УДК 94 (470)
DOI 10.18413/2075-4458-2019-46-1-88-94
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX в.)
ORGANIZATIONAL AND LEGAL FRAMEWORKS FOR THE FORMATION OF AGRICULTURAL EDUCATION IN TAURIDA PROVINCE (FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY)
Ю.В. Чудновец Yu.V. Chudnevets
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Россия, 295007, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4
Crimean Federal University named by V.I. Vemadsky, 4, Vernadskogo avenue, Simferopol, Republic of Crimea, 295007, Russia
E-mail: yur. vik. ch@yandex. ru
Аннотация
В статье рассмотрены и проанализированы правительственные нормативы Российской империи перв. пол. XIX в., заложившие основу сельскохозяйственного образования в стране. Установлено, что власти большое значение придавали повышению эффективности российского сельскохозяйственного производства, в связи с чем на самом высоком уровне неоднократно предпринимались попытки создать государственную систему подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного сектора. Приведены примеры общественной инициативы в этом процессе : Московское Императорское обществ о сельского хозяйства стало инициатором открытия первого образовательного учреждения аграрного профиля - Земледельческой школы, а проект аграрных преобразований, выдвинутых президентом Вольного экономического общества Н.С. Мордвиновым - учреждение Комитета об усовершенствовании земледелия в России и его деятельность заложили организационно-правовую основу сельскохозяйственного образования в Российской империи Инспекция сельского хозяйства южных губерний Российской империи особое внимание уделяла Таврической губернии, которая в силу своих природно-климатических условий стала территорией для создания и функционирования различных сельскохозяйственных учебных учреждений: садоводческих школ, виноградарских училищ и пр.
Annotation
The article considers and analyzes the governmental standards of the Russian Empire at the first half of the 19th century, which laid the foundation of agricultural education in the country. It is stated that the authorities attached great importance to the increase of the efficiency of Russian agricultural production, when attempts were repeatedly made at the highest level, to create a state system for training qualified personnel for the agro-industrial sector. Examples of private initiative in that process are given. Thus, Moscow Imperial Society of Agriculture initiated the opening of the first educational institution of the agricultural profile, namely, the Agricultural School; and the draft agrarian reforms put forward by the President of the Free Economic Society, N.S. Mordvinov, as well as the establishment of the Committee on the improvement of agriculture in Russia and its activities laid the organizational and legal basis for agricultural education in the Russian Empire. Inspection of agriculture in the southern provinces of the Russian Empire paid special attention to Taurida province, which, due to its natural and climatic conditions, became a territory for the creation and functioning of various agricultural educational institutions: horticultural schools, vine-growing schools, etc.
Ключевые слова: Российская Империя, Крым, Таврическая губерния, сельскохозяйственное образование, социально-экономическое развитие.
Keywords: Russian Empire, Crimea, Taurida region, agricultural education, social and economic development.
В современных условиях развитию и совершенствованию аграрной сферы уделяется первоочередное внимание, так как продовольственная безопасность страны является приор и-тетом для руководства. «Санкционный» тип экономики, вызванный событиями геополитич е-ского характера, заставил искать пути «импортозамещения», в связи с чем российский агр о-промышленный комплекс переживает масштабную модернизацию. Выясняется, что пробл е-мы в отрасли обусловлены не только санкциями иностранных государств, но и элементарной недостаточностью квалифицированных специалистов. Поэтому одной из важнейших является задача подготовки профессиональных кадров в области сельского хозяйства.
На этом этапе выясняется, что проблемы развития села и состояния современного агропромышленного комплекса (АПК) вызваны не только геополитическими условиями и введенными санкциями, сколько недостатком, а зачастую и отсутствием специалистов в области сельского хозяйства. Поэтому естественно, что в настоящее время для эффективного развития АПК большую роль играют вопросы кадрового обеспечения проводимых в сфере сельского хозяйства реформ. Поэтому изучение положительного исторического опыта функционирования сельскохозяйственных учебных заведений дореволюционной России представляется достаточно актуальным. Практические школы садоводства и виноградарства, организованные в Таврической губернии на протяжении Х1Х-ХХ вв. по инициативе различных общественных институтов и отдельных частных лиц, выполняли не только образовательную, но и воспитательную функцию. В уставных документах многих образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля среди целей обучения были не только подготовка садовников, огородников, цветоводов или виноградарей, но и воспитание у молодых людей патриотических чувств в вере к «Царю и Отечеству»1, а также сохранение региональных культурных традиций.
Поиск соотношения между эффективностью деятельности общественных институтов и уровнем социальной стабильности предполагает наличие государственного политического курса, центральным звеном которого был бы человек, что представляет одну из фундаментальных проблем, стоящих перед отечественной наукой.
В отечественной историографии достаточно много уделено внимания проблемам дореволюционного образования вообще, и сельскохозяйственного в частности [Червякова, 2005; Книга, 2015, Пичужкин, 2016]. Курский исследователь А.В. Третьяков детально изучил процесс становления и развития низших сельскохозяйственный учебных заведений в пореформенной России и его влияние на модернизацию аграрного производства [Третьяков, 2011], осветил особенности формирования низшего сельскохозяйственного образования в Российской империи [Третьяков, 2015]. Имеется ряд диссертационных исследований, посвященных изучаемой тематике [Чекед, 2007; Бессмертная, 2015]. В крымской региональной научной литературе встречаются публикации, освещающие отдельные сюжеты данной темы [Дундук, Кузьмина, 1999; Канталинская, 2006; Борщик, 2017]; есть специальные исследования на украинском языке [Шушера, 2006]. Обобщающих работ, освещающих эволюцию регионального сельскохозяйственного образования Таврической губернии не имеется. Традиционно считается, что система аграрного образования в стране сложилась только на рубеже Х1Х-ХХ вв., когда после отмены крепостного права потребность в сельскохозяйственных знаниях ощущалась достаточно сильно: многие помещики были заинтересованы в повышении урожайности, а соответственно и доходности своих имений.
В настоящей статье сделана попытка рассмотреть важнейшие нормативные акты, регулирующие область сельскохозяйственного образования, введенные в Российской империи в первой половине XIX в., так как этот аспект не получил достаточного освещения в отечественной историографии. Статья написана на основе широкого привлечения печатных и н е-опубликованных источников из Российского государственного исторического архива и Госу-
1 Государственный архив республики Крым (ГАРК). Ф. 155. Салгирская практическая школа садоводства, огородничества, виноградарства в казенном имении Салгирка. Оп. 2. Д. 67.
дарственного архива Республики Крым. При написании статьи была использована совокупность общенаучных методов исследования: историзма, типологизации, сравнения.
Издавна земледелие в нашей стране считалось «яко главнейшим источником богатства частного и общего». Совершенно неудивительно, что власти немало сил и средств вкладывали в «постепенное усовершенствование земледелия в империи нашей» и «распространение нужных сведений и приготовление практических людей для введения лучших методов сельского хозяйства». Тем не менее впервые осознали важность сельского хозяйства и эффективного управления им на государственном уровне только в 1820-м году, когда было учреждено Московское Императорское общество сельского хозяйства. Специалисты считают, что возникновение Общества связано с возросшим интересом дворян к доходности своих имений. Поэтому главной целью его деятельности была рационализация сельскохозяйственного производства [Карлина, 1998]. По инициативе Общества в стране было открыто первое образовательное учреждение аграрного профиля - Земледельческая школа и опытный хутор при ней.
Тогда же президент Вольного экономического общества Н.С. Мордвинов предложил ряд крупных агропромышленных преобразований, включая создание специализированного сельскохозяйственного ведомства. Он особо отмечал, что земледелие является основой народного благосостояния, а недостаток сельскохозяйственных знаний ведет, в том числе, и к «скудости государственных доходов». Поэтому, по мнению Н.С. Мордвинова, необходимы были государственные субсидии в дело популяризации сельскохозяйственных знаний: приглашение иностранных специалистов, отправка российских студентов за границу на обучение, открытие отечественного института земледелия, издание сельскохозяйственной литературы и пр.
Комитет министров после рассмотрения предложенных мер учредил Комитет об усовершенствовании земледелия в России, первое заседание которого состоялось в ноябре 1833 г. Основная цель деятельности нового органа управления виделась в «указании общих мер, могущих повести к возвышению успехов земледелия и сельского хозяйства и к изысканию способов к осуществлению этих мер» [Воронов, 2013]. Было предложено учредить всесословные земледельческие учебные заведения и ввести профессиональную подготовку управляющих имениями и сельскохозяйственных рабочих.
По мнению законодателей, организационно-правовая основа сельскохозяйственного образования в Российской империи была заложена в 1836 году, «когда учреждением Го-рыгорецкой земледельческой школы, преобразованной впоследствии в Горыгорецкий земледельческий институт с земледельческим училищем, положено было прочное начало сельскохозяйственному образованию» [Сборник сведений..., 1900]. В соответствующем указе, принятом 24 апреля 1836 года [ПСЗ РИ, 1837], говорилось: «... учредили Мы, для открытия ближайших к этому средств, особый Комитет, по заключениям коего разные ме-роположения приведены уже в действие. Но как главный способ к достижению столь желаемой цели состоит в распространении нужных сведений и приготовлении практических людей для введения лучших методов сельского хозяйства, то, по предначертанию того комитета. Повелели Мы министру финансов приступить неотлагательно к учреждению земледельческой школы с образцовым сельским хозяйством и коренной овчарней (школа основана на базе Горыгородецкого казенного имения в Могилевской губернии. - Авт.). Цель школы в соединении с образцовым сельским хозяйством есть та, чтобы приготовить людей для введения и распространения усовершенствованных методов сельского хозяйства, как в виде распорядительном, так и исполнительном» [Сборник сведений., 1900].
Необходимо отметить, что в 1837 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, в эпоху Николая I фактически исполнявшее функции Министерства земледелия. На Министерство, помимо прямых его полномочий, было возложено также курирование образовательных заведений аграрного профиля в стране. Именно с этого времени можно считать начало систематической деятельности правительства в сфере сельскохозяйственного образования.
Помимо этих мер с 1841 года под патронатом Министерства государственных иму-ществ начинает действовать Инспекция сельского хозяйства южных губерний, учрежденная 28 мая 1841 года. Территориально ее полномочия распространялись на Херсонскую, Таврическую и Екатеринославскую губернии, а также Кавказскую и Бессарабскую области. «§ 6. Инспекция имеет предметом своего заведывания распространение и поощрение в южных губерниях улучшенного сельского хозяйства, по хлебопашеству и огородничеству, по разведению торговых, мануфактурных и аптекарских растений, по садоводству, виноделию, шелководству, скотоводству и овцеводству. ... § 8. Инспекция собирает на местах своего ведомства точные и положительные сведения о состоянии различных частей сельского хозяйства, о существенных в сем потребностей края и о способах сбыта сельских произведений». В нормативе указывались конкретные действия Инспекции по различным отраслям сельского хозяйства: «§ 10. По земледелию Инспекция имеет попечение о введении улучшенных способов хлебопашества, в особенности же о разведении мануфактурных, торговых и аптекарских растений . § 11. По садоводству инспекция прилагает старание о разведении фруктовых дерев, которых произведения с выгодою могли бы заменить привоз иностранных фруктов; с сей целию Инспекция снабжает жителей семенами, корнями и отводками из казенных учреждений на существующих основаниях. § 12. По виноделию Инспекция должна стараться: во-первых, о разведении лучших виноградных лоз, приобретением таковых из мест, известных достоинством вин, и во - вторых, об улучшении самой системы выделки вин, действуя в сем случае примером учрежденных училищ виноделия». Отдельная глава называлась «Об обязанности Инспекции по заведы-ванию учебными и образцовыми учреждениями», где отмечалось: «§ 15. Инспекция, заве-дывая учебными и образцовыми учреждениями сельского хозяйства в техническом отношении должна иметь двоякую цель: 1) усовершенствование различных ветвей сего хозяйства на образцовых учреждениях до такой степени, чтобы они могли служить примером для частных хозяев и 2) испытание новых способов и систем по предметам сельского хозяйства дабы потом распространить оные между сельскими хозяевами. § 16. В отношении усовершенствования сельского хозяйства на образцовых заведениях, Инспекция наблюдает, чтобы все занятия воспитанников направлены были на более к практической цели, указанной уставами сих заведений, и чтобы избираемые на заведении системы и способы б ы-ли сообразны с климатом, естественными свойствами местности и удобством положения края в отношении к сбыту произведений, так и в особенностями с теми средствами, какие могут иметь крестьяне, дабы при излишней сложности таковых способов и систем, не оставались оные для крестьян невозможными и потому бесполезными» [ПСЗ РИ, 1842].
Обилие солнечных дней, мягкий климат, многообразие растительности и пр. благоприятные условия стали основными факторами для развития садоводства и огородничества в Крыму, где было открыто первое в России Крымское виноградное училище [Кравчук, 2018]. Естественно, что в этих условиях стали востребованы квалифицированные специалисты-садовники, профессиональные рабочие-практики и т. п. Именно с этой целью любители крымской природы и большие энтузиасты Эммануил де Ришелье и Михаил Воронцов ходатайствовали перед властями об учреждении Императорского ботанического сада. В 1811 г. был подписан соответствующий указ, согласно которому разрешалось устроить в «полуденной части Крыма» Никитский казенный сад. На эти нужды было ассигновано до 10 тыс. рублей ежегодно. В 1828 г. в урочище Магарач было открыто училище виноделия [Вулф, 1918].
Для становления сельскохозяйственного образования в Таврической губернии важное значение имел указ «О заведении в некоторых губерниях образцового садоводства», принятый 5 марта 1842 г. Согласно нему, «заведения по части садоводства» устраивались в «трех постепенных видах»: «1) Главные училища для образования садоводов с высшими теорет и-ческими и практическими познаниями, 2) училища 2 разряда для образования практических садовников или огородников, 3) казенные сады 3 разряда или питомники, которые могли бы доставлять отсадки или семена всякого рода растений и овощей, свойственных местному
климату и почве». Было решено учредить Главное училище садоводства в Одессе, «возв ы-сив вместе с тем в равную степень с главным Одесским училищем Никитский Императорский ботанический сад как высшее учебное заведение для практических занятий». По мнению законотворцев, «Императорский Никитский сад предназначен для практического обр а-зования воспитанников главного училища и акклиматизирования растений южных стран». Далее предполагалось «во время пребывания в саду воспитанников главного училища посылать их на счет доходов того сада экскурций в страны, прилежащие Черному морю, особенно по южному и восточному его берегу» [ПСЗ РИ, 1843].
12 мая 1847 г. вышел дополненный норматив «О новом положении садовым заведениям Министерства государственных имуществ» [ПСЗ РИ, 1847].
Согласно эти нормативам, все «садовые заведения» страны разделялись на 3 разряда:
1. Главное училище садоводства располагалось в Одессе, цель которого «приготовление знающих с полными теоретическими и практическими сведениями садовников»;
2. Ко второму разряду относились следующие училища садоводства: Пензенское, Екатеринославское, Бессарабское и Астраханское, «предназначавшиеся для образования практических садовников и огородников»;
3. К третьему разряду были отнесены садовые питомники, «имевшие целью спопе-шествовать распространению садоводства путем содействия частной предприимчивости в деле садоводства и распространением в стране деревьев и черенков лучших плодовых сортов». К таким были отнесены: Воронежский, Орловский, Вольский, Константиноград-ский, Симферопольский и Киевский. В них принимались учащиеся «для изучения садоводства на практике исключительно ученики-работники из приказов общественного призрения и сирот государственных и помещичьих крестьян»1.
12 июля 1848 г. вышел указ «О определении способов и круга действия Магарачского училища виноделия, учрежденного при Никитском саде», где сообщалось, что вышеназванное учебное заведение было открыто «с целью распространения на Южном берегу Крыма лучших сортов виноградных лоз и улучшения качества вин» [ПСЗ РИ, 1849]. Этот норматив определял круг поступающих в Магарачское училище («в число учеников сего заведения принимать молодых людей всех свободных состояний преимущественно из тех мест, где разводится виноград, и из воспитанников Императорского воспитательного дома»), вопросы финансирования («издержки по содержанию училища удовлетворять собственными его доход а-ми от продажи вин с сохранением при нем в пособие той суммы 857 руб. 14 У коп. сер., которая ему ныне отпускается из ежегодного сбора, взимаемых с крымских татар, предназначе н-ного на расходы вообще по устройству Таврического полуострова») и пр.
Известный исследователь истории Никитского ботанического сада Е. Вулф писал: «Никитский сад впервые за 50 лет своего существования имел настолько важное значение для развития сельского хозяйства Южной России, преимущественно в области виноделия и декоративного и плодового садоводства, что документы, относящиеся к этому периоду его продуктивной деятельности, не могут не представлять интереса для всякого, занимающегося историей Крыма» [Вулф, 1918, с. 126-128].
Отметим, что в целом по России к началу 1850-х гг., по данным О.В. Турчиновича, действовало всего несколько крупных учебных заведений сельскохозяйственного профиля: Санкт-Петербургская практическая школа земледелия, Московская школа земледелия, Дерптское училище практического земледелия, Санкт-Петербургское училище сельского хозяйства. И их создание было целым рядом «различных действий и мер, принятых нашим правительством к распоряжению, направлению и усовершенствованию сельского хозяйства» [Турчинович, 1854, с. 12]. Создание подобных образовательных учреждений в Крыму стало важной законотворческой инициативой центральных властей по развитию сельскохозяйственного потенциала региона.
1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 565. Департамент государственного казначейства Министерства финансов. Оп. 6. Д. 24998. Л. 1-7.
Таким образом, в первой половине XIX в. была заложена организационно-правовая основа сельскохозяйственного образования в Российской империи. Был прият ряд нормативов, разграничивающих типы и виды учебных заведений аграрного профиля, регулировавших круг поступающих, размер платы за обучение, статус выпускников и пр. В Таврической губернии ввиду своего географического положения и природно-климатических условий был открыт Никитский Императорский ботанический сад и Магарачское училище виноделия при нем, ставшее новым центром сельскохозяйственного профиля на Крымском полуострове.
Список литературы References
1. Бессмертная Л.А. 2015. Становление и развитие низшего женского сельскохозяйственного образования в России в конце XIX - начале XX веков: автореф. ... дис. канд. ист. наук. Курск, 25.
Bessmertnaya L.A. 2015. Stanovlenie i razvitie nizshego zhenskogo sel'skohozyajstvennogo obrazovaniya v Rossii v konce XIX - nachale XX vekov: avtoref. ... dis. kand. ist. nauk. Kursk, 25. (in Russian)
2. Борщик Н.Д. 2017. Становление сельскохозяйственного образования в Таврической губернии в XIX в.: к постановке проблемы. Научный вестник Крыма. 4 (9). URL: http://nvk-journal.ru (дата обращения: 10.07.2018).
Borshchik N.D. 2017. Stanovlenie sel'skohozyajstvennogo obrazovaniya v Tavricheskoj gubernii v XIX v.: k postanovke problemy. Nauchnyj vestnik Kryma. 4 (9). URL: http://nvk-journal.ru (data obrashcheniya: 10.07.2018). (in Russian)
3. Воронов ИИ. 2013. Комитет Н.С. Мордвинова 1833 г. и учреждение Министерства земледелия в России. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов, Грамота. Ч. 3. 4: 38-41.
Voronov I.I. 2013. Komitet N.S. Mordvinova 1833 g. i uchrezhdenie Ministerstva zemledeliya v Rossii. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, Gramota. Ch. 3. 4: 38-41. (in Russian)
4. Вулф Е. 1918. Материалы для истории Никитского ботанического сада. Известия Таврической ученой архивной комиссии 54: 126-128.
Vulf E. 1918. Materialy dlya istorii Nikitskogo botanicheskogo sada. Izvestiya Tavricheskoj uchenoj arhivnoj komissii. 54: 126-128. (in Russian)
5. Дундук Н.Ф., Кузьмина Л.Л. 1999. Профессиональные учебные заведения Таврической губернии в XIX - нач. XX в. Культура народов Причерноморья. 8: 182-186.
Dunduk N.F., Kuz'mina L.L. 1999. Professional'nye uchebnye zavedeniya Tavricheskoj gubernii v XIX - nach. XX v. Kul'tura narodov Prichernomor'ya. 8: 182-186. (in Russian)
6. Канталинская Ж.В. 2006. История создания Салгирской школы садоводства. Экономика Крыма. 18: 78-81.
Kantalinskaya ZH.V. 2006. Istoriya sozdaniya Salgirskoj shkoly sadovodstva. EHkonomika Kryma. 18: 78-81. (in Russian)
7. Карлина А.А. 1998. Московское общество сельского хозяйства в XIX - начале XX века: автореф. ... дис. канд. ист. наук. Самара, 24.
Karlina A.A. 1998. Moskovskoe obshchestvo sel'skogo hozyajstva v XIX - nachale XX veka: avtoref. ... dis. kand. ist. nauk. Samara, 24. (in Russian)
8. Книга М.Д. 2015. Дореволюционная историография о сельскохозяйственном просвещении Вектор науки ТГУ. 1 (31): 150-154.
Kniga M.D. 2015. Dorevolyucionnaya istoriografiya o sel'skohozyajstvennom prosveshchenii. Vektor nauki TGU. 1 (31): 150-154. (in Russian)
9. Кравчук А.С. 2018. К истории Крымского виноградного училища (1804-1841). Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Т. 4 (70). 1: 20-32.
Kravchuk A.S. 2018. K istorii Krymskogo vinogradnogo uchilishcha (1804-1841). Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Seriya «Istoricheskie nauki». T. 4 (70). 1: 20-32. (in Russian)
10.Пичужкин Н.А. 2016. Низшее сельскохозяйственное образование во второй половине XIX века. Наука без границ. 4 (4): 27-31.
Pichuzhkin N.A. 2016. Nizshee sel'skohozyajstvennoe obrazovanie vo vtoroj polovine XIX veka. Nauka bez granic. 4 (4): 27-31. (in Russian)
11. Полное собрание законов Российской империи Собр. 2. СПб., Тип. II Отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1837. Т. XI: 435-443.
Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobr. 2. SPb., Tip. II Otd. Sobstvennoy E.I.V. Kantselyarii, 1837. T. XI: 435-443.
12. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. СПб., Тип. II Отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии. 1842. Т. XVI: 415-418.
Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobr. 2. SPb., Tip. II Otd. Sobstvennoy E.I.V. Kantselyarii. 1842. T. XVI: 415-418.
13. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. СПб., Тип. II Отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1843. Т. XVII: 156-159.
Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobr. 2. SPb., Tip. II Otd. Sobstvennoy E.I.V. Kantselyarii, 1843. T. XVII: 156-159.
14.Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. № 21204. СПб., Тип. II Отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии,1848. Т. XXII: 454-456.
Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobr. 2. № 21204. SPb., Tip. II Otd. Sobstvennoy E.I.V. Kantselyarii, 1848. T. XXII: 454-456.
15. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. СПб., Тип. II Отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии,1849. Т. XXIII: 472-473.
Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobr. 2. SPb., Tip. II Otd. Sobstvennoy E.I.V. Kantselyarii,1849. T. XXIII: 472-473.
16. Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. 1900. Вып. III. Постановления по сельскохозяйственным заведениям за время 1836-1899. СПб., Тип. В. Киршбаума: 1-9.
Sbornik svedenij po sel'skohozyajstvennomu obrazovaniyu. 1900. Vyp. III. Postanovleniya po sel'skohozyajstvennym zavedeniyam za vremya 1836-1899. SPb., Tip. V. Kirshbauma: 1-9.
17. Третьяков А.В. 2011. Сельскохозяйственное образование в России во второй половине XIX - начале XX вв. Издательство LAP Lambert Academic Publishing, 340.
Tret'yakov A.V. 2011. Sel'skohozyajstvennoe obrazovanie v Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv. Izdatel'stvo LAP Lambert Academic Publishing, 340. (in Russian)
18. Третьяков А.В. 2015. Формирование системы сельскохозяйственного образования России второй половины XIX - начала XX веков. Научные ведомости БелГУ: Серия История. Политология. 13 (210). Вып. 35: 103-110.
Tret'yakov A.V. 2015. Formirovanie sistemy sel'skohozyajstvennogo obrazovaniya Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala XX vekov. Nauchnye vedomosti BelGU: Seriya Istoriya. Politologiya. 13 (210). Vyp. 35: 103-110. (in Russian)
19. Турчинович О.В. 1854. История сельского хозяйства России, от времен исторических до 1850 года. СПб., 168.
Turchinovich O.V. 1854. Istoriya selskogo hozyaystva Rossii, ot vremen istoricheskih do 1850 goda. SPb., 168. (in Russian)
20.Чекед Р.С. 2007. Низшая сельскохозяйственная школа России в социально-политической повседневности начала XX века: дис. ... канд. ист. наук. Курск, 200.
Cheked R.S. 2007. Nizshaya sel'skohozyajstvennaya shkola Rossii v social'no-politicheskoj pov-sednevnosti nachala XX veka: dis. ... kand. ist. nauk. Kursk, 200. (in Russian)
21.Червякова Е.М. 2005. Источники по истории профессионального образования Тобольской губернии второй половины XIX - начала XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 23.
Chervyakova E.M. 2005. Istochniki po istorii professional'nogo obrazovaniya Tobol'skoj gubernii vtoroj poloviny XIX - nachala XX vv.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Tyumen', 23. (in Russian)
22. Шушера Т.В. 2006. Розвиток жшочо1' освпи в Тавршсько1' губерш (XIX - початок XX столптя): автореф. дисертацц на здобуття наукового ступеня кандидата педагогичних наук. Кив, 20.
Shushera T.V. 2006. Rozvitok zhinochoï osviti v Tavrijs'koï guberniï (XIX - pochatok XX stolittya): avtoref. disertaciï na zdobuttya naukovogo stupenya kandidata pedagogichnih nauk. Kiïv, 20. (in Urkraine)