Научная статья на тему 'Кто поможет пациенту выбрать врача, ЛПУ, страховую организацию?'

Кто поможет пациенту выбрать врача, ЛПУ, страховую организацию? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
161
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

8 июля прошел первое чтение в Госдуме законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Центральным элементом системы ОМС становится человек, гражданин. Он сам будет выбирать страховую медицинскую организацию, лечебное учреждение и врача, сможет получать медицинскую помощь в любой медицинской организации, работающей в системе ОМС. Одним из важных новшеств законопроекта является создание конкурентной среды между медицинскими организациями. Создаются равные условия для медицинских организаций любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, а также частно-практикующих врачей. Однако по сей день нет ответа на целый ряд вопросов, касающихся механизма реализации выбора пациентом врача, ЛПУ, страховой организации. А ведь без ответа на эти вопросы предлагаемое гражданину право выбора может стать декларативным… Одной из важнейших проблем формализации и организации процесса выбора является отсутствие удобных, простых, профессиональных, заслуживающих доверия информационных ресурсов, позволяющих на основании полной и достоверной информации принимать осознанные решения. Сегодня гость нашей рубрики д.т.н, профессор Юрий Харитонов, создатель такого ресурса. Он отвечает на вопросы шеф-редактора журнала Наталии Кураковой о функциональных возможностях и принципах использования новой информационной системы…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кто поможет пациенту выбрать врача, ЛПУ, страховую организацию?»

Врач lisa

™ и информационные

технологии

Интервью с профессионалом

КТО ПОМОЖЕТ ПАЦИЕНТУ ВЫБРАТЬ ВРАЧА, ЛПУ, СТРАХОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ?

В отрасли начат новый этап системных преобразований, направленных на модернизацию здравоохранения, повышение доступности медицинской помощи и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений...

8 июля прошел первое чтение в Госдуме законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Центральным элементом системы ОМС становится человек, гражданин. Он сам будет выбирать страховую медицинскую организацию, лечебное учреждение и врача, сможет получать медицинскую помощь в любой медицинской организации, работающей в системе ОМС. Одним из важных новшеств законопроекта является создание конкурентной среды между медицинскими организациями. Создаются равные условия для медицинских организаций любых организационно-правовых форм и любой формы собственности, а также частно-практикующих врачей.

Однако по сей день нет ответа на целый ряд вопросов, касающихся механизма реализации выбора пациентом врача, ЛПУ, страховой организации. А ведь без ответа на эти вопросы предлагаемое гражданину право выбора может стать декларативным.

Одной из важнейших проблем формализации и организации процесса выбора является отсутствие удобных, простых, профессиональных, заслуживающих доверия информационных ресурсов, позволяющих на основании полной и достоверной информации принимать осознанные решения. Сегодня гость нашей рубрики — д.т.н, профессор Юрий Харитонов, создатель такого ресурса. Он отвечает на вопросы шеф-редактора журнала Наталии Кураковой о функциональных возможностях и принципах использования новой информационной системы.

Наталия Куракова: Юрий Сергеевич! Как получилось так, что сроки создания Вашего информационного ресурса синхронизировались с ожидаемыми сроками принятия закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»? Вы выступили провидцем системы запросов пациентов, медицинских организаций, подготовив им «рояль в кустах».

Интервью с профессионалом

www.idmz.ru . brill

f-

201 □, № 1

Юрий Харитонов: Я не обладаю даром провидца... Просто потребность в едином источнике квалифицированной информации о медицинских организациях и их услугах созрела уже достаточно давно.

Судите сами.

Так же, как любой человек, по меньшей мере раз в месяц я вынужден отвечать на свои собственные вопросы или вопросы своих близких: «Куда, к кому пойти лечиться, чтобы решить возникшие проблемы со здоровьем? Как выбрать для своих нужд медицинскую организацию? Как получить достоверную информацию о реальных возможностях и ресурсах того или иного ЛПУ? Можно ли получить бесплатную медицинскую помощь в этом медицинском учреждении, какие направления и документы для этого нужны? В каком случае я могу рассчитывать лишь на платные медицинские услуги? Какой суммой денег мне необходимо располагать?» и т.п.

При этом меня так же, как и всех нас, волнует репутация медицинской организации и отдельных врачей.

А кто из нас не был растерян при возникновении «нештатных» ситуаций со здоровьем? Как действовать и куда обращаться в неотложных ситуациях?

Как мы убедились, «копаться» в Интернете сегодня можно бесконечно, сайтов тысячи, но найти ответы, а тем более получить квалифицированную «подсказку» для выбора ЛПУ в соответствии со своими личными потребностями невозможно.

Дальше — больше. Оказалось, что подобные проблемы есть не только у физических лиц, но практически у всех, кто связан с выбором места и специалистов для оказания медицинской помощи тем или иным группам граждан.

Обратите внимание, когда необходима реальная помощь или совет, то становится неважной форма собственности ЛПУ — государственная, ведомственная или частная.

Главное — это возможность оперативно получить необходимую и достаточную информацию для решения проблем здоровья.

Поэтому наша цель — удовлетворение необеспеченного спроса рынка потребления медицинских услуг в полной, объективной, профессионально структурированной информации об услугах, предоставляемых медицинскими учреждениями вне зависимости от их форм собственности, медицинского профиля и объема предоставляемых услуг.

В этом ключевая особенность нашего проекта.

При этом для нас было принципиально важно не просто собрать и обобщить подробную и глубокую информацию об ЛПУ и представить ее пользователям, но создать систему квалифицированного поиска ЛПУ, отвечающих максимально большой совокупности критериев, интересующих ту или иную целевую группу пользователей.

Вот такую информационную систему мы и создали.

Согласитесь, чтобы почувствовать необходимость в таком централизованном информационном ресурсе, провидцем быть необязательно.

Но я счастлив, что завершение основных работ по его созданию совпало с такими коренными преобразованиями в сфере здравоохранения, как принятие закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федерального закона № 83-ФЗ от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

>

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 45 ■

Врач lisa

™ и информационные

технологии

Интервью с профессионалом

Н.К.: Кто целевая аудитория портала, какие информационные запросы и какие групп пользователей моделировались Вами при проектировании функционала портала?

'ч Ю.Х.: Как я уже говорил, нашей целью является создание централизованного \ информационного ресурса, ориентированного на рынок потребления медицинских / услуг и консолидирующего интересы всех без исключения участников этого рынка.

^ Проект построен на основе системного подхода, адекватного масштабу пробле-

мы и позволяющего учесть требования, предъявляемые различными категориями потребителей к качеству, объему и достоверности информации.

Мы видим несколько основных целевых групп пользователей ресурса.

Прежде всего это обычные люди — физические лица, которых интересует информация о ЛПУ и возможность их поиска для решения личных проблем здоровья либо проблем здоровья своих родных и близких.

Заметьте — такая потребность есть у граждан всех социальных категорий вне зависимости от уровня их достатка и социального положения.

Вторая группа заинтересованных пользователей — медицинские организации и медицинские работники: практикующие специалисты, организаторы здравоохранения.

Для медицинских организаций включение в Единую информационную базу данных ЛПУ (которая является основополагающей частью нашей системы), по существу, является пропуском в гигантский рынок потребления медицинских услуг.

Для медицинских работников наша система — это возможность выбора для своих пациентов тех медицинских организаций, в которых есть необходимые для пациента технологии и специалисты, отсутствующие в данной медицинской организации.

Безусловно, наш ресурс интересен страховым компаниям, работающим по программам ДМС.

Мы имеем многолетний опыт сотрудничества с крупнейшими страховыми компаниями и твердо знаем, что, например, в Москве все страховщики сотрудничают по программам ДМС фактически с одним и тем же весьма ограниченным числом ЛПУ.

Причина тому — недостаток информации о ЛПУ, их реальном состоянии и возможностях.

Наконец, наши информационные ресурсы очень важны для предприятий, осуществляющих выбор медицинских организаций для обеспечения охраны здоровья работников. Теперь, после принятия поправок к ст. 255 НК РФ, позволяющих работодателю напрямую в счет себестоимости заключать договоры с ЛПУ, наличие нашего информационного ресурса становится для предприятий особенно актуальным.

Если учесть, что наша система, помимо предоставления исчерпывающей информации о ЛПУ, помогает любому пользователю осуществить поиск и принять осознанные решения о выборе места лечения, то становится очевидной востребованность в таком ресурсе всех целевых потребительских групп.

Н.К.: Вы говорите о беспрецедентном объеме информации о каждом ЛПУ, которая используется в системе и на основании которой могут приниматься решения. Что это за информация, что лежит в ее основе?

Интервью с профессионалом

www.idmz.ru

ьявв

гол □, № л

Ю.Х.: Информация — безусловно, важнейший момент. Здесь мы опирались на наш многолетний опыт создания единой вертикально интегрированной информационной системы санаторно-курортного лечения.

Очевидно, что в основу таких проектов должна быть заложена Единая информационная база данных, основанная на унифицированном носителе информации.

А так как все наши разработки, выполняемые в рамках корпоративного проекта «Панацея»©, ориентированы на потребителей медицинских услуг и прежде всего на интересы каждого человека, то такая информация о лечебном учреждении должна не только содержать полную, объективную и достоверную информацию об объекте, но должна быть достаточной для принятия квалифицированных решений по выбору места лечения.

Для системы санаторно-курортного лечения (портал «Курорт-Информ») таким носителем стал запатентованный «Паспорт санаторно-курортной организации (учреждения)»©, содержащий более 2500 информационных параметров. На основе этого «Паспорта...» мы уже много лет ведем Единую базу данных санаторно-курортных организаций страны.

Для создания Единой информационной системы ЛПУ в 2007 г. мы разработали и запатентовали «Паспорт лечебно-профилактического учреждения (организации)»© (более 30 000 информационных параметров), объединяющий и структурирующий практически всю информацию о медицинской организации, ее возможностях, структуре, медицинских услугах, оснащении, персонале и пр.

«Паспорт ЛПУ» был одобрен Минздравсоцразвития РФ в качестве унифицированного носителя информации для решения комплекса задач, ориентированных на потребителей медицинских услуг. На основе этого «Паспорта.» мы осуществляем сбор информации (паспортизацию ЛПУ) и ведем Единую информационную базу данных медицинских организаций.

Н.К.: Насколько трудоемок процесс паспортизации для ЛПУ?

'ч Ю.Х.: Нам удалось сделать так, чтобы процесс паспортизации стал практически \ «безболезненным» для ЛПУ с точки зрения затрат сил и времени, несмотря на огром-/ ный объем собираемой информации.

Для этого нами разработаны и апробированы специальные методики и технологии. И это тоже наше «ноу-хау».

Н.К.: Это уже Ваш второй системный проект в области медицинских услуг. Первым был портал «Курорт-Информ» в рамках проекта «Панацея». По существу, Вы создали не просто источник информации о санаторно-курортных организациях, но и автоматизированную экспертную систему, позволяющую осуществлять в режиме реального времени квалифицированный отбор на санаторный этап лечения, выявлять обоснованные по медицинским показаниям ограничения и рекомендации для конкретного пациента и даже давать обоснованный отказ в санаторном лечении. Это — несомненная «история успеха» инвестиционного проекта с огромным социальным потенциалом. Каков сегодняшний статус «Курорт-Информа»?

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 47 ■

Врач lisa

™ и информационные

технологии

Интервью с профессионалом

Ю.Х.: Сегодня это не просто востребованный информационный ресурс, во многом определяющий эффективность санаторно-курортного сектора здравоохранения.

Эволюция нашей методической и технологической базы, Экспертной системы «Курорт-Информ»© (имеющей, кстати, статус медицинской техники) привела нас к удивительным «сверхэффектам».

Например. При проведении он-лайн-консультации для конкретного пациента с использованием экспертной системы мы «автоматически» получаем полную картину его текущего состояния здоровья, в том числе полный спектр заболеваний, по каждому из заболеваний — форму, фазу, стадию, характер течения и пр.

Причем наша система сама задает удаленному пользователю вопросы и ему остается лишь ставить «галочки» в нужном месте.

Согласитесь, именно такая информация о состоянии здоровья, а не мифический «персонифицированный учет оказанной медицинской помощи» определяет возможность и необходимость оказания медицинской помощи конкретному пациенту в каком бы месте он не находился. Сбор такой информации о состоянии здоровья по значительной группе людей практически является мониторингом состояния здоровья той или иной популяции, например, населения региона.

А анализ полученной информации дает реальную картину для организации здравоохранения, в том числе, в части потребности в медицинских организациях, специалистах, технологиях и т.п.

Другой пример. Изучив действующее законодательство, нормативные акты, приказы и пр., мы создали всю необходимую методическую базу, систему документооборота и отчетности, которая позволяет решить налоговые проблемы при получении санаторно-курортного лечения. Результат: санаторно-курортное лечение работников предприятий при применении наших методик и технологий может быть отнесено на себестоимость и не подлежит налогообложению. Следствие — эффективно решена одна из важнейших задач оздоровления работающего населения.

Поверьте, подобных примеров применения наших разработок я могу привести еще много. По существу, нами реализован системный подход к формированию и управлению ресурсами санаторно-курортного лечения как неотъемлемой части медицинской помощи, создана научная, методическая и технологическая основа для создания единого национального рынка санаторно-курортного лечения.

Подчеркиваю, речь идет о санаторно-курортном лечении как комплексной медицинской услуге, включающей лечение, проживание и питание. При этом и процесс отбора на лечение и собственно лечение в санатории являются квалифицированными медицинскими услугами.

Это я специально говорю для функционеров от туризма и некоторых страховщиков, которые ратуют за признание санаторно-курортной путевки медицинской услугой. Такое было бы равносильно, например, признанию медицинской услугой талона на посещение врача.

Не надо также забывать, что любой санаторий по определению является медицинской организацией, и, следовательно, портал «Курорт-Информ» становится органичной составляющей информационной системы ЛПУ.

К слову, на наш ресурс в Интернете в ближайшее время можно будет попасть по нескольким адресам: www.panacea.ru,www.istmed.ru,www.lpuinform.ru.

Интервью с профессионалом

www.idmz.ru

гол □, № 1

ванн

ванн

Н.К.: Запуск Вашего нового проекта совпал с еще одним знаменательным начинанием в отрасли — с реализацией региональных программ модернизации здравоохранения. Ее целью, по словам В.В. Путина, является «не сплошной ремонт всего хозяйства», а создание «оптимальной системы организации здравоохранения». С этой точки зрения, созданная Вами информационная система, защищенный патентом «Паспорт ЛПУ», подобно Вашей системе организации санаторно-курортного лечения, являются не сметой для «сплошного ремонта», а именно системой оптимизации мощностей здравоохранения. За счет чего эта оптимизация будет достигаться?

Ю.Х.: Действительно, сегодня Минздравсоцразвития начал важнейший проект по инвентаризации материально-технической базы российского здравоохранения, состояние которой правильнее определить как критическое.

Однако следует понимать, что Министерство собирает исключительно корпоративную информацию, к которой будет иметь доступ ограниченное число лиц, принимающих решения федерального уровня управления.

Премьер же делает акцент на оптимизации системы организации здравоохранения, системы оказания медицинской помощи на уровне регионов.

И вот здесь, именно в регионах, наши программы, технологии, разработки наиболее эффективны и востребованы, так как мы изначально основываемся на системном подходе и создаем вертикально интегрированные информационные ресурсы.

Сегодня мы обладаем необходимым потенциалом, реальными высокотехнологичными действующими ресурсами, готовыми к внедрению и адаптации к условиям конкретных регионов.

Н.К.: Премьер-министр возложил на губернаторов персональную ответственность за модернизацию здравоохранения. В этой связи рассчитываете ли Вы на поддержку своего проекта со стороны региональных властей? Ведь для наполнения ресурса такая поддержка не только желательно, но и необходима?

с

Ю.Х.: До 10 октября все регионы должны подать свои программы модернизации. Мы видим пути эффективной интеграции созданных нами ресурсов в алгоритмы таких программ. Наша информационная система создает информационные, технологические и методические условия для эффективного развития системы оказания медицинских услуг, способна обеспечить оперативное взаимодействие между поставщиками и потребителями, информационную достаточность процессов предоставления медицинских услуг.

Это — прекрасный формат для государственно-частного партнерства, который может способствовать формированию конкурентной среды в здравоохранении, созданию равных условий для организаций здравоохранения с различными формами собственности, развитию института медицинского страхования и многому другому.

Поэтому мы надеемся на конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с руководителями регионального здравоохранения.

Ведь у нас единая цель — сделать систему здравоохранения эффективной, а медицинскую помощь доступной.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ . - 49 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.