Научная статья на тему 'Крылья для бизнеса'

Крылья для бизнеса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мороз Денис

Три года назад в Беларуси появилось первое объединение бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН». О том, как развивается эта организация и какие существуют тенденции в сфере рисковых капиталовложений, журналу «Наука и инновации» рассказала ее директор Александра Нестерова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wings for business

Three years ago in Belarus there appeared the first union of business angels and venture investors “BAVIN”. It’s director Aleksandra Nesterova told the journal “Science & innovations” about this organization ways of development and main streams in the sphere of risk investments.

Текст научной работы на тему «Крылья для бизнеса»

Наше открытие

В странах Запада рынок бизнес-ангелов существует уже несколько десятков лет. Эти люди выбирают наиболее перспективные стартапы и инвестируют в них средства. Они - мечта любого начинающего предпринимателя, поскольку помимо финансовой поддержки могут помочь своими обширными деловыми связями и контактами. Три года назад в Беларуси появилось первое объединение бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН». О том, как развивается эта организация и какие существуют тенденции в сфере рисковых капиталовложений, журналу «Наука и инновации» рассказала ее директор Александра НЕСТЕРОВА.

ообщество «БАВИН» образовалось в конце 2011 г. по инициативе нескольких известных белорусских предпринимателей: Александра Кныровича, Игоря Ковалева, Александра Патутина. На тот момент чувствовался запрос на капиталовложения в доходные высокорискованные проекты, но не было структурированной и упорядоченной организации, как, например, в западных государствах, которая бы занималась поиском, отбором и первичным анализом стартапов. Вопрос был в ее формате. Для создания венчурного фонда участникам необходимо полностью разделять интересы и риски друг друга, потому как это вид совместного инвестирования, при котором решение о необходимости предоставления денежных средств различным проектам принимает головная организация. Наши же инициаторы хотели оставить это право за собой. А это возможно именно в бизнес-ангельских объединениях, где обладатели капитала обща-

ются с носителями идей без посредников. Мы стремимся поддерживать проекты с большой перспективой роста и хотим увеличить количество и качество малых и средних бизнесов.

- Данная практика популярна во всем мире. Почему, на ваш взгляд, такая организация, как «БАВИН», появилась в Беларуси сравнительно недавно и до сих пор остается единственной?

- Существуют две стороны этого вопроса. Первая -сами бизнес-ангелы. Дело в том, что в нашей стране не так много крупных предпринимателей, готовых оказывать финансовую помощь совсем молодым компаниям, рисковать собственными средствами, а не вкладывать их, например, в недвижимость. Вторая - это стартаперы. Если не брать как пример Марка Цукерберга, поскольку он, скорее, исключение из правил, то когда мы говорим о начинающем предпринимателе на Западе, чаще всего это человек

с образованием, несколько лет работавший по найму, потом открывший свое личное дело и для его расширения или создания нового ищущий инвестиции. Он уже знает основы ведения бизнеса, что-то понимает в оперативном управлении, ему необходимы капитал и дополнительный опыт. В Беларуси пока главной стартап-аудиторией являются молодые люди - еще студенты или только получившие высшее образование, которые хотят развивать свое мобильное приложение, открыть кафе, хостел. У них нет никакого представления о бизнесе, финансах, менеджменте. Вероятнее всего, они даже не работали в интересующей их отрасли. И это большая проблема, потому что их нужно обучать всему с нуля. Но это обязанность не инвестора, а школ, университетов - подготовить предпринимателей к реальным условиям. Поэтому из-за неопытности стар-таперов отечественным бизнес-ангелам, вкладывая свои деньги, приходится сталкиваться с большими рисками.

- Сколько инвесторов насчитывает в своих рядах ваше сообщество и какие преимущества открываются перед ними?

- Типичный белорусский бизнес-ангел - это бизнесмен 40-45 лет, вкладывающий в стартапы около 100 тыс. долл. в год, что составляет не более 6% его собственных годовых доходов. Средняя сумма инвестиций - 45 тыс. долл. в один проект. За один год он финансирует не более 2-3 молодых компаний. Под данный формат попадает около 3 тыс. отечественных предпринимателей. Сколько из них готовы рисковать своими деньгами, работая со стартапами? Как правило, лишь половина, из которых еще 50% по разным причинам не готовы себя публично рекламировать в качестве бизнес-ангела. К тому же не все хотят организоваться в группу и разделять общие интересы. Вот и выходит, что потенциальных инвесторов в нашей стране немного. В «БАВИН» на данный момент их 13, самые активные - Александр Кнырович, Сергей Метто и Виктор Подгайский - владельцы холдинга «Сармат», компании «Онега» и бренда «Чистый берег». Преи-

Инновации и инвестиции

муществ у участников «БАВИН» несколько. Во-первых, наша организация берет на себя обязательства по поиску, отбору и первичной экспертизе стартапов. За время работы рассмотрено более 1500 проектов, а около 100 из них представлены бизнес-ангелам. Во-вторых, это создание определенной «клубности», площадки, где можно делиться друг с другом новыми идеями, мнениями, опытом и достижениями.

- Проекты для каких сфер бизнеса принимаются на рассмотрение в «БАВИН»?

- Это могут быть абсолютно различные области: информационные технологии, энергетика, ресурсосбережение, химическая промышленность, сфера услуг, сельское хозяйство, индустрия развлечений, спорт, туризм, ЖКХ, легкая промышленность, лесопереработка, приборостроение, масс-медиа, реклама, строительные материалы и др. У нас есть статистика по проектам, которая показывает преобладание ИТ. По какой-то причине в Беларуси считается, что именно этот сегмент - самый привлекательный для капиталовложений. Хотя на данный момент во всем мире наиболее популярными направлениями являются биотехнологии, медицина, а также «зеленые» технологии. В наших реалиях стартаперы больше сконцентрированы в секторе B2C, то есть они нацелены на создание нового продукта, рассчитанного на отечественного потребителя, у них есть желание конструировать свои собственные бренды. Каждую пятницу все проекты, поступившие за неделю, рассылаются бизнес-ангелам на оценку. Если хотя бы один из них заинтересован в той или иной идее, ее отправляют на экспертизу и у нее появляется шанс попасть на финальную презентационную сессию.

- Сколько проектов, поданных на рассмотрение, нашли своих инвесторов?

- На данный момент их 14 на общую сумму капиталовложений примерно в 900 тыс. долл. Среди наиболее интересных можно отметить хостел Trinity, бутик шоколада Shocos, мобильную экономическую игру Flixa, сеть ювелирных салонов ОРО, прокат «Зорбов», игру группы разработчиков Steel Steed Studio, недавно вышедшую на AppStore под названием «Defenders of Suntoria», интерактивный учебник по математике для детей locaMath

и обучающие курсы Lendwings.

- Какими качествами должен обладать белорусский стартапер, чтобы добиться поставленных целей? И каких ошибок не следует допускать инвестору?

- Чтобы быть успешным, любой стартап должен отвечать нескольким условиям. Самое главное - это любовь и знание своего дела у участников проекта, которые будут его реализовывать. Им нужно профессионально разбираться в выбранной теме, иметь опыт работы и глубокое представление о том, чем они будут заниматься. Замечательные и работоспособные люди, к сожалению, часто пытаются заниматься вещами, в которых ничего не понимают. Также в команде должен быть хороший администратор. Кто-то

всегда отвечает за продукт, техническую часть, а кто-то берет на себя функцию менеджера. Обычно это два разных человека, поскольку рациональное и эмоциональное, творческое редко гармонично уживаются в одной личности. К тому же стартаперы должны быть готовы к тому, что каждое хорошее дело начинается с провала. Скорее всего, бизнес-модель будет перестраиваться в соответствии с рыночными реалиями не один раз, и нужно быть к этому готовым.

Что касается инвесторов, то среди главных ошибок хочется назвать следующие. Во-первых, нельзя заранее скептически смотреть на новый проект, потому что тогда абсолютно к любому стартапу можно подходить с точкой зрения «у них ничего не выйдет». Нужно постараться взглянуть на вещи позитивно. Также не следует забирать контрольный пакет, он должен оставаться у заявителя, а доля бизнес-ангела будет колебаться от 10 до 49% в каждом конкретном случае. В-третьих, нельзя подменять идею собственным видением. Зачастую приходит проект, с точки зрения бизнес-ангела, очень слабый, и он начинает придумывать, как можно его доработать. Но стартаперы - это те люди, которых вообще сложно в чем-то убедить, особенно в том, что их план нужно переделать. Обычно это заканчивается провалом. Вмешательство инвестора в идею или менеджмент компании зачастую приводит к взаимному разочарованию.

- На какую помощь, помимо финансовой, могут рассчитывать начинающие предприниматели, идеи которых инвесторы «БАВИН» сочли перспективными?

- У бизнес-ангелов есть свой личный жизненный

и управленческий опыт, который они могут передать старта-перу. Ведь иногда нужны не столько деньги, сколько совет, как поступить в той или иной ситуации: как договориться с поставщиками об отсрочке, как разрешить конфликт с покупателем. Это то, чему не научат, но своевременная подсказка может сэкономить много финансовых средств, усилий и времени. И, конечно же, в нашем сообществе есть отличные возможности расширить свои деловые связи.

- Ваше объединение стало организатором молодежного конкурса Start2Go.Move Together. Расскажите о нем чуть подробнее.

- Это мероприятие стало первым и уникальным в своем роде для Беларуси. Мы собрали 174 видеозаявки, провели 8 мастер-классов, в том числе и с зарубежными спикерами на английском языке, а после вручили гранты на развитие бизнеса на возмездной основе в размере 30 тыс. долл. лучшим стартапам, по мнению независимого экспертного жюри. Победителями стали проект дизайнерских сумок Panaskin, система видеонаблюдения Ream и бренд одежды с национальным орнаментом «Насщь i несщ беларускае», который выиграл в онлайн-голосовании на портале tut.by. Надеемся, что своими действиями мы подняли новую волну популяризации идеи «Свой бизнес - это хорошо»! В следующем году собираемся провести этот конкурс во второй раз.

Денис МОРОЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.