Научная статья на тему 'Международное общество по инженерной педагогике'

Международное общество по инженерной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелецинек А., Приходько В., Жураковский В., Федоров И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное общество по инженерной педагогике»

ния и оценка эффективности использования ресурсов;

• информационно-аналитическая поддержка принятия решений в части рационального использования ресурсов.

A. МЕЛЕЦИНЕК, Почетный Президент IGIP (Австрия)

B. ПРИХОДЬКО, чл.-корр. РАН, ректор В. ЖУРАКОВСКИЙ, чл.-корр. РАО, профессор

И. ФЕДОРОВ, профессор Московский автодорожный институт

Internationale Gesellschaft fur Ingenieur-padagogik (IGIP) / International Society for Engineering Education - одна из авторитетных международных организаций в сфере высшего технического образования. Основанное в 1972 году в г. Кла-генфурт (Австрия), оно объединяет через национальные мониторинговые комитеты научно-педагогическую общественность инженерных вузов многих стран мира. Инициатором создания IGIP и его бессменным Президентом в 1972-2002 гг. был профессор Кла-генфуртского университета Адольф Мелецинек.

С января 2003 года Президентом IGIP избран профессор Федерико Флюкигер (Швейцария).

Штаб квартира IGIP:

President of IGIP Federico Flueckiger. University of Applied Sciences ofSouthern Switzerland,

Galleria 2, Via Cantonale,

CH-6928 Manno, Switzerland

Tel: +41 91 610 85 80

Fax: +41 91 610 85 81

E-Mail: federico.flueckiger@dir.supsi.ru

URL: http://www.supsi.ch/

Важнейшая составляющая деятельности IGIP - организация и проведе-

Поэтапная реализация задач, решаемых корпоративной информационно-аналитической системой поддержки управленческих решений, уже начата.

Международное общество по инженерной педагогике

ние ежегодных международных симпозиумов по инженерной педагогике. Организационный состоялся в Клаген-фурте в мае 1972 года, на нем присутствовали делегаты из пяти стран. Второй симпозиум (1973, Клагенфурт) собрал докладчиков уже из девяти стран. Последующие симпозиумы проходили в городах: Зальцбург (1974), Клагенфурт (1975), Граац (1976), Турин (1977), Клагенфурт (1978), Цюрих (1979), Вена (1980), Клагенфурт (1981), Ульм (1982), Виллах (1983), Берлин (1984), Будапешт (1985), Клагенфурт (1986), Портороц (1987), Базель (1988), Мюнхен (1989), Вена+Будапешт (1990), Дрезден (1991), Клагенфурт (1992), Эсслинген (1993), Прага (1994), Вольфсбург (1995), Вена+Будапешт (1996), Клагенфурт(1997), Москва (1998), Стамбул (1999), Биль (2000), Клагенфурт (2001), Санкт-Петербург (2002), Карлсруэ (2003). Очередной симпозиум запланировано провести в сентябре 2004 года в Швейцарии. По итогам встреч «инженеров-пе-дагогов» регулярно публикуются сборники трудов, общее количество которых составляет более 50 томов.

Программа симпозиума традиционно включает следующие направления:

1. Новое в теории, методике, техно-

логиях и практике инженерного образования.

2. Человек и техника.

3. Гуманитарная подготовка инженеров.

4. Работа с проектами.

5. Высокие технологии в инженерном образовании.

6. Естественные науки в подготовке инженеров.

7. Профессиональное инженерное образование и предпринимательская деятельность.

8. Непрерывное последипломное образование инженеров.

9. Подготовка преподавателей технических вузов.

10.Женщины в технических профессиях.

11.Использование информационно-телекоммуникационных технологий в инженерном образовании.

12.Разработка учебных планов и образовательных программ.

Высшая техническая школа России представлена в 101Р с сентября 1995 года, когда был создан Российский мониторинговый комитет (РМК) как отделение Международного общества по инженерной педагогике в Российской Федерации.

Подтверждением авторитета российской высшей технической школы в мире явилось проведение в г. Москве на базе МАДИ (ГТУ) XXVII Международного симпозиума Ю1Р «Инженерная педагогика - 98», в котором приняли участие 107 ведущих преподавателей технических вузов из 22 стран мира. Нашу страну представляли более 300 преподавателей из 54 технических вузов. XXXI Международный симпозиум по инженерной педагогике также прошел у нас (16-19 сентября 2002 г.) - в Санкт-Петербургском горном институте (государственном техническом университете), собрав более 300 российских преподавателей и око-

ло 120 их зарубежных коллег из 20 стран мира.

Усилиями Ю1Р сформулированы общие принципы и философия развития инженерного образования, разработан и принят специальный документ

- регистр «ING-PAED Ю1Р» (Европейский преподаватель инженерного вуза), в котором определены квалификационные требования к преподавателям высшей технической школы.

Цели Регистра

• Регистр гарантирует компетентность преподавателя инженерного вуза и должен обеспечить его свободную профессиональную деятельность как внутри страны, так и за рубежом.

• Для потенциального работодателя Регистр обеспечивает подробную информацию об образовании и профессиональном опыте включенного в Регистр лица.

• Регистр гарантирует постоянное повышение квалификации включаемых в него преподавателей путем контроля и перепроверки квалификационного профиля, теоретически и практически обоснованного и согласованного на международном уровне.

• Включение в Регистр, связанное с получением звания «ING-PAED ЮШ», повышает ответственность преподавателя инженерного вуза и поднимает его престиж в обществе.

Как известно, основным условием успешной работы преподавателя инженерных дисциплин являются хорошие научно-технические, инженерно-практические и психолого-педагогические знания. Чтобы получить звание «Европейский преподаватель инженерного вуза», претенденту необходимо иметь базовое высшее техническое образование, опыт практической инженерной работы, а также, как минимум, стаж педагогической работы в качестве преподавателя инженерных дисциплин (не менее года).

Претендент на звание «Европейский преподаватель инженерного вуза» должен также пройти специальную подготовку или повышение квалификации в объеме не менее 204 часов в одном из аккредитованных при Ю!Р центров инженерной педагогики.

Если квалификация заявителя соответствует требованиям БЕАШ (Феде-

дента. В настоящее время в состав Правления входят:

• Федерико Флюкигер (Швейцария) - Президент,

• Адольф Мелецинек (Австрия) -Почетный президент,

• Круно Хернаут (Германия),

• Харальд Хофшнедер (Австрия),

• Гудрун Камаш (Германия),

Т аблица

Структура примерного учебного плана для центров инженерной педагогики, разработанная Международным обществом по инженерной педагогике (ЮІР)

№ п/п Наименование дисциплины Кол-во часов

1 Инженерная педагогика 36

2 Инженерно-педагогическая практика 36

3 Технология преподавания 12

4 Лабораторная дидактика 12

5 Стилистика 16

6 Риторика 12

7 Коммуникативность и ведение дискуссий 32

8 Основы психологии 16

9 Основы социологии 8

10 Биологические основы развития человека 8

11 Другие предметы (право, менеджмент и т.д.) 16

Общий объем 204

рация европейских ассоциаций инженерных кадров), то он может одновременно получить звание «EUR-ING» «Европейский инженер» и быть включенным в регистры обеих организаций. Таким образом, достигается взаимосогласованность регистров Ю!Р и БЕАШ.

Организационная структура ГС№

Высшим органом Международного общества по инженерной педагогике является ежегодное Общее собрание его членов. Один раз в четыре года члены Общего собрания прямым голосованием избирают Правление и Прези-

• Вячеслав Приходько (Россия),

• Лоренцо Кантони (Швейцария).

Для осуществления поставленных задач Правление Ю!Р утверждает международный комитет экспертов - Международный мониторинговый комитет (ММК ГСШ), а также группы экспертов в отдельных странах - национальные мониторинговые комитеты (НМК IGIP).

В настоящее время интересы России в Международном мониторинговом комитете представляет профес-

сор В.М. Жураковский.

В сферу компетенции ММК входит:

НМК Ю!Р

Рис. Организационная структура КІР

• Ответственность за соблюдение международного уровня квалификационного профиля «Европейский преподаватель инженерного вуза» (ING-PAED ЮШ) - как в целом за качество базовых стандартов, так и за каждый конкретный случай индивидуальной регистрации и присуж0дения звания.

• Ведение Регистра и регу-

лярная отчетность перед Правлением ЮШ о наличном его состоянии.

• Присуждение звания ING-PAED Ю№.

• Принятие решений по заявкам национальных мониторинговых комитетов о признании соответствия требованиям и критериям ЮШ учреждений, которые обеспечивают квалификацию ING-PAED Ю№; составление списка и наблюдение за каждым таким учреждением и реализуемыми им образовательными курсами (IGIP-INDEX).

• Консультирование национальных мониторинговых комитетов и их поддержка путем обеспечения необходимыми информационными материалами.

В настоящее время национальные мониторинговые комитеты Ю!Р сформированы в девятнадцати европейских странах (Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Испания, Кипр, Нидерланды, Польша, Россия, Румыния, Словацкая республика, Словения, Турция, Украина, Чешская рес-

публика, Швейцария, Швеция и Эстония).

Задачи НМК ГС№

• Формирование национальной политики и путей ее реализации в области инженерно-педагогического образования преподавателей технических вузов.

• Работа с техническими вузами и учреждениями повышения квалификации, деятельность которых отвечает утвержденным требованиям и критериям ING-PAED Ю№. Ходатайство об аккредитации этих учреждений перед Правлением Ю!Р.

• Базовая деятельность в соответствующей стране: информирование общественности об Ю!Р, звании «Европейский преподаватель инженерного вуза», обеспечение методическими и другими материалами.

• Прием и первичное рассмотрение индивидуальных заявок на включение претендентов в Регистр ING-PAED Ю!Р, дальнейшее направление заявок в ММК IGIP. Ведение реестра преподавателей, получивших звание «Европейский преподаватель инженерного вуза».

• Координация заявок на получение званий Европейского преподавателя инженерного вуза (ING-PAED IGIP) и Европейского инженера (EUR-ING).

В состав Российского мониторингового комитета (РМКІОІР) входят десять человек.

• Президент РМК

Член-корр. РАН, профессор, д.т.н.

Приходько Вячеслав Михайлович -ректор Московского автомобильнодорожного института (государственного технического университета) -МАДИ (ГТУ).

• Генеральный секретарь РМК

Профессор, к.т.н. Борисевич Владимир Борисович - декан конструкторско-механического факультета МАДИ (ГТУ).

• Члены мониторингового комитета

Член-корр. РАН, профессор, д.т.н.

Федоров Игорь Борисович - ректор Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана. Президент Ассоциации технических университетов России. Председатель Совета ректоров Центрального Федерального округа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Профессор, д.т.н. Романов Виктор Егорович - ректор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Председатель Совета ректоров г. Санкт- Петербурга.

• Профессор, д.т.н. Турмов Геннадий Петрович - ректор Дальневосточного государственного технического университета.

• Профессор, д.т.н. Мищенко Сергей Владимирович - ректор Тамбовского государственного технического университета.

• Профессор, д.т.н. Бартоломей Адольф Александрович - профессор Пермского государственного технического университета.

• Профессор, д.т.н. Таранушич Виталий Андреевич - профессор Южно-Российского государственного технического университета (г. Новочеркасск.)

• Профессор, д.т.н. Иванов Васи-

лий Григорьевич - первый проректор Казанского государственного технологического университета.

• Доцент, к.т.н. Медведев Валентин Ефимович - руководитель экспериментального центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей, заведующий кафедрой инженерной педагогики МГТУ им.

Н.Э. Баумана.

Российский мониторинговый комитет постоянно расширяет и углубляет взаимодействие с ЮШ, активно предлагает новые формы сотрудничества. Одной из таких форм стало регулярное проведение международных семинаров по инженерной педагогике на базе ведущих технических вузов России. В настоящее время рассматривается вопрос о проведении Международного симпозиума 2006 или 2007 года в г. Москве на базе МАДИ (ГТУ). Таким образом, деятельность РМК во многом способствует дальнейшей интеграции ВТШ России в единое Европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса.

За последние годы, наряду с традиционными факультетами повышения квалификации преподавателей, по инициативе Министерства образования РФ и Российского мониторингового комитета ЮШ в ряде технических вузов страны были созданы принципиально новые центры подготовки и повышения квалификации преподавателей - центры инженерной педагогики, решающие задачу научно спланированной и методически обоснованной для каждой категории слушателей (аспирантов, начинающих преподавателей и преподавателей со стажем работы более 5 лет) психолого-педагогической подготовки. Координируемая Минобразованием РФ и РМК деятельность центров инженерной педагогики позволила возродить утраченные в начале 90-х годов XX века традиции и

практику организационной работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации преподавателей технических вузов, причем на качественно иной, соответствующей международным требованиям основе, обеспечивающей:

• эффективное развитие уровня педагогических знаний и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава инженерных вузов;

• сохранение лучших черт и традиций отечественной школы, повышения квалификации преподавателей вузов;

• соответствие содержания подготовки и требований к преподавателям инженерных вузов России общепризнанным в мировом сообществе критериям и нормам.

Совместная работа Минобразования РФ, PMK IGIP и ряда технических вузов получила международное признание. К настоящему времени девять центров инженерной педагогики получили официальную аккредитацию.

В период с 1997 по 2003 годы по представлению Российского мониторингового комитета более 180 преподавателей инженерных вузов России включены в Регистр «ING-PAED IGIP» и получили звание «Европейский преподаватель инженерного вуза» и соответствующие дипломы.

Аккредитация центров инженерной педагогики в IGIP

IGIP создало каталог учебных заведений и курсов (IGIP INDEX), в которых номенклатура преподаваемых дисциплин отвечает его требованиям. Для того чтобы учебное заведение было включено в Реестр, читаемые в них курсы должны соответствовать инженерно-педагогической модели и учебному плану (минимум 204 часа). Кроме того, базовые курсы должны читаться высококвалифицированными лекторами-

специалистами, имеющими звание «Европейский преподаватель инженерного вуза». В центре должно работать не менее 4-х преподавателей, имеющих это звание.

Из тридцати аккредитованных при ЮШ центров подготовки преподавателей технических вузов девять расположены на территории России:

1. Центр инженерной педагогики при Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана. Директор - Медведев Валентин Ефимович. Тел: (095) 263-66-37; Факс: (095) 267-98-93

2. Центр инженерной педагогики при Московском государственном агротехническом университете им. В.П. Горячкина (МГАУ). Директор - Куб-рушко Петр Федорович. Тел: (095) 97605-94; Факс: (095) 976-15-43

3. Центр инженерной педагогики при Казанском государственном технологическом университете. Директор -Кирсанов Анатолий Александрович. Тел: (8432) 38-75-42; Факс: (8432) 38-26-37

4. Центр инженерной педагогики при Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете). Директор

- Шкицкий Юрий Петрович. Тел: (095) 155-01-84; Факс: (095) 151-67-59.

5. Центр инженерной педагогики при Дальневосточном государственном техническом университете. Директор - Турмов Геннадий Петрович. Тел: (4232) 26-51-18; (4232) 26-57-63; Факс: (4232) 26-69-88

6. Центр инженерной педагогики при Пермском государственном университете. Директор - Тиунов Василий Васильевич. Тел: (3422) 19-81-56; Факс: (3422) 19-80-67

7. Центр инженерной педагогики при Санкт-Петербургском университете технологии и дизайна. Директор

- Романов Виктор Егорович. Тел. (082) 315-75-25; Факс: (812) 315-13-51

8. Центр инженерной педагогики при Тамбовском государственном университете. Директор - Мищенко Сергей Владимирович (0752) 72-10-19; Факс: (0752) 47- 13-13

9. Институт инженерной педагогики при Томском политехническом университете. Директор - Минин Михаил Григорьевич. Тел. (3822) 41-03-02; Факс: (3822) 41-56-93

В российских центрах инженерной педагогики реализуются трехуровневые программы обучения, а именно:

• профессионально-педагогическая подготовка магистров, аспирантов и молодых преподавателей (педагогический стаж до 5 лет), завершающаяся присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»;

• повышение педагогической квалификации преподавателей, имеющих педагогических стаж более 5 лет, завершающееся получением соответствующего свидетельства или удостоверения;

• повышение педагогической квалификации преподавателей, имеющих ученую степень, ученое звание и зна-

чительные достижения в сфере высшего технического образования и претендующих на присвоение звания «Европейский преподаватель инженерного вуза».

Образовательно-профессиональные программы и учебные планы центров инженерной педагогики, на основе которых ежегодно осуществляется обучение более 1500 слушателей, разработаны таким образом, что обеспечивают формирование и развитие пси-холого-педагогической, коммуникативной, правовой, управленческой и социально-экономической компетентности, а также общей и профессиональной культуры преподавателей технических вузов. Активная педагогическая практика позволяет слушателям органически и оперативно включать полученные знания, умения и навыки в учебный процесс. Этим достигается единство и взаимосвязь научно-предметной и психолого-педагогической компонент в подготовке или повышении квалификации преподавателей технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.