____________________£
шФормлут
^
II МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭРЬЗИНСКИЕ ЧТЕНИЯ «УНИКАЛЬНОСТЬ И УНИВЕРСАЛИЗМ ТВОРЧЕСТВА С.Д. ЭРЬЗИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
(Саранск, 14-16 декабря 2001 г.)
Каждая эпоха имеет свои духовные вершины и своих выразителей. То, что одним из них в XX в. стал Степан Дмитриевич Эрьзя, бесспорно. Эрьзя- выдающийся скульптор мировой и отечественной культуры и крупнейший модернист европейской культуры. Эрьзя - обновитель и выразитель парадигмы человека XX в., передавший осмысление и чувствование своей эпохи, ее сокровенную суть.
В рамках II Международных Эрьзинс-ких чтений работало 6 секций, в заседаниях которых приняло участие 102 чел. Участников чтений приветствовали Глава Республики Мордовия Н И. Меркушкин, ректор Мордовского государственного университета профессор Н.П. Макаркин и генеральный директор Государственной Третьяковской галереи В.А. Родионов. На пленарном заседании было заслушано 3 доклада: о духовной реальности С.Д. Эрьзи (профессор Н.И. Воронина), о художественной концепции в творчестве С.Д. Эрьзи (доцент Н.Ю. Лысова) и о развитии эрьзеве-дения от XX к XXI в. (доцент И.В. Клюева), в которых был дан глубокий анализ современного состояния заявленных проблем. На пленарном заседании также выступил и Чрезвычайный и полномочный посол Аргентины в России Хуан Карлос Санчес Арнау, Альберто Кинтана Вила (Испания), лично знавший С.Д. Эрьзю, и директор Мордовского республиканского музея изобразительных искусств
им. С.Д. Эрьзи М.Н. Баранова.
На конференции констатировалось, что за время, прошедшее после I Международных Эрьзинских чтений (1996), в научных, художественных, общественных кругах Республики Мордовия и за ее пределами усилился интерес к изучению творчества выдающегося скульптора современности, качественно возрос уровень искусствовед-
ческих, культурологических, философских, социологических, педагогических и психологических исследований в области эрь-зеведения. Вышел целый ряд научных, публицистических, справочно-библиогра-фических работ, посвященных творчеству С.Д. Эрьзи и его личности. Проведен целый комплекс общественных мероприятий, связанных с сохранением в народе памяти о нем и изучением его творческого наследия - открытие памятника в центре Саранска, реставрация музея изобразительных искусств, пополнение выставочной экспозиции его работ.
На конференции отмечалось дальнейшее совершенствование работы по всестороннему изучению художественного наследия С.Д. Эрьзи представителями философской, искусствоведческой, культурологической, социологической,эстетической, педагогической, психологической научных школ республики и всей страны. В этой связи на конференции были поставлены и обсуждены проблемы современной методологии научного исследования творчества С.Д. Эрьзи как уникального и универсального явления глобальной общечеловеческой ценности, преодолевающей как идеологически, так и технологически схематические представления о художественном мире выдающегося скульптора и его личности. В качестве основы этой методологии выдвигалась необходимость изучения онтологизма художественной образности Эрьзи (РИ. Александрова и Е.В. Мочалов (Саранск), Т.Ю. Быстрова (Екатеринбург), М.В. Логинова (Саранск), Л.Д Левина (Саранск), Н.С. Савкин (Саранск) и др.), его эстетических концепций в контексте современной художественной реальности (И.В. Клюева (Саранск), Е.Н. Рощина (Н. Новгород), В.Н. Смирнова (Пенза) и
др.), языка искусства Эрьзи (А.Ю. Ивле-
85
¡ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ва (Саранск), П.Н. Киричек (Саранск), ческого воздействия скульптурных образов
А.П. Федосова (Москва), определения гра- на процесс формирования всесторонне разниц его творчества, особенностей его ме- витой личности. Сформировать на основе
тода, средств образности, авторского сти- материалов конференции специальные про-
ля (Н.Г. Юрченкова (Саранск), Л.Ф. Чиг- граммы и рабочие планы по ознакомлению,
ринская (Тамбов), Ю.В. Петров (Томск).
Ю.А. Кондратенко (Саранск) и др.).
изучению, осмыслению творчества и личности Эрьзи и внедрить их в учебный про-
Былиопределены научные принципы кос- цесс с целью эстетического воспитания
моса Эрьзи, типологии его художественного молодого специалиста в вузах, колледжах
мышления, мировосприятия и метафизики культуры и искусства, художественных и
его произведении, воплощения природной стихии, «зримой антропологии», а также соотношения формы и материала, телесности и пластичности как базовых эстетических категорий. Рассматривалась роль диалога творчества Эрьзи с прошлой и настоящей эпохами, а также значение времени и пространства в его скульптуре. Большое внимание было уделено аксиологической шкале ценностей его творчества, тематике и сюжетике. этико-эстетическим отношениям Эрьзи с действительностью и искусством.
В рамках конференции состоялся «круглый стол», объединивший специалистов-музыковедов, обсуждавших проблемы зна- Республики Мордовия об увековечении
музыкальных училищах.
3. Продолжить издательскую деятельность в области научной, публицистической и художественной литературы по созданию эрьзианы. Подготовить силами ученых-куль-турологов, искусствоведов, философов, социологов, педагогов и психологов республики фундаментальный труд - коллективную монографию о творчестве Эрьзи. Инициировать в Мордовском книжном издательстве выпуск детского сериала «Десять путешествий по скульптурам Степана Эрьзи».
4. Ходатайствовать перед Правительством города Москвы и руководством
чимости музыки в творчестве Эрьзи. музыкальности его работ, синтеза средств различных видов искусств, сплетенных воедино в пластике скульптора. Отдельно обсуждалась музыка, написанная по произведениям Эрьзи, которая прозвучала 14 ноября для всех участников чтений. В «круглом столе» участвовали 16 чел.
памяти выдающегося скульптора современности в честь его 125-летия созданием в столице России художественного музея в доме с мастерской, где жил последние год:,; после возвращения из-за границы Эрьзя пеоеименованием улицы Новопесчаная в бульвар им. С.Д. Эрьзи.
В программу Эрьзинских чтений вхо-
II Эрьзинские чтения прошли на высо- дила культурная программа, которая до-
ком научно-теоретическом уровне. Было высказано множество новых идей, обозначены перспективы в изучении неисчерпаемого наследия С.Д. Эрьзи. В ходе конференции вносились предложения, на основании которых были выработаны следующие рекомендации.
1. Усилить работу в архивах Аргенти-
полняла и расширяла круг интересов участников к эрьзинской проблематике. Состоялись посещение могилы С.Д. Эрьзи, возложение цветов и памятная литургия, в фойе театра были продемонстрированы 17 документальных теле- и кинофильмов об Эрьзе. Состоялся камерный концерт произведений мордовских компози-
ны, Италии и Франции, где остались мате- торов, написанных «под знаком Эрьзи».
риалы, периодика, каталоги выставок и др.. Все участники присутствовали на откры-
направляя исследовательскую мысль на тии новой постоянной экспозиции Мор-
очищение от налета поверхностных допущений, реабилитируя личность Эрьзи.
довского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.
2. Выработать методику современно- Была проведена экскурсия по музею его
го прочтения произведений Эрьзи, вопло- учеников в Мордовском государственном
щения в его творчестве универсалий куль- университете им. Н.П. Огарева,
туры. Обозначить механизмы психологи-
Н.И. Воронина, зав. кафедрой культурологии, профессор
К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ И АВТОРОВ ЖУРНАЛА
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Журнал «Интеграция образования» создан в соответствии с решением Госкомвуза и Министерства образования РФ, Госсобрания и Правительства Республики Мордовия от 12 июля 1995 г. «О работе и перспективах развития Регионального учебного округа Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева». Основным назначением нашего журнала являются совершенствование и распространение опыта интеграции региональных систем образования на территории Российской Федерации.
Журнал выходит в свет один раз в квартал. Его объем и рубрики варьируются в зависимости от содержания поступившего материала, тематики, задач и инновационной практики интеграции.
В журнале публикуются материалы по проблемам формирования региональных систем образования, управления, вертикальной и горизонтальной интеграции, истории систем и учреждений образования, прикладным проблемам образования и воспитания, информатизации и технического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Авторы публикаций могут раскрывать как методологию проблем, так и конкретный научно-методический опыт их решения в образовательной практике образовательных учреждений России и других стран.
Объем рукописей, представляемых в редакцию журнала в двух экземплярах: для статьи - до 10 страниц машинописного текста, выполненного через два интервала; для рецензии, отзыва на книгу тематического профиля, информации о научно-методической конференции, семинаре - до 3 страниц.
Статье предпосылается краткая (до 10 строк) аннотация, в которой отмечаются новизна ее содержания, основные выводы и рекомендации. В тексте рукописи указываются источники цитат, цифровых и фактических данных. При цитировании и ссылке на источники указываются фамилия и инициалы автора, название книги, место, год издания и конкретные страницы, для статьи в журнале - автор, название статьи, название журнала, его год и номер, страницы. Формулы и условные обозначения должны быть напечатаны или разборчиво написаны от руки. Допускаются только общепринятые сокращения.
В авторской справке следует указать: фамилию, имя, отчество, ученую степень и звание, должность, место работы, сферу научных интересов, а также домашний адрес и телефон.
Рукописи авторам не возвращаются.
Желательно представление электронного варианта статьи, выполненного в редакторе типа Word, на дискете или по электронной почте. Бумажный вариант необходим в любом случае.
Журнал распространяется по заявкам учебных заведений, учреждений образования и отдельных лиц, а также путем рассылки номеров наложенным платежом. Авторами статей, публикуемых на его страницах, могут быть ученые вузов, руководители образовательных учреждений, педагоги всех типов образовательных учреждений РФ.
Адрес редакции: 430000, г. Саранск, ул. Большевистская, 68. Университет. Региональный учебный округ. Редакция журнала «Интеграция образования».
Телефоны: 4-86-38; 9-97-27.
E-mail: [email protected] или ¡[email protected]