Научная статья на тему 'Медицинский Рунет наконец-то ответит, куда и к кому пойти лечиться'

Медицинский Рунет наконец-то ответит, куда и к кому пойти лечиться Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Интервью с руководителем социальной Программы «Здоровье России: доступность и качество медицины» Юрием Харитоновым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interview with Yuriy Haritonov Head of social Program «Health of Russia: affordability and quality of health care»

Текст научной работы на тему «Медицинский Рунет наконец-то ответит, куда и к кому пойти лечиться»

От редакции:

В начале сентября 2011 года на всех новостных лентах появилась информация о том, что с 22 сентября будет запущен медицинский информационно-поисковый портал «Панацея.ру», разработанный в рамках социальной программы «Здоровье России: доступность и качество медицины». В указанный срок портал действительно появился в тестовом режиме, а с 14 октября заработала пилотная версия портала. Это вызвало большой интерес как среди пользователей, так и среди разработчиков. Степень ожидаемости и востребованности такого проекта комментировать не надо. Сложно в России найти семью, в которой с периодичностью минимум раз в месяц не возникал вопрос, куда и к кому пойти лечиться?.. О миссии, функциональных возможностях и контенте нового портала шеф-редактору «МЗ» Наталие Кураковой рассказал руководитель социальной Программы «Здоровье России: доступность и качество медицины», генеральный директор компании «ИСТМЕД» Юрий Сергеевич Харитонов.

МЕДИЦИНСКИМ РУНЕТ НАКОНЕЦ-ТО ОТВЕТИТ, КУДА И К КОМУ ПОЙТИ ЛЕЧИТЬСЯ

Ю. Харитонов: Руководство страны, говоря о модернизации здравоохранения, определило, что «главной целью государственной политики в этой области является обеспечение доступности и качества медицинской помощи для граждан России».

Вступившие в силу с 201 1 года закон и правила обязательного медицинского страхования предоставили каждому россиянину право выбора лечебного учреждения. Минздравсоцразвития РФ не раз разъясняло, что ключевая идея реформы — сделать медицинскую помощь одинаково доступной и качественной для всех пациентов вне зависимости от региона, где они живут. При этом Росздравнадзор указал, что «доступность медицинской помощи определяется возможностью свободного выбора пациентом медицинской организации и лечащего врача».

Корр.: Как Вы сами для себя определи главную миссию портала?

Очевидно, что доступность медицинской помощи не исчерпывается географическими либо экономическими характеристиками.

Действительно, когда дело касается проблем здоровья, расстояния не имеют главного значения. Это же в значительной мере касается и экономической стороны, что доказывает ежедневный опыт каждого из нас.

Но как пациенты, не имея достоверной информации обо всем многообразии предложений на рынке медицинских услуг, могут реализовать право выбора?

Другой новацией стала возможность вступления частных лечебных учреждений в систему ОМС. Учреждение в заявительном порядке подает заявление в территориальный фонд ОМС и берет на себя обязательства в течение года исполнять все условия, которые предусмотрены в системе ОМС. Поэтому, наряду с государственными и муниципальными лечебными учреждениями, в системе ОМС смогут работать коммерческие медицинские организации и частнопрактикующие врачи. Но как создать цивилизованную конкурентную среду?

Ключ к решению проблем состоит в создании единой информационной площадки, обеспечивающей доступность исчерпывающей информации о медицинских организациях всех форм собственности и возможность свободного выбора медицинской организации на основе информационной достаточности и гарантированной достоверности.

Кроме того, эта единая информационная площадка поможет решить многие задачи социальных коммуникаций в такой важнейшей сфере как здравоохранение.

Стать единой информационной площадкой рынка медицинских услуг, инструментом, позволяющим решить многие наболевшие проблемы, обеспечить социальные коммуникации, реализовать реформаторские новации новой редакции Закона об ОМС — это и есть главная миссия портала.

Корр.: Состояние и проблемы российского медицинского Рунета всем хорошо известны. Тысячи сайтов с никем не проверяемой информацией, не дающей принять решение о выборе врача, лечебного заведения...

Ю.Х.: Действительно в оценке Рунета, нацеленного на медицину, эксперты единодушны. Сегодня это огромное число рекламных и узкопрофильных сайтов, ориентированных на разные аудитории, зачастую с противоположными интересами: врачей, пациентов, фарм. производителей, юристов, защищающих права пациентов, благотворительных фондов... Нет ни одной общей площадки, где бы пересеклись и контролировались экспертами интересы всех этих целевых аудиторий.

Отдельной жизнью живут в Рунете и все системы здравоохранения России. Ведь с 2005 года национальная система здравоохранения представлена федеральной системой, региональной, муниципальной, ведомственной, частной... Добавим сюда отсутствие системы объективных рейтингов, отсутствие системы независимого тестирования ресурсов, предлагаемой продукции и услуг. И получаем закономерный результат: у пациента, врача, страховой компании нет ни одного профессионального и целиком отвечающего за размещенную на нем информацию ресурса.

Корр.: А Вы проводили специальные исследования, чтобы понимать, что именно ждет от медицинских сайтов пользователь Сети и что из себя представляет аудитория медицинского сектора Рунета?

Ю.Х.: Мы и сами проводили такие исследования и, конечно же, изучили аналитику, полученную нашими коллегами. Например, были опубликованы следующие ключевые показатели медицинского сектора в Рунете:

• За год среднесуточная аудитория сектора «Медицина» выросла на 60.

• 24,6% аудитории медсектора — из столиц, 33% — из-за рубежа и 42,45% — из регионов РФ.

• В Топ-20 популярных ресурсов медсектора вернулись сайты медучреждений.

• Численность сайтов медсектора за год увеличилась примерно на 12%.

• По данным мая, изредка или часто болеют 74% пользователей Рунета. Год назад таковых было 72%.

• 38% пользователей интересуются лечением и медикаментозной профилактикой, 36% — ЗОЖ и правильным питанием, 34% — симптоматикой заболеваний.

• По сравнению с 2009 годом пользователи стали активнее интересоваться ЗОЖ, свойствами лекарств, контактами клиник, врачей, но стали меньше интересоваться темами самолечения: симптомами, составом лекарств, народной медициной.

• 49% пользователей медицинского сектора в Рунете читают медицинскую литературу для ознакомления, еще 27% обращаются к ней по принципу «всегда, когда болею».

• 37% пользователей всегда проверяют рекомендации врачей в Интернете, еще 33% опрошенных выбрали ответ «если рекомендации врача вызывают сомнения».

• 4,2% пользователей хотя бы раз в месяц заказывают лекарства онлайн.

• «Медицина» занимает 6-ю позицию в рейтинге популярных категорий контекстной рекламы.

• Средняя стоимость за клик в категории контекстной рекламы «Медицина» в Рунете в 2009 составила 3 руб., отдельные категории стоили до 80 руб./слово.

По данным Рамблер Топ-100, за год среднесуточная аудитория сектора «Медицина» выросла на 60% и составила 1,6 млн посещений в апреле 2010 года.

А эксперты Med Craft выяснили, что более 80% аудитории медицинского Рунета ищут в нем прежде всего справочную информацию, 20% готовы обратиться за помощью на основе ранее полученных рекомендаций или информации из прессы. Более 50% аудитории — это люди в возрасте 18-35 лет и более 70% из них женщины. Более 70% по разным причинам не доверяют информации в Сети, а также не имеют представления о том, какими ресурсами обладает государственная, муниципальная и частная система здравоохранения России.

Учли мы и доступные нам данные анализа звонков ряда Интернет-приемных.

Структуру информационных запросов пациентов и врачей (с использованием профессиональных сетей и сайтов) мы постарались отразить в структуре портала.

Корр.: Высокотехнологическая помощь в России оказывается на основании выделяемых квот, поэтому Ваш ресурс вряд ли даст право выбора пациенту такого вида медпомощи.

Ю.Х.: Не могу с Вами согласиться. Помните статью «Отлечились» в «Коммерсанте» от 30 августа этого года, в которой рассказывалось о том, что годовые квоты на получение ВТМП (под определение попадают 20 важнейших областей медицины) были исчерпаны на 80% уже к середине августа. Тысячи ожидающих плановых операций

пациентов задались вопросом, где и у кого можно получить безотлагательную медицинскую помощь.

Портал, который мы запустили, не только нужен — его отсутствие опасно для пациентов. В отсутствие такого единого информационного ресурса в Рунете с большой вероятностью начнут появляться те, кто любыми способами хочет затащить к себе людей, лишенных полноценной и достоверной информации.

И эти процессы уже происходят, создаются этакие Интернет-секты. Причем людей, ставших активными участниками всех этих Интернет-сообществ можно понять: они отчаялись найти нужную им и достоверную информацию. Заметьте, в такие сообщества можно вбрасывать и очень опасные данные...

Корр.: Но в Рунете 4 августа 2011 года официально стартовал У11аРог1а1 (ВитаПортал) — новый онлайн ресурс о медицине и здоровье. Согласно сообщениям в СМИ, главное отличие нового стартапа от других медицинских сайтов состоит в том, что ВитаПортал будет предоставлять достоверную и качественную информацию о здоровье. Каждая публикация будет проверена профессиональным врачом, а в перспективе планируется привлекать к рецензированию профильные медицинские учреждения. Если верить анонсам, в ближайшее время на портале появится видео-раздел, значительно расширится набор специальных сервисов, а также будет запущен специализированный сайт для врачей. Авторы проекта планируют, что к 2013 году У11аРог1а1 станет самым посещаемым медицинским порталом в России. Среди информационных партнеров ВитаПортала называются Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Общественная Палата Российской Федерации. Вы рассматриваете этот проект как конкурент?

Ю.Х.: Нет, не рассматриваю. И дело отнюдь не в том, что его дизайн и информационное наполнение в значительной степени воспроизводит известный американский портала WebMD.com. Главное, что этот портал не дает ответы на конкретные вопросы пациентов: куда и к кому пойти лечиться?

Я приветствую появление любых профессиональных ресурсов, но содержательная ценность данного проекта, на мой взгляд, сомнительна.

Корр.: Ну, а теперь хочется увидеть скриншоты Вашего портала и познакомиться с его структурой...

Ю.Х.: Основная цель проекта — создание отраслевого решения для предоставления заинтересованным лицам информации о ЛПУ. Ключевой отличительной особенностью решения являются глобальность охвата сети ЛПУ и комплексность предоставляемых информационных услуг, а также уникальность некоторых услуг.

Потенциальные пользователи портала: пациенты, ищущие медицинскую помощь, медицинские специалисты; ассоциации пациентов, врачей; организации, реализующие корпоративные программы по поддержанию здоровья сотрудников; ЛПУ (поставщики медицинских услуг); структуры, осуществляющие мониторинг и управление ЛПУ.

Четверть населения РФ прибегает к услугам ЛПУ не менее раза в год. При этом встают вопросы: в каком ЛПУ могут оказать соответствующую медицинскую помощь, к какому специалисту обратиться, насколько ЛПУ использует современные медицинские технологии, какая сложилась репутация у ЛПУ и т.д. Частично эта информация присутствует в сети Интернет, однако она не систематизирована.

Отсюда набор ключевых функций портала (рис. 1):

Рис. 1. Главная страница портала «Панацея.ру»

• интеллектуальный поиск — подбор ЛПУ и/или врача, и/или услуги и /или оборудования согласно медицинской необходимости, требованиям и возможностям пациента;

• быстрый поиск — краткая информация и координаты медицинских учреждений (сейчас в базе быстрого поиска координаты более 6500 ЛПУ страны);

• экстренная помощь — рекомендации по действиям в экстренных или неотложных ситуациях, связанных со здоровьем;

• информационная поддержка пациентов (справочные материалы о заболеваниях, общение с гражданами, имеющими опыт лечения данного недуга, онлайн-кон-сультации с медицинскими специалистами);

• профессиональное общение специалистов;

• предусмотрены и вторичные функции: хранение в едином месте полезной информации, касающейся прохождения лечения в ЛПУ, информации по состоянию здоровья пациента; юридическая помощь, бронирование услуг ЛПУ (запись на прием) и пр.

Медицинские специалисты могут проводить консультации пациентов, осуществлять обмен мнениями с другими медицинскими специалистами, предусмотрены функции рекрутинга.

Организации, реализующие корпоративные программы по поддержанию здоровья работников, могут с помощью портала подбирать ЛПУ, осуществлять планирование программ оздоровления и организацию санаторно-курортных услуг.

Иначе говоря, наш портал, как и вся инициированная нами программа «Здоровье России: доступность и качество медицины», стремится выполнить объединительную функцию, гармонично сочетая интересы каждого отдельного человека, медицинского сообщества и исполнительной власти.

Корр.: Какой Ваш профессиональный и бизнес-опыт позволил Вам отважиться на такой проект?

Ю.Х.: Я был руководителем работ по созданию систем специального назначения, то есть профессиональный системщик, специалист по созданию сложных многофункциональных комплексов, от которых требуется принятие ответственных решений. Выбор медицинской организации — тоже очень и очень ответственное решение. И использование метода проб и ошибок здесь неприемлемо...

Затем я ушел в РАН, участвовал в создании Центра биомедицинской радиоэлектроники ИРЭ РАН . В 2000 году сделал первый бизнес-проект в области медицины — «Курорт-Информ», посвященный рынку услуг санаторного лечения и реабилитации. У нас санаторное лечение — неотъемлемая часть медицинской помощи, базирующееся на науке. Курортология возникла в России в 1919 году, и она много эффективнее, чем нынешние СПА-программы. К сожалению, уже к 2000 г. система утратила целостность, исчезли специалисты, которые в состоянии профессионально подобрать человеку лечение и направить на лечение.

Группа компаний «Курорт-Информ» сейчас ведет национальную базу санаториев на основе запатентованного носителя информации. Мы создали единственную в мире экспертную систему по выбору санатория, которой можно пользоваться через Интернет. Система сертифицирована Минздравсоцразвития России, она позволяет по параметрам здоровья человека, включая формы, стадии и характер течения заболевания, а также по информации о санатории принимать квалифицированное решение, давать ограничения, выбирать место лечения.

Экспертная система «Курорт-Информ» прошла установленные порядком испытания и сертифицирована Роздравнадзором как медицинская техника, а направление на санаторное лечение связано непосредственно с принятием квалифицированных медицинских решений.

На портале «Панацея.ру» предоставляется чисто информационная услуга. Здесь человек может осознанно выбрать для себя медицинскую организацию, решающую те проблемы, которые он заявляет: будь то выбор клиники, специалиста, диагностика, оборудование или что-то еще.

Корр.: И что Вы для этого сделали?

Ю.Х.: Математическую структуру, базу данных, информационные и экспертные системы, объединенные в единый программно-технологический комплекс, методические разработки и запатентовали их. Выбрать медицинскую организацию непросто. Поэтому создали так называемую систему интеллектуального поиска, позволяющую найти необходимую медицинскую организацию с учетом совокупности личных требований, причем информация структурирована таким образом, чтобы у пациента была возможность сравнить и сопоставить возможности различных медицинских организаций.

Этой системой на портале «Панацея.ру» может пользоваться и тот человек, который уже знает свой диагноз, и тот, у кого просто что-то заболело. Возможности этой системы будут постоянно наращиваться.

Корр.: Интеллектуальный поиск поставит мне предварительный диагноз и отправит меня в какую-то конкретную клинику?

Ю.Х.: Нет, диагнозов мы не ставим. В результате поиска будут указаны центры, где имеются специалисты, оборудование и где благодаря этому могут диагностировать или вылечить заболевание, которое поражает «глаз, живот и пятку» или несколько заболеваний. У нас есть раздел г (рис. 2), где размещены ЭЭ-модели мужчины и женщины. Пользователь на этих фигурах может выделить зоны, которые его беспокоят. Затем появится список с соответствующими классами болезней. Ну, и дальше можно детализировать поиск до той степени, до которой пользователь может и хочет, а потом добавлять другие параметры поиска (местоположение медицинского учреждения, платность/бесплатность и пр.). В результате выдается список учреждений, которые этим требованиям удовлетворяют, и предоставляется полная информация об их возможностях. Позже добавим информацию о ценах. Наш проект — уникальный, по глубине и объему информации аналогов в мире нет.

Корр.: А откуда берутся сведения обо всех этих медицинских организациях?

Ю.Х.: Мы разработали Паспорт медицинского учреждения, который содержит около 30 тысяч параметров и который одобрен Минздравом для решения наших задач. Все эти данные позволяют сравнивать организации по объективным параметрам. На этапе выбора важно узнать достоверную информацию о том, какие заболевания лечат эти организации, какие медицинские услуги оказывают, какие там есть специалисты, оборудование, условия приема.

Насколько хорошо и успешно лечение, как обслуживали пациента — это вопрос форумов, обсуждения, это очень важная дополнительная информация.

Корр.: А мнение пациентов Вы не учитываете?

Ю.Х.: Пациентские форумы очень важны. Мы вообще планируем сделать систему рейтингования клиник и врачей. Хотим давать талоны на скидки в частные клиники и хотим, чтобы люди потом в обязательном порядке оставляли нам отзывы. Но при выборе места лечения неправильно основываться только на отзывах пациентов.

Э)

Рис. 2. «Покажите, где болит». Портал «Панацея.ру»

Я видел сайт, на котором попытались организовать выбор медицинских услуг исключительно на основе отзывов пациентов. То есть создать единый ресурс «сарафанного» радио. Ничего не получилось, хотя люди и ходили туда одно время. Там не было какого-то стержня, системы.

Корр.: Зачем все это нужно пациентам, понятно. А чем Вы заинтересовываете больницы, поликлиники, медицинские центры? Особенно государственные.

Ю.Х.: Руководители крупных медицинских центров, о которых мы уже собрали информацию, неожиданно для себя увидели многое, чего о своих учреждениях даже не знали. Когда в клинике 20 корпусов, сложно уследить за всем, что там происхо-

дит. Для понимания того, как работать эффективнее, и нужна информация, которая есть в нашем паспорте. Дело не в том, что у нас лучше всех это получилось сделать. Мы просто единственные, кто взял на себя такой проект, ориентированный на потребителей медицинских услуг.

Корр.: Как заносится информация в паспорт?

Ю.Х.: Наш методист выезжает в медицинское учреждение, главный врач собирает руководителей подразделений, им все объясняем и раздаем нужные документы в электронном виде. Каждый руководитель подразделения тратит на заполнение не больше часа—полутора. Потом мы все это сводим в один документ и приносим на подпись главврачу. После чего даем электронную версию этим организациям, чтобы они могли использовать ее в повседневной работе. Скоро мы запустим он-лайн-пас-портизацию.

Корр.: Кто-нибудь Вам отказывал в заполнении паспорта?

Ю.Х.: Готовясь к старту, мы не делали широкой маркетинговой атаки. Там, куда мы приезжали, нам, как правило, не отказывали. Но иногда в государственных клиниках нам говорили: «Все замечательно, дело очень нужное, сделать несложно, но наш департамент здравоохранения еще не знает об этой деятельности...» А в одной частной клинике нам сказали совершенно разумную вещь: «Вы запустите портал, и когда к Вам начнут приходить пользователи, мы у Вас зарегистрируемся». Теперь этот процесс начался и активно развивается.

Корр: Что для Вас самое главное на данном этапе?

Ю.Х.: Самое главное сейчас — наполнение базы данных о медицинских организациях. И здесь мы очень рассчитываем на поддержку государства, так как уверены, что наша работа необходима, без нее будет очень трудно эффективно решить поставленные государством задачи. Тем более, что мы не просим у государства денег на разработку.

Конечно, мы справимся и сами, но это может занять очень много времени и сил.

Корр.: Сколько у Вас уже медицинских организаций в базе?

Ю.Х.: Пока мало: около двух десятков крупных клиник Москвы. Для пилотного запуска этого было достаточно, так как важно отработать и развивать все необходимые функции портала.

Мы очень надеемся, что государственным компаниям «подскажут» сверху: давайте регистрируйтесь, мы заинтересованы в сборе этой информации. А «частники» уже начали приходить сами: для них важно попасть в цивилизованную конкурентную среду, на единой информационной площадке.

Со временем на «Панацея.ру» появится информация и о зарубежных клиниках. Недавно вышли на связь две шведские клиники, которые сказали, что их очень интересует русский рынок. Не знаю, как они узнали про нас?

№11 Менеджер

2011 '

здравоохранения

Корр.: Проект является классической моделью государственно-частного партнерства. Каким Вам видится участие государства в проекте?

Ю.Х.: Когда мы работали над этим проектом, то стало очевидно — если собрать информацию обо всех медицинских учреждениях (и частных, и ведомственных, и государственных), то это поможет грамотной организации управления медицинским комплексом. Сейчас программа модернизации решает только внутриведомственные задачи: ремонт, оборудование, информатизация касается только того, чтобы была электронная история болезни, электронная регистратура. А потребности пациента в информации, обеспечивающей доступность и возможность выбора клиники, практически не учитываются.

Сегодня в здравоохранение вливаются беспрецедентно большие деньги. Они, конечно, сейчас тратятся гораздо эффективнее, чем раньше, но очевидно, что оптимизации процесса не может быть без исчерпывающей и достоверной информации обо всем медицинском комплексе, не только государственном. Решать такие задачи можно на основе наших разработок или их аналогов. А аналогов нет. И, на мой взгляд, глупо их создавать, если можно сотрудничать с нами и не проходить весь тот тяжелый и дорогостоящий путь, который прошли мы.

Наша база данных — основа для государственного реестра медицинских организаций всех форм собственности и повод для серьезной аналитики. Она позволит оценить, как используется имущественный комплекс, каковы реальные ресурсы, специалисты, какие задачи умеют решать в интересах потребителей медицинских услуг. Может оказаться, что не стоит вкладывать деньги в государственную больницу, если рядом есть какой-либо блестящий частный центр, где делают редчайшие операции. Может быть, лучше использовать и расширять его, чем строить новые центры?

Если грамотно сформулирована тарифная политика, частная медицина будет готова работать в системе обязательного медицинского страхования. И наоборот. Но если не иметь достоверной и полной информации, как можно эффективно использовать имеющиеся ресурсы?

Пациентам и страховым компаниям нужен медицинский комплекс, и им не так важно, чей он — государственный, ведомственный или частный. Надо только, чтобы он за разумные деньги оказывал те услуги, которые нужны людям. Клиника должна жить от пациентского потока: сколько обслужил, столько получи. Не хватает персонала, не смог ты организовать работу, не смог привлечь к себе людей качественными услугами — все, тебе никто ничего не заплатит. Формируется цивилизованная конкурентная среда.

Корр.: И что Вы собираетесь предложить государству?

Ю.Х.: Все очень просто: мы инвестировали в технологию, готовы ее развивать на свои средства — у нас классический инновационный проект. Нам не нужны деньги от государства на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, у нас не «голые идеи». Мы даем готовый продукт и за свои средства под ваши задачи в любую сторону готовы его развить. При этом мы готовы взять на себя часть функций по решению необходимых исполнительной власти задач, за что они должны нам заплатить. Это и есть государственно-частное партнерство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корр.: Кто выступил инвестором данного проекта?

Ю.Х.: Мы инвестировали в проект свои средства. Мы считаем неправильной практику, когда негосударственная фирма-разработчик просит у государства бюджетные средства на НИОКР. Это противоречит мировой практике инновационного предпринимательства.

Корр.: Спасибо, Юрий Сергеевич! Все сказанное Вами произвело сильное впечатление. Проект — социально значимый, ожидаемый, форма его выполнения — это кейс по инновационному предпринимательству. От всей души желаю Вам быть услышанным руководителями наших ЛПУ, быть ими поддержанным, чтобы все пациенты России получили полное представление о всех медицинских услугах, которые доступны им в своем Отечестве.

Актуальные нормативные документы

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ ВНЕСЛО ИЗМЕНЕНИЯ В РАНЕЕ УТВЕРЖДЕННЫЕ ВЕДОМСТВОМ ПРАВИЛА ОМС

VI октября, в «Российской газете» опубликованы комментарии к Приказу Мин-I здравсоцразвития РФ от 9 сентября 2011 г. № 1036н «О внесении изменений в правила обязательного медицинского страхования, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 февраля 2011 г. N 158н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования». Отмечается, что со следующего года в региональные комиссии, разрабатывающие программы по обязательному медицинскому страхованию, будут входить на паритетных началах представители исполнительных органов власти, страховых компаний, а также медицинских организаций, их профессиональных союзов или объединений.

Приказ утверждает положение о комиссии по разработке территориальной программы ОМС, определяет ее состав, в который на паритетных началах должны входить представители региональной власти, территориального фонда ОМС, страховых организаций, медорганизаций и их объединений. Комиссия в частности будет вырабатывать предложения по перечню заболеваний, которые будут лечить в регионе, видам оказываемой медпомощи, порядку и условиям ее предоставления в рамках ОМС, в том числе сроки ее ожидания, распределять объемы предоставления помощи между страховыми медицинскими организациями и медучреждениями.

Это позволит более гибко решать проблемы, связанные, например, с перераспределением объемов работы между страховщиками и между медорганизациями — к кому пойдет больше людей, в пользу тех и будут пересматриваться нормативы. Также эксперты рассчитывают, что теперь в работу комиссий будут постепенно включаться представители не только государственных медучреждений, но и частных.

Еще один крайне важный момент в Приказе — он вносит изменения в порядок финансового взаимодействия между территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями в части конкретизации целевых средств, направляемых на оплату медпомощи, оказанной застрахованным лицам, и собственных средств страховой медицинской организации. Предусмотрена возможность направления в страховые медицинские организации и медицинские организации вознаграждений за выполнение целевых значений доступности и качества медицинской помощи.

Источник: http://www.medvestnik.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.