Научная статья на тему 'Рунцис А. Политическая наука в Латвии (реферат) runcis A. political science Latvia//three social science disciplines in Central and Eastern Europe: Handbook on Economics, political science and Sociology (19892001). Berlin: social science information Center, 2002'

Рунцис А. Политическая наука в Латвии (реферат) runcis A. political science Latvia//three social science disciplines in Central and Eastern Europe: Handbook on Economics, political science and Sociology (19892001). Berlin: social science information Center, 2002 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рунцис А. Политическая наука в Латвии (реферат) runcis A. political science Latvia//three social science disciplines in Central and Eastern Europe: Handbook on Economics, political science and Sociology (19892001). Berlin: social science information Center, 2002»

РУНЦИС А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В ЛАТВИИ

(Реферат) RUNCIS A.

Political Science - Latvia//Three social science disciplines in Central and Eastern Europe: Handbook on economics, political science and sociology (1989-2001). Berlin: Social science information center, 2002

Политическая наука как академическая дисциплина появилась в Латвии сравнительно недавно, в конце 80-х годов, в результате политических изменений, повлекших реформы в образовании и социальных науках. Автор считает, что исторически традиции развития социальных дисциплин в Латвии основываются на европейской и, прежде всего, германской научной мысли XVIII—XIX вв.

Автор рассматривает несколько периодов становления политической науки в Латвии. Первый, межвоенный, — 20—30-е годы. Важным политическим событием, начинающим этот период, стало объявление Латвией своей независимости, а академическим, оказавшим существенное влияние на развитие социальных наук, — учреждение Университета Латвии, а также выпуск им своего журнала.

В эти годы сложилось три направления научной мысли: националистическое, авторитарное и демократическое. Среди наиболее известных представителей социальной науки, которые начали свою академическую деятельность еще до рассматриваемого периода, автор называет: П. Залите, П. Юревича, П. Даля, Т. Кельмса и Р. Вип-

пера. Круг освещаемых ими вопросов — от социофилософских у Виппера до анализа существующей реальности у Кельмса, который предсказал возможное усиление авторитаризма, национализма и государственной власти, грозящее международной напряженностью и военными конфликтами.

Латвийские мыслители этого времени уделяли значительное внимание национальным вопросам. Нетерпимость не является типичной для латвийского национализма. Он характеризуется, скорее, неприятием марксистских идей, парламентаризма и политического либерализма и приоритетом коллективных прав над индивидуальными. Главное благо виделось в обращении к патриархальному, сельскому образу жизни, критике подвергалось все, что связано с индустриальным развитием.

Среди ученых-националистов Латвии того периода автор называет А. Кродерса, анализировавшего историю латвийской интеллигенции и национализма, Э. Брастинша, рассматривавшего вопросы национального сознания, национализма и марксизма. Высокая научная культура, по мнению автора, свойственна рассуждениям К. Диш-лерса о самоопределении наций. Всплеск националистической научной мысли приходится на вторую половину 30-х годов. В это время публикуются работы Я. Лапинша, А. Кродерса. Последний анализирует национализм, лидерство, солидарность и идеи национального единства.

Девиз сторонников авторитаризма: «Одна нация, один лидер», при этом необходимо отметить их полное неприятие диктатуры и большевизма. Они не ставят под сомнение демократические ценности, ища пути воплощения демократических ценностей в реальной политике. Согласно этому направлению латвийская демократическая система претерпевает кризис, причина которого прежде всего в наличии мелких демократических партий и деструктивной деятельности их лидеров, а выход — в усовершенствовании избирательного закона, который снизит роль мелких, не представляющих интересы страны партий в пользу крупных национальных лидеров.

В основу мировоззрения социальных демократов этого периода легла идеология марксизма (например, к 50-й годовщине смерти К. Маркса марксистским клубом Риги был издан сборник статей «Маркс и марксизм», предлагавший анализ взглядов этого мыслителя на актуальные вопросы общественной жизни).

Особую роль в этом научном направлении сыграла Ассоциация академических социальных наук Латвийского университета, созданная с целью содействия развитию экономики, социологии и права.

Вторым периодом в становлении политической науки автор считает годы советской оккупации (до 1989 г.). Тогда в Латвии, как, впрочем, и в остальных странах «социалистического лагеря», социальные и политические дисциплины оказались стандартизированы, идеологизированы и сведены к изучению марксизма-ленинизма в приложении к различным отраслям наук. Обязательным было изучение политической экономии, истории КПСС, научного коммунизма. Политической науки как таковой в Латвии не существовало (и до советского периода также), поэтому во времена наступивших демократических реформ мы не можем говорить о возвращении к довоенным академическим традициям, как, например, в случае с философией и социологией. Эти дисциплины были оформлены и до советской оккупации и сохранились, хотя и в сильно измененном и подверженном идеологическому влиянию виде, в советское время.

Демократические реформы конца 80-х годов коснулись и сферы образования. Во-первых, сами студенты протестовали против идеологизации науки, отказываясь от соответствующих дисциплин или от посещения лекций наиболее ортодоксальных преподавателей. Кроме того, эти годы можно считать временем рождения политической науки. Политические и социальные изменения вызвали необходимость в объяснении и анализе социально-политической ситуации — этим занялась политическая наука.

Первоначально сохранялось название «научный коммунизм», хотя содержание дисциплины изменилось: в программу вошло изучение социальных и политических движений, политических партий, бюрократии, социальной стратификации и глобальных проблем современности.

Вторым этапом на пути становления данной дисциплины автор считает реформы в профессорской среде. В начале 90-х годов всем ученым, имеющим докторскую степень, была предписана процедура так называемой нострификации. Она предполагала доказательство того, что их диссертации не сводились к простой компиляции мар-ксистко-ленинских работ. В результате некоторые ученые-ортодоксы, не сумевшие обосновать свою реальную научную состоятельность, были уволены.

Следующим шагом стала институционализация политической науки. После долгих споров о наименовании новой дисциплины она была названа политологией; в 1989 г. в Латвийском университете учреждена политологическая кафедра.

Прежняя централизованная система обучения социальным наукам, базирующаяся в основном на идеологических догмах, была отброшена. Новой дисциплине предстояло выработать собственную научную концепцию. Политологов со специальным политологическим образованием в стране не было, и преподавательский состав представляли молодые ученые с кафедр научного коммунизма, истории, права и социологии. Они вольны были предлагать свои оригинальные курсы, а студенты могли выбирать среди них. Первый систематизированный курс политической науки был представлен латвийским политологом из Массачусетского университета Ритой П. Петерс в 1992 г.

Автор считает, что именно Латвийский университет оформил политическую науку как дисциплину, сформировав полный курс основных академических дисциплин по данной тематике. Это учебное заведение единственное в стране предлагает магистерский курс политической науки. В 1997 г. был основан Видземский университетский колледж, дающий высшее образование в числе прочих дисциплин и по политической науке. Причем благодаря практической направленности программы особое внимание уделяется дисциплинам, связанным с управлением.

Постепенно стала более доступна западная литература по политологии, появились профессиональные научные труды на национальном языке. Сотрудничество с международными организациями во многом способствовало развитию политической науки в стране. Значительным шагом в этом направлении стало участие в проекте ТЕМПУС («Политическая наука в государствах Балтии») в 1992 г. Кроме того, с 1989 г. были налажены взаимное посещение и обмен опытом ученых Латвийского и западных университетов, в частности, Университета Осло и Ааруского университета (Дания).

Совместные исследовательские проекты касались процессов демократизации в Латвии и в других государствах Балтии, в рамках исследования геополитической ситуации в Балтийском регионе затрагивались проблемы этничности, мультикультурализма, гражданского общества. В начале 90-х годов преобладал количественный под-

ход в изучении элит, партий и электорального поведения. С середины 90-х годов предпочтение стало отдаваться анализу. Что касается довоенной научной традиции, то ее наследие отразилось в трудах по проблемах конституции. Национальный вопрос — важный для латвийской политической науки — обсуждался с учетом западных идей мультикультурализма.

Финансирование науки с 90-х годов осуществлялось по гранто-вой системе. Значительную поддержку оказал Латвийский фонд Сороса. Профинансировав вначале перевод классической литературы по политической науке, он затем спонсировал исследовательские проекты и создание Интернет-сайта «политика». Существует также ряд других, не менее значимых систем грантовой поддержки исследователей, стипендий и т.п.

Что касается современного положения вещей, то латвийская политическая наука, по мнению автора, продолжает развиваться как самостоятельная дисциплина. Основными темами научных дискуссий и исследований являлись на момент написания статьи вопросы этничности, гражданства и безопасности. Также с 2001 г. Еврофа-культет предложил небольшой грант на исследования в области государственного управления, стимулируя таким образом практическое применение научных исследований.

Хотя политологическое сообщество в Латвии очень невелико и представлено всего несколькими десятками ученых, автор отмечает, что политическая наука в Латвии является довольно популярной дисциплиной, а число желающих заниматься научной деятельностью в этой сфере постоянно растет. Растет и спрос на соответствующих специалистов со стороны политических, в частности государственных, структур, особенно в контексте все более широкого участия страны в международных процессах. Особенную важность политики придают отношениям с ЕС, и, если Латвия вступит в Союз, необходимость в профессиональных политологах еще больше возрастет. Так что, заключает автор, политическая наука в Латвии имеет хорошие перспективы, поскольку востребована реальной политикой.

М.Э. Брандес

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.