Научная статья на тему 'Кружок топонимики в школе'

Кружок топонимики в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
988
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОНИМИКА / ТОПОНИМЫ УРАЛА / КРУЖОК / TOPONYMICS / URAL TOPONYMS / SOCIETY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Беляева Валентина Николаевна

Аннотация: Автор статьи предоставляет эмпирические знания по созданию и работе школьного кружка топонимики. Помимо примерной схемы организации работы в кружке, исследующем топонимику Урала, автор предлагает классификацию топонимов и ценные методические рекомендации по ведению кружка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Toponymic Society at School

The contributor shares some empirically acquired knowledge as to creating and functioning of a school toponymic society. Besides the approximate scheme of organizing the work of society which researches Ural toponymics, the contributor suggests a toponymic classification and valuable methodological tips concerning the society management.

Текст научной работы на тему «Кружок топонимики в школе»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

В.Н. Беляева

КРУЖОК ТОПОНИМИКИ В ШКОЛЕ

Все люди и каждый человек в отдельности живут в определенном пространстве, их окружающем. Это пространство, взятое и представляемое в разных видах, формах и размерах, заполнено огромным множеством географических названий: гор, холмов, ущелий, рек, озер, морей, иных водоемов, лесов, парков, лугов, городов, сел, деревень, поселков и других населенных пунктов.

Изучением значения, своеобразия географических названий, их возникновением, историей занимается топонимика. «...Страна Топонимия охватывает весь мир: где есть люди, там есть и названия мест. И нет народов и языков, которые бы без них обошлись»1. Топонимы -конкретные адреса географических названий, объектов, определенная «привязка» их к местности. Топонимия, по определению А.К. Матвеева, «совокупность географических названий (на какой-либо территории или в каком-либо языке)»2.

В зависимости от объекта номинации топонимы могут быть расклассифицированы по группам, обозначая:

1) названия населенных пунктов - городов, сел, деревень, поселков;

2) имена улиц, площадей, переулков, мостов;

3) названия гор, вершин, холмов, равнин, долин, низменностей (оронимыг);

4) имена рек, озер, морей, океанов, каналов, водохранилищ (гидронимы);

5) растительные сообщества - леса, парки,

луга3.

Учет этих видов топонимов очень важен в организации работы топонимического кружка,

1 Матвеев А.К. Нёройки караулят Урал. Путешествие в страну Топонимию. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. - С. 7.

2 Матвеев А.К. Географические названия Урала. - Изд. 2-ое, перераб. и доп. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987. - С. 204.

3 Мы приводим варианты классификации топонимов с учетом того, какие группы их являются предметом внимания на занятиях кружка топонимики.

Валентина Николаевна Беляева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Уральской государственной юридической академии (г. Екатеринбург).

позволяет систематизировать отбор материала для занятий, сгруппировать его.

Предметом данной статьи является обобщение опыта учителей русского языка и литературы школ и гимназий г. Екатеринбурга и Свердловской области, в частности Полевского района, и нашего личного опыта организации и проведении занятий кружка топонимики для учащихся У11-1Х классов.

В работе этого кружка мы опираемся прежде всего на труды А.К. Матвеева, который утверждает: «Ученые выяснили, что в одном сельском населенном пункте в среднем известно до 100 местных названий, в Свердловской области примерно 3000 населенных пунктов»4.

Какое же необыкновенное количество географических названий представляет и характеризует нашу область! Небольшая часть из этого количества топонимов, обозначающих разные группы географических названий, является предметом внимания в работе топонимического кружка в школе.

Его занятия могут быть разнообразны тематически - по содержанию, по отбору материала. Возможно объединение топонимов по одной из вышеуказанных номинаций (групп): названия населенных пунктов, гидронимы, оронимы либо названия местности с учетом ее рельефных особенностей. Мы часто проводим устный журнал, страницы которого посвящены разным группам топонимов.

Важным условием подготовки и успешного проведения занятия кружка является выпуск за 3-5 дней до встречи кружковцев настенного бюллетеня по типу стенгазеты, тематика материала в котором отражает компоненты предстоящего занятия, и своеобразного рукописного журнала-альманаха в двух-трех экземплярах, предлагающего материал, аналогичный тому, какой будет предметом внимания на занятии. Альманах-журнал разрешается брать ученикам домой для чтения или знакомиться с ним в кабинете русского языка, в читальном зале школьной библиотеки.

4 Матвеев А.К. Нёройки караулят Урал. Путешествие в страну Топонимию. С. 5.

Подобные формы работы расширяют состав кружка, увеличивают количество его членов, вызывая интерес к топонимике.

Иногда на занятии проводится обсуждение рукописного журнала-альманаха и настенного бюллетеня. Ведущий занятие предлагает присутствующим поделиться своим впечатлением, высказать мнение о содержании альманаха и бюллетеня или отдельных заметках, опубликованных материалах. Это активизирует членов кружка и гостей, иногда отзыв предлагается дать в письменном виде. Ознакомившиеся с рукописным журналом и настенным бюллетенем анализируют содержание текстов, дают оценку, подчас высказывают критические замечания и пожелания, что свидетельствует об интересе к прочитанному, способствует улучшению последующих выпусков альманаха-журнала, привлекает новых членов кружка, способствует воспитанию серьезного отношения к топонимике, родному краю и русскому языку.

В нашем опыте проведения устных журналов по топонимике имеют место два пути и способа организации материала.

Один обеспечивает тематическое единство. Содержанием страниц является информация, объединенная географически: все топонимы в каждой их группе (названия населенных пунктов, местности, растительных сообществ и т.п.) представляют и отражают картину определенного пространства, например, Полевского района и г. Полевского, Сысертского района и г. Сысерти или других районов и районных центров области.

Второй путь: топонимы берутся постранично - по их группам вне зависимости от местности, из разных районов. В журнале на его страницах могут быть представлены, например, топонимы городов Алапаевска, Нижней Салды, Каменска-Уральского, других районов и городов нашей области и Урала в широком смысле слова, то есть могут рассматриваться топонимы Курганской, Пермской, Свердловской, Оренбургской, Челябинской областей.

В географических описаниях обычно выделяются три части Урала: Северный, Средний, Южный. Каждому из них свойственны определенные группы топонимов. Последние могут характеризовать каждую часть Урала в отдельности или предлагаться в смешанном виде, чередуя топонимы без учета их объединения в группы. Иногда все занятие кружка посвящается определенному виду топонимов: названиям местности, гор, вершин, скал, камней, городищ - оронимам, или гидронимам (названиям

рек, озер и т.п.), или названиям населенных пунктов (сел, деревень, поселков, городов).

Кроме выделения трех частей Урала, в литературе мы находим сведения о том, что «с севера на юг Урал можно разделить на следующие части:

Полярный Урал - от северного конца до горы Колокольня (1105 м.) на широте 64є45';

Приполярный Урал - от горы Колокольня до горы Тельпос-Из (1694 м.) на 64є с.ш.;

Северный Урал - от горы Тельпос-Из до горы Ослянки (1124 м.), южнее города Серова;

Средний Урал - от горы Ослянки до широтного участка реки Уфы, на широте города Уфалея;

Южный Урал - от широты Уфалея и южнее, до окончания хребта»5.

Самой высокой на полярном Урале является вершина Пай-Ер (1500 м.).

Высшая точка Урала находится на Приполярной его части: это гора Народная (1894 м.), в этой же части гора Карпинского (1795 м.), гора Сабля (1425 м.). В районе гор Сабли и Народной насчитывается несколько ледников. «Наиболее значительные вершины Северного Урала - Ишерим (1027 м.), Чистоп (1292 м.), Денежкин (1433 м.), Косьвинский (1520 м.) и Конжаковский камни»6.

«Средний Урал не имеет больших высот. Наиболее значительные вершины - Качканар (886 м.), Азов (589 м.)»7.

На Южном Урале «известны вершины Ямантау (1638 м.), Иремель (1586 м.) и другие, более низкий Таганай (1177 м.)»8.

Считаем нужным подчеркнуть, что для занятий мы брали в основном и почти только топонимы Урала для того, чтобы учащиеся могли лучше почувствовать и узнать свой край, его географию и историю. Нам важно было соблюсти это условие, чтобы вызвать у школьников интерес к родному краю, чувство любви к нему, создать им условия для успешного устного выступления, способствовать развитию их речевых умений и навыков.

Выступающему на следующем занятии предлагался материал из разных источников. Очень часто нужно было сделать выступление более доступным для восприятия слушателей, поэтому, изменив текст по своему усмотрению с учетом состава кружковцев и гостей, будущий оратор обязательно согласовывал его с

5 Рубель Р.Б., Масленников Е.П. Путешествие по Уралу. -Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1956. - С. 18.

6 Там же. С. 19.

7 Там же.

8 Там же.

руководителем кружка, получая советы и рекомендации по совершенствованию написанного.

Обязательным условием подготовки выступления было запоминание и воспроизведение его на занятии вне зависимости от написанного текста, свободное произнесение в присутствии аудитории.

Материал первого бюллетеня, касающийся Урала, предрасполагал к восприятию информации: в нем, как и в устном выступлении, раскрывались такие понятия, как топоним, топонимика, топонимия; на каждую из трех групп топонимов - названия населенных пунктов, гидронимы, оронимы - предлагался материал.

Группу названий городов и поселков представляли Алапаевск, Артемовский, Ачит, Елизавет, Изумруд, гидронимов - озера Аятское, Балтым, реки Исеть и Кама, оронимов - Уктус, Уктусские горы, горы Думная, Волчиха.

К первому занятию была подготовлена выставка книг по топонимике, некоторые из них аннотированы, например, работы А.К. Матвеева и других авторов: Е.Г. Анимицы, Н.П. Архиповой, Г.А. Меньшикова, Э.М. Мурзаева.

Последующие занятия кружка чаще всего аналогичны первому, либо занятие полностью посвящалось одной из трех групп топонимов: названиям населенных пунктов, гидронимам или оронимам.

Укажем населенные пункты, названия которых раскрывались на занятиях кружка: Ала-паевск, Арамиль, Арти, Асбест, Ачит, Бисерть, Верхотурье, Гари, Горный Щит, Глядены, Екатеринбург, Егоршино, Елизавет, Ирбит, Ка-менск-Уральский, Камышлов, Коптелово, Магнитогорск, Михайловск, Мурзинка, Нижний Тагил, Полевской и ряд названий других населенный пунктов нашего края. Зачастую их выбирали сами кружковцы по собственному желанию. Это могли быть названия городов, поселков, деревень, где родились они, их родители, знакомые, где у них жили родственники.

Обозначим гидронимы, бывшие предметом внимания на занятиях кружка: реки Аять, Би-серть, Буланаш, Висим, Ивдель, Ирбит, Исеть, Каменка. Камышловка, Лобва, Лозьва, Северка, Сысерть, Тавда, Тура, Чусовая и другие; озера Аятское, Балтым, Иткуль, Таватуй, Увельды, Шарташ, Щелкун, водохранилища Белоярское, Волчихинское.

Как уже отмечалось, основными источниками для отбора топонимов были указанные выше книги А.К. Матвеева, особенно активно использовался его краткий топонимический словарь «Географические названия Урала».

Во время работы кружка в поле зрения его членов были следующие оронимы: Урал,

Уральские горы, Азов-гора, Белая гора, Денеж-кин Камень, Думная, Ежовая, Ильменские горы, Иремель, Карабаш, Качканар, Колокольня, Конжаковский камень, Косьвинский Камень, Кыштым, Манарага, Мугоджары, Народная, Отортен, Пай-Ер, Семь братьев, Старик-Камень, Таганай, Уктус, Уктусские горы, Хрустальная, Шунут-Камень, Чертово Городище, Чистоп, Яман-Тау.

Одной из форм работы кружка топонимики, практикуемой в качестве итоговой, является домашнее сочинение. Тему его пишущий может выбрать из предложенных руководителем кружка, создать ее по аналогии с рекомендуемыми или придумать свою собственную, что особенно значимо для утверждения творческого отношения к данному виду деятельности.

Приводим примеры тем сочинений:

«Арамиль - моя родина»; «Люблю Була-наш»; «Мой Изумруд»; «Любимое озеро».

Подобные варианты формулировок могут быть отнесены к другому, интересному, с точки зрения пишущего, топониму.

Предлагаем названия тем итоговых сочинений:

«История моего города, поселка»; «Горы Урала»; «Полевской край»; «За что я люблю Чусовую?»; «Кама - самая большая река Урала». «Побывайте на Иткуле»; «Мое любимое озеро Таватуй»; «Балтым - одно из красивейших озер Урала»; «Сысерть - родина П.П. Бажова»; «Красоты родного Урала»; «Пейзажи нашего края»; «Чем интересны занятия нашего кружка?»; «Что я узнал (что получил), занимаясь в кружке топонимики?».

Девятиклассники, члены кружка, имеющие бо'льший, чем ученики 7-8 классов, опыт работы над сочинениями, справлялись с более сложными темами, например: «Отражение

жизни общества, истории Отечества в географических названиях (топонимах)»; «Как возникают названия населенных пунктов (гор, рек, озер)?»; «Истории возникновения топонимов».

Итоговое занятие кружка обычно проводится в виде конференции, на которую приглашаются гости - учащиеся разных классов. Часто на таком занятии присутствуют учителя других предметов. Помещение, где проводится конференции, оформляют выставки рукописных альманахов-журналов, настенных бюллетеней, сочинений кружковцев, книг по топонимике.

Гости итогового занятия с удовлетворением отмечали полезность работы кружка топонимики, интерес его членов к истории родного Урала, Отечества, высокое воспитательное, по-

литическое, нравственное значение деятельности членов кружка.

Подготовка выступлений по избранному или нескольким топонимам; чтение и анализ рекомендуемых источников; восприятие выступлений членов кружка на занятиях, их оценка - обозначение слушателями положительных моментов и пожеланий по совершенствованию материалов, опубликованных в настенных бюллетенях и рукописных журналах, выпуск которых имеет регулярно-обязательный характер; написание итогового сочинения - все виды деятельности в кружке топонимики совершенствуют речевые умения и навыки его членов, развивают их любознательность, интерес к истории родного края, к русскому языку, способствуют воспитанию любви к Отечеству.

Литература

1. Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1975.

2. Архипова Н.П. Окрестности Свердловска. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1988.

3. Васильева С.П. Актуальные проблемы изучения топонимики // Г еография на службе у науки, практики и образования. Материалы

VII научно-практической и методической конференции, посвященной 100-летию Красноярского отдела РГО, Красноярск, 26-28 апреля, 2001. - Красноярск, 2001.

4. Головко В.А., Оконешников А.Т. По рекам Урала. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1973.

5. Карелин В.Г. Высшая Уральская вершина // Наука Урала. - 1993. - № 10.

6. Матвеев А.К. Нёройки караулят Урал. Путешествие в страну Топонимию. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976.

7. Матвеев А.К. Географические названия Урала. Краткий топонимический словарь. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - Свердловск: СреднеУральское книжное издательство, 1987.

8. Матвеев А.К. Топонимика Урала. -Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1985.

9. Меньшиков Г.А. О названиях рек и гор на Урале // География в школе. - 1963. - № 3.

10. Мурзаев Э.М. Топонимика популярная. - М.: Просвещение, 1973.

11. Мурзаев Э.М. География в названиях. - М.: Просвещение, 1982.

12. Мурзаев Э.М. Топонимика и география. - М.: Просвещение, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.