Научная статья на тему 'Кубанский художник Г. А. Аветисьян в Париже: совершенствование художественного образования (1903-1910 годы)'

Кубанский художник Г. А. Аветисьян в Париже: совершенствование художественного образования (1903-1910 годы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
234
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖИВОПИСЕЦ / АКАДЕМИЯ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART EDUCATION / PAINTER / ACADEMY / TEACHING METHOD / VISUAL ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сальникова Татьяна Андреевна, Акоева Наталья Борисовна

В статье предпринята попытка изучения очень важного периода жизни старейшего художника Кубани Гайка Аветисовича Аветисьяна время его обучения во Франции. Авторы используют воспоминания художника, архивные источники, хранящиеся в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KUBAN ARTIST G.A. AVETISYAN IN PARIS: IMPROVEMENT OF ART EDUCATION (1903-1910)

The article is devoted to study a very important period in the life of the oldest artist of Kuban, Hayk Avetisovich Avetisyan: the time of his education in France. The authors use the memories of the artist and archival sources stored in the Krasnodar Regional Art Museum named after F.A. Kovalenko.

Текст научной работы на тему «Кубанский художник Г. А. Аветисьян в Париже: совершенствование художественного образования (1903-1910 годы)»

УДК 7.071.1(470.62)

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

КУБАНСКИЙ ХУДОЖНИК Г.А. АВЕТИСЬЯН В ПАРИЖЕ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(1903-1910 ГОДЫ)

© 2019 Т.А. Сальникова1, Н.Б. Акоева2

1 Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко 2 Краснодарский государственный институт культуры

Статья поступила в редакцию 04.07.2019

В статье предпринята попытка изучения очень важного периода жизни старейшего художника Кубани Гайка Аветисовича Аветисьяна - время его обучения во Франции. Авторы используют воспоминания художника, архивные источники, хранящиеся в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко. Ключевые слова: художественное образование, живописец, академия, метод обучения, изобразительное искусство.

Гайк Аветисович Аветисьян (1880-1963) вошел в историю кубанской культуры прежде всего как профессиональный художник, представитель старейшего поколения мастеров изобразительного искусства.

Имена многих провинциальных художников незаслуженно забыты. Между тем их полотна являются составной частью региональной культуры, позволяют понять процессы развития изобразительного искусства, роль кубанской интеллигенции в деле просвещения населения.

Историография данной темы насчитывает более 40 лет. Первые работы представлены вступительными статьями к каталогам выставок; они содержат информацию о жизни и творчестве художника. К их числу можно отнести работу С. Трусовой, в которой автор отметила художественные достижения Г.А. Аветисьяна, раскрыла обаяние творчества одного из представителей старшего поколения членов Краснодарского Союза художников1. В статье работника

Сальникова Татьяна Андреевна, кандидат культурологии, заведующий отделом научно-просветительной работы. E-mail: [email protected] Акоева Наталья Борисовна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории, культурологии и музееведения. E-mail: [email protected]

Краснодарского художественного музея В. Беломыцевой о молодых художниках, поддерживаемых Ф.А. Коваленко, дана краткая биография Г.А. Аветисьяна2. В небольшой статье известного кубанского краеведа В. Бардадыма также излагаются краткие сведения о жизни художника, основанные на его воспоминаниях3. Исследователь И. Та-жидинова, изучая деятельность Краснодарского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922-1932 гг., упоминает об участии Г.А. Аветисьяна в выставках Ассоциации, в открытии в 1926 г. вместе с коллегами художественной студии при Ассоциации для всех любителей рисования старше 10 лет4.

Музеевед В. Анисимова освещает некоторые факты профессиональной деятельности Г.А. Аветисьяна, а также других местных мастеров5. Для данного исследования представляет интерес и работа искусствоведа И. Ващенко, в которой анализируются особенности становления и развития художественной культуры советской Кубани. Автор рассматривает развитие советского изобразительного искусства на примере коллекции картин, хранящихся в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко6. Интересный материал

о кубанских и столичных художниках содержится в «Энциклопедическом словаре по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года»7.

Однако исследователями рассматривались лишь некоторые аспекты творческой деятельности Г.А. Аветисьяна.

Важнейшим источником служат воспоминания художника «Виденное, слышанное и незабытое», опубликованные в 1994 году в первом сборнике научно-практической конференции «Коваленковские чтения» Краснодарского краевого художественного музея.

Сложно объективно оценить годы учебы в Екатеринодаре, Москве, в Париже, ставшие основой, на которой развивалась в дальнейшем профессиональная деятельность этого кубанского художника.

Но касаясь творческих интересов Г.А. Аветисьяна, при всем их многообразии наивысшие достижения его искусства связаны с живописью и графикой. Он принадлежал к числу художников, чьи работы определили высокий уровень советского искусства, и явился одним из представителей плеяды кубанских авторов, отражавших время и вложивших в работы собственное видение мира.

Первоначальное художественное образование Гайк Аветисович получил в 1901 году, работая под руководством екатерино-дарского художника Е.И. Посполитаки. В художественной школе Евгения Ивановича он много писал маслом, в основном пейзажи родной природы.

Учеба в посполитакинской школе сыграла исключительно плодотворную роль в сложении и укреплении личных устремлений молодого Аветисьяна. В сентябре 1901 года Посполитаки направляет в Академию художеств лучшие работы некоторых своих художников на конкурс по рисованию. В приложенном к работам списке не простое перечисление фамилий, но и краткая характеристика каждого ученика. В список включено 12 фамилий. В числе лучших учеников школы и Г.А. Аветисьян. Е.И. Посполитаки

вспоминал: «Григорий Аветисович Аветисьян. Поступил в школу с января 1901 года. Не имея никакой подготовки, дома работал с гравюр. Начал работать с гипсовой головы. С апреля 1901 года начал - масляными красками с натуры»8.

Достижения в художественном мастерстве были столь высоки, что через два года занятий в школе рисования, видя блестящие успехи Гайка Аветисьяна, опытный наставник решил, что ему надо учиться дальше. Меценат, представитель известной екате-ринодарской купеческой фамилии В.Г. Тарасов по просьбе Е.И. Посполитаки оплатил учебу талантливому художнику в Москве, а затем в Париже.

С 1903 по 1910 год Г.А. Аветисьян жил в столице Франции, продолжив образование за границей, как русский художник, изучавший искусство французских мастеров, тогда еще мало знакомое в России.

Поездка во Францию для молодого провинциального художника - событие неординарное. В начале XX столетия Париж по праву считался художественной столицей Европы. Многие русские художники, музыканты, писатели, скульпторы, архитекторы стремились попасть во Францию, чтобы совершенствовать свое мастерство.

В книге Джона Ревалда «Постимпрессионизм» дана исчерпывающая характеристика Франции и ее столицы того времени: «Полтора десятка лет, предшествующих первой мировой войне, нередко называют золотым временем», «счастливой эпохой» в истории французского искусства. В самом деле, взятый в конце Х1Х века «разбег» приводит к важным свершениям в культурной жизни Франции, которая развивается на фоне переживаемого страной экономического подъема»9.

Франция в этот период является крупной экономически развитой страной. Поэтому в Париж стремятся за новыми заказами, славой уже известные мастера. Сюда же в надежде найти свой особенный путь стремятся молодые актеры, режиссеры, писатели, художники. Особенно замечательным был

приток художников из Испании и России. Назовем хотя бы испанцев Пикассо, Гриса, Гарчалло; прибывших из России Цадкина, Архипенко, Липшица, Сутина. Из Италии в Париж приехал такой крупный живописец, как Шодшьяни, из Румынии - скульптор Брынкуши, из Чехословакии - Купка10.

Приехав в Париж, Г.А. Аветисьян сразу же отправился по адресу, данному ему Евгением Ивановичем Посполитаки. Путь молодого художника лежал в так называемый итальянский студенческий городок, русскую колонию к Павлу Александровичу Смирнову - екатеринодарцу, впоследствии близкому другу Аветисьяна. «Здесь русская речь и присущий русским - беспорядок. Здесь и русская столовая (на масленицу «Сегодня блины») и библиотека имени Тургенева, и - аптека», - вспоминал художник11.

Впереди молодого человека ждала увлекательная жизнь в Париже, учеба в различных мастерских, освоение сложного профессионального ремесла, знакомство с французской художественной жизнью. Но, чтобы достичь славы и богатства, высокого положения в обществе и завоевывать внимание окружающих, надо было следовать определенным правилам. Путь этот пролегал не столько через романтические мансарды, сколько через бесплодные суровые мастерские Школы изящных искусств.

Поскольку обучение в Школе было бесплатным, желающих туда поступить было слишком много. Тогда департамент изящных искусств ввел экзамен по французскому языку, на котором все прибывшие из-за границы с желанием обучаться у официальных французских мастеров практически проваливались и получали отказ. Их судьбу разделяли и многие французы.

Важно отметить, что никаких особых методик в школе не использовалось. Б. Ден-вир писал: «Метод обучения в Школе ограничивался тем, что молодые люди копировали «академические модели», т.е. мужскую обнаженную натуру, всегда при одном и том же освещении, в одном и том же положении и в позе, которую можно считать медлен-

ной пыткой, оплачиваемой по часам»12.

Но при всех своих недостатках Школа, несомненно, несла в себе ряд бесспорных достоинств, среди них - добросовестное знакомство воспитанников с классическими традициями, высокие профессиональные навыки. Она вырабатывала известный уровень дисциплины.

В начале своего творческого пути через эти мастерские прошли многие известные французские живописцы, такие как Матисс, Менен, Ренуар, Сезанн, Ван Гог и другие.

Надо сказать, что в этот период активно шел процесс поиска новых форм и методов преподавания изобразительного искусства. Однако талантливых педагогов было немного, а потребность в них была велика. Поэтому некоторые руководители студий, чтобы подчеркнуть солидность своего предприятия, именовали их «академиями», приглашали в качестве консультантов известных профессоров, создавая «имя» своей художественной школе.

Обучение Аветисьяна в Париже началось с посещения мастерской Академии Жюльена. В ней учился Павел Александрович Смирнов, который и устроил земляка в класс Жан-Поль Лоранса.

Академия Жюльена была обычной художественной мастерской, которую в 1873 году открыл Рудольф Жюльен, сам не слишком одаренный художник. Он, правильно уловив потребности молодых художников, пригласил для консультаций четырех знаменитых преподавателей Школы изящных искусств, которые обычно появлялись один раз в неделю для проверки работ учеников. В остальное время будущим художникам предоставляли модели и не слишком строго следили за их работой, распорядка занятий и дисциплины не было. Некоторые ученики без особого уважения относились даже к профессорам Школы изящных искусств и при попытке проверить их работы с откровенным вызовом поворачивали обратной стороной свои картины. Верно и то, что в своих советах разные учителя не всегда придерживались одного направления.

В школе работало несколько мастерских, переполненных учениками. Стены учебных залов пестрили поскребами с палитр и карикатурами, там было жарко, душно и на редкость шумно13.

Жан-Поль Лоранс (1838-1921), живописец и гравер, возглавлявший в Академии Жулье -на мастерскую, которую посещал Гайк Авети-сьян, приходил два раза в неделю, по средам и субботам, в 9 часов утра и просматривал работы всех без исключения учащихся.

Из воспоминаний известного русского художника Н.К. Рериха: «Лоранс не занимался анализом и разбором ошибок и недостатков в работах своих подопечных. Указав несколькими словами ошибки, переходил от ученика к ученику. Если же работа понравится, без всяких вопросов и с серьезным видом начнет говорить, долго, подробно»14.

История не сохранила фактов творческой направленности Гайка Аветисьяна в эти годы, но у молодого художника было стремление расти профессионально. Через два года, в 1905 году, высказав личную просьбу педагогам Академии Жульена, он был переведен в Государственную Академию в класс Ф. Кормона, который был популярен у молодых художников.

Фернан Кормон в своей преподавательской деятельности особое внимание уделял методике академического рисунка. Еще в 1880 году он получил признание в парижских «Салонах» как автор знаменитой картины «Каин», сюжет которой был взят из произведения В. Гюго «Легенды веков».

«Класс Кормона был небольшим по численности, его посещали всего-навсего 30 человек, среди которых было очень мало иностранцев. В 40 лет Фернан Кормон, академический художник, уже добился известной славы своими огромными однообразными композициями на сюжеты из первобытной жизни. ... Художник очень посредственный, Кормон по существу, был неплохим педагогом, человеком неординарным и противоречивым», - оставил свои воспоминания Н.К. Рерих, который сам был его учеником15.

Кормон по-товарищески обращался со своими учениками, но к их работам был требователен, всегда их просматривал, делая замечания, давая рекомендации. Можно предположить, что на молодого Гайка Аветисьяна огромное влияние оказало творчество учителя, который неоднократно обращался к героям библейских преданий. Уже в годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Казахстане, екате-ринодарский художник создал типичные для его творческой манеры композиции, одной из которых являлся сюжет из армянской мифологии «Рождение Ваагна» (бога войны). Как и Ф. Кормон, увлекающийся индусской мифологией, историей каменного века, его ученик постоянно возвращался к средневековому армянскому эпосу, создавая зарисовки, повествующие о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении, ныне в Турции) против арабских захватчиков.

Позже в своих воспоминаниях Гайк Аветисович выделит лучшие свои работы, созданные уже в России. Он отметит обязательную передачу впечатлений мягкости и гармоничности цветовых отношений, важность соблюдения правильного рисунка «согласно традициям французской Академии». Художник много работал над композицией картины, писал этюды с натуры, которые помогали ему для «освежения» памяти, а картину создавал по впечатлению, опираясь на творчество импрессионистов и художественные навыки профессионального становления, полученные за годы учебы в различных французских школах.

С.В. Трусова в своей вступительной статье к каталогу персональной юбилейной выставки произведений Г.А. Аветисьяна, прошедшей в 1980 году к 100-летию художника в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко (ранее имени А.В. Луначарского), отмечает: «Восприятие природы Аветисьяном основано на упорном и тщательном изучении натуры. На выставке представлена целая сюита небольших по размеру этюдов художника, на-

писанных в Казахстане (1942-1946 годы). Отличаясь характерной для художника повышенной красочностью палитры, они поражают красотой колорита и согреты большим поэтическим чувством» 16.

Работ, созданных художником во Франции, не сохранилось. За годы учебы Гайк выполнил ряд пейзажных этюдов в реалистической манере, во многом соответствующих импрессионистическому стилю. Студенческая жизнь молодого живописца в Париже была полна увлечений. Он дополнительно, в свободные от занятий часы в Академии Жюльена посещал университет, который был открыт профессором Максимом Максимовичем Ковалевским. «Университет могли посещать все желающие. Он был бесплатный и без всякого контроля над посещением студентов . Лекции читали эмигранты-ученые из России». В это же время, а особенно после 1905 года, в Париже проходят митинги - отклики на революцию в России. Позже Аветисьян в своих «Воспоминаниях» напишет: «Приехал из Петербурга какой-то шлиссербуржец (фамилию не помню), сидевший в этой крепости 24 года. Огромный зал для митингов был полон до отказа. Бывший узник рассказывал о жизни заключенных»17.

Аветисьян посещал концерты, устраиваемые многими знаменитыми музыкантами - скрипачами, пианистами. Он с удовольствием слушал стихи поэтов, однажды был на выступлении Бальмонта. Он проявлял всесторонний интерес к происходящим событиям, к изобразительному искусству, посещал художественный кружок, существовавший на пожертвования приезжих из России богачей. «Постоянными посетителями были свои певцы, музыканты и конечно художники и скульпторы. Без особых приглашений пели, играли, и этим поддерживалось веселое настроение и живое общение между присутствующими. Бывали и гости французы. В числе постоянных посетителей кружка были проживающие в то время в Париже скульпторы Меркулов и Николадзе»18. Большой интерес для Гайка

Аветисовича представляли выставки. Он побывал на выставках русских художников Врубеля, Борисова, хотя работы последнего ему не понравились. Молодой художник отметил их однообразие, вялость, бездушную реалистичность.

Еще находясь в Екатеринодаре, Авети-сьян слышал много интересного о парижских музеях. Оказавшись в Париже, он сразу же отправился в Лувр и Люксембургский музей, где был поражен первоклассной современной скульптурой.

Бывал молодой художник и в «Парижском Пантеоне», где стены расписаны такими мастерами, как Жан-Поль Лоранс, Пю-висде-Шевань, Детайль и многими другими. «Французы очень любят украшать свой город. Парки, скверы, площади обильно украшены скульптурами ученых, писателей, художников, знаменитостей всех стран и народов. Среди скульптур очень сложная композиция с множеством фигур чисто аллегорического содержания. Площади и парки не только изобилуют фонтанами, но и подлинными высоко качественными художественными произведениями. Все это изящно, как сами французы и просто, но с большим вкусом одетые француженки. Французы народ веселый, живой, впечатлительный, но не злопамятный. Живопись и скульптура - в театрах, вокзалах и общественных учреждениях», - писал впоследствии художник19.

В 1906 году в Париже Гайк Аветисьян встретился со своим первым учителем Е.И. Посполитаки, который вынужден был поспешно покинуть Россию, подозреваемый в политической неблагонадежности. Они вместе писали картины, ходили в музеи, однако уже тогда у художника стали проявляться признаки болезни. Умер Е.И. Поспо-литаки в 1915 году в Москве в психбольнице. «Так печально кончилась жизнь большого человека, которого не пугали трудности, -писал Г.А. Аветисьян. - Он страстно любил искусство и не щадил своих сил на его развитие и его популяризацию»20.

Уже находясь в Париже, Г.А. Аветисьян неоднократно присылал свои картины на

реализацию основателю Екатеринодар-ской картинной галереи Ф.А. Коваленко. Участник периодических выставок в 1907, 1913-1915 годах, он был активным членом художественного кружка любителей искусств, действующего при галерее. В фондах музея хранятся две работы Г.А. Аве-тисьяна, приобретенные галереей на XIV периодической выставке: «Мальвы» (1912), «Зима» (1915).

В 1910 году Г.А. Аветисьян покидает Париж. В течение семи лет он учился в различных французских школах, завершив художественное образование. Эти годы стали для молодого живописца необходимым образовательным ресурсом в профессиональном становлении и развитии.

В целом надо отметить, что обучение в частной академии Жульена, в классе Жан-Поля Лоранса, в Национальной академии художеств, в мастерской профессора Фернана Кормона помогли художнику в полной мере освоить классический рисунок, отточить академическое мастерство, умело передавая форму, достигая тональных переходов. Посещение Лувра и различных художественных выставок способствовало выработке авторского стиля, на который особое влияние оказали работы французских художников-импрессионистов.

За свою долгую жизнь художник напишет свыше 150 живописных и графических произведений, совершенствуя мастерство в течение всей жизни. Он останется верен реалистическому искусству и профессиональным навыкам, полученным в художественной школе Е.И. Посполитаки и во время учебы в Париже. Творческое наследие Г.А. Аветисьяна хранится в музеях Еревана, Краснодара, в частных коллекциях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Трусова С.В. Каталог персональной выставки произведений Г.А. Аветисьяна. Краснодар,

1959. С. 9-12.

2 Беломыцева В. Ф.А. Коваленко и молодые художники // Памяти Ф.А. Коваленко. Сборник сообщений. Краснодар, 1994. С. 37-38.

3 Бардадым В. Талантливый ученик Посполитаки // Вольная Кубань. 1996, 16 августа. С. 3.

4 Тажидинова И. Краснодарский филиал Ассоциации художников революционной России // Коваленковские чтения. Краснодар, 1995. С. 89, 92.

5 Анисимова В.Н. Становление профессионального изобразительного искусства на Кубани (конец XVIII - начало XX вв.) // Художественный музей в контексте культуры. Краснодар, 1999. С. 41-47.

6 Ващенко И.И. Советская эпоха - в собрании Краснодарского художественного музея: интерпретация и анализ // Художественный музей в контексте культуры. Краснодар, 1999. С. 27-31.

7 Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 г. Под ред. Б.А. Трехбратова. Краснодар, 1997.

8 Абеленцева А. К вопросу об истории художественного образования на Кубани. Рукопись. Хранится в ККХМ имени Ф.А. Коваленко. С. 12.

9 Ревард Д. Постимпрессионизм. Л.-М., 1962. С. 14.

10 Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца ХVШ-ХХ веков: Учебник. Л., Искусство, 1990. С. 172.

11 Аветисьян Г.А. Виденное, слышанное и незабытое // Памяти Ф.А. Коваленко. Краснодар, 1994. С.44.

12 Денвир Б. Импрессионизм: Художники и картины. М.: Искусство, 1994. С. 101.

13 Лихачева Е.В. Г.А. Аветисьян. Рукопись. Хранится в ККХМ имени Ф.А. Коваленко. С. 3.

14 Рерих Н.К. Зажигайте сердца! Сборник. Изд. 2-е. М., Молодая гвардия, 1978. С. 37.

15 Там же. С. 37.

16 Трусова С.В. Указ. соч. С. 12.

17 Аветисьян Г.А. Указ. соч. С. 45.

18 Там же. С. 45, 46.

19 Там же. С. 49.

20 Там же. С. 50.

THE KUBAN ARTIST G.A. AVETISYAN IN PARIS: IMPROVEMENT OF ART EDUCATION (1903-1910)

© 2019 T.A. Salnikova1, N.B. Akoeva2

Krasnodar Regional Art Museum named after F.A. Kovalenko 2Krasnodar State Institute of Culture

The article is devoted to study a very important period in the life of the oldest artist of Kuban, Hayk Avetisovich Avetisyan: the time of his education in France. The authors use the memories of the artist and archival sources stored in the Krasnodar Regional Art Museum named after F.A. Kovalenko.

Keywords: art education, painter, academy, teaching method, visual arts.

Tatyana Salnikova, Candidate of Cultural Studies, Head of the Department of Scientific and Educational Work. E-mail: [email protected] Natalya Akoeva, Doctor of History, Professor, Department of History, Cultural Studies and Museology. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.