НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (11) 2017
УДК: 9.908/913.8
Чудновец Юрий Викторович, член Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК), г. Симферополь, Республика Крым
e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВ САДОВОДСТВА И ОГОРОДНИЧЕСТВА В ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ К. XIX В.
Аннотация. В статье рассмотрены причины организации курсов садоводства и огородничества в Таврической губернии в к. XIX в., приведены сведения общероссийского и регионального характера.
Ключевые слова. Российская Империя, Таврическая губерния, сельскохозяйственное образование.
Chudnovets Yuriy Viktorovich, Member of the All-Russian Public Organization «All-Russian Society for the Protection of Monuments history and culture», Simferopol, the Republic of Crimea
THE ORGANIZATION OF COURSES OF GARDENING IN TAURIDE PROVINCE OF THE XIX CENTURY
Abstract. The article considers the reasons for the organization of courses of gardening in the Tauride province in the late nineteenth century, provides details of national and regional character.
Keywords. The Russian Empire, Taurida governorate, agricultural education.
С середины XIX столетия в Российской Империи стало очень популярным садоводство. Подобный интерес был обусловлен целым рядом причин: во-первых, это увлечение приобрело государственный масштаб -
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (11) 2017 монаршие особы и их приближенные охотно посещали ботанические сады и выставки растений, организация и деятельность которых широко освещалась в прессе. Во-вторых, во многих дворянских усадьбах и имениях имелись не только сады и парки, но и собственные оранжереи, теплицы, зимние («комнатные») сады - это было чрезвычайно модно. В-третьих, многочисленные тематические издания по садоводству и огородничеству («Столица и усадьба», «Журнал садоводства» и пр.), общественные организации (например, Императорское российское общество садоводства) всячески популяризировали знания в этой области. Естественно, что стали востребованы квалифицированные специалисты-садовники, рабочие-практики и т.п.
Аналогичные процессы наблюдались и в европейских странах, где также «происходило необычайное оживление садоводства», приведшее к инновациям в области подготовки садоводческих кадров. Получили широкую популярность так называемые народные школы и народные учителя, которые преподавали не для детей, а для сельских учителей предметы, связанные с садоводством. Предполагалось, что учителя сельских школ лучше всех смогут привить детям любовь к садоводству, но для этого их нужно подготовить. Такая программа имела государственную поддержку и оплачивалась из казны. Другим важным новшеством в Европе стало введение при государственных питомниках бесплатных курсов практических садоводства, где рабочим демонстрировалась техника садоводства, и давалось при этом словесное объяснение [1]. Положительный зарубежный опыт был взят за основу и в нашей стране.
3 июля 1890 г. Попечитель Одесского учебного округа в циркуляре на имя директора народных училищ Таврической губернии отметил, что за последние годы в ряде губерний Российской Империи был достаточно успешен опыт организации курсов по различным отраслям сельского хозяйства, которые пользовались большим успехом у населения. Цель организации этих курсов -сделать «весьма успешные начинания по распространению среди сельского населения правильных познаний по садоводству, огородничеству, шелководству и др. отраслям сельского хозяйства чрез посредство начальных
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (11) 2017 народных училищ, при которых с означенной целью устраиваются при участии местных учреждений и частных лиц сады, питомники плодовых дерев, огороды, шелковичные плантации и т.п.» [2, л. 2]. В этом же нормативе были отмечены очевидные проблемы: «но развитию этого дела препятствует недостаток в народных учителях, знакомых с сельским хозяйством» [2, л. 2] и указывались возможные пути их решения: «предполагая оказать этому делу содействие между прочим через устройство при подведомственных Министерству государственных имуществ специальных учреждениях в летнее время бесплатных курсов по некоторым отраслям сельского хозяйства для обучения этим отраслям народных учителей, а также окончивших курс в учительских семинариях» [2, л. 2].
В Таврической губернии планировалось взять за основу имеющийся отечественный опыт организации подобных курсов для народных учителей и учительниц, но в виде «временного», сроком на три года, «с отнесением потребных для сего расходов на остатки от сумм, ассигнуемых по расходным сметам Департамента земледелия и сельской промышленности на пособия низшим сельскохозяйственным школам» [2, л. 2].
Министр земледелия и государственных имуществ Российской Империи утвердил общие правила для устройства этих курсов:
1. «Курсы устраиваются по мере возможности при всех подведомственных Департаменту земледелия и сельской промышленности сельскохозяйственных и садовых заведениях...
2. Начальники означенных заведений при участии советов их вырабатывают по соображению с условиями данной местности и каждого заведения программы курсов по той или иной специальности...»
3. по получении соответствующего разрешения «начальники заведений сообщают программу этих курсов и условия приема на них директорам народных училищ, земским управам и другим местным учреждениям,. и заблаговременно публикуют те же сведения в краткий срок в местных газетах.
4. На курсы принимаются по мере возможности народные учителя, а также окончившие курс ученики учительских семинарий. Прием на курс
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (11) 2017 других лиц допускается лишь с особого разрешения Департамента Земледелия и сельской промышленности.
5. Обучение на курсах бесплатное и должно быть двоякое: практическое и теоретическое. На практические занятия полагается не менее 6 ч. в день, на теоретические объем от 3 до 12 ч. в неделю» [2].
Предполагалось, что по окончании курсов руководители учебных учреждений предоставят отчет о проделанной работе с указанием поименного списка слушателей, мест их постоянной работы, количества дней, «употребленных на практические работы», «число теоретических уроков» и т.д. сведений. Все расходы - вознаграждение руководителей курсов, обеспечение слушателей всем необходимым инструментом и учебными пособиями Министерство государственных имуществ взяло на себя. Расходы на поездки и продовольствие слушателей планировалось возложить на самих слушателей или командирующих их учреждений.
В своем очередном циркуляре на эту тематику от 18 января 1891 г. № 732 Попечитель Одесского учебного округа отметил, что «в настоящее время на очереди стоит вопрос о распространении среди сельского населения чрез посредство народной школы сведений по садоводству, огородничеству и другим отраслям сельского хозяйства», а также выразил просьбу ко всем заинтересованным лицам «войти в подробные по настоящему предмету соображения» «виду несомненной пользы преподавания садоводства и огородничества в народных школах, каково преподавание в школах Одесского учебного округа является наиболее благоприятным в силу климатических и почвенных условий», тем более что «подобный опыт в Оренбургском учебном округе признан очень успешным» [2, л. 9].
Тем не менее, эта, казалось бы, полезная инициатива не вызвала положительного отклика в Таврической губернии. Например, в своем ответе директор Императорского Никитского сада от 9 марта 1891 г. указал, что на базе вверенного ему учреждения «... устройство курсов для народных учителей не может состояться за неимением помещений для них» [2, л. 15]. Многие земские управы (например, Мелитопольская) не хотели оплачивать
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (11) 2017 командировочные расходы для слушателей курсов [2, л. 46] [3]. И в последующие годы земские управы Таврической губернии отказывались финансировать подобные расходы из-за «безрезультативности предшествовавших командировок, т.к. в летнее время невозможно практически ознакомиться с посадкой и подрезкой дерев и проч.» (из отчета инспектора народных училищ Таврической губернии Днепровско-Перепкопского района от 24 ноября 1893 г.) [4]
Несмотря на это, в течение 1892 г. в г. Феодосия были организованы курсы ручного труда, где слушатели из состава народных учителей и учительниц получили навыки работы с металлом, деревом и пр. [2, л. 120]. В это же время создается организационно-методическая база курсов на общероссийском уровне: подготовлены стандартные программы по садоводству и огородничеству [5], уточнены объемы финансирования, определены сроки их работы. Но предпринятые меры не оказали никакого воздействия на решение заинтересованных лиц в Таврической губернии; в январе 1894 г. директор Императорского Никиского сада отметил, что «при устройстве курсов. необходимо поставить дело так, чтобы изучающие садоводство имели в достаточном количестве необходимый материал для изучения и чтобы они были заняты тем делом, ради которого явились на курсы. Если курсистам дать лишь возможность в течении дня прослушать 1,5 или 2-часовые объяснения руководителя курсов, не дав им никакого учебного материала, . тогда пребывание на курсах не в состоянии будет возбудить интереса к занятиям и поведет лишь к даровой трате времени и средств, назначенных на курсы» [3, л. 26 - 26 об].
В начале 1890-х гг. в дело организации курсов садоводства и огородничества определенный вклад внес Симферопольский отдел Императорского Российского общества садоводов, который неоднократно просил об открытии в текущем году временных курсов по садоводству для учителей народных школ. Уже в марте уведомили всех, что «для практических занятий курсистов член правления Отдела Иван Иванович Штван изъявил согласие предоставить находящийся в его заведовании сад и питомник на даче
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (11) 2017 княгини Воронцовой (Салгирка) и принять на себя руководство практическими занятиями» [4, л. 73 - 73 об].
В Государственном архиве Республики Крым сохранился рукописный Отчет о первых курсах садоводства для народных учителей Таврической губернии, состоявшихся в имении светлейшей княгини Воронцовой «Салгирка» близ г. Симферополя с 25-го апреля по 22 мая 1894 г. [4]
Таким образом, несмотря на значительные бюрократические проволочки, в Таврической губернии удалось организовать курсы садоводства и огородничества, сыгравшие огромную роль в развитии отечественного аграрного сектора.
Список литературы:
1. Вихляев К. Русский садовник: портрет на фоне истории. [Электронный ресурс] URL: http://sadovnik.1bb.ra/viewtopic.php?id=62 (дата обращения: 10.10.2017)
2. Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. 100. Оп. 1. Д.
2028.
3. Борщик Н.Д. Становление сельскохозяйственного образования в Таврической губернии в XIX в.: к постановке проблемы // Научный вестник Крыма. 2017. № 4. [Электронный ресурс] URL: http://nvk-journal.ru/index.php/NVK/article/view/215 (дата обращения: 10.10.2017)
4. ГАРК. Ф. 100. Оп. 1. Д. 2089.
5. Курсы народных учителей по сельскому хозяйству в 1891 году. Составил по отчетам И.И. Мещерский. Спб.: Тип. В. Демакова, 1892. 32 с.