Научная статья на тему 'Круглый стол «Образование и культура»'

Круглый стол «Образование и культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

24 мая 2006 г. журнал «Интеграция образования» и кафедра культурологии МГУ им. Н. П. Огарева провели круглый стол, посвященный обсуждению проблемы «Культура и образование». Поскольку 2006 г. был объявлен Президентом России годом Д. С. Лихачева, дискуссия велась в русле его идей. В заседании круглого стола приняли участие ученые Саранска, Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, Ярославля. Вели заседание зам. главного редактора «ПО» профессор С.В. Полутин и зав. кафедрой культурологии профессор Н.И. Воронина. Предлагаем краткий обзор выступлений (материалы круглого стола будут опубликованы в следующем номере).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «Образование и культура»»

РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ, ИНФОРМАЦИЯ

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА»

24 мая 2006 г. журнал «Интеграция образования» и кафедра культурологии МГУ им. Н. П. Огарева провели круглый стол, посвященный обсуждению проблемы «Культура и образование». Поскольку 2006 г. был объявлен Президентом России годом Д. С. Лихачева, дискуссия велась в русле его идей. В заседании круглого стола приняли участие ученые Саранска, Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, Ярославля. Вели заседание зам. главного редактора «ПО» профессор С. В. Полутон и зав. кафедрой культурологии профессор Н. И. Воронина. Предлагаем краткий обзор выступлений (материалы круглого стола будут опубликованы в следующем номере).

С. В. Полутии. Взаимосвязь двух важнейших социальных институтов — образования и культуры — проявляется в категории «интеллектуальная культура». Образование предполагает, в первую очередь, формирование интеллекта и потребности в сознательном освоении духовных ценностей. Эта идея красной нитью проходит через труды выдающегося мыслителя, гуманиста Д. С. Лихачева. В его понимании культура личности характеризуется не столько объемом имеющейся у человека информации, сколько отчетливым пониманием того, что человек не знает, но обязан узнать. В этом плане приоритетными выступают самообразование и саморазвитие личности.

Журнал «Интеграция образования» готов предоставить ученым, педагогам возможность обсудить на его страницах вопросы культурного образования и воспитания молодежи в русле гуманистического наследия Д. С. Лихачева.

Н. И. Воронина. Все чаще ученые, мыслители и политики говорят о том, что в современных условиях, когда технический прогресс практически подчинил себе человека, возвращение к Душе, к ценностям гуманитарной культуры становится единственной возможностью спасения людей от превращения в механизмы, обслуживающие новые технологии. В нашем университете, как и во многих других вузах России, долгие годы приоритет отдавался естественным, физико-математическим, медицинским наукам, а культура и образование играли второстепенную роль. Сегодня положе-

ние меняется. Меняется само отношение к гуманитарным сферам знаний и в университете, и в нашем городе, и в России, и в мире в целом.

Спикер Совета Федерации С. Миронов инициировал дискуссию о национальном проекте в области культуры. Он убежден, что национальной идеи без культуры быть не может и намерен поставить этот вопрос на рассмотрение в Государственной Думе в ближайшее время.

Образование и культура — две важные сферы человеческого бытия. Мы собрались сегодня за круглым столом, чтобы обсудить основные проблемы, цели и задачи каждой из них отдельно и во взаимопересечении.

В. Б, Смирнова, доцент (Саранск). Символично, что наша дискуссия проходит 24 мая, в День славянской письменности, и под знаком идей Д. С. Лихачева. Подвижничество мыслителя в области экологии культуры тесно связано и с образованием, поэтому его идеи и о том и о другом как никогда актуальны.

А. Б. Танаеейчук, докторант (Саранск). В бытность свою аспирантом Ленинградского государственного университета (в первой половине 1980-х гг.), мне посчастливилось дважды общаться с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. В частности, однажды он заговорил о важности изучения и преподавания истории зарубежных литератур в высшей школе. Он отметил, что без серьезных познаний в области мировой литературы и культуры невозможно формирование полноценного интеллигентного человека, способ-

II о го к адекватному восприятию собственной культуры. Преподаватель должен донести до студентов эту мысль. Эта работа очень серьезная, важная, ответственная и деликатная.

И. В. Клюева, профессор (Саранск). Вспомним слова Р. М. Рильке: «Культура — это, прежде всего, личность». Великий скульптор Степан Эрьзя и великий мыслитель Михаил Бахтин — представители регионального образовательного компонента. В рассказе Е. Шкловского «Бахтин, Эрьзя и прочие» (2003) писатель показывает подлинную трагедию современной культуры — несовпадение культурных пространств: выросшие в Саранске молодые люди не знают ни Бахтина, ни Эрьзи, музей которого находится в их родном городе. Воспитание бережного, уважительного отношения к культурному наследию, умение донести суть культурных ценностей, привить не просто знание, а понимание — это важная проблема национального проекта культуры.

Т. С. Злотникова, профессор (Ярославль). Культура и образование — это альтернатива или альянс? Ответить на этот вопрос непросто, но необходимо. Современный человек существует, как минимум, в двух плоскостях: в образовательном и в информационном пространствах. По моему мнению, главный признак современного образовательного пространства в России — его жесткая структурированность, иерархизирован-ность, внеличностный характер. Главный же признак современного информационного пространства в России — его кажущийся плюрализм, как с точки зрения организационных форм, так и с точки зрения содержательного наполнения, необязательного ни для создателей, ни для «потребителей».

А. В. Соловьев, доцент (Рязань). Смена образовательной парадигмы в контексте перехода к информационному обществу изменяет организационно-методическую среду образования, способы, с помощью которых преподаватели общаются друг с другом и со студентами.

Учреждения образования начали активно экспериментировать с различными способами использования киберпространства для обеспечения процесса образования от онлайновой публикации программ, материалов учебных курсов, ссылок и электронных ресурсов до таких сложных методик, как разработка он-лайн-проектов, предусматривающих создание интерактивных веб-сайтов,

Д. В. Буянов, аспирант (Саранск). Основой технологических идей школы воспитания «человека культуры» становится метод бахтинского диалога. Но не он один, поскольку знак нашего времени — полезное знание, которое принесет экономическую выгоду с наименьшей затратой времени и сил. Значит, современный человек — это прагматик и романтик, художник и предприниматель, эстетик и практик, т. е. он конкурентоспособен. Говоря словами Б. М. Бим-Бада, в нем синтезируются «одновременно противоположные влечения, чувства, мотивы поступков, ценностей, отношений».

Н. П, Ледовских, профессор (Рязань). Постперестроечный период принес не только свободу, но и хаос, привел к переменам, которые далеко не всегда можно отнести к разряду положительных. Например, школа, средние и высшие учебные заведения увлеклись «специализациями». Еще одна негативная тенденция связана, как ни парадоксально, с идеей национального возрождения. Один из возможных выходов из ситуации — применение культурологического подхода в формировании современной образовательной парадигмы.

Т. И. Ерохина, доцент (Ярославль). Учитывая специфику культурологического знания, хотелось бы особо отметить необходимость актуализации символистского постижения действительности в контексте методологии культурологического анализа. Концепция символистского постижения действительности соотносится с герменевтической, семиотической, аксиологической, персоналистекой^

экзистенциальной методологиями и позволяет сформировать комплексный подход к изучению ряда проблем не только культурологического, но и гуманитарного знания в целом, что способствует повышению научного уровня специалистов, творческому развитию личности и ее самореализации.

С. И. Митина, докторант (Саранск). Хочу поставить и такой вопрос: нужна ли нам философская культура? Ж. Алферов говорит, что слабое знакомство с философией сужает горизонт фундаментальной науки, именно философия позволяет связать свои открытия с общими представлениями о мире как студентам, делающим первые шаги в науке, так и, в особенности, молодым научным работникам. Сегодня происходит своеобразная философизация наук о человеке и обществе и философская культура становится неотъемлемой частью общей и профессиональной культуры специалистов.

Н. А. Дидковская, доцент (Ярославль). Я бы задала такой вопрос: кто он — человек науки, субъект и результат образовательного процесса? Во-пер-вых, это человек внутренне свободный от плена модных тем, расхожих взглядов, влияния «культовых» персон. Свободный человек защищен знанием, здравым смыслом, интеллектуальным любопытством и духовной требовательностью. Во-вторых, это человек нравственный. Нравственность образованности проявляется в ответственности, личной честности. В-третьих, это языковая личность, проявляющая себя в коммуникативной деятельности. Как говорил М. М. Бахтин, «у человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого».

Н. Л. Новикова, профессор (Саранск). Современное образование рассматривается как обретение человеком своего образа, своей индивидуальности, творческого начала. В этом контексте в обучении иностранным языкам необхо-

димо перенести акцент на личность обучаемого, его творческое самовыражение, что отвечает идее личностно ориентированного образования. Изменение социального статуса Я ведет к новой социально-педагогической ситуации соотнесения естественного стремления человека к знанию культуры других народов и ее усвоения с помощью иностранного языка, который, выступая средством социальной коммуникаций, означает приобщение к новым картинам мира и является «инструментом билингвального и по-ликультурного развития личности».

Е. А. Кононова, аспирант (Саранск). Сегодня основная цель — профессионально ориентированный характер обучения иностранному языку — дополняется второй, не менее важной, целью обучения студентов более глубокому постижению мира, его реалий, конкретноисторической сущности, взаимоотношению народов и культур. Создание в процессе обучения условий, которые способствовали бы приобретению студентами одновременно лингвистической и социокультурной компетенций, включающих в себя владение языковыми единицами и социокультурными правилами, стереотипами и нормами социальных контактов, свойственными носителям изучаемого языка, является задачей первостепенной важности. Важно помочь студентам понять как чужую, так и свою культуру, найти себя в этих культурах и избавиться от стереотипов в отношении других народов.

А. Ю. Ивлева, докторант (Саранск). Лингвокультурология действительно активно занимается моделированием в когнитивном пространстве. Как подчеркивал Д. С. Лихачев, «концептосфера национального языка тем богаче, чем богаче вся культура нации — ее литература, фольклор, наука, изобразительное искусство». Лингвокультурные концепты, фиксирующие коллективный опыт, в свете теории Д. С. Лихачева могут трактоваться как некие заместители целых отрезков лингвокультурного контекста. Они

выступают как коллективные выразители смысла, которые расшифровываются в зависимости от культурного опыта, культурной индивидуальности концепто-носителя.

Ю. А. Елисеева, докторант (Саранск). Анализ проблем экологии культуры и экологии образования в их взаимообусловленности актуализирует идею Д. С. Лихачева о личностности как одном из фундаментальных оснований европейской культуры. Экспликация этой культурной интенции в область педагогики высшего образования предполагает множественность методических «ходов». Особое место среди них занимает формирование образовательной миссии студента — рефлективный ментальный конструкт, содержанием которого выступает система базовых, личностно проектируемых задач учебной деятельности обучаемого, а обязательным условием эффективной реализации — его методическое со-творчество с преподавателем.

А. Н. Фортунатов, докторант (Нижний Новгород). Какая медиапедагогика может быть эффективной в России сегодня? Принципы и методики ме-диапедагогической деятельности в Европе начинают давать ощутимые результаты. Все большее число молодых людей начинают с недоверием относиться к телеинформации, воспринимая ее как обезличивающую и лживую. Защищаться от антигуманного и антиинтеллекту-ального телеизлучения необходимо не на принципах «войны всех против всех», а на взаимной работе зрителей и медиаторов по формированию гуманистических смыслов.

И. В. Лаптева, докторант (Саранск). Обратимся к идее Д. С. Лихачева о том, что «человек, творящий произведения искусства по заданию, в духе требований власти или какого-либо заказчика с идеологическим уклоном, является не интеллигентом, а наемником». Современных творцов нельзя назвать «интеллектуально свободными», так как они зависят от условно принятых опре-

деленной группой лиц правил игры, формируемой арт-рынком. Будем надеяться, что художники посткультуры противостоят нивелированию художественной сущности и останутся «интеллигентами» в лихачевском смысле этого слова.

Н. И, Воронина. Мы на факультете национальной культуры стараемся формировать «интеллигентов». Уникальность нашего образования — в сочетании в нем теоретических и практических дисциплин, которое открывает перед выпускниками широчайшие карьерные возможности и перспективы. Мы готовим не просто специалистов, но эрудитов высокого уровня, обладающих энциклопедическими познаниями в области мировой и российской истории, литературы, теории и истории культуры, истории музыки, живописи, танца, философии. Это надежный фундамент и в профессии, и в жизни. Подготовка таких кадров не может быть массовой. Это штучное производство. Национальный проект о культуре — это коренное изменение отношения государства к культуре. Давайте ратовать за его принятие.

Т. А. Шигурова, доцент (Саранск). Я хочу сказать о традиции и духовности мордвы, отражающихся в этническом костюме. Сохранение культурной среды, по мнению Д. С. Лихачева, необходимо для духовной, нравственной жизни молодого поколения. Изучение традиционной одежды мордвы позволяет глубже осмыслить ряд вопросов, связанных с историей народов, проследить их культурно-бытовые связи и взаимовлияния, отобрать из богатейшего наследия прошлого все ценное и полезное и в новом качественном оформлении ввести в современную жизнь.

Н. Ю. Лысова, доцент (Саранск). Полноценная жизнь культуры немыслима без памяти о прошлом. Д. С. Лихачев отмечал, что человеку тесно жить только в настоящем, его нравственная жизнь требует глубокого осмысления наследия и сохранения прошлого опыта на будущее. Образовательный процесс

должен строиться на совмещении изучения конкретных памятников культуры с воспитанием поколения, чей строй мыслей, чувствования, поведения и отношения будет подготовлен к восприятию своего города не как к одному из типичных провинциальных пространств, но как к уникальной исторически сложившейся культурной территории.

JI. В. Абрамова, докторант (Саранск). Хочу поднять вопрос об изучении религиозного искусства в современном учебном заведении. Функциональная значимость иконы определяется не только возможностью наглядно-образной передачи догматических и религиозно-философских положений, содержания религиозных праздников и событий, связанных с церковной историей. Репрезентативные иконы играли большую роль в формировании нравственных идеалов наших предков. Необходимость преодоления духовного кризиса, повышения уровня образования современной молодежи в области религиозной культуры требует более широкого включения знаний о религиозной философии, религиозном искусстве в программы имеющихся курсов общеобразовательных школ и высших учебных заведений.

A. JI. Филатова, докторант (Саранск). Сегодня возрастает роль музейной педагогики как одного из направлений педагогической науки, причем не только в работе с учащимися, но и в области дополнительного образования и проведения досуга. Концепция непрерывного образования (long-life education), основанная на представлении о жизни как о бесконечном развитии, также нашла свое отражение в современной музейной педагогике. О востребованности такого образования в России говорит введение в некоторых столичных вузах специальности «галерист».

С. В. Фомин, аспирант (Саранск). Уместно сказать о том, что не только традиции должны быть в центре внимания образования. Новые веяния времени, новое искусство постмодернизма,

новый роман в литературе либо этнофу-туристические полотна в живописи должны осмысливаться наряду с классикой и традиционным в искусстве. Новое мышление под стать времени, но не каждый способен его воспринять. А школа — это тот уровень, где возможно представлять разнообразные культуры.

С. В. Устяхин, аспирант (Москва). Становление хореографического искусства постмодернизма можно охарактеризовать как поиск нового языка танцевального выражения, новых технических приемов освоения пространства. Определяющими становятся отсутствие канона, антисистемность, неиерархич-ность, полистилистика. Это важно сегодня отразить и в сценической практике, и в преподавании современного танца. Педагоги танца модерн используют в своей работе различные постмодернистские принципы организации хореографического текста (интертекстуальность, деконструкция, гипертекст), обращают внимание на внутреннюю структуру движения, применяют пастиш стилей и направлений в качестве основного приема создания неповторимого танцевального языка.

И. В. Азеева, доцент (Ярославль). Обратимся к идее театра. «Идея театра утрачена» (А. Арто), и отечественная философия театра выбирает путь более сложный: не поиски новой идеи и не отказ от старой, а осмысление в контексте XXI в. идеи театра как вечной, изначально присущей миру как таковому. Размышляя о том, что есть театр сегодня и чем он должен быть, человек театра становится его философом. Можно констатировать, что чем труднее формулируются целостные (законченные в своей мысли) идеи театра, тем шире становится объектив интерпретаторов, способный «взять» каскад идей.

Ю. А. Кондратенко, докторант (Саранск). Я продолжу идею развития некоторых культурологических категорий в хореографической теории. Необходимо включение в культурный контекст цело-

го ряда основополагающих категорий, без которых невозможно исследование танца в его видовом разнообразии («характерность», «академичность» и др.). Подобный культурологический подход позволяет отказаться от классического представления о том, что в искусстве неизменно действует единственный способ отражения действительности, поскольку вводит более широкую по объему категорию «реальность». Таким образом, безликая теория материала сменяется теорией человеческого «взгляда» в искусстве.

О. Г. Беломоева, профессор (Саранск)* Рассматривая целостную модель культурной идентичности, можно констатировать, что нередко процесс внедрения инокультурных влияний в локальную культурную традицию протекает весьма агрессивно, вытесняя местную культуру и порождая проблему кризиса идентичности. Формирование модели культурной идентичности, включающей три слоя (этническую, национальную, транслокальную культуру), представляется необходимым для сознания современного человека, поскольку позволит легче адаптироваться к современной социокультурной ситуации. Одной из важнейших методологических основ данной модели являются идеи Д. С. Лихачева относительно экологии культуры, предполагающие сохранение и защиту культурной среды, в частности исторически сложившейся локальной культурной традиции.

И. М. Андрамонова, доцент (Ярославль). Нравственное состояние общества — важный фактор в образовательном процессе сегодня. На формирование общественного мнения оказывают влияние те моральные нормы, которые функционируют в данном обществе. Выделю слухи как социокультурный феномен,

отражающий складывающееся на определенном историческом этапе общественное мнение. В функционирующих слухах всегда дается нравственная оценка явлениям и фактам, а также характеристика личностей, представляющих интерес для общества.

Т. И. Голубчик (Саранск). Настоящая энциклопедия русской духовной культуры — древнерусская литература. Особое значение имеет нравственно-эстетический потенциал произведений Древней Руси, связанный с ее философским, культурологическим потенциалом. Древнерусские авторы решали вопросы морали и нравственности вместе с основными вопросами бытия: Что такое человек? Как он должен жить? В чем смысл человеческой жизни? В этом — современность звучания древнерусских произведений.

Н. И. Воронина. Мы помним, что столица древней Эллады вошла в историю благодаря не только величайшим достижениям человеческого интеллекта, но и культу поклонения Прекрасному. Обращаясь к душе человека, силой искусства можно пробуждать в нем стремление к красоте, умение ее замечать и ценить во всем, что окружает. Образование призвано сыграть в этом особую роль. Выполняя социальный заказ, оно должно не просто вести подготовку профессиональных кадров, а формировать целостную, гармоничную человеческую личность. Нам нужны не эрудиты-специалисты, а люди, умеющие думать, понимать мир, природу, других людей. В воспитании и образовании заключена главная миссия высшей школы.

Итак, культура и образование — две идеи, которые мы сегодня обсуждали за круглым столом, должны и могут жить в со-творчестве и служить высокой миссии формирования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.