Поляков Владимир Евгеньевич, Бегаджиев Ратмир Сеитумерович. Крымские татары в ВВС РККА и ВМФ в годы Второй мировой войны
В статье впервые представлена информация об участии крымских татар в ВВС РККА и ВМФ в годы второй мировой войны. Проанализированы предпосылки массового увлечения авиацией на полуострове, разветвленная сеть аэроклубов.
Структурирована понятие авиатор с выделением таких понятий как летчик, штурман, воздушный стрелок радист и уже обобщенно представлен наземный технический персонал. Впервые поименно названы все авиаторы с указанием фамилии, имени, если есть отчества, года и места рождения, воинского подразделения, даты и названия полученной награды. Вся работа выполнена на основании архивных документов министерства обороны. Указаны погибшие и пропавшие без вести, не вернувшиеся с боевых вылетов.
Ключевые слова: Крымские татары, авиация, лётчики, штурманы, воздушные стрелки, техники, мотористы, награды.
Polyakov Vladimir Evgenievich, Begadzhiev Ratmir Seitumerovich. Crimean Tatars in the Air Force and Navy of the Red Army During World War II
The article for the first time provides information on the participation of the Crimean Tatars in the Red Army Air Force and the Navy during the Second World War. The
1 Поляков Владимир Евгеньевич, д.ист.н., проф. кафедры истории ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова; Бегаджиев Ратмир Сеитумерович, аспирант кафедры истории ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым)
В.Е. ПОЛЯКОВ, Р.С. БЕГАДЖИЕВ1, E-mail: [email protected]
Крымские татары в ВВС РККА и ВМФ в годы Второй мировой войны
УДК: 94(47)
preconditions for the mass enthusiasm for aviation on the peninsula and the extensive network of flying clubs are analyzed.
The concept of an aviator has been structured, highlighting such concepts as a pilot, a navigator, an air gunner, a radio operator. The ground technical personnel has been also summarized. For the first time, all aviators were named by name, indicating the surname, first name, if there is a patronymic, year and place of birth, military unit, date and name of the received award. All work was done on the basis of archival documents from the Ministry of Defense. The dead and missing who did not return from combat missions are indicated.
Keywords: Crimean Tatars, Aviation, Pilots, Navigators, Air Gunners, Technicians, Mechanics.
Участие крымских татар в Великой Отечественной войне в составе советских ВВС практически неизученная до сих пор тема. Послевоенные десятилетия все публикации были посвящены одному человеку дважды герою Советского Союзу Амет-Хан Султану, о котором было написано более десятка книг самых разных жанров [Велиев, 2009], причем все авторы, вне зависимости от национальной принадлежности, вольно обращались с историческими фактами. Только в последние годы, благодаря трудам Симонова проблема мифологии была преодолена [Симонов, 2009. Симонов, 2017].
Настоящая работа стала возможна с одной стороны благодаря выставлению в открытый доступ архивов министерства обороны, а с другой-многолетней поисковой работы, проведенной группой «Поиск» Крымского инженерно-педагогического университета во главе с автором статьи, а также скрупулезному изучению всего мемуарного наследия военных авиатор, в котором упоминаются наши земляки [Березницкая,
1962, с. 48; Жуков, 1979, с. 79; Федоров, 1976, с. 191; Чалбаш, 2017].
Целью исследования является создание полной картины участия крымских татар в Великой Отечественной войне в составе ВВС РККА и ВМФ. При этом все авиаторы будут персонифицированы и структурированы: лётчики, штурманы, воздушные стрелки-радисты, наземные авиаспециалисты.
Интерес крымских татар к авиации проявился только в советский период. Первым крымским татарином, окончившим аэроклуб, а затем ставшим в нем же инструктором стал Мазинов Мансур из Гурзуфа.
Определение «первый», но уже в отношении всех крымчан, уместно по отношению к Маслядину Ваапову из села Чокурча Симферопольского района, который стал не только первым парашютистом в Крыму и пропагандистом этого нового тогда дела.
Родоначальником парашютного спорта в Крыму среди женщин была Шафика Из-зетова, на счету которой было 103 прыжка. В боевых действиях в воздухе в довоенный период, участие крымских татар отмечено боевыми наградами. По итогам Финской войны среди награжденных: летчик-истребитель Осман Зиядинов из села Таш-Алчин, что на Керченском полуострове, награжденный орденом Красного Знамени и авиатехник бомбардировочного полка уроженец села Албат Мамет Насурлаев, награжденный медалью «За боевые заслуги».
- Летчики -
Авиация пришла в нашу жизнь довольно поздно, только в самом начале ХХ века. Само слово «Авио» восходит к латыни, где означает «птица», а затем уже через французский пришло в русский язык. Впрочем, первоначально его пробовали заменить нашим «воздухоплаванием», появилось даже производное - «воздухоплаватель», но оба термина не закрепились. Если «авиация» осталась без конкурентов, то производную от него «авиатор» немного потеснили. Сегодня авиаторы - это все, кто связан с авиацией, а вот непосредственно поднимался в небо «пилот». Это слово, прежде чем стать нашим, прошло еще более сложный путь от греческого «весло», далее «кормчий», через латынь попало во французский и уже
оттуда в русский язык, но со временем не выдержало конкуренции с русским аналогом «лётчик», официально оставшись только в гражданской авиации.
Если вспомнить фильм «В бой идут одни старики», то все было точно также и в среде крымских татар. Кто-то к началу войны был уже опытным летчиком, а кто-то пришел в строевой полк только после окончания училища и владел только самыми примитивными навыками: «Взлет-посадка».
Примечательно как по внешнему виду, в начале войны безошибочно отличали «стариков» от «молодых»: «старики» ходили в регланах - кожаных пальто, которые с 1940 года, по приказу нового наркома Тимошенко, перестали выдавать молодым пилотам.
Так получилось, что у крымскотатарской общественности на слуху фактически всего 2-3 имени военных летчиков: Амет-хан Султан, Абдраим Решидов и Эмир-УсеинЧал-баш.
Мы же впервые введем в научный оборот новые имена лётчиков их числа крымских татар.
Асанов Али (1906-?). Алуштинский р-н, с. Корбек.
Летчик. Отд. эскадрилья связи 51 А.
Бербер Асан Осман (1914-1943). Бахчисарайский р-н, с. Биюк-Озенбаш.
Ст. лейтенант. 25 ап. ВВС ЧФ.
Погиб: 13.07.1943. Краснодар.
Зиядинов Осман Муртаза (1915-1944). Керчь.
Летчик-истребитель 249 иап 4 ВА. 1940 г.
Награжден: 30.08.1942. - орденом Красного Знамени; Красной Звезды; 04.05.1943 -Красного Знамени.
Погиб: 03.01.1944.
Совершил 159 боевых вылетов.
Мазинов Мансур Мустафа (1906-?). Ялтинский р-н, с. Гурзуф.
Командир эскадрильи. 885 савп. 31 А.
Награжден: 23.06.1942 - Красного Знамени; 10.12.1942 - Красного Знамени; 18.05.1945 - «Отечественной войны».
Меметов Якуб (1916 -1943). Фрайдорфский р-н, с. Такил.
Летчик-истребитель. 16 гв. иап 216 сад 4 ВА.
Награжден: 05.11.1941 - Красной Звезды; 05.05.1945 - «За оборону Кавказа».
Погиб: 11.04.1943. Краснодарский край.
Меметов Якуб служил в одной эскадрильи с прославленными в будущем советскими асами Александром Покрышкиным и Григорием Речкаловым. Первым в своей эскадрильи, уже 5 ноября 1941 года был награжден орденом. К моменту своей гибели сбил 9 самолетов противника. Напомним, что для присвоения звания героя, как правило, было необходимо 12 сбитых самолетов противника.
Решидов Абдраим (1912-1984). Бахчисарайский р-н, с. Мамашай - Симферополь.
Командир эскадрильи, заместитель командира 162 гв. бап.
Награжден: 23.02.1942 - «Ленина»; 23.02.1942 - Красного Знамени; 24.09.1944 -«Александра Невского»; 15.05.1945 - Красного Знамени; 27.06.1945 - Золотая Звезда; 27.06.1945 - «Ленина»; «За освобождение Варшавы»; «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».
Герой Советского Союза.
Сулиманов Рефиджан Сулиман (19141982). Карасубазарский р-н, д. Соллар.
1932 г. Командир эскадрильи. 24 бап 16 ВА.
Награжден: 15.09.1943. Красного Знамени; 24.07.1944 - Александра Невского; 03.11.1944 - «За боевые заслуги»; 29.06.1945 - Красного Знамени; «За взятие Берлина». «За освобождение Варшавы»; 24.06.1948 - Красной Звезды.
К началу войны имел опыт Финской войны, счастливо выжил в первые месяцы Отечественной. Воевал на Западном, Брянском фронтах.
Вот, что писал о нем командир 241 бад, в которой он служил «После прихода в дивизию я шмомипвя с летным составом. Мне
представили его (Супиманова) в качестве
одного из лучших пилотов 24-го бомбардировочного попка.
- ТЫ родом из Казани? - спросил я, обрадовавшись встрече о земляном.
- Нет, я из Крыма
Я заговорил по-татарски и он заулыбался» [Федоров, 1976, 175 с.].
В другой главе он дает более разверну-
тую характеристику нашему земляку: «Я знаю его строгим и справедливым командиром. Он редко шутит, еще реже смеется. Но его любят все, даже самые недисциплинированные. Он немногословен, не требует повторения своих приказаний, его удовлетворяет краткий воинский ответ: «есть!». Сулиманов терпеть не может малейших проявлений разболтанности. Тогда в его речи еще больше восточного акцента, он переходит на «ты», хотя вообще не терпит фамильярности» [Федоров, 1976, с. 159].
Совершенно неожиданно Рефиджан открылся в следующим эпизоде. Вот, что пишет Федоров: «Выхожу на аэродром. На окраине стоит мой старый боевой друг -командир эскадрильи майор Рефиджан Су-лиманович Сулиманов. Решаю подойти к нему. Вид у него усталый. Он по-видимому, только что поднялся с нар.
Сплошной гул сотрясает ночь. Майор шепчет мне:
- Скоро тихо станет... Скоро мир, понимаешь... Там ведь тоже люди, в этом проклятом городе. Дети... Старики... Женщины... [Федоров, 1976, с. 160].
Поразительно заканчивается эта книга: «30 апреля. 12 часов 50 минут. Сегодня мой последний боевой вылет на Берлин.... Осторожно заруливаю «Петлякова» на стоянку. Откидываю колпак. Меня и штурмана охватывает необыкновенная тишина. Яркое солнце играет на плоскостях нашей машины. Возле нее остановился Рефиджан Сулиманов. На лице его улыбка, а губы едва шепчут:
- Вот и все! «Из ночи пришедшие в ночь и уйдут»
Был канун Первого мая 1945 года» [Федоров, 1976, с. 192].
В 1949 году он был уволен из армии. В 1982 ушел из жизни. Похоронен в Витебске.
Умеров Али Абибулла (1915-1941). Керченский п-ов, с. Каялы-Сарт.
Командир звена. 23 иап 44 сад.
Награжден: 09.11.1941 - Красного Знамени.
Погиб: 27.11.1941. Донбасс.
Успел совершить 47 боевых вылетов. Это очень много! Если бы он не погиб в воздушном бою 27 ноября 1941 года, то, безуслов-
но, стал бы героем Советского Союза.
Каладжиев Мустафа (1916-1945).
Лётчик. 116 иап.
Награжден: 03.11.1944 - «За боевые заслуги»; 08.09.1944 - «Отечественной войны»; 21.02.1945 - Красного Знамени.
Погиб. Венгрия.
Мемедулаев Месут (1914-?). Сакский р-н, с. Алач.
Командир звена. 997 нбап 313 нбад.
Награжден: 26.06.1943 - Красная Звезда; 02.07.1944 - «Отечественной войны»; 17.06.45 - Красного Знамени; «За освобождение Варшавы»; «За взятие Берлина».
В действующую армию попал только в 1943 году. Вскоре стал командиром эскадрильи.
Мензаде Кудус (?-1941). Симферопольский р-н, с. Сарабуз Татарский.
Командир экипажа. 606 лбап.
Погиб: 25.11.41. Москва.
Султан Аметхан (1920-1971). Ялтинский р-н с. Алупка.
4 иап; 9-гв. иап.
Награжден: 05.11.1941 - Красной Звезды; 31.07.1942 - Красного Знамени;
23.10.1942 - «Ленина»; 14.02.1943 - «Ленина»; 24.08.1943 - «Золотая звезда»;
24.08.1943 - «Ленина»; 13.10.1943 - Красного Знамени; 07.04.1944 - Александра-Невского; 20.01.1945 - «Отечественной войны»; 20.04.1945 - Красного Знамени; 29.06.1945 -«Золотая Звезда; 29.06.1945 - «Ленина; «За оборону Сталинграда»; «За взятие Берлина»; «За взятие Кенигсберга»; 03.02.1951 -Красного Знамени; 31.07.1961 - «Знак Почета».
Дважды герой Советского Союза.
Чалбаш Эмир-Усеин (1918-2005). Алуштинский р-н с. Шума.
Командир эскадрильи. 49 иап 309 иад.
Награжден: 16.04.1942 - Красного Знамени; 10.12.1942 - Красной Звезды; 29.05.1943 -«Отечественной войны»; 12.08.1943 - Александра Невского; «За оборону Москвы»; «Отечественной войны».
Если бы Эмир-Усеина не отозвали в 1943 году с фронта работать инструктором, то он,
безусловно, стал бы героем Советского Союза, так как уже имел 11 сбитых самолетов.
К сожалению, была категория ребят, своего рода «Крымских Смуглянок», которые прямо из училища попали на фронт. Были среди них и такие, что погибли в первых же боевых вылетах.
Аблякимов Иззет (1918-1942). Евпатория.
Пилот. 402 иап, 239 иад.
Пропал без вести: 07.06.1942.
Аблякимов Меджит (1923-1944). Кара-субазарский р-н, с. Ак-Кая.
Пилот. 761 иап 259 иад.
Пропал без вести: 21.07.1944.
Алимов Юсуф (1917-?). Симферопольский р-н.
Пилот. 370 нбап 262 нбад 17 ВА.
Награжден: 17.06.1943 - «Отечественной войны»; 25.10.1943 - Красного Знамени; «За оборону Сталинграда».
Арифов Мансур Исмаил (1922-?).
Летчик. 565 шап 224 шад 8 ВА 4 УФ.
Награжден: 19.02.1945 - Красного Знамени; 19.04.1945 - Красного Знамени; 17.05.1945 - «Отечественной войны»; 28.06.1945 - Красного Знамени; 20.09.1945 -Красной Звезды; «За освобождение Праги».
Мустафаев Мустафа Велиша (19221944). Ялтинский р-н, с. Дегирменкой.
Летчик. 274 иап 278 иад 3 иак.
Погиб: 16.08.1944.
Облякимов Меджит (1923-1944). Кара-субазарский р-н, с. Ак-Кая.
Летчик. 761 иап 259 иад 3 ВА.
Пропал без вести? 21.07.1944.
Османов Хамид (1915-?) Евпатория.
Летчик. Награжден: 06.04.1985 - «Отечественной войны».
Устинов Сулейман Февзи (1917-1942). Бахчисарайский р-н, с. Бурлюк.
Летчик. 784 шап. 232 шад.
Погиб: 09.05.1942.
Халилов Нурий Исмаил (1921-1943)
Бахчисарайский р-н, с. Аранчи.
Командир звена. 43 иап 261 иад 4 ВА.
Награжден: 01.05.1943 - «За отвагу»; 09.05.1943 - Красного Знамени.
Всего же из 21 летчика погибли 12 человек.
- Штурманы -
Сразу после того, как аэропланы стали использовать в военных целях, выяснилось, что один человек не в состоянии осуществлять весь объем работ: управлять самолетом, вести разведку, бросать бомбы, стрелять из пулемета... Так в самолетах появился второй член экипажа. Его называли летчик-бомбардир, летчик-наблюдатель. Уже в самом конце Второй мировой войны закрепилось «штурман», вероятно по аналогии с моряками, у которых штурман - заимствованное из голландского, где stuurman образовано сложением слов stuur - «руль» и man - «человек» [Фасмер, 1987, с. 481]. Штурман буквально - «рулевой». Невольно вспоминается «кормчий», из которого со временем появилось слово «пилот».
Профессия штурмана, чрезвычайно сложная, так как требует прекрасного знания географии, математики, астрономии, отличной физической подготовки. То, что среди крымских татар оказалось много людей этой профессии свидетельствует о высоком общеобразовательном уровне народа предвоенной поры.
В США штурман являлся командиром воздушного корабля. В советских ВВС командиром является лётчик.
В прямые функции штурмана входит: прокладка курса самолета, постоянное знание местонахождения, ведение разведки, бомбометание, стрельбы из пулемета в случае воздушного боя...
В советских ВВС сложилась не очень объективная оценка труда членов экипажа. Совершил экипаж 20 боевых вылетов. Представили к наградам. Лётчик получил орден Красного Знамени, штурман орден Красной Звезды, воздушный стрелок-радист медаль «За отвагу», но летали-то они вместе!
В настоящей статье мы представляем 18 выявленных к настоящему времени крымских татар штурманов ВВС:
Абдуллаев Джафер (1920-?). Байдар-ская волость, с. Бага.
Штурман. 581 оаэ связи 51 А.
Награжден: 24.05.1945 - Красной Звезды; 14.06.1945 - «Отечественной войны».
Аблякимов Хаялий (1914-?). Кировский р-н, с. Татарский Каясы.
Штурман экипажа. 634 нбап 325 нбад 1 ВА.
Награжден: 21.09.1943 - Красной Звезды;
13.08.1944 - Красного Знамени; 06.04.1985 -«Отечественной войны»; «За оборону Москвы».
Аджи-Халиль Абдурахман (1915-1941) Ялтинский р-н, с. Ай-Василь.
Штурман. 46 ббап 77 ад.
Награжден: 06.01.1942 - Красного Знамени.
Погиб: 07.12.1941. Москва.
Акимов Осман Абибулла (1916-1978). Бахчисарай.
Штурман. 102 ап дд; 101 тап.
Награжден: 31.12.1942 - Красное Знамя; 11.07.1943 - «Отечественной войны»; «За оборону Сталинграда».
Апазов Игорь (1923-?). Бахчисарайский р-н, с. Адым-Чокрак.
Стрелок-бомбардир. 429 отд. авиаэскадрилья связи 31 А.
Награжден: 08.08.1944 - Красной Звезды.
Бариев Гафар (1919-?). Ичкинский р-н, с. Артай.
Штурман 6 гв. бап.
Награжден: 24.05.1945 - «Отечественной войны»; «За взятие Берлина»; «За взятие Кенигсберга»; 17.05.1951 - «За боевые заслуги»; 22.02.1955 - Красного Знамени; 30.12.1956 - Красной Звезды; 16.10.1957 -«Ленина».
Гемеджи Амет (1919-1997). Ялтинский р-н, с. Гурзуф. - Рига.
Штурман. 15 нбап 213 нбад.
Награжден: 29.10.1943 - «За отвагу»; 05.09.1944 - «Отечественной войны»; 10.04.1945 - Красного Знамени;
29.07.1945 - «Отечественной войны»; «За взятие Кенигсберга».
Джелилев Джевдед (1920-?). Ялтинский р-н.
Ст. лейтенант. Штурман эскадрильи. 387 нбап 284 нбад.
Награжден: 13.09.1943 - Красной Звезды; 20.09.1944 - «Отечественной войны»; 07.01.1945 - «Отечественной войны»; 06.04.1985 - «Отечественной войны».
Ибраимов Нафе Ибраим (1917-?). Куйбышевский р-н, с. Гавр.
Штурман 566 отд. авиаэскадрильи связи.
Награжден: 23.08.1945 - Красной Звезды.
Ислямов Ягья Аджиабдула (1919 -2006). Зуйский р-н, с. Едилер-Ташлы-Даир
Штурман экипажа. 389 нбап 314 нбад 3А.
Награжден: 28.04.1945 - «Отечественной войны»; «За взятие Кенигсберга».
Османов Нусредин Осман (1910-?). Старо-Крымский р-н, с. Авчара-Русская.
Адъютант эскадрильи. 6 гв. авиаполка ВВС ЧФ.
Награжден: 17.05.1944 - Красной Звезды. 22.12.1942 - «За оборону Севастополя».
Режепов Зиядин (1907-?). Симферопольский р-н, с. Татарский Сарабуз.
Начальник связи эскадрильи. 237 шап,175 шап, 955 шап, 125 бап 13 бад Ленинградский фронт.
Награжден: 31.12.1941 - Красной Звезды; 03.11.1944 - Красной Звезды.
Саранаев Амды-Аблямид Осман (1917-?). Бахчисарай.
Штурман. 123 гв. бап 3 гв. бад. 16 ВА.
Награжден: 05.11.1943 - «Отечественной войны»; 04.10.1944 - Красного Знамени; «За взятие Кенигсберга».
Умеров Сеит-Мемет (1922-?). Бахчисарай.
Штурман. 13 гв. бап.
Награжден: 06.04.1949 - Красного Знамени; «За взятие Кенигсберга».
Усеинов Джелиль Исмаил (1913-?). Балаклавский р-н, с. Саватка.
Штурман звена. 68 отд. авиаэскадрильи ТОФ.
Награжден: 01.09.1945 - «Отечественной
войны»; 10.11.1945 - «За боевые заслуги».
Шерфединов Сулейман Халил (1921 -1944). Балаклавский р-н, с. Чоргунь.
Штурман. 15 нбап 213 нбад.
Награжден: 11.10.1943 - Красной Звезды.
Погиб: 30.10.1944.
Из 18 погибло 2 человека.
- Воздушные стрелки-радисты -
Специальность воздушный стрелок-радист появилась в советских ВВС незадолго перед войной. У каждого воздушного стрелка-радиста фактически было три непосредственных начальника: командир экипажа, начальник связи и начальник по огневой подготовке.
Со временем стрелки-радисты появились на тяжелых бомбардировщиках дальнего действия ТБ-3, ТБ-7, Пе-3, Ер-2, а также на ближних бомбардировщиках Пе-2, Ту-2, Б-20.
Помимо функции поддерживать связь с землей на него возлагалась огневая защита задней полусферы, наблюдение за воздухом, помощь штурману в ведении разведки.
С середины 1942 воздушные стрелки появились на самолетах Ил-2. Если летчик находился в бронированном колпаке, то стрелок был беззащитен от пуль и осколков. Как результат соотношение погибших воздушных стрелков к числу погибших летчиков было 7:1. Впрочем, очень часто и летчик, и стрелок погибали вместе.
Самолеты противника воздушные стрелки сбивали не часто. Те, кто выжил, имели по 2-3, сбитых за всю войну. Да это и не входило в их обязанность. Главное - не дать сбить себя!
Награждали в основном по числу боевых вылетов, но в дискриминационном по отношению к летчику и штурману отношению, награда была на статус или два ниже. Тем не менее к концу войны, оставшиеся в живых стрелки-радисты имели по 3-5 наград. За каждый сбитый могла быть отдельная награда: медаль или даже орден.
Аблякимов Абдураим из села Отузы.
Совершил 256 боевых вылетов. Показатель, дающий право минимум на звание героя Советского Союза или даже дважды героя.
Дважды награжден орденами «Отечественной войны», медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда».
Аблялимов Рефат из села Тангельды Карасубазарского района.
Совершил 300 боевых вылетов на самолетах военно-транспортной авиации.
Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
Куртиев Ниметулла из из села Биюк-О-зенбаш.
В феврале 1942 года за 10 боевых вылетов награжден медалью «За боевые заслуги».
Мустафаев Билял из Алушты.
Награжден медалью «За отвагу» в 1942 году. Совершил 95 боевых вылетов.
Погиб в апреле 1943 года.
Нафтулаев Нури из села Биюк-Сюрень.
Награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда».
Погиб в сентябре 1943 года.
Наибольшей информацией мы располагаем о Раифе Абибулаеве из села Эски-Эль Бахчисарайского района.
Совершил 54 боевых вылета на ПЕ-2. Летал в составе женского экипажа 587-го бомбардировочного авиаполка имени Марины Расковой впоследствии он стал 125 гвардейским.
Служба в этом полку имела свои особенности. Прежде всего, не принято было материться, что крымскому татарину, конечно же, было по душе; а также полное равнодушие к спирту.
Летчик Елена Миронова, в своем рассказе о войне, отвечая на вопросы, рассказала следующее: «... из полка отчислили награжденного стрелка-радиста татарина Абибула-ева, который летал с Кривоноговой. Это случилось после депортации крымских татар. Он упал к ногам командира, плакал, просил оставить, но его куда-то забрали. Правда, он к нам вернулся в конце войны» [Березиц-кая, 1962, с. 48].
Вероятно, автор воспоминаний немного перепутала, так как свою боевую награ-
ду - орден Красного Знамени, Раиф получил только в апреле 1945, а отстранение от полетов произошло в 1944 году. Весь 1945 год он продолжал летать в своем экипаже. Вместе со всем составом полка получил медали «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга». После войны работал завгаром в одном из автохозяйств Средней Азии.
Впервые назовем всех стрелков-радистов поименно. Выделенные жирным шрифтом погибли.
Абибулаев Али; Абибулаев Раиф; Абля-кимов Абдураим; Аблялимов Рефат; Алиев Шевкет; Асанов Осман; Даирский Эскен-дер; Джапаров Сеттар; Джеппаров Куддус; Ёлджи Мустафа; Куртиев Ниметулла; Ма-зинов Мустафа; Мустафаев Билял; Му-стафаев Сулейман; Нуфтулаев Нури; Сейдаметов Умер; Селимов Идрис; Эми-расанов Муеддин;
Из 18 воздушных стрелков погибли 9, то есть каждый второй. Пятеро из них Джепа-ров Сеттар; Ёлджи Мустафа; Мазинов Мустафа; Нуфтулаев Нури; Селимов Идрис летали на штурмовиках Ил-2.
- Воздушные труженики войны -
Завершая статью о крымских татарах авиаторах, нам хочется отдельно рассказать о людях, которые сами о себе в шутку говорили: «Руки в масле, нос в тавоте, но зато в воздушном флоте». Авиатехники, авиамеханики, авиамотористы, прибористы, оружейники, радиотелеграфисты, фотометристы.
Сын одного из них написал нам, что его отец однажды с болью сказал о том, что, за всю войну он обслужил семь экипажей Пе-2! 6 из них, а это 18 человек - погибли!
Чтобы читатель лучше осознал подвиг технического состава, воспользуемся воспоминаниями командующего одной из воздушных армий:
«Самолеты тогда были дороже золота. Идут жаркие бои, мы несем потери, а восполнять их, по существу, нечем. Теми крохами техники, которые мы получали, заполнить брешь было невозможно. Я даже завел специальную тетрадь, в которой ежедневно отмечал, сколько же у нас остается боевых самолетов. По каждой дивизии, по каждому авиационному полку. Горько было сознавать, что цифры эти
становились все меньше и меньше.
В тех условиях надежда была только на ремонтников. У них дни и ночи пропадали наши инженеры, политработники. Нередко они и сами становились у станков, брали в руки молоток, ключ, зубило, помогая мастерам в работе. Подлатали машину, вдохнули в нее жизнь, и снова она уходит в бой. Ни минуты простоя. Этой роскоши война не позволяла. Ремонтников отмечали наградами так же, как и летчиков. Они этого заслуживали. Нередко мастера-солдаты не уходили со своих рабочих мест сутками» [Полынин, 1972, с. 115].
В наградных листах технического персонала, при выделении тех или иных заслуг авиационных специалистов, наряду с количеством обслуженных боевых вылетов, упор делался на смекалку, на добросовестную работу:
«...довел время подвески авиабомб до двадцати шести минут».
«...достиг подготовки самолета до пятнадцати минут».
«...будучи авиамотористом, успешно заменил механика звена и успешно обслужил 8 боевых вылетов».
«...на самолете 1/35 предстояло сменить 2 мотора, не считаясь с трудностями в течении суток с задачей справился».
«...на одном из самолетов были погнуты лопасти обоих винтов. Не имея специального пресса для исправления винтов, используя свой опыт т. Джетере при помощи приспособления из бревен выправил лопасти в течении ночи и на утро самолет вновь пошел на боевой задание.
В 16.11.1941 при разборке скапотиров-шего самолета, проявил исключительную находчивость и умение. Не считаясь с морозами, трудную задачу выполнил. Имеет благодарность командующего ВВС Балтийского флота».
Мы приведем краткую информацию о некоторых из них:
Абдулаев Мустафа (1920-?). Севастопольский р-н.
Авиамеханик. 611 шап 8 гвшад. Награжден: 30.04.1944 - «За боевые заслуги»; «За освобождение Варшавы»; «За взятие Берлина». Имеет польские награды. «К апрелю 1944 года обслужил 118 бое-
вых вылетов самолетов Ил-2. Обслуживаемый им самолет был в отличном состоянии и постоянной боевой готовности. Исключительно трудолюбив. Произвел 2 восстановительно-аварийных и 13 мелких текущих ремонтов.
Старший техник эскадрильи использовал его для оказания практической помощи менее подготовленным молодым механикам. Не имея работы на своей машине, он шел к товарищу и помогал ему. Знание матчасти отличное. Старательный, исполнительный».
Асанов Амет (1918-?). Маяк-Салынский р-н.
Мастер по приборам. 4 иап 11 сак 15 ВА.
Награжден: 15.09.1944 - «За боевые заслуги»; «За оборону Сталинграда».
Бербер Алим Мустафа (1919-?). Алуштинский р-н, с. Корбек.
Сержант. Авиамоторист. 102 гв. иап.
Награжден: 25.04.1944 - «За боевые заслуги».
Гафаров Аблямит (1918-1999). Бахчисарайский р-н с. Айрыгуль.
Авиамоторист. 40 авп ВВС ЧФ.
Награжден: 03.07.1943 - «За боевые заслуги».
«Самолет Пе-2 из их эскадрильи с одним уцелевшим мотором совершил вынужденную посадку на занятом нашими войсками плацдарме недалеко от села Мысхако. Был дан приказ заменить мотор и обеспечить взлет.
Когда стемнело, катер взял курс на Малую землю. Взрывы следовали то спереди, то сзади катера. Аблямиту казалось, что следующий снаряд неминуемо попадет в них, но моряки успокоили: постреляют и замолчат. Так и вышло. На берегу их встретили десантники и оказали помощь в переброске груза к замаскированному самолёту. Первоначально мотор тащили метров 300 волоком. Потом подцепили тросом к нашему танку. Оказывается, и они были на Малой земле! Наконец, добрались до самолёта. Работать приходилось только ночью. На вторые сутки двигатель был установлен и опробован. В трудных ночных условиях экипаж благополучно произвел взлет и улетел на свой аэродром в Геленджик».
Все четверо «малоземельцев»: авиамоторист сержант Абляким Гафаров, авиамеханик старшина Дмитрий Барабанов, сержант Кузьма Бешевец и ст. сержант Тимофей Пироженко одним приказом были награждены медалями «За боевые заслуги». Правда, о посещении ими «Малой земли» в нем не было сказано ни слова.
Поскольку 40-й авиаполк участвовал в освобождении Крыма, то довелось Абляки-му стать невольным свидетелем трагедии своего народа.
Как представителя народа-изгоя из полка его отчислили. Дальнейшую службу проходил уже не по специальности.
После демобилизации нашёл родных в Наманганской области. Работал в колхозе механиком, затем на ремонтно-тракторном заводе старшим мастером. Работал, как и служил очень хорошо. В 1955 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в 1973 году орденом Знак Почёта.
В 1978 году ушел на пенсию, а в 1999 году его не стало. В родной Крым, о котором мечтал всю свою жизнь, так и не вернулся.
Назовем всех поименно:
Абдуллаев Мустафа; Абдульваапов Эдем; Абибулаев Ильяс; Аблаев Рефат; Аблязов Мустафа; Аблялимов Эннан, Абля-митов Джемиль; Акимов Абибулла; Аксеитов Осман; Аметов Ильяс; Аппазов Нусредин;
Асанов Амет; Асанов Куртмал; Асанов Усе-ин; Асанов Эмир Сеит-Вели; Белял Мустафа; Бербер Алим; Боси Умер; Ваапов Мас-лядин; Вейсов Муртаз; Вилиев Азиз; Ганиев Амет; Гафаров Аблямит: Дерменджи Осман; Джемалетдинов Абдултар; Джетере Длявер; Еникеев Абрам; Ибрагимов Мамбет; Ибрагимов Сейтали; Ибришев Якуб; Ислямов Аб-дул; Ислямов Абсалям; Ислямов Джафер; Ислямов Кадыр; Кашка Али; Керимов Осман; Меметов Омер; Меметов Юсуф; Мура-дасилов Сервер; Муратов Бейтула; Муратов Ремзи; Насурлаев Мамет; Османов Куртсе-ит; Рахимов Мустафа; Рахимов Фазил; Са-лиджанов Ягья; Сеит-Бекиров Нафе; Сей-далиев Тейфук; Сейтаров Фарик; Селимов Абдурахман; Смаилов Кубердин; Татаров Ибрагим; Тахтаганов Хамид; Тащиев Мурта-за; Тефиков Зинабдин; Умеров Селим; Усе-инов Иса; Чапчакчи Осман; Чаушев Халиль; Шерифов Шериф; Эбубекиров Нури.
Выводы: Участие крымских татар в составе ВВС РККА и ВМФ более, чем достойное. Среди них один дважды герой Советского Союза, один герой Советского Союза. 20 человек воевали непосредственно летчиками, 12 из них погибли. 18 человек - летчики-бомбардиры (штурманы) 2 из них погибли; 18 воздушных стрелков-радистов, 9 из которых погибли, а также 61 человек наземного персонала.
Литература:
1. Березницкая А.М. Снайперский экипаж // В небе фронтовом М. Молодая гвардия, 1962. 296 с.
2. Велиев А. Герои бессмертны. Крымские татары во Второй мировой войне. В 2-х томах. Т. 1. / пер. Э. Велиевой. Симферополь: КРП Издательство «Крымучпедгиз», 2009. 392 с.
3. Велиев А. Боевые офицеры. Крымские татары во Второй мировой войне. В 2-х томах. Т. 2. / пер. Э. Велиевой. Симферополь: КРП Издательство «Крымучпедгиз», 2013. 404 с.
4. Жуков Ю.А. Один «Миг» из тысячи: докум. повесть. Москва:ДОСААФ, 1979. 384 с.
5. Полынин Ф.П. Боевые маршруты. Москва:Воениздат, 1972. 392 с.
6. Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР.Москва: Авиамир, 2009. - 384 с.
7. Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики - дважды и трижды Герои Советского Союза. Фонд «Русские витязи», 2017. 388 с.
8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т.3. Москва: Прогресс, 1987. 832 с.
9. Федоров А.Г. В небе «Петляковы». Москва: ДОСААФ. 1976. 192 с.
10. Чалбаш Э.У. Крылья вырастают в небе: мемуары Симферополь: ГАУ РК «Медиа-центр им. Гаспринского», 2017. 256 с.