УДК 343.8
Е. Э. Попова
кандидат юридических наук, доцент;
доцент каф. уголовного права Российского государственного университета правосудия; e-maiL: anateLsvetjen@maiL.ru
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА, КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (по материалам отечественной и зарубежной практики)
В статье автор анализирует трудовую деятельность осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, как элемент общественного воздействия. Определяет два направления осуществления трудовой деятельности осужденных. Выделяет проблемные вопросы, связанные с трудоустройством осужденных к обязательным работам и неработающих осужденных к исправительным работам и предлагает пути их решения.
Ключевые слова: уголовное наказание; средства исправления; осужденные; институты гражданского общества; общественное воздействие.
E. E. Popova
Ph. D. in Law, Associate Professor, Chair of Criminal Law, Russian State University of Justice, PhD in Law; e-mail: anatelsvetjen@mail.ru
LABOUR ACTIVITY OF CONVICTS NOT ISOLATED FROM THE SOCIETY AS AN ELEMENT OF SOCIAL INFLUENCE (following domestic and foreign practice)
In this article the author analyzes the activities of rudovuju convicted to punishments not reLated to excLusion from society, as an eLement of pubLic exposure, specifies two directions of work for these individuaLs, highLights issues reLated to empLoyment of convicts to the obLigatory work and non-working prisoners to forced Labour and suggests ways to address them.
Key words: criminal penalties; remedies; convictions; civil society; public impact.
Трудовая деятельность осужденного как элемент отбывания наказания относится к таким видам наказаний, как обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также при возложении судом обязанности трудоустроиться на условно осужденных или при применении условно-досрочного освобождения.
Специфика такой деятельности характеризуется наличием у осужденного обязанности трудиться, а в отношении уголовного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью - в ее запрете и возможности реализации трудовой деятельности на другой должности или в сфере. Поэтому основной задачей в этом направлении перед уголовно-исполнительными инспекциями является решение вопроса трудоустройства осужденных.
Проведенным исследованием установлено, что значительная часть респондентов, участвовавших в опросе, указало трудоустройство, как одно из ведущих направлений, которое может оказать существенную помощь в работе администрации уголовно-исполнительных инспекций со стороны общественных формирований. Результаты опроса приведены в таблице 1.
Таблица 1
Определение необходимости направления деятельности «трудоустройство» как оказание помощи со стороны общественных организаций уголовно-исполнительными инспекциями
Вопрос анкеты Сотрудники УИИ Осужденные УИИ
Какое направление деятельности общественных организаций может оказать существенную помощь в работе администрации УИИ? мужчины женщины мужчины женщины
Трудоустройство 63,4 38,37 53,16 40,54
Среднее значение результата 51,38 46,85
Среди населения такого мнения придерживаются 75 % опрошенных респондентов, а среди респондентов со стороны общественных организаций это направление указали 97 % опрошенных. Кроме того, 62 % опрошенных респондентов со стороны населения указали, что работа оказывает положительное воздействие на осужденного в период отбытия наказания без изоляции от общества. Очень часто отсутствие работы и безделье осужденного указывалось опрошенными как негативный фактор воздействия на него.
Трудовая деятельность осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, реализуется в двух направлениях:
1) трудовая деятельность как элемент уголовного наказания;
2) трудовая деятельность как составная часть досуга осужденных.
Трудоустройство осужденных является одним из показателей, ха-
растеризующих деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний [Приказ ФСИН России 2013]. Вместе с тем в деятельности уголовно-исполнительных инспекций немало проблем, возникающих с трудоустройством осужденных.
Со стороны сотрудников уголовно-исполнительных инспекций 54 % отметили, что существуют проблема нехватки рабочих мест. Особенно это актуально в отношении осужденных к обязательным работам, поскольку численность этой категории осужденных сохраняет тенденцию к росту.
Необходимо отметить, что в практике имеются случаи отказа в трудоустройстве осужденного со стороны организации, куда он направляется для отбывания наказания, по причине отсутствия вакантных мест либо орган местного самоуправления не предоставляет перечень организаций для трудоустройства осужденных [Апелляционное определение Верховного Суда РФ 2017]. Безусловно, у уголовно-исполнительной инспекции имеются возможности правового реагирования на такие отказы. Это обращение в прокуратуру или в суд, но актуальность трудоустройства осужденных связана, в первую очередь, с обеспечением сроков начала исполнения и отбывания наказания, поэтому сотрудники уголовно-исполнительных инспекций отмечают необходимость постоянного расширения и обновления списка организаций различных форм собственности для трудоустройства осужденных. Привлечение к этому направлению представителей частного бизнеса имеет большое значение для решения важнейшей задачи не только исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ, но и вопроса повышения экономической активности населения государства, выполнения исковых обязательств, имеющихся у неработающих осужденных к исправительным работам и т. д.
Заслуживает внимания предложение К. Е. Луковкина, который считает, что привлечение к исполнению наказаний частных лиц необходимо осуществлять на основе равноправного и взаимовыгодного партнерства, посредством создания сбалансированной государ-
ственно-частной системы исполнения наказаний, где должны быть четко прописаны права и обязанности сторон. Данная система может быть реализована в таких организационно-правовых формах, как система лицензирования, создания компаний смешанного государственно-частного типа (по образцу госкорпораций), привлечение отдельных граждан - индивидуальных предпринимателей. Кроме того, обращает внимание автор, что и государство, и частные лица получают обоюдные выгоды от предложенной модели сотрудничества. У государства в сфере исполнения наказаний снижается общая нагрузка на уголовно-исполнительную систему, что позволит повысить качество ее работы, а также быстрее произойдет оптимизация уголовно-исполнительной системы. Участие в реализации уголовно-исполнительной политики частных лиц будет способствовать развитию гражданского общества, а сотрудничество их с государством может дать целый ряд финансовых льгот - от субсидирования до освобождения или снижения налоговой нагрузки [Луковкин 2014, с. 98]. С такой позицией необходимо согласиться.
Как указывают сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, проблема трудоустройства осужденных связана, в том числе, с требованиями предприятий и организаций при устройстве на работу: наличие квалификации, образования, опыта работы, состояние здоровья, а также необходимого пакета документов. У осужденных к исправительным работам часто отсутствует: необходимый опыт работы, поскольку они не работали продолжительное время; в некоторых случаях место жительства; минимальный пакет документов, удостоверяющих личность (паспорт, СНИЛС, документы подтверждающие уровень образования и т. д.); некоторые осужденные социально дезадаптированы (отсутствие семьи, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, злоупотребление спиртными напитками, наличие заболеваний). Действительно, одними призывами к активизации взаимодействия в этом направлении проблему не решить. Вопросы трудоустройства требуют комплексного решения.
Вместе с тем практика взаимодействия с представителями частного бизнеса показывает, что постепенно накапливается положительный опыт в трудоустройстве осужденных. Так, в регионах, где к вопросу трудоустройства осужденных подходят не формально, а взвешенно и заинтересовано в постановлениях глав муниципальных образований
содержится достаточный перечень организаций, включающий представителей частного бизнеса. Так, в Постановлении администрации г. Перми предусмотрено 562 объекта для отбывания наказания в виде исправительных работ, 204 объекта для отбывания наказания в виде обязательных работ. Из них: ООО - 59,2 %; ИП (ЧП) - 21,88 %; ОАО -5,69 %; ЗАО - 2,13 %; ТСЖ - 1,6 %; муниципальные и федеральное объекты - 2,49 %; прочие (ТОС, АНО, ЗСК и т. д.) - 3,9 % [Постановление администрации г. Перми 2015].
Представляется, что для решения вопроса о расширении мест, где могут быть трудоустроены осужденные, необходимо использовать сведения о тех профессиях или специальностях, которые они уже имеют. Направлять осужденных на исправительные работы, имеющих специальность, на курсы повышения квалификации с дальнейшим трудоустройством. Срок прохождения повышения квалификации, в случае его подтверждения, засчитывать в срок отбытия уголовного наказания.
Трудовая деятельность осужденных, являющаяся элементом его досуга, представляет деятельность по творческому развитию личности осужденного. Такая деятельность может быть связана с бытовыми работами, изобразительной деятельностью, культурной деятельностью, изобретательством и т. п. Досуговая деятельность не является элементом правового регулирования уголовно-исполнительного законодательства, но выступает важной частью исправительного воздействия на осужденного, поскольку позволяет закреплять положительные качества личности осужденного и использовать как основу для ее дальнейшего развития.
В ряде зарубежных государств законодательство предусматривает применение общественных работ. Такой вид наказания предусмотрен в уголовном законодательстве Англии, Франции, Германии, США, Голландии, Казахстана, Украины и т. д. В Уголовном кодексе Молдовы - неоплачиваемый труд в пользу общества, Латвии - принудительные работы и т. д.
А. В. Ростокинский и С. А. Микаелян отмечают разнообразные формы их существования зарубежных государствах: 1) как основное самостоятельное наказание в Азербайджане, Республике Беларусь, Испании, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Польше Украине и т. д.; 2) как заменяющее лишение свободы наказание в Великобритании, Голландии, Франции, Чехии и т. д.; 3) как заменяющее штраф
наказание, в случае невозможности или нежелании его уплаты в Великобритании, Германии, Голландии (для несовершеннолетних, Испании и т. д.; 4) как дополнительное наказание к штрафу или иным видам наказаний в Республиках Беларусь, Чехия и т. д.; 5) как обязанность при освобождении от наказания под условием в Великобритании, Германии, Дании, Франции, Швеции и т. д. [Ростокинский, Ми-каелян 2014, с. 122].
Заслуживает внимания практика применения общественных работ в Великобритании. Она отличается более динамичным характером, т. е. позволяет менять род трудовой деятельности осужденного в процессе отбытия общественных работ. На первичном этапе, который проходит под наблюдением сотрудника службы пробации, осужденные к общественным работам трудятся в группах численностью 5-6 человек на практических (общих) работах: ремонт, уборка улиц, покраска помещений и т. п. Длительность таких работ составляет 21 час. В течение этого времени изучается личность осужденного для дальнейшего использования его на социальных работах: организация досуга в доме престарелых, больнице, работа в молодежном клубе, оказание помощи социально незащищенным категориям граждан. Социальные работы выполняются на договорной основе, постоянный контроль со стороны сотрудника службы пробации уже не осуществляется. В договоре, подписанным осужденным, представителем организации, где он будет работать, и сотрудником службы пробации, обязательно указываются контактные данные последнего для осуществления дистанционного контакта, а также номер круглосуточного телефона с автоответчиком.
Опыт применения общественных работ в Латвии предполагает привлечение к исполнению этого вида наказания благотворительных организаций, которые предоставляют рабочее место, на котором мог бы работать осужденный.
Как показывает российская и зарубежная практика, представители общественности достаточно широко привлекаются при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в различных организационно правовых формах. Оказывают положительное воздействие на личность осужденного и способны оказать помощь в решении проблемных вопросов, возникающих в практике применения уголовно-исполнительного законодательства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 17 января 2017 г. по делу № 33-1193/2017 (33-27750/2016). Официальный сайт Справочно-правовой системы Консультант Плюс. URL : www. consultant.ru.
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 05 мая 2016 г. № 33а-3297/2016. Официальный сайт Справочно-правовой системы Консультант Плюс. URL : www.consultant.ru.
Колосов А. С. Зарубежный опыт применения наказания в виде обязательных (общественных) работ // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 4. С. 180-183.
Луковкин К. Е. Исполнение наказаний частными лицами // Юридическая наука и практика. Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России / под общ. ред. Р. А. Ромашова. 2014. С. 96-98.
Попова Е. Э. Общественное воздействие как основное средство исправления осужденных и формирование уровня доверия к институтам гражданского общества: вопрос взаимодействия // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права: Научные труды кафедры уголовного права. Выпуск 7. М. : РГУП, 2017. С. 177-184.
Постановление Администрации г. Перми от 29 декабря 2007 г. № 561 (с изм. на 11 августа 2017 г.) «Об определении мест отбывания наказания лицами, осужденными к обязательным и исправительным работам». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Консорциум «Кодекс». URL : docs.cntd.ru/document/428683664
Приказ ФСИН России от 08 апреля 2013 г. № 172 (ред. от 07 июля 2015 г.) «Об утверждении Положения об определении рейтинговой оценки деятельности уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 6. 2013 ; Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 9. 2015.
Приказ ФСИН России от 14 июня 2012 г. № 325 «Об установлении оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний при инспектированиях» (документ опубликован не был). Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL : www. consultant.ru/
Ростокинский А. В., Микаелян С. А. Зарубежный опыт законодательной регламентации обязательных (общественных), исправительных и принудительных работ // Актуальные проблемы уголовного и уголовно-процессуального права: современное состояние и перспективы развития. М. : Изд-во Саратовский источник. 2014. С. 119-132.