ПОСТНИКОВ Валерий Валентинович,
сотрудник ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]
УДК 94(47); 94(571)
«Триумфальная арка» и монархические церемонии в Никольске-Уссурийском: к истории образа старого города
история Уссурийска, «русский» стиль, монархия в России, триумфальные арки, история архитектуры
Приводятся сведения об истории «триумфальной арки» в Николь-ске-Уссурийском, которая была построена в 1891 г. и перестроена в часовню в 1896 г. В конце XIX - начале XX вв. она была одним из главных символических объектов города, и связана не только с архитектурой, но и с общественно-политической жизнью Уссурийска. В приложении приводится описание коронационных торжеств 1896 г. в селе Никольском.
Несмотря на невеликий по историческим меркам возраст - 150 лет, сохранилось немного источников по ранней истории Уссурийска. Первые его десятилетия оказываются слабо документированными, и поэтому любые уточняющие свидетельства могут быть полезны для специалистов. Это сообщение посвящено одному из архитектурных образов старого Уссурийска и может послужить дополнением к исследованиям культурно-исторического наследия Дальнего Востока России [6; 7; 10; 13].
Николаевская арка-часовня, построенная в 1891 г. к визиту цесаревича Николая в село, знакома каждому любителю прошлого Уссурийска. Она находилась на въезде в старый город, на перекрёстке современных улиц Краснознамённой и Агеева. Но история этой постройки малоизвестна, о ней существуют самые общие сведения: «В память о приезде в село наследника в арке-часовне в течение ряда лет 22 мая совершались богослужения с крестным ходом. О самой арке, однако, никто не позаботился и уже в 1903 г. она, полуразрушенная, представляла собой лишь жалкое воспоминание об этом событии» [9, с. 61]. При этом постройку называют в разных источниках то «арка», то «часовня». За последние годы были обнаружены новые факты, связанные с историей этой «триумфальной арки», которые позволят дополнить наши знания о прошлом Уссурийска.
В выпусках газеты «Владивосток» 1890-х гг. находятся сведения, рассказывающие об истории арки и о связанных с ней событиях. Так, в таблице «Бюджет села Никольского» за 1890-1893 гг. сообщается, что «постройка каменной арки при въезде в село» в 1891 г. обошлась в 1000 руб. [2, с. 13]. О состоянии арки уже в 1893 г. сообщает корреспонденция из с. Никольского: «Каменная арка цесаревича, строенная на скорую руку и недоконченная, разрушается и на первом месте
при въезде в село представляет жалкое воспоминание великого события. Не найдётся ли добрых разумных патриотов, которым бы было дорого событие и память об особе Цесаревича, и которые-бы хотя исправили арку...» [1, с. 7].
В 1896 г. представился повод, чтобы привести в порядок это сооружение: «К приезду генерал-губернатора, устроенная для встречи в селе Никольском Наследника Цесаревича в 1891 г. кирпичная арка, ныне, по настоянию начальника округа, перестроена в часовню, частию на счёт прямых сборов и подрядчиков. Часовня эта имеет красивый вид и в ней поставлено несколько икон; окончательное внутреннее убранство скоро приведётся в порядок» [4, с. 10]. Эта перестройка была связана с подготовкой к торжествам в честь коронации Николая II. Сообщение о переделке арки в часовню подтверждает описание коронационных торжеств 1896 г. в Никольск-Уссурийском, которое приводится в приложении. Текст показывает, что арка-часовня стала главным объектом местных торжеств, приобрела особое значение и служила фактическим свидетельством связи Никольска с персоной монарха, который однажды посетил село. Обновлённая постройка слала одной из многих, которые украсили города империи к коронации 1896 г.
Из приведённых цитат следует, что поначалу эта постройка была аркой (воротами), а после её переделали в часовню. Как это было в действительности? Этот вопрос могли бы разрешить старые фотографии, но нам неизвестны те, которые уверенно можно было бы датировать 1891 г. Среди относительно недавно обнаруженных, обращает внимание фото, очевидно сделанное во время коронационных торжеств, где постройку украшает вензель «Н(11)А» - Николай и Александра, а над ним - изображение правящей четы на платке, выпущенном в честь коронации (рис. 2), [6, с. 46-47]. Из известных нам снимков арки это самый старый, который уверенно можно датировать 1896 г. Исходные даты остальных неопределённы или более поздние. Тем не менее, на всех фотографиях этой постройки видно, что внутреннее помещение часовни заметно утоплено по отношению к несущим конструкциям (пилонам и архивольту) (рис. 1, 3). Видимо, поначалу вместо этого помещения был пролёт арки, который впоследствии был заделан стенами с дверьми и окнами. Таким образом, в 1896 г. арка была значительно изменена и приведена в то состояние, которое мы видим на старых фотографиях. Надо полагать, со стороны города находился вход в часовню (рис. 1), а со стороны въезда в город - стена с окнами (рис. 3). При этом остаётся вопрос: как выглядела арка изначально в 1891 г.?
Опубликованные несколько лет назад снимки (рис. 1, 2), [6, с. 4447] дают возможность определить примерные размеры Никольской арки-часовни. Судя по стоящим на её фоне фигурам, постройка имела довольно крупные размеры: приблизительно 10 м. в высоту и 15 в ширину (вместе с боковыми пролётами) - и представляла собой вполне внушительное при въезде в город здание.
Напомним, что арка в Никольске-Уссурийском относится к ряду триумфальных ворот, построенных на Дальнем Востоке России и в других регионах страны для торжественных встреч цесаревича Николая по пути его следования из Владивостока в Петербург в 1891 г. Города и сёла строили триумфальные арки для наследника престола в соответствии со своими возможностями. Так, в Благовещенске и
Рис. 1.
Арка-часовня в Никольск-Уссурийском: Дата фото неизвестна. Источник: [14]
Владивостоке, самых крупных и богатых городах региона, были построены выразительные кирпичные арки, в Хабаровске и Чите - деревянные. Факт, что с. Никольское могло позволить себе постройку кирпичной и довольно презентабельной арки, говорит о его возможностях, значении, и желании по-особому себя позиционировать перед лицом высшей власти.
Исследования триумфальных арок в России показывают, что их историю и смысл нужно рассматривать в контексте монархических церемоний своего времени. Особое значение в символике арки играл «русский» стиль, о чём убедительно свидетельствует отзыв П.Ф. Ун-тербергера о приёме цесаревича в Никольск-Уссурийском в 1891 г.: «Трудно передать тот восторг, который охватил всю массу собравшегося народа. Это было первое большое русское село, встретившееся по пути, и несмотря на почти 10 тысяч вёрст, отделявших его от сердца России, видно было, что в жителях его течёт та же русская кровь и бьётся то же русское сердце» [9, с. 60]. Такой же смысл несла более крупная постройка, один из утраченных символов старого города - Никольский собор (1894-1901), построенный по образцу храма Христа спасителя в Борках (близ Харькова, 1891-1894) и церкви Богоявления в С.-Петербурге (на Гутуевском острове, 1892-1899), напоминая об идее божественного покровительства российской монархии. Об идеологическом содержании «русского» стиля и построек такого типа подробнее можно узнать в других работах [11, 12].
В дальнейшем арка-часовня использовалась для официальных встреч представителей правящей династии. Так описывается приём вел. кн. Кирилла Владимировича в 1898 г.: «У арки волостной старшина Павлюков преподнёс Августейшему Гостю хлеб-соль и привет-
ствовал его речью. Оттуда Великий Князь направился в церковь...» Рис 2
гг с 9] Арка-часовня
!■'. в Никольск-
В начале XX в. «триумфальная арка», как её было принято тогда Уссурийском: называть, стала одним из главных образов города, и её тиражировали фото 1896 г-на открытках, надо полагать, чтобы показать приверженность монар- : .
хии. Она была свидетельством причастности Уссурийска к деятельности династии, и через неё - к большой политике и мировой истории. В качестве комментария, подходящего по смыслу этой постройке, мы можем привести слова из поздравительного адреса от Собрания городских уполномоченных г. Никольск-Уссурийского в честь открытия Восточного института во Владивостоке в октябре 1899 г.: «Всемогущий господь возложил на Россию многотрудную, но высокую задачу - внести в среду народов Азии свет высшей правды и все блага европейской гражданственности и науки. Россия и её державные повелители уже не одно столетие костями своими устилают, а кровью своей орошают тот путь, по которому войдёт в отдалённейшие недра Азии лучшая жизнь, озарённая и светом христовой истины и науки, и цивилизации вообще» [8, с. 33-34].
Об истории разрушения арки у нас нет новой информации. Отметим только, что разрушаться она стала уже в начале XX в. вместе с авторитетом монархии и самодержавным порядком: в старой периодике можно встретить упоминания о неудовлетворительном состоянии арки-часовни в то время. В итоге она была снесена вместе с другими подобными постройками в эпоху «культурной революции» 1920-1930-х гг.
С течением времени этот образ истории старого города не забыли. Надо думать, причина этого в том, что он несёт в себе смысл, важ-
Рис. 3.
Арка-часовня в Никольск-Уссурийском: Фото на открытке издания 19001907 гг. Источник: [13, с. 18].
ный для Уссурийска. Памятники такого типа утверждали не только идеологию самодержавия, но и идею связи далёкой окраины с историческим центром России, идею причастности Уссурийска к истории великого Российского государства. Поэтому сохранение памяти об уссурийской арке-часовне имеет значение. Во многих городах Дальнего Востока триумфальные арки, построенные в 1891 г., восстановлены. В Уссурийске, надо полагать, это было бы проблематичным и, вероятно, ненужно, но и оставить эту страницу истории города без внимания было бы неправильно. Возможно, было бы кстати рядом с местом, где стояла арка, поставить какой-либо вид мемориала: стелу, или памятный камень с изображением арки, портретом, иконой, или надписью, и может быть, рядом организовать какое-то пространство из зелёных насаждений. Это могло бы способствовать благоустройству города, совершенствованию облика его исторического центра.
Выявленная информация об арке-часовне в Никольске-Уссурий-ском позволяет дополнить знания об истории города. Она может способствовать датировке некоторых старых фотографий и напоминает о монархических церемониях, которые были частью общественной жизни города до революции.
В связи с историей арки-часовни может представлять интерес описание коронационных торжеств 1896 г. в селе Никольском. В нём есть описание постройки, её церемониального использования, а так же описание самого праздника, одного из ярких событий в истории Уссурийска. Этот текст представляет собой литературно обработанный вариант «корреспонденции», составленный с определённой целью. Он имеет идеологический смысл, выражает верноподданнические идеи, представляет официозный образ социальной гармонии, некий мажорный образ провинциального города при самодержавном
режиме. В тексте присутствуют заметные стилистические и лексические ошибки. Но, при его несовершенстве он является интересным источником по истории Уссурийска. Оригинальная пунктуация и орфография текста сохранены.
Приложение
Корреспонденции. Никольское, 14 мая [3, с. 8-9]. С. 8
В 10 часов вечера, три пушечных выстрела возвестили селу Никольскому о совершившемся священном короновании Их Императорских Величеств. Все войска, а также и жители села, каждый возле своего дома, стали хлопотать об украшении своего здания, чтобы с особым торжеством, в праздничном наряде встретить предназначенное празднество. Дома украсились флагами, а главная улица, предназначенная для празднества, убрана была гирляндами из зелени, развешанными по обеим сторонам улицы на шестах, обложенных такими же гирляндами. Гирлянды из зелени тянулись от начала села, т.е., от сельской больницы до триумфальных ворот, построенных в 1891 году к приезду Августейшего Гостя, ныне благополучно царствующего Государя Императора. Ворота эти средствами сельского общества и купечества, благодаря настойчивой заботливости начальника дороги, местного благочинного и живущего здесь военного инженера, вновь отштукатурены и обращены в часовню во имя Святителя Николая и в день св. коронования, т.е. 14 мая сего 1896 года, часовня освящена нашим благочинным. На площади же напротив приходской церкви устроены: павильон, а по обеим сторонам его установлены столы. Всё это украшено зеленью и флагами, и здесь сельское общество и купечество предположило угостить войска после молебна. Тут же были построены качели, карусели, народный театр, и приспособления для игр на призы. Утром в 9 часов 1г мая началась в церкви божественная литургия, а после неё крестный ход от церкви к вновь построенной часовне. В это же время войска с распущенными знамёнами с таким же крестным ходом шли к той же часовне на общий молебен. У часовни оба эти крестных хода встречены были хором военной музыки, игравшим молитву. Изящно украшенная часовня, разукрашенная флагами, гирляндами из зелени и цветов, вензелями, транспарантами и портретами Августейшей Четы, придавали ей фантастический вид, а шествие с хоругвями с одной стороны, с распущенными знамёнами с другой и гул десятитысячной толпы дополняли торжественный вид этой картины. Перед началом молебна бригадным священником, отцом Иосифом Никольским, сказано было несколько поучительных слов о значении священного коронования, а перед провозглашением многолетия нашим настоятелем, благочинным отцом Павлом Мичуриным сказано было простым слогом слово о значении празднования настоящего дня и о том счастии, какое выпало с. Никольскому в 1891 году во время посещения бывшим Наследником Престола, а ныне Августейшим Государем нашего села. В воспоминание счастливых для Никольска дней пребывания Августейшего Гостя построена часовня, в которой ныне мы все молимся о здоровье и долголетии этого Монарха. В ознаменование великого радостного дня, 14 мая 1896 г.,
дня Священного Коронования, это же самое общество, посредством добровольных взносов собрало капитал до 5000 руб. на постройку каменного здания школы и на устройство при ней народной библиотеки. По окончании молебна, при возглашении многолетия, сто один пушечный выстрел вторил местному церковному хору певчих, которые очень стройно пропели: «многие лета», а затем по окончании молебствия и окропления войск святою водою, весь народ двинулся на площадь, где установлены были столы с водкой и закусками для нижних чинов, которые, отнеся свои знамёна и оружие, тоже прибыли туда же с музыкой. По середине площади устроен был особый павильон, украшенный вензелями, флагами и зеленью, и в нём сервирован был завтрак для офицеров нашего гарнизона. Угощение войск и завтрак начался речью начальника округа, обращённой к народу. От имени всего населения села Никольска, купечества и чиновников, а также и Уссурийской округи, начальник округи, выразив сердечную радость о совершившемся короновании, просил всех присутствующих разделить вместе эту радость и не отказать откушать хлеба-соли.
После этого командующий войсками, взяв чарку водки, провозгласил тост за здоровие Государя. Тост этот покрыт был несмолкаемым громким «ура», которому вторили пушечная пальба, колокольный звон, затем, чокнувшись чарками с начальником бригады, как представителем войск, и начальником округи, как представителем населения, вошёл в павильон и здесь поздравил с праздником присутствующих гг. офицеров и местную интеллигенцию, «ура» закончилось стройным пением «Боже, Царя храни» и все в павильоне сели и приготовились к завтраку. Вокруг же павильона выборные от сельского общества угощали войска и прибывших из соседних деревень крестьян и корейцев. На площади было С. 9
собрано более 10 тысяч народа, включая в это число и войска, состоящие из трёх батальонов, 5 сотню казачьего полка, летучего артиллерийского парка и одной артиллерийской бригады. Прочие батареи, расположившись лагерем в 14 верстах от Никольского, не могли участвовать в общем празднестве. Первый тост на завтрак интеллигенции провозглашён был командующим войсками за здоровие Государя Императора, вслед за ним начальник округи провозгласил два тоста за здоровье начальника Приамурского края генерал-губернатора генерал-лейтенанта Духовского и за здоровье губернатора Приморской области генерал-майора Унтербергера. После этого провозглашено было много тостов и за процветание Уссурийского края и за славу оружия и войск местного гарнизона и проч. и проч. К концу завтрака народ и войска вошли на эстраду и плотной стеной окружили сидевших за столами. Командующий войсками, приблизив к себе детей и народ, провозгласил тост за здоровье молодого поколения Южно-Уссурийского края, как наших наследников, и за здоровье всего вообще населения, составляющего оплот краю. Завтрак завершился скромным десертом из конфект, преподнесённым командующему войсками тремя красивыми девушками-крестьянками. Конфекты эти розданы были ученикам местной школы и разбросаны народу. После завтрака все присутствующие на нём вместе с командующим войсками пошли смотреть качели, карусели и народный театр. В нём фокусник и местный акробат давали свои представления. К 5 часам на площадь
прибыла большая китайская процессия со своей национальной музыкой и здесь перед командующим войсками наряженные, на ходулях, китайцы, более г0 человек, с национальными флагами воспроизвели свой национальный танец, после которого направились в крепость к войскам. За процессией двинулся в крепость и весь народ, туда же уехал и командующий войсками. В крепости во всех частях войск расставлены были столы с чашками и чаем, и войска в свою очередь угощали всех прибывших не только чаем, но и конфектами и даже вином. День этот окончился иллюминацией, фейерверком и разными играми на призы.
Нельзя потом оставить молчанием и красиво устроенную иллюминацию в селе, в особенности в полиции, возле магазина Чурина и на площади, где было угощение. На площади к тому играли казачий хор музыки, а в павильоне для сельских девушек были устроены танцы, которыми дирижировал командир полка. Достойна была внимания и иллюминация, устроенная на паровой мельнице Линдгольма, из 160 электрических лампочек Эдисона, составлявших вензель Царствующей Четы.
Игры на призы, театр и гуляние с музыкой продолжались последующие три дня.
Всего описать трудно, но нельзя не умолчать о том единодушии, приветливости, которые проявились у всех присутствующих на празднестве. Каждый из них, по-видимому, проникнутый торжественностью события, эти три дня провёл с чувством полного достоинства. Несмотря на то, что во время завтрака в павильоне бокалы постоянно наполнялись шампанским, а на столах у народа стоявшие два ведра с водкой постоянно доливались свежей живительной влагой, ни шума, ни драки, никакого происшествия в течение этих трёх дней в селе не было. Торжество сблизило и соединило в одну общую дружную семью все войска и весь народ, а между ними начальствующие лица были не грозными властелинами, а старшими братьями, к которым с особым уважением и сердечною откровенностью обращался народ с рассказами о своих впечатлениях.
Литература
1. Владивосток. 1893. № 51.
2. Владивосток. 1894. № 47.
3. Владивосток. 1896. № 22.
4. Владивосток. 1896. № 33.
5. Владивосток. 1898. № 25.
6. Город, где мы: фотоальбом (авт.-сост. И. Егорчев). - Уссурийск: ФГУП «Издательство «Дальнаука» ДВО РАН. 2011. 384 с.
7. Зуева Н.С., Лынша О.Б. Дореволюционный Уссурийск: формирование архитектурно-планировочной структуры, топонимии и образа города. - Уссурийск: Изд-во ДВФУ, 2012. 92 с.
8. Калинин В.А. Краткий исторический очерк города Никольск-Уссурийского. - Владивосток: ДВФУ, 2015. 96 с.
9. Коляда А.С., Кузнецов А.М. Никольск-Уссурийский: штрихи к портрету. Уссурийск: УГПИ, 1997. 185 с.
10. Обертас В.А. Архитектура Дальнего Востока России XVII - на-
чала XX веков [конспект цикла лекций]. - Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2015. 138 с.
11. Постников В.В. К истории «русского» стиля: Триумфальные арки в российской провинции (конец XIX века) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 3. -Владивосток: ДВФУ, 2012. С. 33-38.
12. Слюнькова И.Н. Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века. - М.: БуксМАрт, РАХ. 2013. 440 с.
13. Турмов Г.П. Уссурийск (Никольск-Уссурийский) на почтовых открытках. Старый город. 1900-1920. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. 76 с.
14. Уссурийск. Исторические фотографии [Электронный документ] // Портал Skyscrapercity.com. URL: http://www.skyscrapercity. com/showthread.php?t=1595252 [Дата обращения 03.09.2016. г.].