная часть ранее независимых (по отношению к ОАО «Газпром») газораспределительных органи-заций в той или иной мере является или собственностью ОАО «Газпром» или тем или иным образом аффилирована с данной компанией.

О чем это говорит?

Скорее о том, что в условиях наличия монопольного поставщика природного газа и низком уровне цен на газ (несмотря на их существенное увеличение за последние три года -цена на газ приблизилась на внутреннем рынке к 32-35 долл. за 1000 куб м, в то время как на 2010, согласно «Энергетической Стратегии России на период до 2020 года» предполагается иметь цены на газ на уровне 45 долл. за 1000 куб м) невозможно формирование сегмента изолированных от ОАО «Газпром» поставщиков. При усилении роли и значении внутреннего рынка природного газа ОАО «Газпром» будет играть роль структурного ядра всей многоступенчатой системы - от добычи до реализации газа конечным потребителям. Со временем эта роль трансформируется до роли одной из компаний - участниц рынка. Вполне закономерно, например, что в марте 2004 года правление ОАО «Газпром» утвердило Комплексную программу реконструкции и техперевооружения газового хозяйства на 20042008 годы. В рамках ОАО «Газпром» за последние 2-3 года создана новая подотрасль -газораспределения. ОАО «Газпром» и аффилированные с ним компании контролируют 206 газораспределительных организаций, которые эксплуатируют 75 % распределительных газопроводов страны (403 тыс. км). На долю компании приходится газоснабжение 72 % предприятий и 56 % квартир в газифицированных областях России (объем потребления природного газа - 158 млрд. куб м). Главное предназначение программы - повысить техническое состояние газораспределительной системы России до современного уровня. В течение пяти лет необходимо затратить 8 млрд. рублей, из которых 4 млрд. рублей будут потрачены на реконструкцию и почти столько же - на модернизацию газопроводов. ОАО «Газпром» рассчитывает изыскать средства за счет прибыли газораспределительных организаций, инвестиционной надбавки, статьи «капвложения» в бюджете компании, а также за счет привлечения кредитов.

Учитывая ключевую роль одной компании - ОАО «Газпром» - во всех звеньях газовой цепочки - необходимо (в отличие, например, от реформирования нефтяной промышленности) обеспечить, прежде всего, формирование процедур разрешения

47

возникающих проблемных ситуаций (а не реструктурирования отрасли в форме создания новых компаний распоряжениями сверху). В этом, по мнению автора, состоит характерная особенность системы управления реформированием рассматриваемого вида хозяйственной деятельности - учет не только особенностей функционирования созданных ранее и уже действующих хозяйственных единиц, но также и создание условий и предпосылок для возникновения новых.

3. Основные точки зрения и взгляды на реформирование газовой промышленности России

Первоначально основные точки зрения на реформирование газовой промышленности в России были представлены двумя полярными точками зрения - расчленять или не расчленять ОАО «Газпром». Однако, со временем, по мере стабилизации ситуации в экономике, а также отхода от методов «шоковой терапии» подходы к проведению реформ стали более глубокими и менее поспешными. В центре дискуссий оказались такие вопросы, как:

• роль государства и условия функционирования внутреннего газового рынка, включая развитие «свободного» газового рынка и создание газовой биржи;

• роль независимого регулирующего органа;

• ценообразование на газ;

• выделение газотранспортной составляющей;

• роль и ответственность «независимых» производителей на внутреннем рынке газа;

• доступ третьих сторон к магистральным газопроводам и газораспределительным сетям;

• организация внешнеэкономических связей (включая экспорт, импорт и транзит газа). Хронологически история реформирования газовой отрасли России в последние годы

выглядит т.о.:

• 28 августа 1997 года подписан указ президента «Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий»

• 26 июля 2000 года распоряжением правительства утвержден план действий по реформированию газовой отрасли.

• 29 декабря 2000 года правительство издало постановление, утверждающее основы ценообразования на газ и сроки перехода от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов по его транспортировке по магистральным трубопроводам и газораспределительным сетям. Этот документ позволял оптовым сбытовым структурам поставлять газ конечным потребителям (кроме населения) по свободным ценам, однако он вступил в противоречие с законом «О газоснабжении в РФ».

• Весной 2001 года развернулось обсуждение двух вариантов реформирования «Газпрома». Один из них был предложен «Газпромом». Его суть - структура компании оптимальна и нуждается лишь в незначительных трансформациях; радикально нужно изменить тарифную политику с повышением цен на газ и тарифную систему. Второй вариант был предложен министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) и министерством по антимонопольной политике (МАП) РФ. Основная идея - необходима реструктуризация ОАО «Газпром» с целью отделения монопольной составляющей от той сферы, которая может существовать по законам рынка.

• 30 мая 2001 года сменилось руководство «Газпрома». Основное направление деятельности - возврат ранее выведенных из состава компании активов и формирование компании, как эффективной бизнес-ориентированной структуры.

• 19 декабря 2002 года состоялось заседание правительства РФ с обсуждением направлений либерализации газового рынка. На данном заседании был заслушан. В том числе, и концепцию МЭРТ РФ о реформировании газового рынка России.

В целом, начиная с 2002 года можно говорить о более прагматической (основанной на особенностях развития газовой отрасли России) и более операциональной системы взглядов на реформирование газовой отрасли.

В числе основных организаций, представивших свои точки зрения по проблеме реформирования газовой промышленности, следует отметить: Министерство Экономического Развития и Торговли (МЭРТ РФ), Российский Союз Промышленников и Предпринимателей ( в лице некоммерческого партнерства «Координатор рынка газа»), ОАО «Газпром», Союз независимых производителей газа.

Концепция МЭРТ (по состоянию на начало 2003 года) включала следующие основные этапы реформирования:

Первый этап - создание нефтяникам условий для беспрепятственного доступа в трубу, организация торговли газом по спотовым и долгосрочным контрактам. К концу данного этапа в 2004-2005 гг. внутренние цены на газ должны вырасти до 30 долл за 1000 куб м.

Второй этап - до 2008 года - ОАО «Газпром» выделит диспетчерские службы и газопроводы в 100 % дочернюю компанию, а регулируемые цены на газ должны увеличиться до 42 долл за 1000 куб м. Предполагается, что в результате рост потребления газа в стране остановится на 1,5 % в год.

Третий этап - полная либерализация рынка газа.

Данная концепция не предусматривала нарушение целостности ОАО «Газпром», исходила из необходимости сохранения монополии на экспорт газа и предполагала медленные темпы либерализации внутренних цен на газ. Тем не менее, данная концепция принята не была. Основная причина - проблема выделения в отдельные компании газотранспортной составляющей, Центрального Диспетчерского Пульта Управления (ЦДПУ), непосредственно занимающегося доступом к трубопроводам и подземным хранилищам газа. По мнению ОАО «Газпром», этот шаг приведет к техногенным катастрофам. Также руководство ОАО «Газпром» выразило свое несогласие с отделением Единой Системы Газоснабжения от «компании-собственника», а также с частичной либерализацией цен на природный газ, добываемый из крупнейших месторождений. В настоящее время правительством России при осуществлении реформирования и реорганизации ОАО «Газпром» избрана «тактика малых шагов», которые будут «приближать к главной цели - созданию полноценного рынка газа». Очередность шагов, по мнению МЭРТ РФ, выглядит (по состоянию на конец 2003 года) следующим образом:

• Создание одной или трех (по технологическим коридорам) газотранспортных компаний, которые останутся в 100 % собственности «Газпрома». Это позволит рассчитать адекватный тариф на транспортировку и сделает транспорт газа более прозрачным бизнесом. С данным предложением согласны в ОАО «Газпром».

• Развитие подземного хранения газа как самостоятельного вида бизнеса.

• Создание свободного рынка газа. Основная проблема здесь так и не решена - в каком качестве будет присутствовать на этом рынке «Газпром».

• Анализ инвестиционной программы «Газпрома» - прежде всего в части вложений в добычу. Если газ дешевле будет покупать в Средней Азии и развивать малые месторождения, то именно это и должно быть принято за основу. В рамках этого направления предполагается создание вторичного рынка лицензий на месторождения.

Как известно, около одной трети лицензий ОАО «Газпром» на освоение и разработку месторождений природного газа не используются.

Следует заметить, что изменение ресурсной базы и изменение условий работы на внутреннем рынке оказывает существенное влияние и на поведение ОАО «Газпром». В настоящее время ОАО «Газпром» во все большей степени ориентируется на создание альянсов с другими компаниями - имеющими производственный и финансовый потенциал -для реализации новых проектов. По отношению к независимым производителям природного и нефтяного попутного газа позиция компании состоит в том, чтобы:

♦ доля данных производителей в обеспечении обязательств по поставкам газа на внутренний рынок соответствовала доле данных компаний в запасах - это означает, что данные компании должны обеспечивать, как минимум, поставку 30 % газа потребляемого на внутреннем рынке (100-110 млрд. куб м в год);

♦ независимые компании в равной пропорции должны нести ответственность за реконструкцию и модернизацию Единой системы газоснабжения;

♦ экспортные поставки газа за пределы таможенной границы России - прежде всего в страны Восточной и Западной Европы должна осуществлять только ОАО «Газпром» -в том числе и объемов газа, производимых вне компании (на условиях комиссии). Некоммерческое партнерство «Координатор рынка газа» предлагает правительству

новую модель реформы отрасли, при которой дробить ОАО «Газпром» не требуется - для либерализации рынка будет достаточно постепенного вхождения ОАО«Газпром» в сектор свободных цен на газ. Предлагаемая модель рынка газа исходит из необходимости «эволюционного» реформирования внутреннего рынка в течение шести лет. На этот период предлагается выделить «растущий конкурентный» и «сокращающийся регулируемый» секторы, причем «Газпром» должен поставлять свою продукцию в оба сектора, а независимые производители - только в конкурентный. В первый год работы на конкурентном рынке должна продаваться треть всего газа (120 млрд. куб. м. против 240 млрд. куб. м. в регулируемой части), а через шесть лет это соотношение придет в 325 млрд. куб. м против 75 млрд. куб. м. Население и бюджетные организации на переходный период будут получать газ по регулируемым ценам, но для остальных потребителей такие поставки будут постепенно сокращаться. В предлагаемой модели не акцентируется внимание на выделении из «Газпрома» транспортной составляющей - например, в случае «Бритиш Гэс» трубопроводы из структуры компании были выделены только на 10-й год реформы.

ОАО «Газпром» также предлагает постепенное реформирование газовой отрасли. В числе основных шагов отмечаются - введение отдельного финансового учета транспортных издержек. До конца 2004 года будет изменена структура управления компанией - разделение финансовых потоков по видам деятельности. Предполагается, что в дочерних компаниях будут выделены подразделения для каждого вида деятельности, которые будут вести самостоятельный финансовый учет. Например, в структуре компании появится 100% дочерняя компания, которая будет арендовать у ОАО «Газпром» подземные хранилища и заниматься исключительно хранением газа. Отдельными юридическими лицами станут сервисные и ремонтные предприятия, социальная инфраструктура, а также транспортировка, переработка и маркетинг жидких углеводородов. После реструктуризации ОАО «Газпром» предполагает внести изменения в международную финансовую отчетность, и затраты по разным видами деятельности (большинство из которых сейчас внесено в раздел «прочее») будут описаны более детально. Безусловно, что решение компании о раздельном учете затрат является важным шагом в реформирования газовой отрасли в целом.

Отмеченные выше точки зрения различных органов управления и различных некоммерческих организаций, несмотря, на определенные различия, объединяет то, что:

• основные разделы реформирования газовой отрасли почти у всех совпадают (при различии акцентов на те или иные конкретные шаги);

• важнейшим условием является устранение сложившегося ценового диспаритета на различные виды топлива (без чего нельзя говорить не только о восстановлении в нормальном русле воспроизводственного процесса в газовой промышленности, но и вообще о привлечении инвестиций);

• приватизация не является неотъемлемым и неизбежным этапом на пути реформирования газовой отрасли;

• реализация и воплощение в жизнь основных шагов и мер на пути реформирования газовой отрасли предполагает формирование (под эгидой государства) системы организаций, представляющих точки зрения и позиции различных слоев бизнес-сообщества. В целом и характер реформирования и реализация направлений реформирования (помимо отмеченного выше прагматичного характера) во все большей степени приобретает публичный характер.

Реформирование газового рынка, повышение отдачи от всех видов активов, используемых в газовой отрасли, должно осуществляться с участием общественных организаций и широкого круга специалистов и экспертов. Необходим поиск сбалансированного подхода при проведении осуществлении реформирования внутренних и внешних направлений развития газового рынка России. Важную роль при этом играет учет не только корпоративных и ведомственных интересов, но также и интересов отдельных регионов и муниципалитетов. Ведь именно на местном уровне сосредоточены интересы различных групп населения. Вместе с тем на местном уровне регулирование цен и тарифов рассредоточено между тремя структурами: региональной энергетической комиссией (платежи за электричество, воду и ставки на проезд в автотранспорте); региональной межведомственной комиссией (цены на жилищно-коммунальные услуги, за исключением света и воды); городской экспертизой (цены в строительстве). Использование газа «затрагивает» сферы регулирования всех отмеченных выше комиссий. Поэтому для устранения межведомственных барьеров на муниципальном уровне необходим единый межотраслевой орган, осуществляющий комплексное регулирование тарифов и цен в интересах населения.

4. Какие шаги необходимы?

В рамках деятельности межведомственных структур, вовлеченных в процесс управления реформированием газового рынка России в ближайшее время необходимо решить ряд вопросов, некоторые из которых можно обозначить следующим образом:

• Ввести единые тарифы на прокачку для всех участников рынка (независимо от направления транспортировки). В необходимости данной меры единодушны и ОАО «Газпром» и независимые от него производители газа.

• Сегодня все согласны с тем, что цена газа в России занижена. С целью создания рыночного механизма формирования цены голубого топлива внутри России, необходимо расширить нерегулируемый сегмент рынка газа. В настоящее время по свободным ценам газ продают только независимые производители, что составляет около 10% добываемого в России газа. Необходимо разрешить «Газпрому» продавать 5% своего газа по свободным ценам. В этом случае нерегулируемый сегмент будет составлять порядка 20% от объема внутреннего рынка газа. Для этого правительство

должно определить высокодоходные отрасли промышленности, которые уже сейчас способны платить справедливую цену за газ.

• Разрешить независимым производителям экспортировать газ в Европу через единый экспортный канал («Газэкспорт»). Экспорт газа независимые производителя должны осуществлять на тех условиях, что и «Газпром». Имеются ввиду аналогичные пропорции реализации газа на экспорт и на внутреннем рынке по фиксированным ценам (с разбивкой на промышленных потребителей и население). Причем независимым производителям вовсе необязательно реализовывать по этой схеме весь свой газ. Часть они могут продавать по свободным ценам внутри России, а часть -направить на экспорт с пропорциональным погашением этого объема поставками на регулируемый рынок. Для этого производителям газа, не входящим в систему «Газпрома», необходимо заключить контракт, состоящий их двух частей: соглашение с «Газэкспортом» и «Межрегионгазом».

• Создать механизм функционирования свободного рынка газа. Он может состоять из двух секторов: спотовых и долгосрочных контрактов. Спотовые контракты будут заключаться через биржу, а долгосрочные - в форме прямых договоров между производителями и потребителями. Для обеспечения осуществления долгосрочных контрактов необходимо законодательно закрепить механизм «бери (в данном случае транспортируй) или плати». В этом случае будет создана надежная основа для проектов по расширению газотранспортной инфраструктуры. Независимые производителя уже в настоящее время имеют право продавать свой газ через биржу, но практически не пользуются этим механизмом, хотя именно биржа может быть критерием формирования рыночных цен. Поскольку основным производителем газа в России является «Газпром», доля его газа на рынке не должна превышать 50%.

• С целью стимулирования энергосбережения необходимо ввести сезонную дифференциацию цен на газ. Одновременно этот шаг позволит производителям сократить сезонный разброс в объемах добычи голубого топлива.

• По аналогии с нефтяной промышленностью правительство должно ввести формулу изменения ставки экспортной пошлины на газ в зависимости от его цены на европейском рынке. Только в этом случае производители газа смогут разрабатывать свои долгосрочные бизнес-планы, в том числе по вводу в хозяйственный оборот новых месторождений.

• Выделить в отдельную ( в рамках ОАО «Газпром») всех подземных хранилищ газа, чтобы они могли предоставлять услуги по хранению всем участника рынка. Это создаст равные правил игры на рынке, позволит независимым производителям чувствовать себя увереннее и сделать поставки более гибкими.

• Необходимо утвердить единую программу развития ЕСГ и осуществлять плановое строительство межсистемных перемычек в Единой системе газоснабжения. Это позволит всем производителям газа быть более свободными в выборе потребителя.

В случае последовательной реализации этих шагов - и при наличии согласительных процедур реализации отмеченных выше шагов - российский рынок газа станет гораздо более привлекательным для инвесторов. Ведь основным правилом любого рынка являются единые условия деятельности для всех его участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.