Научная статья на тему 'Кто вы, доктор друкер?'

Кто вы, доктор друкер? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1316
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ / ЭФФЕКТИВНЫЙ БИЗНЕС / СОЗДАНИЕ КЛИЕНТА / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / MANAGEMENT / GOAL MANAGEMENT / EFFICIENT BUSINESS / CLIENT CREATION / KNOWLEDGE SOCIETY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овчинников Станислав Анатольевич

Автор рассматривает творческое наследие Питера Ф. Друкера (1909-2005). Анализируется его личность не только как создателя философии современного менеджмента, но и как экономического мыслителя, внесшего несомненный вклад в научное решение проблем и перспектив постиндустриального развития человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Who are you, Dr. Drucker?1

The article considers Peter F. Drucker’s (1909-2005) creative heritage. The author studies him as a creator of modern management philosophy and as an economy thinker who contributed to research-based solutions of the problems and prospects of post-industrial development of human societies.

Текст научной работы на тему «Кто вы, доктор друкер?»

КТО ВЫ, ДОКТОР ДРУКЕР?

В американском академическом сообществе, как и в аналогичных кругах некоторых европейских странах (чего не скажешь о Японии), сложилось, мягко говоря, предвзятое отношение к личности и научному творчеству создателя современной философии менеджмента Питера Фердинанда Друкера (1909-2005). В этой среде его считали чужим — не ученым. а писателем, и некоторые академические бизнес-школы его игнорировали. Том Питерс, один из крупнейших американских специалистов в области менеджмента, говорил, что получил две научные степени, включая докторскую по бизнесу, но ни разу не ознакомился с теорией П.Ф. Друкера и не прочитал ни одной его книги. Даже некоторые коллеги по Нью-Йоркскому университету были против того, чтобы П.Ф. Друкер там преподавал, потому что его идеи якобы не были плодом масштабных научных исследований. Много лет профессора элитарных бизнес-школ повторяли, что не читали работ П.Ф. Друкера, поскольку считают его идеи надуманными. И задолго до смерти ученого даже декан аспирантуры менеджмента имени Питера Ф. Друкера в Клэрмонте сказал: «Этот бренд закатывается»1.

Столь незаслуженное отношение некоторых коллег к П.Ф. Друкеру и его работам объясняется, на наш взгляд, в значительной мере тем, что издатели в целях поднятия тиражей устраивали вокруг имени автора шумный рекламный ажиотаж, не стесняясь при этом в эпитетах и оценках в превосходной степени.

Начиная с 1930-х гг., П.Ф. Друкер опубликовал сотни статей и комментариев в различных научных и деловых изданиях, в том числе в The Wall Street Journal и Harvard Business Review, написал более 30 монографий. Из них 13 посвящены проблемам общества, экономики и политики, 15 — менеджменту, 2 — художественные, одна — автобиографическая.

Изучение творческой биографии и научного наследия П.Ф. Друкера дает основание считать, что вклад ученого в развитие управленческой и экономической мысли ХХ в. является значительным и многосторонним. Друкер стал продолжателем таких выдающихся ученых ХХ в., как Ф.У Тейлор, Й. Шумпетер, Дж.М. Кейнс, которые оказали особое влияние на его творчество, выявили области его научных интересов. В свою очередь идеи Друкера способствовали взлету исследовательского таланта У.У. Ростоу, Дж.К. Гэлбрейта, Р. Арона и других видных аналитиков постиндустриальной цивилизации. Сегодня его мысли — основа основ работы любого думающего руководителя, а творческая биография, насыщенная открытиями, — образец для подражания молодых исследователей.

П.Ф. Друкер обладал безукоризненной научной подготовкой и, следуя собственной крылатой фразе «Знания должны прогрессировать», обучая других, постоянно учился сам. Знакомство с трудами ученого свидетельствует о его глубоком знании экономической истории, особенностей развития цивилизаций в различных регионах планеты, социологии и социальной психологии, философских концепций, информационных технологий и многих других направлений науки. Одна из характерных особенностей П.Ф. Друкера —ученого — оперативная реакция на новые тенденции экономического развития, широта охвата и глубина анализа возникающих при этом проблем. Ученый обладал даром формулировать идеи, которые потом становились постулатами менеджмента.

В лице Друкера мы видим особый тип ученого, сочетавшего практическое изучение механизмов современного бизнеса, научное консультирование с глубоким теоретическим обобщением полученного эмпирического материала. За внешней легкостью его сужений скрывается напряженная работа пытливого ума и истинный талант ученого поведать миру о своих наблюдениях и открытиях доступно, ясно и конкретно.

Как известно, особую популярность ученому придала разработка проблем научного менеджмента. В этом отношении нельзя не согласиться с высказыванием руководителя программы организации и планирования карьеры в программах МБА Гарвардской школы бизнеса Тимоти Батлера о том, что «история Питера Друкера — это история менеджмента как такового. Без него представить себе появление и становление разветвленных компаний просто невозможно. Он придумал и развил современный менеджмент»2.

Детализируя это высказывание на основе проведенного нами исследования, отметим новаторство П.Ф. Друкера в решении таких проблем, как разработка философии и категорийного аппарата научного менеджмента, превращение науки менеджмента в практическое руководство ведения бизнеса. Современная наука обязана П.Ф. Друкеру взглядом на управление как на неотъемлемую часть человеческого бытия. Без управления невозможна никакая совместная деятельность людей.

П.Ф. Друкера вполне резонно считать одним из главных идеологов менеджерской революции ХХ в. Хотя сама эта революция началась несколько ранее того, как П.Ф. Друкер приступил к активной научной деятельности в области менеджмента, именно он придал этой революции правильное направление развития. До появления его работ казалось, что революционная стихия ведет к анархии, серьезному кризису в управлении предприятиями, где произошло отделение собственности от управления. Появление на свет в 1954 г. «Практики менеджмента» расставило все на свои места. С этого времени сотни крупных корпораций во многих странах мира стали жить и развиваться «по Друкеру».

В рамках Друкеровой теории управления по целям деятельность по формированию и установлению системы целей и работы с ними стала рассматриваться как главная задача менеджера, а система целей — как фактор, влияющий на структуру организации и обеспечивающий ее эффективное функционирование и долгосрочное развитие. Ему принадлежат известные и широко используемые принципы и положения, включая определение менеджмента «как проблемной инициативы», а менеджера — «как динамичного элемента любого общества». С его именем связаны следующие тезисы: «Децентрализация управления — способ упорядочения крупной организации», «Оптимизация частных функций организации не ведет к оптимизации целого».

П.Ф. Друкер рассматривал менеджмент как новую философию, способную осмыслить широкий круг проблем экономического и социального развития. Именно Друкер первым систематизировал функции менеджера и заговорил о том, что менеджер — самый дорогостоящий ресурс предприятия, играющий исключительную роль в его деятельности, элита бизнеса.

Развивая теорию менеджмента, Друкер произвел революционный переворот в маркетинге, указав на то, что «без клиента нет бизнеса». Эффективные организации существуют не для самих себя, а для того, чтобы удовлетворить клиента. «Существует только одно логическое определение цели бизнеса — создание клиента»3.

Руководители обязаны строить работу так, чтобы сотрудники постоянно решали новые задачи, стремясь наиболее полно отвечать вновь возникающим нуждам клиентов. Менеджмент, утверждал П.Ф. Друкер, должен постоянно заботиться о создании массовой покупательской способности и о выработке массовых покупательских предпочтений. Согласно его концепции, общество — это глобальная организация, причем нынешняя стадия его развития обусловлена доминированием торговых отношений и определяется как глобальный торговый центр.

Сформулированная в работах П.Ф. Друкера новая парадигма современного менеджмента стала ключом к пониманию и решению проблем развития эффективного бизнеса.

П.Ф. Друкер первым увидел в корпорации не простое собрание разнохарактерных людей — руководителей и исполнителей, а некое сообщество человеческих индивидуумов, богатство творческих индивидуальностей. В знаменитой работе «Практика менеджмента» на материале лучших компаний США П.Ф. Друкер убедительно доказал, что рабочих и служащих следует считать активом компании, а не бременем, от которого надо поскорее избавиться.

П.Ф. Друкер первым среди экономистов и социологов предложил считать корпорации социальными институтами. В понимании ученого,

«экономический прогресс» и «социальная гармония» — понятия неразделимые. Он одним из первых в науке заговорил о проблемах социальной ответственности бизнеса.

В центре работ П.Ф. Друкера всегда находился человек. Квалифицированных специалистов ученый считал главным ресурсом любой организации. В качестве важнейшей задачи менеджмента он выделял привлечение и удержание талантливых специалистов. Основная обязанность руководителя, по мнению П.Ф. Друкера, — дать людям возможность заниматься творчеством на работе.

Друкер ввел в экономическую науку термин «работники умственного труда» (knowledge workers). Таким людям всегда есть куда пойти работать, так что обращаться с ними следует не как с наемниками, а как с добровольцами. Они заинтересованы в личных достижениях и личной ответственности. Им нужны профессиональный рост и совершенствование. Они хотят уважения и авторитета. Корпорация обязана дать им это.

Согласно теории П.Ф. Друкера, современное общество — это плюралистическое «общество организаций», все большее число членов которых становятся менеджерами и «профессионалами знания». Отсюда выводится ведущая роль в современной жизни менеджмента, который, в противоположность своекорыстной технократии, связывая своей деятельностью все социальные институты воедино, должен идти дальше непосредственной выгоды, делая человеческую жизнь плодотворной и формируя новое качество жизни общества и экономики, общины и индивида.

Прогнозируя развитие менеджмента в ХХ1 в., П.Ф. Друкер подвел современное общественное сознание к пониманию того, что в условиях, когда национальные природно-климатические богатства все более утрачивают свое былое значение для экономического роста и для культурного развития любой страны, фактор управления превращается в главный, решающий фактор прогресса человеческой цивилизации4.

П.Ф. Друкер утверждал, что менеджмент будущего — это не только менеджмент бизнеса. По его мнению, в развитых странах мира сектором роста станет вероятнее всего некоммерческий общественный сектор. Это утверждение ученый обосновывал высокой инновационной активностью некоммерческих организаций и их быстрым ростом. Разработанные в книге «Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика» методы управления некоммерческими организациями стали общепризнанными не только в США, но и в мире.

Наряду с постановкой научного менеджмента П.Ф. Друкер вошел в мировую науку как один из ведущих теоретиков постиндустриальной цивилизации. Рассматривая постиндустриальное общество как общество знания, ученый вскрыл огромный созидательный потенциал этого обще-

ства, инновационную направленность его развития, новую парадигму менеджмента в XXI в.

Нельзя не отметить значения П.Ф. Друкера как идеолога транснациональных корпораций и, соответственно, глобализации. Значение этого процесса вызывает ожесточенные споры, но влияние крупнейшего бизнеса на мир становится все более очевидным. «Менеджмент многонациональных корпораций объединяет людей из разных стран мира, говорящих на разных языках, с разными культурными убеждениями, традициями и ценностями, во имя достижения общих целей, — писал П.Ф. Друкер. — Это один из немногих институтов, который полностью отрицает национализм в своей трактовке мира, в своих ценностях и решениях. Это по-настоящему единый орган мировой экономики, который пока еще не подчинен государству»5.

Друкер был среди первых мыслителей (таких как Д. Белл, Е. Масуда, О. Тоффлер), которые во второй половине ХХ в. начали исследовать феномен превращения знаний в главную производительную силу. Последовательный анализ этого процесса, осуществленный в «Практике менеджмента» и других работах 1960-1970-х гг., привел П.Ф. Друкера к констатации факта о трансформации современного общества в направлении к постка-питалистическому, которое не будет ни капиталистическим, ни социалистическим, а может быть определено как общество знания.

Эту мысль он подробно развил в упоминавшейся работе «Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества», где ввел в научный оборот понятие «экономика знания». Формулируя вопрос о том, какой ресурс является центральным в современной экономике, П.Ф. Друкер утверждал, что ни материальные ресурсы, ни финансовые, ни даже управленческие, решающими факторами производства уже не являются. Современная экономика основана на информации — ее создании и распространении. Именно наличие или отсутствие знаний определяет уровень производительности и конкурентоспособности фирм и общества в целом.

В 1993 г. П.Ф. Друкер опубликовал монографию «Постэкономиче-ское общество», вызвавшую интерес во многих странах мира и переведенную на 8 языков. В этой работе, изобилующей экскурсами в историю и конкретными примерами из различных областей знания, П.Ф. Друкер не только развил и систематизировал идеи, изложенные ранее, но и внес много нового и оригинального в осмыслении того, куда движется человечество в своем развитии и что означает для него магическая триада «Общество -Политика - Знание».

То, что произошло в экономической жизни ведущих стран мира с рыночной экономикой, П.Ф. Друкер расценивает не иначе как радикальную трансформацию основ общественного устройства6. Традиционный капитализм, всего лишь за полтора столетия завоевавший мир и способствовав-

ший созданию глобальной цивилизации, уходит в небытие, уступая место новой экономической системе, основанной на знании и информации. В рамках этого процесса формируется новый тип социального устройства и новая система ценностей, связанные с тем, что, становясь все более интенсивной и комплексной, хозяйственная деятельность человека более не определяется исключительно экономической целесообразностью и материальным интересом. При этом имеет место отказ от идеи национального государства, которая многие столетия правила миром. Формируются глобальная экономика и глобальный социум.

Освоение и переосмысление творческого наследия П.Ф. Друкера должно стать обязательным при подготовке специалистов в области менеджмента, маркетинга, экономической теории, социологии управления. Принципиально важное значение для совершенствования российского менеджмента, его ориентации на реальные проблемы управления имеют идеи Друкера о стратегиях делового роста, продаж, маркетинга, инноваций, реорганизации, стратегического планирования, слияния и поглощения компаний, а также стратегических союзов.

Таким образом, даже беглый обзор того, что было сделано ученым, показывает масштабность научно-исследовательской, консультационной и просветительской деятельности П.Ф. Друкера, позволяет объективно и детально оценить его роль в развитии мировой экономической мысли, значение его научных трудов для теории и практики управления. Творческую деятельность П.Ф. Друкера с полным основанием можно характеризовать как феномен, требующий всестороннего и комплексного изучения.

Примечания

1 Батлер Т. Человек, придумавший менеджмент: почему идеи Друкера все еще актуальны.

elitarium.ru>2010/12/20/menedzhment_idei...

Batler T. Man who create management: why Drucker’s ideas are actual to this time.

elitarium.ru>2010/12/20/menedzhment_idei.

2 Там же. Ibidem.

3 Друкер П.Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. М.: ИД «Вильямс», 2008.

С. 95.

Drucker P.F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. M.: ID Wil’yams, 2008.

S. 95.

4 Хруцкий В.Е. Перечитывая Друкера // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 5. C. 105.

Chryzky W.E. Rereading of Drucker // SCHA: economica, politika, ideologia. 1993. № 5.

P. 105.

5 Друкер П.Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. С. 24.

DruckerP.F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. S. 24.

б Друкер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999.

Drucker P.F. Postkapitalisticheskoe obshestvo // Novaya postindustrial’naya volna na Zapade. Antologiya / pod red.V.L. Inozemtceva. М.: Academia, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.