Автор предлагает новый вариант пешеходной экскурсии для православных и туристов, интересующихся православными храмами Москвы, которые мало вовлечены в современные туристские маршруты . Основное внимание обращено на уникальный характер и историко-культурное значение достопримечательностей Москвы, составляющих основу духовной жизни многих поколений россиян .
Ключевые слова: православие, храм, экскурсия, икона, архитектурный памятник.
The author suggests a new version of a walking tour for orthodox Christians and tourists who are keen on Moscow’s orthodox churches which are little involved in the modern tourist routes . The article focuses on the unique character, historic and cultural significance of the Moscow sites that lay the foundation for the spiritual life of a number of Russian generations .
Key words: Orthodoxy, Church, excursion, icon, landmark.
Любая паломническая экскурсия имеет свои особенности. Она знакомит не только с церковной архитектурой и живописью, но и переносит в другой мир, к которому надо внимательно прислушать-
Особенности пешеходной экскурсии к действующим храмам Басманной слободы, Елохова, Немецкой слободы
Пятнов П.В.,
к.филол.н, доцент РГУТиС [email protected]
ся, так как он хранит в себе тысячелетний духовный опыт наших предков, который так необходим сегодня каждому из нас. Но, чтобы окунуться в этот мир, надо не просто прочитать статью, а самому пройти по этим местам, увидеть и посетить те храмы, о которых пойдет речь, только тогда вы почувствуете себя настоящим паломником.
Ухтомский Д. В. Триумфальные Красные ворота (Москва)
Наша экскурсия начинается у Лермонтовской площади, которая до 1941 г. называлась площадью Красных ворот. На ней с 1757 г. стояли каменные триумфальные ворота, сооруженные архитектором Д.В. Ухтомским на месте сгоревших деревянных, которые были воздвигнуты по случаю въезда в Москву на коронацию императрицы Елизаветы Петровны. В 1927 г. ворота и стоявшая на месте нынешнего сквера (около станции метро) церковь Трех Святителей для расширения площади были снесены.
Мы выходим на Новую Басманную улицу. Здесь в древности располагалась Басманная слобода. Слово «басман» скорее всего напоминает о ремесленниках-басманниках, которые «басмили», т.е. делали тонкие узорные украшения на металле или коже. Металлическими тонкими листами с выдавленными рельефными узорами обкладывали — «басмили» — деревянные кресты или оклады икон. Басмой также называлось послание с выдавленной на нем ханской печатью и особый вид хлеба, на котором выпекалось какое-либо клеймо. Район Новой Басманной улицы населяли военные, скорее всего иноземцы, перешедшие на русскую службу.
Пройдя мимо домов ХVШ—ХIХ вв., мы подходим к необычной церкви, составленной из двух резко отличающихся частей — собственно церкви и высокой колокольни (Новая Басманная ул., 11). Сразу видно, что они принадлежат к разным эпохам. Если колокольню можно отнести к постройкам так называемого барокко середины XVIII в., то архитектурный облик церкви определить труднее. Это аскетичное здание, с крупными грубоватыми очертаниями, обобщенного объема, завершенное граненым куполом с совсем нерусским бельведером с широкими проемами и остроконечным «шпицем». Что-то голландское иногда видится в нем. Это храм святых апостолов Петра и Павла, что соответствует названию верхнего храма. Нижний освящен во имя святителя Николая с приделами во имя икон Божией Матери «Утоли моя печали» и Владимирской.
Храм — уникальное сооружение не только для Москвы, но и для всей России. Он был построен по рисунку Петра I и на пожалованные им две тысячи рублей. Строительство храма было завершено в 1723 г. Все знают Петра I как плотника, как пушечных дел мастера, а, глядя на церковь, узнают и как архитектора.
Если действительно Петр прислал собственный рисунок, руководствуясь которым неизвестный нам зодчий строил эту церковь, то ее необычные для Москвы формы могут быть объяснены тем, что Петр хотел иметь у себя в Москве церковь, посвященную его небесным покровителям, причем церковь должна была напоминать те, которые он видел в Западной Европе.
В 1745 г. началось строительство каменной колокольни. Автор ее неизвестен. Им мог быть либо И.Ф. Мичурин, либо И.К. Коробов. Рядом с церковью стоит узорная каменная ограда XVIII в. от разрушенной в 1930-х гг. Спасской церкви, перенесенная сюда с Большой Спасской улицы.
В церкви святых апостолов Петра и Павла 18 апреля 1856 г. отпевали П.Я. Чаадаева, жившего неподалеку на Новой Басманной. В 1935 г. храм закрыли, и его здание было передано Управлению Московской областной милиции для склада военно-хозяйственного имущества, а в 1959 г. — ВНИИ геофизики. В 1992 г. храм вернули церкви, с 1994 г. возобновлены богослужения.
Дом 26 на Новой Басманной привлекателен для интересующихся церковной архитектурой. Внимательно присмотревшись к зданию, в котором в настоящее время расположена больница, можно увидеть апсиду бывшей домовой церкви. История этого здания начинается, когда граф Н.А. Головин в 1755—1756 гг. строит себе деревянные хоромы. На их месте новый хозяин Н.Н. Демидов, внук знаменитого Акин-фия Демидова, строит большой каменный дворец, который в 1805 г. покупает князь Михаил Петрович Голицын. После 1812 г.
дом получил прозвище «несгораемого», поскольку он чудом уцелел среди сгоревших в Отечественную войну на Новой Басманной домов. В 1830-х гг. дом приобрел Попечительный совет о заведениях общественного призрения для Сиротского училища. Когда дворец стали перестраивать, была построена и домовая церковь, которую в 1837 г. освятили во имя Успения святой Анны. В настоящее время в бывшей домовой церкви пункт переливания крови, но внешняя часть церкви Успения святой Анны дошла до нас без изменений и составляет единое архитектурное целое со зданием бывшего дворца. Подобных зданий в Москве совсем немного.
Не менее интересно и здание церкви святого великомученика Никиты (Старая Басманная ул., 16/1, стр. 1). Первые сведения о ней относятся скорее всего к 1517 г., когда при Василии III из Владимира в Москву была привезена икона Владимирской Богоматери. Она пробыла в Москве не менее года, ее поновили и «отпустили» во Владимир. На месте прощания с иконой была поставлена церковь, главный престол которой был освящен во
имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери. В XVII в. на этом месте построили новую церковь, а к 1750 г. ее построили практически заново. Главный престол был освящен во имя иконы Владимирской Божией Матери, а приделы во имя святого Никиты мученика и Рождества Иоанна Предтечи.
К массивному восьмиграннику храма, перекрытому пологим куполом с люкарнами в лепных обрамлениях, примыкают сильно вынесенные тосканские портики (северный не сохранился) и трапезная, включившая в себя фрагмент предшествующего храма XVII в. Восьмигранник основного объема фактически является кубом со срезанными углами: его грани заметно отличаются по ширине, вследствие чего на боковых гранях по сторонам центрального окна размещены по три пилястры, а на диагональных — по одной. Фигурное покрытие трапезной и упруго изогнутые фронтоны рамочных наличников прекрасно передают энергичность и жизнерадостность стиля барокко. Полноценная пластика ордера колокольни, виртуозная игра криволинейными формами в ее завершении искупают некоторую пло-
Храм великомученика Никиты на Старой Басманной улице
скостность решения фасадов храма и позволяют отнести постройку к творчеству Д.В. Ухтомского — крупнейшего мастера московского барокко [1. С. 251].
В приходе этой церкви жил Василий Львович Пушкин. Здесь 23 августа 1830 г. его отпевали. В церкви присутствовал весь цвет литературной Москвы: И.И. Дмитриев, П.А. Вяземский, М.П. Погодин, Н.А. Полевой, И.М. Снегирев и многие другие.
А.С. Пушкин взял на себя все хлопоты по погребению дяди и проводил его тело из церкви на Донское кладбище.
В Никитской церкви служил протодьякон М.К. Холмогоров, славившийся своим необыкновенным басом. Облик его запечатлен художником Павлом Кориным в портретах к картине «Русь уходящая» [2. С. 53].
Несмотря на то, что президиум Моссовета в свое время вынес решение о сносе здания церкви, она уцелела и с 1933 г. использовалась как склад. К 1994 г. была закончена реставрация. В интерьере воссоздан барочный иконостас, не имеющий аналогов в Москве.
Теперь пройдем туда, где улица Гороховое Поле переходит в Вознесенскую улицу, названную в 1929 г. улицей Радио. Вознесенской улица называлась потому, что проходила рядом с церковью Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2, стр. 1). Храм известен с XVII в. В 1733 г. канцлер граф М.Г. Головин построил кирпичный храм вместо сгоревшего деревянного. Ныне существующий храм построен в 1793 г. и считается творением самого М.Ф. Казакова, однако документальных свидетельств тому не найдено. Ряд современных историков архитектуры на основании собственного стилистического анализа здания не соглашаются признать его авторство, но иных предположений пока не выдвинуто.
Храм строился при помощи Н.А. Демидова из материала разобранного на Охотном Ряду упраздненного Моисеевского монастыря. Главный престол — Вознесения Господня, приделы пророка Моисея и святого Николая.
В храме есть иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Державная». В этой церкви служил дьяконом и священником известный собиратель архивных документов по истории московских церквей Гавриил Холмогоров. Церковь закрыли в 1933 г. и передали под клуб аэродинамического института, затем в ней побывали и слесарная мастерская, и типография, и склады. Богослужение возобновлено в 1993 г.
Вернемся на Старую Басманную улицу и увидим огромный храм с прекрасными выразительными формами, создающими перспективу улицы. Это место хорошо известно верующим. Храм Богоявления, что в Елохове, после разрушения в 1930-х гг. Богоявленского храма в Дорогомилове, стал патриаршим кафедральным собором. Место, на котором он был построен, располагалось в селе Елохово, первоначально Елох. «Елоха» по древнерусски — «ольха». Раньше в этих местах протекал ручей Ольховец, который был правым притоком речки Чечера, впадавшей в Яузу. Поселение на этом месте возникло скорее всего в XVI в., так как неподалеку от современного дома № 6 по Елоховской улице был найден клад, зарытый до 1533 г. Правда, в справочнике «Православная Москва» говорится, что село с храмом известно с XIV в. [3. С. 19].
Село Елохово знаменито тем, что оно считается родиной Василия Блаженного, Христа ради юродивого и чудотворца, которого почитал и, может быть, даже немного побаивался царь Иван IV Грозный. Его погребение совершалось с большими почестями: царь Иван Васильевич с боярами нес гроб, а обряд погребения совершал митрополит Макарий. Похоронили юродивого у Покровского собора на Красной площади, и по обретении мощей его над погребением возвели в 1588 г. придельный храм. С тех пор Покровский собор часто называют собором Василия Блаженного.
А в селе Елохове в 1717—1722 гг. на месте деревянного храма был выстроен каменный. В 90-е гг. XVIII в. трапезная с приделами и колокольня были перестроены.
Пятикупольное здание Богоявленского собора было построено в 1835—1845 гг. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. Храм поновлялся в конце XIX в. и в начале XX в., когда в нем появились росписи иконописца
В.П. Гурьянова. Огромный резной иконостас ориентирован на иконостасы второй половины XVII в. с их пышной растительной резьбой, но включает также и «русско-византийские» мотивы [1. С. 261].
В этой церкви, еще не перестроенной, проходил обряд крещения А.С. Пушкина. Младенец был наречен Александром, а воспреемниками его при крещении были бабушка Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Артемий Иванович Воронцов — внук знаменитого кабинет-министра Артемия Волынского, погибшего при Анне Иоанновне.
Церковь была известна благотворительностью: при ней действовало Елоховское Богоявленское братство, возникшее по инициативе купца Щапова.
Когда церковь стала патриаршим кафедральным собором, в ней происходили напрестолования (интронизации) патриархов Сергия (в 1943 г.), Алексия (в 1945 г.),
Пимена (в 1971 г.) и Алексия II (в 1990 г.) В Богоявленском храме хранятся мощи святого Алексия, митрополита Московского. Ранее они покоились в Кремле, в Чудовом монастыре. После уничтожения монастыря в 1928 г. мощи были помещены в Архангельском соборе, а в связи с празднованием 800-летия Москвы были перенесены в Елоховский собор. В иконостасе, слева от царских врат, — икона Казанской Божией Матери, напоминающая о трагических событиях 1612 г.
От Богоявленского собора мы идем по Бакунинской улице и попадаем на земли бывшей Немецкой слободы. Живших здесь иноземцев москвичи прозвали «немцами» — «немыми», т.е. не говорящими по-русски.
Вскоре справа в остатках М. Гаврико-ва пер. (д. 29) видим живописный силуэт старообрядческой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Основной четверик увенчан шлемовидной главой. К четверику примыкает шатровая колокольня. Нижний, Успенский храм, предназначен для будничных служб, верхний Покровский — для праздничных. В церкви находился бронзовый иконостас с иконами древнего письма
Московский Богоявленский собор в Елохове
XV—XVI вв. Автор проекта этого необычного здания архитектор И.Е. Бондаренко.
В 1765 г. в Немецкой слободе на месте старой Никольской церкви был сооружен храм (ул. Ирининская, 38, стр. 1), окончательно перестроенный к 1800 г. Трапезная с приделами и колокольней были построены в 1790—1794 гг. В 1891 г. храм был перестроен и значительно расширен. С 1896 г. он стал называться Ирининским, хотя его главный престол был освящен во имя Троицы Живоначальной, а приделы во имя мч. Ирины и вмч. Екатерины.
После закрытия в 1927 г. храм был обезглавлен, колокольня снесена. В нем размещался клуб ворошиловских стрелков, после войны — электромеханический завод, затем — продуктовая база. Был возвращен церкви в 1992 г. [4. С. 167].
Отсюда пройдем на Госпитальную площадь. Площадь названа так потому, что на нее выходят строения старейшего в Москве медицинского учреждения — Военной «гошпитали», основанной по указанию Петра I. По соседству с Главным военным госпиталем по проекту архитектора П.И. Иванова построили корпус с церковью иконы Богоматери «Утоли моя печали» для одноименной общины сестер милосердия. Часть зданий бывшей общины входят в комплекс Городской клинической больницы № 29 (Госпитальная площадь, д. 2).
Основала общину Наталья Борисовна Шаховская, урожденная Святополк-Четвертинская. Похоронив мужа, она стала работать сестрой милосердия в Полицейской больнице для бедных и беспризорных, организованной в 1847 г. доктором Гаазом и вскоре возглавила группу из 30 сестер, которые безвозмездно и самоотверженно ухаживали за ранеными. В 1868 г. сестра Натальи Борисовны, княгиня Надежда Борисовна Трубецкая, возглавила Московский Дамский комитет, к которому примкнула и община сестер, руководимых Н.Б. Шаховской. Община получила печать — красный крест на белом фоне с надписью «Москов-
ская община сестер милосердия „Утоли моя печали“. В 1872 г. Н.Б. Шаховская на свои средства приобретает в Лефортово большое имение вблизи военного госпиталя и начинает на этой территории строительство богоугодных заведений, среди которых была и церковь в честь Обновления храма Воскресения Xристова, освященная 14 октября 1903 г. [4. С. 224—229].
Сама княгиня жила в так называемом «доме начальницы». Он сохранился и находится на углу Госпитальной площади, а почти напротив него стоит церковь Петра и Павла в «солдатах».
Xрам известен с 1613 г. В конце XVII в. был перестроен на средства полковника Франца Лефорта. В 1711 г. он был выстроен заново на средства царя Петра I для Лефортовского полка (от древней постройки сохранился южный портал).
Пожар, охвативший Москву во время Отечественной войны 1812 г., не коснулся здания Петропавловского храма. Но французские солдаты содержали в церкви быков (возможно, лошадей), ссыпали овес. И, хотя повреждения здания церкви были незначительными, произошло осквернение святыни храма. Поэтому после ремонта храм был вновь освящен. Он сохранил внутреннее убранство XVIII в., в том числе деревянный позолоченный иконостас [4. С. 161—163].
В настоящее время в храме находится чудотворная Почаевская икона Божией Матери и икона Божией Матери «Нерушимая стена».
Возвратимся на Покровскую (переименованную в 1918 г. в Бакунинскую) улицу. Когда-то это была просто незамощенная широкая дорога от города к селу Рубцово (или Рыбцево), которое было местом отдыха для Государей Российских. Здесь стояли деревянные хоромы, окруженные многочисленными постройками, у них было все хозяйственное строение и домашний обиход: житный, скотный и каплунный дворы, пруды и садки с рыбой, пчелиные ульи, пивоварни, огороды и плодовые сады,
а также липовая баня или «мыльня». С XVI в. селом владели Романовы.
Xрам святого Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100) известен с конца XVI в. и первоначально был деревянным. Перестраивался в 1614, 1676 и 1721 гг. На освящении храма в 1614 г. присутствовал царь Михаил Федорович Романов. Каменный храм с колокольней и приделами святых первоверховных апостолов Петра и Павла освятили в 1766 г., а придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы — в 1824. По проекту П.П. Зыкова в 1890—1892 гг. была осуществлена капитальная перестройка храма [3. С. 157].
В числе прихожан храма был известный русский экономист и публицист времен Петра — И.Т. Посошков, а в 1740-х гг. — семья А.В. Суворова.
В 1931 г. было принято решение о закрытии храма и в 1932 г. начали разборку и переоборудование его под хлебозавод. Сломали колокольню, надстроили над трапезной храма этажи, внутри появились перекрытия. Xлебозавод действовал до 1986 г. и был закрыт из-за аварийного состояния.
Возвращен РПЦ в 1992 г., а в 1995 возобновились богослужения. В храме есть икона Покрова Божией Матери, искусно вышитая золотошвеями прихода в 20-е гг. XX в.
Напротив Никольской церкви — строения Покровской мещанской богадельни, основанной в 1840 г. Богадельня была одним из самых крупных учреждений такого рода в Москве (в начале XX в. число призреваемых превышало 1000 человек). Ее каменные здания по Покровской улице (Бакунинская ул., 81) начали строиться в 1850—1860 гг. Домовая церковь, апсиды которой видны у входа во двор, освящена 7 декабря 1858 г. во имя Александра Невского. При богадельне был детский приют для сирот мещанского происхождения, учрежденный в память коронации Николая II и Александры Федоровны, и Александро-Мариинское училище, в котором сиротам кроме общего начального образования, давались навыки различных ремесел. Для приюта и училища
были построены здания, фасады которых выходят на соседний Переведеновский переулок.
Рядом со зданиями училища можно увидеть небольшой храм Покрова (Бакунинская ул., 83б), построенный в вотчине бояр Романовых в честь победы над польскими войсками у Арбатских ворот Белого города Москвы в 1618 г. в день Покрова. Красивый каменный храм — один из первых дворцовых соборов — является памятником воинской славы, свидетельством окончания смуты и начала возрождения Отечества. Это одна из первых построек после Смутного времени, которая продолжает традиции годуновского зодчества: небольшой храм, перекрытый кре-щатым сводом с горкой кокошников, имеет боковые храмики-приделы и галерею-гульбище.
Первоначальный деревянный храм через восемь лет был заменен каменным, освященным 29 октября 1626 г. С того же времени существуют приделы царевича Дмитрия и прп. Сергия Радонежского. Xрам был дворцовым, с 1761 г. стал приходским. В 1787 г. построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы.
Вокруг храма стала формироваться Владычне-Покровская община сестер милосердия, учрежденная в 1869 г. игуменьей Серпуховского Владычного монастыря Митрофанией (в миру баронессой Прасковьей Григорьевной фон Розен). Покровительницей общины была императрица. С декабря 1907 г. настоятельницей Покровской общины была игуменья Ювеналия (Марджанова), будущая схимомона-хиня Фамарь, основавшая впоследствии Серафимо-Знаменский скит. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства.
В общине перед 1917 г. было 20 монахинь и более 200 сестер милосердия. Сестры общины работали в больницах, госпиталях, приютах, их вызывали в частные дома; во время войны они трудились в госпиталях
и санитарных поездах. Просуществовала община до начала 1920-х гг., а потом ее закрыли и здания заселили жильцами.
В 1934 г. храм был закрыт, разграблен, кладбище разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Некоторое время оно использовалось в качестве жилых помещений. В 1961—1962 гг. была проведена реставрация храма под руководством архитектора А. Оха, который должен был приспособить здание храма под репетиционные помещения Госу-
Литература
1. Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В. Архитектурные прогулки по Москве . М . : Ворон, 1996.
2 . Павел Дмитриевич Корин . 1892—1967. К столетию со дня рождения . М. , 1993 .
дарственной академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова.
В 1992 г. храм был возвращен Церкви, но реально богослужебная деятельность началась в 2003 г.
Наша экскурсия подошла к концу. Мы посмотрели разные храмы: кафедральные, дворцовые, полковые, домовые, приходские, общинные. Все они играли важную роль не только в духовной, но и в бытовой, повседневной жизни москвичей, давая им духовные и физические силы, заботясь о них, исцеляя их от недугов.
3 . Православная Москва. Справочник монасты-
рей и храмов . М . : Арефа, 2006 .
4 . Лефортово далекое и близкое . М . : МЭИ, 1996 .