общественными пространствами, постепенно окончательно превращаясь в автодороги. Лишенные пешеходов, они стали небезопасны в криминальном отношении.
Позднее огромные «ничейные» пространства в городах заняли киоски, автостоянки, торговые павильоны и рынки. Дома начали огораживаться от посторонних шлагбаумами и заборами, с помощью которых жители пытались обозначить «свою» территорию. Возникает крайне неприятная, враждебная к «чужакам» среда, провоцирующая чувство неравенства у людей.
Начиная с 1950-х годов концепция, подвергается критике. В разных странах мира начинается снос построенных незадолго до этого микрорайонов и жилых комплексов. Выводы
1. Начавшаяся в конце XVIII в. промышленная революция привела к бурному росту промышленных городов. Быстрый рост городского населения и внутренняя миграция в XIX веке стали практически повсеместно массовым явлением в Европе.
2. Со временем это неизбежно привело к необходимости градорегулирования - создания системы законов и норм, определяющих правила застройки и хозяйствования в городах. И именно в этот период начинается поиск идеальной модели города, соответствующей изменившимся реалиям.
3. Градостроительная мысль эволюционировала от понимания города как статичной структуры к пониманию его как динамичной, постоянно развивающейся системы.
4. Основные градостроительные модели индустриальной эпохи:
- Модели города-сада, города-спутника
- Модель сочетания сверхурбанизированного центра и дезурбанизированного пригорода
- Модель функционального зонирования территории города
- Метаболическая модель.
5. Широкое применение на практике получила модель сочетания сверхурбанизированного центра и дезурбанизированного пригорода и модель функционального зонирования территории города.
6. Необходимо вести дальнейшее исследование развития городской среды последующих исторических периодов (постиндустриальный период, информационный период).
Список использованной литературы
1.Ложкин А.Ю. Современные концепции формирования архитектурной среды /Курс лекция. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://archi.ru/russia/44408/ocherk-1-v-poiskah-kachestva-gorodskoi-sredy
2. Глазычев В.Л. Урбанистика - Москва: Европа, 2008. - 468 с.
3. Джэкобс Дж. Жизнь и смерть больших американских городов - Пер. с англ. Москва: Новое издательство, 2011.- 460 с.
4. Линч К. Образ города - Пер. с англ. Москва: Стройиздат, 1982. -326 с.
5. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития - Пер. с англ. Е. А. Дубченко; под ред. В. Л. Хайта.— М.: Стройиздат, 1990.— 535 с.
6. Колхас Р. Нью-Йорк вне себя - Москва: Strelka Press, 2013. - 335 с.
© З.С. Нагаева, А.А. Межмединов, 2015
УДК 712.4
Нерсесян Ирина Сергеевна
канд. ист. наук, ст. преподаватель СКФУ института сервиса, туризма и дизайна (филиал) в г. Пятигорске E-mail: [email protected]
КРЫШНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ КАК СПОСОБ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ КОЭВОЛЮЦИИ
Аннотация
В статье описываются альтернативные способы формирования средств ландшафтной и садово-парковой архитектуры на примере крышного озеленения.
Ключевые слова
Ландшафт, садово-парковая архитектура, крышное озеленение.
Начало XX века запустило маховик неудержимого прогресса, мечты о тихих зеленых городах были сметены волной новых изобретений и технических новинок. Более чем полвека, человечество с упоением конструировало все новые и новые системы улучшения своего существования, забыв о том, что наша планета все с большим трудом терпит эксперименты стремительно растущих людских муравейников.
Этот феномен носит название урбанизация. Итак, что же это такое? По мнению автора труда «История городов» Бондаренко Е.Ю. «Урбанизация - это исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в расселении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре...» [1, с. 56]. Довольно сухое понятие, из которого вытекает, что общество перешло из состояния созерцания и создания к потреблению и уничтожению. Человек, отвоевывая землю у коренного "зеленого" населения, тем самым увеличивал долю городского масштаба. На данном этапе в городах живет половина человечества, употребляя 75% мировых ресурсов, и по прогнозам специалистов к 2025 г. городское население составит 2/3 от мирового [2, с.192]. В свое время знаменитый английский социолог Эбенизер Говард был твердо уверен, что ... «промышленные города изживают себя. Хаос, беспринципность жителей, шум и грязь ведут мир к гибели» [3]. И он оказался по-своему прав. Непрерывно разрастаясь, город, безусловно, дает возможность человеку самым выгодным образом реализовать свои способности, но постоянный рост населения и городов требует еще больше новых площадей для новых зданий, дорог, обслуживающих сооружений и всего того, что нужно человеку для жизни.
Агрессивность визуальной городской среды проявляется особенно в ее однообразии. Утомляют одинаковые современные многоэтажные здания, интерьеры помещений, станций метро, ряды гаражей-ракушек. Все это оказывает очень сильное влияние на психику людей, снижает интеллект и тех, кто их ежедневно наблюдает. Помимо жилых районов, как уже выше сказано, с однотипным ритмом, существуют и офисные здания (часто высотные), где люди проводят большую часть дня и чаще всего видят плоские поверхности (площади, улицы, фасады зданий), соединенные прямыми углами, в природе подобное сочетание практически не встречается. Цветовая гамма бедна и скучна. Следовательно, возникает необходимость «инъекции» в сухую и жесткую городскую среду ярких и «живых» объектов. Но из-за плотной застройки «деловых» районов, внедрение природной составляющей часто реализуется за счет непосредственной взаимосвязи ее с архитектурой. Как способ рациональной организации городского пространства во взаимодействии с растительным миром, можно рассматривать озеленение крыш и фасадов зданий.
История садов на крышах начиналась с Ассирии, Вавилона (террасированные сады Семирамиды), постепенно подобия этих садов стали появляться в Греции, Древнем Риме, с начала XVII века в Северной Европе (в Германии, Швеции) и в России (верховые висячие сады Кремля в допетровские времена, Екатерининские висячие сады на Эрмитаже). По мере совершенствования строительных материалов и конструкций сады на крышах стали появляться во всем мире - в США, Канаде, Японии и многих других странах. Травяные крыши, плоские и скатные, также имеют свою древнюю историю - в основном они характерны для построек Норвегии, Швеции, прибалтийских стран - где сооружаются и до сих пор.
Крышное озеленение - альтернативный вид озеленения, при котором происходит формирование средств ландшафтной и садово-парковой архитектуры на поверхностях подземных и наземных сооружений.
Не стоит забывать и о психологическом воздействии зеленого цвета, что в избытке мы наблюдаем в природе. Кандинский превосходно охарактеризовал зеленый цвет «.в зеленом заложена жизненная возможность, которая совершенно отсутствует в сером». Также он справедливо отмечает: "Абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти". Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент.» [4, с.63].
Применение такого метода озеленения дает огромные возможности. Кровлю не зря называют «пятым фасадом». Именно на кровле останавливается взгляд, а по ее достоинствам оценивается архитектурное решение всего здания.
С его помощью можно скрыть неприглядные поверхности и, наоборот, подчеркнуть наиболее выигрышные детали зданий и сооружений. Велика перспектива использования данного вида озеленения в районах с очень плотной застройки, где ограниченность территории не дает возможности разместить древесно-кустарниковые насаждения.
Озеленение кровель позволяет создать комфортный микроклимат в торговых, жилых и офисных помещениях, а также защитить здания от жары, холода и резких перепадов температуры.
Таким образом, применение в городском благоустройстве крышного озеленения позволит решить проблему дефицита озелененных территорий и значительно преобразит в лучшую сторону облик города.
Но как бы то ни было, крышное озеленение - это не панацея от «вируса», это всего лишь один из способов изменения ситуации к лучшему. Намного правильнее было бы смотреть шире, глубже. Выявить настоящую проблему. Как-то в своем интервью японский архитектор Тойо Ито сказал: «Архитектура сама по себе — это отрасль, которая создает искусственное пространство, потом человек вокруг этого искусственного пространства какую-то зелень разбрасывает и считает, что все хорошо и замечательно, что беспокоиться не о чем. Это, конечно, не сущностное решение проблемы. Я считаю, что необходимо думать о создании городов, в которых архитектура сливается с природой»[5].
Несомненно, преимущество озеленения крыш и фасадов на лицо. Главная задача состоит в том, чтобы найти оптимальные пути экологической организации городской территории, способствовать восстановлению и развитию гармоничных взаимоотношений природы и человеческого общества, превращению современных антропогенных ландшафтов в качественно новые пространства -экономически эффективные, экологически безопасные, обладающие высоким эстетическим потенциалом.
Список использованной литературы: 1. Бондаренко, Е.Ю. История городов: учебное пособие / Е.Ю. Бондаренко. - Владивосток, 2003 - с. 56 2.Экология крупного города (на примере Москвы). Учебное пособие/Под общей ред. д.б.н. А. Л. Минина/. -М.: Изд-во «ПАСЬВА», 2001. - 192 с.
3. Эбенизер Говард здесь будет город-сад! История и современность одной градостроительной концепции [Электронный ресурс], http://www.novate.ru/blogs/040514/26245/ - статья в Интернете.
4.Кандинский В.В. О духовности в искусстве./В.В. Кандиеский М., 1992. 112 с.
5. Интервью Тойо Ито Само понятие города скоро исчезнет //Журнал [Электронный ресурс], http://lenta.ru/articles/2013/07/04/ito/ - статья в Интеренете.
© И.С. Нерсесян, 2015
УДК 72.04.017
Торосян Арпине Саркисовна
доцент кафедры «Дизайн»; Северо- Кавказского федерального университета, г. Пятигорск, РФ
Сайматова Роза Студентка 3 курса факультета «Дизайн»; Северо- Кавказского федерального университета
Филиал г. Пятигорск, РФ E-mail: [email protected]
СТАРЫЙ МОСТ Аннотация
Статья об одном из забытых архитектурных сооружений города- курорта Пятигорска, в частности о старом трамвайном мосте. О его истории и роли в жизни людей и города.
Ключевые слова Архитектура, старый мост, городской пейзаж, трамвайный путь, мост. Мосты в Пятигорске не такая заметная деталь городского пейзажа, как, скажем, в Петербурге, но они