Научная статья на тему 'Вклад Кубы в крушение режима апартеида в юар на излете "холодной войны"'

Вклад Кубы в крушение режима апартеида в юар на излете "холодной войны" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
395
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБА / CUBA / АНГОЛА / ANGOLA / НАМИБИЯ / NAMIBIA / ЮАР / SOUTH AFRICA / "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" / COLD WAR / ВНЕШНЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / EXTERNAL INTERFERENCE / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / MILITARY-POLITICAL CONFRONTATION / КУИТО КУАНАВАЛЕ / QUITO CUANAVALE / ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ В НЬЮ-ЙОРКЕ / TRILATERAL AGREEMENT IN NEW YORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бородаев Владимир Алексеевич

Данная статья посвящена анализу малоизученного в отечественной историографии вклада Кубы в крушение режима апартеида. Автор рассматривает мотивы и цели, побудившие руководство Кубы сохранить свое военное присутствие в Анголе во второй половине 1970-х и в 1980-е годы. Дается оценка основных задач, которые ставили перед собой участники конфликта: Ангола, Куба, СССР, ЮАР и США. Основное внимание автор сосредоточил на анализе шагов, которые предпринимала Куба для военно-политической и дипломатической развязки сложного узла противоречий на юге Африки, и двух вариантов выхода из «холодной войны» прежних братьев по оружию Кубы и СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cuba’s contribution to the collapse of apartheid regime in SAR at the end of the cold war

This article analyzes the Cuba’s poorly studied contribution to the collapse of the apartheid regime. The author concerns the motives and goals that prompted the leadership of Cuba to maintain its military presence in Angola in the second half of the 1970s and in the 1980s. An assessment of the main tasks set by the participants in the conflict: Angola, Cuba, the USSR, South Africa and the United States is made. The author focused on analyzing the steps Cuba took for the military-political and diplomatic solution of a complex knot of contradictions in southern Africa and two options for getting out of the conflict “Cold war” of former brothers in arms Cuba and the USSR.

Текст научной работы на тему «Вклад Кубы в крушение режима апартеида в юар на излете "холодной войны"»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2018. № 2

В.А. Бородаев

(доктор ист. наук, профессор кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ВКЛАД КУБЫ В КРУШЕНИЕ РЕЖИМА АПАРТЕИДА В ЮАР НА ИЗЛЕТЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»**

Данная статья посвящена анализу малоизученного в отечественной историографии вклада Кубы в крушение режима апартеида. Автор рассматривает мотивы и цели, побудившие руководство Кубы сохранить свое военное присутствие в Анголе во второй половине 1970-х и в 1980-е годы. Дается оценка основных задач, которые ставили перед собой участники конфликта: Ангола, Куба, СССР, ЮАР и США. Основное внимание автор сосредоточил на анализе шагов, которые предпринимала Куба для военно-политической и дипломатической развязки сложного узла противоречий на юге Африки, и двух вариантов выхода из «холодной войны» прежних братьев по оружию — Кубы и СССР

Ключевые слова: Куба, Ангола, Намибия, ЮАР, «холодная война», внешнее вмешательство, военно-политическое противостояние, Куито Куанавале, трехстороннее соглашение в Нью-Йорке.

This article analyzes the Cuba's poorly studied contribution to the collapse of the apartheid regime. The author concerns the motives and goals that prompted the leadership of Cuba to maintain its military presence in Angola in the second half of the 1970s and in the 1980s. An assessment of the main tasks set by the participants in the conflict: Angola, Cuba, the USSR, South Africa and the United States is made. The author focused on analyzing the steps Cuba took for the military-political and diplomatic solution of a complex knot of contradictions in southern Africa and two options for getting out of the conflict "Cold war" of former brothers in arms — Cuba and the USSR.

Key words: Cuba, Angola, Namibia, South Africa, the Cold War, external interference, military-political confrontation, Quito Cuanavale, trilateral agreement in New York.

* * *

Настоящая статья завершает серию работ, проводимых на базе МГУ имени М.В. Ломоносова при финансовой поддержке РФФИ и посвященных изучению инструментов и механизмов, используемых западными державами, в первую очередь США, для вмешательства во внутренние дела стран «третьего мира». В хронологи-

* Бородаев Владимир Алексеевич, e-mail: vladimir.a.borodaev@gmail.com

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-01-00363.

ческом и геополитическом плане она является продолжением и развитием проблемы, поднятой в статьях о «Первой ангольской войне» (1975—1976) и войне на Африканском Роге1. Хотя события, которые автор предполагает проанализировать в данной статье происходят, как и в двух предыдущих, преимущественно на территории Африки в контексте «холодной войны», а основные участники противостояния практически прежние, особенно в случае с Анголой, контекст событий во многом видоизменяется в связи с внутриполитическими трансформациями, прежде всего в США и СССР, а также на мировой арене в целом. Это постепенно меняло не только стратегию основных акторов, но и тактику их поведения. В самом первом приближении отличия противостояния в Анголе в 1970-е и 1980-е гг. состоят в том, что первый из обозначенных периодов явился ярким примером превращения локального конфликта в периферийном регионе мира в серьезный узел глобального противостояния в рамках «холодной войны», а второй — дал образец поисков военно-политической и дипломатической развязки этого сложного узла и двух вариантов выхода из «холодной войны» прежних братьев по оружию — Кубы и СССР.

Самый крупный вклад в освободительный процесс за пределами Латинской Америки Куба внесла в Африке. В упомянутой статье, посвященной Первой ангольской войне 1975—1976 гг., мы показали, что вмешательство Кубы произошло по просьбе правительства Анголы в тот момент, когда войска расистской ЮАР и тогдашнего прозападного Заира осуществили прямую интервенцию, чтобы посадить в Луанде марионеточное правительство. Благодаря прямому военному участию кубинских Революционных Вооруженных сил (РВС), пришедших на помощь Анголе, интервенты были изгнаны из этой страны, а ее независимость защищена.

Куба в своей интернациональной помощи придерживалась норм международного права, резолюций ООН и ОАЕ. Гавана избегала вмешательства во внутренние конфликты, помощь оказывалась для отражения внешней агрессии. Так было в Анголе в 1975— 1976 гг. и Эфиопии в 1977-1978 гг.

Совет Безопасности ООН еще в 1971 г. провозгласил незаконной оккупацию Намибии Южно-Африканской Республикой и потребовал вывода оттуда ее войск. В 1976 году ООН признал Организацию

1 См.: Бородаев В.А. «Первая ангольская война» 1975-1976 гг. как пример интернационализации внутреннего конфликта в условиях «холодной войны» // Вестник Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. Т. 8, № 4. 2016. С. 142-170; Он же. Вовлечение Кубы в борьбу сверхдержав на Африканском Роге (1977-1978): шаг от разрядки к новому витку «холодной войны» // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. История. № 3. 2017. С. 43-62.

народов Юго-Западной Африки (СВАПО) единственным законным представителем намибийского народа, в 1977 г. было введено международное эмбарго на поставку в ЮАР оружия, в 1978 г. принята резолюция 435 ООН, утвердившая план по предоставлению независимости Намибии2. На основании этих решений правительство Анголы предоставило убежище беженцам из Намибии и отрядам СВАПО. Их лагеря, как правило размешались на юге Анголы3.

Тем не менее ЮАР и правящие круги США в тех условиях сделали ставку на поддержку прозападной группировки УНИТА во главе с Жонасом Савимби. ЮАР ставила задачу разгромить СВАПО. Войска Претории продолжали наносить удары по лагерям беженцев из Намибии и учебным центрам СВАПО, чтобы с помощью западных союзников посадить в Намибии марионеточное правительство и превратить провозглашение ее независимости в фарс. В отношении Анголы ставилась задача свержения правительства марксистской МПЛА, которая была непримиримым противником апартеида, и заменой его антикоммунистическим и прозападным правительством во главе с лидером УНИТА Жонасом Савимби. Их целью было также максимальное обескровливание кубинской военной группировки в Анголе. В итоге кубинский военный контингент, сокращенный после отражения агрессии в 1976 г., который по договоренности между Луандой и Гаваной должен был в 1977 г. покинуть Анголу, по просьбе правительства этой африканской страны, вновь стал наращиваться4.

В Анголе после отражения агрессии ЮАР в 1976 г. кубинские войска отошли на 250 км к северу от границы с Намибией и здесь создали оборонительную линию, растянувшуюся от атлантического побережья на восток на 700 км. Тем самым они обеспечили военное прикрытие основной части Анголы, а также железной дороги, проходившей чуть севернее от побережья до города Менонге, на случай агрессии ЮАР. К югу от этой линии правительственные войска Анголы действовали самостоятельно. Такая дислокация одновременно позволяла кубинцам избегать боевых столкновений с оппозиционной правительству организацией УНИТА, опиравшейся преимущественно на народность овимбунду, проживавшую на юго-востоке страны. Вторая, менее крупная группировка кубинских войск, защищавшая нефтеносный анклав Кабинда, дислоцировалась на севере страны5.

2 http://www.namibiaweb.ru/about/history.htm

3 Gleieses P. La epopeya cubana. La Habana, 2009. P. 59.

4 Gárcia Blanco J.A. Misión Olivo. La Habana, 2015. P. 55-57.

5 El Archivo del Instituto de la Historia de Cuba. Fondo: Cuba — Angola; Bermudez Cutiño J.M. La escalada militar sudafricana en Angola // El Oficial. Número especial. № 1. P. 69.

Дж. Картер во второй половине 1970-х гг. предлагал Ф. Кастро пойти на нормализацию отношений между США и Кубой, включая восстановление дипломатических отношений. Но обусловил это выводом кубинских войск из Анголы. Кубинский руководитель ответил, что Гавана направила своих воинов-интернационалистов в Анголу для защиты от внешней агрессии по просьбе ее законного правительства, признанного ОАЕ и ООН. В силу этого вопрос о выводе кубинских войск не может быть решен в одностороннем порядке6.

«В конце 1970-х годов, — отмечал Эрик Хобсбаум, — пламя революции обожгло даже США: Центральная Америка и страны Карибского бассейна, бесспорная зона доминирования американцев, тоже, как тогда показалось, качнулись влево. Впрочем, ни революция в Никарагуа, в 1979 г. свергнувшая семейство Сомоса, оплот американского владычества в небольших республиках этого региона, ни нарастающее партизанское движение в Сальвадоре, ни даже генерал Торрихос, отобравший у американцев Панамский канал, не могли поколебать американское господство сильнее, чем кубинская революция»7. Куба играла в то время важную роль в мировой политике. Не случайно в 1977 г. тогдашний советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бже-зинский назвал Кубу мини-сверхдержавой.

Ввод советских войск в Афганистан поставил последнюю точку в политике разрядки, которая вступила в полосу кризиса уже во второй половине 1970-х гг. Усилились позиции правоконсерватив-ных сил в конгрессе США. «Холодная война» стала разгораться с новой силой. Администрация Дж. Картера жестко отреагировала на советское вторжение в Афганистан, объявив об отказе от ратификации Соглашения ОСВ-2, бойкоте Олимпиады 1980-го г. в Москве, введении запрета на продажу зерна и передовых технологий в СССР, а также о значительной активизации помощи афганским антиправительственным повстанцам. Изменение внешнеполитической линии Вашингтона было сформулировано в выступлении президента США от 23 января 1980 г., где он провозгласил так называемую «доктрину Картера». Основной акцент в ней был сделан на защите западных интересов в нефтеносном регионе Персидского залива. «Наша позиция абсолютно ясна, — подчеркнул он, — попытка любой внешней силы получить контроль над регионом Персидского залива будет восприниматься как нападение на жиз-

6 Ibid. P. 39.

7 Хобсбаум Э. Эпоха крайностей. Короткий двадцатый век. 1914—1991. М., 2004. С. 479.

ненно важные интересы Соединенных Штатов, и мы будем защищать здесь наши интересы любыми средствами, в том числе военной силой»8.

Во исполнение этой доктрины Дж. Картер увеличил военный бюджет, который к концу его мандата достиг 24,3% бюджета; были созданы объекты ВМС США в Омане, Кении, Сомали и Египте, также увеличена военная помощь граничащему с Афганистаном Пакистану, превратившемуся в главную базу формирования и снабжения сражавшихся против просоветского режима в Кабуле радикальных исламистских группировок. Был ускорен процесс формирования американских сил быстрого реагирования, сосредоточенных в Персидском заливе. Эта новая позиция конфронтации окончательно прервала процесс разрядки и означала триумф в Белом доме линии советника президента по национальной безопасности Збигнева Бжезинского над более умеренной позицией государственного секретаря Сайруса Вэнса, который 28 апреля 1980 г. ушел в отставку9.

На новой волне «холодной войны» в ноябре 1980 г. победу на президентских выборах в США одержал представитель правого крыла республиканской партии Рональд Рейган. В этих условиях борьба ЮАР за сохранение режима апартеида, удержание под своим контролем Намибии и свержение правительства МПЛА в Анголе обрела «второе дыхание».

В мае 1980 г. в ходе предвыборной кампании одна из групп избирательного штаба Р. Рейгана, так называемый «комитет Санта-Фе» подготовил дорожную карту политики будущей республиканской администрации в отношении Латинской Америки. В нем Куба была названа главным врагом США в Западном полушарии. В документе было заявлено о твердой решимости сменить мягкотелую политику Белого Дома в регионе на жесткую защиту интересов США. В отношении Кубы предусматривались самые решительные меры, если она не откажется от прежнего курса. Речь даже шла о возможности предпринять «освободительную войну против Кастро»10.

Главная цель, которая проходила через весь документ, была обозначена следующим образом: «Соединенные Штаты не могут далее согласиться со статусом Кубы как вассальным государством

8 Cit. por: González Gómez R■ Estados Unidos: doctrinas de guerra fría 1947—1991. La Habana, 2003. P. 164.

9 Ibid. P. 165.

10 El Archivo del Centro de Estudios Históricos de la Seguridad del Estado. Fondo: Documentos descifrados. Copias en ingles. A New Inter-American Policy for the Eighties / Prepared by the Committee of Santa Fe (F. Bouchey, P. Fontaone, D. Jordan, G. Summer, L. Tambs) for the Council for Inter-American Security. Washington, 1986.

Советского Союза. Кубинская подрывная деятельность должна быть квалифицирована со всей жесткостью и решительным образом пресечена. Цена, которую Гавана должна заплатить за такую деятельность, не может быть небольшой. Соединенные Штаты могут восстановить свой авторитет, только приняв немедленные меры. Первые шаги должны быть откровенно карательными»11.

Обозначенная позиция получила оценку с кубинской стороны после начала реализации администрацией Р. Рейгана своей программы в жизнь. 26 июля 1983 г. в выступлении по случаю 30-й годовщины штурма казарм «Монкада» Фидель Кастро заявил: «С приходом к власти в США в начале 1981 г. крайне правой реакционной клики, проводящей откровенно воинствующую и фашистскую внешнюю политику, вновь выдвинулся на первый план вопрос о вооруженной агрессии против нашей родины. Политическая философия новой администрации была известна еще накануне президентских выборов в США. Группа невежественных, косных, безумствующих, безответственных советников Рейгана, образовавших так называемый «комитет Санта-Фе», в мельчайших подробностях разработала будущую имперскую политику США в отношении Кубы, Центральной Америки, других стран Латинской Америки и Карибского бассейна»12.

Политика Р. Рейгана на юге Африки начиная с 1981 г. также была резко ужесточена. Усиливался акцент на роль конфликта в блоковом противостоянии Востока и Запада. Республиканская администрация заменила линию Дж. Картера, предусматривавшую «изоляцию ЮАР», на «конструктивный компромисс». Госсекретарь Александр Хейг пояснил, что подход Белого Дома к данному вопросу предполагал установление новых взаимоотношений с ЮАР, основанных на реалистической эволюции их общих интересов в регионе Южной Африки, которые сводились в первую очередь к тому, чтобы уменьшить советское влияние в регионе, добившись вывода кубинских войск из Анголы13.

В этой связи стратегия заместителя госсекретаря по африканским делам Честера Артура Крокера превратилась в сложный многопрофильный дипломатический процесс с участием множества игроков, который был нацелен на достижение соглашения по

11 Documento secreto de la política de Ronald Reagan para América Latina en los años 80. Publicaciones de la Dirección Científico Técnica del Comité Estatal de Colaboración Económica. Ciudad de La Habana, 1983. P. 4.

12 Granma. 27 de julio de 1983.

13 LeoGrande W., Kornbluh P. Diplomacia encubierta con Cuba. Historia de las negociaciones secretas entre Washington y La Habana. México, 2015. P. 286.

принципу quid pro quo — «услуга за услугу». Южная Африка должна была выполнить резолюцию 435 Организации Объединенных Наций, уйти из Юго-Западной Африки (Намибии) и признать ее независимость, в обмен на полный вывод кубинских войск из Анголы. Переговоры, которые Честер А. Крокер надеялся организовать в своей аранжировке, были чрезвычайно сложными, поскольку в них прямо или косвенно должны были участвовать не только акторы, действующие на сцене, — ЮАР и Ангола, но и страны, которые находились за кулисами: Куба, Советский Союз, Движение за независимость Намибии — СВАПО, прозападные повстанцы в Анголе — Национальное движение за полную независимость Анголы (УНИТА) Жонаса Савимби и соседние страны Юга Африки (Ботсвана, Мозамбик, Танзания, Замбия и Зимбабве)14.

Центральным звеном конфликта был страх за свою национальную безопасность со стороны ЮАР и Анголы. Претория мотивировала свое нежелание уходить из Намибии опасениями из-за присутствия кубинцев в Анголе. Ангольцы нуждались в кубинских войсках для защиты от ЮАР. Увязка независимости Намибии с возвращением кубинцев домой должна была, по мнению руководителей госдепартамента, снять опасения обеих сторон.

В июле 1981 г. А. Хейг смог добиться от ЮАР принципиального согласия. Они обещали воплотить в жизнь резолюцию 435 ООН, если кубинцы уйдут из Анголы. Для Вашингтона оказалось более сложным достичь компромисс с Луандой. Последняя вполне справедливо воспринимала увязку независимости Намибии и эвакуацию кубинских войск, как шаг назад от резолюции 435, которая требовала безоговорочного предоставления независимости Намибии. 4 февраля 1982 г. Куба и Ангола обнародовали совместную декларацию, подписанную главами двух стран с изложением своей принципиальной позиции. Поскольку администрация Р. Рейгана вместо серьезных переговоров ограничивалась грубым давлением на обе страны и отказывалась включить Кубу в число договаривающихся сторон, то два года спустя, 19 марта 1984 г. в Гаване руководители этих государств вновь подтвердили свою согласованную позицию о том, что присутствие кубинских войск в Анголе являлось двусторонним соглашением между суверенными государствами, а поэтапный вывод кубинских войск мог начаться только после предоставления подлинной независимости Намибии на основании резолюции 435 ООН, вывода оттуда южноафриканских

14 Crocker Ch.A. High Noon in Southern Africa: Making Peace in a Rough Neighborhood. W.W. Norton. N.Y., 1992. P. 101-102.

войск, прекращения агрессивных акций ЮАР, США и их союзников против Анголы15.

Руководство Анголы, которое с момента провозглашения независимости стремилось нормализовать отношения с США, одновременно оставалось открытым к поиску компромиссов. Постепенно оно начало смягчать свою позицию. В апреле 1983 г. Луанда согласилась с тем, что вопрос о выводе кубинских войск может быть увязан в определенной степени с провозглашением независимости Намибии. После этого Честер Крокер пришел к выводу, что наступил момент прямых переговоров с Гаваной. Однако это оказалось не простым делом. Госсекретарь Джордж Прэтт Шульц, являвшийся сторонником Ч. Крокера, в середине 1983 г. отошел в тень. Контроль за внешней политикой временно перешел в руки членов Совета Национальной Безопасности во главе с помощником по национальной безопасности Уильямом Р. Кларком, который считал, что ведение переговоров с Гаваной по Африке означало бы легитимацию кубинского присутствия там16.

В 1984 г., когда ритм посреднических дипломатических усилий между США в контактах с Анголой, с одной стороны, и ЮАР, с другой, начал ускоряться, Гавана дала понять Вашингтону о своем желании непосредственно участвовать в переговорах. 22 февраля в центральном печатном органе Компартии Кубы газете «Гранма» была опубликована статья, в которой была дана довольно позитивная оценка посредническим усилиям США17. Это было свидетельством решительного перехода Гаваны от крайне критической полемики с Соединенными Штатами к поиску компромисса.

«Мне было очевидно, что это был определенный сигнал», — заметил глава Секции интересов США в Гаване Джон Ферч. Эта новость была передана в Вашингтон. Несколько недель спустя в интервью «Вашингтон Пост» кубинский вице-премьер Карлос Рафаэль Родригес заметил: «Мы никогда не собирались держать наши войска Анголе длительное время. Мы готовы, когда придет момент, когда для этого будут созданы условия, начать процесс вывода войск»18.

17 апреля 1984 г. Ф. Кастро направил послание в Секцию интересов США в Гаване, в котором предложил начать процесс консультаций с Соединенными Штатами, которые могли бы содействовать

15 Declaración Conjunta de los Gobiernos de la República de Cuba y la República Popular de Angola // Granma. 20 de marzo de 1984. P. 3.

16 Crocker Ch.A. Op. cit. P. 141-142, 151, 163.

17 Granma. 22 de febrero de 1984.

18 LeoGrande W, Kornbluh P. Op. cit. P. 287.

мирному разрешению конфликта на юге Африки. Вашингтон сразу ответил. Заместитель государственного секретаря Честер Крокер заявил, что очень важно поддерживать контакты с Кубой по этому вопросу. С этого момента начались консультации19.

В июле 1984 г. кубинский дипломат Хосе Луис Падрон встретился с Джоном Ферчем, чтобы уточнить, как представляла себе администрация Р. Рейгана соглашение по югу Африки. Х. Падрон проинформировал американскую сторону, что Куба предполагала вывести свои войска из Анголы в случае подписания регионального соглашения, и предлагала, чтобы Гавана и Вашингтон вели прямые двусторонние переговоры, с целью стимулировать мирный процесс. Как вспоминал Джон Ферч, «было совершенно очевидно, что кубинцы хотели диалога. Они хотели быть участниками переговоров, которые инициировал Крокер»20.

Однако противники диалога с Кубой из СНБ США продолжали упорствовать, не желая предоставлять Гаване место за столом переговоров. Они предлагали ограничиться лишь осуществлением общих консультаций через Секцию интересов. Такой вариант не устраивал Гавану, которая хотела принимать полноценное участие в переговорах.

В октябре 1984 г. был предпринят серьезный дипломатический шаг. Ангола вручила США новое предложение, выработанное совместно с Кубой, в котором был разработан график вывода кубинских войск после выполнения резолюции 435 ООН. «Это предложение имело очевидные следы кубинской позиции во всем документе, — вспоминал Крокер. — Оно было неприемлемо для ЮАР, но, без сомнения, представляло собой хорошую основу для начала сложных переговоров21.

В декабре 1984 г. Луанда предложила, чтобы Куба участвовала в переговорах. Вашингтон в очередной раз ответил отказом. Для администрации Р. Рейгана эти переговоры и без Гаваны были крайне сложными. Однако включение Кубы в состав их участников, как уже отмечалось, означало легитимацию кубинского присутствия в Анголе в глазах американского общественного мнения. Одновременно все проблемы напряженных отношений между Вашингтоном и Гаваной могли «всплыть» на переговорном процессе по югу Африки. Это проблемы нелегальной эмиграции с острова, прав человека, поддержка партизанских движений в Центральной Америке, Африке и Азии, «лобовое» столкновение позиций Кубы

19 Crocker Ch.A. Op. cit. P. 151.

20 Ibid. P. 204.

21 Ibid. P. 211-212.

и США в Никарагуа и другие вопросы, которые превращали отношения двух стран в «Гордиев узел». При этом разрубить его было нельзя, его можно было только развязывать на основе взаимных компромиссов. Вашингтон тогда, судя по всему, к этому был еще не готов. Началу диалога с Кубой в то время мешал внутриполитический расклад политических сил в США. Наиболее правая часть республиканцев стояла за безоговорочную поддержку ЮАР и УНИТА, добивалась свержения правительства МПЛА и мечтала «сбросить» силами южноафриканской армии кубинские войска в океан. В итоге Ч. Крокер «завис» между вашингтонскими ястребами и кубинскими настойчивыми требованиями участия в переговорах.

Тем временем Претория решила переломить ситуацию в свою пользу в надежде на поддержку правых республиканцев в США. ЮАР объявила о намерении самостоятельно провести выборы в Намибии и на их основе сформировать приемлемое для себя правительство. Одновременно южноафриканский спецназ предпринял попытку осуществить саботаж на нефтепромыслах в ангольском анклаве Кабинда. Тогда же власти ЮАР использовали жестокие репрессии для подавления народных волнений в африканских поселках на территории самой страны. Это вынудило Вашингтон применить экономические санкции в отношении Претории, что временно прервало диалог между США и ЮАР22.

В середине 1985 г. наиболее консервативной части администрации Рейгана удалось провести через Конгресс отмену поправки Кларка, принятую еще в середине 1970-х гг., которая запрещала ЦРУ оказывать негласную помощь УНИТА. С начала 1986 г. администрация Р. Рейгана при поддержке конгресса начала открыто оказывать существенную военную помощь УНИТА. Целью являлось свержение правительства МПЛА в Анголе и нанесение максимального ущерба Кубе23. Это привело к прекращению диалога между США и Анголой.

В то же время ввод в действие Соединенными Штатами Америки 1 мая 1985 г. антикубинского «Радио Марти» обострил отношения Вашингтона и Гаваны24. С февраля по май 1985 г. Ф. Кастро изменил свою риторику. Если в начале года он приветствовал политику Ч. Крокера как позитивную, то уже через пару месяцев перешел к обвинениям Вашингтона в пособничестве апартеиду и неспособности выступать в качестве посредника на переговорах по урегу-

22 LeoGrande W, Kornbluh P. Op. cit. P. 289.

23 Glejeises P. La epopeya cubana. P. 59.

24 Alzugaray C., Berthaut R., Delmonte M. et al. De Eisenhower a Reagan. La política de Estados Unidos contra la Revolución Cubana. La Habana, 1987. P. 345.

лированию проблем юга Африки25. В итоге инициативы, предпринятые Крокером, были заморожены на два года.

Куба продолжала занимать принципиальную позицию в отношении переговоров по югу Африки. Накануне визита президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша в Гавану в конце июля 1987 г. Ф. Кастро по частным каналам (через дочь Дэвида Рокфеллера Пегги Дьюлани) передал предложение о возобновлении переговоров при условии официального участия в них Кубы. Послание было передано советнику СНБ Френку Карлучи, Честеру Крокеру и ряду других сотрудников администрации Р. Рейгана. Ч. Крокер ответил, что кубинское участие будет зависеть от позиции ангольской стороны. Такая постановка вопроса была воспринята Ф. Кастро и прибывшим на Кубу Ж.Э. душ Сантушем как позитивный знак26.

По завершении официального визита президента Анголы на Кубу лидеры двух стран приняли коммюнике, где высказали пожелание о возобновлении переговоров о выводе кубинских войск. Одновременно ангольская сторона направила ноту правительству США, где заявила о необходимости включения в переговорный процесс представителей Кубы27.

Предложение Ф. Кастро вызвало дискуссию в кабинете Р. Рейгана по вопросу о кубинском участии в переговорном процессе28. Заместитель государственного секретаря по межамериканским делам Эллиотт Абрамс выступил за категорическое неприятие кубинского участия в переговорах. Он опирался на поддержку Р. Рейгана, что укрепляло его позиции в противостоянии с госсекретарем Дж. Шульцем, который придерживался более умеренной линии. Поэтому послания Э. Абрамса сотрудникам государственного департамента часто были написаны в резкой форме. Так Э. Абрамс 14 октября 1987 г. писал новому руководителю Секции интересов США на Кубе Джею Тейлору: «Помимо того, что я не нахожу никакого подтверждения идеи, что кубинское участие окажет большую помощь в переговорном процессе, думаю, что у нас нет ни малейшего желания способствовать улучшению репутации Кубы,

25 Hoagland J. Castro Outlines in Africa // Washington Post. 6 February 1985; President Fidel Castro's Remarks at the Isle of Youths // Latin America Daily Report. May 30, 1985.

26 El Archivo de las Fuerzas Armadas de Cuba. Coleccion: Cuba y Africa del Sur. Conversaciones oficiales del Comandante en Jefe Fidel Castro Ruz con Presidente de la RPA Jose Eduardo dos Santos. La Habana, julio de 1987.

27 Ibidem.

28 Gleieses P. Visiones de libertad. La Habana, Washington, Pretoria y la lucha por el sur de África (1976-1991). T. II. La Habana, 2015. P. 204.

имея ввиду роль которую она сыграла своим военным вмешательством в Африке»29.

Однако летом и в последующие месяцы Вашингтон подвергся давлению с различных сторон в связи с проблемой участия Кубы в переговорах. Ангольские руководители поставили этот вопрос перед Честером Крокером в июле, а затем в сентябре 1987 г. «Вывод кубинских войск... не может обсуждаться без участия суверенного государства, направившего свои войска, — настаивал министр иностранных дел Анголы Афонсо Ван-Дунем. — Мы убеждены, что его участие позитивно скажется на скорейшем достижении результата, к которому стремятся обе наши договаривающиеся стороны.»30. Советский министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе затронул эту тему в беседе с Дж. Шульцем перед началом встречи Р. Рейгана и М.С. Горбачева в декабре 1987 г. В кулуарах встречи советские руководители подтвердили, что кубинцы приняли решение о полном выводе в случае достижения соглашения, но они должны участвовать в выработке и подписании этого со-глашения31.

Кубинцы также продолжали настаивать на своем участии. В сентябре 1987 г., когда Рикардо Аларкон принял предложение США о том, чтобы обе стороны провели совещание для обсуждения проблемы миграции и радиопередач, он добавил, что кубинцы хотели бы поговорить в «неформальной обстановке» о различных вопросах, в том числе об Анголе. В Секции интересов в Гаване Джей Тейлор не был уверен, что кубинцы готовы внести конструктивный вклад в обсуждение проблемы юга Африки, но он знал, что Ангола не подпишет соглашения, если Гавана выступит против него. «Кубинское участие, по моему мнению, — сообщал он в госдепартамент, — будет необходимо не только для физического вывода войск, но и для принятия решений о терминологии доку-мента»32. С другой стороны, Тейлор считал, что драматические изменения, происходившие в СССР под руководством М.С. Горбачева, так же как улучшение отношений между двумя сверхдержавами, убеждали Ф. Кастро в необходимости выстраивать более

29 Ibid. P. 205.

30 El Archivo del Comité Central del Partido Comunista de Cuba. Colección: Cuba y África del Sur. Proposicición para la apertura por los angolanos de la sessión de miercoles. Septiembre de 1987.

31 Crocker Ch.A. Op. cit. P. 360-361.

32 El Archivo del Centro de Estudios Históricos de la Seguridad del Estado. Fondo: Cables descifrados. Copias en ingles. Cable de USINT (Taylor) to the State (Abrams), official/informal, 1987. October 20, Havana 03839, and Cable of USINT (Taylor) to the State (Abrams), "U.S.-Cuban Relations and Other Issues", 1987. September 28, Havana 03534, NSA Cuba Collection.

хорошие отношения с Вашингтоном. Тейлор сообщал в госдепартамент, что если бы Фиделю Кастро открылась возможность «достойного ухода из Анголы, он бы пошел на это в надежде, что подобный шаг хотя бы частично мог улучшить перспективы сближения с Соединенными Штатами»33.

Эллиот Абрамс не был в этом уверен. Он считал, что Куба хочет навязать свою повестку дня, которая интересна лишь Гаване. Однако Куба была действительно заинтересована во взаимоприемлемом решении, поскольку ангольская война продолжалась значительно больше трех лет, на которые рассчитывали кубинцы, отправляя своих добровольцев в 1975 г. в Анголу. С другой стороны, Москва, являвшаяся главным поставщиком военного снаряжения для Кубы в Африке, все настойчивее стремилась избавиться от региональных конфликтов. Без логистической поддержки со стороны СССР присутствие Кубы в Анголе стало бы для Гаваны невыносимым бременем.

Соглашение, гарантировавшее независимость Намибии и уход южноафриканских войск от границ с Анголой, позволяло достичь главной цели безопасности этой страны, обеспечение которой послужило изначальной причиной прибытия туда кубинцев. «Мы стремимся включиться в решение этого международного вопроса, — отмечал Ф. Кастро в ноябре 1987 г., — поскольку мы должны также принять участие в мирном урегулировании конфликта и обрести мир для нашей страны»34.

Африканский отдел госдепартамента не испытывал особой любви по отношению к кубинцам, но люди, работавшие там, знали, что Остров Свободы обладал слишком большим влиянием в Анголе, чтобы их можно было игнорировать. Никто не хотел торговаться с ними, как вспоминал Ларри Неппер, один из помощников Ч. Крокера. Но никто яснее сотрудников африканского отдела, принимавших участие в переговорном процессе, не понимал, что было принципиально важно, чтобы кубинцы участвовали в нем, поскольку ангольцы были полностью зависимы от них35. В конце концов, под давлением Честера Крокера, Майкла Козака и Кеннета

33 El Archivo del Centro de Estudios Históricos de la Seguridad del Estado. Fondo: Cables descifrados. Copias en ingles. Cable de USINT (Taylor) to the State (Skoug), official/informal, 1987. September 29, Havana 03509, NSA Cuba Collection; cable de USINT (Taylor) to the State (Abrams), "Cuba and Angola". 1987. October 1, Havana 03581, NSA Cuba Collection.

34 El Archivo de las Fuerzas Armadas Revolucionarias de Cuba. Reunion de analisis de la situacion de las tropas cubanas en la RPA, efectuada a partir de las 17:25 horas del 15.11.1987.

35 LeoGrande W, Kornbluh P. Op. cit. P. 291.

Скоуга было принято решение начать неформальный диалог с кубинцами по Анголе во время миграционных переговоров в Монреале, другими словами, вне рамок формальной повестки36.

Рикардо Аларкон во время бесед высказал сожаление, что Вашингтон судя по всему решил исключить Кубу из числа участников переговоров по югу Африки. Он аргументированно доказывал, что это было ошибкой госдепартамента, поскольку Куба заинтересована в достойном уходе, но при условии, если она будет полноправным участником переговоров37.

Куба пошла во время переговоров в Монреале на некоторые уступки Вашингтону в миграционном вопросе, согласившись принять назад часть нежелательных эмигрантов. Одновременно Гавана дала понять, что рассчитывает на понимание с американской стороны в вопросе об участии в переговорах по Африке. Но Вашингтон продолжал вести двойную игру, рассчитывая, судя по всему, на выгодное для себя изменение политической конъюнктуры на юге Африки, поскольку дипломатические контакты происходили на фоне вспыхнувших с новой силой во второй половине 1987 г. военных действий в Анголе.

В сентябре 1987 г. южноафриканские войска совместно с УНИТА развернули массированное наступление против правительственных ангольских войск на юго-востоке Анголы38. В начале ноября им удалось окружить значительную группировку ангольских войск в районе небольшого, но стратегически важного населенного пункта Куито Куанавале39. Совет Безопасности ООН потребовал, чтобы ЮАР вывела все свои войска с территории Анголы. Публично США присоединились к единодушному решению СБ ООН, но в частном порядке помощник госсекретаря Ч. Крокер 5 декабря вновь заверил посла ЮАР в США в своей поддержке. «Правительство ЮАР, — подчеркивал он, — должно иметь в виду, что резолюция [СБ ООН] не содержит никаких конкретных упоминаний о санкциях и не предусматривает никаких конкретных мер в целях оказания помощи Анголе. Это не афишируется, но текст документа — результат наших дипломатических усилий по принятию

36 El Archivo del Centro de Estudios Históricos de la Seguridad del Estado. Fondo: Cables descifrados. Copias en ingles. Cable from USINT (Taylor) to the State (Stu Lippe), official/informal num. 1063.1987. October 28, Havana 04020, NSA Cuba Collection.

37 Crocker Ch.A. Op. cit. P. 362.

38 El Archivo del Instituto de la Historia de Cuba. Fondo: Cuba — Angola. Batalhe do Lomba em imagens.Ofensiva militar derrotada // Kwacha International. Mensuel de L'UNITA. Secrétaria de L'Information. Novembro/Dezembro, 1987, Numero 5. P. 1—8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39 El Archivo del Instituto de la Historia de Cuba. Fondo: Cuba — Angola. Bermudez Cutiño, Jesús M. La escalada militar sudafricana en Angola // El Oficial. Número especial. № 1. P. 68-69.

резолюции в выхолощенном виде»40. Это давало Претории время, чтобы ликвидировать элитные части ангольской армии.

В середине января 1988 г. власти ЮАР и западные дипломаты объявили, что падение Куито Куанавале было решеным вопросом. Но город не пал. Фидель Кастро, без предварительного согласования вопроса с советской стороной, направил в Анголу свои лучшие части во главе с опытным кубинским генералом Леопольдо (Поло) Синтра Фриасом. Кубинские подразделения были обеспечены лучшим современным оружием, которым располагала Куба. Фидель «сыграл ва-банк». Он пошел на риск, ослабив оборону самой Кубы, и перебросил в Анголу свои отборные части. Кубинский лидер четко уловил момент политического ослабления администрации Р. Рейгана и правого крыла его правительства в связи со скандалом Иран—контрас, разразившимся в конце 1986 г. и растянувшимся на многие месяцы. В скандале оказались замешаны помощник госсекретаря Эллиот Абрамс, министр обороны Каспар Уайнбер-гер, советник по национальной безопасности президента Роберт Макфарлейн и ряд других должностных лиц близких к Р. Рейгану. Все они входили в СНБ41. Поглощенность правящих кругов США этим скандалом, на наш взгляд, ослабила позиции правого крыла правящей администрации и на время снизила опасность прямого нападения на остров, перед лицом которой страна жила с 1982 г. «Главная угроза для нас сейчас в Анголе, — определил Ф. Кастро суть момента. — Война идет там, а не здесь»42.

В письме, направленном М.С. Горбачеву 1 декабря 1987 г., Ф. Кастро, отвечая на обвинения Гаваны тогдашним советским руководством в военных поражениях в Анголе и обострении ситуации, отметил, что инициаторами провалившего наступления на юго-востоке страны были советские военные советники. Куба предупреждала о нецелесообразности подобных операций. В сложившейся ситуации, как подчеркнул кубинский лидер, только решительное вмешательство кубинских РВС способно вырвать инициативу у войск ЮАР и решить проблему. «После анализа сложившейся ситуации, — подчеркнул Ф. Кастро, — мы пришли к выводу о необходимости существенного и срочного усиления наших войск»43. Это письмо было свидетельством определенной напряженности

40 Glejeises P. La epopeya cubana. P. 60.

41 См.: Князьков М. Тайна за номером 160 // Известия. 5 сентября 1987. С. 4.

42 El Archivo de las Fuerzas Armadas Revolucionarias de Cuba. Reunión de analisis de la situación de las tropas cubanas en la RPA, efectuada a partir de las 17:25 horas del 15 de noviembre de 1987.

43 El Archivo de las Fuerzas Armadas Revolucionarias de Cuba. La carta de Fidel Castro a M. Gorbachov. 1 de diciembre de 1987.

в отношениях двух социалистических стран и в то же время говорило о решимости Кубы противостоять в этой части света имперским планам США и их союзников.

Фидель Кастро принял решение, используя сложившуюся конъюнктуру, чтобы заставить южноафриканскую армию уйти из Анголы раз и навсегда. План предусматривал первоначальный разгром войск противника под Куито Куанавале, а затем переход в решительное наступление на юго-западе Анголы с выходом на границу Намибии. В очередной раз кубинцы, как было отмечено, начали действовать без предварительных консультаций с Москвой. И это, на наш взгляд, было вполне объяснимо. Ф. Кастро был прекрасно осведомлен о том, что М.С. Горбачев сосредоточен на улучшении отношений с Соединенными Штатами Америки и опасается военной эскалации на юге Африки. «Новость о решении Кубы послать в Анголу усиленный контингент войск была для нас, откровенно говоря, полной неожиданностью, — упрекал М.С. Горбачев Фиделя Кастро. — Мне трудно понять, как подобное решение могло быть принято без нас»44. Тем не менее, в отличие от 1975 г., когда недовольство советского руководства затормозило на пару месяцев поставки оружия, на сей раз кубинцы сразу получили основную часть боевой техники и боеприпасов, в которых нуждались их войска в Анголе45. По нашему мнению, важную роль в этом сыграла позиция тогдашних министра обороны Д.Т. Язова (участника Карибского кризиса) и начальника Генерального штаба ВС СССР маршала С.Ф. Ахромеева. Это подтверждает подчеркнуто позитивная оценка, высказанная прежде всего в адрес последнего Фиделем Кастро в письме М.С. Горбачеву46.

23 марта 1988 г. южноафриканские войска предприняли последнюю попытку захватить Куито Куанавале, но встретили столь сокрушительный отпор от перегруппировавшихся ангольских правительственных войск и подтянутых сюда элитных частей кубинской армии, что были вынуждены начать отступление. Значительная часть войск ЮАР оказалась в котле под Куито Куанавале. Кубинская авиация установила полное господство в воздухе, а вооруженные силы Анголы и Кубы овладели стратегической инициативой и начали стремительное наступление на юг. Пилотируемые кубинскими летчиками эскадрильи МИГ-23 начали барражировать

44 El Archivo de las Fuerzas Armadas Revolucionarias de Cuba. Gorbachov a Castro. 5 de diciembre de 1987.

45 Glejeises P. La epopeya cubana. P. 62.

46 El Archivo de las Fuerzas Armadas Revolucionarias de Cuba. La carta de Fidel Castro a M. Gorbachov. 1 de diciembre de 1987.

в воздушном пространстве над северными районами Намибии47. Совет начальников штабов США был вынужден констатировать, что «война в Анголе получила крайне драматический и нежелательный оборот для южноафриканской армии»48.

Только стремление Ф. Кастро не обострять отношения с США и ЮАР, в условиях намечавшегося политического решения за столом переговоров, подвигли кубинское руководство отдать приказ своим войскам не добивать разгромленную группировку южноафриканских войск, а дать их остаткам возможность отступить к границе с Намибией и покинуть территорию Анголы49.

Тем временем в госдепартаменте развернулась борьба между скомпрометированным скандалом Иран—контрас Эллиотом Абрам-сом и Честером Крокером, спровоцированная посланиями прибывшего в Гавану в сентябре 1987 г. нового руководителя Секции интересов США Джея Тейлора50. Последний раскрыл факт, что Э. Абрамс не ставил госдепартамент в известность о его сообщениях, где говорилось о шагах Кубы по вопросу урегулирования на юге Африки. Эти выпады Тейлора были сделаны далеко не профессионально. Однако в данном случае сработал личностный фактор. Тейлор работал в Китае с Чазом Фримэном — главным помощником Крокера, с которым он находился в непосредственном рабочем контакте. Фримэн и Крокер, вооружившись информацией Джея Тейлора, убедили Джорджа Шульца в том, что наступил момент, когда следует пригласить Гавану за стол переговоров51.

В рождественские праздники 1987 г. Джей Тейлор посетил Хорхе Рискета, курировавшего в ЦК Компартии Кубы африканское направление. К ним присоединился Хосе Антонио Арбесу, участник переговоров между кубинским руководством и администрацией Дж. Картера в 1978 г. В ходе беседы Хорхе Рискет подчеркнул, что Куба является стороной конфликта и имеет полное право участвовать в этих переговорах в поисках решения проблемы, так же как Ангола совместно с Соединенными Штатами Америки52.

47 El Archivo del Instituto de la Historia de Cuba. Fondo: Cuba — Angola. Martínez Puentes R. El aire siempre fUe nuestro // El Oficial. Número especial. 1989. № 1. P. 84—93.

48 El Archivo del Centro de Estudios Históricos de la Seguridad del Estado. Fondo: Documentos descifrados. Copias en ingles. US Joint Chiefs of Staff (JCS). April 1988, NSA.

49 El Archivo del Instituto de la Historia de Cuba. Fondo: Cuba — Angola. Pinedo Molina H. Para exigir la paz. Origen y desarrollo de los negociaciones para la solución del conflicto en África Sudoccidental // El Oficial. Número especial. 1989. № 1. P. 110—115.

50 Gleieses P. Visiones de libertad. P. 205.

51 LeoGrande W, Kornbluh P. Op. cit. P. 292.

52 Gleieses P. Visiones de libertad. P. 279-281.

В течение последующих месяцев двусторонние контакты продолжились между Дж. Тейлором, Х. Рискетом и Р. Аларконом. Они еще не носили характера переговоров, а скорее являлись своеобразной «пристрелкой», представляя собой двусторонние беседы и обмен мнениями. Но эти встречи превратились в основную арену дипломатии. Вскоре после совещания в Мехико по миграционным вопросам, состоявшегося 11 января 1988 г., Вашингтон согласился на участие группы кубинцев в переговорах в составе ангольской делегации53.

Впервые представители Кубы приняли участие в переговорах с американской делегацией по югу Африки 29 января 1988 г. в Луанде. К этому моменту вновь прибывшие в Анголу кубинские воинские части переломили ход военных действий в пользу куби-но-ангольской группировки. Хорхе Рискет возглавил кубинских дипломатов, которые достигли быстрых результатов: впервые Куба и Ангола договорились в принципе о полном выводе кубинских войск вместо частичного, при условии вывода войск ЮАР с юга Анголы, безусловного выполнения резолюции 435 ООН и отказа США от военной поддержки УНИТА54.

Второй раунд переговоров в марте того же года завершился согласованием календарного плана вывода войск, подготовленного Кубой и Анголой. Последний был рассчитан на 4 года, что представлялось Вашингтону длительным сроком, но это было лишь начало55.

В то время как кубинские боевые колонны начали стремительное продвижение к границе с Намибией, представители Кубы, Анголы, ЮАР и США, наконец, приступили к полноценным дипломатическим баталиям за столом переговоров56.

Первые четырехсторонние переговоры прошли в Лондоне 3—4 мая 1988 г.57 Второй раунд переговоров продолжился 24 июня в Каире. Одновременно здесь представители ЮАР и США провели двустороннее совещание в американском посольстве по поводу победоносного кубинского наступления. ЮАР потерпела военное поражение в Анголе и была вынуждена вывести остатки своих войск в Намибию. Гавана была настроена решительно. Сосредоточившиеся на юге Анголы силы демонстрировали готовность начать

53 LeoGrande W, Kornbluh P. Op. cit. P. 293.

54 Gleieses P. Visiones de libertad. P. 289-291.

55 Ibid. P. 292-297.

56 El Archivo del Instituto de la Historia de Cuba. Fondo: Cuba — Angola. Pinedo Molina H. Para exigir la paz. Origen y desarrollo de los negociaciones para la solución del conflicto en África Sudoccidental // El Oficial. Número especial. 1989. № 1. P. 112.

57 Gleieses P. Visiones de libertad. P. 315—317.

военное наступление в Намибии, если ЮАР не согласится на выполнение резолюции 435 ООН. До этого кубинские генералы получили от своего главнокомандующего Ф. Кастро разрешение на пересечение воздушного пространства Намибии и включение групп спецназа РВС в боевые отряды СВАПО, пересекавшие границу для нанесения ударов по войскам ЮАР58.

По мере того как советские руководители все больше дистанцировались от конфликтов в третьем мире и нормализовали свои отношения с США, Куба вынуждена была действовать осторожней, чтобы не превратиться в разменную монету сверхдержав. Характерно что в течение всех этих переговоров представители СССР практически держались в стороне от них. Как образно заметил Честер Крокер, «кубинский лидер Фидель Кастро прочно держал штурвал коммунистического локомотива в Анголе»59. А помощник Ч.А. Крокера отмечал, что Фидель Кастро «делал это настолько блестяще, что его действия представляли собой образец использования военной силы для достижения дипломатической цели»60. Растущее военное превосходство кубинцев на театрах военных действий вывело из состояния застоя продолжавшиеся длительное время переговоры по югу Африки. Попытка ЮАР продемонстрировать силу завершилась очередным провалом. 26 июня 1988 г. войсками ЮАР был осуществлен провокационный артиллерийский обстрел кубинских позиций у границы Намибии. На следующий день кубинцы совершили массированный авиационный налет и разбомбили одну из главных баз ЮАР, располагавшуюся в 10 км к югу от ангольской границы. Превосходство кубинцев было очевидным61. Это заставило руководство ЮАР понять, что у них нет альтернативы политическому урегулированию проблем юга Африки.

В течение 9 месяцев дипломаты трех стран провели 12 встреч с американскими посредниками и постепенно выработали дорожную карту для одновременного осуществления планов решения проблемы Намибии и Анголы62.

11 июля 1988 г. начался очередной раунд переговоров в Нью-Йорке. В них с кубинской стороны впервые принял участие Карлос Альдана Эскаланте, возглавлявший в ЦК Компартии отдел идео-

58 El Archivo del Instituto de la Historia de Cuba. Fondo: Cuba - Angola. Pinedo Molina H. Para exigir la paz. Origen y desarrollo de los negociaciones para la solución del conflicto en África Sudoccidental // El Oficial. Número especial. 1989. № 1. P. 111.

59 Crocker Ch.A. High Noon in Southern Africa: Making Peace in a Rough Neighborhood. N.Y., 1992. P. 379.

60 Glejeises P. La epopeya cubana. P. 65.

61 Gleieses P. Visiones de libertad. P. 343-345.

62 Crocker Ch.A. High Noon in Southern Africa... P. 392-393.

логии и международных отношений. Ч. Крокер жаловался ангольским и советским дипломатам, что Х. Рискет был слишком идеологизированным и жестким переговорщиком. Карлос Альдана, наоборот, вел себя более гибко и активно. Будучи умеренным реформатором, он был единственным среди тогдашних кубинских руководителей, кто открыто называл горбачевские реформы привлекательными. Карлос Альдана был убежден, что интересы Кубы будут в большей степени учтены, если удастся улучшить и наладить отношения с Соединенными Штатами Америки63.

Во время одного из обедов К. Альдана предложил Ч.А. Крокеру формулу достойного для всех сторон разрешения конфликта на юге Африки. Ч.А. Крокер посоветовал Альдане объяснить это юж-ноафриканцам, которые до сих пор сомневались в правовых полномочиях Кубы. К. Альдана так и поступил. Он заявил представителям ЮАР, что для Кубы нет ничего более почетного, чем уйти из Анголы «по своей собственной воле в рамках выполнения резолюции 435 ООН, в соответствии с которой появится новая независимая нация»64. К. Альдана предложил «мир без побежденных», в который каждая страна внесла бы свой позитивный вклад для достижения взаимоприемлемого соглашения. Ч.А. Крокер отметил, «что это был виртуозный ход», который изменил всю тональность последующих переговоров»65.

По мере того как продолжались переговоры, восхищение Ч.А. Крокера в отношении кубинской дипломатии росло. «Понять, что думают кубинцы — это форма искусства, — писал он Дж. Шуль-цу. — Они готовы к войне с такой же волей и решимостью, как и к миру.. Мы являемся свидетелями их высокой тактической виртуозности и подлинной креативности за столом переговоров»66. Ч.А. Крокер очень быстро понял, что позиция Кубы направлялась и корректировалась непосредственно самим Фиделем Кастро. Кубинские специалисты делали стенограммы заседаний, чтобы передавать их в Гавану. Кубинская делегация всегда настаивала на проведении заседаний в тех местах, где было их посольство с надежной связью. «Кастро имел совершенно четкую стратегию по всем вопросам, и его стремление по достижению соглашения подвигало ангольцев, которые опасались за свою безопасность, к мысли о скорейшем продвижении в переговорном процессе», — отмечал Честер Крокер67. Кубинцы были открыты к принятию более ко-

63 New York Times. September 27, 1992.

64 Crocker Ch.A. Op. cit. P. 400-405.

65 Ibid. P. 499-501.

66 Ibid. P. 402-408.

67 Ibid. P. 441.

роткого календарного плана вывода своих войск, чем ангольцы, которые боялись за свою безопасность в случае вывода кубинских войск. «Мы бы значительно дольше вели переговоры, если бы в них не принимала участие Куба», — подчеркивал Ч. Крокер68.

По мнению американских исследователей ЛеоГранде и Корнблю, завершающий импульс переговорам дала победа в ноябре 1988 г. на выборах Джорджа Х.В. Буша-старшего. Вскоре после этого начался десятый раунд переговоров. Руководство госдепартамента понимало, что политика США будет неизбежно подвергнута переоценке новой администрацией и что дипломатический персонал сменится, поэтому все стремились завершить свою работу до дня инаугурации нового президента. В декабре 1988 г. на очередном раунде переговоров в Нью-Йорке ЮАР дала согласие на проведение демократических выборов и предоставление независимости Намибии, отказалась от оказания военной помощи УНИТА. При открытии раунда переговоров ЮАР также предложила свой календарь вывода кубинских войск из Анголы. Он был рассчитан на 24 месяца. Кубинцы и ангольцы настаивали на 30. В конечном итоге стороны сошлись на 27 месяцах, и соглашение было заключено69.

22 декабря 1988 г. представители четырех стран собрались в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, чтобы подписать официально трехстороннее соглашение между Анголой, Кубой и ЮАР. Одновременно было подписано отдельное соглашение между Кубой и Анголой, в котором объяснялись детали вывода кубинских войск. Госсекретарь Шульц охарактеризовал соглашение, как «очень значимое событие в истории юга Африки». Министр иностранных дел Анголы Афонсо Ван-Думен потребовал окончания «всякого иностранного вмешательства во внутренние дела Анголы, указав на скрытую помощь Вашингтона боевым формированиям УНИТА во главе с Джонасом Савимби. В свою очередь министр иностранных дел Кубы Исидоро Мальмьёрка осудил Соединенные Штаты и ЮАР «за причинение Анголе огромного материального ущерба и потерю десятков тысяч человеческих жизней». Министр иностранных дел ЮАР Пик Бота парировал, что он готов обсудить так называемые «заслуги» в деле нарушения прав человека в Южной Африке и на Кубе. Захваченный врасплох словесной перепалкой, Дж. Шульц ответил И. Мальмиёрке, что, судя по сохраняющемуся накалу страстей, было «чудом», что стороны все-таки смогли достичь соглашения. Обратившись отдельно к Ч.А. Крокеру, Дж. Шульц

68 Ibidem.

69 LeoGrande W, Kornbluh P. Op. cit. P. 294.

сказал: «Было бесчисленное множество лиц, с которыми тебе пришлось работать»70.

Во исполнение достигнутых договоренностей в Намибии прошли демократические выборы, 21 марта 1990 г. лидер СВАПО Сэм Нуйома был приведен к присяге как первый президент независимой Намибии.

Без побед Кубы на поле боя в Анголе, а также ее решительной и искусной дипломатической битвы, филигранно руководимой Фиделем Кастро, без огромной военно-технической советской помощи, оказанной благодаря преобладанию в военно-политических кругах СССР руководителей, продолжавших отстаивать антиимпериалистическую линию, не было бы подписано упомянутое соглашение в Нью-Йорке. Все это обеспечило стабильность и целостность Анголы, независимость Намибии и в конечном итоге стало началом краха режима апартеида в ЮАР.

Нельсон Мандела мог с полным основанием утверждать, что победа кубинцев «разрушила миф о непобедимости белых угнетателей... и послужила вдохновляющим примером для сражавшегося народа Южной Африки. Куито Куанавале стал исходной точкой для освобождения континента и нашей страны от бича апартеида»71.

Кубинский народ, пославший в Анголу воинов-интернационалистов, внес важный вклад в крушения режима апартеида на излете «холодной войны». Кубинские Революционные Вооруженные силы с честью выполнили свою освободительную миссию на юге Африки. 25 мая 1991 г. последняя группа воинов-интернационалистов, во главе с генерал-лейтенантом Самуэлем Родилес Плана, с развевающимся кубинским флагом взошла по трапу самолета, который покинул Анголу и взял курс на Остров Свободы. В аэропорту Луанды их провожали тысячи ангольцев во главе с президентом страны Жозе Эдуарду душ Сантушем. Освободительная миссия Кубы на юге Африки была выполнена72.

Возвращение домой пятидесятитысячного кубинского воинского контингента значительно усилило боевой потенциал Кубы. Около 400 тысяч кубинских солдат и офицеров получили боевой опыт в Анголе. В условиях распада советского блока РВС Кубы стали неприступным бастионом первого социалистического государства в Западном полушарии. Они с достоинством и победой вышли из той «холодной войны» которую вели два противостоявших с 1946 по 1991 г. блока.

70 Lewis P. Angola and Namibia Accords Signea // New York Times. December 23, 1988; Crocker Ch.A. Op. cit. P. 445-446.

71 Granma. 27 de julio de 1991.

72 Diaz Canter M. Operación Carlota. Pasajes de una epopeya. La Habana, 2006. P. 133.

Лидеры США любят говорить о своей победе в «холодной войне», хотя о ее окончании Дж. Буш и М.С. Горбачев заявили еще в 1990 г. В случае с СССР, высшее политическое руководство которого вскоре после прихода к власти М.С. Горбачева вначале пошло по пути разумного компромисса с США, а затем стало стремительно просто сдавать одну позицию за другой, возможно, это имеет под собой основание. Для Москвы «окончание холодной» войны практически совпало с крушением советского блока и распадом самого СССР. Однако пример победоносного завершения социалистической Кубой своей интернациональной миссии в Южной Африке в мае 1991 г., коренным образом изменившей судьбу Черного континента к югу от Сахары, а также успешное развитие КНР, СРВ, ЛНДР, КНДР является свидетельством того, что утверждения Дональда Трампа о том, что США «поставили на колени коммунизм»73, по меньшей мере, преувеличены.

Список литературы

1. Бородаев В.А. Первая ангольская война (1975—1976): интернационализация внутреннего конфликта в условиях «холодной войны» II Вестник Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2016. № 4.

2. Бородаев В.А. Вовлечение Кубы в борьбу сверхдержав на Африканском Роге (1977—1978): шаг от разрядки к новому витку «холодной войны // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. История. № 3. 2017.

3. Князьков М. Тайна за номером 160 // Известия. 5 сентября 1987.

4. Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914—1991). М., 2004.

5. Alzugaray C, Berthaut R., López, Segrera F., Menéndez L., Mesa Delmonte L., Ramírez, M.A. De Eisenhower a Reagan. La Habana, 1987.

6. Crocker Ch.A. High Noon in Southern Africa: Making Peace in a Rough Neighborhood. WW Norton. N.Y., 1992.

7. Diaz Canter M. Operación Carlota. Pasajes de una epopeya. La Habana, 2006.

8. Gárcia Blanco J.A. Misión Olivo. La Habana, 2015.

9. Gleieses P. La epopeya cubana. La Habana, 2009.

10. Gleijeses P. Visiones de libertad. La Habana, Washington, Pretoria y la lucha por el sur de Africa (1976-1991). T. 1-2. La Habana, 2015.

11. González, Gómez, R. Estados Unidos: doctrinas de guerra fría 1947-1991. La Habana, 2003.

12. Hoagland J. Castro Outlines in Africa II Washington Post. 6 February 1985.

13. LeoGrande W., Kornbluh P. Diplomacia encubierta con Cuba. Historia de las negociaciones secretas entre Washington y La Habana. México, 2015.

14. Lewis P. Angola and Namibia Accords Signea // New York Times. December 23, 1988.

Поступила в редакцию 18 октября 2017 г.

73 Известия. 12 декабря 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.