Научная статья на тему '"крымская весна". Возрождение литературного процесса или продолжение карго-культа?'

"крымская весна". Возрождение литературного процесса или продолжение карго-культа? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КРЫМСКАЯ ВЕСНА" / "CRIMEAN SPRING" / ПЕРИОД "НЕЗАЛЕЖНОСТИ" / PERIOD OF INDEPENDENCE / УЧЕБНИК / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / ЖУРНАЛ / MAGAZINE / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / LITERATURE PROCESS / КУЛЬТУРА / CULTURE / TEXT BOOK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никифоров Е.

В статье говорится о необходимости быстрее «расчистить» культурные «авгиевы конюшни», появившиеся в Крыму в период «незалежности». В частности, речь идет о качестве предлагаемых в то время учебников по русскому языку, литературе и истории, а также о трудностях издания русскоязычных журналов и «литературного процесса». Автор отмечает, что Крыму нужна консолидация творческих сил: нравственные авторитеты и харизматичные личности, которые смогли бы увлечь других своим примером и талантом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Crimean spring”: revival of the literary process or continuation of the cargo cult mentality?

The author of the article says that the Augean stables of culture stored up in Crimea during the period of independence should be cleaned soon. In particular, the quality of text books on the Russian language, literature, and history used at that time, as well as problems with publishing literature magazines and the so-called literature process are discussed. The author thinks that the Crimea needs the consolidation of creative power, i. e. people of authority, charisma, and talent able to attract and interest other people by setting an example to them.

Текст научной работы на тему «"крымская весна". Возрождение литературного процесса или продолжение карго-культа?»

УДК 821.161.1 Е. Никифоров

прозаик, литературовед, Евпатория e-mail: info@institutperevoda.ru

«КРЫМСКАЯ ВЕСНА».

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ КАРГО-КУЛЬТА?

В статье говорится о необходимости быстрее «расчистить» культурные «авгиевы конюшни», появившиеся в Крыму в период «незалежности». В частности, речь идет о качестве предлагаемых в то время учебников по русскому языку, литературе и истории, а также о трудностях издания русскоязычных журналов и «литературного процесса». Автор отмечает, что Крыму нужна консолидация творческих сил: нравственные авторитеты и харизматичные личности, которые смогли бы увлечь других своим примером и талантом.

Ключевые слова: «крымская весна»; период «незалежности»; учебник; литература; журнал; литературный процесс; культура.

E. Nikiforov

Prose Writer, Expert in Literature Studies, Eupatoria e-mail: info@institutperevoda.ru

"CRIMEAN SPRING": REVIVAL OF THE LITERARY PROCESS OR CONTINUATION OF THE CARGO CULT MENTALITY?

The author of the article says that the Augean stables of culture stored up in Crimea during the period of independence should be cleaned soon. In particular, the quality of text books on the Russian language, literature, and history used at that time, as well as problems with publishing literature magazines and the so-called literature process are discussed. The author thinks that the Crimea needs the consolidation of creative power, i. e. people of authority, charisma, and talent able to attract and interest other people by setting an example to them.

Key words: "Crimean Spring"; period of independence; text book; literature; magazine; literature process; culture.

Глубоко провидческим смыслом наполнен тот факт, что «крымская весна» случилась именно в 2014 г., объявленном в России «Годом культуры». События этой весны, без сомнения, станут самым главным культурным «артефактом» и России, и Крыма. А то, что и наступающий год в метрополии будет «Годом литературы», - лишний повод для того, чтобы, засучив рукава, здесь, в Крыму, как можно

быстрее «расчистить» культурные «авгиевы конюшни» «незалежног та самостшног украшског держави».

Наша работа в гимназии хронологически совпала с периодом «не-залежности», поэтому наблюдать проблему мы могли, что называется, изнутри и потому честно заработали моральное право на собственное мнение. Да и уважение заработали в наших глазах за то, что по мере сил пытались выстоять перед агрессивным натиском новой «незалежной» реальности. Смеем заверить, что это не просто фигура речи.

Мы до сих пор не можем забыть блеск в глазах библиотекаря гимназии (по совместительству учительницы украинского языка!), когда она командовала десятью учениками, которые наполняли кузов присланного из гороно самосвала учебниками российского издательства «Просвещение».

- А «Физику» надо?.. - И «Физику»!.. И «Химию»!.. Особенно - «Историю»!.. Приказано все! Без исключения! - потрясала она бумажкой с телефонограммой из гороно. - Вместо них будут настоящие учебники из «Освгги»!

Мы ей подпортили праздник, так как оказались в нужный момент и в нужном месте, велели ученикам «Хрестоматии по русской литературе» не выбрасывать в кузов самосвала, а перенести в наш кабинет литературы. Они согласились, так как это было гораздо ближе. И стеллажи нашего кабинета заполнили «Хрестоматии» по русской литературе с 5 по 11 класс! Мизерная, но победа!.. И цена ей стала известна и понятна очень скоро.

Новый президент Украины приказывал: «Думайте по-украгнськи!», а многочисленные прихвостни из органов образования и просвещения старались помочь осуществиться этому августейшему императиву. Как именно? Да очень просто. Чтобы побыстрее научиться «думать» на чужом языке, нужно как можно быстрее забыть свой родной!

Можно ли было даже в страшном сне представить себе, чтобы в годы проклинаемого современными либералами «совка» в школьных учебниках по русскому языку были ошибки? Не опечатки, не компьютерные огрехи, хотя в школьном учебнике они в любом случае профессиональное преступление, а настоящие! Фактические! Грамматические! Орфоэпические!

«Филология, - написано в учебнике, - наука о языке...» и т. д. Всё правильно. И тут же рядом - филолог! «Найдите в "Словаре

иностранных слов" слово "конгурентный"», - требует учебник. Ученик успеет состариться, но такого слова ни в одном из словарей до конца жизни не найдет, потому что его не существует в природе! Есть слово, знакомое всякому математику, - «конгруэнтный».

С хрестоматиями по русской литературе, изданными в Киеве, вообще была полная вакханалия. Десятки ошибок в инициалах русских писателей, в написании их фамилий, в указании дат жизни и смерти, и беспардонно-наплевательское отношение к точности цитирования поэтических и прозаических канонических русских текстов!

Хочешь не хочешь, а вполне обоснованно можешь заподозрить «свидомых» украинских просвещенцев в стремлении свести русский язык на Украине до уровня некоего «пиджин-раша». Мол, «думать по-украински» они не скоро научатся, но и говорить на своем «москаль-ском» наречии мы им не позволим!

Мы не вдаемся в оценочные рассуждения по поводу тех или иных интерпретаций минувшей совместной истории. Разговор только о фактической безграмотности и нечистоплотности украинских «ученых». В свое время мы разразились статьей [4] по поводу украинского учебника «Истории Древнего мира» [5], полном фактических ошибок и по большому счету переписанному со знаменитого классического учебника Ф. П. Коровкина «История Древнего мира. Учебник для 5 класса [1].

Когда-то О. фон Бисмарк, после окончания Франко-прусской войны, сказал: «Эту войны выиграли не прусские генералы, а выиграл ее прусский учитель!». Сегодня со всей определенностью можно утверждать, что та каша (или, если хотите, украинский кулеш), которая «варилась» на огне горящих майданных покрышек, готовилась по рецептам и украинских «вчителiв», которые учили своих подопечных кричать: «Украша понад усе!»; «Бандера прийде, порядок наведе!»; «Хто не скаче, той москаль!».

Почему бы и не поскакать, если благодаря учителям нам известно, что Дева Мария была украинкой? Что герои Троянской войны - все выходцы из Триполья! А Финикия, Шумер, Вавилон и Египет - мелкие диаспоры, ничтожные хоры вокруг великого украинского полиса-метрополии...

Все это, так сказать, низовой культурный уровень, а если подняться выше, то что мы увидим?... На всю большую, по европейским

масштабам, страну - всего один русскоязычный журнал «Радуга», с каждым годом издающийся со все большими усилиями и напряжением. Русские писатели официально именуются то «росшськомовними», то «руськими письменниками», то вообще «п'ятою колоною».

В былые времена, в «царской» России, самые авторитетные и уважаемые литературные журналы выходили не за государственный счет, а только благодаря средствам меценатов или, на современный лад, «спонсоров». «Северный вестник» (1885-1898) издавался на средства А. В. Сабашниковой, «Мир искусства» (1898-1904) - на деньги княгини М. К. Тенишевой и С. И. Мамонтова. С. А. Поляков субсидировал издание «Весов» (1904-1909), Н. П. Рябушинский - «Золотого руна» (1906-1909), а С. К. Маковский - «Аполлона» (1909-1917).

Все эти издания сообща формировали высокую эстетику русской культуры начала ХХ в. Их оформление отличал высочайший полиграфический уровень, а работы художников-иллюстраторов (Л. Бакста, А. Бенуа, И. Билибина, М. Добужинского, К. Сомова и др.) вошли в золотой фонд мировой книжной графики. Среди постоянных авторов журналов значились имена самых интересных, талантливых и популярных литераторов. А в издательствах царила постоянная конкуренция за право опубликовать новое творение знаменитого автора. Ну и традиционно их труд отмечался достойными высокими гонорарами.

По инерции здесь, в Крыму, писатели, давно отвыкшие от гонораров, полагали, что в Москве писатели батистовые портянки носят и каждый день кушают крем Марго. Не потому ли число официальных членов официальных Союзов писателей в Крыму1 сегодня шагнуло, говорят, за 500 душ!? К слову сказать, в советские времена в Крымском отделении Союза писателей СССР числилось не то 22, не то 24 члена! И этого количества хватало, чтобы обеспечить и покрыть все литературно-культурные запросы полуострова. Тех писателей знали читатели, знали библиотекари, школьники и студенты. А теперь. Почувствуйте разницу, как говорится в современной рекламе.

Кто и что выиграет в результате нынешнего подобного «литературного процесса» - неизвестно. Во всяком случае, не культура, не литература. От неуемного легиона графоманов старушкам-музам в наши

1 Крымские отделения Национального союза писателей Украины, Союза писателей России, Союз русских, украинских и белорусских писателей, Союз писателей Крыма, Союз писателей Восточного Крыма и т. д.

дни достается по полной программе! А они, не тушуясь, спокойно живут себе на горе Геликон, коротая свой вечный досуг в посиделках на берегу Иппокрены и равнодушно надзирая над подведомственными своими епархиями: «Пускай себе колбасятся. Глядишь, меньше воровать и пьянствовать будут.».

Графоманы объединяются в «союзы», «студии», «академии», неутомимо выпускают коллективные сборники, устраивают «фестивали», «студии», «мастер-классы», лезут в школы с выступлениями и требуют общественного внимания к своей деятельности.

Пасуя перед напористостью новоявленных сочинителей, некоторые работники образования допускают их в классы, не дав себе труда хотя бы бегло ознакомиться с плодами их поэтического усердия. Но, по большому счету, учителя, впустившего в свой класс графомана, нужно было бы немедленно увольнять за профнепригодность.

А что до собственно литературной «критики», то комплиментарные рецензии и сетевые «комменты» сегодня по-прежнему беззастенчиво пишутся по кругу, на бесчисленных «презентациях», «фестивалях», «конкурсах» щедро раздаются потешные лауреатские звания, премии и дипломы, и потому «литературный процесс» неминуемо превращается в «борьбу нанайских мальчиков» [3].

В свое время был такой шутливый эстрадный номер, когда артист скрывался под искусно изготовленным костюмом, изображающим двух нанайских пацанов, сцепившихся в схватке. И на потеху зрителям, то один борец «побеждал», то другой, то один ставил ловкую подножку, то второй клал противника на лопатки. Но в итоге неизменно «побеждала дружба».

А то, что раньше привычно называли «литературным процессом», давно превратилось в тот феномен, который антропологи и этнографы окрестили карго-культом, или религией самолетопоклонников. Посмотреть со стороны, все «необходимое» у поклонников есть: и расчищенные взлетные полосы; и «самолеты» в натуральную величину, сделанные из соломы; и «радиовышки» из бамбуковых жердей; и переносные «рации» с «наушниками», выточенными из кусков коры. Вот только почему-то «белые боги» не спускают на парашютах бутылок с огненной водой, вкусных консервов и изрыгающих уничтожи-тельный огонь страшных металлических палиц.

Но пока «боги» собираются, аборигены продолжают жить своей подражательной выдуманной карго-культурой, которая со стороны

почти ничем не отличается от настоящей. И членские билеты у всех есть, и взносы они платят, и отчетно-выборные конференции проходят, и новых членов выбирают, и фестивали устраиваются...

А литературный воз и ныне там. А редкие авторы все еще пытаются докричаться и вслед за почти обезумевшим Осипом Мандельштамом вопиют: «Читателя! Советчика! Врача! / На лестнице колючей -разговора б!» [2, с. 242-243].

А как нам здесь, в Крыму, именно сегодня нужна консолидация всех творческих сил! Не бутафорская карго-литература, не «академики»-самозванцы, не лауреаты и дипломанты потешных премий, а истинные нравственные авторитеты, харизматичные личности, которые смогли бы увлечь других своим примером и талантом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коровкин Ф. П. История Древнего мира : учебник для 5 класса. - М. : ИП, 1957. - 192 с.

2. Мандельштам О. Э. Стихи и проза. 1906-1921 // Собр. соч. : в 4 т. - Т. 1. -М. : ТЕРРА, 1991. - 370 с.

3. Никифоров Е. Гамбургский счет, или «Борьба нанайских мальчиков»? // ЛГ + КК. - 2014. - №№ 15-16. - С. 162-163.

4. Никифоров Е. Где ночевал Диоген? // Крымская правда. - 2011. - № 89 [Электронный ресурс]. - URL : http://c-pravda.ru/newspapers/2011/05/19/ gde-nocheval-diogen

5. Шалагинова А. И., Шалагинов Б. Б. История Древнего мира : учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / Рек. Министерством образования и науки Украины. - Киев : Педагопчна преса, 2006. -288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.