Научная статья на тему 'Ктиторская деятельность Акинфовых и архитектура вотчинных храмов во Владимирском крае XVII столетия'

Ктиторская деятельность Акинфовых и архитектура вотчинных храмов во Владимирском крае XVII столетия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
211
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОТЧИННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО НА РУСИ В XVII ВЕКЕ / СИСТЕМА ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ / "НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ" / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / PATRIMONIAL CONSTRUCTION / STONE ARCHITECTURE IN RUSSIA IN THE 17TH CENTURY / FEUDAL TENURE / NARYSHKIN STYLE / ART HISTORY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Барашев Михаил Анатольевич

В статье рассматривается ктиторская деятельность старомосковских служилых людей Акинфовых и изменение их художественных предпочтений на протяжении XVII в., что было связано с динамикой политических изменений в общественной жизни того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Donator activity of the Akinfov family and architecture of patrimonial churches in the Vladimir region in the 17th century

The article studies the donator activities of the Old Moscow service family Akinfov and changes in their artistic preferences during the 17th century, which was connected with the trends of social development of that time.

Текст научной работы на тему «Ктиторская деятельность Акинфовых и архитектура вотчинных храмов во Владимирском крае XVII столетия»

ПРИЗВАНИЕ—ИСТОРИЯ

М. А. Барашев

КТИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКИНФОВЫХ И АРХИТЕКТУРА ВОТЧИННЫХ ХРАМОВ ВО ВЛАДИМИРСКОМ КРАЕ XVII СТОЛЕТИЯ

Начало каменного вотчинного строительства на Руси, видимо, относится к концу XV-началу XVI в. —времени, когда окончательно оформляется система феодального землевладения. Среди первых каменных храмов можно отметить Благовещенскую церковь в вотчине Нагих (1501 г., Владимирская обл.) и церковь Рождества Христова в Юркине Голохвастовых (начало XVI в., Московская обл.). В XVI столетии каменное вотчинное строительство было, главным образом, связано с заказами крупнейших феодальных землевладельцев — Годуновых, Шереметевых, «царя и великого князя Тверского» Симеона Бекбулатовича и т. п. Ярким примером вотчинных храмов этого времени являются Спасо-Преображенская (Троицкая) церковь в Больших Вяземах (ок. 1598 г., Московская обл.), церковь Троицы в Хорошеве (1594-1596 гг., Москва) и Богоявленская церковь в Красном-на-Волге (1592 г., Костромская обл.), возведенные в 1590-е годы по инициативе Б. Ф. Годунова. В XVII столетии возрастают масштабы каменного вотчинного строительства и существенно расширяется круг его заказчиков. Это уже не только представители известнейших княжеских фамилий и старомосковских служилых родов, например, Пожарские, Прозоровские, Троекуровы, Голицыны, Ромодановские, Черкасские, Стрешневы, Головины ит. д., но и провинциалы, прежде всего, породнившиеся с царской династией, то есть Милославские и Нарышкины. На их средства были выстроены замечательные вотчинные храмы: Покровская церковь в Медведкове (1634-1635 гг., Москва),

© М. А.Барашев,2010

Борисоглебская церковь в Зюзине (1688-1704 гг., Москва), церковь Николая Чудотворца в Троекурове (1699-1704 гг., Москва), церкви Знамения Богоматери в Дубровицах (1690-1704 гг., Московская обл.) и Перове (1690-1708 гг., Москва), Богоявленская церковь в Мстере (1687 г., Владимирская обл.), Казанская церковь в Ундоле (1693 г., Владимирская обл.), церковь Троицы в Останкине (1677-1683 гг., Москва), Покровская церковь в Филях (1690-1694 гг., Москва) и церковь Троицы в Троицком-Лыкове (1690-1696 гг., Москва).

Строительство каменных вотчинных храмов в ХУІ—ХУІІ вв., несомненно, выражало идеи могущества и феодального иммунитета родовой знати. Вместе с тем оно отчетливо показывает ее личные художественные вкусы, а также отношение к политическим и культурным событиям в жизни страны.

В данной работе рассматриваются ктиторская деятельность старомосковских служилых людей Акинфовых и изменение их художественных предпочтений на протяжении XVII столетия.

Акинфовы — старомосковский служилый род, ведущий свое происхождение от новгородского боярина и воеводы Акинфа Гавриловича (ветвь Ратшичей), прозванного Великим (уб. 1304). Его сыновья уже служили тверским князьям, а в 1399 г. отъехали в Москву. Здесь потомки Акинфа Великого были воеводами, а также выполняли дипломатические поручения московских государей. Например, Архип Федорович Акинфов в 1629 г. поставлен царем Михаилом Федоровичем красноярским воеводой, а его брат Иван Федорович с 1643 г. служил воеводой в Шуе, а позднее при царе Алексее Михайловиче направлен послом в Варшаву1. В первой трети XVII в. Акинфовым принадлежало 10 вотчин в 5 уездах2, в том числе в 3 уездах Владимирского края, и 6 осадных дворов во Владимире3. Архип Федорович Акинфов умер бездетным и после его смерти вотчины достались брату—Ивану Федоровичу. В 1678 г. их унаследовал его сын Никита Иванович Акинфов (ум. не ранее 1723). Н. И. Акинфов начал свою службу при царском дворе стольником, а около 1689 г. был пожалован в окольничии. В 1700 г. ему принадлежало в разных вотчинах и поместьях 403 крестьянских двора4 и несколько господских усадеб, в том числе подмосковная Алтуфьево, где имелся «двор вотчинников» и проживали 4 семьи конюхов из 12 человек и 3 семьи «деловых людей» из 17 человек, а также был двор

скотника5. После смерти первой жены Н. И. Акинфов женился на Аксинье Абрамовне Лопухиной — родственнице царицы Евдокии Федоровны. В 1718 г. он был арестован в ходе так называемого суздальского розыска, а его имения «отписаны на государя». В 1721 г. по воле царя Петра I Никита Иванович стал монахом Кирилло-Бе-лозерского монастыря, приняв при пострижении имя Иоанникий, причем по царской милости «в поместьях и вотчинах, которые за ним были, предоставлено ему Акинфову учинить наследником кого он по-хочет»6. В XVII столетии Акинфовы были известны своей ктитор-ской деятельностью. Сохранились записи об их богатых вкладах во Владимирский Богородицерождественский монастырь. На средства Акинфовых в XVII столетии было построено несколько вотчинных храмов.

До середины XVII в. все вотчинные храмы Акинфовых, видимо, были деревянными, как например церковь Николая Чудотворца в Еси-плеве (Владимирская обл.)7 или Андреевская церковь в Суходоле (Владимирская обл.)8. Скорее всего, это были традиционные храмы «древяна клецки» на подклете с характерными для Владимирского края устремленными вверх крутыми клиновидными кровлями и крытой чешуйчатым лемехом главой на коньке.

Первый известный каменный храм был возведен в родовой вотчине селе Есиплеве по заказу стольника И. Ф. Акинфова в 1652 г.9 Это — нарядное двухэтажное сооружение, где над четвериком с широкой полуциркульной апсидой возвышалась верхняя церковь с алтарем, сдвинутым к западу, что позволяло избежать расположения престолов одного над другим. С севера к храму примыкает одноглавый Борисоглебский придел.

После 1678 г. инициатива каменного вотчинного строительства перешла к Никите Ивановичу Акинфову. В 1678 г. по его заказу в подмосковской вотчине селе Комягине (Московская обл.) была выстроена живописная Сергиевская церковь10. Храм имеет ассимет-ричную композицию, которая включает в себя высокий бесстолп-ный четверик, завершенный пирамидой из двух ярусов кокошников и компактным пятиглавием, пониженную трехчастную апсиду, трапезную и паперть с примкнувшей к ее северному концу шатровой колокольней. С севера расположен Макарьевский придел. Фасады Сергиевской церкви отличаются сложным и разообразным декором,

характерным для зодчества в так называемом «стиле Алексея Михайловича». Декоративное «узорочье» представлено: заостренными килевидными кокошниками, многопрофильными карнизами с ширинками, резным оформлением оконных проемов и порталов, сдвоенными угловыми полуколонками. В декоре фасадов северного придела были применены муравленные изразцы. Архитектура этого вотчинного храма, несомненно, свидетельствует об осознанном восприятии Н. И. Акинфовым господствующих художественных вкусов и стремлении следовать им в своем вотчинном храмовом строительстве. Последующая ктиторская деятельность Никиты Ивановича только подтверждает его умение вовремя оценить архитектурные новации и увязать их с политической конъюнктурой весьма противоречивого времени начала петровских преобразований.

Изменение его художественных пристрастий, а следовательно, и отношения к политическим событиям в стране показывает строительство в 1691 г. вотчинной церкви в честь Всех Святых в селе Эдемском (Владимирская обл.)11. Ее объемную композицию составляют характерный для «нарышкинского стиля» храм типа восьмерик на четверике с трехчастной полукруглой апсидой, трапезная и трехярусная шатровая колокольня. С севера к храму примыкает придел в честь Дмитрия Солунского. Свойственными для своего времени деталями декоративного убранства являются: многопрофильные карнизы, пучки тройных колонок на углах, наличники прямоугольных оконных проемов с тонкими колонками и разорванными треугольными фронтонами.

Последним известным каменным вотчинным храмом, возведенным по заказу Н. И. Акинфова, является Тихвинская церковь в селе Суходоле, выстроенная в 1704 г., скорее всего, суздальскими мастерами12. Это центрический ярусный восьмилепестковый храм со скромным декором. Аналогом его композиции, вероятно, служит подмосковная церковь Знамения Богоматери в Перове или вотчинные постройки голицынского круга.

Каменное вотчинное строительство Акинфовых в XVII столетии является ярким свидетельством всей сложности процесса усвоения новых художественных вкусов заказчиками в лице старомосковских служилых людей и показывает его неразрывную связь с динамикой политических изменений в общественной жизни этого времени.

1 КоробкоМ. Ю. Москва усадебная: Путеводитель. М., 2005. С. 16.

2 ШватченкоО.А. Светские феодальные вотчины России в первой трети XVII века. М., 1990. С. 227.

3 Мазур Л. Д. Русский город XI-XVIII в. Владимирская земля. М., 2006. С. 25.

4 Шватченко O.A. Землевладение и служба думных чинов в России. XVII-начало XVIII века. М., 1999. С. 43.

5 КоробкоМ. Ю. Москва усадебная... С. 16.

6 Цит. по: Там же. С. 17.

7 Добронравов В. Г., Березин В.М. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: В 5 вып. Вып. Ш. Владимир, 1896. С. 510-511.

8 Добронравов В. Г., Березин В.М. Историко-статистическое описание... Вып. I Владимир, 1893. С. 215-217.

9 Добронравов В. Г., Березин В.М. Историко-статистическое описание... Вып. III. С. 510-511.

10 Памятники архитектуры Московской области: Каталог: В 2 т. / Под ред. Е.Н. Подъяпольской. Т. II. М., 1975. С. 148-149.

11 Добронравов В. Г., Березин В.МИсторико-статистическое описание... Вып. V. Владимир, 1898. С. 218-219.

12 Добронравов В. Г., Березин В.М. Историко-статистическое описание... Вып. I. С. 215-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.