№ 2 (40), 2011
жизнь Юга России"
л. Ю.ПЕРЕБЕйНОС
КРАСНОДАРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РСФСР И РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА КУБАНИ (Конец 1930-х - середина 1950-х годов)
В статье предпринята попытка рассмотреть зарождение, деятельность, а также роль Краснодарского краевого отделения Союза художников в развитии изобразительного искусства региона. Ключевые слова: Краснодарское краевое отделение Союза художников СССР, изобразительное искусство, выставки.
Краснодарская краевая организация Союза художников занимает значительное место в художественной жизни Кубани последних семидесяти лет. Некоторые аспекты темы нашли отражение в литературе [1], однако ранний этап становления этой организации, ее роль в развитии изобразительного искусства региона до середины 1950-х годов целостно не изучались.
Первым подобным объединением на Кубани считается художественный кружок при Екатери-нодарской картинной галерее Ф. А. Коваленко, организованный в 1909 году [2]. Первые годы Советской власти вопросы развития культуры на Кубани находились в ведении секции изобразительного искусства Кубано-Черноморского отдела Наркомпроса. В 1924 году галерея получила новое название - Художественный музей им. А. В. Луначарского. В 1925 году в Краснодаре и Армавире организовались филиалы Объединения молодежи Ассоциации художников революционной России (ОМАХР).
Изобразительное искусство все больше пытались подчинить идеологии, достижению политических целей. По содержанию оно должно было быть выражением интересов коммунистической партии, по форме - реалистическим и понятным народу, с социально-педагогической точки зрения - помогать пропаганде идеалов коммунизма [3].
23 апреля 1932 года по постановлению ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» все художественные группировки в стране были ликвидированы, на смену им пришли Союзы писателей, художников и др. Решение о создании краснодарского краевого отделения Союза художников принято на первой конференции в 1939 году. Это творческое объединение было юридически оформлено Отделом по делам искусств при исполкоме краевого совета депутатов трудящихся (приказ № 137 от 9 окт. 1938 г.) [4]. Согласно уставу, отделение Союза художников - бесструктурное учреждение, организация, объединяющая его членов и авторский актив; основные его задачи - проведение выставок, оказание творческой помощи самодеятельным художникам, создание новых произведений.
В том же 1939 году краевой Союз художников открыл свою первую выставку, приуроченную к годовщине Великого Октября. В ноябре 1940 года правление осуществило перерегистрацию с
той целью чтобы, помимо проверки «творческого лица художников», направить их творчество на «правильный» путь. В протоколе заседания 13 ноября 1940 года упоминались художники, известные с дореволюционных времен (Г. А. Аветисьян, В. С. Козлов, Н. Д. Шариков, И. В. Коваленко) и более молодые (П. Я. Крутько, Е. И. Чичкан, К. Я. Матцев, Т. М. Яценко, Ш. А. Шакаров, Г. В. Ко-пецкий) [5]. Первым председателем был избран инспектор отдела по делам искусств при крайисполкоме художник А. П. Ладонкин. В состав правления вошли В. С. Козлов, В. Н. Зеленов, Л. П. Цыгоев, М. П. Богоявленский.
В 1940 году открылась юбилейная выставка, посвященная двадцатилетию советской Кубани. Наряду с пейзажами художники выставляли серьезные тематические полотна, картины, явившиеся первыми попытками создания художественной летописи Гражданской войны на Кубани. Это «Красный десант в тылу Улагая» А. П. Ла-донкина, «Отступление белых из Екатеринодара» М. В. Ружейникова, «Первая конная на Кубани» Г. И. Марченко, «Разгром корниловцев под Краснодаром» К. Я. Матцева, «Расстрел красных партизан» Ш. А. Шакарова. Были представлены и работы на обязательные темы, одобренные краевым отделом искусств - показывающие шаги социалистического строительства на Кубани, достижения в области промышленности и сельского хозяйства (Е. И. Чичкан «На сельхозвыставку», И. В. Коваленко «Рисунки по краю», Г. Я. Аветисьян «В Анапе»).
Нападение гитлеровской Германии прервало мирную жизнь в стране. Многие художники ушли на фронт, оставшиеся продолжали активно работать. Бригада «Штык», в состав которой входили Е. И. Чичкан, Г. Ф. Суглобов, И. В. Коваленко, выпускала сатирические плакаты.
На заседании правления (6 авг. 1943 г.) был принят план работы Краснодарского отделения ССХ на период с 15 февраля по 31 декабря 1943 года [6]. Основным документом при решении задач восстановления экономики и культуры явилось Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (от 21 авг. 1943 г.). С сентября 1943 года Краснодарский краевой Союз советских художников возглавлял А. Е. Глуховцев. В 1944 году вместе с музейной экспозицией из эвакуации вернулся
00 "Культурная жизнь Юга России"
92
№ 2 (40), 2011
прежний председатель - искусствовед М. П. Богоявленский. Впервые после изгнания оккупантов из города в марте прошла Шестая краевая выставка, положившая начало исполнению решения VIII Пленума Оргкомитета ССХ о создании художественных работ, отражающих Отечественную войну и работу тыла. На собраниях отмечалось, что краевые организации не уделяют внимания творческим вопросам. В части развертывания дальнейших творческих работ художники встречают ряд препятствий. Важным событием было принятие в члены ССХ А. К. Осиповой - директора художественного музея [7].
К 1944 году в состав организации входило девять членов Союза и два кандидата. В принятом Правлением плане работы на 1944 год перед коллективом были поставлены следующие задачи: отразить настоящее края, восстановление разрушенного хозяйства, историю освобождения от оккупантов, создать галерею образов участников освобождения Северного Кавказа. Предполагалось также провести обмен выставками с Ростовским и Орджоникидзенским отделениями ССХ, усилить политико-воспитательную работу среди художников, обеспечить газетами и журналами по искусству, провести ряд передвижных выставок по лазаретам, воинским частям, предприятиям, колхозам, участвовать в организации отдела «Советское искусство» в местном художественном музее [8]. В мае 1945 года краевое отделение провело выставку в Новороссийске, а в ноябре прошла Седьмая краевая выставка.
В 1946 году был принят «Устав Союза художников СССР», в котором среди основных задач значилось «объединение советских художников в целях создания идейных высокохудожественных произведений всех видов, жанров, содействующих строительству коммунизма в нашей стране, борьбе за мир и дружбу между народами всего мира» [9].
Вышедший во второй половине 1940-х годов ряд постановлений ЦК ВКП(б) жестко регламентировал творческую свободу интеллигенции. И хотя специальных постановлений по изобразительному искусству властные структуры не принимали, художники чувствовали усиление идеологического диктата - требования воспевать как вершину экономических и технических достижений государство, пользующееся поддержкой населения, рисовать его вождей в самодовольной державной позе и в праздничном настроении. Ужасы войны, разоренная промышленность, тяжело пострадавшее сельское хозяйство, упадок науки (не говоря уже о жертвах сталинизма, лагерях и репрессиях) были отнесены к кругу проблем и тем, запретных для искусства и литературы [10].
Такие тенденции проявлялись не только в Москве и Ленинграде, но и в провинции, в том числе и на Кубани. Краевое отделение ССХ должно было «проводить в жизнь» требования, предъявляемые партией [11]. Совещание правления в июле 1946 года обсудило доклад известного московского художника Б. В. Иогансона о двух наметившихся в советском искусстве
направлениях - «реалистическом» и «с элементами формализма». При этом кубанский художник-член ССХ Ждановский подчеркнул: «Это лишь говорит о необходимости постановки ряда теоретических докладов по вопросам искусства, так как наша практическая работа нуждается в определенных теоретических указаниях» [12]. Однако стоит заметить, анализ многочисленных протоколов подобных собраний Краснодарского отделения ССХ подтверждает, что обсуждение «судьбоносных» постановлений носило формальный характер. Собрания превращались в обычное производственное совещание, с той только разницей, что в начале любого выступления звучали штампованные фразы, соответствующие заданной партийными органами теме [13]. И свою статью, посвященную творчеству художников Кубани, председатель правления М. П. Богоявленский начал со ссылки на постановление ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели [14].
Наметившаяся в послевоенные годы динамика (увеличение численности организации) была связана с переездом в Краснодар из других районов страны квалифицированных художников. Представители академической школы (П. С. Калягин, Г. А. Булгаков, В. А. Овечкин) заметно подняли уровень. Кубанские художники участвовали в краевых и всесоюзных выставках, важным критерием для экспонатов которых оставалось соответствие идеологическим канонам. Работы кубанских художников были отмечены дипломами, отзывами в печати. Так, в 1950 году на Республиканской художественной выставке побывали работы четырех, а на Всесоюзной - трех краснодарских художников. На тот год членами краевого отделения ССХ было 35 художников-пофессионалов, 70 работали в Краснодарском товариществе «Художник» [15]. Увеличивалось и число участников выставок: в 1947 году на краевой выставке экспонировали работы 27, в 1950-м - 31, в 1953-м - 47 мастеров [16].
Краевую организацию ССХ возглавляли люди авторитетные и человеческом, и в творческом плане (А. Е. Глуховцев, М. П. Богоявленский, Ф. В. Калашнев, П. С. Калягин). Благодаря их работе, при поддержке со стороны властей и Союза художников РСФСР в крае открылись филиалы Художественного Фонда, многочисленные твор-ческо-производственные предприятия. Это способствовало творческому общению и профессиональному росту.
Итак, в рассматриваемый период проходило становление Краснодарского отделения Союза художников: эта организация за первые 15 лет окрепла как центр коммуникации творческих сил. Региональные мастера изобразительного искусства, балансируя между запретами и творческими поисками, создавали качественные произведения, активно участвовали в выставках. Так укреплялись организационные структуры и материально-техническая база изобразительного искусства на Кубани.
№ 2 (40), 2011
"Культурная жизнь Юга России"
Литература
1. Богоявленский М. П. Художники Кубани // Быть свидетелем истории: исслед. и док. / Т. М. Кондратенко, Е. А. Косопойко, Ю. А. Солодовников. Краснодар, 2009. С. 94; Еремеева А. Н. Художественная интеллигенция Кубани в послевоенные годы (1946-1953) // Кубань: пробл. культуры и информатизации. 2001. № 1(18). С. 23; Ушенко И. В. Художественная жизнь Краснодара после изгнания фашистских оккупантов: по материалам газеты «Большевик» («Советская Кубань») 1943-1947 гг. // Историческая мысль Кубани на пороге третьего тысячелетия. Краснодар, 2000. С. 120-123.
2. Золотой век художественных объединений в России и СССР / сост. Д. Я. Северюхин, О. Л. Лейкинд. СПб., 1992. С. 61, 314.
3. Аймермахер К. От единства к многообразию. Социально-культурные аспекты московского искусства в период между 1945 и 1988 гг. // От единства к многообразию: разыскания в области «другого» искусства 1950-1980-х гг. М., 2004. С. 71.
4. Союзу художников Кубани 50 лет // С. Зелено-ва. К истории Краснодарской краевой организации Союза художников РСФСР. Краснодар, 1989. С. 165.
5. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 1722. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
6. Там же. Л. 14.
7. Там же. Д. 2. Л. 8.
8. Там же. Д. 1. Л. 15.
9. Там же. Д. 7. Л. 1.
10. Аймермахер К. От единства к многообразию ... С. 71.
11. Беломыцева В. Ф. Творчество кубанских художников 40-50-х годов // Наследие XX века: опыт переосмысления. Краснодар, 1995. Вып. 2. С.31-37.
12. ГАКК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 6. Л. 1.
13. Еремеева А. Н. Художественная интеллигенция Кубани в послевоенные годы ... С. 23.
14. Богоявленский М. П. Художники Кубани ... С. 94.
15. Ушенко И. В. Кубанские художники в первое послевоенное десятилетие // Третьи кубанские литературно-исторические чтения. Краснодар, 2001. С. 252.
16. Щурик Н. Л. Мастера изобразительного искусства Кубани. Поколение созидателей: Живопись. Графика. Ч. 1. Краснодар, 2006. С. 120.
l. yu. perebeinos. Krasnodar regional branch of the union of artists of the rsfsr and fine arts development in kuban
The article highlights the history of origin, activities and the role of the Krasnodar Regional Branch of the Union of Artists in the development of fine arts in this region.
Key words: Krasnodar regional branch of the Union of Artists of the USSR, fine arts, exhibitions.
Н. М.ВАСИЛЬЧЕНКО
ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫй КОМПОНЕНТ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье анализируются особенности поликультурного образования в России, отмечается позитивный опыт, накопленный в постсоветский период.
Ключевые слова: поликультурное образование и воспитание, компонентный подход, этнорегиональный компонент.
Интерес к поликультурному воспитанию в мире обусловлен глобализацией, расширением международного сотрудничества, усилением борьбы расовых и этнических меньшинств за свои права в полиэтничных сообществах. Этнокультурная направленность актуальна и для российской образовательной системы - необходимость ее демократизации в этом аспекте диктуется повышением значимости родных языков как защитников и хранителей этнических ценностей и русского языка как средства межэтнического общения и транслятора русской культуры.
Русская культура была, есть и остается основным посредником в диалоге многочисленных наций и этнических групп нашей страны с мировой культурой. Однако необходимо учитывать, что народы России относятся к разным цивили-
зационным типам и, следовательно, нуждаются в неодинаковых моделях воспитания. Поэтому поликультурное воспитание в наших условиях представляет собой интегративно-плюралистический процесс, в основе которого три источника - русский, национальный (нерусский) и общечеловеческий [1].
Поликультурное образование и воспитание в российских условиях вернее всего может быть определено как:
- приобщение молодежи к малоэтнической, русской, общенациональной и мировой культурам с целью духовного обогащения;
- развитие сознания в планетарном масштабе;
- формирование навыков существования в условиях многокультурной среды.
Такое понимание в принципе совпадает с трак-