УДК 94(47+57)»18/19»:635
ГРНТИ 03.21.31: История России Нового времени
О.А. Семёнова Кто такой садовник в России на рубеже XIX-XX вв.?*
В статье исследуется работа садовника в пореформенной России. Даются ответы на вопросы: кто мог быть садовником, что входило в его обязанности, на каких условиях работали, какую заработную плату получали, как «жилось» прислуге, где учили быть «садовником». На основании широкого круга источников, автор приходит к выводу, что условно их можно разделить на категории непосредственно «садовник» и «огородник». Садовник - это не обязательно профессионал, т.е. окончивший специальное учебное заведение. Но условия работы и заработная плата непосредственно зависели от категории, опытности, образования и вида работы. Услугами садовника могли пользоваться постоянно (год), сезонно (лето), либо приглашали для выполнения конкретной работы.
Ключевые слова: садовник, мужская прислуга, профессиональные учебные заведения, садоводство (плодоводство) и огородничество.
O.A. Semenova
Who is the gardener in Russia at the turn of the XIX-XX century?
The article examines the work of a gardener in post-reform Russia. Answers are given to the questions: who could be a gardener, what was included in his duties, on what conditions they worked, what wages they received, how the servants "lived", where they were taught to be a "gardener". On the base of wide range of sources, the author concludes that they can be divided into categories directly "gardener" and "gardener". A gardener is not necessarily a professional, i.e. a graduate of a special educational institution. But working conditions and wages directly depended on the category, experience, education, and type of work. The services of a gardener could use the time (year), seasonal (summer) or were invited for the provision of specific services.
Key words: gardener, male servants, professional educational institutions, gardening.
Исследование по теме «Прислуга», в частности категория «садовники», основано на междисциплинарном подходе и комплексе методологических принципов широкого спектра социальных наук: от социальной истории и истории повседневности до антропологиче-
© Семёнова О.А., 2020 © Semenova O.A., 2020
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-09-00297.
ски-ориентированных исследований. Историографической опорой данной темы были работы, посвященные прислуге в широком смысле слова (В.А. Веременко, Е.В. Бурлуцкая (Банникова), Л.А. Самарина) [2-4], дачному отдыху / дачам и дачникам (З.А. Михеева, Г.С. Вараксин, Т.А. Нефодина) [5; 6], сельскохозяйственному образованию в России (Ю.В. Чудновец, П.Н. Алешин) [79]. На основании этого поставлена цель проанализировать «образ» садовника в России Х1Х-ХХ вв.
В России к середине XIX в. популярным занятием стало садоводство [7]. Специалистов по уходу за садом и огородом можно было разделить на две категоии. К первой из них относились лица, ухаживающие за деревьями, кустами и цветами в садах и оранжереях и вообще заведующие садами, и «потому носящие в этом случае совершенно правильное название "садовников"» [10, с. 107]. Садовники этой категории преимущественно жили в Санкт-Петербурге, Царском селе, Павловске, Гатчине, Петергофе, Кронштадте, Нарве, Финляндтии, Риге, Ревеле. Меньше в Москве, Нижнем Новгороде, Казани и Рыбинске [10, с. 109].
Вторую категорию составляли лица, заведующие у хозяев огородами, разводящие только огородные овощи, и не имевшие знаний об «уходе за деревьями и цветами»). Основной их обязанностью было разведение овощей, т.е. «наблюдение за разсадкой семян, выходом из земли и дальнейшим их ростом. Они должны были знать и отличать семена, в какое время, какие овощи нужно садить; как, для какого рода из них подгатавливать почву -сколько нужно в парник или на грядку класть удобрения и какого, и какой толщины слоем земли покрывать его» [10, с. 107].
Также садовников можно разделить на практиков-самоучек и профессионалов. Самыми обыкновенными являлись местные крестьяне, не редко приходившие из деревни и объевлявшие себя садовниками, хотя многие из них «даже плохие садовые рабочие» [11, с. 609]. Подобные «садовники практики» или «садовники самоучки» вели частновладельческие садоводства в губерниях. Услуги их оплачивались дешево, и сами они были неприхотливы, что «в глазах крупных садовладельцев является главным их достоинством» [11, с. 610]. Но, следить за садом по последнему слову техники они, конечно же, не могли.
Жалованье садовников в частных владениях могло колебаться от 75 р. до 480 р. в год. К примеру, в Саратовской губернии, «у Г. Трирогова в Оряше... садовник получает 100 р.; у Г. Самарина по 120 р. к этому присоединяется еще не редко "содержание натурой". Г-жа Лисенко в Саратове и некоторые другие платят по 180 р. в год с содержанием; Г-жа Калачева к этой сумме прибавляет еще 10 % с выручки от продажи садовых произведений. В садовом же
заведении Корбутовского два садовника получают по 600 р. и 480 р. в год» [11, с. 611]. Помощники при садовниках, как правило, зарабатывали по 15 р. в месяц. Наемных садовников приглашали только на лето и отпускали на зиму. Их заработная плата равнялась 15 р. в месяц и 3 пудам провизии. Еще дешевле обходились нанимаемые «мальчики». Жалованье трем мальчикам в год, при полном содержании, могло обходиться в 25-45 р. Мальчики нанимались в помощь садовнику или для услуг по саду, когда сам владелец вел свое хозяйство [11, с. 610].
Во избежание найма садовника на лето, некоторые садовладельцы ограничивались лишь приглашением садовника для выполнения конкретных работ, например обрезки деревьев. Самоучки не всегда оказывали услугу должным образом - «нанятый садовник очищал сучья от плодовых веточек, под тем предлогом, что это «дикая почка», хвалясь при этом, что он де обрезывает "по способу французского садовода - Гоше"» [11, с. 610].
Заработная плата садовников в учреждениях была крайне низкой и в штате они были на сезон. Садовник Александровского училища получал 10 р. в месяц, за эти деньги помимо сада он еще курировал подвал и погреб, а также исполнял обязанности истопника духовых печей [12, с. 600].
Со стороны владельцев поступали жалобы на отсутствие хороших садовников. Порой и сами крестьяне жаловались, что мало у них людей опытных в садовом деле. Высказывались идеи, что нужно больше создавать садовых школ, хотя бы «по одной для каждого уезда» [11, с. 611].
Чтобы стать профессиональным садовником, нужно было отучиться в специализированном учебном заведении. В середине XIX в. в России основными были Школа садоводства в Москве, Пензенское училище садоводства, Никитское училище садоводства и виноделия, Уманское училище садоводства, Московская земледельческая школа, земледельческое училище в Харькове [13, с. 439]. Сюда принимали мальчиков всех сословий. Критериями отбора были возраст, в среднем с 13 до 17 лет, начальная грамотность, крепкое здоровье [14, с. 46-54]. По окончании обучения молодые люди получали аттестаты по специальности «садового мастера и подмастерья», или «практического садовода», или «управителя и садовода».
К концу XIX - началу XX в. мест, где можно было освоить эту профессию, было значительно больше: училище садоводства в Воронеже, Бессарабии, Варваринское училище плодоводства, вино-градства и виноделия в Туапсе, Орловское училище садоводства и огородничества имени И.И. Мацнева, Полтавское училище садоводства, Одесское училище садоводства и огородничества, Самаркандское училище садоводства, виноградства и виноделия,
Михайловское училище садоводства в г. Жиздре Калужской губернии. В книге «Очерки современного состояния плодоводства.», изданной в 1914 г., рассказывалось о 10 школах первого разряда, шести школах второго разряда, 35 практических школах (Вилленская практическая школа садовых рабочих, Запольская школа садоводства имени Е. и Ф. Овсянниковых в Лужском уезде С.-Петербургской губернии, Симбирская практическая школа садовых рабочих имени Ю.Н. Языкова в г. Симбирске и т. д.), восьми постоянных курсах (Мужские Александровские курсы огородничества и садоводства в Лужском уезде СПб губернии, Женские практические курсы по садоводству и городничеству при Епифанской женской прогимназии и т. д.). Создавались профильные исправительные приюты с обучением садоводству и огородничеству в Саратове, Симбирске, Смоленске, Твери, Полтаве, Дергачах близ Харькова, Калуге, Симферополе и Туле; детские сельско-хозяйственые приюты с обучением садоводству и огородничеству в Ельце Орловской губернии, Вильне, Могилевской губернии, Курске, Сураже Черниговской губернии [15, с. 91-102]. Специалистов готовили Ботанические сады и питомники в Одессе, Астрахани, Симферополе, Киеве, Константинограде, Орле, Ольске [16, с. 443-444].
Для народных учителей организовывали временные курсы по садоводству и огородничеству. Впервые эти курсы действовали при некоторых учреждениях департамента земледелия и сельской промышленности. Они были рассчитаны на 1-1,5 месяца и посвящались ознакомлению слушателей с плодоводством и огородничеством. Обучение было бесплатным, а тем, кто «делал успехи» раздавали в виде наград наборы печатных руководств и садовых инструментов (в 1912 г. было роздано 110 таких наборов). В 1908 г. курсы устраивались в 16 пунктах империи, в 1909 г. - 22. В 1910 г. было устроено в 16 губерниях 23 курса при участии 71 лектора и 722 слушателей. Ещё устраивались публичные курсы, чтение и беседы по садоводству и огородничеству для взрослого населения [15, с. 103].
Для поддержки опытных садоводов существовали экономические земледельческие общества (Московское общество с/х, Главное московское общество садоводства, Российское общество любителей садоводства, Общество с/х в Твери и Санкт-Петербурге, общество в Киеве, Саратове) [17], выпускались газеты «Вестник Российского общества садоводства в Санкт-Петербурге», «Земледельческая газета», «Земледелие», «Садоводство и Огородничество», «Народное богатство», организовывались вспомогательные кассы для садовников и их семейств [18-21].
Например, Российское общество садоводства в Санкт-Петербурге занималось усовершенствованием способов разведе-
ния садовых и полезных растений, производством опытовых растений, поиском и распространением растений русской флоры, развитием «вкуса к изящному расположению и украшению садов» и содействовали получению высшего образования [22, с. 307]. Общества способствовали открытию библиотек; издавали и публиковали книги по всем отраслям садоводства, годовые отчеты, свои достижения; устраивали выставки растений, плодов, овощей; выдавали премии, знакомили с произведениями огородничества и садоводства; для помощи нуждающимся садовникам и их вдовам и сиротам учреждали особый капитал из добровольных пожертвований и из выставочных денег [22, с. 308].
Вспомогательные кассы преследовали следующие цели: а) делать вспомоществования всем нуждающимся садовникам и их семействам; б) выдавать пенсии семействам тех садовников, которые были участниками вспомогательной кассы в) выдавать ежемесячные или единовременные пособия нуждающимся из участников вспомогательной кассы [23, с. 1]. Участниками кассы могли стать только лица, удовлетворяющие таким условиям, как быть «садовником, т. е. изучившие садоводство в каком-либо казенном или известном частном садовом заведении», или же владельцем «торговых садовых и семянных заведений», или, наконец, состоящем «на службе при казенных или известных частных садах в качестве садовников; ... членами общества садоводства...» [23, с. 3]. Общество взаимной помощи садовников Одесского градоначальства и Одесского уезда отдельно выделяло, что они имеют «целью содействовать улучшению материальных и нравственных условий жизни своих членов» [24, с. 1, 4]. Кроме того некоторые кассы безвозмездно содействовали своим членам в поиске рабочих мест; доставлению им врачебной помощи и лекарств бесплатно или по удешевленной цене; заботились о призрении и воспитании детей умерших членов; выдавали пособия на погребение умерших членов и оказывали материальную помощь оставшимся после умерших членов семьям; призревали престарелых, увечных и неспособных к труду членов общества; открывали для своих членов и их семейств больницы, амбулатории, приюты, общежития, дешевые квартиры, школы, детские сады, летние колонии, библиотеки, читальни; учреждали для детей и сирот членов общества стипендии в различных учебных заведениях; устраивали лекции и чтения [25; 24].
Возвращаясь к «образу» садовника можно сказать, что в основном в этой професси работали люди в возрасте: «.в столовую вошел деревенский старик, совершенно лысый и с длинною седой бородой. - Поэтому и цена мне хорошая, что стар. - Разве теперь есть, из молодых-то, садовники настоящие? Нет теперь садовников, нет. Битые мы садовники, ломанные, а нынешний садов-
ник какой? Нынешний садовник фарсун. Он на словах, что хочешь можешь, а на деле у него ничего нет» [26, с. 85]. Все они более менее были специалистами своего дела, так как успех их работы зависел от практики - «Иван. (это был главный садовник из бывших крепостных моего отца, замечательно сведущий в своем деле)»
[27], «Садовник Александр был очень любознательным самоучкой»
[28]. В иерархии прислуги после хозяина они «главное лицо», как бы управляющий на своей территории [10, с. 108]. В больших имениях у садовника были помощники, рабочие и садовые ученики [11, с. 609]. Это прислуга, о которой нельзя сказать, что эта прислуга в полном понимании, в домах на них «смотрят не как на наемного, на слугу, а как на родного.» [29, с. 48]. В свободное от работы время они могли читать, учиться и обучать других.
В рассказе «Старый садовник», где главный герой садовник около 60 лет, верующий, хорошо и опрятно выглядящий, описывается «прелесть» этой работы: «У меня радость за радостью идет от самой зимы до поздней осени!.. как снег сойдет и черная, душистая земля откроется - и начнешь ее вскапывать лопатой и любуешься ею.., грядки вытягиваются такими стройными, ровными рядами, что любо смотреть, и сердце при виде их прыгает и радуется. А там поуправишься с огородом, зацветут яблони и вишни, но и тут радость и наслаждение. за деревьями садовник смотри, как за детьми...» [29, с. 31].
В отличие от других представителей прислуги они не были заложниками «рабского труда», об этом свидетельствует и то, что в революционных событиях 1905 г. и 1917 г. почти не встретишь информации об объединениях садовников. В воспоминаниях американского журналиста Дж. Рида есть наблюдение за садовником Александровского сада, которое отображает безразличие к происходящим событиям и любовь к своему труду. «Март 1917 г. (Петроград). Садовник в Александровском саду был занят своей одинокой работой - коренастый мужчина лет пятидесяти. Старательно и молчаливо он убирал опавшие прошлогодние листья и мусор с дорожек и клумб, а также сметал свежий снег. Он не проявлял ни малейшего интереса к суматохе, которая кипела вокруг него, и оставался глух к завываниям клаксонов, к крикам, песням и выстрелам. Он даже не поднимал глаз на красные флаги. Я наблюдал за ним, желая увидеть, заметит ли он наконец беготню людей рядом с ним, блеск штыков в кузовах машин. Но, занятый своей работой, он продолжал ее с упорством крота. .Цветы в Александровском саду растут по обочинам дорожек, и садовник ухаживает за ними. На нем был чистый передник, и в руках он держал лопату. Занятый своим делом, он смотрел на зевак и солдат так, словно они были стадом овец». Этот же мужчина только уже осенью 1917 г. - «Садовник нетороп-
ливо шел по дорожке, таща на плече лестничку, а в руках - садовые ножницы. То и дело он останавливался, чтобы срезать сухие ветви по краям дорожки. Он заметно похудел - точнее, почти усох, одежда висела на нем, как парус на мачте в безветренный день. Глядя на него, я не мог отказаться от мысли, что ни землетрясение, ни наводнение не помешают ему выйти на работу» [20].
Таким образом, во-первых, садовниками могли стать как самоучки, так и закончившие профильное заведение. Зачастую к самоучкам относились бывшие крепостные, у которых была практика элементарного ведения сада и огорода. У опытных профессиональных садовников в подчинении могли быть помощники, рабочие и мальчики.
Во-вторых, садовников условно разделяли на две категории: первая - непосредственно «садовник», вторая - «огородник», человек имеющий знания только по уходу за огородом.
В-третьих, заработная плата варьировалась от 180 р. до 600 р. в год. Это зависело от категории, опытности, образования и вида работы. Найм садовника был постоянный (годовой), сезонный (лето), либо на оказание конкретной услуги.
В-четвертых, если рассматривать садовника в качестве прислуги, надо отметить, что, по сути, он был хозяином на своей территории. Даже в 1905 г и 1917 г. нельзя сказать, что они активно боролись за свои экономические права и с произволом работодателя.
Наконец, о том, что данный вид труда был востребован, говорит увеличение мест, где можно было освоить эту профессию. Вдобавок, садовники имели свои объединения, сообщества и вспомогательные кассы.
Список литературы
1. Веременко В. А. Гендерная характеристика домашней прислуги в России во второй половине XIX - начале XX в.: к постановке проблемы // Женщины и мужчины в контексте исторических перемен: материалы V Междунар. науч. конф. РАИЖИ и ИЭР РАН (4-7 окт. 2012 г.). - Тверь-М., 2012. - Т. 1. - С. 264267.
2. Веременко В. А. Домашняя прислуга в дворянских семьях России во второй половине XIX - начале XX в. // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 1. - С. - 181-191.
3. Бурлуцкая (Банникова) Е.В. «.Прислуга, крайне здесь избалованная, живёт по-своему». Домашние работницы в провинции пореформенной эпохи // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. - 2018. - № 4. - С. 77-86.
4. Самарина Л.А. Российская прислуга второй половины XIX века в современной историографии // Гуманитарный вектор. - 2019. - Т. 14. - № 6. С. 105-113.
5. Михеева З.А. Предпосылки развития загородной недвижимости в Санкт-Петербурге и Ленинградской области // Вестн. СПбГУ. Сер. 7. - 2010. - Вып. 4. -С. 121-126.
6. Вараксин Г.С., Нефодина Т.А. История становления и развития дачного хозяйства в России // Вестн. КРАСГАУ. - 2011. - № 9 (60). - С. 80-82.
29
7. Чудновец Ю.В. Организация курсов садоводства и огородничества в Таврической губернии XIX в. // Науч. Вестн. Крыма. - 2017. - № 6 (11). - С. 1-6.
8. Чудновец Ю.В. Роль общественной и частной инициативы в становлении сельскохозяйственного образования Таврической губернии XIX - нач. XX в. // Учен. зап. Электрон. науч. журн. Курск. гос. ун-та. - 2018. - № 4 (48).
9. Алешин П.Н. Исторический анализ развития начального сельскохозяйственного образования и агрономической помощи в России XIX - начала XX в. // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 86. - С. 62-67.
10. Безобразов В.П. Народное хозяйство России. Московская (центральная) промышленная область. - СПб.: Деп. торг. и мануфактур, 1882-1889. Т. 3. -459 с.
11. Пашкевич В.В. Плодоводство в России. Материалы и исследования. Вып. Х. Плодоводство в Саратовской губернии. - СПб.: Тип. А.А. Улыбина п/ф. «П.Г. Пожаров», 1908. - 669 с.
12. Журналы Рязанского Губернского Земского Собрания шестнадцатого очередного созыва, декабрь 1880 года. - Рязань: Тип. наследников З.П. Позняковой, 1881. - 779 с.
13. Калужские епархиальные ведомости. 1872. 1 - 24. - URL: https://rusneb.ru/catalog/002789_000099_33/viewer/ (дата обращения: 11.03.2020).
14. Николаев А.И. Сборник правил и подробнейших программ для поступления во все учебные заведения в 1871-1872 г. - СПб.: Тип. Н.С. Львова, 1872. -164 с.
15. Очерк современного состояния плодоводства, огородничества и виноградарства с виноделием в России и правительственных мероприятий к их развитию. - СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1914. - 138 с.
16. Императорский С.-Петербургский ботанический сад за 200 лет его существования (1713-1913). Ч. 2. / сост. А.А. Фишер-фон-Вальдгейм. - СПб.: б.и.,1913. - 321 с.
17. Андреевский И.Е. Полицейское право. - Т. 1-2. - СПб.: б.и., 1874. -727 с.
18. Вестн. Рос. общества садоводства в Санкт-Петербурге.
19. Земледельческая газета.
20. Земледелие, Садоводство и Огородничество.
21. Народное богатство.
22. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1825-1881. Т. 38 (1863). - Ч. 2. - № 40415. - URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/show_page. php?page=307&root=2/38/2/ (дата обращения 26.03.2020).
23. Правила вспомогательной кассы для садовников и их семейств, учрежденной при Российском обществе садоводства в Санкт-Петербурге. - 1864. Б.и., - 76 с.
24. Устав Общества Взаимной Помощи Садовников Одесскаго Градоначальства и Одесскаго Уезда. - Одесса: Тип. Я.М. Сагала, 1907. - 16 с.
25. Устав Варшавской Ссудо-Сберегательной Кассы Земледельцев и Садовников. - Варшава: Druk A.T. Jezierskiego, 1905. - 55 с.
26. Пазухин А.М. Шутки пера Рассказы, сценки и очерки. Садовник. - М.: тип. Вильде, 1904. - 320 с.
27. Олсуфьев Ю.Д. Из прошлого моей семьи. Воспоминания А.В. Левицкой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. - М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. С. 285-286. URL: https://runivers.ru/new_htmlreader/?book=5613&chapter=84407 (дата обращения: 11.03.2020).
28. Записки последнего кирасира / публ. и вступ. ст. А.В. Шахова // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. - М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1995. С. 547-636. Из содерж.: Мейер Ю.К. Записки белого кирасира. - URL: https://runivers.ru/new_htmlreader/? book=5610&chapter=84303 (дата обращения: 11.03.2020).
29. Чистяков М.Б. Блеск и тьма. Старый садовник. - СПб., М.: Т-во М.О. Вольф, 1911. - 353 с.
30. Петибридж Р. Русская революция глазами современников. Мемуары победителей и побежденных. 1905-1918. - М.: Центрполиграф, 2006. - URL: https://statehistory.ru/books/Rodzher--Petibridzh_Russkaya-revolyutsiya-glazami-sovremennikov--Memuary-pobediteley-i-pobezhdennykh--1905-1918/7 (дата обращения: 26.03.2020).
References
1. Veremenko V. A. Gendernaya harakteristika domashnej prislugi v Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v.: k postanovke problemy [Gender characteristics of domestic workers in Russia in the second half of the XIX - early XX century: towards the problem statement] // ZHenshchiny i muzhchiny v kontekste istoricheskih pere-men: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. RAIZHI i IER RAN [Women and men in the context of historical changes: proceedings of the fifth international conference. scientific Conf. RAIZHI and IER RAN] (4-7 okt. 2012 g.). - Tver'- Moscow, 2012. - T. 1. - P. 264-267.
2. Veremenko V.A. Domashnyaya prisluga v dvoryanskih sem'yah Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v. [Domestic servants in Russian noble families in the second half of the XIX - early Xx century] // Vestnik Leningradskogo gosudar-stvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad state University named after A.S. Pushkin]. - 2013. - № 1. - P. 181-191.
3. Burluckaya (Bannikova) E.V. «...Prisluga, krajne zdes' izbalovannaya, zhivyot po-svoemu». Domashnie rabotnicy v provincii poreformennoj epohi ["...The servants, extremely spoiled here, live in their own way." Domestic workers in the province of the post-reform era] // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pe-dagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Orenburg state pedagogical University]. - 2018. - № 4. - P. 77-86.
4. Samarina L.A. Rossijskaya prisluga vtoroj poloviny XIX veka v sovremennoj istoriografii [Russian servants of the second half of the XIX century in modern historiography] // Gumanitarnyj vector [Humanitarian vector]. - 2019. - T. 14. - № 6. -P. 105-113.
5. Miheeva Z.A. Predposylki razvitiya zagorodnoj nedvizhimosti v Sankt-Peterburge i Leningradskoj oblasti [Prerequisites for the development of suburban real estate in Saint Petersburg and the Leningrad region] // Vestnik SPbGU. Ser. 7. -2010. - Vyp. 4. - P. 121-126.
6. Varaksin G.S., Nefodina T.A. Istoriya stanovleniya i razvitiya dachnogo ho-zyajstva v Rossii [The history of formation and development of the country economy in Russia] // Vestnik KRASGAU. - 2011. - № 9 (60). - P. 80-82.
7. CHudnovec YU.V. Organizaciya kursov sadovodstva i ogorodnichestva v Tavricheskoj gubernii XIX v. [Organization of gardening and gardening courses in the Tauride province of the XIX century] // Nauchnyj Vestnik Kryma [Scientific Bulletin Of The Crimea]. - 2017. - № 6 (11). - P. 1-6.
8. CHudnovec YU.V. Rol' obshchestvennoj i chastnoj iniciativy v stanovlenii sel'skohozyajstvennogo obrazovaniya Tavricheskoj gubernii XIX - nach. XX v. [The role of public and private initiative in the formation of agricultural education in the
Tauride province of the XlX-beginning. XX century] // Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk state University]. - 2018. - № 4 (48).
9. Aleshin P.N. Istoricheskij analiz razvitiya nachal'nogo sel'skohozyajstven-nogo obrazovaniya i agronomicheskoj pomoshchi v Rossii XIX - nachala XX v. [Historical analysis of the development of primary agricultural education and agronomic assistance in Russia of the XIX - early XX century] // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Proceedings of the Herzen Russian state pedagogical University]. - 2008. - № 86. - P. 62-67.
10. Bezobrazov V.P. Narodnoe hozyajstvo Rossii. Moskovskaya (central'naya) promyshlennaya oblast' [National economy of Russia. Moscow (Central) industrial region]. - St. Petersburg: Dep. torg. i manufaktur, 1882-1889. 3 t. - 459 p.
11. Pashkevich V.V. Plodovodstvo v Rossii. Materialy i issledovaniya. Vyp. H. Plodovodstvo v Saratovskoj gubernii [Fruit growing in Russia. Materials and research. Vol. X. fruit Growing in the Saratov province]. - St. Petersburg: tip. A.A. Ulybina p/f. "P.G. Pozharov", 1908. - 669 p.
12. ZHurnaly Ryazanskogo Gubernskogo Zemskogo Sobraniya shestnadcato-go ocherednogo sozyva, dekabr' 1880 goda [Journals of the Ryazan Provincial Zem-stvo Assembly of the sixteenth regular convocation, December 1880]. - Ryazan': Tipografiya naslednikov Z.P. Poznyakovoj, 1881. - 779 p.
13. Kaluzhskie eparhial'nye vedomosti [Kaluga diocesan Gazette]. 1872. 1 -24. - URL: https://rusneb.ru/catalog/002789_000099_33/viewer/ (data obrashcheniya 11.03.2020).
14. Nikolaev A.I. Sbornik pravil i podrobnejshih programm dlya postupleniya vo vse uchebnye zavedeniya v 1871-1872 g. [Collection of rules and detailed programs for admission to all educational institutions in 1871 -1872]. - St. Petersburg: tip. N.S. L'vova, 1872. 164 p.
15. Ocherk sovremennogo sostoyaniya plodovodstva, ogorodnichestva i vinogradarstva s vinodeliem v Rossii i pravitel'stvennyh meropriyatij k ih razvitiyu [An outline of the current state of fruit growing, horticulture and viticulture with wine in Russia and government measures for their development]. - St. Petersburg: tip. V.F. Kirshbauma, 1914. - 138 p.
16. Imperatorskij S.-Peterburgskij botanicheskij sad za 200 let ego sushchestvovaniya (1713-1913) [Imperial St. Petersburg Botanical garden for 200 years of its existence (1713-1913)] CH. 2. / sost. A.A. Fisher-fon-Val'dgejm. - St. Petersburg: b.i.,1913. - 321 p.
17. Andreevskij I.E. Policejskoe pravo [Police law]. - T. 1-2. - St. Petersburg: b.i., 1874. - 727 p.
18. Vestnik Rossijskogo obshchestva sadovodstva v Sankt-Peterburge [Bulletin of The Russian horticultural society in Saint Petersburg].
19. Zemledel'cheskaya gazeta [Agricultural newspaper].
20. Zemledelie, Sadovodstvo i Ogorodnichestvo [Agriculture, horticulture and Horticulture].
21. Narodnoe bogatstvo [National wealth].
22. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire]. Sobranie 1825-1881. T. 38 (1863). CH. 2. № 40415. - URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/show_page.php?page=307&root=2/38/2/ (data obrashcheniya: 26.03.2020).
23. Pravila vspomogatel'noj kassy dlya sadovnikov i ih semejstv, uchrezhdennoj pri Rossijskom obshchestve sadovodstva v Sankt-Peterburge [Rules of the auxiliary cash register for gardeners and their families, established at the Russian society of horticulture in - Saint Petersburg]. B.i., 1864. 76 p.
24. Ustav Obshchestva Vzaimnoj Pomoshchi Sadovnikov Odesskago Gradonachal'stva i Odesskago Uezda [Charter of the society for Mutual Assistance of Gardeners of Odessa city And Odessa County]. - Odessa: Tip. YA.M. Sagala, 1907. - 16 p.
25. Ustav Varshavskoj Ssudo-Sberegatel'noj Kassy Zemledel'cev i Sadovnikov [Charter of the Warsaw Loan and Savings Bank of Farmers and Gardeners]. - Var-shava: Druk A.T. Jezierskiego, 1905. 55 p.
26. Pazuhin A.M. SHutki pera Rasskazy, scenki i ocherki. Sadovnik [Jokes of the pen Stories, sketches and essays. Gardener]. - Moscow: tip. Vil'de, 1904. 320 p.
27. Olsufev YU.D. Iz proshlogo moej sem'i. Vospominaniya A.V. Levickoj [From my family's past. Memories Of A.V. Levitskaya] //Rossijskij Arhiv: Istoriya Otechestva v svidetel'stvah i dokumentah XVIII-XX vv. [Russian Archive: the history of the Fatherland in certificates and documents of the XVIII-XX centuries]: Al'manah. - Moscow: Studiya TRITE: Ros. Arhiv, 1999. P. 285-286. - URL: https://runivers.ru/new_ htmlreader/?book=5613&chapter=84407 (data obrashcheniya 11.03.2020).
28. Zapiski poslednego kirasira [Notes of the last cuirassier] / Publ. [i vstup. st.] A.V. SHahova // Rossijskij Arhiv: Istoriya Otechestva v svidetel'stvah i dokumentah XVIII -XX vv. [Russian Archive: the history of the Fatherland in certificates and documents of the XVIII-XX centuries]: Al'manah. - Moscow: Studiya TRITE: Ros. Arhiv, 1995. P. 547-636. Iz soderzh.: Mejer YU. K. Zapiski belogo kirasira. - URL: https://runivers.ru/new_htmlreader/?book=5610&chapter=84303 (data obrashcheniya 11.03.2020)
29. CHistyakov M.B. Blesk i t'ma. Staryj sadovnik [The glare and the darkness. Old gardener]. - St. Petersburg, Moscow: t-vo M.O. Vol'f, 1911. - 353 p.
30. Petibridzh R. Russkaya revolyuciya glazami sovremennikov. Memuary pobeditelej i pobezhdennyh. 1905-1918 [The Russian revolution through the eyes of contemporaries. Memoirs of winners and losers. 1905-1918]. - Moscow: Cen-trpoligraf, 2006. URL: https://statehistory.ru/books/Rodzher--Petibridzh_Russkaya-revolyutsiya-glazami-sovremennikov--Memuary-pobediteley-i-pobezhdennykh--1905-1918/7 (data obrashcheniya: 26.03.2020).