Научная статья на тему 'Круговая порука против коррупции'

Круговая порука против коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / CORRUPTION / СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / JOINT LIABILITY / КРУГОВАЯ ПОРУКА / FRANKPLEDGE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / PUBLIC SERVANT / ANTI-CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелестюков В.Н., Ерин В.В.

В данной статье рассматривается понятие коррупции, мотивы данного преступления, задачи, предусмотренные национальным планом борьбы с коррупцией, правовые формы борьбы с коррупцией. Рассматривается понятия солидарной ответственности и солидарных обязательств, их соотношение с круговой порукой, предусмотренной в древних источниках права, например, Русской Правде. Предлагается использовать солидарную ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом РФ, как форму борьбу с коррупцией и возмещения ущерба, причиняемого бюджету государства со стороны государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANKPLEDGE VS CORRUPTION

This article reviews the definition of corruption, motives for the crime, goals of the national anti-corruption plan, law forms of anti-corruption. Authors explore the definitions of joint liability and joint obligations, their relationship with frankpledge, what was mentioned in ancient sources of law, e.g. Russkaya Pravda. Authors suggest to use joint liability pointed in the Civil code as the form of anti-corruption and compensation of corruption damage for the state budget, what caused by public and municipal servants.

Текст научной работы на тему «Круговая порука против коррупции»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.135 Шелестюков В.Н.1, Ерин В.В.2

1йКСШ:0000-0002-0098-0569,кандидат юридических наук, 2ORCID:0000-0002-4410-3402, кандидат юридических наук, РЭУ им Г.В. Плеханова Кемеровский институт (филиал) КРУГОВАЯ ПОРУКА ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие коррупции, мотивы данного преступления, задачи, предусмотренные национальным планом борьбы с коррупцией, правовые формы борьбы с коррупцией. Рассматривается понятия солидарной ответственности и солидарных обязательств, их соотношение с круговой порукой, предусмотренной в древних источниках права, например, Русской Правде. Предлагается использовать солидарную ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом РФ, как форму борьбу с коррупцией и возмещения ущерба, причиняемого бюджету государства со стороны государственных и муниципальных служащих.

Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, солидарная ответственность, круговая порука, государственный служащий.

Shelestukov V.N.1, Erin V.V.2

1ORCID: 0000-0002-0098-0569, PhD in Law, 2ORCID: 0000-0002-4410-3402, PhD in Law, Plekhanov Russian University of Economics (Kemerovsky branch) FRANKPLEDGE VS CORRUPTION

Abstract

This article reviews the definition of corruption, motives for the crime, goals of the national anti-corruption plan, law forms of anti-corruption. Authors explore the definitions of joint liability and joint obligations, their relationship with frankpledge, what was mentioned in ancient sources of law, e.g. Russkaya Pravda. Authors suggest to use joint liability pointed in the Civil code as the form of anti-corruption and compensation of corruption damage for the state budget, what caused by public and municipal servants.

Keywords: corruption, anti-corruption, joint liability, frankpledge, public servant.

. .ТУ'оррупция» - это слово прочно вошло в обиход средств массовой информации в последнее время. Все чаще чаще встречается информация о случаях коррупции не только на среднем (региональном) уровне, но и на высшем государственном. Что же означает слово «коррупция»? По современному толковому словарю Т.Ф. Ефремовой [6] слово «коррупция» означает подкуп, продажность должностных лиц, политических партий и т.д. Однако в соответствии с п.1 ст. 1 ФЗ РФ от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [1] «коррупция -это злоупотребление корыстным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени и в интересах юридического лица». В 2015 году по информации А.Е. Русецкого органами прокуратуры было выявлено более 152 000 нарушений законодательства о противодействии коррупции[8], что бесспорно свидетельствует о широком распространении данного незаконного явления и необходимости борьбы с ним. Указывая на распространение какого-либо незаконного деяния, мы не можем не указать на мотивы таких действий. В данном случае следует согласиться с мнением Ю.М. Антоняна [7], что внешним мотивом коррупции является корысть, а внутренним - психологическое удовлетворение, которое получает преступник от так называемой «игры». Актуальность вопроса борьбы с коррупцией вышла на очень высокий уровень, поэтому Президент РФ В.В. Путин и утвердил своим Указом от 01.04.2016 № 147 Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы[4]. Задачи, которые предусмотрены Национальным планом, охватывают различные сферы: начиная от совершенствования правовых основ и заканчивая усилением эффективности пропагандистских и просветительских мер. Перечень мероприятий, предусмотренных вышеуказанным планом, является также очень широким и адресован не только органам правоохранительной системы (МВД, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура), но и Правительству в целом, Центральному банку РФ, полномочным представителям Президента РФ, руководству регионов, различным общественным организациям. В целом можно условно разделить все мероприятия на две категории: внутренние и внешние. К внешним факторам можно отнести работу правоохранительных органов по противодействию коррупции, совершенствование нормативно-правовой базы и т.д., к внутренним - формирование у государственных служащих и работников негативного отношения к коррупции, повышение их морально-нравственного уровня и т.д. Все мероприятия очень важны, но в настоящее время, по нашему мнению, внутренние мероприятия являются приоритетными. Ведь с коррупцией можно бороться даже на этапе её, так называемого зарождения. Если какой-либо государственный служащий захочет совершить противоправное деяние или совершил его, то информация об этом все равно тем или иным образом просочиться и станет известна, вначале внутри подразделения или органа, а потом уже и вне его. Принимая во внимание тот факт, что большинство коррупционных действий совершается группой лиц, они внутри этой системы друг перед другом несут определенные обязательства, в большинстве своем, солидарного характера или так называемой круговой поруки. Система строится на началах иерархичности и распределения долей. Во многом это напоминает структуру организованных преступных групп, где каждый член вносит свой вклад и имеет право на получения прибыли в зависимости от размеров своего вклада.

В гражданском праве данная система близка к полному товариществу и к договору простого товарищества, который связан с осуществлением предпринимательской деятельности. Так в соответствии со ст. 75 Гражданского кодекса РФ [2] участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества, а в соответствии со ст. 1047 Гражданского кодекса РФ [3] участники договора простого товарищества несут солидарную ответственность по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения. Солидарную ответственность следует рассматривать как совместную ответственность лиц, принявших на себя обязательства. Солидарные обязанности возникают из договора и в случаях, предусмотренных законом, в частности при неделимости обязательства. В случае возникновения солидарного обязательства кредитор имеет право требовать исполнения обязательства как от всех лиц совместно, так и от любого из них, при этом он вправе требовать исполнения в полном объеме или в части долга. Солидарные обязательства очень близки к такому древнему правовому явлению, как круговая порука. Круговая порука использовалась к в хозяйственном обороте при организации различных торговых объединений и артелей [5], так и в отношениях возникших в результате возмещения ущерба и вреда, например ст. 4,5,6,19 Русской Правды [9]. Под круговой порукой следует понимать ответственность всех членов общины (иного коллектива) за действия или выполнение обязанности каждым из её членов [10]. В данном случае, нам интересно рассмотреть круговую поруку как солидарные обязательства лиц по возмещению ущерба, причиненными коррупционными действиями. И если в Русской Правде возмещение ущерба за совершённое преступление осуществлялось определённой территориальной общиной, то используя механизм солидарной ответственности можно рассмотреть вопрос о применении его к определенному объединению лиц, связанных между собой профессиональными обязанностями, например, структурному подразделению, государственному органу. Технически это может отразиться в качестве включения в локальные нормативные акты определённых положений о солидарной ответственности работников по возмещению ущерба, причиненного коррупционными действиями своих коллег, в случае если они обладали определённой информацией о предполагаемом деянии. А в случае если лицо совершило коррупционное деяние, но оно может уменьшить сумму возмещаемого им ущерба, путем распределения ответственности с лицами, которым было известно о таком деянии. Наличие таких положений, возможно, будет способствовать тому, что служащие сами будут стремиться к искоренению коррупционных действий внутри своих подразделений или органов.

Таким образом, отмечая спорность вышеуказанного положения и возможное негативное к нему отношение, авторы не основываются на исключительности данного предложения как единственно возможного, но полагают рассмотреть его как один из возможных вариантов, для снижения ущерба бюджету государства. Исходя из задач, поставленных Национальным планом противодействия коррупции, данное предложение в точки зрения науки права следует рассматривать как возможный симбиоз норм административного, уголовного и гражданского права с последующим дополнением и изменением норм действующего законодательства Российской Федерации.

Литература

1. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 15.02.2016)» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч.1), ст.6228;

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): ФЗ от 26.01.1996 № 15-ФЗ (ред. от 26.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст.410;

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): ФЗ от 30.11.1994 № 52-ФЗ (ред. от 01.08.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст.3301;

4. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы: Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 147 // Собрание законодательства РФ, 04.04.2016, № 14, ст.1985;

5. Беляев И.Д. О круговой поруке на Руси. 1860. № II, кн. XX, II, 1-100;

6. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. [электронный ресурс] / URL: http://efremova. info;

7. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: учебник / под ред. Е.П. Ищенко. 2-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010. 784 с.

8. Русецкий А. Е. Практика надзора за соблюдением государственными служащими законодательства о противодействии коррупции [электронный ресурс] / URL: http://genproc.gov.ru

9. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие/ сост. Ю.П. Титов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

10. Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М. А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я.Сухарева, 2003.

References

1. O protivodejstvii korrupcii: federal'nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ (red. ot 15.02.2016)» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 29.12.2008, № 52 (ch.1), st.6228;

2. Grazhdanskij kodeks RF (chast' vtoraja): FZ ot 26.01.1996 № 15-FZ (red. ot 26.05.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 29.01.1996, № 5, st.410;

3. Grazhdanskij kodeks RF (chast' pervaja): FZ ot 30.11.1994 № 52-FZ (red. ot 01.08.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 05.12.1994, № 32, st.3301;

4. O Nacional'nom plane protivodejstvija korrupcii na 2016-2017 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 01.04.2016 N 147 // Sobranie zakonodatel'stva RF, 04.04.2016, № 14, st.1985;

5. Beljaev I.D. O krugovoj poruke na Rusi. 1860. № II, kn. XX, II, 1-100;

6. Efremova T.F. Novyj slovar' russkogo jazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj. [jelektronnyj resurs] / URL: http://efremova.info;

7. Ishhenko E.P., Toporkov A.A. Kriminalistika: uchebnik / pod red. E.P. Ishhenko. 2-e izd., ispr., dop. i pererab. M.: KONTRAKT, INFRA-M, 2010. 784 s.

8. Ruseckij A. E. Praktika nadzora za sobljudeniem gosudarstvennymi sluzhashhimi zakonodatel'stva o protivodejstvii korrupcii [jelektronnyj resurs] / URL: http://genproc.gov.ru

9. Hrestomatija po istorii gosudarstva i prava Rossii: ucheb. posobie/ sost. Ju.P. Titov. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Prospekt, 2010.

10. Bol'shoj juridicheskij slovar'. - M.: Infra-M. A.Ja. Suharev, V.E. Krutskih, A.Ja.Suhareva, 2003.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / SOCIOLOGY

DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.156 Баишева С.М.

Кандидат экономических наук, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН РЕГИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ:

ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация

Анализ статистических данных трудовой занятости населения Республики Саха (Якутия) за 2000-2015 г.г. с использованием основных индикаторов, а также результаты эмпирического исследования, проведенного автором среди аборигенного населения, и выявленные тенденции развития социально-экономической сферы подтвердили необходимость государственного регулирования рынка труда и повышения мобильности трудовых ресурсов отдаленного региона России в условиях глобализации.

Ключевые слова: глобализация, Республика Саха (Якутия), аборигенное и сельское население, трудовая занятость, трансформация общества.

Baisheva S.M.

PhD in Economics,

The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch,

Russian Academy of Science REGIONAL STUDY THE LABOUR MARKET AND EMPLOYMENT: PATH OF DEVELOPMENT

Abstract

Statistical analysis of employment data of the Sakha Republic (Yakutia) of the population over the period 2000-2015 using the main indicators and the results of empirical research conducted by the author among the indigenous population, and identified trends in the development of socio-economic sphere confirmed the need for state regulation of the labor market and increased mobility manpower remote region of Russia in the conditions of globalization.

Keywords: globalization, Republic of Sakha (Yakutia), rural population, employment, transformation of society.

Республика Саха (Якутия) - крупнейший по территории и один из важных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. Территория составляет 3083,5 тыс. кв. км, численность населения республики на начало 2015 г. - 956,9 тыс. чел., в том числе городского населения - 624,7 тыс. чел. (65,3%).

Изменения в социально-экономической сфере жизнедеятельности народов Республики Саха (Якутия) обусловлены, прежде всего, уровнем обеспечения занятости населения. Занятость населения характеризуется неравномерными показателями, как по региону в целом, так и в зависимости от специализации природно-экономических районов, их удаленности от центров цивилизации, наличия природно-ресурсного потенциала [1, 3].

Анализ данных занятости за 2000-2014 годы показывает рост численности экономически активного населения от 485,1 до 502,9 тыс.чел. (на 103,7%), в том числе занятых в экономике - от 430,6 до 465,6 тыс. чел. (на 108,2%), При этом уровень безработицы к экономически активному населению (ЭАН), в сельской местности остается на уровне 10,2 - 10,3% (в РФ изменился от 7,3 до 5,2 в %). Высокий уровень зарегистрированной безработицы отмечается в Северной Якутии (13,4%), где проживает аборигенное население, занятое в традиционных отраслях Севера. В Центральной и Западной Якутии, где сконцентрировано коренное (якутское) население - 11,8%, самый низкий уровень официальной безработицы - в промышленных центрах Западной Якутии (4,7- 5,0%). По нашим исследованиям в аборигенных поселениях, независимо от зоны, неофициальный уровень безработицы гораздо выше (от 30% и более) [2,7].

Анализ динамики численности населения в трудоспособном возрасте за 2000-2014 годы показывает неравномерное снижение численности трудовых ресурсов (мужчин в возрасте 16-59 лет, женщин - 16- 54 лет) по всем природно-экономическим районам, кроме Центральной Якутии (табл.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.