Научная статья на тему 'Круглый стол "актуальные вопросы таможенно-тарифного регулирования в условиях глобальных изменений"'

Круглый стол "актуальные вопросы таможенно-тарифного регулирования в условиях глобальных изменений" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол "актуальные вопросы таможенно-тарифного регулирования в условиях глобальных изменений"»

круглый стол «актуальные вопросы таможенно-тарифного регулирования в условиях глобальных изменений»

На таможенно-тарифное и налоговое регулирование экспортно-импортных операций влияют много факторов, в том числе членство нашей страны в Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС), Всемирной торговой организации (далее — ВТО) и Всемирной таможенной организации, что создает ряд методологических проблем в правоприменительной практике и стало предметом детального обсуждения в рамках состоявшегося в Финансовом университете 11 апреля 2018 г. круглого стола «Актуальные вопросы таможенно-тарифного регулирования в условиях глобальных изменений», в работе которого приняли участие представители Минфина России, ФНС России, ФТС России, Евразийской экономической комиссии, бизнеса (компании ООО PricewaterhouseCoopersAdvisory, КРЫС, ООО «ПвК Консультирование», ООО «Делойт Консалтинг», ООО «Таможенно-Брокерский Центр», ООО «Центр поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов»), научных организаций, высших учебных заведений.

Вопросы таможенно-тарифного регулирования в условиях глобальных изменений, перемены в таможенном администрировании, а также таможенном регулировании вследствие

вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС, методологические проблемы реализации участниками ВЭД прав на тарифные преференции рассматривались с разных точек зрения, в том числе государства и бизнеса.

В докладе Михаила Алексеевича Комарова, старшего менеджера отдела налогового и юридического консультирования КРЫС, и Натальи Викторовны Кидряевой, менеджера отдела налогового и юридического консультирования КРЫС, были представлены основные итоги принятия современных мер таможенно-тарифного регулирования, которые заключаются в либерализации таможенного тарифа, унификации законодательства, защите внутреннего рынка и специальных мер. В докладе были также определены приоритеты таможенно-тарифного регулирования на 2018-2020 гг. Докладчики отметили, что комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 г. направлена на внедрение информационных технологий для совершенствования процессов таможенного декларирования; повышения эффективности организации таможенного контроля после выпуска товаров и системы СУР; создания и развития единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей.

Марина Валентиновна Волкова, директор Департамента косвенного налогообложения

Рис. 1. Таможенные процессы при импорте товаров

OOO PricewaterhouseCoopersAdvisory, и Марина Геннадьевна Енадарова, старший консультант ООО «ПвК Консультирование», в своем выступлении коснулись вопросов сокращения издержек участников ВЭД в свете нового таможенного законодательства ЕАЭС. В частности, докладчики рассмотрели статус основных актов таможенного законодательства ЕАЭС, таможенные процессы при импорте товаров (рис. 1), изменения Таможенного кодекса ЕАЭС в области таможенного декларирования, эволюцию порядка таможенного декларирования товаров.

Антон Юрьевич Кожанков, заместитель генерального директора по вопросам права ЕЭС ООО «Таможенно-Брокерский Центр», назвал в своем докладе основные тренды государственного управления и правового регулирования возможного будущего, из которых наиболее значимый касается создания единого, целостного механизма администрирования налоговых , таможенных и других фискальных платежей. Докладчик в качестве направлений совершенствования управления предложил исключить дублирование контроля уплаты косвенных налогов при импорте товаров после выпуска, а также сократить число должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за уплатой косвенных налогов при импорте товаров.

Виктория Михайловна Малиновская, канд. юрид. наук, доцент кафедры административного и финансового права МГИМО МИД России, с позиции системного подхода охарактеризовала методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. При этом она обосновала выделение четырех составляющих этого регулирования: тарифный и нетарифный методы, установление запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, применение мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, — и подробно рассмотрела меры нетарифного и таможенно-тарифного регулирования.

В целях системного представления правовых аспектов механизма таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС В. М. Малиновская рассмотрела инструменты таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в ЕАЭС. В заключение она представила правовой механизм осуществления внешнеторговой политики в ЕАЭС (рис. 2).

Елена Юрьевна Сидорова, д-р экон. наук, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, проанализировала в своем выступлении российскую практику

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЕАЭС

Законодательство ЕАЭС Законодательство государств-членов ЕАЭС

Ввозные таможенные пошлины Вывозные таможенные пошлины

Специальные защитные пошлины НДС

Компенсационные пошлины Акцизы

Антидемпинговые пошлины Таможенные сборы

Меры нетарифного регулирования Временные меры нетарифного регулирования

Наднациональный уровень Национальный уровень

Рис. 2. Правовой механизм осуществления внешнеторговой политики в ЕАЭС

применения моделей минимизации налогообложения. В частности,она представила модели типовых ситуаций, направленных на минимизацию налогообложения, в том числе путем проведения сделок со связанными лицами, зарегистрированными в офшорах либо иных низконалоговых юрисдикциях.

Анализ данных моделей, а также судебной практики дал возможность докладчику ти-пологизировать схемы минимизации таможенной стоимости товаров, в том числе схемы, основанные на фактическом «перенесении» части цены товаров на лицензионные и иные подобные платежи, выплаты дивидендов, процентов, соответственно «лицензионные схемы», «дивидендные схемы», «процентные схемы».

Традиционная схема минимизации таможенной стоимости товаров заключается в следующем: внешнеторговая сделка купли-продажи товаров происходит между двумя взаимосвязанными лицами (далее — группы), действия которых могут быть направлены в том числе на определение общей налоговой нагрузки и соответственно ее оптимизацию путем установления цен на товары. Таким образом

выбирается оптимальный уровень налогообложения для группы в целом. Могут также применяться сложные схемы, при которых налогоплательщик, стремящийся минимизировать таможенную стоимость товаров, предпринимает попытки «перенесения» части их цены на лицензионные платежи, дивиденды и проценты одновременно. Например, «дивидендная схема» может употребляться в случае, если с учетом уровней обложения налогом на прибыль организаций и таможенной пошлиной участникам внешнеторговых операций представляется целесообразным «распределить» цену на две «составляющие», одной из которых является непосредственно цена товара, которая в рамках такой схемы занижается, вторая — дивиденды, которые завышаются. Подобное «распределение» цены товаров объясняется тем, что с соответствии с п. 4 пояснительных примечаний к ст. 1 «Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате» Соглашения по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (1994 г.) дивидендные выплаты и иные подобные платежи не относятся к платежам за товары, соответственно не

164

форум, круглый стол

учитываются в цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате (далее —ЦФУ) и в конечном счете в таможенной стоимости товаров. В основе схемы «процентные платежи» лежит подход, первоначально сформулированный Комитетом ВТО по таможенной стоимости товара (далее — Комитет), суть которого состоит в том, что если для целей проведения внешнеторговой сделки по приобретению товаров привлекается дополнительное финансирование, то проценты, которые подлежат уплате за пользование таким финансированием (за предоставление заемных ресурсов), не должны включаться в таможенную стоимость приобретаемых товаров, поскольку данные расходы покупателя относятся к его финансовым взаимоотношениям, а не к отношениям по приобретению товаров.

Данный подход получил оформление в специальном решении Комитета, которое используется странами в качестве основы для подготовки национальных правил включения процентных платежей в таможенную стоимость товаров.

Такой альбом схем, по мнению выступающих, может быть рекомендован таможенным органам для использования при диагностировании ситуаций, содержащих риски применения схем минимизации налогообложения.

Практический аспект обсужденных в рамках круглого стола вопросов нашел отражение в концепции взаимного признания результатов налогового и таможенного контроля в отношении сделок между взаимозависимыми/ взаимосвязанными лицами. Для таможенных органов важно взаимодействие с налоговыми органами, использующими исследования по трансфертному ценообразованию для целей налогового контроля. Такое взаимодействие может быть направлено не только на получение экспертной помощи, но и на формирование информации о проверяемом при проведении таможенного контроля лица с точки зрения его налогообложения в рамках традиционных налоговых отношений. В выступлении Е. Ю. Сидоровой был представлен алгоритм

проверки дополнительной информации, подтверждающей приемлемость величины таможенной стоимости товаров, перемещаемых в рамках сделки между взаимосвязанными лицами:

1) обращение (подача заявления) участника ВЭД в таможенный орган по поводу получения предварительного решения по таможенной стоимости товаров, представление необходимой документации, в том числе для проверки влияния взаимосвязи на ЦФУ;

2) указание участником ВЭД в заявлении, поданном в таможенный орган, того, требуется ли направление документации, представленной для проверки влияния взаимосвязи на ЦФУ, в налоговый орган на предмет получения позиции налогового органа в отношении проводимых операций между «связанными лицами»;

3) анализ направленных документов налоговым органом, формирование позиции в отношении вопросов, администрируемых при проведении налогового контроля;

4) направление позиции налогового органа в таможенный орган;

5) вынесение предварительного решения по таможенной стоимости товаров;

6) направление налогоплательщиком — участником ВЭД либо таможенным органом предварительного решения по таможенной стоимости товаров в налоговый орган для учета при проведении налогового контроля.

Участники круглого стола оценили высокую значимость его проведения, обсудили научно-теоретические проблемы, вопросы практики налогообложения в рамках реализации внешнеэкономической деятельности организаций и таможенно-тарифного регулирования.

Обзор подготовила Е. Ю. Сидорова,

д-р экон. наук, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.