КУБАНСКАЯ СТАНИЦА НАЧАЛА XXI В.: УПАДОК КОЛЛЕКТИВОВ ВЫЖИВАНИЯ
И.Ю. Васильев
Научно-исследовательский центр традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия) e-mail: ivasee@mail . ru SPIN-код: 8437-3902
АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ
В статье рассматриваются некоторые последствия резкого ослабления коллективов выживания и распада их сетей в сельской местности в Краснодарском крае . Коллектив выживания - это минимальная группа людей, могущих совместно обеспечить своё существование, пользуясь услугами посторонних в минимальной степени . Основная цель коллектива выживания - культурное и физическое самосохранение и воспроизводство . Коллектив выживания - частный случай контактной группы . Его члены лично взаимодействуют друг с другом . В течение XX столетия кубанские станичники превратились в посткрестьян, лишенных полноценной территориальной самоорганизации . Их ослабленные коллективы выживания (по преимуществу родственные) потеряли связь друг с другом
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кубань, казаки, коллективы выживания, станица .
KUBAN VILLAGE IN THE EARLY 21st CENTURY: DOWNFALL OF THE SURVIVAL COLLECTIVES
Igor Vasilyev
Research Center of traditional culture
«The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia)
e-mail: ivasee@mail . ru
ABSTRACT
The article discusses some of the consequences of sharp dissolution of the survival collectives and breakdown of their networks in rural areas of Krasnodar Krai . A survival collective is a minimal group of people who can jointly provide for their existence, minimally using services of outsiders . The main goal of the survival collective is cultural and physical self-preservation and reproduction . The survival collective is a special case of the contact group . Its members personally interact with each other. During the 20th century, the Kuban villagers turned into post-peasants, deprived of full-fledged territorial self-organization . Their weakened survival collectives (related mostly by kinship) have lost contact with each other.
KEYWORDS: Kuban, Cossacks, survival groups, village .
В статье пойдёт речь о некоторых последствиях резкого ослабления коллективов выживания и распада их сетей в сельской местности в Краснодарском крае.
Что же такое коллектив выживания? Это - минимальная группа людей, могущих совместно обеспечить своё существование, пользуясь услугами посторонних в минимальной степени. Основная цель коллектива выживания - культурное и физическое самосохранение и воспроизводство. Коллектив выживания - частный случай контактной группы. Его члены лично взаимодействуют друг с другом (Васильев 2021: 120-127).
Такова характеристика коллектива выживания как идеального типа. На деле реальные коллективы выживания чаще всего активно сотрудничают друг с другом в рамках сетей коллективов, выполняет толь-
ко часть функций, необходимых для поддержки членов коллектива.
Другая важная характеристика коллектива выживания - это коллектив, посредник между семьёй (отдельным человеком) и обществом в целом (народом, государством). Коллектив выживания амортизирует давление на человека государственных и прочих структур, помогает человеку защититься от произвола сильнейших, пережить трудные времена, экономические и социальные кризисы и т.д.
Коллектив выживания требует от человека соблюдения неких установленных в нём моральных норм, совместной деятельности на благо всего коллектива и других его членов.
Коллективы выживания, как правило, объединены в какие-либо более крупные структуры, например, этносы, церкви. Эти объединения строятся, помимо всего прочего, на основе солидарности, общности интересов.
Существует масса различных традиционных видов коллективов выживания. Это группы, организованные по родственному и территориальному принципам, религиозные сообщества. Известны как традиционные, так и модерные виды коллективов выживания, такие как территориальные органы самоуправления и самоорганизации. При этом коллективы выживания отличаются от других видов самоорганизации стабильностью, они чаще всего существуют на протяжении жизни нескольких поколений. Различные «краткосрочные» виды самоорганизации могут со временем превратиться в коллективы выживания, но не обязательно.
Достоинство дефиниции «коллектив выживания» -её гибкость, способность учитывать конкретную местную специфику малых коллективов, происходящие с ними изменения.
Что же происходит, если коллективы выживания слабеют, разрушаются их объединения разного уровня?
Иногда это состояние общество называют аморальный фамилизм - стремление добиться краткосрочной материальной выгоды для своей малой семьи, равнодушие к интересам других людей, общественным интересам. Вероятная причина аморального фамилизма - культурная травма (революция, война, резкое изменение условий жизни). Можно, конечно, пользоваться разными терминами, отражающими специфику социальной действительности посткрестьян - сельских жителей, живущих вне традиционного уклада, традиционной самоорганизации. Но сути дела терминология не меняет (Ушкин 2020: 385; Васильев 2021: 120-127)1.
Для описания становления и функционирования посткрестьянского общества на Кубани мы использовали различные источники: статистические данные, материалы прессы, рассказы очевидцев, краеведческую литературу (ПМ КФЭЭ-2010. Аудиокассета 4201. Ст. Сергиевская Кореновского р-на. Инф.: Фурса А.М., 1937 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.; ГАКК. Ф. Р-1246. Оп. 13. Д. 1753. Л. 168, 184 об.; Иванова 1993: 1; Забазнов 2010).
Переломным этапом, предопределившим появление в регионе такого сельского уклада стал период 1960-1970-х гг. Хотя среднемесячная оплата труда колхозников только в 1966-1967 гг. сравнялась с уровнем ее в совхозах, когда в 1966 г. на них распространили гарантированную оплату труда вместо трудодней. Повышению заработной платы способствовала и кредитная политика в отношении колхозов. Помимо повышения заработной платы использовались другие способы материальной заинтересованности колхозников (Касьянов 2008).
1 Коллектив выживания / Электронный ресурс: https://traditio.
шМ/Коллектив_выживания (дата обращения - 02.03.2020); Community studies / Электронный ресурс: https://en.wikipedia. org/wiki/Community_studies (дата обращения - 02.03.2020); Социальная сеть (социология) / Электронный ресурс: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть_(социология) (дата обращения - 02.03.2020).
В 1960-х - начале 1970-х гг. в целом быстро растёт уровень жизни, степень комфорта быта станичников. В жизни колхозников всё большее значение приобретает денежная плата на труд, что сопровождалось быстрыми структурными изменениями в бюджете колхозной семьи. Денежные доходы колхозников от общественного хозяйства выросли во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг. более чем на 40 %. Так, в 1968 г. в Усть-Лабинском районе было 29 889 чел. трудоспособного населения. Из них 23 523 было занято в общественном производстве. Рабочих и служащих - 76 56 чел., колхозников - 15 867 чел. Пусть и далеко не все числившиеся колхозниками реально работали в колхозах. В 1987 г. на заработную плату колхоз им. Ильича (Ленинградский район) потратил около 2 млн руб. Фактически некоторые колхозники занимались предпринимательством, но в ограниченных масштабах (Забазнов 2010: 99; ГАКК. Ф. Р-1622. Оп. 1. Д. 318. Л. 1, 6; ГАКК. Ф. Р-1176. Оп. 1. Д. 1. Л. 136, 142, 143; ГАКК. Ф. Р-1185. Оп. 1. Д. 1. Л. 14; ГАКК. Ф. Р-1622. Оп. 1. Д. 313. Л. 5; ГАКК. Ф. Р-1246. Оп. 13. Д. 1753. Л. 168, 184 об.).
Быстро развивалась инфраструктура. Так, с 1967 по 1970 г. в крае было построено 42 комбината бытового обслуживания, 51 павильон, 38 цехов-мастерских, 37 специализированных предприятий по ремонту радиотелевизионной аппаратуры, 20 парикмахерских, 393 киоска и приёмных пункта. К 1970 г. было газифицировано хуторов и станиц - 41, поселков городского типа - 19 (Касьянов 2008).
Казалось бы, что здесь плохого? Люди стали жить гораздо лучше, всё необходимое для жизни стало гораздо более доступным. Но тотальное «подсаживание» селян на зарплату делало неактуальными прочные и разветвлённые социальные связи, взаимодействие и взаимопомощь. Человеку теперь фактически был нужен лишь работодатель в лице государства. В это же время специализированные организации разного уровня заменили усилия территориальной общины по поддержанию и развитию местной инфраструктуры.
Сильный удар получили соседские, родственные и дружеские связи. В частности, очень большую роль в их поддержании имела взаимопомощь при традиционном строительстве домов, особенно при работе с глиной. Она была одной из социальных основ, формировавших сети коллективов выживания. «А на строительство дома соседей приглашали? Мазать? - Помогали ходили. Кто строит, замесят замес. Помажут, а потом борщи сварят. Покормют и пойдут домой. Помогали хорошо! Где работаешь в брыгаде - приходит группа. Двадцать человек прыдут, помажут» (ПМ КФЭЭ-2008. АК 4031. Ст. Тенгинская Усть-Лабинского р-на. Инф.: Рад-ченко Г.Г., 1923 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.).
Но во второй половине 1960-х гг. резко усиливаются темпы жилищного строительства. Ведущим из них являлось государственное жилищное строительство. Государственные подрядные организации участвовали в осуществлении ведомственного, кооперативного, колхозного и индивидуального видов жилищного строительства. В сельской местности действительно происходило активное внедрение городских стандартов жи-
лья и благоустройства. в 1969 г. было выполнено строительных работ на сумму в 2908,9 тыс. руб. вместо 2896,5 тыс. руб., сдано в эксплуатацию 83 жилых дома при плане 81. Кроме того, руководство колхозов помогало индивидуальным застройщикам. Так, по плану на 1969 г. в колхозах края было построено 823 дома, жилой площадью 33765 кв. м. В 1970-е гг. местные строительные организации активно участвовали в возведении домов усадебного типа (Непомнящий 2015: 14, 18, 20). «В семидесятые годы край, когда из самана (самодельных глиняных кирпичей - И.В.) дома строили!» (А.М. 42 года. пол жен., личный архив автора).
Зажиточность, материальное благополучие, разумеется, не является злом. Оно может существенно укрепить жизнеспособность местных сообществ, коллективы выживания и основанную на них социальную структуру. Но для этого человек должен обеспечивать по крайней мере существенную часть своих потребностей личными усилиями (а не покупкой / бесплатным получением услуг) и / или иметь своё дело. А также в большей степени полагаться на помощь родных и земляков, общины, а не государства. Но в данном случае советское государство в разных своих проявлениях во многом заменила для человека самого себя в качестве основы жизнеобеспечения. Что привело падению трудовой этики, росту эгоизма и иждивенчества, стремлению ко всё более сытой жизни при минимуме усилий2.
Поэтому неудивительно, что, начиная с середины -конца 1970-х гг. становятся заметными негативные тенденции в развитии хозяйства и инфраструктуры. Рост производства сельхозпродукции и в 1970 г. чаще достигался путем распашки новых площадей, а не внедрения научных методов. Медленно шла интенсификация сельского хозяйства, всё больше расходов требовал ремонт техники.
Одновременно на селе быстро росло количество разного рода руководящих работников.
Во второй половине 1970-х гг. на Кубани стала развиваться политика «ликвидации неперспективных деревень», одновременно стал постепенно снижаться рост сельскохозяйственного производства.
Инфраструктура в отдалённых малых населённых пунктах переставала работать должным образом из-за наплевательского отношения к ее поддержанию. На хуторе Коваленко Братского сельсовета Усть-Лабинского района не было света в течение дня по причине отключения трансформатора, который не могли изолировать от хулиганящих подростков. В западной части Усть-Ла-бинска наблюдались летние перебои в водоснабжения из-за полива и недоделанной, неразветвленной системы водоснабжения. А в окрестностях Горячего Ключа в тот же период начались исчезновение и упадок многих населённых пунктов, преимущественно хуторов. В 1975-1976 гг. исчезла с карт станица Абхазская (Семья Юрьевых 1975: 2; Отвечают 1975: 1; Азаренкова, Бондарь, Вертышева 1986: 285).
2 Подобные процессы наблюдались и наблюдаются
и в капиталистических странах. Там воздействие государства дополняет политика крупного бизнеса разного уровня. Всё это характерные черта индустриального и постиндустриального периодов в истории различных стран.
Стагнация развития, падение численности населения в 1970-х гг. охватывали уже целые территории. Так, с 1970 по 1979 г. численность населения Отрадненского района упала 79 017 до 67 547 чел.3 В 1974 г. в Отраднен-ском районе имело место невыполнение планов по сдаче государству продуктов животноводства, наиболее значимой для района отрасли сельского хозяйства. Эта проблема к концу 1980-х гг. только обострилась. Так, в колхозе «Россия» к концу 1980-х гг. план по сдаче молока был выполнен только на 51 % (Итоги 1975: 1; Дневник 1989: 1).
Примат интересов власти над интересами населения иногда выражался и в превращении колхозов в совхозы. «Хорошее хозяйство было, хорошее! И виноградарство, и животноводство, и овцы, и коровы. Колхоз богатый был! А потом из колхоза сделала партия совхоз. Потому что в колхозе уже стали люди жить зажиточно, машины стали покупать. И партия прикинула, что люди стали жить сильно жирно, решила сделать совхоз... Где-то восьмидесятые. Где-то вначале, до Горбачева. Сделали из колхоза совхоз.» (ПМ КФЭЭ-2004. АК 3174. Ст. Запорожская Темрюкского р-на. Инф-т.: Харченко А.А., 1928 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.).
При этом постсоветский период в станицах подчас оценивается местными жителями уже как всеобщий упадок и развал, к которому они оказались совершенно не готовы. В целом ситуацию, сложившуюся с начала 1990-х гг., бывшие колхозники оценивают, как крушение нормального мира и воцарение хаоса.
Это неудивительно, поскольку начало 1990-х гг. ознаменовано для сельхозпредприятий серьёзными макроэкономическими трудностями, связанными с прекращением стабильных государственных закупок продукции, распадом хозяйственных связей, ростом цен на промышленные товары и пр. Развал колхоза обычно начинался с акционирования, после которого члены правления акционерного общества распоряжались его ресурсами в своих собственных интересах. Часть рядовых сотрудников также участвовала в разграблении, хотя и в меньших масштабах. Такое положение к началу 2000-х гг. иногда сменялось жёстким единоначалием и слиянием нескольких хозяйств в один холдинг. Иногда хозяйство распадалось на несколько мелких (Никитин 2006: 818-832; Бойко 2015: 116-118).
Об этих изменениях станичники рассказывали не раз. «На хуторе сейчас нема никакого своего хозяйства? - Нема. Хферма пустэ. Нема ж ниче. СТФ (свиноферма - И.В.) были в Малеванном, и МТФ (молочнотоварная ферма - И.В.). И гусэй держалы, и индюкив дэр-жали. Птицефермы были, утятники были. По три тыщи утей было и индюки. Нема нигде ниче. Техники было полно, як я робыл. Девять комбайнов. Два новых было. Две тыщи пятсот сил, як на пенсию уходыл» (ПМ КФЭЭ-2010. АК 4201. Ст. Сергиевская Кореновского р-на. Инф.: Фурса А.М., 1937 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.).
«Все было свое тогда. А потом стали все потихоньку ломать. Ломать, ломать, ломать. И сломали. У нас
3 Отрадненский район / Электронный ресурс: Иирз://ги.\м1кфе^а. о^/ш1к1/%00%9Е%01%82%01%80%00%В0%00%В4%00%В0%0 0%В5%00%В0%01%81%00%ВД%00%В8%00%В9_%01%80%00 %В0%00%В9%00%ВЕ%00%В0 (дата обращения - 02.03.2020).
во второй бригаде было три звена только лишь бабских. И всем хватало работы. Четыре бригады было. 4 МТФ. 2 СТФ. ПТФ было (птицеферма - И.В.). А сейчас ничего. Ни даже фермы животноводческой. Ни одной фермы. Что-то держали, когда у нас было возрождение фермеров. Решили, что одну ферму оставим, закупим туда породистый скот. И так и не привезли. Говорят, пропали уже. Говорят, какой-то комбинат будут делать, чтобы птицу, яйцо выращивать. Но вряд ли они на нем выиграют. На молоке б больше выиграли. Было СТФ одно. Потом не стало рентабельно... У нас меняются главы-то: то один, то другой, то третий. Толку никто не даст. То было «Возрождение», то какой-то «Юг» сделали» (ПМ КФЭЭ-2004. АК 3123. Ст. Вышестеблиевская Темрюкского р-а. Инф.: Кривонос Я.А., 1922 г.р., Якименко А.С., 1916 г.р., Якименко Я.С., 1923 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.). «Рубин этот обанкротился. Этих белых коров завезли, пасуть. Не сеют. Поля позарастали все. Такие стоять доверху -не достанешь, кустарником позарастали. Все заросло. Не пахано скоко лет! Коров пасут, тоже ж не пашут. Кустарники уже повырастали. При демократии щас пьянка, хулиганство» (ПМ КФЭЭ-2010. АК 4237. Ст. Мартанская Горячеключевского р-на. Инф.: Горбачев И.А., 1927 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.).
Порой информанты прямо возлагают вину за постсоветский развал станичной жизни на некоторых рядовых станичников. На их вороватость, безответственность, инфантилизм, отсутствие инициативы. «И люди в развале виноваты. Такие садики были построены, люди растаскали: и окна повытаскивали, и двери повытаскивали, полы / потолки посрывали. Все люди... Хоздвор был..., и фермы. Детская площадка была (карусели, качели...), разобрали, все растащили. Та ны Мамай, а хужэ - сами люды. Мэнэ удывля, шо сами жытили» (ПМ КФЭЭ-2007. АК 3695. Ст. Дядьковская Кореновского р-на. Инф.: Лютая З.Д., 1938 г.р. Иссл.: Бондарь Н.И.). «Последнее время это был Соломатов Вадим Александрович. Он последний. Он самый молодой был - и все. Он молодой был. Мы так дружно работали! Могли б и дальше жить. И работать. Если б токо - его не придавили. Самое интересное, я после уже передачи слушал по телевизору. Когда Ткачев пришел к власти. И он был в Павловском районе. В каком-то колхозе, передавали. Все разваливалось. А он уговаривал людей: «Садитесь на трактора. Идите, пашите землю». Она ж кормила всю жизнь нас и всех остальных. И потом председатель бывший выступил. Мол, у колхоза долгов набралось шестьдесят миллионов. «Вы идите работайте! А за долги мы потом посмотрим». А у нас долгу всего было пять миллионов восемьсот тысяч. Долг тоже был. И вот за этот долг мы банкроты стали! Паи обдурили нас. За них «Рубин» заплатил по пять тысяч. По четыре гектара было. И все побегли старики, все пенсионеры. Кинулися! Все, можете и так, можете и сяк! Не знаю, за Кубанью я ездил. У меня там двоюродные сестры. Там все за свои паи получают. Они отдали кто там хозяинам в аренду. И они получают! Зерно, масло, сахар! Все им дают за ихни паи. А у нас нигде ничего! А нам сунули!» - «Пять тысяч за четыре гектара земли?» - «Да. Пять тысяч. Все написали заявление и все». - «А почему никто не возмутился?» -
«Никто. Некому было поддержать. Подтолкуть. Я с директором Вадимом Александровичем в хороших отношениях. Он уже сидит, последнее заседание. А он член правления. «Вадим Александрович, что делать! Что делать?» - «Что делать! Пенсионеры все сгорили! За пять тысяч!» Ну те ждали, ждали. Думали, хоть мы удержим. Руководство все. Все равно пришлось. А куда деться! А теперь горячеключевской колхоз. Они крутили свои, крутили. А теперь на аукцион! Продають! Выкупляют у них землю. Они заработали, они за свой труд. А мы -ничего! Это по пять тысяч. За четыре гектара! - «А в девяностые годы еще совхоз работал? - «Да, да. Мы еще держалися. У нас было много скота. У нас было дойного стада тысячу голов! А вообще крупного рогатого до трех тысяч было. Когда у нас «Рубин» скуплял, за бесценок у нас. Всю эту скотину. А потом как начали продавать! Начали они резать. А потом наши пожаловались. Хтось написал. Ткачеву в Краснодар. Приехали, как дали им! И коровник хоть один остался. Есть дойное стадо. Вот это, это. А то свои коровы. Двести ли, триста голов их. Дойного щас стада есть и все. Доярки написали. Куда им? Одна единственная ферма - и то хотели вырезать». -«С вами в двухтысячном году устроили преднамеренное банкротство?» - «Да. Так получилось» (ПМ КФЭЭ-2010. АК 4236. Ст. Мартанская Горячеключевского р-на. Инф.: Мошнагорский В.А., 1940 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.).
Начало 1990-х годов ознаменовалось развалом и непрофессионализмом управленцев, резким снижением производительности труда. «Ставят сейчас человека такого, в колхозе председателем был - развалил его к чертовой матери. [...] Не хозяин, пришелец.» (ПМ КФЭЭ-2008. АК 4091, ст. Некрасовская Усть-Лабинского р-на. Инф.: Бондарев Н.П., 1924 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.). Если брать статистические показатели, то, например, с 1988 по 2000 гг. поголовье овец в Отрадненском районе сократилось с 320 тыс. голов до 23 650 (Саакян 2000: 3).
Приусадебные хозяйства как-то могли компенсировать жителям перебои с зарплатой, однако не могли её полностью заменить4. «Миллионер был колхоз и совхоз. ...За три года ничего не осталося! Всэ накрылось, и фермы накрылысь!.. У нас в станице был хороший роддом! Лежали уже в нем! А щас нема больницы, а станица больша, семь километров. В Темрюк, а в Темрюку своих людэй хватает! Если довезут! Скорой колысь менэ повезли. Одно мучение! (ПМ КФЭЭ-2017. Аудиотрек Курч4. Ст. Курчанская Темрюкского р-на. Инф-т.: Петренко В.Л., 1937 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.). «В Азовском развалили (совхоз - И. В.). ... Так на фермах даже окна повытаскивали, стоят строения одни, шифер посымали. Кому надо - лезет, сымает. И никто ни за что не отвечает» (ПМ КФЭЭ-2004. АК 3174. Ст. Запорожская Темрюкского р-на. Инф-т.: Харченко А.А., 1928 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.).
Уже в начале 2000-х гг. многие хозяйства страдали от значительных долгов и налогового прессинга, высоких цен на энергоносители (Ляшко 2003: 3; Лахно 2003: 2).
4 Сельские поселения Отрадненского района / Электронный ресурс: http:// www.otradnaya.ru/?area=sel_pos (дата обращения - 02.03.2020).
В результате акционирования колхозов и совхозов резко усилилась власть руководителей хозяйств. Многие рядовые сотрудники при акционировании предприятий проявили инфантильность, пассивность, отсутствие знания своих прав как владельцев паёв. Паи нередко скупались у них руководителями хозяйств.
В условиях слабых социальных связей немало трудностей испытывают фермеры. Малые крестьянские и фермерские хозяйства зачастую в условиях отсутствия налаженного сбыта, дороговизны техники, запчастей и ГСМ оказывались нерентабельными, хорошо развивались наиболее крупные агрохолдинги. В постсоветский период нарастал процесс укрупнения сельского производства. Например, в 1997 г. ООО «Гранит» (Красногвардейское сельское поселение Отрадненско-го района) вливается в СПК колхоз - племзавод «Казь-минский» Ставропольского края Кочубеевского района и по настоящее время является Отрадненским отделением большого колхоза. А одно из предприятий ООО «Васюринский МПК», расположенное на территории Передовского сельского поселения, имело в средине 2000-х годов важное бюджетообразующее значение (Ха-гуров 2004: 92-99)5.
Основа современной станичной инфраструктуры и быта, сформировавшаяся ещё в советское время, продолжает испытывать кризис. Восстановление начала XXI века оказалось ограниченным по масштабам. Например, в станице Кирпильской почти нет работы. В сельском хозяйстве она чаще всего сезонная и зависит от размера урожая в фермерских хозяйствах. На хуторе Железном осталось последнее работающее звено сельхозпредприятия из 12 человек, трое в ближайшее время идут на пенсию (ПМ КФЭЭ-2016. Аудиотрек 1. Х. Железный Усть-Лабинского р-на. Инф.: Еременко Т.Д., 1934 г.р. Иссл.: Зудин А.И.; ПМ КФЭЭ-2016. Аудиотрек 13, ст. Кир-пильская Усть-Лабинского р-на. Инф.: Кравченко И.Н., 1941 г.р. Иссл.: Матвеев О.В., Зудин А.И.). Среднемесячная заработная плата работающего населения на территории Благодарненского сельского поселения Отрад-ненского района уже в середине 2000-х годов составляет 4145 рубля, что чуть выше прожиточного минимума по краю (4003 рубля), самая высокая заработная плата в электросетях - 9600 рублей, самая низкая - в культуре, детских садах, соцзащите, на почте (от 2100 до 3000 рублей)6. В пределах Благодарненского сельсовета От-радненского района на 1 января 2008 г. проживало 5036 чел., 1357 из которых составляли пенсионеры. Притоку или хотя бы сохранению местной молодёжи на прежнем месте жительства препятствуют маленькие зарплаты7. Активная социальная жизнь всё более концентрируется в районных центрах.
Но со временем менялись не только материальные условия. Изменения в укладе жизни, продолжавшие
5 Сельские поселения Отрадненского района / Электронный ресурс: http:// www.otradnaya.ru/?area=sel_pos (дата обращения
- 02.03.2020).
6 Сельские поселения Отрадненского района / Электронный ресурс: http:// www.otradnaya.ru/?area=sel_pos (дата обращения
- 02.03.2020).
7 Сельские поселения Отрадненского района / Электронный ресурс: http:// www.otradnaya.ru/?area=sel_pos (дата обращения
- 02.03.2020).
в течении XX в., не могли не повлечь за собой и изменения менталитета: «Для кубанского менталитета характерны индивидуализм,инструментализм, консерватизм и ограниченность.
Индивидуализм - ...кубанец последовательно осмысляет себя как центр мира...
Инструментализм - рассматривание всего и вся как инструментов для обеспечения собственных интересов и собственного мира. Опять-таки крайне характерно для всех людей. Однако у людей также нередко возникало желание пожертвовать многим ради чего-либо, во что бы то ни стало что-то уничтожить, от чего-то избавиться и отгородиться. Но такой радикализм нынешним кубанцам никогда не был свойственен...
Консерватизм - кубанец довольно легко принимает инструментальные изменения, которые можно как-то использовать, но болезненно реагирует на то, что может изменить его жизнь и его самого. Этим и вызвано неприятие советской власти эпохи её становления и неприятие её падения. Это опять- таки характерно для людей как таковых. Но для людей также нередко бывает характерна тяга к уничтожению старого мира, прежнего себя. Кубанцам это не свойственно.
Ограниченность - есть небольшой компактный мир, в котором кубанец желает быть свободным и независимым. Это даже не Кубань в целом, а его дом, близкие люди, селение...Но чужого кубанец опасается и предпочитает быть отделённым от него обширной нейтральной зоной.» (Резниченко 2015).
Такой кубанский менталитет сложился уже во второй половине XX в., когда старожильческое, часто казачье, население и многочисленные послереволюционные приезжие заметно перемешались.
Старые, традиционные социальные институты (войско, станица, казачий полк, городские сообщества), связанные с предпринимательством, исчезли во многом благодаря целенаправленным действиям советской. Например, на Кубани в течение многих лет выдавливались и выманивались открывающимися возможностями наиболее инициативные (не только для себя) и принципиальные представители старожильческого населения, не говоря уже о массовом терроре в период Гражданской войны и во второй четверти XX в.
Поэтому на Кубани большую значимость приобрели небольшие, до 10 человек, родственные и дружеские коллективы, которые по-настоящему важны для кубанцев. Их основная направленность - решение материальных вопросов и совместный досуг. Политизация их была целенаправленно сведена почти к нулю в эпоху застоя на основе «общественного договора» с властью: «Вы тут себе делайте что хотите. Но туда не суйтесь!». Хотя даже такие коллективы есть далеко не у всех.
Помимо укорочения и разрыва социальных связей, отделения идентичностей от реальной самоорганизации в качестве отличия от дореволюционного (довоенного) периода можно отметить резкое снижение религиозной составляющей ментальности (Васильев 2016; 2016а), которая в дореволюционный период весьма способствовала укреплению взаимопонимания и вза-
имопомощи внутри станичной общины, семьи, между различными возрастными группами.
При этом старожилы настаивают на существенных различиях менталитета кубанцев третьей четверти XX в. и современного его состояния. В 1950-х - в первой половине 1970-х гг. социальные связи кубанцев были ещё намного разветвлённее, крепче и легче завязывались, что объяснялось тем, что люди, успевшие сформироваться при традиционном укладе жизни, ещё были живы и активно влияли на окружающих.
При этом социальные связи кубанцев по сравнению со «старым порядком» радикально ослабли. Региональная, городская, станичная идентичность хоть и сохранилась, но перестала опираться на реально функционирующие социальные институты.
Надо иметь в виду, что современный населённый пункт, особенно в ситуации активного перемещения населения, для многих людей является «неместом» - территорией, нужной им для реализации определённых моментов жизненной стратегии и не более того (Кузнецов 2017: 5-13; Земнухова, Сивков 2017: 44-58). В таких условиях места общего пользования и производственные помещения теряют ценностную значимость и подверглись разграблению. В новый 1993 г. в станице Фонталовской на местном Братском кладбище было спилено три куста можжевельника в качестве новогодних ёлок. «В Азовском развалили. [...] Растащили и СТФ, и МТФ. Я как-то ездил туда, рыбу достать, рыбаки там. А так на фермах даже окна повытаскивали, стоят строения одни, шифер посымали. Кому надо - лезет - сымает. И никто ни за что не отвечает» (Великая 1993: 1; ПМ КФЭЭ-2004. АК 3135. Ст. Запорожская Темрюкского р-на. Инф.: Харченко А.А., 1928 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.). Равнодушие к своей малой родине ставит под сомнение перспективы даже самых благополучных населённых пунктов: «Северская (станица - И.В.) гламурная, как Швейцария! Особняк на особняке! А инфраструктура сыпется. Электричество постоянно отключают, газопровод на ладан дышит, с водой перебои. В больнице одни пенсионеры работают. Интернет еле работает - на диване ловит, за столом - нет. Чтоб онлайн оплатить, надо из дома на воздух выйти. Айтишнику тут вообще делать нечего! Производство закрылось почти всё. И торговлишка ужимается. Из других регионов богатые приезжают, в тепле на пенсии пожить. А как они перемрут - будет райцентр - призрак. - Есть же общественники, отстояли, например, постройку нового здания для 43-й школы. - Три калеки. Чтоб инфру (инфраструктуру - И.В.) поднять - в сто раз больше надо, чтоб люди с возможностями тоже участвовали. А так у всех и хаты, и дворцы с краю». Среди основных вызовов, стоявших перед также небедным Ленинградским районом в конце 2000-х гг. назывались проблемы с водоснабжением, снабжением электроэнергией и теплом, утилизацию мусора. Многие многоквартирные дома стали ветхими, как и муниципальный автопарк (А.Л., 42 года, пол муж., личный архив автора; ГАКК. Ф. Р-1855. Оп.1. Д. 3670. Л. 209).
В таких условиях передача ряда функций государственных структур по поддержанию местной инфраструктуры частным компаниям дополнительно
усугубляет кризис коммунальной сферы населённых пунктов. В 2016 г. в станице Каневской убрали стационарные контейнеры для мусора, и жителям приходилось либо ждать приезда мусоровоза, либо выбрасывать его прямо на улицу8.
Одновременно люди активно присутствуют вне черты населенных пунктов, возводят там массу строений и пр. Когда как многие территории в формальных границах населённых пунктов перестают соответствовать критериям заселённой и освоенной территории. Они чаще всего просто забрасываются. Пространство поселения размывается и фрагментируется, перестаёт быть сплошным и плотным (Васильев 2016б).
Что касается отношений между людьми, то они также серьёзно деградировали: «А щас рэжут,... (друг друга -И. В.)! Пришло время такое, что смотри в оба» (ПМ КФЭЭ-2008. АК 4028. Ст. Тенгинская Усть-Лабинского р-на. Инф.: Беднов В.А., 1936 г.р.). Со страниц газеты «Сельская новь» (Усть-Лабинский район) исчезают новости из станиц, сообщения о работе сельскохозяйственных и промышленных производств, но разрастается криминальная хроника. Так, перед новым 1993 г. в Усть-Лабин-ске совершались кражи и ограбления ресторанов, кафе, магазинов. В обществе растёт тревожность, например, страх перед криминалом, болезнями (Иванова 1993: 1; Не ешьте 1993: 1; Предновогодние 1993: 2; Григорьева 1997: 4; Ермак 1997: 4). В следствии чего, например, в начале XXI в. всё большее распространение в сельской местности получают системы видеонаблюдения (Чазова 2018).
Тесное взаимодействие между людьми, не связанными друг с другом в рамках сетей коллективов выживания и общинного единства, вообще порождает агрессию и взаимные опасения: «У нас на хуторе все друг друга знают. - Помогаете своим? - Если только родным, близким друзьям. А так если у кого что случилось, ещё и добить постараются. Не все, но некоторые точно» (А.М., 42 года, пол жен., личный архив автора). «Бывшая свекровь была громкая, общительная. Было друзей у неё много, знакомых. А как бывшего захотели посадить, все показания дали. Как он врезку делал (в газовую магистраль - И.В.). Даже те, кто на другом конце станицы живут!» (Е.В., 45 лет, пол жен., личный архив автора).
В условиях распада горизонтальных социальных связей и самоорганизации вырождаются и деградируют наиболее фундаментальные обычаи и традиции. «Выпьют немножко, оставят, опять разговор. А щас! Ладно мужики! А женщины распущенные стали!» (ПМ КФЭЭ-2008. АК 4093. Ст. Некрасовская Усть-Лабинского р-на. Инф.: Калугин В.А., 1914 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.). «А сейчас там обедают (на кладбище - И. В.), один так родителей поминет, что, извини за выражение, и на крест пописеет» (ПМ КФЭЭ-1996. АК 1094. Ст. Удобная. Инф.: Федорченко Т.М., 1910 г.р., Кущенкина А.Г., 1908 г.р. Иссл.: Капышкина С.Ю., Самарская А.).
8 Мусор не по правилам. Почему на Кубани растет число
нелегальных свалок. 2016 / Электронный ресурс: Ийр://шшш. kuban.aif.ru/society/details/musor_ne_po_pravilam_pochemu_ na_kubani_rastet_chislo_nelegalnyh_svalok (дата обращения -02.03.2020).
Исчезновение традиций, норм, правил и психологических установок, необходимых для поддержания жизнеспособных коллективов выживания наглядно проявилось в динамике разводов. После 1987 г. в Краснодарском крае достаточно быстро растёт число разводов (14 649 в 1987-м и 23 732 в 1988-м). Количество зарегистрированных на Кубани браков в январе - апреле 2018 г. сократилось в сравнении с аналогичным периодом 2017 на 594 пары, или на 5,5 %. Число официально оформленных разводов выросло за год на 106 пар, или на 1,3 %. В целом по краю на 1000 зарегистрированных пар пришлось 802 распавшейся (в январе - апреле 2017-го -747) (Шаповалова 2015: 169; Коренев 2018).
Таким образом, в течении XX столетия кубанские станичники превратились в посткрестьян, лишенных полноценной территориальной самоорганизации. Их ослабленные коллективы выживания (по преимуществу родственные) не связанны друг с другом.
Сильнейший удар по коллективам выживания нанесли расказачивание и коллективизация. В дальнейшем превращение заработной платы из государственного и колхозного бюджета в основной источник дохода, жилищное строительство, развитие инфраструктуры силами государственных организаций, колхозных стройбри-гад, общее ослабление потребности во взаимопомощи «добили» остатки самоорганизации и местной солидарности, ослабили отдельные коллективы выживания. Из-за чего в постсоветский период населённые пункт превратились в аморфные образования, жители которых мало что могут самостоятельно сделать для поддержания их жизнеспособности. Что ставит под сомнение благополучие многих населённых пунктов региона. Особенно - в ближайшем будущем.
ЛИТЕРАТУРА
Азаренкова, Бондарь, Вертышева 1986 - Азаренкова А.С., Бондарь И.Ю., Вертышева Н.С. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793-1985 гг. ) . Краснодар, 1986.
Бойко 2015 - Бойко И.К. Этапы большого пути: к 90-летию Новопокровского района. Краснодар, 2015 .
Васильев 2016 - Васильев И.Ю. Типичный кубанец: менталитет и социальная специфика . 2016 / Электронный ресурс:
http://narodnazemle.ru/node/71 (дата обращения - 02.03.2020) .
Васильев 2016а - Васильев И.Ю. Кубанец: этносоциальный портрет. 2016а / Электронный ресурс: http://narodnazemle. ru/node/65 (дата обращения - 02.03.2020) .
Васильев 2016б - Васильев И.Ю. Природное и антропогенное: слияние. 2016б / Электронный ресурс: https://www. apn. ru/publications/article35205. htm (дата обращения - 02. 03.2020).
Васильев 2021 - Васильев И.Ю. Коллективы выживания кубанских казаков // Исторический формат. 2021. № 1 . С . 120127.
Великая 1993 - Великая Г. Вандализм по-фонталовски // Тамань . 1993. № 1 . 6 января. С . 1. ГАКК - Государственный архив Краснодарского края.
Григорьева 1997 - Григорьева В. «Мама, а почему ты пьешь?. . . » // Сельская новь . 1997. № 2 . 7 января. С . 4. Дневник 1989 - Дневник животновода // Сельская жизнь . 1989. № 132 . 2 ноября. С . 1. Ермак 1997 - Ермак В. Потехе - не только час! // Сельская новь . 1997. № 1 . 3 января. С . 4.
Забазнов 2010 - Забазнов А.Н. Социально-экономическое и политическое развитие г. Усть-Лабинска в 1794-2000 гг. Усть-Лабинск, 2010 .
Земнухова, Сивков 2017 - Земнухова Л.В., Сивков Д.Ю. Работать (в)месте: локализация технонауки в офисах IT-индустрии // Этнографическое обозрение. 2017 . № 6. С . 44-58.
Иванова 1993 - Иванова В. Фальшивые купюры // Сельская новь . 1993. № 1. 5 января. С. 1 . Итоги 1975 - Итоги года минувшего // Сельская жизнь . 1975. № 4 . 9 января. С . 1 .
Касьянов 2008 - Касьянов В.В. Кубань в середине 1960-х - 1980-е гг. : достижения и просчеты «эпохи застоя» // Голос минувшего . 2008. № 3-4 .
Коренев 2018 - Коренев Е. Краснодарстат: На 1000 браков в крае приходится более 800 разводов . 2018 / Электронный ресурс: https://sochinews . io/2018/06/22/krasnodarstat-na-1000-brakov-v-krae-prihoditsya-bolee-800-razvodov/ (дата обращения - 02.03.2020) .
Кузнецов 2017 - Кузнецов А.Г. К антропологии «близкого» в городе: места, неместа, мобильности // Этнографическое обозрение . 2017 . № 6 . С . 5-13 .
Лахно 2003 - Лахно А. В Спокойной готовятся к юбилею // Сельская жизнь . 2003. № 32. 18 марта. С . 2 . Ляшко 2003 - Ляшко Н. Напряженные будни колхоза «Путь Ильича» // Сельская жизнь . 2003. № 26 . 1 марта . С . 3. Не ешьте 1993 - Не ешьте мяса диких кабанов // Сельская новь . 1993. № 1 . 5 января. С. 1 .
Непомнящий 2015 - Непомнящий В.М. Процесс и проблемы жилищного строительства в Краснодарском крае в конце 50-х - первой половине 80-х гг. XX в . Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Майкоп, 2015 .
Никитин 2006 - Никитин А.В. Развитие сельскохозяйственных предприятий России в 1990-е - 2000-е гг. // Вестник
Тамбовского государственного технического университета . 2006. Том 12. № 3 . С . 818-832.
Отвечают 1975 - «Сельской нови» отвечают // Сельская новь . 1975. № 92. 19 июля. С . 1 .
ПМ КФЭЭ - Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции .
Предновогодние 1993 - Предновогодние «гости» // Сельская новь . 1993. № 1. 5 января. С. 2 .
Резниченко 2015 - Резниченко С. Кубанцы . Какие они? 2015 / Электронный ресурс: https://www. apn.ru/index. php?newsid=33071 (дата обращения - 02.03.2020) .
Саакян 2000 - Саакян А. Как нам заниматься овцеводством // Сельская жизнь . 2000. № 7. 18 января. С . 3 . Семья Юрьевых 1975 - Семья Юрьевых. Где электроэнергия? // Сельская новь . 1975. № 87 . 6 июня. С . 2 . Ушкин 2020 - Ушкин С. Культура против экономики: аморальный фамилизм и гнетущая повседневность // Социологическое обозрение . 2020. № 19 . Т. 2 .
Хагуров 2004 - Хагуров А.А. Земельная реформа на Кубани: региональный срез // Социологические исследования. 2004. № 5. С . 92-99.
Чазова 2018 - Чазова С. Под всевидящим оком камер . 2018 / Электронный ресурс: http://www.v-life. ru/index. php?area=news&id=4587 (дата обращения - 02. 03.2020).
Шаповалова 2015 - Шаповалова Я.А. Динамика разводов в Краснодарском крае в 1980-е гг. // Теория и практика общественного развития 2015 № 11
REFERENCES
Azarenkova, Bondar', Vertysheva 1986 - Azarenkova A.S., Bondar' I.YU., Vertysheva N.S. Osnovnye administrativno-territorial'nye preobrazovaniya na Kubani (1793-1985 gg . ) [The main administrative and territorial transformations in the Kuban (1793-1985)], Krasnodar, 1986 [in Russian].
Bojko 2015 - Bojko I.K. Etapy bol'shogo puti: k 90-letiyu Novopokrovskogo rajona [Stages of the long road: to the 90th anniversary of the Novopokrovsky district], Krasnodar, 2015 [in Russian].
CHazova 2018 - CHazova S. Pod vsevidyashchim okom kamer [Under the all-seeing eye of cameras], 2018, Electronic resource: http://www.v-life .ru/index.php?area=news&id=4587 (Date of access - 02.03.2020) [in Russian]. Dnevnik 1989 - Dnevnik zhivotnovoda [Diary of an animal breeder], in: Sel'skaya zhizn' [Rural life], 1989, № 132, 2 November, pp 1 [in Russian]
Ermak 1997 - Ermak V. Potekhe - ne tol'ko chas! [Fun - not just an hour!], in: Sel'skaya nov' [Rural nov], 1997, № 1, 3 January, pp 4 [in Russian]
GAKK - Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo kraya [The State Archive of the Krasnodar Territory] [in Russian]. Grigor'eva 1997 - Grigor'eva V. «Mama, a pochemu ty p'esh'? . . . » ["Mom, why are you drinking? . . ."], in: Sel'skaya nov' [Rural nov], 1997, № 2, 7 January, pp . 4 [in Russian].
Hagurov 2004 - Hagurov A.A. Zemel'naya reforma na Kubani: regional'nyj srez [Land reform in the Kuban: a regional cross-
section], in: Sociologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2004, № 5, pp . 92-99 [in Russian].
Itogi 1975 - Itogi goda minuvshego [Results of the past year], in: Sel'skaya zhizn' [Rural life], 1975, № 4, 9 January, pp. 1 [in
Russian]
Ivanova 1993 - Ivanova V. Fal'shivye kupyury [Counterfeit bills], in: Sel'skaya nov' [Rural nov], 1993, № 1, 5 January, pp . 1 [in Russian]
Kas'yanov 2008 - Kas'yanov V.V. Kuban' v seredine 1960-h - 1980-e gg . : dostizheniya i proschety «epohi zastoya» [Kuban in the mid-1960s - 1980s: achievements and miscalculations of the "stagnation era"], in: Golos minuvshego [The Voice of the Past], 2008, № 3-4 [in Russian].
Korenev 2018 - Korenev E. Krasnodarstat: Na 1000 brakov v krae prihoditsya bolee 800 razvodov [Krasnodarstat: There are more than 800 divorces per 1000 marriages in the region], 2018, Electronic resource: https://sochinews . io/2018/06/22/ krasnodarstat-na-1000-brakov-v-krae-prihoditsya-bolee-800-razvodov/ (Date of access - 02.03.2020) [in Russian]. Kuznecov 2017 - Kuznecov A.G. K antropologii «blizkogo» v gorode: mesta, nemesta, mobil'nosti [To the Anthropology of the "close" in the city: places, non-places, mobility], in: Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic review], 2017, № 6, pp . 5-13 [in Russian]
Lahno 2003 - Lahno A. V Spokojnoj gotovyatsya k yubileyu [In the Quiet they are preparing for the anniversary], in: Sel'skaya zhizn' [Rural life], 2003, № 32, 18 March, pp . 2 [in Russian].
Lyashko 2003 - Lyashko N. Napryazhennye budni kolhoza «Put' Il'icha» [Intense everyday life of the collective farm "Ilyich's Way"], in: Sel'skaya zhizn' [Rural life], 2003, № 26, 1 March, pp . 3 [in Russian].
Ne esh'te 1993 - Ne esh'te myasa dikih kabanov [Do not eat wild boar meat], in: Sel'skaya nov' [Rural nov], 1993, № 1, 5 January, pp. 1 [in Russian].
Nepomnyashchij 2015 - Nepomnyashchij V.M. Process i problemy zhilishchnogo stroitel'stva v Krasnodarskom krae v konce 50-h - pervoj polovine 80-h gg . XX v. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchyonoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [The process and problems of housing construction in the Krasnodar Territory in the late 50s - first half of the 80s of the XX century. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences], Maykop, 2015 [in Russian]. Nikitin 2006 - Nikitin A.V. Razvitie sel'skohozyajstvennyh predpriyatij Rossii v 1990-e - 2000-e gg . [Development of agricultural enterprises in Russia in the 1990s - 2000s . ], in: Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tambov State Technical University], 2006, Tom 12, № 3, pp. 818-832 [in Russian]. Otvechayut 1975 - «Sel'skoj novi» otvechayut ["Rural Novi" answer], in: Sel'skaya nov' [Rural nov], 1975, № 92, 19 July, pp. 1 [in Russian]
PM KFEE - Polevye materialy Kubanskoj fol'klorno-etnograficheskoj ekspedicii [Field materials of the Kuban folklore and ethnographic expedition] [in Russian].
Prednovogodnie 1993 - Prednovogodnie «gosti» [New Year's Eve "guests"], in: Sel'skaya nov' [Rural nov], 1993, № 1, 5 January, pp. 2 [in Russian].
Reznichenko 2015 - Reznichenko S. Kubancy. Kakie oni? [Kuban. What are they like?], 2015, Electronic resource: https:// www. apn.ru/index.php?newsid=33071 (Date of access - 02.03.2020) [in Russian].
Saakyan 2000 - Saakyan A. Kak nam zanimat'sya ovcevodstvom [How do we engage in sheep farming], in: Sel'skaya zhizn' [Rural life], 2000, № 7, 18 January, pp . 3 [in Russian].
Sem'ya YUr'evyh 1975 - Sem'ya YUr'evyh. Gde elektroenergiya? [Where is the electricity?], in: Sel'skaya nov' [Rural nov], 1975, № 87, 6 June, pp . 2 [in Russian].
SHapovalova 2015 - SHapovalova YA.A. Dinamika razvodov v Krasnodarskom krae v 1980-e gg. [Dynamics of divorces in the Krasnodar Territory in the 1980s . ], in: Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, № 11 [in Russian]
Ushkin 2020 - Ushkin S. Kul'tura protiv ekonomiki: amoral'nyj familizm i gnetushchaya povsednevnost' [Culture versus economy: immoral familiism and oppressive everyday life], in: Sociologicheskoe obozrenie [The Sociological review], 2020, № 19, T. 2 [in Russian].
Vasil'ev 2016 - Vasil'ev I.YU. Tipichnyj kubanec: mentalitet i social'naya specifika [Typical Kuban: mentality and social specifics], 2016, Electronic resource: http://narodnazemle.ru/node/71 (Date of access - 02. 03.2020) [in Russian].
Vasil'ev 2016a - Vasil'ev I.YU. Kubanec: etnosocial'nyj portret [Kubanets: an ethnosocial portrait], 2016a, Electronic resource: http://narodnazemle .ru/node/65 (Date of access - 02.03.2020) [in Russian].
Vasil'ev 2016b - Vasil'ev I.YU. Prirodnoe i antropogennoe: sliyanie [Natural and anthropogenic: influence], 2016b, Electronic resource: https://www. apn. ru/publications/article35205.htm (Date of access - 02. 03.2020) [in Russian].
Vasil'ev 2021 - Vasil'ev I.YU. Kollektivy vyzhivaniya kubanskih kazakov [Survival collectives of the kuban cossacks], in: Istoricheskij format [Historical format], 2021, № 1, pp . 120-127 [in Russian].
Velikaya 1993 - Velikaya G. Vandalizm po-fontalovski [Vandalism in the Fontalovsky way], in: Taman, 1993, № 1, 6 January, pp 1 [in Russian]
Zabaznov 2010 - Zabaznov A.N. Social'no-ekonomicheskoe i politicheskoe razvitie g. Ust'-Labinska v 1794-2000 gg . [Socioeconomic and political development of Ust-Labinsk in 1794-2000], Ust-Labinsk, 2010 [in Russian].
Zemnuhova, Sivkov 2017 - Zemnuhova L.V., Sivkov D.YU. Rabotat' (v)meste: lokalizaciya tekhnonauki v ofisah IT-industrii [Work (in) a place: localization of technoscience in the offices of the IT industry], in: Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 2017, № 6, pp . 44-58 [in Russian].
Васильев Игорь Юрьевич
- Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия).
Igor Vasilyev
- Candidate of Historical Sciences, Senior research associate of the Research Center of traditional culture «The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia).
ivasee@mail . ru