Научная статья на тему 'Кто он, инженер будущего? (интервью с академиком Ю. В. Гуляевым)'

Кто он, инженер будущего? (интервью с академиком Ю. В. Гуляевым) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кто он, инженер будущего? (интервью с академиком Ю. В. Гуляевым)»

З. САЗОНОВА, профессор Московский автомобильнодорожный институт (ГТУ)

Прогрессивное развитие сферы отечественного образования уже немыслимо без интеграции России в глобальное образовательное пространство. Совместными усилиями уже удалось достичь значительного прогресса в направлении разработки моделей и технологий инновационного обучения студентов инженерного профиля. Существенно хуже обстоит дело с созданием инновационной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей инженерных дисциплин. Между тем потребность в наличии такой системы очень высока.

В течение нескольких десятков лет проблемой непрерывного развития содержания, форм и методов подготовки преподавателей инженерных вузов последовательно и серьезно занимается основанное профессором Адольфом Мелецинеком (Австрия, 1972 г.) Международное Общество по инженерной педагогике (IGIP). В настоящее время президентом IGIP является профессор Федерико Флюкегер (Швейцария).

В период с 27 сентября по 1 октября 2004 года в Швейцарии состоялся организованный Правлением IGIP 33-й ежегодный Международный симпозиум по инженерной педагогике. Для симпозиума был выбран следующий девиз: «Локальные особенности - глобальное знание». На симпозиуме были представлены 33 страны мира. Гостеприимный зал Университета прикладных наук старинного швейцарского города Фри-бурга (Fribourg) собрал вместе посланцев Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Азии, Австралии, Японии, Малайзии. Значительное внимание было уделено новым технологиям в области дистанционного образования и вопросам поддержки исследований в области инженерного образования. Больше всего участников международного форума волновали возможные пер-

Кто он, инженер будущего?

(Интервью с академиком Ю.В. Гуляевым)

спективы, связанные с расширением и активизацией вызванных Болонским движением преобразований в национальных образовательных системах.

Самым активным коллективным участником симпозиума явилась российская делегация, возглавленная президентом Российского мониторингового комитета Ю1Р, ректором МАДИ (ГТУ), чл.-корр. РАН В.М. Приходько. На симпозиуме были представлены три пленарных доклада -один от России и два - от США. Россия продемонстрировала высокий уровень разработки теоретических аспектов инженерной педагогики и значительные достижения в области практических приложений. В работе российской делегации участвовал крупнейший специалист в области профессионального образования, член Международного мониторингового комитета Ю1Р, академик РАО В.М. Жураковский. Сотрудники созданной им в МАДИ (ГТУ) кафедры инженерной педагогики представили результаты выполненной работы в трех докладах. Особый интерес участников симпозиума вызвало выступление профессора Л.Г. Петровой, посвященное анализу итогов международного Темпус-проекта DIERUU. Дело в том, что одна из главных целей проекта - это международная интеграция деятельности преподавателей инженерных дисциплин разных стран в процессе совместной разработки модульного курса «Инженерная педагогика«, предназначенного для подготовки и повышения квалификации преподавателей в современных условиях. Решение проблемы подготовки преподавателей к творческой деятельности в условиях новой парадигмы образования, когда главным становится непрерывный поиск неизвестных ранее путей получения знания, имеет определяющее

значение для достижения целей Болонского процесса.

Бернарду Шоу принадлежат слова: «Единственный путь, ведущий к знаниям, -это деятельность«. Совместная деятельность представителей разных национальных образовательных культур дала возможность получить новое интернациональное знание. В рамках международного проекта DIERUU работали преподаватели университетов Австрии, Германии, Нидерландов, России и Украины. Результат выполнения проекта абсолютно конкретен: разработан и внедрен в университетах-участниках единый в своей основе, но учитывающий особенности национальных систем образования модульный курс по инженерной педагогике. Результаты апробации созданного курса на базе партнерских университетов показали, что его внедрение позволяет добиться качественно нового уровня профессионально-педагогической подготовки преподавателей инженерных дисциплин, что, в свою очередь, является обязательным условием продуктивного развития компетенций субъектов образовательного процесса.

В организации симпозиума IGIP приняли деятельное участие президенты четырех известных организаций, занимающихся проблемами инженерного образования: IGIP, SEFI, ASEE и IEEE. Впервые за время тридцатилетней, во многом «параллельной» работы Международного общества по инженерной педагогике IGIP и Европейского общества по инженерному образованию SEFI удалось с полной ясностью определить главные направления деятельности каждой из организаций и в силу этого устранить непродуктивное дублирование исследований, концентрируя усилия на взаимодополняющих аспектах научных разработок.

Приоритет IGIP - профессиональная и психолого-педагогическая подготовка преподавателей технических дисциплин, а основной объект интересов SEFI - это развитие образовательных учреждений в системе высшего технического образования. Эта дифференциация не означает, что в рамках обеих организаций не будут выполняться исследования, связанные с тематикой организации-партнера. Да это и невозможно, поскольку сам объект исследований - целостная образовательная система - является сложной системой составляющих ее «нелинейно» взаимодействующих между собой подсистем. Обе организации занимаются решением общей теоретической проблемы - изучением законов развития систем инженерного образования и их использованием для решения различных, но взаимосвязанных прикладных проблем в области современного высшего технического образования.

Из ярких выступлений президента IGIP Федерико Флюкегера и президента SEFI доктора Альфредо Соейро (Dr. Alfredo Soeiro, Italy) следовало, что уважаемые организации прогнозируют повышение качества деятельности входящих в них коллективов за счет двух взаимодополняющих процессов: четко определенной дифференциации тематики главных научных интересов и интеграции полученных результатов с целью достижения общей глобальной цели

- прогресса в сфере европейского инженерного образования.

Показательно, что президент ASEE -американского общества по инженерному образованию («The American Society for Engineering Education») - профессор Шер-ра Кернз (Sherra Kerns) за время работы симпозиума выступала несколько раз. Организация ASEE существует более века. Она была основана в 1893 году и в настоящее время объединяет 12 тысяч участников, среди которых граждане США и других стран. Визит президента известного во всем мире Общества и ее активное участие в работе симпозиума IGIP красноречиво свидетельствует о серьезном интересе США к тем процессам, которые происходят в европейском образовании.

Помимо этого, дваиз трех пленарных доклада были представлены от Соединенных Штатов Америки. Профессор Норманн Фон-тенберри информировал участников пленарного заседания о некоторых аспектах системы поддержки инженерного образования, разрабатываемой в рамках специально созданного в США Центра развития (CASEE). В докладе профессора Владимира Ускова была представлена авторская концепция развития дистанционного обучения и продемонстрирована актуальная для дистанционного применения конкретная разработка автора, выполненная с использованием новейших информационных технологий. Профессор Владимир Усков, окончивший Московский авиационный институт, уже много лет успешно трудится в Университете Бредли, создавая талантливые разработки для использования в американском университете. Мы тоже можем воспользоваться преимуществами предлагаемой им системы организации интерактивного дистанционного образования. Было бы очень привлекательно уже сегодня внедрить разработку выпускника российского вуза в систему отечественной дистанционной подготовки и переподготовки преподавателей технических дисциплин. Однако... Рыночная стоимость показанной во Фрибурге новейшей информационно-обучающей системы не позволяет мечтать отечественным университетам о ее закупке.

Спокойный и прекрасный Фрибург -центр швейцарской телекоммуникационной и электронной промышленности - заставил сжаться сердце от воспоминаний о подмосковном Зеленограде - еще совсем недавно быстро развивающемся центре российской микроэлектроники. Разрабатываемые и изготавливаемые в Зеленограде микроэлектронные схемы позволяли создавать на их основе многие современные для 70-80-х годов электронные приборы. В центр отечественной микроэлектроники поступали значительные заработанные средства, что позволяло развиваться науке, производству и социальной сфере молодого города-спутника. Возможно ли воскрешение зеленоградского производства на современном наноуровне? Готовы ли наши ученые и инженеры к созданию таких электронных схем, в которых размеры отдельных элементов не намного превышают размеры отдельных атомов?

Уровень развития наукоемких технологий является информационной характеристикой экономического состояния и научно-производственного потенциала страны. В настоящее время приоритет в этом направлении, без сомнения, принадлежит США, однако занять передовые позиции стремятся также Япония, некоторые страны Европы и стремительно развивающиеся Китай и Индия. Россия в области технологий в целом и наукоемких технологий в частности в числе лидеров не находится. Есть ли у России шансы в обозримые сроки выйти на мировой уровень не только в «традиционно нашей» области - теории, но и в сфере нанотехнологий, биотехнологий и других наукоемких и интеллектоемких технологий, определяющих сегодняшний и завтрашний уровень и потенциал развития промышленности и экономики страны? Ведь завтра начинается уже сегодня...

Есть такая русская пословица: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Велика народная мудрость! Может быть, следует задуматься?

Этот и многие другие важнейшие для оте-

чественного инженерного образования, науки и технологий вопросы мы обсудили с крупнейшим российским специалистом в области радиофизики, радиотехники, электроники и информатики директором ИРЭ РАН, действительным членом Российской Академии наук ЮРИЕМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ГУЛЯЕВЫМ.

Встреча состоялась в самом доро-

гом для Юрия Васильевича месте — в Институте радиотехники и электроники Российской Академии наук. Вся научная жизнь Юрия Васильевича (с 1955 года!) связана с этим замечательным институтом. С 1987 года академик РАН Ю.В. Гуляев — директор этого института.

- Юрий Васильевич, Вы не только объездили весь мир, Вы активно сотрудничали и сотрудничаете с университетами и научными организациями практически всех развитых и многих активно развивающихся стран. Вы имеете максимально полную информацию об уровне и качестве зарубежного инженерного образования, а также о наличии, состоянии и географии высоких технологий. Сравните, пожалуйста, российское инженерное образование и соответствующее образование в развитых странах. Каковы наши позиции?

- Могу с полной ответственностью утверждать, что наше отечественное естественнонаучное и инженерное образование не уступает, а во многом и превосходит зарубежное. Российское инженерное образование имеет мощное основание - всемирно известную отечественную научно-техническую школу. Качество нашего инженерного образования высоко ценится за рубежом. Многие западные и азиатские университеты в качестве своего ориентира выбрали российскую модель подготовки инженеров.

Фундаментальная основа является системообразующим фактором отечественного научно-технического образования. Остальные составляющие системы, однако, также важны для обеспечения ее целостности. Одна из важнейших функций образования - отвечать социальным запросам общества, но сами эти запросы зависят от экономической, политической и культурной ситуации в стране. В условиях советской России содержание социального заказа по многим параметрам принципиально отличалось от системы тех требований, которыми руководствовались наши западные коллеги - преподавательские коллективы зарубежных университетов. Естественно, что и у самих преподавателей, и у выпускников наших вузов - прекрасных специалистов в своей профессиональной области - в большинстве случаев отсутствовали элементарная экономическая грамотность, навыки в сфере предпринимательства и многие другие качества, имеющие первостепенное значение в условиях рыночной экономики. В тот момент, когда изоляция России от несоциалистического внешнего мира была ликвидирована, экономика великой страны, не готовой к нормальному функционированию в условиях рынка, оказалась в состоянии шока, после которого она до сих пор не пришла в себя.

Это автоматически сказалось на образовании, спровоцировав глубокий кризис. Наши вузы и в условиях кризиса 90-х годов по-прежнему обеспечивали качественную профессиональную подготовку выпускников, которые зачастую не могли реализовать себя в неожиданно новых условиях. Трудно было даже

просто понять: каких качеств им не хватает для достижения успеха в жизни? Потребовалось много времени для того, чтобы это стало ясным. Однако потребуется гораздо больше времени и усилий для того, чтобы перестроить экономическую и финансовую инфраструктуру отечественного образования с учетом реальных условий жизни открытого общества, развивающегося в условиях рынка, не повредив ее основу основ - системность фундаментальной научно-технической подготовки инженера.

- Юрий Васильевич, ни для кого не секрет, что в настоящее время Россия существенно отстает от развитых стран в области высоких технологий. В чем, по Вашему мнению, кроется главная причина нашего отставания, и видите ли Вы выход из кризисной ситуации?

- Не буду говорить о высоких технологиях вообще, отвечу на заданный вопрос, рассматривая близкую мне область современной научной и инженерной деятельности - микроэлектронику. В 90-е годы будущее отечественной электроники и судьба уникального в области микроэлектроники научно-производственного зеленоградского комплекса (в него входили две крупнейшие фирмы) зависела от того, кто именно возглавит это важное для экономики в целом и конкретно для обороноспособности страны направление. Не все еще было потеряно. Существует конкретный пример выхода Японии из тяжелейшего послевоенного экономического кризиса за счет проведения мудрой инвестиционной политики. Мы же сегодня имеем то, что имеем.

- Можно ли реанимировать электронную промышленность России? По силам ли Зеленограду освоить современные нанотехнологии?

- Сейчас - уже нет, это невозможно. Реальность такова, что даже изготовление современных электронных игрушек требует наличия 0,25-микронных технологий. Для того чтобы достичь такого уровня в условиях Зеленограда, необходимы инвестиции порядка одного миллиарда долларов, а переход к освоению 0,1-микронного диапазона требует затрат уже в 2,5 млрд. долларов. Это нереальные для сегодняшней России суммы.

- Можно ли расценивать Ваши слова как утверждение о том, что мы отстали навсегда в одном из стратегически важных направлений наукоемкого производства?

- Не буду утверждать, что навсегда, но в ближайшем будущем у нас не будет производства, основанного на применении нанотехнологий. У меня это не вызывает сомнений. Однако, как говорил Карел Чапек, «выход из затруднительного положения бывает там, где был вход». Умное ли дело - пытаться догонять? Мы по натуре - лидеры, и нам нужно не догонять, а - обгонять: мы вполне способны справиться с этой задачей. Главное - не разбрасываться, а сконцентрировать свои творческие силы на генеральном направлении, развитие которого позволит стать основным производителем и поставщиком интеллектуальных продуктов, готовых к их материальному воплощению. Российская наука и инженерия сильны, потому и славятся своими идеями и теоретическими разработками. Вы были правы, когда вспомнили пословицу: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».

Вы обратите внимание на то, что Америка, да и другие страны, владеющие нанотехнологиями, «выносят» производство за пределы границ своих стран, располагая его в странах с дешевой рабочей силой. Например, на Тайване есть фирмы, которые реализовали производство интегральных схем в 0,07-микронной области. Я был на таком производстве, имеющем очень высокий выход продукции. Там работают исключительно молодые девушки в идеально стерильных халатах. Они трижды проходят санитарную обработку перед тем, как попасть в цех. В течение четырехчасового рабочего дня девушки безотлучно находятся на своих рабочих местах. Все предусмотрено для того, чтобы они имели возможность не отлучаться ни на минуту. От обслуживающего персонала требуется предельное внимание и умение долгое время находиться в состоянии сосредоточенности. Такой рабочий режим и физически, и психологически далеко не прост. В развитых странах мира такой труд требовал бы адекватно высокой оплаты.

Жизнь показала, что экономически выгоднее заниматься проектированием, а не мате-

риальным производством. Основные доходы от реализации конечной наукоемкой продукции получает разработчик. Самая мощная держава - та страна, которая, владея интеллектуальным богатством, непрерывно его приумножает.

- Юрий Васильевич, как Вы относитесь к идее развития элитного образования? Помните, в семидесятые годы ХХ века среди физиков и лириков были очень популярны литературные сборники «Физики шутят». Один из сформулированных там законов гласит: «Двадцать процентов всего населения планеты выпивают восемьдесят процентов всего производимого пива». Примерно такая же пропорция характерна и для сферы научного творчества. Нужно ли в этом случае вхолостую растрачивать колоссальные средства в сфере образования, обучая разных по возможностям студентов по одним и тем же программам?

- Вопрос о существе элитного образования является дискуссионным. Без сомнения, для талантливых и целеустремленных молодых людей очень важно иметь возможность получить самое серьезное образование. Это является необходимым условием и для самореализации юных дарований, и для усиления интеллектуального потенциала страны. Однако искусственное формирование в большом числе отечественных университетов учебных групп, предназначенных для «элиты», - это неверный шаг. В России есть много элитных технических университетов. Я назову лишь некоторые из них. Это МФТИ, МИФИ, МАИ, МГТУ им. Баумана, Саратовский государственный технологический университет, Томский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и другие. Им никто не присваивал звания «элитный», но они являются таковыми по существу, ибо основой их плодотворной работы являются научные школы (мирового масштаба), на базе которых они были созданы и развиваются. У этих всемирно известных учебных заведений имеется объективно высокий научный и образовательный имидж, поэтому самые талантливые школьники поступают именно в них. Изначально серьезная подготовка и стремление первокурсников этих вузов к творческой деятельности автоматически дают возможность очень высоко поднять уровень и преподавания, и требований, то есть, по существу, превратить обучение в процесс активного сотворчества.

С другой стороны, и в нашей большой стране, и за рубежом есть одаренные молодые люди, которые по разным причинам заканчивали высшие учебные заведения, не относящиеся к числу «элитных». Однако, благодаря своим личным качествам, они стали по-настоящему элитными специалистами в лучшем смысле этого слова.

Резюмируя, хочу подчеркнуть, что высококлассное образование неразрывно связано с большой наукой и, конечно, с производством, необходимым для удовлетворения социальных запросов. Не всегда стратегически необходима и экономически выгодна организация широкомасштабного производства на «своей территории», однако инженер-исследователь, занимающийся прикладными разработками, должен хорошо разбираться в вопросах организации производства, понимать его сегодняшние возможности и уметь спрогнозировать и разработать завтрашние. Такая деятельность по плечу только такому инженеру, для которого неразрывная триада «наука-образование-производство» является основой его творчества.

- Юрий Васильевич, Вы - человек-универсал, одновременно творчески работающий в фундаментальной и прикладной науке, в сфере «элитного» технического образования и в области высокоинтеллектуальной инженерии. Вы президент Международного союза научных и инженерных обществ стран СНГ, президент Российского союза научных и инженерных обществ (СНИО РФ). Расскажите, пожалуйста, о содержании и целях работы обоих союзов.

- Наш непосредственный предшественник - независимая массовая общественная творческая организация «Союз научно-технических обществ СССР» - была создана в 1988 году. Однако фактически мы ведем свою родословную от Русского технического общества (РТО), организованного в 1866 году группой профессоров и инженеров Петербурга с целью уско-

рения развития науки, техники и промышленности России, приближения ее экономического потенциала к уровню развитых стран Европы. С тех давних пор деятельность общества направляется этими высокими патриотическими идеалами. Конкретная деятельность СНИО РФ и СНИО СНГ является весьма разносторонней. Мы занимаемся вопросами поддержки творческой деятельности инженеров, проводим очень важный ежегодный конкурс «Инженер года», победители которого одновременно получают статус «Инженер России» и «Европейский инженер». Их имена записываются в специальные Реестры инженеров самой высокой квалификации, что дает им возможность получать заказы на выполнение престижных и высокооплачиваемых инженерных работ. Проведение этих конкурсов имеет большое значение для привлечения талантливой молодежи к инженерной деятельности. Кроме того, международная сертификация инженеров помогает решению проблемы обеспечения мобильности российских специалистов высокого класса и привлечению их к выполнению международных проектов. Эти обстоятельства активизируют наше взаимодействие с Европейской федерацией национальных ассоциаций инженеров (FEANI), членом которой мы являемся. Представляя интересы двух миллионов инженеров Европы, FEANI объединяет 27 европейских стран и 80 национальных инженерных обществ, имеет консультативный статус в ЮНЕСКО, в Организации по промышленному развитию ООН и в Совете Европы. Федерация осуществляет мониторинг в изменениях характера и содержания деятельности инженера, осуществляет прогностику будущих изменений и мобильно корректирует требования, предъявляемые к современному инженеру. СНИО РФ принимает активное участие в планировании всех происходящих трансформаций. Партнером FEANI является основанная при поддержке ЮНЕСКО Всемирная Ассоциация инженерных организаций (World Federation of Engineering Organization, WFEO). Как неправительственная международная организация, WFEO объединяет инженерные организации восьмидесяти стран мира и представляет интересы почти восьми миллионов инженеров, проживающих и работающих в разных странах мира. СНИО РФ является национальным членом WFEO от России. Президентом этой самой многочисленной инженерной ассоциации является профессор Dato Lee Cheong (Малайзия), а вице-президентом - ваш покорный слуга. Международная деятельность СНИО РФ является очень важной для формирования соответствующих международным стандартам требований к российским инженерам, что обеспечивает конкурентоспособность наших инженеров на общеевропейском рынке труда. Я уже отметил в нашей сегодняшней беседе, что в настоящее время гораздо выше ценится проектирование сложных технических систем и технологий, нежели их материальное воплощение (хотя это тоже необходимо!). Современный инженер самого высокого класса имеет мощную фундаментальную подготовку, виртуозно владеет методологией инженерного творчества и современными информационными средствами. Он способен представить в виртуальном виде готовую для изготовления техническую систему или технологию в законченной, во всех деталях проработанной форме. С гордостью хочу сказать, что у нас в России есть специалисты такого класса, есть инженеры, которые выполняют такого рода проекты и создают технический дизайн гораздо лучше, чем их европейские сертифицированные коллеги. Интересная и радующая инновация: в России открываются частные научно-технические фирмы, занимающиеся разработками мирового уровня. Могу назвать две столичные фирмы, которые в сфере проектирования и технического дизайна находятся в числе лучших не только в Европе, но и в мире. С большим уважением называю имена научных руководителей этих фирм: профессор В.Г. Не-мудров (фирма «Прогресс») и кандидат физико-математических наук Ю.И. Борисов (фирма «Модуль»). Кстати, учитывая, что место Вашей работы - Московский автомобильнодорожный институт, хочу сообщить интересный для «мадийцев» факт. Юрий Иванович Борисов по заказу концерна «Мерседес» выполняет дизайн для самых последних моделей одноименной марки автомобилей.

- Какое влияние оказывает СНИО РФ на развитие отечественного технического образования? Какие связи существуют между ними?

- Между системой российского инженерного образования и СНИО РФ существуют

непрерывно развивающиеся деловые контакты. Во-первых, должен заметить, что я сам имею прямое отношение к системе высшего технического образования. В течение многих лет я заведую кафедрой твердотельной электроники и радиофизики в МФТИ. Вице-президент СНИО РФ, действительный член РАО, профессор В.М. Жураковский заведует кафедрой инженерной педагогики в МАДИ (ГТУ). Членами СНИО РФ являются ректоры МАДИ, МГТУ им. Баумана, МАИ и многих других отечественных технических вузов. Вы знаете, что многие из руководителей технических университетов являются членами-корреспондентами и действительными членами Академии наук РФ и Академии образования РФ. Принимаемые нами решения вырабатываются с учетом неразрывности треугольника «наука - техника -производство». СНИО РФ занимается издательской деятельностью, а также и непосредственно преподаванием, осуществляя повышение квалификации и переподготовку инженеров. В учебном процессе используются как материалы, публикуемые нами в журнале «Инженер», так и необходимая будущим инженерам справочная информация, содержащаяся в изданной нами многотомной «Международной инженерной энциклопедии».

- Юрий Васильевич, как Вы относитесь к активно развивающемуся в России процессу изменения формата требований ГОСТов от квалификационного - к компетент-ностному?

- Если понимать под компетентностями владение теми творческими инструментами, о которых я уже говорил, обсуждая облик современного инженера, то я - за!

- Юрий Васильевич, как Вы считаете, насколько актуальна проблема психологопедагогической подготовки преподавателей инженерных вузов?

- Считаю, что постановка вопроса очень своевременна. Преподавателей, конечно же, надо учить в соответствии с новейшими достижениями психологии, педагогики и, конечно, информационных технологий. Я всецело поддерживаю развитие чрезвычайно важного, возглавляемого вашим ректором В.М. Приходько направления в педагогике высшей технической школы - инженерной педагогики. Полагаю также, что разработка инновационных педагогических технологий в инженерном образовании имеет особую важность в условиях переживаемого нами периода становления единого европейского образовательного пространства.

Незаметно пролетели полтора часа насыщенной беседы с Юрием Васильевичем Гуляевым - известным во всем мире ученым, организатором, педагогом и инженером. Из окон кабинета Юрия Васильевича виден Кремль - сердце нашей Родины. Юрию Васильевичу непрерывно звонят, он отвечает и по-русски, и по-английски. Он всем нужен - этот удивительно талантливый и жизнелюбивый человек. Он патриот и оптимист, и я вместе с ним хочу верить в могучую созидательную силу нашего народа и радостно улыбаюсь: «we can win».

Следующий 34-й Международный симпозиум по инженерной педагогике Ю1Р состоится в сентябре 2005 года в Стамбуле (Турция). Президент Российского мониторингового комитета по инженерной педагогике В.М. Приходько выступил с инициативой о проведении Симпозиума 2008 года в Москве на базе МАДИ (ГТУ). Есть все основания надеяться, что Правление Ю1Р примет это предложение, и наш университет ровно через 10 лет после Симпозиума 1998 года вновь будет принимать у себя гостей из многих стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.