Научная статья на тему 'Инженерное образование приоритет глобального развития 116 Пань Шугуан. Изучение русского языка в Китае'

Инженерное образование приоритет глобального развития 116 Пань Шугуан. Изучение русского языка в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерное образование приоритет глобального развития 116 Пань Шугуан. Изучение русского языка в Китае»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

)

З. САЗОНОВА, профессор А. СОЛОВЬЕВ, доцент Московский автомобильно -дорожный институт (ГТУ)

Вопреки прогнозу погоды, древний Таллин приготовил неожиданно теплый прием участникам 35-го Международного симпозиума по инженерной педагогике (17— 21 сентября 2006 г.).

Яркое солнце, прозрачный воздух, доверчиво обнажившаяся прелесть «бабьего лета», неотразимая притягательность старинного центра полумиллионного города и неспешный (по сравнению с Москвой!) ритм его современной жизни - все располагало к общению и продуктивному сотрудничеству.

Таллин - один из самобытных культурных центров Европы. Будучи современным и развивающимся, он сохранил неповторимое очарование древности. Сердце Таллина расположено в его старой части. Мощная крепостная стена с многочисленными башнями «обняла» средневековый город, надежно оградив его от опасностей. Старинные храмы, здание парламента, прекрасные дворцы бывшей знати и колоритные постройки ремесленников и местных торговых людей удивительно гармонично сочетают элементы архитектуры разных эпох и стилей. Посетители главной площади с удовольствием погружаются в атмосферу старинных сказок и, зачарованные, сворачивают в ремесленные ряды, пред-

Инженерное образование -приоритет глобального развития

(35-й Международный симпозиум по инженерной педагогике Ю1Р)

вкушая наслаждение от кружки приготовленного по старинным рецептам пива «на травах» или чашечки жидкого шоколада с черникой.

У жителей «запада» прибалтийские страны вызывают особый интерес, в большой степени связанный с тем, что в течение длительного периода эти места были практически «закрыты» для них. Сегодня иностранные туристы допоздна гуляют под каштанами по свободным от машин улицам, с удовольствием знакомятся с произведениями современной и старинной эстонской кулинарии, наслаждаются чарующими пригородами столицы.

В настоящее время страны Балтии - это суверенные государства, стремящиеся к широкому международному сотрудничеству. На 35-й симпозиум Международного общества по инженерной педагогике (Ю1Р) в столицу Эстонии приехало около 250

На фото (слева направо): новый президент Ю1Р Н. Кракер, З.С. Сазонова и бывший президент Ю1Р Ф. Флюкигер

представителей высшего технического образования из 37 стран мира. Российская делегация, прибывшая на симпозиум во главе с президентом Российского мониторингового комитета (РМК) Ю1Р, ректором МАДИ-ГТУ, член-корр. РАН В. М. При-ходько состояла из 30 участников и гостей симпозиума. Самой представительной частью делегации стали «мадийцы ». В Таллинн приехали двадцать преподавателей и сотрудников МАДИ-ГТУ, а также представители Московской государственной академии технологии и дизайна, Томского политехнического университета, Московского института пищевых производств, Пермского государственного технического университета, Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, Иркутского государственного университета путей сообщения.

Накануне открытия симпозиума состоялись заседания Международного мониторингового комитета (ММК) Ю1Р и Правления Ю1Р, в которых приняли активное участие член ММК, академик РАО В.М.Жу-раковский, президент РМК Ю1Р, член-корр. РАН В.М.Приходько, генеральный секретарь РМК проф. В.Б.Борисевич.

На заседании правления был заслушан отчет президента Ю1Р проф. Федерико Флюкигера и рассмотрены наиболее важные административные вопросы. В 2003 г. правлением Ю1Р была назначена группа экспертов для проведения работы по реформированию учебных планов,предназначенных для курса обучения преподавателей технических дисциплин и модернизации стандартов Ю1Р с учетом перехода к двухуровневой структуре образования и введения системы кредитов. Международный мониторинговый комитет утвердил новые критерии аккредитации Ю1Р в английской и немецкой версиях, новые формы и процедуру аккредитации Центров по инженерной педагогике и преподавателей на звание «Международный преподаватель инженерного вуза».

Правление Ю1Р отметило большую и важную работу РМК К1Р по изданию журнала Ю1Р REPORT-34. В будущем пред-

полагается издание электронной версии этого журнала.

Серьезное внимание было уделено развитию контактов IGIP с другими международными организациями по инженерной педагогике. В настоящее время IGIP является одним из партнеров-участников Тематического сетевого проекта «Преподавание и исследования в инженерном образовании в Европе - TREE ». Правление постановило: принимать активное участие в международных симпозиумах, конференциях по инженерной педагогике, а также в создании Международной федерации обществ по инженерному образованию.

35-й симпозиум был организован IGIP в содружестве с Европейским обществом по инженерному образованию (SEFI), Американским обществом по инженерной педагогике (ASEE), Обществом по педагогике института электрической и электронной инженерии (IEEE) при поддержке президента республики Эстония д-ра Арнольда Рюйтеля. Работа симпозиума проходила под девизом «Инженерное образование -приоритет глобального развития».

Церемония открытия симпозиума была подчеркнуто торжественной. Одним из ярких моментов симпозиума было участие в церемонии открытия президентов «родственных» организаций - IGIP, SEFI, IEEE, ASEE.

С приветственными обращениями к участникам выступили президент Эстонии, ректор Таллинского технологического университета (TTU) и другие высокопоставленные лица. В зале заседаний звучала национальная музыка, академический мужской хор блестяще исполнил несколько народных эстонских песен.

Как всегда ярко выступил готовящийся сложить (на этом симпозиуме) свои полномочия президент IGIP Федерико Флюкигер. Прежде чем перейти к сути дела, он продемонстрировал свое умение использовать ораторское мастерство для концентрации внимания слушателей. Орнаментом, украсившим его выступление, послужили несложные арифметические вычисления. Предложив представить порядковый но-

мер начавшего работу симпозиума в виде произведения 35=5 • 7, он отметил, что 7 является магическим числом с древних времен, а число 5, равное числу пальцев на руке, привело к созданию нынешней десятичной системы счисления. С другой стороны, 5+7=12 - это второе магическое число, известное как «дюжина ». Если же число 5 увеличить на 1, а число 7 уменьшить на 1, то произведение полученных чисел даст: 6 • 6=36 - порядковый номер следующего симпозиума К1Р. Естественно, что по-прежнему сумма 6+6=12. Опытные педагоги (в том числе инженеры-педагоги) хорошо знают, что такие краткие запоминающиеся отступления не только не мешают восприятию основного содержания, а способствуют его лучшему запоминанию. Затем Ф. Флюкигер изложил свою точку зрения на сотрудничество двух европейских ассоциаций инженерного образования: Ю1Р и SEFI. Первая аббревиатура происходит от немецкого названия «Международного общества по инженерной педагогике », а вторая - от французского названия «Европейского общества по инженерному образованию». При переводе на английский язык этих названий разница оказалась лишь в одном слове: «международное» заменено на «европейское». По его мнению, в обозримом будущем эти общества не сольются, но, решая связанные между собой задачи, они должны искать пути сближения. Одним из шагов на этом пути станет проведение совместного симпозиума этих организаций в Венгрии в июле 2007 г.

В первый день работы симпозиума с пленарным докладом «Глобальные вызовы инженерному образованию: возможности для инноваций » выступил профессор из Австралии Д.Ф. Радклиф, обративший внимание на целый ряд проблем, как уже сформировавшихся в сферах инженерии и инженерного образования, так и тех, которые могут возникнуть в ближайшие десятилетия [1]. Он отметил, что в практической инженерной деятельности происходят значительные изменения, формирующие серьезные «вызовы» системам высшего технического образования. Новые требова-

ния производства, бизнеса и общества в самое ближайшее время окажут мощное влияние на формы, методы и содержание инженерного образования.

Современные инженерные проекты, включают, наряду с техническими, экономические, управленческие, социальные и многие другие аспекты, что существенно влияет на их сложность. Комплексность крупныхинженерных проектов связана не только и не столько с усложнением задействованных в них технических компонентов, а определяется, в первую очередь, большимколичеством включенных в совместную деятельность людей и запутанностью связей между ними. Определяющей характеристикой сложных проектов является неожиданное «появление » у создаваемой системы таких свойств, которые не могли быть предсказаны на основе предварительных знаний обо всех ее подсистемах и отдельных компонентах. Важно, чтобы неожиданно появляющиеся при выполнении проектов «результаты» не приводили к негативным для их участников (и социума в целом) последствиям.

Одной из ярких особенностей возрастающей по сложности функциональной системы - современной инженерии - является использование ею новых бизнес-моделей. В выполнение проектов здесь включается большое число различных «команд» (стратегических альянсов, венчурных компаний и т.д.). Действия команд должны базироваться на взаимном доверии и быть согласованными для достижения общей цели - получения продукта (результата) наивысшего качества. При совместной работе нескольких «команд» контрактные соглашения включают обязательное условие совместного использования коммерческой информации. Заказчик, проектировщик и конструктор должны быть «открыты» друг другу. Контрактные соглашения предусматривают систему стимулов, нацеленную на поддержку совместной деятельности команд и ее ориентацию на получение наилучшего из возможных результатов в интересах всех участников.

Для многих инженеров, привыкших ра-

ботать только в рамках своих организаций, функционирующих в условиях конкурентной среды, новый способ «делать» бизнес оказывается личностным и профессиональным «вызовом». Преодоление психологического барьера подобного типа является сложной задачей. Решение задач подобного рода требует развития нового типа инженерного мышления, специальной психолого-педагогической подготовки, формирования разносторонних личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вузов.

Процессом трансформации знаний в компетенции должен управлять преподаватель. Знания, приобретаемые в процессе обучения, преобразуются в компетенции только в том случае, если преподаватель «встраивает » их в структуру формирующегося профессионального поведения специалиста. Функционально активные знания не забываются, а «присваиваются«, последовательно пополняя личностный интеллектуальный капитал, необходимый для творческой работы инженера. Современные преподаватели технических университетов - это специалисты высокой квалификации, они очень много знают и многое умеют. Большинство преподавателей понимают, что сейчас встретились с проблемой, решить которую «на отлично » пока не умеют: им требуется подготовка. Им необходимо «вписаться» в расширенную систему образования, науки, бизнеса и производства. Им предстоит разрабатывать «опережающие » педагогические технологии с учетом интеграции самых современных образовательных, научных и производственных технологий. Для этого необходимо формировать единую информационную образовательную среду. Нужно учиться: новому и по-новому. Нужны новые знания, более глубокое понимание сущности современной профессионально-педагогической деятельности.

В прошлом году на пленарном заседании «Стамбульского » симпозиума IGIP профессор Дж. Стакенборг в своем выступлении подчеркнул, что реалии современного этапа развития инженерного образования и про-

блема повышения качества технического образования побуждают IGIP к решению принципиально важной задачи - созданию третьего поколения учебных программ для подготовки преподавателей технических дисциплин к инновационной профессионально-педагогической деятельности [2].

Теперь эти программы разработаны и будут внедрены в процесс подготовки нового поколения преподавателей технических дисциплин.

Для большинства развитых стран серьезными проблемами являются рост среднего возраста инженеров и значительные изменения интересов молодых людей при выборе специальности. Например, существует целый ряд традиционных областей инженерной деятельности, таких как строительство, машиностроение, энергетика (и другие), которые не являются привлекательными для современной молодежи. Молодые люди, поступающие сегодня в технические вузы, стремятся приобрести модные инженерные профессии, связанные с «высокими» технологиями. Уже сейчас в социальном секторе ощущается недостаток в компетентных специалистах инженерного профиля, владеющих современными производственными технологиями. Лишь незначительная часть выпускников школ и других «довузовских » учебных заведений высокоразвитых стран заинтересована в приобретении специальностей инженера или технолога. Необходимо проводить специальную работу, направленную на повышение как престижа профессии инженера, так и экономической оценки ее значимости. Профессор Д.Ф. Радклиф подчеркнул, что в настоящее время существуют реальные возможности для использования инновационных подходов к решению проблем развития инженерного потенциала за счет использования резервов когерентного взаимодействия производства, государства, образования, бизнеса и широкой общественности. Быстро изменяющиеся условия, характер и содержание деятельности современных инженеров непрерывно формируют вызовы системам инженерного образования, которые должны активно действовать для того, чтобы своевременно и

адекватно отвечать на эти вызовы. Существует уверенность в том, что важную роль в развитии инновационных технологий подготовки инженеров будет играть плодотворный обмен идеями и практическим опытом междуколлективами преподавателей инженерных университетов и колледжей, расположенных в разных регионах мира.

Второй день работы симпозиума начался с проведения Генеральной Ассамблеи IGIP.

Новым президентом IGIP был избран Норберт Кракер (Австрия). Сложивший с себя президентские полномочия Федерико Флюкигер стал председателем Международного мониторингового комитета IGIP (IMC IGIP), сменив на этом посту Круно Хернаута. Изменивший свой статус в IGIP Федерико Флюкигер и ушедший в отставку Круно Хернаут были награждены дипломами за их плодотворную работу.

В процессе работы Ассамблеи был избран новый состав Правления и IMC IGIP. От России в состав Правления IGIP был избран В.М. Приходько, в состав IMC IGIP - В.М. Жураковский.

В течение всех рабочих дней симпозиума проводились секционные заседания, на которых обсуждались актуальные проблемы инженерного образования.

Так, в докладе А. Зейдмане [3] из Латвийского сельскохозяйственного университета, расположенного в г. Елгава, было акцентировано внимание на необходимости усиления мотивации студентов при изучении естественно-научных дисциплин. По ее данным из-за низкой заинтересованности студентов этого вуза лишь 20% от числа принятых на первый курс получают диплом - создалась катастрофическая ситуация. Проблема мотивации учебной деятельности студентов имеет, безусловно, международный характер и обсуждалась в значительном ряде докладов. Суммируя основные идеи выступлений по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что основой учебно-воспитательного процесса должна являться целенаправленная мотивация учащихся как к процессу учебно-познавательной, так и к профессионально-ориен-

тированной деятельности. В качестве внешнего мотива (непосредственной цели) для абитуриента выступает подготовка и поступление в вуз, для студента - получение высшего образования (диплома о высшем образовании). Однако сущностной целью процесса мотивации является выработка такого внутреннего мотива у каждого обучающегося, благодаря которому учебный процесс превращается в процесс удовлетворения потребности учащегося или студента в знании, в учении, в профессионально-ориентированной деятельности.

При проектировании и реализации учебного процесса необходимо придерживаться следующих принципов:

• не только учить («передавать » знания) студента (ученика), но, главное, - научить его учиться самостоятельно, уметь добывать, критически оценивать, структурировать и систематизировать информацию, обрабатывать ее с целью генерации новой информации

• интегрировать учебный и воспитательный процесс, ориентируя его на самоорганизацию личности, формирование общечеловеческих ценностей, развитие духовности, творчества, личностной и профессиональной ответственности, толерантности и коммуникабельности.

Интересно отметить то, как были «построены» сообщения некоторых наших зарубежных коллег. Например, для того чтобы подчеркнуть важность проблемы мотивации и привлечь к ней внимание слушателей доклада, финский ученый К. Зенгер [4] в своей презентации на одном из самых первых слайдов поместил текст: «Никто не хочет учиться, никто не хочет учить» и лишь затем сформулировал свои предложения по повышению заинтересованности студентов в изучении математизированной науки об управлении.

В большинстве докладов обсуждались такие общие для многих стран проблемы, как слабая подготовка абитуриентов, трудности вхождения национальных образовательных систем в болонский процесс, инновационные методики преподавания будущим инженерам физики, химии, математи-

ки, иностранных языков. Однако были и такие доклады, в которых обсуждалось решение проблем, понятных лишь тем, кто знаком со спецификой той или иной страны. Например, системы конкурсного отбора в вузы России и Германии сильно отличаются, поэтому для повышения уровня подготовки абитуриентов в этих странах могут использоваться различные подходы и приемы. Еще один пример. Профессор М.Г. Минин из Томского политехнического университета в рассказе о своей авторской системе тестирования знаний студентов, демонстрируя один из слайдов, подчеркнул, что эта система позволяет избежать списывания и других злоупотреблений, возможных при стандартной системе приема экзаменов. Такое достоинство его системы оценили лишь часть слушателей, представлявших республики бывшего СССР, а для коллег из Германии и Австрии оно осталось непонятным.

С российской стороны на симпозиуме было представлено 17 докладов. Представители российской делегации активно участвовали в работе следующих секций: «Математические и естественные науки в инженерном образовании», «Женщины в технической профессии», «Язык и гуманитарные дисциплины в инженерном образовании », «Повышение квалификации преподавателей технических дисциплин», «Компьютерные технологии в образовании». С докладами выступили: В.М.Приходько, Л.Г. Петрова, Ю.П.Шкицкий, Г.И.Арутюнова, Т.Ю. Полякова, А.Н. Соловьев, З.С.Сазонова, Г.К.Ипполитова, А.Н.Николаев, М.Н.Враж-нова, В.С.Белгородский (МГУТиД), М.Г.Минин (Томск) И.Н.Сольская (Иркутск), И.Н.Кондратьев (Иркутск). Все доклады вызвали большой интерес слушателей и оживленные дискуссии.

На торжественной церемонии закрытия симпозиума российским преподавателям было вручено 22 диплома «Международный преподаватель инженерного вуза». В настоящее время 236 преподавателей технических университетов России имеют такие дипломы и внесены в Регистр «ING-PAED IGIP ». В этом году получил аккре-

дитацию новый Центр по инженерной педагогике в Красноярске, объединяющий три вуза. Пять российских центров по инженерной педагогике прошли переаккредитацию при IGIP. Президентом IGIP была отмечена активная деятельность российского мониторингового комитета по продвижению идей инженерной педагогики и привлечению российских преподавателей к деятельности IGIP. По количеству преподавателей, получивших дипломы «Международный преподаватель инженерного вуза» Россия является лидером.

В целом работа симпозиума была плодотворной. Совместная работа «команд» преподавателей из университетов разных стран мира содействовала дальнейшему развитию педагогики, а также укреплению сотрудничества и установлению новых научных и деловых связей между образовательными учреждениями стран - участниц симпозиума и, главное, - повышению качества инженерного образования, как в нашей стране, так и за рубежом.

Приятным завершением симпозиума стали игра духового оркестра университета и выступления коллектива народных танцев.

Преподаватели МАДИ (ГТУ) посетили многие кафедры ТТи, пообщались с преподавателями и студентами,познакомились с условиями работы и обучения в университете. Мы были приятно удивлены, узнав, что используемый студентами МАДИ учебник «Курс физики», написанный Таисией Ивановной Трофимовой, создавался в те годы, когда выпускница Тартуского университета Т.И. Трофимова преподавала физику в Таллиннском технологическом университете. Поговорив со студентами ТТи, мы узнали, что и по сей день они изучают физику по этому написанному на русском языке учебнику. И сразу же вспомнился пленарный доклад профессора Д.Ф. Радклифа. Надо больше доверять друг другу, быть открытыми и скоординировано работать для достижения общей цели - повышения качества жизни каждого из нас.

Мы бродили по «старому городу»: заходили в православную церковь Александра Невского, любовались ратушей, покупали сувениры, а потом стояли под каштанами (откуда они на этой северной земле?) на смотровой площадке, не в силах оторвать глаз от сверкающего на ярком солнце моря, а потом... (мы ведь сразу почувствовали, что здесь, в «старом городе », есть что-то сказочно-волшебное!)

Потом мы, как завороженные, слушали вдохновенный рассказ молодого искусствоведа (немножко немца, немножко русского и побольше - эстонца), навсегда влюбленного в родной город и досконально его знающего. Он говорит по-немецки, по-эстонски и великолепно - на прекрасном русском языке. Молодой ученый с бескорыстной щедростью творчества за полтора часа

«создал» для нас тот город, который забыть невозможно.

Литература

1. Radcliffe D.F. Global Challenges facing Engineering Education Opportunities for Innovation. // 35 International IGIP Symposium. Book of Abstracts. - Tallinn, 2006.- Р.15.

2. Сазонова З.С. Проектирование инженер-

ного образования в третьем тысячелетии. Европейские тенденции и российские реалии // Высшее образование в России. - 2006. - №1. - С. 36-41.

3. Zeidmane A. Science Education Problems in

Latvia// 35 International IGIP Symposium. Book of Abstracts. - Tallinn, 2006.- Р.87.

4. Zenger K. Challenges in Control Engineering

Education // 35 International IGIP Symposium. Book of Abstracts. - Tallinn, 2006.- Р.85.

ПАНЬ Шугуан, аспирант Московский государственный педагогический университет

06 год отмечен успешным проведением Года России в КНР. В марте 2006 г. в открытии Года России принимал участие президент РФ В.В. Путин. Значение столь важного события особенно заметно в контексте всестороннего расширения российско-китайских экономических и культурных связей.

Перспективное сотрудничество способствует увеличению спроса на специалистов со знанием русского языка и постоянному росту интереса к его изучению, в том числе в среде студентов китайских вузов.

Изучение русского языка занимает в Китае особое место: с давних времён правительство страны уделяло ему большое внимание. Так, еще в 1708 г. по приказу императора Канси(1662-1723)в Пекине с помощью русского купца Василия была открыта Школа русского языка1, тем самым

Изучение русского языка в Китае

было положено начало трехсотлетней истории преподавания и изучения русского языка в Китае. В 1862 г. в связи с дипломатической необходимостью при правительстве династии Цин был создан Институт «Тонвэнь » («Единого языка »), с которым впоследствии была объединена и Школа русского языка.

В 50-е гг. XX в., после создания КНР, русский язык в качестве первого иностранного изучали во всех учебных заведениях страны: в начальных и средних школах, в вузах. Однако с 60-х гг. в связи с началом хаотической Культурной революции и ухудшением китайско-советских отношений изучение русского языка в школах и вузах практически прекратилось. К концу 70-х гг. контакты между Китаем и Советским Союзом были постепенно восстановлены, и в 1989 г. отношения между

1 В числе преподавателей русского языка в этой школе в 1744-1755 гг. был А.Л. Леонтьев, хорошо овладевший китайским и маньчжурским языками, один из представителей Русской духовной миссии в Пекине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.