Научная статья на тему 'Куба в творчестве художника Владимира Ивановича Переяславца (1918–2018)'

Куба в творчестве художника Владимира Ивановича Переяславца (1918–2018) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
В.И. Переяславец / современное изобразительное искусство / живопись / кубинская серия / иконографический анализ / темы / мотивы / формально-стилистический метод / Vladimir Pereyaslavets / contemporary fine art / painting / Cuban series / iconographic analysis / themes / motifs / formal and stylistic method

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мушникова Елена Анатольевна

В статье рассматривается творчество Владимира Ивановича Переяславца, дается краткий анализ его произведений, посвященных Кубе. Художник студии военных художников имени М. Грекова, участник Великой Отечественной войны, В.И. Переяславец регулярно совершал поездки по воинским частям, пограничным заставам, на флот и создал большое количество портретов военных летчиков, моряков, солдат, пограничников. Мастеру удалось побывать в творческих командировках по всему миру. Будучи на Кубе, он создал серию работ, посвященных этой стране. Цель данной статьи — проанализировать серию работ художника, выполненную им в творческой поездке на Кубу. Задачи исследования — кратко представить творческий и жизненный путь В.И. Переяславца, рассмотреть основные темы и мотивы произведений, проанализировать основные работы на кубинскую тему с помощью иконографического, формально-стилистического методов. Наследие В.И. Переяславца до сих пор недостаточно изучено, нет обобщающих работ, представляющих его художественное наследие; творческие поездки мастера на Кубу и созданные там произведения освещаются в статье впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cuba in the work of artist Vladimir I. Pereyaslavets (1918–2018)

The article examines the work of artist Vladimir Ivanovich Pereyaslavets, with a particular focus on his contributions to the visual arts dedicated to Cuba. This artist affiliated with the M. Grekov State Studio of Painting, Sculpture, and Architecture, participated in the Great Patriotic War and subsequently undertook frequent visits to military units, border outposts, and the navy. During these visits, he created a substantial body of work, including numerous portraits of military pilots, sailors, soldiers, and border guards. The artist undertook numerous creative trips to locations across the globe. During his time in Cuba, he produced a series of works inspired by the country. The purpose of this article is to analyse a series of works created by the artist during a creative trip to Cuba. The objective of this study is to provide a concise overview of the creative and biographical trajectory of V.I. Pereyaslavets, to examine the primary themes and motifs present in his oeuvre, and to analyse the most significant works of the artist on the Cuban theme, employing the iconographic method. The present study is significant and innovative in that it addresses a gap in the existing scholarship on the artist V.I. Pereyaslavets. There is a paucity of comprehensive studies that examine his oeuvre in its entirety, particularly with regard to his creative journeys to Cuba.

Текст научной работы на тему «Куба в творчестве художника Владимира Ивановича Переяславца (1918–2018)»

Искусство Евразии. 2024. № 3 (34). С. 212–225. ISSN 2518-7767 (online)

Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2024, (3), pp. 212–225. ISSN 2518-7767 (online)

Научная статья

УДК 7.036:75+7.04

DOI 10.46748/ARTEURAS.2024.03.013

Куба в творчестве художника Владимира Ивановича Переяславца (1918–2018)

Мушникова Елена Анатольевна

Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, Барнаул, Российская Федерация

mushnikova77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3651-9229, SPIN-код (РИНЦ): 2853-1840

Аннотация. В статье рассматривается творчество Владимира Ивановича Переяславца, дается краткий анализ его произведений, посвященных Кубе. Художник студии военных художников имени М. Грекова, участник Великой Отечественной войны, В.И. Переяславец регулярно совершал поездки по воинским частям, пограничным заставам, на флот и создал большое количество портретов военных летчиков, моряков, солдат, пограничников. Мастеру удалось побывать в творческих командировках по всему миру. Будучи на Кубе, он создал серию работ, посвященных этой стране. Цель данной статьи — проанализировать серию работ художника, выполненную им в творческой поездке на Кубу. Задачи исследования — кратко представить творческий и жизненный путь В.И. Переяславца, рассмотреть основные темы и мотивы произведений, проанализировать основные работы на кубинскую тему с помощью иконографического, формально-стилистического методов. Наследие В.И. Переяславца до сих пор недостаточно изучено, нет обобщающих работ, представляющих его художественное наследие; творческие поездки мастера на Кубу и созданные там произведения освещаются в статье впервые.

Ключевые слова: В.И. Переяславец, современное изобразительное искусство, живопись, кубинская серия, иконографический анализ, темы, мотивы, формально-стилистический метод

Для цитирования: Мушникова Е.А. Куба в творчестве художника Владимира Ивановича Переяславца (1918–2018) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 3 (34). С. 212–225. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.03.013. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1125.

Original article

Cuba in the work of artist Vladimir I. Pereyaslavets (1918–2018)

Elena A. Mushnikova

Altai State Technical University, Barnaul, Russian Federation

mushnikova77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3651-9229, SPIN-code (RSCI): 2853-1840

Abstract. The article examines the work of artist Vladimir Ivanovich Pereyaslavets, with a particular focus on his contributions to the visual arts dedicated to Cuba. This artist affiliated with the M. Grekov State Studio of Painting, Sculpture, and Architecture, participated in the Great Patriotic War and subsequently undertook frequent visits to military units, border outposts, and the navy. During these visits, he created a substantial body of work, including numerous portraits of military pilots, sailors, soldiers, and border guards. The artist undertook numerous creative trips to locations across the globe. During his time in Cuba, he produced a series of works inspired by the country. The purpose of this article is to analyse a series of works created by the artist during a creative trip to Cuba. The objective of this study is to provide a concise overview of the creative and biographical trajectory of V.I. Pereyaslavets, to examine the primary themes and motifs present in his oeuvre, and to analyse the most significant works of the artist on the Cuban theme, employing the iconographic method. The present study is significant and innovative in that it addresses a gap in the existing scholarship on the artist V.I. Pereyaslavets. There is a paucity of comprehensive studies that examine his oeuvre in its entirety, particularly with regard to his creative journeys to Cuba.

Keywords: Vladimir Pereyaslavets, contemporary fine art, painting, Cuban series, iconographic analysis, themes, motifs, formal and stylistic method

For citation: Mushnikova, E.A. (2024) ‘Cuba in the work of artist Vladimir I. Pereyaslavets (1918–2018)’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (3), pp. 212–225. doi:10.46748/ARTEURAS.2024.03.013. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1125. (In Russ.)

© Мушникова Е.А., 2024

Введение

Владимир Иванович Переяславец (1918–2018) — советский художник, живописец, преподаватель, народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, полковник. За свою жизнь Владимир Иванович был отмечен большим количеством наград и премий в сфере изобразительного искусства, а также за заслуги в годы Великой Отечественной войны: дипломом РАХ (1998), медалью «Достойному» РАХ (1998), медалью «За победу над Германией» (1945), орденом Отечественной войны II степени (1945), двумя орденами «Знак Почета» (1975, 1977), серебряной медалью имени М.Б. Грекова (1971), орденом «Красной Звезды» (1982), Почетной грамотой Президента РФ (2015).

За годы долгой, плодотворной творческой жизни художник создал немало произведений, не раз становился участником выставок. Однако исследований, касающихся его деятельности, не так много: каталоги с выставок [1; 2], альбомы, посвященные его искусству, со вступительными статьями искусствоведов [3; 4], заметки о жизни и творчестве на различных электронных ресурсах (i). В альбоме 2012 года есть также воспоминания самого художника «Ветрам навстречу» [4]. Публикация проливает свет на некоторые ключевые моменты жизни В.И. Переяславца и позволяет более глубоко проникнуть в его «творческую лабораторию», что является ценным для анализа произведений мастера. В настоящее время комплексных искусствоведческих трудов, посвященных творчеству художника, не издано.

Исследование, представленное в данной публикации, актуально и значимо как для раскрытия одной из тем искусства В.И. Переяславца, так и для общего понимания творчества художника в контексте развития русского искусства в целом. Цель данной статьи — проанализировать серию работ художника, выполненную им в творческой поездке на Кубу. Задачи исследования — кратко представить творческий и жизненный путь В.И. Переяславца с помощью историко-биографического метода, рассмотреть основные темы и мотивы произведений, проанализировать основные работы художника на кубинскую тему с помощью иконографического и формально-стилистического методов.

Основные этапы жизни и творчества В.И. Переяславца

Владимир Иванович Переяславец родился в селе Мироновка Киевской области 22 ноября 1918 года. Затем в возрасте двух лет вместе с матерью переехал на станцию Тимашовка Краснодарского края, а в 1925 году — в Краснодар.

Родители будущего художника никак не были связаны с искусством. Отца — Ивана Митрофановича — Владимир Иванович не помнит, а мать — Вера Аполлоновна Фисенко — была медицинской сестрой и в 1930 году, когда мальчику было 12 лет, умерла от туберкулеза. По воспоминаниям художника, искусство влекло его с самого детства. Будучи школьником и проходя мимо художественного техникума, двери которого в теплую погоду были всегда открыты, видел слепки греческих статуй, потом познакомился со старшекурсниками и искусствоведом Михаилом Петровичем Богоявленским — тот давал мальчику различные задания по композиции. Владимиру разрешили ходить по классам, где рисовали с античных слепков. Любил будущий живописец посещать Краснодарскую картинную галерею, где было хорошее собрание русских мастеров. Именно в эти годы В.И. Переяславец принял решение стать художником.

После смерти матери В. Переяславец остался один, без опеки взрослых, забросил занятия в школе и с такими же беспризорными ребятами начал скитаться по городам Кавказского и Крымского побережий. Затем волей судьбы оказался в Москве и на вокзале встретил краснодарского художника Николая Петровича Смоляка, который познакомил его с другими мастерами — у них можно было остановиться на время, устроил в школу № 24 Октябрьского района. Окончательно же скитания Владимира закончились в 1932 году, когда он попал в первый детский дом в Москве, где и пробыл до 1936 года. В своих автобиографических записях художник вспоминает это время с теплотой. Описывает, как к ним в детдом приходили участники Гражданской войны, писатели, поэты, актеры. В 1933 году состоялась судьбоносная для В.И. Переяславца встреча с П.П. Кончаловским и дружба длиною в жизнь. Тем летом детский дом, в котором воспитывался будущий художник, выехал на дачу на станции Обнинское на реке Протве — недалеко от этого места жил П.П. Кончаловский. Встреча состоялась как раз на берегу реки, когда П.П. Кончаловский писал этюды. Петру Петровичу образ мальчика показался интересным, и он предложил его написать, затем написал еще и его друзей. Встречи продолжались три дня, а затем П.П. Кончаловский пригласил В.И. Переяславца поехать на неделю к нему в гости, в деревню Бугры. Как вспоминает художник: «Никогда не забуду эти минуты: телегу, на которую я был водружен, крепкую руку, обнявшую меня, и дорогу, по которой мы ехали. Дорога эта привела меня в мир прекрасного. Я попал в дом необыкновенный. В нем всё дышало настоящим большим искусством. В этой замечательной семье мне помогли стать человеком, любящим труд и живопись, помогли стать художником… В Москве наш детский дом находился на Большой Грузинской, 4, а дом Кончаловских — на улице Конюшковской. Это расстояние я пробегал на пять минут, а до мастерской Петра Петровича на Большой Садовой за десять минут. Это было счастливое время моего взросления…» [4, с. 21–22].

Так случилось, что в 1934 году В.И. Переяславец в результате автокатастрофы получил четырнадцать переломов и попал в Институт имени Н.В. Склифосовского. Узнав об этой трагедии, Петр Петрович Кончаловский принял самое активное участие по спасению мальчика, навещал его в больнице, поддерживал.

В 1936 году, для завершения среднего образования, В.И. Переяславец поступил на рабфак Московского архитектурного института, где учился у Александра Дейнеки. В 1938 году повышал свое мастерство в художественном институте имени В.И. Сурикова на курсе Аристарха Лентулова, затем в 1939–1940 годах — у Александра Осмёркина, в 1940–1941 годах — вновь у Александра Дейнеки, успел даже сделать эскиз будущей дипломной работы «Спартак (Побег гладиаторов)». Но воплотить дипломный проект так и не удалось, началась Великая Отечественная война.

В 1941 году В.И. Переяславец добровольно ушел с четвертого курса института и поступил в Центральный аэроклуб имени В.И. Чкалова в Москве. Служил в 12-й отдельной эскадрилье ночных полетов в городе Самарканде, затем учился в школе летчиков-истребителей во Фрунзе. После окончания учебы в 1944 году попал на фронт и проходил службу на Северном фронте.

Демобилизовавшись, в 1946 году художник вернулся к учебе в Институте имени В.И. Сурикова, и сразу попал на творческую практику в Крым в Козы, которой руководил В.В. Почиталов. Здесь была утверждена тема его будущего диплома — «Встреча Алексея Мересьева после боя с немецким летчиком». Сюжет был взят из жизни, с героем-летчиком художник встречался лично, был поражен его мужеством. Диплом В.И. Переяславец защитил в 1950 году у В.Н. Яковлева, после чего принял решение стать военным художником и поступить в студию имени М.Б. Грекова. По точному высказыванию Митрофана Борисовича Грекова, в честь которого и была названа студия: «Военным художником может быть не всякий, хотя и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать оружейный, артиллерийский и пулеметный обстрел. А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух» [5]. Опыта молодому тогда художнику В.И. Переяславцу было не занимать, он прошел и военное обучение, и войну. Рекомендательные письма для поступления ему дали художники П.П. Кончаловский, В.Н. Яковлев и Герой Советского Союза Н.П. Каманин.

В 1949 году художника призвали в армию для прохождения переподготовки летного состава. На протяжении девяти лет он участвовал в воздушных парадах, посвященных Дню авиации, в спортивной группе на самолетах Як-18-П.

В 1950 году В.И. Переяславец становится членом коллектива Студии военных художников имени М.Б. Грекова, а в 1957 году — членом Союза художников СССР [4].

С 1953 года он участвовал в различных выставках: наряду с московскими, республиканскими, всесоюзными, принимал участие также и в экспозициях, организуемых Студией военных художников имени М.Б. Грекова в частях и подразделениях Советской Армии и Военно-Морского Флота. Его персональные выставки проходили в залах Центрального дома Советской Армии в 1954, 1961, 1971, 1978 годах. Персональная выставка в 1987 году состоялась в Доме-музее М.Б. Грекова в Новочеркасске, а также в городском выставочном зале города Фрунзе. (ii)

Основные темы произведений В.И. Переяславца

Творческая жизнь В.И. Переяславца связана с многочисленными поездками в воинские части, на флот, на пограничные заставы, с десятками творческих командировок по всему миру, например, во Вьетнам, на Кубу. Все события художник отражал в своей живописи, где, пожалуй, главным жанром является портрет. В основном он пишет портреты летчиков. Как вспоминает В.И. Переяславец: «Все 60 лет, которые я проработал в Студии Грекова, наполнены напряженной и вдохновенной работой, как правило — с натуры; картины посвящены известным воинам нашей армии. Само собой получилось, что большинство из них военные летчики … За всеми портретами стоят судьбы людей и часто необыкновенные истории из их жизни» [4, с. 11–12]. Это портреты таких летчиков, как: первый летчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин; летчик-испытатель, дважды герой СССР Амет-Хан Султан; Герой Советского Союза Георгий Михайлович Шиянов; летчик-испытатель Валентин Хапов; летчица, Герой Советского Союза Марина Чечнева; испытатель парашютов, Герой Советского Союза Василий Григорьевич Романюк и др. Помимо одиночных портретов В.И. Переяславец пишет и групповые: «Три поколения русских моряков» (1959), «Космонавты в мастерской художника» (1964), «Юность нашего неба» (1967) и другие.

Сюжетно-тематические картины художника также в основном посвящены летчикам: «Дважды герой Советского Союза летчик-истребитель Борис Феоктистович Сафонов на ИЛ-16 сбил 16 самолетов люфтваффе» (2010), «Подвиг в воздухе (Спас товарища)» (1965), «Небесный воин Александр Покрышкин» (2005), «Ура Талалихину!» (2011) и тому подобные. По справедливому наблюдению составителей альбома «Наша общая Победа» (2020), «в работах В.И. Переяславца, военного летчика-истребителя, оживают воздушные бои, именно такие, какими их видел сам художник: небо, клубы дыма и горящие машины» [6, с. 5].

Одной из важнейших в творчестве художника является пушкинская тема. С потомками поэта В.И. Переяславец познакомился в детдоме: «Они все — и Гриша Пушкин, и Олег Кологривов, и два брата Пушкины — участники Великой Отечественной войны. Никто из потомков Пушкина не предал Россию — все воевали против фашизма. После войны я собрал у себя шесть человек, все были согласны, посидели за столом, выпили, вспомнили лихие годы, и мне захотелось написать такой холст! Потомки Пушкина вспоминают войну, читают стихи…» [4, c. 13]. Так родилось произведение «Потомки Пушкина — участники Великой Отечественной войны» (1957). По верному замечанию искусствоведов, произведение В.И. Переяславца стало удивительным документом эпохи [6]. Позже, в 1990-е годы, В.И. Переяславец напишет портрет поэта «Пушкин в Бессарабии (у Инзова)» (1995–1999). Пушкинской темой была увлечена вся семья Переяславцев, о чем говорят их совместные выставки «Пушкин и время» (1990), «Связь времен. Пушкиниана в творчестве семьи Переяславцев» (2000). (iii)

Наряду с портретами военнослужащих в творчестве художника большое количество изображений родных, автопортреты, есть среди его работ и пейзажи и натюрморты.

Поездки на Кубу: основные работы

Заметной темой в творчестве В.И. Переяславца является тема Кубы, которая проходит практически через всё его наследие — начиная с 1960-х и заканчивая 2000-ми годами.

Стоит отметить, что российско-кубинские международные отношения имеют долгую историю и носят традиционно дружественный характер. В сфере изобразительного искусства страны также давно взаимодействуют. Первым русским художником, побывавшим на Кубе в 1901–1902 годах, был В.В. Верещагин. Он принимал участие во многих экспедициях, бывал в районах боевых действий, а на Кубе заинтересовался темой американо-испанской войны и создал в итоге более 60 работ [7].

После победы Кубинской революции, начиная с 1960-х годов, на крупнейшем карибском острове побывали П.П. Оссовский, В.И. Иванов. Молодые художники были захвачены духом революционных событий. Как пишет М.Ю. Шишин: «Для них реализовалась мечта любого художника: увидеть своими глазами, как бушует магма революции, как вырвались наружу страстная жажда свободы, самоотдача и жертвенность. На глазах художника рождается новая страна, новая история — как бы великий Мастер создает свое полотно, где в центре — Свобода» [8, с. 31]. Художники запечатлели образ лидера революции Ф. Кастро, а также простых солдат. Позже на Кубу отправились художники В. Переяславец, И. Сущенко, Б. Коржевский, П. Судаков, скульптор Л. Кербель. Они также встречались с воинами революционной народной армии. Кроме лидеров революции Ф. Кастро и Че Гевары, были запечатлены и известные современники революционеров. Художников привлекали не только военные события, но и природа Кубы, особый колорит этой страны, сочетание разнообразных стилей в архитектуре, общее впечатление многоцветия, красочности, праздничности.

Очень активно творческие экспедиции на Кубу проводились в 2000-е годы (2002, 2018, 2019), их организатором выступил член-корреспондент Российской академии художеств В.Н. Анисимов. Одним из результатов творческих поездок стала большая выставка «О, Гавана! Транзит…», посвященная 500-летию Гаваны и юбилею дипломатических отношений между Россией и Республикой Куба. На выставке было представлено более 150 картин, созданных за всю историю дружественных отношений между странами, а также выпущен альбом с произведениями художников. (iv) Опираясь на материалы данного альбома, мы имеем возможность выявить основные работы, созданные Переяславцем на тему Кубы.

Во-первых, это портреты: революционеров, военных, простых людей — «Защитники Кубинской революции» (1960), «Она встречала космонавтов» (1980), «Новый год в отеле “Гавана Либре”. Лифтер» (1968), «Молодые кубинские революционеры. Милисиано — патриоты революции. Гавана» (1968), «Молодые кубинки» (2001), «Фермер» (2002), «Кубинские солдаты революционной армии» (1969), «Портрет летчика Марио Мачин-Гонзалеса» (1974).

Во-вторых, это, конечно, виды Гаваны: «Вид из отеля “Гавана Либре”» (1963), «Веранда в школе искусств в Кубанакане» (1963), «Дом Фиделя Кастро» (1963), «Штаб второго фронта» (1963), «Вид на Гавану» (1963), «Кафедральная площадь в Гаване» (1969), «Вид из отеля “Гавана Либре”» (1969), «Вид из-под арок на Кафедральную площадь» (1969), «Солнце садится. Гавана» (1969), «Крепость Эль-Моро» (2002).

В произведении «Защитники Кубинской революции» (1960, ил. 1) на первый взгляд очень простой и лаконичный сюжет: на переднем плане молодой кубинский революционер изображен на фоне крепости (форта) Эль-Морро, самой известной достопримечательности Гаваны. Кажется, что художник случайно увидел этого молодого военного и тут же быстро перенес его образ на холст.

Ил. 1. В.И. Переяславец. Защитники Кубинской революции. 1960. Холст, масло. 100 × 50. Частная коллекция. Фото: [9, с. 150]

Но, внимательно вглядываясь в работу, понимаешь всю глубину посыла, которую стремится передать зрителю живописец. Данный ракурс и композиция картины — вовсе не случайность, а мастерство художника. Здесь В.И. Переяславец прямо проводит параллель между крепостью и молодым военным на первом плане. Они оба являются защитниками Кубы. Крепость Эль-Морро, расположенная на возвышенности, с одной стороны, навигационный ориентир, а с другой — защита порта Гаваны от нападений. Так и молодой кубинец, революционер, является защитником Кубы от посягательства на ее свободу и независимость. В простом лице героя, сильных больших руках, во всей его фигуре чувствуется некая тяжеловесность, крепость и спокойствие, как в нерушимом форте. Образ молодого человека очень простой, скорее всего, он — обычный солдат, рядовой, в прошлом, возможно, рабочий или крестьянин. Не только пламенный герой с горящим взором, но и такой образ простого человека является олицетворением самой революции, принесшей свободу кубинскому народу. Художник на своем военном опыте знает, что победу добывают простые солдаты. Самым плотным на картине по цвету является небо над крепостью Эль-Морро. Его ярко-голубой, лазурный цвет представляется здесь как символ покоя, мира, свободы, надежды на светлое будущее. На башне Эль-Морро мы видим развевающийся кубинский флаг, также являющийся символом свободы и независимости Кубы. Символика флага говорит сама за себя: «Три синие полосы — мир и чистота идеалов революции, красный равнобедренный треугольник — равноправие белых, мулатов и негров, пятиконечная звезда — надежда на светлое будущее» (v).

Как уже было сказано, в творчестве В.И. Переяславца множество портретов летчиков, не мог он обойти эту тему и на Кубе. Здесь он написал «Портрет летчика Марио Мачин-Гонзалеса» (1974, ил. 2). Перед нами молодой мужчина в военной форме. Как и на других портретах В.И. Переяславца, герой дан крупно, без лишних деталей. Портрет хорошо проработан, видно, что это не беглый набросок. Вся фигура, суровое лицо, сильные руки выражают решительность и непоколебимую волю. В данном случае не только лицо, но и прекрасно выписанные мускулистые руки являются важной составляющей портретной характеристики летчика. Они мужественные, сильные, вместе с тем это не мозолистые руки простого рабочего, а благородные, с длинными пальцами. Создается образ опытного военного летчика, борца за народ и освободительное движение, твердо верящего в свои идеалы и не отступающего ни перед какими трудностями. Обращает на себя внимание поза, в которой художник запечатлел летчика на картине: он изображен сидящим на скамейке, голова развернута в сторону в три четверти, взгляд устремлен вдаль. Одной рукой летчик опирается на бедро, другая стиснута в кулак. Такой ракурс кажется немного неестественным для рядового портрета, герой словно находится в боевой готовности. Создается ощущение, что художник представляет его в кабине самолета, рука, стиснутая в кулак, сжимает рычаг управления, взгляд внимательных глаз устремлен на горизонт. Летчик словно погрузился в воспоминания о военных полетах, маневрах, боевых схватках. Художник психологически очень точно смог поймать это настроение портретируемого и мастерски передать его в картине.

Ил. 2. В.И. Переяславец. Портрет летчика Марио Мачин-Гонзалеса. 1974. Холст, масло. 90 × 80. Частная коллекция. Фото: [9, с. 154]

Помимо военных сюжетов, художник пишет и простых кубинцев, один из таких групповых портретов — «Молодые кубинки» (2001, ил. 3). На картине четыре молодые женщины, их фигуры приближены к краю холста и ограничены сзади стеной из цветов. Каждая изображена в своей характерной позе. Художник строит композицию таким образом, что три молодые девушки располагаются слева друг за другом, как бы «лесенкой», и образуют группу. По расположению они выстраиваются в диагональ из левого нижнего угла в правый верхний, создавая тем самым свободное восходящее движение. Такой прием подчеркивает их молодость, которой присущи подвижность, живость, развитие и свобода. Их можно сравнить с тремя грациями, прекрасными девами, олицетворяющими юность и цветение жизни. Радость и расцвет жизни подчеркивает и стена из нежных розовых цветов, распускающихся на заднем плане. Диагональное движение останавливается на женской фигуре справа, она отделена от группы слева цезурой, но не оторвана от них — связующим становится жест девушки на заднем плане, которая протягивает к ней руку. Фигура женщины расположена боком, в закрытой позе. В отличие от девушек слева, которые прямо, без опасений, смотрят на нас с холста, взгляд женщины задумчив и погружен в себя. Ее поза, где указательный палец подпирает щеку, выражает критическое, оценивающее или недоверчивое настроение. Можно предположить, что это мать девушек или их старшая сестра со своим жизненным опытом за плечами, который наложил отпечаток критически-недоверчивого отношения к жизни. На голубом платье женщины художник тем же цветом изображает цветы. Можно предположить, что это не случайный прием — тем самым он дает зрителю намек на то, что женщина ассоциируется с цветком независимо от возраста. И если увядает внешняя красота и молодость с ее бурным цветением, то в душе женщина остается тем же цветком, нежным и прекрасным. Молодость не уходит, она всегда в душе женщины.

Ил. 3. В.И. Переяславец. Молодые кубинки. 2001. Холст, масло. Частная коллекция. Фото: [9, с. 156]

Пейзажи, которые пишет В.И. Переяславец на Кубе, передают в основном облик города Гаваны — это виды на город сверху (ил. 4), вид с моря (ил. 5), архитектурные пейзажи, изображающие городские площади и дома (ил. 6–7).

Ил. 4. В.И. Переяславец. Солнце садится. Гавана. 1969. Картон, масло. 60 × 83,5. Частная коллекция. Фото: [9, с. 171]

Ил. 5. В.И. Переяславец. Вид на Гавану. 1963. Холст, масло. Частная коллекция. Фото: [9, с. 164–165]

Ил. 6. В.И. Переяславец. Вид из-под арок на Кафедральной площади. 1969. Оргалит, масло. 75,5 × 125. Частная коллекция. Фото: [9, с. 170]

Ил. 7. В.И. Переяславец. Дом Фиделя Кастро. 1963. Холст, масло. Частная коллекция. Фото: [9, с. 167]

В этих работах В.И. Переяславец раскрывается как прекрасный колорист. Его пейзажи отличаются тем, что в них всегда присутствует архитектурный объект, который является главным действующим лицом, и именно через него мастер раскрывает красоту того или иного места. Художник чаще всего берет наиболее значимые архитектурные объекты. К таким, например, относятся здания на Кафедральной площади, дом Фиделя Кастро, крепость Эль-Морро и другие.

Произведение «Вид из-под арок на Кафедральной площади» (1969, ил. 6) наполнено солнечностью и безмятежностью. Перед нами залитая светом площадь, почти безлюдная, и создается ощущение, что она раскалена от солнца. Художник очень точно чувствует специфику природы того места, где работает и мастерски передает это с помощью цветной светотеневой моделировки, ее мы видим под сводами арок. Чтобы передать яркий солнечный свет, В.И. Переяславец снижает контраст в живописи, высветляет краски. Можно предположить, что это время сиесты, когда большинство кубинцев отдыхает дома. Расслабленная, умиротворенная атмосфера пейзажа передается и с помощью архитектурных элементов. На первом плане — строй арок, на заднем плане им вторят такие же арки здания. Ряды мерно повторяющихся элементов дают ощущение устойчивости и покоя. Кроме того, такой прием еще больше сосредотачивает наш взгляд на зданиях, расположенных на площади, — фактически мы видим несколько картин в одной. Художник выступает здесь как наблюдатель, смотрящий из-под арок на площади. Так же и зрителя художник вводит в произведение как наблюдателя. Фигуры кубинцев, расслаблено расположившихся в тени возле арочных столбов, своими позами навевают покой, беззаботность. Белые здания площади на фоне чистого голубого неба дают дополнительный эффект свечения в картине. Весь пейзаж словно заряжен энергией солнца, он как сама Куба — солнечная, свободная и безмятежная. В.И. Переяславец хорошо чувствует цвет и влияние цвета одного предмета на другой. В картине «Дом Фиделя Кастро» (1960, ил. 7) художник также умело передает цветовые рефлексы, характерные для этого места. Это мы видим в цветных тенях от деревьев на здании, в голубоватых отсветах на листве от неба, на стволах деревьев и т. д. Таким образом, создается изображение, пронизанное множеством цветовых рефлексов, оттого живое и светоносное.

Рассмотрев серию работ В.И. Переяславца, посвященную Кубе, можно сказать, что он полностью подтверждает тезис своего учителя П.П. Кончаловского: «Взяв из природы случайное, обратить его в закономерное — таков подлинный закон композиции в живописи. ... Нам надо из живой, нетронутой природы выхватить ту нить, которая приводит к подлинной композиции, надо приучать свой глаз при первом же взгляде брать только то, что нужно, из всей груды случайностей... Если у художника есть уже такая верная исходная точка, его дело наполовину сделано…» [10, с. 36]. Как видим, художник прекрасно справляется с построением композиции, и, казалось бы, случайно выхваченный сюжет без лишних деталей глубоко передает главный смысл произведения.

Заключение

Творчество Владимира Ивановича Переяславца, как уже было сказано, может служить своеобразным документом эпохи. Будучи военным летчиком, художником студии имени М.Б. Грекова, свои работы он посвящал таким же, как он, военным. В своем искусстве сохранил для потомков огромное количество портретов летчиков, пограничников, участников революционных событий. Не единожды бывая в командировках в разных странах, запечатлел их особый колорит, передал образы людей гражданских и военных, природу и архитектуру. В портретах художник смог ухватить саму суть человека, его характер, судьбу. Интересна в этом плане кубинская серия работ художника. Помимо революционных событий, представляющих интерес для художника, в круг тем вошли экзотическая природа, своеобразная архитектура, самобытный народ. Серия работ о Кубе охватывает собой несколько направлений — это портреты революционеров, военных; портреты простых кубинцев, природа страны. Данная статья — лишь первое приближение к кубинской теме в творчестве В.И. Переяславца, которая требует более углубленного изучения в дальнейшем.

Примечания

(i) Переяславец Владимир Иванович // Студия военных художников имени М.Б. Грекова. URL: https://www.grekovstudio.ru/artists/old/pereyaslavets-vladimir-ivanovich (дата обращения 08.04.2024); Переяславец Владимир Иванович (1918–2018) // Российская академия художеств [сайт]. URL: https://rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=51356 (дата обращения 08.04.2024); Переяславец Владимир Иванович (художник) — краткая биография // Современные русские художники [раздел на сайте художника С.В. Солдатенко]. URL: https://s-s-v.com/sovremennye-russkie-hudozhniki/346-perejaslavec-vladimir-ivanovich-hudozhnik-kratkaja-biografija.html (дата обращения 08.04.2024) и др.

(ii) Переяславец Владимир Иванович (1918–2018) // Международный объединенный биографический центр [сайт]. URL: http://www.biograph.ru/index.php/soldatypobedy70/4149-pereyaslavets (дата обращения 08.04.2024).

(iii) Переяславец Мария Владимировна // Российская академия художеств [сайт]. URL: https://rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=52061 (дата обращения 15.04.2024).

(iv) Подробнее об академическом трансконтинентальном художественно-просветительском проекте, организованном Отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской Академии художеств и «Бюро творческих экспедиций», см.: Выставка «О, Гавана! Транзит…» // Персональный сайт Владимира Анисимова. URL: https://vladimiranisimov.ru/?page_id=1122 (дата обращения: 10.08.2024).

(v) Иванов К.А. Флаги государств мира. М.: Транспорт, 1971. С. 80.

Список источников

1. Переяславец В.И., Самсонов М.И. По героическому Вьетнаму: живопись, графика : каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1967. 10 с.

2. Народный художник РСФСР Владимир Иванович Переяславец. Живопись, графика : каталог выставки / сост. М.Е. Хамонина. М.: Сов. художник, 1990. 71 с.

3. Владимир Переяславец. Тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт : альбом / авт. вступ. ст. и сост. Н.В. Баркова. М.: Сов. художник, 1985. 35 с.

4. Владимир Переяславец : альбом / авт. ст. и сост. Т. Скоробогатова. М.: Белый город, 2012. 63 с.

5. Сытов А. 80 лет Студии военных художников имени М.Б. Грекова // Третьяковская галерея. 2015. № 2 (47). URL: https://www.tg-m.ru/articles/2-2015-47/80-let-studii-voennykh-khudozhnikov-imeni-mb-grekova (дата обращения: 10.08.2024).

6. Наша общая Победа : альбом / авт. вступ. ст. С.М. Белокурова, М.Ю. Шишин; общ. ред. и сост.: М.Ю. Шишин. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2020. 68 с.

7. Звягинцев А. Наш человек в Гаване // «О, Гавана! Транзит» : книга-каталог / авт.-сост. В. Анисимов, А. Моисеев. М.: Российская академия художеств, 2022. С. 19–21.

8. Шишин М.Ю. Куба в сердце российских художников // «О, Гавана! Транзит» : книга-каталог / авт.-сост. В. Анисимов, А. Моисеев. М.: Российская академия художеств, 2022. С. 31–35.

9. «О, Гавана! Транзит» : книга-каталог / авт.-сост. В. Анисимов, А. Моисеев. М.: Российская академия художеств, 2022. 469 с.

10. Кончаловский П.П. Мысли о художественном творчестве // Кончаловский: художественное наследие / сост. К.В. Фролова. М.: Искусство, 1964. С. 21–44.

References

1. Pereyaslavets, V.I. and Samsonov, M.I. (1967) On heroic Vietnam: painting, graphics [Exhibition catalogue]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (In Russ.)

2. Hamonina, M.E. (ed.) (1990) People's Artist of the RSFSR Vladimir Ivanovich Pereyaslavets. Painting, graphics [Exhibition catalogue]. Moscow: Sovetskiy khudozhnik. (In Russ.)

3. Barkova, N.V. (1985) Vladimir Pereyaslavets. Thematic painting, portrait, landscape, still life [Album]. Sovetskiy khudozhnik. (In Russ.)

4. Skorobogatova, T. (2012) Vladimir Pereyaslavets [Album]. Moscow: Bely Gorod. (In Russ.)

5. Sytov, A. (2015) ‘The Grekov Studio of War Artists: from its inception to the present day’, Tretyakov Gallery Magazine, (2). Available from: https://www.tg-m.ru/articles/2-2015-47/80-let-studii-voennykh-khudozhnikov-imeni-mb-grekova (Accessed 10.08.2024). (In Russ.)

6. Shishin, M.Yu. (ed.) (2020) Our Common Victory [Album]. Barnaul: Altai State Technical University. (In Russ.)

7. Zvyagintsev, A. (2022) ‘Our man in Havana’, in Anisimov, V. and Moiseev A. (comps.) Oh, Havana! Transito. Moscow: Russian Academy of Arts, pp. 19–21. (In Russ.)

8. Shishin, M.Yu. (2022) ‘Cuba in the heart of Russian artists’, in Anisimov, V. and Moiseev A. (comps.) Oh, Havana! Transito. Moscow: Russian Academy of Arts, pp. 31–35. (In Russ.)

9. Anisimov, V. and Moiseev A. (comps.) (2022) Oh, Havana! Transito. Moscow: Russian Academy of Arts. (In Russ.)

10. Konchalovsky, P.P. (1964) ‘Thoughts on artistic creation’, in Frolova, K.V. (comp.) Konchalovsky: artistic heritage. Moscow: Iskusstvo, pp. 21–44. (In Russ.)

Информация об авторе:

Мушникова Елена Анатольевна, кандидат искусствоведения, директор Центра языков и культур народов Большого Алтая, Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, Барнаул, Российская Федерация, mushnikova77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3651-9229, SPIN-код (РИНЦ): 2853-1840. Член Ассоциации искусствоведов (АИС).

Information about the author:

Elena Anatolievna Mushnikova, Cand. Sci. (Art History), Head of the Center for languages and cultures of the peoples of the Great Altai, Altai State Technical University, Barnaul, Russian Federation, mushnikova77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3651-9229, SPIN-code (RSCI): 2853-1840. Member of the Association of Art Historians (AIS).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 02.09.2023; одобрена после рецензирования 18.09.2024; принята к публикации 20.09.2024.

The article was received by the editorial board on 02 September 2024; approved after reviewing on 18 September 2024; accepted for publication on 20 September 2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.