Научная статья на тему 'ТРАКТОРА И ТРАКТОРИСТЫ В НАРОДНОЙ ПАМЯТИ КУБАНСКИХ СТАНИЦ'

ТРАКТОРА И ТРАКТОРИСТЫ В НАРОДНОЙ ПАМЯТИ КУБАНСКИХ СТАНИЦ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
359
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОР / ТРАКТОРИСТ / КОЛХОЗ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / КУБАНЬ / ПРИЦЕПЩИК / ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ТРУД ЖЕНЩИН И ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Игорь Юрьевич

Трактора и трактористы стали важным символическим и реальным признаком изменения материальной культуры и специфики занятости жителей кубанских станиц в советское время. На начальном этапе тракторов в кубанских колхозах и совхозах было очень мало. Многие трактористы были самоучками, слабо развивалась ремонтная база. При этом статус тракториста формально считался высоким. К средине - началу второй половины XX в. престиж профессии связан с улучшением уровня подготовки, материальной базы, количества и качества тракторов. Выросло и материальное благосостояние трактористов. Позднее, при общем росте уровня жизни и технической оснащённости в стране, профессия тракториста уже воспринимается как обыденная, привычная. Приведены воспоминания о работе на тракторах в военные и послевоенные годы, о тяжёлом труде прицепщиков - женщин и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRACTORS AND TRACTOR DRIVERS IN FOLK MEMORY OF KUBAN STANITSA

Tractors and tractor drivers became an important sign, symbolic and real, of changes in the material culture and employment specifics of the residents of Kuban villages in the Soviet era. At the initial stage, there were very few tractors on the Kuban collective and state farms. Many tractor drivers were selftaught, and the repair base was poorly developed. At the same time, the status of a tractor driver was formally considered high. By the middle and beginning of the second half of the XX century, the prestige of the profession was superimposed on improving the level of training, material resources, and the number and quality of tractors. The material wellbeing of tractor drivers also grew. Later, with a general increase in the standard of living and technical equipment, the tractor driver's profession is already perceived as ordinary, familiar. The author gives information about working on tractors during the war and postwar years, about the hard work of women and teenagers who worked on trailers.

Текст научной работы на тему «ТРАКТОРА И ТРАКТОРИСТЫ В НАРОДНОЙ ПАМЯТИ КУБАНСКИХ СТАНИЦ»

УДК 908+929. ГРНТИ 03.23.55

ТРАКТОРА И ТРАКТОРИСТЫ В НАРОДНОЙ ПАМЯТИ КУБАНСКИХ СТАНИЦ

И.Ю. Васильев

Научно-исследовательский центр традиционной культуры ГБНТУККК «Кубанский казачий хор» Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Красная, 5

Трактора и трактористы стали важным символическим и реальным признаком изменения материальной культуры и специфики занятости жителей кубанских станиц в советское время. На начальном этапе тракторов в кубанских колхозах и совхозах было очень мало. Многие трактористы были самоучками, слабо развивалась ремонтная база. При этом статус тракториста формально считался высоким. К средине — началу второй половины XX в. престиж профессии связан с улучшением уровня подготовки, материальной базы, количества и качества тракторов. Выросло и материальное благосостояние трактористов. Позднее, при общем росте уровня жизни и технической оснащённости в стране, профессия тракториста уже воспринимается как обыденная, привычная. Приведены воспоминания о работе на тракторах в военные и послевоенные годы, о тяжёлом труде прицепщиков — женщин и подростков.

Ключевые слова: трактор, тракторист, колхоз, сельскохозяйственная техника, Кубань, прицепщик, послевоенное восстановление, труд женщин и подростков.

TRACTORS AND TRACTOR DRIVERS IN FOLK MEMORY OF KUBAN STANITSA

I.Yu. Vasiliev

Research and Development Center of Traditional Culture at GBNTUK KK «Kuban Cossack Choir» Russia, 350063, Krasnodar, ul. Krasnaya, 5

Tractors and tractor drivers became an important sign, symbolic and real, of changes in the material culture and employment specifics of the residents of Kuban villages in the Soviet era. At the initial stage, there were very few tractors on the Kuban collective and state farms. Many tractor drivers were self-taught, and the repair base was poorly developed. At the same time, the status of a tractor driver was formally considered high. By the middle and beginning of the second half of the XX century, the prestige of the profession was superimposed on improving the level of training, material resources, and the number and quality of tractors. The material well-being of tractor drivers also grew. Later, with a general increase in the standard of living and technical equipment, the tractor driver's profession is already perceived as ordinary, familiar. The author gives information about working on tractors during the war and post-war years, about the hard work of women and teenagers who worked on trailers.

Keywords: a tractor, a tractor driver, a collective farm, agricultural machinery, Kuban, a rear operator, post-war reconstruction, women and teenagers' labour.

Появление тракторов и профессии тракториста повлияло на специфику занятости жителей кубанских станиц в советское время и повлекло изменения в материальной культуре. Тяжёлая, мощная техника стала своеобразной «визитной карточкой» села в XX в. Роль тракторов и трактористов в изменении специфики сельского хозяйства и уклада жизни в сельской

© Васильев И.Ю., 2021_

28

местности отражена в работах по истории сельского хозяйства и колхозной повседневности Кубани [1-2]. Особое значение имеют работы, посвящённые быту трактористов, их материальному обеспечению; истории изменения материально-технической базы региона [3-4]. А тема «первого трактора в станице» периодически всплывает в краеведческих публикациях

[5]. Не удивительно, что сохранилось немало воспоминаний старожилов, так или иначе связанных с этой темой.

Первым трактором в станице или на хуторе зачастую был «Фордзон», выпускавшийся в Ленинграде на заводе «Красный путиловец» по лицензии компании «Ford and son», его также импортировали из США. «(Купили — И.В.) ноповязалку американскую «Маккор-мик»... А потом купили «Фордзончик»». «Трактор тада назывался «Фарзон»» [6].

Первоначально, в 1930-1950 гг., тракторов в колхозах было немного: «С десяток. Лошадей, быков больше было. ... Тракторов мало». Немаловажно, что в средине XX в. применение тракторов было более разнообразным, чем в конце столетия. На них чаще осуществляли перевозки, использовали при обмолоте зерна. К «Фордзону» мог прилагаться вал отбора мощности, и трактор можно было использовать как силовую установку. «И молотилка када молотилы, трактором крутилы молотилку и вымолачивали зерно. . Трактор сделал, пчёл перевозил туда» [7].

Иногда в рассказах пожилых трактористов можно найти перечисление моделей ранних тракторов, описание их особенностей:

«— А когда в колхозе гусеничные трактора появились? — (М.И.) Да когда уже я работал. Маленькие были. (А.С.) Первые — ХТЗ1. (М.И.) Это колёсный. А я на «Натике»2 работал. ... А до войны и «Фордзоны»» были. (А.С.) — Как я выучился, как раз пришли «Иосиф Сталин» ИС. Так назывались гусеничные тяжёлые трактора. Сразу же стал на нём работать и работал на нём. И до пятьдесят девятого года. А появились где-то в сорок девятом году». «Были плохие трактора. На железных колёсах такие-то. Щас их нету. — Это случайно не «Фордзон»? — Нет. «Натики» трактора были. Да и «Фордзон» был. А то «Че-лябинец» трактора называются. «Челябинец» он назывался. А такой как «С-100»3, може видел? Это как совремённые «С-100». Тока он несовершенный. Такой он, на гусеничном ходу. Но это был очень хороший трактор». «Тада

1 Трактора, выпускавшиеся Харьковским тракторным

заводом.

2 СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 по 1952 гг. на тракторостроительных заводах СССР. Первый массовый трактор с конструкцией отечественной разработки.

3 «Сталинец-100» (С-100; разг. — «эсак») — совет-

ский гусеничный трактор промышленного назначения. Скон-

струирован в 1956 г.

ж трактора маленькие были, СТЗ4. ... СТЗ самый первый был. Колёсный. А потом уже пошёл СТЗ «Натик» гусеничный. Сэтэзовский мотор, тока на гусеницах. ЧТЗ5 большой, с большой, заправка шо как. Бочка, с большой бочкой. Он диаметром больше сам. И такие дела. И работал так. Восемьдесят первый год пошёл» [8].

На ранних моделях тракторов было мало автоматики. И ряд действий, например, регулирование работы плуга, надо было выполнять вручную: «Трактор пашет, поворачивает. Надо плуга выключать. Чтоб не пахалы разворот. А повернулся в другую сторону — уже надо включать». Этим занимался помощник тракториста — прицепщик: «... до армии прицепщиком работал. На плугу сидели. На краю. Доезжае — надо выключить. Шоб не перепахивал дорогу. В бурьяны забьется плуг — чистишь» [9].

Справляться с трудностями первым трактористам помогали выносливость и привычка к тяготам в сочетании с интересом к новому, который был присущ значительной части молодёжи в первой половине XX в., причём независимо от взглядов и убеждений.

Особое место среди устных рассказов, связанных с темой тракторов и трактористов, занимают воспоминания о работе на тракторах в военные и послевоенные годы, о тяжёлом труде прицепщиков — женщин и подростков. В годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время на тракторах приходилось особенно часто работать женщинам: «Работала трактористом, это очень тяжёлый труд женскай. Сейчас же видишь, машины со стартера заводятся, и трактор. А тада всё вручную» [10]. Особенно часто женщинам и подросткам приходилось быть прицепщиками, хоть это был тяжёлый для них труд:

«Послала на работу мамка. ... «Коль, прицепщиком. На прицепах к тракторам». Там такой ножик и резали ажину. Ажины много было. Я резал, и ночью пахали. А свету нету, а горит в ведре костёр. Пашут. — Ночью пахали, да? — Ночью пахали. — А ажину резали, чтоб пахать было можно? — Ажину, када забьёть он ту. А я этим же ножом порежу всю.

4 Выпускался с 1930 г. Сталинградским тракторным заводом, а с 1931 г. — Харьковским. Трактор предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, с навесными сельскохозяйственными орудиями, приводами стационарных машин.

5 Трактор, производившийся Челябинским тракторным заводом.

Когда он поднимает, выкидается. И поехали опять. — А вы прямо по ажине пахали? — По

полю, по полю прямо ажина была. Такая сплошная, понимаешь».

«Ну, на тракторе я прицепщиком работала. Трактористом друга была. — Наталия Ефремовна? — Да, да. Ждан. Я попала пид трактор. — Расскажите! — Пишла ужинать, пришла. А трактор пишол в ту сторону. А трактора не видно было. Я сяду тут. Да и заснула. Оно ж ночь. Уже почула, як шпоры зачепили меня. Я сразу начала кричать. Я сразу поняла, что трактор. Трактор перекричать, шоб Наташа ж почула. Она почула. По серёдке. Як раз одна половина туда, и одна туда. Выскочила, растерялася наверное. А сзади шёл тракторист этот бригадир. И тракторист там работал. Когда подишол, вин думал, шо я упала. Я была на пахоте. А тада вин наткнулся на мои ноги. А я ж пид трактором была. Ну и вси до конца проихал. И я схватылася. И так мисяц пролежала в больнице. Ну ничё»[11].

Информанты упоминают и новый приход техники иностранных марок на смену советской в начале XXI в.:

«— А какие трактора были? — СТЗ, «Универсал», — Хорошие были трактора? —

Против шо шас — никуда. ДТ-54 (первый трактор с дизельным двигателем — И.В.), гусеничный «Натик». А щас и кондиционер, и всё. Не нашинская техника. Нашинской техники щас в основном нету. Т-701 ещё. Сам работал. МТЗ-802» [12].

От тракторов перейдём к трактористам. В начале 1930-х гг. их было ещё меньше, чем тракторов, т. е., катастрофически не хватало. Поэтому иногда работу с техникой доверяли неграмотным: «Папа в колхозе работал трактористом. Неграмотный. Даже расписаться не мог, а трактористом работал» [13].

Нередко знающий тракторист одновременно был и механиком, и преподавателем своего ремесла:

«У нас один он был. На три станицы. Немой тракторист. Он сам суздальский. На всём ладил мотор сам. Сам трактора ладил у нас. Учил малолеток. Потом мы уже самостоятельно стали работать. Мне бригадир привёл

1 Универсально-пропашной гусеничный трактор, предназначенный для возделывания винограда (Т-70В) и сахарной свёклы (Т-70С).

2 МТЗ-80 «Беларус» — марка универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 г.

трёх девчат. Тут есть станица Суздальская, Мартанская. Есть Каштары... Туда привёл девчат и сказал: "Будешь учить". Я ещё сам не могу хорошо. Только научился заводить. Такое было. Не специалист. Ну, а что? Посадить некого было. Всех забрали на фронт. А кого посадишь? Армию кормить надо. А некого посадить. Значить надо, чтобы эти девчёнки научились. Научились потихоньку. Уже никого нет. Из этих людей я остался. Кто там ещё? Два года тому назад» [14].

Плакат «Тракторист». Серия: картины «Кем быть?». Автор: Л.И. Мусякина. Художник: Р.Ж. Авотин

Но в целом знатоков новой техники предпочитали обучать целенаправленно:

«Есть одна станица под Майкопом, не помню, как называется. Я там окончил курсы трактористов с отличием. Поехал сюда и научил здесь двадцать трактористов. Научил, прэподавал. И практику, и всё. ... » [15].

К подготовке будущих трактористов на Кубани государство относилось весьма серьёзно.

«Работал я после демобилизации трактористом. В МТС. В Новомалороссийской. Два года поработал — направили учиться на механика. Машино-тракторной станции той. В станицу Ханскую Адыгейской области. 17-месячные. Тогда всё краткосрочное было, после войны. И должен я был возвратиться работать механиком там. Называлась машинно-тракторная станция Гражданская. Сокращённо — Гражданская МТС. Год проучился — учился хорошо. Старостой курса был. Необходим был инструктор производственного обучения. Мне предложили работать. — А как учёба? — Вы будете учиться и работать. —

А как самовольный уход? Это ж в тюрьму можно было. — А мы всё устроим. А в сорок девятом приехал на курсы. У нас группа механиков была и тридцать групп трактористов. Двух-трёх месячные курсы. Учились в две смены. С семи до трёх и с трёх до 11 ночи. Напряжёнка была. Директор говорит:

— Мы всё отрегулируем с Краснодарским управлением сельского хозяйства. Я говорю:

— Попробую поработать. При условии, что примете моего друга. Друг со Славянской. На квартире на одной жили. Начал работать. Ну и мене понравилось» [16].

На механизаторов в Краснодарском крае учились и иностранцы:

«До армии я работал прицепщиком в колхозе им. Ворошилова. В армию так и забрали прицепщиком, без специальности. А тут начался комсомольский набор на тракториста — машинисты широкого профиля у Славянск, и кубинцы с нами училися. Нас одели бесплатно, костюмы по сто рублей дали, фуражки, ботинки хромовые, чтоб в глазах кубинцев смотреться. Нашлись те, кто в Москву написал, что кубинцев одевали и кормили лучше нас. Они в основном чёрные, негры были. И платили ещё стипендию, колхоз платил. Чи сорок семь рублей, чи сколько. Мы учились в школе механизации и вечером были на практике. И я попал на комбайн. Я и Вася Краснюк хорошо заработали. Вечером ещё ходили в автошколу. Получили специальности тракторист-машинист широкого профиля» и шофёр третьего класса» [17].

Не удивительно, что, например, опытные трактористы из Усть-Лабинского района участвовали в освоении целины, работали в Сибири [18]. В целом профессия тракториста в 1930-1950 гг. позиционировалась властями как престижная:

«Осенью 1930 года всполошилась вся станица. В колхоз прибыло два колёсных трактора. Трактористы Ледовской Пётр и Ковальский Тихон ходили именинниками. Со всех концов люди бежали на окраину станицы, где трактора проложили первые борозды. Старики не уходили с поля до позднего вечера. Новая жизнь захватила их, заставила поверить в необходимость ведения коллек-

тивного хозяйства» [19]. «Давали стахановца хорошему трактористу» [20].

В целом в 1950-1960-е гг. работа с сельскохозяйственной техникой порой вела к относительному материальному преуспеванию и карьерному росту.

«Я как раз построился, столбяной домик сделал. У нас был землемер Антонов, а потом Мальцев при МТС завхозом. А я третий. А до нас по станице ещё никто не строился. До армии я был трактористом, а после армии решил быть комбайнёром. Год, проработать штурвальным, а потом МТС посылал учиться на помощника бригадира в Платнировку. По механизации. И брат только пришёл, женился. А я начал отделяться, какие-то денежки собрал. И отец мене не рубля».

Однако престиж профессии в «медийном поле» часто недостаточно соответствовал реальной практике. Условия труда были трудными, материальное вознаграждение — недостаточным [21].

В последние годы советской власти трактористов в кубанских станицах было много. Жили они достаточно зажиточно на фоне общего уровня жизни в регионе. Но профессия уже в ряду других не выделялась как в официальной идеологии, так и в народном сознании. Она стала привычной, распространённой:

«И техники было в колхозе страшно сколько! Трактористы, комбайнёры работали». «.Это всё, что есть — квартиры. Пораздавали дояркам, свинаркам, трактористам» [22].

Таким образом, при появлении тракторов в кубанских колхозах и совхозах их, как трактористов, было очень мало. Многие трактористы были самоучками, слаба ремонтная база. При этом статус тракториста формально считался высоким, что не всегда подкреплялось реальным положением.

К средине — началу второй половины XX в. престиж профессии был обусловлен улучшением уровня подготовки, материальной базы, количеством и качеством тракторов. Выросло и материальное благосостояние трактористов. Позднее при общем росте уровня жизни и технической оснащённости профессия тракториста уже воспринимается как обыденная, привычная.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

REFERENCES

1. Серогодский Н.А. Сельское хозяйство Кубани: прошлое и настоящее. Н.А. Серогодский, В.Н. Ратушняк, А.С. Демченко, Е.А. Чайка, Д.С. Зав-городний. Краснодар : Традиция, 2017. 320 с.

2. Гадицкая М.А. Истоки колхозной повседневности (на материалах Юга России 1930-х гг.). Новочеркасск : ЛИК, 2018. 376 с.

3. Гадицкая М.А. Полевой быт сельских механизаторов Юга России в 1930-е гг. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/articleMpolevoy-byt-selskih-mehanizatorov-yuga-rossii-v-1930-h-gg/viewer (дата обращения: 19. 09. 2020).

4. Черников С.Н. Динамика развития материально-технической базы сельского хозяйства Краснодарского края в 1960-е — 1980-е гг. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlemnka.ru/article/ri/dinamika-razvitiya-materialno-tehnicheskoy-bazy-selskogo-hozyay-stva-v-krasnodarskom-krae-v-1960-1980-godah (дата обращения: 17.09.2020).

5. Харченко В. Мы начинали на хохлацком и первый трактор был «Фордзон» // Зори. 2008. 1 мая. С. 3.

6. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции (далее ПМ КФЭЭ).2008. а/к № 3962; станица Суздальская. Информант: Бабинян М.Б., 1928 г.р. Исследователь: Васильев И.Ю; ПМ КФЭЭ - 2010. а/к 4254. ст. Имеретинская. Инф.: Те-рентьев М.Г, 1928 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.

7. Американский пахарь в русском поле. Трактор «Fordson». [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/alternathistory/amerikanskii-pahar-v-russkom-pole-traktor-fordson-5e21f9001e8e3fD0b 06d7f5b (дата обращения: 18.09.2020); ПМ КФЭЭ-2010. а/к №4217. ст. Платнировская. Инф.: Сидоренко И. А., 1942 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю; ПМ КФЭЭ -2010. а/к № 4236. Ст. Мартанская., Инф.: Мошнагор-ский В. А, 1940 г.р. Иссл.: И.Ю. Васильев.

8. ПМ КФЭЭ-2008. а/к 4092, ст. Некрасовская. Инф.: Целов М.И., 1924 г.р., Игнатенко А.С., 1940 г.р. Иссл.: Матвеев О.В; ПМ КФЭЭ-2008. а/к № 3923. ст. Бакинская. Инф.: Василенко И. А., 1930 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю; ПМ КФЭЭ-2010. а/к 4228. ст. Тенгинская. Инф.: Беднов В.А., 1936 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.

9. ПМ КФЭЭ-2008-1. а.к. № 3962. Ст. Суздальская. Инф.: Семёнова А.И., 1923 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю; ПМ КФЭЭ-2010. а/к № 4182. ст. Дядь-ковская. Инф.: Проценко Н.Г., 1936 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.

10. ПМ КФЭЭ-1996. а/к 1184. Ст. Надёжная. Инф.: Петренко В.П., 1918 г.р., м.к. Иссл.: Богатырь Н.В., Воронин В.В.

11. ПМ КФЭЭ-2010. а/к 4228. ст. Тенгинская. Инф.: Беднов В.А., 1936 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю; ПМ КФЭЭ-2008-1. а.к. № 3962. Ст. Суздальская. Инф.: Семёнова А.И., 1923 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.

12. ПМ КФЭЭ-2010. а/к №4182. ст. Дядь-ковская Инф.: Проценко Н.Г., 1936 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.

13. ПМ КФЭЭ-2010. а/к 4266. ст. Имеретинская. Инф.: Поправкина П.И. 1929 г.р. Иссл.: Логвинова В.А.

14. ПМ КФЭЭ-2008. а/к № 3923. ст. Бакинская. Инф.: Василенко И.А., 1930 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.

1. Serogodskij N.A. Sel'skoe hozyajstvo Kubani: proshloe i nastoyashchee. N.A. Serogodskij, V.N. Ratushnyak, A.S. Demchenko, E.A. Chajka, D.S. Zavgorodnij. Krasnodar : Tradiciya, 2017. 320 s.

2. Gadickaya M.A. Istoki kolhoznoj povse-dnevnosti (na materialah Yuga Rossii 1930-h gg.). Novocherkassk : LIK, 2018. 376 s.

3. Gadickaya M.A. Polevoj byt sel'skih mekha-nizatorov Yuga Rossii v 1930-e gg. [Elektronnyj resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polevoy-byt-selskih-mehanizatorov-yuga-rossii-v-1930-h-gg/viewer (data obrashcheniya: 19. 09. 2020).

4. Chernikov S.N. Dinamika razvitiya materi-al'no-tekhnicheskoj bazy sel'skogo hozyajstva Krasno-darskogo kraya v 1960-e — 1980-e gg. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-materialno-tehnicheskoy-bazy-selskogo-hozyaystva-v-krasnodarskom-krae-v-1960-1980-godah (data obrash-cheniya: 17.09.2020).

5. Harchenko V. My nachinali na hohlackom i pervyj traktor byl «F ordzon» // Zori. 2008. 1 maya. S. 3.

6. Polevye materialy Kubanskoj fol'klorno-etnograficheskoj ekspedicii (dalee PM KFEE).2008. a/k № 3962; stanica. Suzdal'skaya. Informant: Babinyan M.B., 1928 g.r. Issledovatel': Vasil'ev I.Yu; PM KFEE -2010. a/k 4254. st. Imeretinskaya. Inf.: Terent'ev M.G, 1928 g.r. Issl.: Matveev O.V.

7. Amerikanskij pahar' v russkom pole. Trak-tor «Fordson». [Elektronnyj resurs]. URL: https://zen.yan-dex.ru/media/alternathistory/amerikanskii-pahar-v-russkom-pole-traktor-fordson-5e21 f9001 e8e3f00b06d7f5b (data obrashcheniya: 18.09.2020); PM KFEE-2010. a/k №4217. st. Platnirovskaya. Inf.: Sidorenko I.A., 1942 g.r. Issl.: Vasil'ev I.YU; PM KFEE-2010. a/k № 4236. St. Martanskaya., Inf.: Moshnagorskij V. A, 1940 g.r. Issl.: I.Yu. Vasil'ev.

8. PM KFEE-2008. a/k 4092, st. Nekrasovskaya. Inf.: Celov M.I., 1924 g.r., Ignatenko A.S., 1940 g.r. Issl.: Matveev O.V; PM KFEE-2008. a/k № 3923. st. Bak-inskaya. Inf.: Vasilenko I. A., 1930 g.r. Issl.: Vasil'ev I.Yu; PM KFEE-2010. a/k 4228. st. Tenginskaya. Inf.: Bednov V.A., 1936 g.r. Issl.: Vasil'ev I.Yu.

9. PM KFEE-2008-1. a.k. № 3962. St. Suzdal'skaya. Inf.: Semyonova A.I., 1923 g.r. Issl.: Vasil'ev I.YU; PM KFEE-2010. a/k № 4182. st. Dyad'kovskaya. Inf.: Procenko N.G., 1936 g.r. Issl.: Vasil'ev I.Yu.

10. PM KFEE-1996. a/k 1184. St. Nadyozhnaya. Inf.: Petrenko V.P., 1918 g.r., m.k. Issl.: Bogatyr' N.V., Voronin V.V.

11. PM KFEE-2010. a/k 4228. st. Tenginskaya. Inf.: Bednov V.A., 1936 g.r. Issl.: Vasil'ev I.Yu; PM KFEE-2008-1. a.k. № 3962. St. Suzdal'skaya. Inf.: Semyonova A.I., 1923 g.r. Issl.: Vasil'ev I.Yu.

12. PM KFEE-2010. a/k №4182. st. Dyad'kovskaya Inf.: Procenko N.G., 1936 g.r. Issl.: Vasil'ev I.Yu.

13. PM KFEE-2010. a/k 4266. st. Imeretinrskaya. Inf.: Popravkina P.I. 1929 g.r. Issl.: Logvinova V.A.

14. PM KFEE-2008. a/k № 3923. st. Bakinskaya. Inf.: Vasilenko I.A., 1930 g.r. Issl.: Vasil'ev I.Yu.

15. PM KFEE-1996. a/k 1073. st. Udobnaya. Inf.: Stasenko S.A., 1916 g.r. Issl.: Matveev O.V.

16. PM KFEE-2010. a/k № 4210. st. Platnirovskaya. Inf.: Hil'ko M. F., 1924 g.r. Issl.: Matveev O.V.

15. ПМ КФЭЭ-1996. а/к 1073. ст. Удобная. Инф.: Стасенко С.А., 1916 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.

16. ПМ КФЭЭ-2010. а/к №4210. ст. Платниров-ская. Инф.: Хилько М. Ф., 1924 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.

17. ПМ КФЭЭ-2017. а/т. Курч.15. ст. Курчан-ская. Инф.: Жигайло А.В., 1938 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.

18. ПМ КФЭЭ-2008. а/к 4091, ст. Некрасовская. Инф.: Бондарев Н.П., 1924 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. КФЭЭ-2008. а/к №3901. ст. Бакинская. Инф.: Серяк В.П., Бойко Л.П, «История Бакинской школы и станицы» (чтение рукописи). Иссл.: Матвеев О.В.

20. ПМ КФЭЭ-2008. а/к № 3923. ст. Бакинская. Инф.: Василенко И.А., 1930 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.

21. ПМ КФЭЭ-2008. а/к № 4072, ст. Некрасовская. Инф.: Бунин И.И., 1928 г.р. Иссл.: Матвеев О.В; Гадицкая М.А. Полевой быт сельских механизаторов Юга России в 1930-е гг. [Электронный ресурс]. URL : https://cyberleninka.ru/article/ri/polevoy-byt-selskih-mehanizatorov-yuga-rossii-v-1930-h-gg/viewer (дата обращения: 19.09.2020).

22. ПМ КФЭЭ-1996. а/к 1168. ст. Удобная. Инф.: Калабухов С.А., 1911 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В; ПМ КФЭЭ-2010. а/к 4266. ст. Имеретинская. Инф.: Поправкина П.И. 1929 г.р. Иссл.: Логвинова В.А.

Игорь Юрьевич Васильев — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»; [email protected].

17. PM KFEE-2017. a/t Kurch.15. st. Kurchanskaya. Inf.: Zhigajlo A.V., 1938 g.r. Issl.: Matveev O.V.

18. PM KFEE-2008. a/k 4091, st. Nekrasov-skaya. Inf.: Bondarev N.P., 1924 g.r. Issl.: Matveev O.V.

19. KFEE-2008. aTk №3901. st. Bakinskaya. Inf.: Seryak V.P., Bojko L.P, «Istoriya Bakinskoj shkoly i stanicy» (chtenie rukopisi). Issl.: Matveev O.V

20. PM KFEE-2008. a/k № 3923. st. Bakin-skaya. Inf.: Vasilenko I.A., 1930 g.r. Issl.: Vasil'-ev I.Yu.

21. PM KFEE-2008. a/k № 4072, st. Nekrasov-skaya. Inf.: Bunin I.I., 1928 g.r. Issl.: Matveev O.V; Gadickaya M.A. Polevoj byt sel'skih mekhanizatorov Yuga Rossii v 1930-e gg. [Elektronnyj resurs]. URL.:https://cyberleninka.ru/article/n/polevoy-byt-selskih-mehanizatorov-yuga-rossii-v-1930-h-gg/viewer (data obrashcheniya: 19.09.2020).

22. PM KFEE-1996. a/k 1168. st. Udobnaya. Inf.: Kalabuhov S.A., 1911 g.r., m.k. Issl.: Matveev O.V; PM KFEE-2010. a/k 4266. st. Imeretinskaya. Inf.: Popravkina P.I. 1929 g.r. Issl.: Logvinova V.A.

Igor Yurievich Vasiliev — Cand. Sc. {History}, Senior Researcher at Research center of Traditional Culture at GBNTUK KK «Kuban Cossack Choir»; [email protected].

Статья поступила в редакцию 23.11.2020 г.

Научные конференции

VIII Международная научная конференция «Новые тенденции, стратегии и структурные изменения на развивающихся рынках»

21-22 мая 2021 г.

Организатор: Российский университет дружбы народов (РУДН).

Формат конференции: интерактивный формате (онлайн).

Тематика

1. Нестабильность мировой экономики, вызовы и проблемы в пандемическом и постпандемическом мире как новая реальность.

2. Новые тенденции, структурные изменения, стратегии и программы выхода из кризиса на развивающихся рынках.

3. Текущие тенденции в международных движениях капитала: развивающиеся рынки.

4. Международная торговля и торговая политика, международная экономическая интеграция в новой реальности.

5. Модернизация и инновационное развитие экономических систем, цифровая трансформация экономики.

6. Проблемы национального и международного бизнеса в России и других странах с развивающимися рынками.

7. Региональные и отраслевые особенности экономического развития на развивающихся рынках, новые тенденции в энергетике.

Приём материалов и сопутствующих документов осуществляется до 21 мая 2021 года.

Контактная информация: Тел.: +7 495 4334065. Эл. почта: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.