КРУПАВИЧУС A. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В ЛИТВЕ
(Реферат)
KRUPAVICIUS A. Political Science - Lithuania // Three social science disciplines in Central and Eastern Europe: Handbook on economics, political science and sociology (1989-2001). - Berlin: Social science information center, 2002
Возрождение и развитие политической науки в Литве, по мнению автора, тесно связано с демократическими преобразованиями конца 80-х годов. С теоретической и методологической точек зрения процесс политических исследований в Литве прошел несколько этапов: период ознакомления с основополагающими западными теоретическими и методологическими концепциями и выработка индивидуального подхода к исследованиям; период исключительно нормативного, описательного и фактического подхода; отход от него и переход к эмпирическому, качественному и сравнительному изучению политической жизни. Что касается теории, то историческое направление является самым популярным, бихевиоризм, функционализм и системная теория заняли второе, третье и четвертое места. Литовская политология возникла в период вступления западной политической науки в очередной этап своего развития, основанный на неоинститу-ционализме.
В 1944 г. после возвращения советского правления в Литве вводится единая система социальных и политических наук, но так как они считались одним из главных инструментов идеологического воспитания, то, соответственно, находились под строгим контролем Кремля. Одним из способов реализации такого контроля было разделение Университета Литвы на несколько самостоятельных вузов, что повлекло за собой огромные «потери» в академическом сообществе, так как многие профессора эмигрировали на Запад.
Вильнюсский Университет был единственным, которому удалось избежать «репрессий». В 1988 г. профессора этого вуза провели дискуссию о деидеологизации социальной науки. Толчком к этому послужила начатая в 1985 г. Горбачёвым перестройка. В результате первой фазы либерализации коммунистической системы академическое сообщество получило право открыто высказывать критические замечания по поводу ошибок, допущенных в построении советского государства. Однако главным стимулом для обсуждения будущего социальных наук явилось изменение социально-политической ситуации в самой Литве после основания движения «Sajudis», когда Литва, Латвия и Эстония стали республиками-реформаторами в бывшем СССР.
Автор считает, что 1988 год — это начало восстановления литовской политической науки. Осенью 1988 г. в Вильнюсе началась открытая дискуссия (организованная для студентов, отказывающихся посещать лекции наиболее «старомодных» профессоров) о статусе и проблемах преподавания таких дисциплин, как «история КПСС» и «научный коммунизм». Инициатором дискуссии выступил заведующий кафедрой истории философии Роландос Павилионис. Главное, что предлагал Павилионис, — это заменить две вышеупомянутые дисциплины политической наукой. Павилионис — лишь один из так называемых реформаторов, у каждого из которых был свой взгляд на содержание предмета политической науки, и зависел он от их специализации: от истории до философии, от социологии до права. Наиболее активной группой в стане реформаторов стали молодые специалисты в возрасте от 25 до 30 лет.
Первая фаза реформ 1988 г. принесла следующие результаты. Во-первых, Павилионис ввел термин «политология» для обозначения политической науки в Литве (подлинная причина замены названия «политическая наука» на название «политология» остается неизвест-
ной, однако существует версия, что отказу от употребления первого названия послужило его сходство с нелюбимым литовцами «научным коммунизмом»). Во-вторых, произошла либерализация системы образования в целом, в результате чего любой лектор мог самостоятельно выбирать содержание своего курса. Несмотря на это, единое содержание курса политологии сложилось на удивление быстро. Одной из причин является тот факт, что он был основан на западных стандартах политической науки. Кроме того, в начале 90-х годов было налажено взаимодействие с США в данной сфере.
Описывая конец 80-х годов, автор утверждает, что многие новоявленные ученые политологии считали академическую свободу самым главным элементом, которого им недостает. В 1991 г. мнения резко изменились, так как стало ясно, что исследователи утрачивали контакты друг с другом, находясь в изоляции в своих институтских ячейках. В том же 1991 г. по этому поводу развернулись широкие дискуссии. Результатом явилось основание Литовской ассоциации политической науки, задачей которой было преодоление изоляционизма. Нужно заметить, что со своей миссией ассоциация справилась успешно.
Автор утверждает, что 1992 год является важным для институционального развития политической науки. В рамках Вильнюсского университета был основан новый институт — Институт международных отношений и политической науки (ИМОПН). В 1993 г. ИМОПН создает научный совет политической науки, тем самым становясь первым университетом, который может присуждать степень доктора политических наук. Помимо Института международных отношений и политической науки в Литве существует еще несколько центров исследования политической науки: кафедра политической науки Университета Клайпеды, а также Институт политической науки и дипломатии.
В последующие годы в некоторых университетах возникли проблемы с преподаванием политологии, в частности в Университетах Литвы. Трудности возникали главным образом из-за стремления администрации университета удерживать всех бывших преподавателей марксизма-ленинизма, которые после 1989 г. начали преподавать нововведенную дисциплину. Несмотря на это, изменения все же произошли, и в 1997 г. с формированием факультета политологии были значительно изменены институциональные рамки политической нау-
ки в Университете Литвы. В 1998 г. в университете был основан Институт политической науки и международного права. По мнению автора, этот факт позволяет утверждать, что процесс развития литовской политологии, несмотря на подводные камни, проходит довольно успешно.
Автор считает, что политическая наука — одна из наиболее динамично развивающихся академических дисциплин в Литве. Последняя декада ХХ в. считается прорывом, престиж политической науки постоянно возрастает. Такое развитие политической науки в Литве было бы невозможным без сильного международного, в частности западного, влияния и помощи. Доступ к западным вузам, библиотекам, западному опыту в целом, а также материальной и интеллектуальной помощи сыграл огромную роль в ее формировании в качестве самостоятельной дисциплины.
Д.С.Косенков