Научная статья на тему 'Крушение царского поезда 17 октября 1888 г. В восприятии дальневосточников (к вопросу о действии монархической идеологии в Российской империи в конце XIX В. )'

Крушение царского поезда 17 октября 1888 г. В восприятии дальневосточников (к вопросу о действии монархической идеологии в Российской империи в конце XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крушение царского поезда 17 октября 1888 г. В восприятии дальневосточников (к вопросу о действии монархической идеологии в Российской империи в конце XIX В. )»

Научные сообщения

В.В. Постников

Крушение царского поезда 17 октября 1888 г. в восприятии дальневосточников (к вопросу о действии монархической идеологии в Российской империи в конце XIX в.)

Wreck of an imperial train on October, 17th, 1888 in perception

of Russian Far East peoples (to a question on action of monarchic ideology in Russian empire in the end of XIX century)

Зачастую мы видим историю российского Дальнего Востока локально, в отрыве от "больших" событий отечественной истории. При этом события в центре страны по-своему отражались в региональной истории и становились ее частью. Одним из таких событий стало крушение царского поезда у ст. Борки недалеко от Харькова 17 октября 1888 г. В результате этой трагедии пострадали 68 человек и погибли 21, но из царской семьи (во главе с Александром III), возвращавшейся из официальной поездки по южнороссийским землям, и в полном составе находившейся в поезде, никто не пострадал. Это событие вызвало во всей стране волну общественного внимания. Представляет интерес реакция дальневосточной общественности на это событие, которая отражена в материалах газеты "Владивосток" за 1888 - 1894 гг.

21 октября приамурский генерал-губернатор А.Н. Корф послал Александру III следующую телеграмму: "Слава и благодарение Всевышнему за спасение нашего Царя и Его всем нам дорогой семьи" — восклицает весь приамурский край, о чем получаю отовсюду телеграммы. Позвольте, Всемилостивейший Государь, повергнуть к стопам Вашим эти неподдельные чувства Ваших истинно Верноподданных. По всему краю служат благодарственные молебны". 23 октября был получен следующий ответ: "Благодарю жителей дальней окраины за чувства, выраженные Мне по случаю дивного спасения всей Моей семьи от угрожавшей опасности. Не сомневаюсь в неподдельности этих чувств. Александр" [1, c. 5].

Случившиеся события были официально представлены как явление

божественного покровительства царской власти. Это было сформулировано Манифестом 23 октября 1888 г.: "Неисповедимыми путями Промысла совершилось над Нами чудо милости Божией. Там, где не оставалось надежды на спасение человеческое, Господу Богу угодно было дивным образом сохранить жизнь Мне, Императрице, Наследнику Цесаревичу и всем Нашим Детям" [2, с. 2]. Затем было издано правительственное распоряжение "Об установлении ежегодного церковного празднования 17-го октября в память чудесного в этот день спасения жизни Их Императорских Величеств и Августейшего их Семейства", в котором утверждалось, что случившееся свидетельствует "о великой милости божией к Державе Российской" [3, с.2]. Этот закон был принят к исполнению, о чем сообщает поздравительная телеграмма, отправленная императору от приамурского генерал-губернатора 17 октября 1889 г.: "Во всем Приамурском крае только что приносились горячие благодарственные Господу Богу молитвы за великую милость, которую Всевышнему угодно было ниспослать России, столь чудесно спася год тому назад ее Царя с Его Августейшею семьею. Русский народ, издавна привыкший делиться со своим Царем и радостями, и горем, осмеливается с далекой окраины всеподданнейше приветствовать Ваше Императорское Величество в сегодняшнюю годовщину столь счастливого события и восклицает сегодня, как и год тому назад: Слава Тебе, Боже!" [5, с. 6]. Эта дата отмечалась и в последующие годы. Например, во Владивостоке в 1893 г. "17 октября в день чудесного избавления ИМПЕРАТОРСКОЙ семьи от грозившей опасности, в Успенской и Экипажной церквах и на судах эскадры были отслужены литургии и молебны в присутствии властей" [6, с. 3].

События 17 октября вызвали отклик даже в самых удаленных уголках империи. На Камчатке известие о катастрофе было получено жителями Петропавловска лишь 1 мая 1889 г. с пароходом добровольного флота "Владивосток". На следующий день в петропавловском соборе был отслужен благодарственный молебен с коленопреклонением. Вслед за тем в доме исправника состоялось экстренное собрание жителей города, которые решили "поднести Государю Императору адрес с выражением чувств радости по поводу спасения чудом Божием Его и драгоценной Его Семьи от опасности". Тут же была объявлена подписка на икону для собора во имя Александра Невского в память этого события. По этой подписке было собрано более 600 руб., и заказ на икону отправлен с пароходом во Владивосток [4, с. 6].

События "чудесного спасения" царской семьи официальные круги стремились сохранить в исторической памяти. Например, 17 октября 1894 г., после проведения официальных церемоний, в Хабаровском мужском городском училище состоялось первое заседание комиссии народных чтений, предметом которого было избрано "чудо милости божией 17 ок-тября 1888 года — спасение Государя и Августейшего Семейства во время крушения железнодорожного поезда на ст. Борки". Торжественное открытие чтений происходило в присутствии приамурского генерал-губернатора С.М. Духовского, его супруги В.Ф. Духовской, генерала Н.И. Гродекова, других высших лиц и большого числа собравшейся публики. Комиссия народных чтений возглавлялась председательством окружного инспектора училищ Приамурского края В.П. Маргаритова, и состояла из следующих лиц: П.Т. Быков, В.В. Лапин, В.П. Морошкин, В.В. Перфильев и А.М. Чернов, которые принимали активное участие в проведении чтений. Перед началом мероприятия хором учеников городского училища был исполнен гимн "Боже Царя Храни", по желанию генерал-губернатора повторенный еще два раза. Генерал-губернатор выразил свою благодарность членам комиссии [8, с.4]. Чтение представляло собой публичную лекцию с демонстрацией картин. В тот же день началась

В.В. Постников. Крушение царского поезда 17 октября 1888 г.

143

продажа брошюр для народного чтения. Важно отметить, что Комиссия народных чтений являлась центральным учреждением для края, под ее руководством проведение чтений и распространение народных брошюр развивалось далее, и эти образовательные мероприятия были начаты с пропаганды монархизма.

Спасение царской семьи было отмечено строительством церквей по всей империи. На месте аварии на ст. Борки был построен собор Христа Спасителя (1891 — 1894) — оригинальное архитектурное сооружение в "русском" стиле, которое впоследствии было многократно повторено в России, став многозначным образом, символом монархии и божественного покровительства ей. Поэтому дальневосточная общественность интересовалась строительством собора, и газета "Владивосток" привела краткий отчет о постройке храма в Борках, сообщала, что весною 1894 г. предполагается его освящение [7, с. 16]. Материальным свидетельством значения событий 17 октября 1888 г. для общественности российского Дальнего Востока стало строительство в регионе храмов, напоминающих своим обликом церковь в Борках. Это Николаевский собор в Никольск-Уссурийском (1894 - 1900) и Троицкий собор в Благовещенске (1896 -1901), ставшие в дореволюционную эпоху самыми крупными православными храмами в регионе. Уточним, что дальневосточные соборы были построены по образцу церкви Богоявления на Гутуевском острове в Петербурге (1892 - 1897), которая в свою очередь была создана на основе проекта церкви в Борках [9, с. 270]. Таким образом, дальневосточные соборы символизировали "веру" в православие и самодержавие, единство столицы и региона, царя и народа, утверждение на Дальнем Востоке идеалов русской национальной культуры, представили необходимые визуальные образы официальной идеологии.

Несомненно, можно было бы привести и другие способы выражения участия дальневосточной общественности к событиям 17 октября 1888 г. Но и из приведенных видно, что, несмотря на значительную географическую удаленность от центральной власти, в общественно-политической жизни региона имело важное значение соблюдение монархического этикета, церемоний, Дальний Восток был сферой действия самодержавной идеологии. Монархические церемонии и пропаганда утверждали на региональном уровне главные догматы теории "Официальной народности":

— Самодержавная монархия как единственно верный, богоданный способ политической жизни империи (что подтверждалось свидетельствами божественного покровительства);

— Коренная роль самодержавия в жизни страны, и тем более - для отдаленного, пограничного, слабоосвоенного региона;

— Единство монархии и народа, верноподданническое отношение дальневосточного региона к самодержавной власти;

Приведенные тексты телеграмм и факты могут быть интересны тем, что представляют официальный "голос" региона того времени, его формальное самоопределение, самоосознание как актуальной частицы, субъекта имперского единства - "верноподданной далекой окраины".

Данная работа может служить некоторым дополнением к современным исследованиям отношений дальневосточной общественности и дома Романовых [10; 11], и освещает ряд вопросов общественно-политической жизни региона в конце XIX в., внутренней политики царского правительства на Дальнем Востоке.

Изучение событий 17 октября 1888 г. и их отражения в общественно-политической жизни России может способствовать более полному пониманию такого важного события региональной истории как дальневосточный визит цесаревича Николая в 1891 г. События 1888 г. были выше по

статусу и по значению, чем путешествие 1891 г., имели больший общественный резонанс в масштабах империи, и официальная "идеология" событий на ст. Борки во многом определила "идеологию" дальневосточного визита наследника в 1891 г. Например, неудача покушения на Николая в Японии, в г. Оцу, была представлена как новое явление "божественного покровительства" династии. В годовщину этого события была заложена упомянутая выше Гутуевская церковь в Петербурге, ставшая образцом для дальневосточных соборов, а само путешествие цесаревича фактически представило "малый" вариант царского путешествия 1888 г. Так выстраивалась образная иерархия, в которой Дальний Восток империи занимал свою позицию. Таким образом, события 17 октября 1888 г. имели значение для региона как действующий фактор его общественно-политической жизни.

Литература

1. Владивосток. 1888. 30 октября. №44.

2. Владивосток. 1889. 8 января. № 2.

3. Владивосток. 1889. 26 февраля. № 9.

4. Владивосток. 1889. 4 июня. № 23.

5. Владивосток. 1889. № 43.

6. Владивосток. 1893. № 43.

7. Владивосток. 1894. 27 марта. № 13.

8. Владивосток. 1894. 6 ноября. № 45.

9. Левошко С.С. Православные храмы и триумфальные арки в русском стиле на Дальнем Востоке на рубеже XIX — ХХ вв. // Духовная жизнь Дальнего Востока России: Материалы региональной научно-практической конференции (Хабаровск, 24-26 октября 2000 г.) / ГАХК. Хабаровск: Частная коллекция, 2000. С. 269 - 272.

10. Нелли Мизь: биобиблиогр. сб. / ПГПБ им. А.М. Горького; сост. И.А. Югай, В.В. Шайтарова; ред. Н.С. Иванцова. Владивосток: ДелИн, 2005. 128 с.

11. Российский императорский Дом и Дальний Восток. Документы и материалы. Владивосток: РГИА ДВ, 2007. 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.