Научная статья на тему 'Тамбовский государственный технический университет получает право на подготовку Европейского преподавателя инженерного вуза (ing-paed-igip)'

Тамбовский государственный технический университет получает право на подготовку Европейского преподавателя инженерного вуза (ing-paed-igip) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тамбовский государственный технический университет получает право на подготовку Европейского преподавателя инженерного вуза (ing-paed-igip)»

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОЛУЧАЕТ ПРАВО НА ПОДГОТОВКУ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА (ШС-РАЕБ-Ш1Р)

Международное общество по инженерной переподготовке (Ю1Р) присудило право подготовки европейских педагогов инженерных вузов Тамбовскому государственному техническому университету и Центру переподготовки и повышения квалификации преподавателей по направлению «Инженерная педагогика». Сертификат об аккредитации ТГТУ под номером К.и-008 был вручен ректору ТГТУ профессору С.В. Мищенко на представительном форуме Европейских инженеров-педагогов в Австрии 18 сентября 2001 г. Четырем преподавателям ТГТУ (см. фотографию) были вручены дипломы Европейских педагогов, дающие им право вести преподавательскую работу в престижных европейских вузах.

Профессора В.Ф. Калинин, ректор ТГТУ С.В. Мищенко, С.И. Дворецкий и доцент В.П. Таров с дипломами Европейских инженеров-педагогов

30-й Международный симпозиум «Инженерная педагогика 2001г.» собрал в австрийском городе Клагенфурт более 100 инженеров-педагогов из более 30 стран мира, в том числе из Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Рабочими языками на симпозиуме были английский и немецкий. На пленарных заседаниях секций симпозиума было заслушано более 100 докладов, в том числе 3 доклада от Тамбовского государственного технического университета. Работа секций симпозиума проходила по следующим направлениям: работа с проектами; предпринимательство и деловое администрирование для инженеров; совершенствование содержания и форм инженерного образования; женщины в технических профессиях; проектирование образования; информационные среды; человек и техника; последипломное образование; лингвистика и техника; подготовка преподавателей технических вузов; телекоммуникации.

Надо отметить, что преподаватели ТГТУ регулярно принимают участие в работе Международных симпозиумов по инженерной педагогике (Ю1Р), начиная с 1997 года: Австрия - 1997 г., Россия - 1998 г., Турция - 1999 г., Швейцария - 2000 г., Австрия -2001 г. Следующие симпозиумы по инженерной педагогике состоятся в Санкт-

Петербурге 15-19 сентября 2002 г. и в Манчестере (Англия) 18-22 августа 2002 г. Всего на Международных симпозиумах было сделано более 10 докладов по инженерной педагогике. Кроме этого, преподаватели ТГТУ активно принимают участие в Международных конференциях и семинарах по инженерному образованию (ШСЕЕ): Швеция - 1999 г., Германия - 2000 г., Россия - 2000 г., Таиланд - 2001 г., Россия (Тамбов) -2001 г.

В последние годы Россия активно включилась в процесс освоения, разработки и использования современных образовательных технологий. На этом пути есть определенные трудности. Например, средний возраст преподавателей значительно превышает оптимальный. Основной преподавательский контингент технических вузов - это люди, находящиеся в зрелом возрасте, работающие со студентами не один десяток лет. В процессе длительной практики они сумели компенсировать отсутствие специального педагогического образования большим опытом по организации учебного процесса по дисциплине в соответствии с типовой программой. Однако в настоящее время перечень задач, решаемых преподавателями технического университета, существенно расширился. К ним следует отнести:

- разработку образовательно-профессиональных программ при переходе на новый государственный образовательный стандарт или открытие нового направления подготовки специалистов, бакалавров и магистров, аспирантов, а также переподготовки и повышения квалификации преподавателей и специалистов;

- проектирование непрерывной цепочки дисциплин с целью реализации междисциплинарных связей в течение срока обучения: информационная подготовка, механико-машиностроительная, химико-технологическая, математическая и т. д.;

- разработку учебно-методического комплекса дисциплин, название, содержание и трудоемкость которых в стандарте не приводятся;

- внедрение новых информационных технологий;

- сочетание двух и более образовательных программ, которые обучаемый осваивает параллельно или последовательно с целью овладения двумя и более квалификациями (дипломами);

- учет при проектировании нового учебного методического комплекса дисциплины не только традиционных требований: научные достижения (в т. ч. кафедры), профиля специальности, потребности отрасли производства; но и новых: специфики региона, выбора студента, освоение последующих уровней послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Иные из преподавателей проявляют живой интерес к современным образовательным технологиям, но самостоятельное освоение этих технологий является для многих из них сложной задачей. Необходимо одновременно решать две важные для образовательного процесса задачи. Опытным преподавателям инженерных дисциплин необходимо помочь быстрее освоить современные информационные и педагогические технологии. Молодым преподавателям надо обеспечить возможности их быстрого и эффективного вливания в учебный процесс кафедр. Для этого необходимо создавать им условия для приобретения специальных педагогических знаний. Центры инженерной педагогики планомерно и настойчиво помогают вузам решать эти проблемы. Центры инженерной подготовки стремятся активизировать интеллектуальный потенциал специалистов старшего поколения и создать надежный фундамент для перспективного развития Российского инженерного образования. Ориентированной на будущее, особо актуальной для Центров является задача подготовки молодых преподавательских кадров, соответствующих требованиям Европейского преподавателя инженерного вуза (Ша-РАЕБ-Ю1Р).

В Центре инженерной педагогики ТГТУ переподготовка и повышение квалификации преподавателей осуществляется по следующим программам:

- педагогика высшей школы - 9 мес.;

- инженерная педагогика - 4 мес.;

- компьютерная поддержка технологических процессов и производственных систем (синтез, конструирование и проектирование, надежность и безопасность, контроль и управление) - 4 мес.;

- энерго-ресурсосберегающие процессы в химической и биотехнологии - 4

мес.

По всем этим программам имеются лицензии, дающие право выдачи дипломов и свидетельств государственного образца.

Положение о подготовке в Тамбовском государственном техническом университете Европейского педагога инженерного вуза (ШС-РАЕВ-ЮГР)

Профессорско-преподавательский состав инженерных кафедр российских технических университетов в основном формируется за счет научных сотрудников, опытных специалистов-практиков, а также за счет выпускников аспирантуры и магистратуры высших технических школ. Традиционно преподаватели профилирующих кафедр отечественных инженерных вузов имеют высокую профессиональную квалификацию и широкую эрудицию в области преподаваемых ими дисциплин, но не имеют специальной педагогической подготовки.

Подготовка творческих инженеров с учетом не только настоящих, но и перспективных потребностей общества требует сформулировать четкие квалификационные требования, предъявляемые к преподавателю технических дисциплин в двадцать первом веке. В период объединяющейся Европы более чем когда-либо необходима и целесообразна формулировка единого базового стандарта-минимума и хорошо продуманного квалификационного описания компетенции преподавателей инженерного вуза.

Международное общество по инженерной педагогике разработало, составило и продолжает пополнять особый документ - Регистр "ШО-РАЕВ ЮГР".

В регистр могут быть включены квалифицированные специалисты, образование и профессиональный опыт которых соответствует стандартам, установленным Ю1Р. Включение в Регистр одновременно связано с получением звания " Европейский преподаватель инженерного вуза" - "МО-РАЕВ ЮГР".

Цели Регистра:

- регистр гарантирует компетентность преподавателя инженерного вуза и должен облегчить его свободную профессиональную деятельность также и за рубежом;

- для потенциального работодателя Регистр обеспечивает подробную информацию об образовании и профессиональном навыке включенного в Регистр лица;

- регистр гарантирует постоянное повышение квалификации включаемых в него преподавателей в соответствии с определением, контролем и перепроверкой квалификационного профиля, теоретически и практически обоснованного в международных рамках;

- включение в Регистр, связанное с получением звания "МО-РАЕВ ЮГР", в совокупности повышает ответственность преподавателя инженерного вуза и его престиж в обществе.

Условия включения в Регистр.

Квалификационный профиль для "МО-РАЕВ ЮГР" базируется на следующих принципиальных положениях.

- Основное условие успешной работы преподавателя инженерного вуза - хорошие знания технической дисциплины. Поэтому для включения в Регистр ЮГР претенденту необходимо иметь базовое высшее техническое образование и опыт практической инженерной работы. Квалификация инженера должна соответствовать требованиям "Европейский инженер - ЕЦК. МО", которые определены Федерацией Евро-

пейских ассоциаций инженерных кадров (FEANI). Высшее техническое образование, которое вносится в ING-PAED IGIP Регистр, должно осуществляться преимущественно в вузах, зарегистрированных в FEANI INDEX.

- В равной степени необходимо инженерно-педагогическое образование. Соответствующая подготовка должна отвечать объему вузовского семестра (минимально 204 часа). По содержанию инженерно-педагогическое образование должно базироваться на инженерно-педагогической модели и учебном плане, утвержденном учредителями IGIP. Соответствующая образовательная подготовка может быть получена лишь в учреждениях, аккредитованных IGIP. В настоящее время в 8-ми аккредитованных IGIP Российских центрах инженерной педагогики при ведущих технических вузах осуществляется повышение педагогической квалификации преподавателей, претендующих на присвоение звания "Европейский преподаватель инженерного вуза".

- Ученая степень доктора или кандидата наук.

- Ученое звание профессора или доцента по инженерной кафедре.

- Не менее 2-х лет стажа инженерно-преподавательской деятельности в ву-

зе.

- Владение одним из базовых языков IGIP (английским, немецким).

- Наличие учебника или учебного пособия по читаемой инженерной дисциплине с грифом Минобразования РФ.

- Наличие не менее 5 статей в центральной печати по направлению "Инженерная педагогика" и не менее 2 докладов на международных симпозиумах IGIP.

- Наличие не менее 15 статей в центральной печати или монографии по развиваемому научному направлению.

Итак, обязательными для звания "ING-PAED IGIP" являются положения:

Квалификация инженера

_____________________±_____________________

Инженерно-педагогическое образование

_____________________+_____________________

Опыт инженерно-педагогической работы

Если квалификация претендента на включение в Регистр IGIP соответствует требованиям FEANI и IGIP, то он может одновременно получить звания "Европейский инженер" и "Европейский преподаватель инженерного вуза" и быть включенным в Регистры обеих организаций.

Порядок оформления заявок на получение звания "Европейский преподаватель инженерного вуза".

Национальный мониторинговый комитет отправляет претендентам специальные формуляры для заявок и соответствующий информационный материал.

Заявка проверяется, и в соответствии с результатами проверки либо направляется в IGIP-БМС (Европейский мониторинговый комитет), в адрес секретариата, либо заявка отклоняется. В некоторых случаях могут быть затребованы дополнительные документы.

EMC анализирует заявку и принимает решение о присвоении звания или отказе. Секретариат IGIP выполняет все формальности в соответствии с принятым EMC решением. В случае положительного решения лицо, подавшее заявку, включается в Регистр IGIP и ему выдается специальная грамота и диплом. Документы отправляются в соответствующий Национальный мониторинговый комитет.

Национальный мониторинговый комитет оповещает заявителя о положительном решении (либо отказе) и организует торжественное вручение дипломов. Национальный мониторинговый комитет выписывает счет по затратам, связанным с рассмотрением заявки (это не относится к случаю отказа). После получения платежного документа главная доля поступившей суммы направляется в секретариат IGIP.

Если заявитель одновременно хочет получить звание FEANI "EUR ING", то он должен сообщить об этом Национальному комитету для получения от него специального формуляра FEANI. Этот формуляр направляется в соответствующую национальную инстанцию FEANI.

Профессор С.И. Дворецкий Доцент В.П. Таров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.