Научная статья на тему 'Кровная месть в обычном праве народов Дагестана. Общее и особенное'

Кровная месть в обычном праве народов Дагестана. Общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ОБЫЧНОЕ ПРАВО / МЕСТЬ / ОБЫЧАЙ / ПРАВО / НАКАЗАНИЕ / CUSTOMARY LAW / REVENGE / CUSTOM / LAW / PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубайдат Гамзатовна Джамалудинова

В статье рассматриваются особенности института кровной мести в обычном праве народов Дагестана, а также вопросы, связанные с понятием, правовым регулированием и реализацией института кровной мести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOOD FEUD IN THE COMMON LAW OF THE PEOPLES OF DAGESTAN: GENERAL AND SPECIAL

The article considers the features of the institution of the blood area in the customary law of the peoples of Dagestan. The questions of the concept, legal regulation and implementation of the institution of the blood area are considered.

Текст научной работы на тему «Кровная месть в обычном праве народов Дагестана. Общее и особенное»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10316

КРОВНАЯ МЕСТЬ В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Общее и особенное

Зубайдат Гамзатовна ДЖАМАЛУДИНОВА, аспирант кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета E-mail: zu110316@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права

и государства: история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье рассматриваются особенности института кровной мести в обычном праве народов Дагестана, а также вопросы, связанные с понятием, правовым регулированием и реализацией института кровной мести.

Ключевые слова: обычное право, месть, обычай, право, наказание.

Annotation. The article considers the features of the institution of the blood area in the customary law of the peoples of Dagestan. The questions of the concept, legal regulation and implementation of the institution of the blood area are considered.

Keywords: customary law, revenge, custom, law, punishment.

Научный руководитель: М.А. Исмаилов, профессор кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук

Обычай кровной мести является одним из важнейших институтов общественной жизни на протяжении всей истории народов Кавказа, в том числе Дагестана. Следует отметить, что в обычном праве народов наиболее интересны для нас следующие институты: кровная месть, маслиат (примирение), ишкиль (захват имущества должника), присяга и сопри-сягатели.

Институт кровной месть — канлыят (от кан-лы — кровник) представлен во всех сборниках, как сельских обществ, так и феодальных владений Дагестана. На языке каждого народа институт кровной мести и сам термин представлены следующим образом: на аварском языке термин «кровная месть» обозначается как «бидулав», на кумыкском — «канлы».

На сегодняшний день обычай кровной мести иногда встречается в некоторых регионах Се-

верного Кавказа, Балканского полуострова, в Албании и странах Ближнего Востока. Если рассматривать Европу, то данный принцип был распространен в средневековой Италии. Термином «вендетта» кровная месть именовалась на островах Сардиния и Корсика, где она практиковалась даже в начале XX в.

Рассматривая вопрос о понятии кровной мести, следует обратиться к юридическому словарю, где кровная месть (также вендетта, от итал. vendetta — мщение) характеризуется как обычай, сложившийся при родовом строе и применявшийся в качестве универсального средства защиты чести, достоинства и имущества рода1.

А.И. Першиц дает следующее определение понятия кровной мести: «...обычай мщения за убийство, увечье, обиду или материальный ущерб, универсально распространенный в первобытном обществе и особенно на его поздних

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

стадиях как форма коллективной взаимозащиты, необходимая в условиях догосударственной жизни. Будучи взаимозащитой по сущности, месть кровная на уровне явления выступала как наказание виновного»2.

Кровную месть можно рассмотреть как обычай, по которому лицо, которое совершило убийство, либо кто-либо из членов его семьи, рода, племени, клана обязательно подлежит смерти в порядке возмездия, а не правосудия. Реализует кровную месть, соответственно, кто-либо из членов семьи, рода, племени, клана, к которым принадлежал убитый.

В Дагестане кровная месть имела свое закрепление на законодательном уровне и являлась практикующим обычаем. Так, в некоторых правовых памятниках кровная месть была даже предписана, но для ее признания в качестве таковой требовалось соблюдение определенных условий.

Правила реализации такого института обычного права народов Дагестана, как кровная месть, можно свести к следующему: после совершения убийства убийца объявлялся кровником — кан-лы и в итоге был обязан покинуть аул.

Часто вместе с убийцей в изгнание отправлялись и его ближайшие родственники. Через определенное время ближайшие родственники, которые были изгнаны вместе с убийцей, искали разные пути примирения с родственниками умершего, в частности, предлагали им определенный выкуп деньгами или различными вещами3.

Убийца обычно поселялся где-либо по соседству с территорией, из которой был изгнан в кан-лы. Следует отметить, что у всех народов Дагестана изгнание в канлы было обязательным элементом. Лишь в отдельных округах была такая практика, что убийца мог не изгоняться.

Так, A.B. Комаров отмечает: «...В некоторых частях Андийского и Кайтаго-Табасаранского округов убийце предоставляется на усмотрение бежать или оставаться дома и выжидать последствия сделанного преступления. В последнем случае . он не может ни выйти из дома, ни выглянуть в окно без опасения быть убитым жаждущими его крови»4.

Следует отметить, что преследованию как кровник подвергался только совершеннолетний мужчина или его совершеннолетние родственники. Большому общественному осуждению и позору подвергались те, кто в порыве мести убивали немощного старика или подростка. Не подлежали мщению также больные и умалишенные.

Допускалась реализация акта мщения в любой обстановке и при любых ситуациях. Однако в отдельных случаях кровомщение считалось недостойным, унизительным для мужчины: убийство молящегося, убийство безоружного, удар или выстрел в спину, убийство спящего, страдающего временным недугом до его выздоровления. Кровная месть не распространялась на женщин, мстителем женщина также не выступала.

Хотелось бы отметить, что реализация обычая кровной мести очень сильно осуждалось в обществе в дни празднования священных мусульманских праздников, таких, как Ураза-бай-рам и Курбан-байрам, в день прихода весны, праздника первой борозды и иные праздничные массовые дни.

Интересна практика применения обычая кровной мести в тех случаях, когда убийца неизвестен.

Например, в Койсубулском наибстве и части Хунзаха родственники убитого, умершего, не назвав того, кто нанес ему раны, могут обвинить в убийстве любого человека; они должны заставить его поклясться с 50-ю близкими родственниками (причем виновный выбирает их сам). Если они дадут такую клятву, то он считается убийцей; в противном случае он не несет никакой ответственности. А в Хунзахском наибстве в случае таинственного убийства, т.е. когда не известен преступник, родственники убитого могут подозревать лишь одного преступника, независимо от количества ран5.

М.А. Исмаилов и Л.С. Багомедова в своей статье «Институты обычного права народов Дагестана: кровная месть — механизм действия и принцип реализации» рассматривают, как в разных округах Дагестана решался вопрос о том, как быть, если ни один из подозреваемых не сознается в преступлении.

В частности, в наибстве Цатанух человек, подозреваемый в убийстве и не сознающийся в этом, должен снять с себя подозрение клятвой вместе с 50-ю родственниками, которые выбираются стороной, предъявляющей жалобу. Если он не дает требуемой от него клятвы (а в таких случаях требуется единодушие), то он считается убийцей.

В Сюргинской же сельской общине показания умирающего считаются безусловными; иных доказательств не нужно6.

Материальная компенсация за убийства, по которым обязательно полагалась кровная месть, практиковалась уже в XIX в. Так, материальная компенсация выступала в двух формах: алым и

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

дият. Следует отметить, что в горных обществах Дагестана взимался только дият, а в шамхаль-стве Тарковском и Мехтулинском ханстве — только алым.

Советский дагестанский историк-кавказовед, этнограф и юрист Хаджи-Мурад Хашаев дает следующее определение алыма и дията: «Алымом (пенею) называется то, что взимается с убийцы из родственников по отцу и матери в количестве, соразмерном степени их родства». «Дият, — по мнению этого автора, — плата за кровь, возмещение, вносимое убийцей за уби-того»7.

Таким образом, обычай кровной мести играл определенную роль в жизни общества Дагестана и сохранился в полном объеме почти до конца XIX в. Начиная с конца XIX в. постепенно институт кровной мести был вытеснен из общественной жизни народа судопроизводством и обязанностью выступать обвинителем в суде.

1 Юридический словарь // http://dic.academic.ru

2 Першиц А.И. Месть кровная // Социально-экономические отношения и соционормативная культура: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1983. С. 83.

3 Халифаева А.К., Джалилов Ш.Н. Кровная месть как институт обычного права Дагестана // Юристъ- Право-ведъ. 2010. № 1. С. 14.

4 Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Тифлис, 1868.

5 Адаты Дагестанской области и Закатальского округа.

Тифлис,1899.

6 Исмаилов М.А., Багомедова Л. С. Институты обычного права народов Дагестана: кровная месть — механизм действия и принцип реализации // Северо-Кавказский юрид. весник. 2012. № 4. С. 45.

7 Хашаев X.-М. Памятники обычного права Дагестана XVII — XIX вв. // М.: Наука, 1965. С. 15.

Библиографический список

1. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис,1899.

2. Исмаилов М.А., Багомедова Л. С. Институты обычного права народов Дагестана: кровная месть — механизм действия и принцип реализации // Северо-Кавказский юрид. весник. 2012. № 4.

3. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Тифлис,1868.

4. Першиц А.И. Месть кровная // Социально-экономические отношения и соционормативная культура: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1983.

5. Халифаева А.К., Джалилов Ш.Н. Кровная месть как институт обычного права Дагестана / / Юристъ-Правоведъ. 2010. № 1.

6. Хашаев Х.М. Памятники обычного права Дагестана XVII — XIX вв. // М.: Наука, 1965.

7. Юридический словарь // http://dic.aca-demic.ru

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.