Научная статья на тему 'Кто окажет содействие осужденным в трудоустройстве?'

Кто окажет содействие осужденным в трудоустройстве? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
562
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустройство / безработный осужденный / федеральные законы / зарубежный опыт / работодатель / виды безработицы / история трудоустройства осужденных / органы местного самоуправления / адаптация / центры занятости / рецидив преступлений / асоциальный образ жизни / employment / convict unemployed / federal laws / foreign experience / employer / types of unemployment / convicts’ employment history / local government / adaptation / employment centers / crime recidivism / asocial lifestyle.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Некрасов Александр Петрович

В статье говорится о проведенных автором объективных исследованиях, которые показали, что в настоящее время в РФ рост рецидива преступлений ничуть не снижается, он как бы замер на одной отметке. На наш взгляд, одна из причин стабильности рецидива — незанятость в обществе осужденных, вернувшиеся из мест лишения свободы как по УДО, так и по отбытию срока наказания. Бывшие заключенные действительно испытывают проблемы с трудоустройством и бытом. Центры занятости и органы местного самоуправления особого интереса к ним по вопросам трудоустройства не испытывают, а там, где им предлагают работу, узнав, что они ранее отбывали наказания, отказывают им в занятости. Впоследствии их ждет асоциальная жизнь, безработица, отсутствие средств к существованию, отсутствие жилья и как результат — бродяжничество со всеми вытекающими последствиями. Проблема с трудоустройством действительно существует, автор предлагает законодателю обратить на нее внимание и с целью разрешения этой проблемы изучить опыт международного права и по возможности внедрить его в наше общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Некрасов Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Who will assist in the employment of convicts?

The article speaks about the objective studies conducted by the author, which showed that at the present time in the Russian Federation the increase in the relapse of crimes does not decrease at all, he seemed to be at one mark. In our opinion, one of the reasons for the stability of relapse is not employment in the society of convicts, who have returned from places of deprivation of liberty both for release on parole and for serving the term of punishment. Former inmates really have problems with employment and everyday life. Employment centers and local governments do not have much interest in ex-prisoners on employment issues, and employers deny them employment where they are offered a job and, having learned that they are ex-prisoners. In the aftermath of the former prisoners waiting for asocial life, unemployment, lack of livelihood, lack of housing, and as a result of life, vagrancy, with all the ensuing consequences. The problem with the employment of ex-prisoners does exist, the author suggests that the legislator pay attention to the problem and, with a view to resolving this problem, study the experience of international law and, if possible in the future, introduce this experience into our society.

Текст научной работы на тему «Кто окажет содействие осужденным в трудоустройстве?»

УДК 343.843 Б01 10.24411/2618-8236-2019-14207

ББК 67.409

Кто окажет содействие осужденным в трудоустройстве?

А. П. Некрасов

Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, Самара, Россия

В статье говорится о проведенных автором объективных исследованиях, которые показали, что в настоящее время в РФ рост рецидива преступлений ничуть не снижается, он как бы замер на одной отметке. На наш взгляд, одна из причин стабильности рецидива — незанятость в обществе осужденных, вернувшиеся из мест лишения свободы как по УДО, так и по отбытию срока наказания. Бывшие заключенные действительно испытывают проблемы с трудоустройством и бытом. Центры занятости и органы местного самоуправления особого интереса к ним по вопросам трудоустройства не испытывают, а там, где им предлагают работу, узнав, что они ранее отбывали наказания, отказывают им в занятости. Впоследствии их ждет асоциальная жизнь, безработица, отсутствие средств к существованию, отсутствие жилья и как результат — бродяжничество со всеми вытекающими последствиями. Проблема с трудоустройством действительно существует, автор предлагает законодателю обратить на нее внимание и с целью разрешения этой проблемы изучить опыт международного права и по возможности внедрить его в наше общество.

Ключевые слова: трудоустройство, безработный осужденный, федеральные законы, зарубежный опыт, работодатель, виды безработицы, история трудоустройства осужденных, органы местного самоуправления, адаптация, центры занятости, рецидив преступлений, асоциальный образ жизни.

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ в 2019—1920 гг. прогнозируется рост безработицы в обществе, и в перспективе намечается тенденция на ее увеличение по всем отраслям промышленности [1]. Рынок труда продолжает пополняться безработными не только через оптимизацию рабочих мест, но и теми десятками тысяч лица, кто сегодня вышел из мест лишения свободы по УДО или по отбыванию срока лишения свободы. Их статус находится в неравноправном положении с теми лицами, кто уволен на правовой основе в индустрии в силу форс-мажорных или вынужденных обстоятельств. Бывшие осужденные как специфичная категория граждан только увеличивают рынок безработных и дополняют ту повышенную социальную напряженность в обществе, которая на сегодняшний день сложилась в государстве. Рос-стат говорит о том, что численность безработных в 2018 г. составила 4,8 %, но на самом деле это далеко не так [2]. Как мы знаем, статистика — вещь упрямая и не всегда реально и объективно отражает ту действительность, которая сложилась в обществе.

Есть такие понятия, как скрытая безработица, временная безработица, безработица в сельской местности, среди молодежи и др., но официальные государственные органы не принимают их во внимание во внимание.

У официальных государственных лиц нет единого понятия, что такое безработица, и разные источники излагают его по-своему. Одно ведомство говорит, что безработица — это отношение численности безработных к численности рабочей силы, кто-то трактует это понятие в более упрощенной форме и говорит о том, что безработица

в массовом виде появляется тогда, когда существует социально-экономический кризис, и это не проблема, поскольку в России всегда можно найти работу, и безработица носит лишь формальный характер. Следует заметить, что официального определения термина «безработица» нет до сих пор. Мнений экономистов по этому определению довольно много. Одни прогнозируют безработицу на основе ненадлежащей социально-экономической политики государства, другие берут за основу разные экономические законы, третьи сравнивают с экономикой некоторых государств, близких по своему развитию к России, четвертые связывают с отсутствием инвестиций. Как бы то ни было, в реальном положении де-юре безработице предшествуют срочные и бессрочные контракты. Основным документом наряду с другими является заключение трудового договора, где после его подписания мы приступаем к выполнению определенных функций и начинаем продавать свою рабочую силу, вкладывая в физический труд свои интеллектуальные способности и умения, при этом не нарушая, конечно же, трудовую дисциплину. Шансы утвердиться на рынке производственных отношений (служебных, творческих и т. д.) варьируются в зависимости от того, какими знаниями и умениями мы обладаем. Кроме того, от знаний и умений человека зависит уровень его вознаграждения за труд, т. е. зарплата, премиальные, бонусы. Во время критических ситуаций в экономике, когда сокращается количество функционирующих предприятий, производственная картина на рынке труда изменяется в худшую сторону, и, несомненно, появляется большое количество безработных, т. к. руководители предприятий,

А. П. Некрасов

испытывая проблемы со сбытом своей продукции и стараясь оптимизировать издержки производства, сокращают штат сотрудников. Таков закон производственных отношений, таков закон экономики и рынка, следовательно, безработица — это социально-экономическая категория, при которой часть, трудоспособного населения не может найти работу как по профилю, так и по желанию. Она обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, количества имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации человека. Помощь в этих случаях могут оказать только центры занятости, где большинство категорий граждан могут найти для себя подходящие вакансии.

В современной рыночной экономике, в том числе и в России, существуют следующие виды безработицы:

1. Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданием работы в перспективе (одни увольняются в поисках другой, более высокооплачиваемой работы либо переводятся на вышестоящую должность, профессиональное место освобождается).

2. Структурная безработица. От работника требуется освоить новые технологии для выпуска соответствующей продукции внутри предприятия.

3. Циклическая безработица— оптимизация рабочей силы или безработица, связанная с дефицитом спроса на рабочую силу.

Является ли безработной женщина, сидящая дома и занимающаяся только бытом, которая стремиться трудоустроиться, но не может, поскольку у нее другая специальность? Дискуссионный вопрос, правда? Давайте простыми словами попробуем определить понятие «безработный». На наш взгляд, безработный человек — эта та личность, которая ищет работу, но в силу определенных вакантных ограничений не может ее найти. Конечно, социальная защита безработных граждан России находится, в отличии от многих стран, не на должном уровне по всем показателям. Государственная служба занятости выдает пособия по безработице, но размер пособия крайне низкий и прожить на такое месячное пособие можно лишь три дня (850 рублей по Самарской области). А сколько справок нужно собрать? Тут желание у многих граждан обращаться к государству отпадает.

Ну а что же с осужденными, которые отбывают наказание в местах лишения свободы? Какова их перспектива трудоустроиться в специальных органах после освобождения? Есть ли у них шанс на получение заработанной платы после трудоустройства?

В настоящее время доля незанятых в производственных сферах осужденных составляет в

целом по России примерно 72 % (одни не хотят работать, другие в силу своих физических возможностей не могут работать, есть инвалиды и др.) Во многих ИУ производственные мощности простаивают, не работают, срабатывает закон рынка, поскольку выпускаемая продукция должна быть потребителем востребована и пользоваться спросом у них, но она неконкурентна на потребительском рынке. Что же выпускают на сегодняшний день ИУ в системе ФСИН России?. В Самарской области и прилегающих регионах исправительные учреждения выпускают железобетонные изделия, соки, газированную воду, деревообрабатывающую продукцию, занимаются хлебопечением, животноводством, сельхозкультурами, ремонтом машин — все это пользуется конъюнктурным спросом у населения. Надо особо отметить, что большая часть колоний, находясь в таких условиях, имеют даже производственную прибыль во благо всей УИС. Перед выбором работы со спецконтингентом также заключаются трудовые договора с соблюдением их прав и обязанностей, изучаются правила техники безопасности, соблюдается производственный контроль со стороны сотрудников ИУ за осужденными во время рабочего дня и др. Им выплачивается заработанная плата два раза в месяц на депозит, из которого возмещаются иски потерпевшим по уголовным делам, а также приобретаются им предметы первой бытовой необходимости. [3, с. 75 — 77]. Как упоминалось выше, выпускаемая для населения продукция, как правило, невысокого качества и не может конкурировать с выпускаемой продукцией гражданского оборота, но в силу ее дешевизны пользуется умеренным спросом у потребителей. В этой связи нам представляется, что в ИУ должно быть закуплено и размещено новейшее оборудование по выпуску продукции для масс. В качестве примера можно констатировать факт, что заключенные в США изготавливают и выпускают даже продукцию для военной промышленности и получают за это немалые денежные средства.

Существует ли проблема трудоустройства осужденных вне ИУ после их возвращения из мест лишения свободы, ответить однозначно нельзя. Те, у кого есть квалификация и опыт работы в производстве, реализовывают себя в ЗАО, ИП, ЧП, осужденные, занимающие ремеслом, тоже находят себя в жизни, но это очень незначительный процент — всего 5—7 % от общей массы, а вот те, кто не имеет ни навыков работы, ни профессии, испытывают трудности с квалификационным трудоустройством, а таких немало.

Более того, осужденные, освободившиеся из мест лишения свободы, и те, кто были

Кто окажет содействие осужденным в трудоустройстве?

53

приговорены к наказаниям, не связанным с лишением свободы, также не могут трудоустроиться. Часть предприятий, организаций и учреждений на сегодняшний день требуют от соискателей работы справки об отсутствии судимости, и, если судимость имеется, то соискатель получает отказ в трудоустройстве. Оправданы ли такие действия работодателей? Как показал социологический опрос, проведенный среди работодателей, — да, оправдывает. Такая же тенденция наметилась во всех частных охранных предприятиях.

Таким образом, трудоустроиться с судимостью непросто. Тут возникает очень острый вопрос о дискриминации права на труд бывших осужденных, о проблемах трудовой адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, о ресоциализации осужденных, о службе занятости. Опрос работодателей также показал, что они не знают о трудовой адаптации осужденных перед их освобождением и слышат об этом впервые. По нашему мнению, использования права на труд в полной мере для некоторых субъектов-работодателей недостаточно. Ни для кого не секрет, что МВД РФ располагает единой информационной базой, в которую входит информация о всех судимых гражданах. Это информация становится доступной и работодателям, где те тут же просматривают данные соискателя в информационном пространстве и не хотят принимать подобную категорию граждан к себе на работу. Психологически работодатели рассуждают так: отбывший заключение будет воздействовать со временем на коллектив работников, и это будет выражаться в разложении коллектива, в сговоре на забастовки, в распитии спиртного, в вовлечении в употребление наркотических средств, одним словом, в нарушении трудовой дисциплины и даже криминале. Такие случаи были, и наученные горьким опытом работодатели в этом отношении перестраховываются. Поэтому мониторинг показал, что немало бывших заключенных работают как официально, так и неофициально на неквалифированном труде, где впоследствии они увольняются и стремятся к лучшей жизни. Понятно, что судимость не может быть причиной отказа в трудоустройстве, однако так сложилась рыночная экономика. Чем же мотивирован отказ работодателя в приеме на работу? Как правило, работодатель считает, что этот работник не соответствует деловым качествам, например, по состоянию здоровья, опыту работы, возрасту, квалификации, из-за отсутствия регистрации, налаженного быта, наличия не всех документов и т. д. [4, с. 112—117]. Хотя Уголовный кодекс РФ в п. «в» ч. 3 ст. 86 говорит о том, что судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести-по истечении трех лет после

отбытия наказания. а за тяжкие — по истечении 8 лет, за особо тяжкие — по истечении 10 лет после отбытия наказания, работодатель относится к этой категории граждан настороженно. Приведу лишь один пример: в 2018 г. директор магазина «Мегафон» принял на работу мужчину 30 лет на должность продавца, а по истечении рабочего времени в этот же день обнаружил отсутствие самого работника и хищение смартфонов на общую сумму 96 тыс. рублей. Теперь работодателю стоит подумать, дает ли справка о судимости дополнительную характеристику работнику, имеющему судимость, или нет?

Кстати, администрация ИУ на основании Приказа Минюста от 13 января 2006 г. № 2 должна оказывать содействие в вопросе трудоустройства осужденного, который должен освободиться по отбытию срока наказания, привлекать органы местной исполнительной власти, службу занятости населения. [5]. В поисках трудового и бытового благоустройства осужденного учитываются его пожелания в географическом положении, специальности, образовании, ведется тесное общение с его родственниками, и, если уголовно-исполнительное учреждение не находит для него рабочее место, то по прибытии к месту жительства освобожденный должен явиться в центр занятости и встать на учет по безработице, где он будет получать пособие, пока ему не найдут работу [6]. Как показала практика, в большинстве случаев с судимостью берут лишь на временную работу разного профиля. Есть проблемы с ресоциализацией и адаптацией заключенных, с налаживанием быта и др.

Мониторинг показал, что нетрудоустроенный бывший осужденный, имея только социальное пособие, обречен снова совершить преступление, ведь ни для кого не секрет, что при таком доходе невозможно социализироваться в обществе и вести нормальный образ жизни. Основной закон гарантирует, что государство обеспечит жильем граждан с различным статусом, социальным положением, а также удовлетворит нужды каждого, обеспечит защиту и охрану населения от внешнего и внутреннего насилия. Для решения подобных задач государство должно позаботится о трудоустройстве граждан, с тем чтобы они в будущем не совершали новых преступлений. Бывшие осужденные вставали на путь исправления и всячески реализовывали себя на рабочем месте. Давайте вспомним строительство Волжской ГЭС, АвтоВАЗа и другие глобальные стройки. Только производственным трудом работники добивались исключительно положительных технологических результатов, не считаясь со своим временем и нуждам. Они обеспечивались не только подъемными деньгами, но и социально-бытовыми условиями. Стабильность в работе, нормальные

А. П. Некрасов

условия труда, быта, культурно-просветительские программы, постоянно действующий административный надзор со стороны правоохранительных органов снижали рост преступности на таких масштабных стройках. Не все вставали на прошлую преступную тропу, благотворно сказывалась атмосфера градообразующих предприятий, многие женились, заводили детей, получали бесплатно квартиры, имели постоянное место жительство, работу.

Нам представляется, что уголовное, уголовно-исполнительное, трудовое законодательство нуждается в доработке и введении новых норм по защите бывших осужденных. По аналогии с

введением закона о защите лиц предпенсинного возраста, которые увольнению не подлежат (в случае их увольнения работодатель понесет уголовную ответственность), законодателю нужно разработать проекты новых норм права по социально-трудовой защите осужденных и продумать механизм их трудоустройства. Возможно, потребуется воспользоваться рецепцией права, перенять опыт Германии по трудоустройству осужденных граждан. Кроме того, нам представляется, что законодатель должен разработать и принять современный закон по безработице и свести к минимуму риски безработицы бывших осужденных, т. к. от этого зависит их дальнейшая жизнь.

Список литературы

1. Министерство труда и социальной защиты : офиц. сайт. — URL: https://rosmintrud.ru.

2. Росстат : офиц. сайт. — URL: http://www.gks.ru.

3. Некрасов, А. П. Эффективность наказаний, не связанных с лишением свободы / А. П. Некрасов // Вестник Самарского юридического института. — 2017. — № 2 — С. 75 — 77.

4. Некрасов, А. П. Вновь к вопросу о латентной (скрытой) преступности / А. П. Некрасов // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2017. — Т. 1. — № 3 — С. 112—117.

5. Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста РФ от 13 января 2006 года № 2 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2006. — № 7.

6. О занятости населения в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 17. — Ст. 1915.

Дата поступления: 20.04.2019

Дата принятия к опубликованию: 22.04.2019

Сведения об авторе

Некрасов Александр Петрович — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний. Самара, Россия. [email protected]

Библиографическое описание: Некрасов, А. П. Кто окажет содействие осужденным в трудоустройстве? / А. П. Некрасов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право — 2019. — Т. 4, вып. 2. — С. 51 — 55.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2019. Vol. 4, iss. 2. Pp. 51—55.

Who will assist in the employment of convicts?

A.P. Nekrasov

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service, Samara,Russia. [email protected]

The article speaks about the objective studies conducted by the author, which showed that at the present time in the Russian Federation the increase in the relapse of crimes does not decrease at all, he seemed to be at one mark. In our opinion, one of the reasons for the stability of relapse is not employment in the society of convicts, who have returned from places of deprivation of liberty both for release on parole and for serving the term of punishment. Former inmates really have problems with employment and everyday life. Employment centers and local governments do not have much interest in ex-prisoners on employment issues, and employers deny them employment where they are offered a job and, having learned that they are ex-prisoners. In the aftermath of the

Кто окажет содействие осужденным в трудоустройстве?

55

former prisoners waiting for asocial life, unemployment, lack of livelihood, lack of housing, and as a result of life, vagrancy, with all the ensuing consequences. The problem with the employment of ex-prisoners does exist, the author suggests that the legislator pay attention to the problem and, with a view to resolving this problem, study the experience of international law and, if possible in the future, introduce this experience into our society.

Keywords: employment, convict unemployed, federal laws, foreign experience, employer, types of unemployment, convicts' employment history, local government, adaptation, employment centers, crime recidivism, asocial lifestyle.

References

1. Ministerstvo truda i social'noj zashchity [Ministry of Labor and Social Protection]. Available at: https://rosmintrud.ru. (In Russ.).

2. Rosstat [Federal State Statistics Service of the Russian Federation]. Available at: http://www. gks.ru. (In Russ.).

3. Nekrasov A.P. Ehffektivnost' nakazanij, ne svyazannyh s lisheniem svobody [Effectiveness of punishments not related to deprivation of liberty]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2017, no. 2, pp. 75 — 77. (In Russ.).

4. Nekrasov A.P. Vnov' k voprosu o latentnoj (skrytoj) prestupnosti [Again to the issue of latent (hidden) crime]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva [Bulletin of the Volzhsky University named after V.N. Tatishcheva], 2017, vol. 1, no. 3, pp. 112—117. (In Russ.).

5. Ob utverzhdenii Instrukcii ob okazanii sodejstviya v trudovom i bytovom ustrojstve, a takzhe okazanii pomoshchi osuzhdennym, osvobozhdaemym ot otbyvaniya nakazaniya v ispravitel'nyh uchre-zhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: prikaz Minyusta RF ot 13 yanvarya 2006 goda № 2 [On approval of the Instruction on rendering assistance in the labor and home appliance, as well as assisting convicts released from serving a sentence in correctional institutions of the penitentiary system: order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of January 13, 2006, no. 2]. Byulleten' norma-tivnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti [Bulletin of normative acts of federal executive bodies], 2006, no 7. (In Russ.).

6. O zanyatosti naseleniya v Rossijskoj Federacii: Zakon Rossijskoj Federatsii ot 19 aprelya 1991 goda № 1032-1 [On Employment in the Russian Federation: Law of the Russian Federation of April 19, 1991 no. 1032-1]. Sobraniye zakonodatelstva Rossijskoj Federacii [Assembly of the Legislation of the Russian Federation], 1996, no 17, article 1915. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.