Кризисы взаимоотношений первокурсников в процессе социально-психологической адаптации
Л. Ф. Мирзаянова
В статье представлены результаты исследования кризисов взаимоотношений, переживаемых студентами первого года обучения в процессе социально-психологической адаптации. Показано, что успешное управление социально-психологической адаптацией студентов требует учета педагогами симптоматики и параметров кризисов, переживаемых ими (студентами) в период вхождения в новую социальную реальность на этапе профессионализации.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, адаптационный кризис, кризисы взаимоотношений со сверстниками и преподавателями, внутриличностные кризисы.
Crises of Iterrelations of First-Year Students in the Process of Social-Psychological Adaptation
L. F. Mirzayanova
The article deals with the results of the research of the interrelation crises in social-psychological adaptation of the first-year students. It is revealed that successful managing the students' adaptation demands taking into account the symptomatology and parameters of the crises in students' adaptation on the stage of professionalization.
Key words: social-psychological adaptation, adaptation crisis, interrelations crisis with the peers and the professors, identity crises.
Важной социально-психологической проблемой выступает проблема адаптации личности к новому социальному окружению. Одной из самых существенных сторон адаптации студентов является установление новых постоянных и прочных социальных контактов в новой среде, формирование новых малых групп и вхождение первокурсника в уже существующие формальные и неформальные группы [3; 7]. В научной литературе отмечена особая критичность перехода от скрытого подготовительного этапа деятельности к началу реальных преобразований, проявляющаяся в ситуациях, где объектом деятельности выступает «выяснение, изменение или установление отношений личности с другими людьми» [2. С. 13]. При этом констатируется слабая изученность критического этапа деятельности в психологическом плане.
В качестве задачи, решаемой нами, выступало выявление симптоматики и основных параметров кризисов, переживаемых студентами в социально-психологической адаптации на этапе профессионализации.
Для решения задачи использовались индивидуальные (социометрический статус; удовлетворенность взаимоотношениями в группе, динамика представлений о группе, взаимоотношениях в ней; тревожность, детерминированная проблемами и страхами в отношениях с преподавателями и сверстниками) и групповые показатели (уровень благополучия взаимоотношений в группе - УБВ, индекс изолированности - ИИ). Применялись социометрический метод, анкетирование и модифицированный тест школьной тревожности Филлипса. Динамика удовлетворенности адаптантов взаимоотношениями в группе, представлений о группе, о взаимоотношениях в ней была определена посредством специально разработанной для этого методики [6].
Исследование параметров и симптоматики кризисов потребовало применения параметрических методов сравнения первичных статистик у двух независимых выборок с использованием 1>
критерия Стьюдента и непараметрического мето-
2
да % -критерия.
Базой для проведения всех этапов исследования явился Барановичский государственный высший педагогический колледж (ныне Барано-вичский государственный университет). Выборку составили 144 студента (14-15 лет) - представители мужского и женского пола факультета педагогики и методики начального образования. Специфический характер обучения в высшем педагогическом колледже был обусловлен функционированием на его основе двух моделей высшего педагогического образования. Традиционная модель предоставляла возможность для получения высшего образования на базовом уровне в течение пяти лет обучения. Двухуровневая модель обеспечивала получение среднего специального образования на основе среднего (1-1У курсы) и высшего образования на основе среднего специального после успешного завершения первой ступени (У-У1 курсы). Двухуровневая модель высшего профессионального образования была реализована на факультете педагогики и методики начального образования. Исследования проводились на этапе окончания школы, в начале первого года обучения студентов в колледже, в середине первого семестра, в конце первого семестра и в конце первого года обучения.
Согласно полученным средним данным, наименьшее число адаптантов, переживающих социальный стресс в общении со сверстниками, фиксируется на этапе окончания школы (4,2 %). Рост исследуемого показателя приходится на начало первого года обучения в колледже. Максимальное число первокурсников, переживающих
социальный стресс в отношениях со сверстниками, отмечено именно на этом этапе адаптационного процесса (16 %). На протяжении первого года обучения наблюдается отрицательная динамика тревожности, детерминированной переживанием социального стресса. Испытуемых с высоким уровнем тревожности, обусловленной действием рассматриваемого фактора, не выявлено.
По имеющимся данным, у трех испытуемых из всего числа обследованных, переживавших социальный стресс в общении со сверстниками на этапе окончания школы, обнаружена повышенная тревожность в коммуникативной сфере и на этапе профессионализации.
Группа первокурсников, переживающих повышенную тревожность в общении со сверстниками в начале первого года обучения в колледже, неоднородна. Для 55 % группы (12 студентов) повышенные значения тревожности характерны только в начале первого года обучения, для 26 % (6 студентов) - в начале первого года обучения и в середине первого семестра, для 13 % (3 студентов) - на трех этапах адаптационного процесса. Следует заметить, что в группе студентов, переживающих социальный стресс в отношениях со сверстниками в конце первого семестра, 54 % адаптантов (7 человек) фиксируют это впервые, что свидетельствует о его обусловленности напряженным по характеру периодом завершения первого семестра, необходимостью сдавать зачеты по предметам.
Для уточнения симптоматики кризиса взаимоотношений в социально-психологической адаптации выявлены результаты исследования динамики удовлетворенности студентов взаимоотношениями в группе и их представлений о ней. Согласно полученным данным, самое большое число неудовлетворенных взаимоотношениями в группе и не определившихся в отношениях к ней приходится на начало первого года обучения, что вызвано вхождением студентов в новую социальную среду. Аналогичные значения неудовлетворенности сохраняются и в середине первого семестра.
На протяжении первого курса значения удовлетворенности студентов взаимоотношениями в группе статистически значимо возрастают (1=4,16; при а=0,05 и ^=143 1 табл. сост. 1,98). Пик удовлетворенности первокурсников во взаимоотношениях со сверстниками приходится на конец первого года обучения. Именно на этом этапе значительное число адаптантов признают,
что они узнали о группе больше и она им стала больше нравиться.
Полученные данные позволяют сформулировать вывод об основных параметрах эмоционального кризиса в социально-психологической адаптации. Этот вид кризиса имеет глубокий характер, переживают его около 23 % студентов. Границы его начала и окончания достаточно четко очерчены (сентябрь - ноябрь), средняя продолжительность составляет около трех месяцев. Позитивный пролонгированный эффект выхода из эмоционального кризиса в социально-психологической адаптации не выявлен.
По данным исследования, в начале первого года обучения негативные представления о группе и взаимоотношениях в ней имеют отдельные адаптанты. На этом этапе студенты переживают информационный «голод», вызванный незнанием личностных и индивидуальных особенностей сокурсников. Однако к середине первого семестра число таких студентов сокращается почти в два раза, отмечается рост числа первокурсников, которые узнали о членах группы больше и, как следствие, испытывают меньшую удовлетворенность взаимоотношениями в ней (1=-3,63). Выявленная тенденция сохраняется на протяжении первого года обучения.
Имеющиеся данные свидетельствуют о наличии когнитивного кризиса в социально-психологической адаптации, переживают который 13 % первокурсников. Этот вид кризиса не отличается глубиной протекания. Границы его начала отчетливы, окончания - размыты (ноябрь - январь), а продолжительность составляет около трех месяцев. Результатом когнитивного кризиса в социально-психологической адаптации выступает согласование ожиданий и первоначально сформированных представлений о членах группы с реальностью.
Дополняют представленную выше информацию о кризисе взаимоотношений студентов со сверстниками результаты проведенного под нашим руководством исследования динамики коммуникативных мотивов учебно-познавательной деятельности первокурсников. Выявлена невысокая их выраженность, а также снижение коммуникативных мотивов на протяжении адаптационного периода. Объясняется это высокой значимостью для первокурсников учебно-познавательной деятельности, большим объемом самостоятельной работы, определяющим значением усвоения новых видов учебной деятельности, что обусловлено стремлением получить профессию, большей степенью сформированно-
сти готовности к познанию, чем к установлению межличностных отношений, склонностью первокурсников «недооценивать значимость включенности в отношения с группой для успешности в учебе» [1; 8].
Для создания более полной картины кризиса взаимоотношений в адаптации первокурсников, переживаемого наиболее остро в три первых месяца обучения в колледже, обратимся к результатам исследования групповых диагностических показателей: уровня благополучия взаимоотношений в учебных группах (УБВ) и индекса изолированности (ИИ). В центре нашего внимания оказались два вида отношений студентов учебной группы в адаптационный период: деловые взаимоотношения, обусловленные совместной учебной и внеучебной деятельностью, и неофициальные личные взаимоотношения, которые сопровождаются проявлениями симпатии. При этом динамика личных и деловых взаимоотношений студентов анализировалась в связи с этапами адаптационного процесса. В качестве общих сильных критериев выступал выбор партнеров по совместной деятельности учебного характера во вновь созданной группе и по совместной учебной деятельности в период подготовки к экзаменам. Наряду с ними был использован слабый коммуникативный критерий: выбор членов группы для совместного проведения досуга. Объективность результатов обеспечивалась небольшим временным интервалом между исследованиями, одним возрастом испытуемых, использованием как общих сильных, так и частных специфических критериев, количеством разрешенных выборов (3), степенью знакомства членов группы (первое исследование проводилось через пять недель со времени образования группы), применением методов статистики. В процессе обработки результатов социометрического исследования мы придерживались шкалы статусов, предложенной Я. Л. Коломинским [4].
По результатам исследования статусной структуры группы по общему критерию («С кем бы ты хотел продолжить учение во вновь созданной группе?») в ситуациях выбора в середине первого семестра число студентов, по отношению к которым ни у кого из членов группы не выявлено симпатии, возрастает, а УБВ снижается. Следует заметить, что рост ИИ имеет статистически значимый характер (%2=19,46; при а=0,05 и т-1=5 %2 табл. сост. 11,07). Таким образом, существует связь численности категории изолированных студентов в группе с этапом
адаптационного процесса (в данном случае это середина первого семестра).
Дальнейший анализ результатов социометрического эксперимента обнаружил, что самые высокие значения ИИ (18 %) приходятся на середину первого семестра при использовании критерия «совместная учебная деятельность в процессе подготовки к экзаменам». Для сравнения: при использовании общего сильного критерия «совместная учебная деятельность во вновь созданной группе» ИИ составляет 3,5 %. Выявленная разница носит статистически значимый характер (%2=68; при а=0,05 и т-1=3 %2 табл. сост. 7,81). Полученные результаты можно объяснить лучшей информированностью первокурсников о качестве учебной деятельности их одногруппников, специфическими требованиями, предъявляемыми к партнеру по совместной учебной деятельности в процессе подготовки к экзаменам.
Более высокие значения ИИ (12 %) в середине первого семестра были получены нами также при проведении социометрического эксперимента по критерию «совместный досуг» (в сравнении с ситуациями выбора по общему сильному критерию «совместная учебная деятельность во вновь созданной учебной группе»). Выявленная разница значений оказалась статистически достоверной (%2=40). Рост группового диагностического показателя в этом случае обусловлен значимостью общения со сверстниками как сферы самореализации, а также требованиями, предъявляемыми к личностным качествам партнеров по общению, лучшей информированностью о них в середине первого семестра.
По данным исследования, в середине первого семестра УБВ в группах при использовании общего сильного критерия «совместная деятельность при подготовке к экзаменам» значительно ниже исследуемого показателя адаптированно-сти, полученного при проведении социометрического эксперимента по общему сильному критерию «совместная учебная деятельность во вновь созданной группе» (1=4,7; при а=0,05 и ^=6 1 табл. сост. 2,45). Нами также выявлено, что на данном этапе адаптационного процесса УБВ при использовании слабого коммуникативного критерия имеет уровень выше среднего, близкий по значению УБВ, полученному при использовании общего сильного критерия «совместная учебная деятельность во вновь созданной группе» (1=0,22). Таким образом, существует связь групповых диагностических показателей адаптиро-ванности и критериев выбора в середине первого семестра.
Обратимся к результатам исследования общего эмоционального фона отношений первокурсников с преподавателями. Согласно полученным данным, он носит негативный характер. Объясняется это действием совокупности факторов: фрустрацией потребности достижения успеха в учебе, необходимостью демонстрации учебных возможностей в ситуациях проверки и оценки знаний, ожиданием негативных оценок, страхом не соответствовать требованиям педагогов. Кризис взаимоотношений с преподавателями в адаптации студентов факультета педагогики и методики начального образования носит глубокий характер (сентябрь), переживают его около 45 % первокурсников. Он имеет четко очерченные границы начала и окончания (сентябрь - январь) и продолжительность около 4-4,5 месяцев. Результатом кризиса выступает согласование сформированных ранее ожиданий и представлений относительно профессионального поведения педагогов с новой реальностью. Пролонгированным эффектом его преодоления является адекватная оценка студентами ситуаций проверки и оценки знаний, сформированность позитивной установки на преподавателей.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что для социально-психологической адаптации студентов в течение первого месяца обучения характерно построение межличностных отношений в группе в целом на благоприятной эмоциональной основе; переживание информационного «голода», обусловленного недостаточным уровнем знаний о членах группы; отрицательный эмоциональный фон в отношениях с преподавателями.
В течение первых трех месяцев обучения имеет место активное вхождение первокурсников в структуру межличностных отношений группы, развитие контактов с преподавателями. Интенсивное познание индивидуальных и личностных особенностей членов группы происходит в процессе общения и учебно-познавательной деятельности. Как следствие - эйфория, характерная для взаимоотношений первого этапа социально-психологической адаптации первокурсников, уступает место более спокойному в эмоциональном плане, взвешенному и критичному по характеру периоду восприятия друг друга, для которого свойственно возрастание числа «изолированных» и снижение уровня благополучия взаимоотношений в группе. Этому способствует развитие взаимной требовательности и общественного мнения [4. С. 204]. Социометрический статус студента на этом этапе адаптационного процесса
связан с его успеваемостью и личностными особенностями (самооценка, контактность, самоэффективность) [6].
Переживание студентами кризиса взаимоотношений с преподавателями сопряжено с кризисом успешности и компетентности в дидактической адаптации с характерным для него снижением успеваемости и самоэффективности, возрастанием тревожности. Низкие результаты учебно-познавательной деятельности, страх проверки и оценки знаний, ситуаций самопрезентации провоцируют переживание первокурсниками социального стресса.
Разрешение кризиса взаимоотношений со сверстниками и преподавателями приходится в основном на конец первого - второй семестры обучения и сопровождается ростом такого компонента учебно-познавательной мотивации первокурсников, как позиция студента. Это свидетельствует о возрастании у них потребности принадлежать к студенческой группе [5] и выступает следствием преодоления параллельно протекающих кризисов в дидактической адаптации, выделения первокурсников, являющихся носителями аналогичных интересов, взглядов, ценностных ориентаций, а также привыкания к «требованиям относительно качеств и особенностей поведения, влияющих на выбор партнера по общению [4. С. 204].
Полученные результаты исследования позволяют сформулировать вывод о том, что кризисы, переживаемые студентами в адаптации на этапе профессионализации, - это стихийно возникающие, неуправляемые со стороны образовательной среды вуза критические периоды. Под стихийным кризисом в адаптации мы понимаем непродолжительный по времени период (от месяца до полугода) с достаточно отчетливыми границами, связанный с резким снижением показателей адаптированности студентов в процессе вхождения их в образовательный процесс учебного заведения.
Как показало проведенное исследование, для социально-психологической адаптации студентов высшего педагогического колледжа характерны кризисы взаимоотношений. Симптомы кризиса взаимоотношений в социально-психологической адаптации студентов-первокурсников - это отрицательная динамика представлений о группе; информационный «голод», обусловленный отсутствием реальных знаний о преподавателях и сокурсниках (когнитивный внутриличностный кризис); повышенная тревожность в общении со сверстниками; неудовлетворенность во взаимо-
отношениях в группе; высокая тревожность, обусловленная контактами с преподавателями (эмоциональный внутриличностный кризис); снижение коммуникативных мотивов учебно-познавательной деятельности (мотивационный внутри-личностный кризис). Два симптома рассматриваемого кризиса связаны с групповыми показателями социально-психологической адаптирован-ности студентов: повышением индекса изолированности и снижением уровня благополучия взаимоотношений в группе.
Параметры кризиса взаимоотношений студентов со сверстниками (I семестр): относительно глубокий; по широте охвата - 23 %; имеет отчетливые границы начала и окончания (сентябрь — январь); продолжительность составляет около пяти месяцев. Результат его преодоления - согласование первоначально сформированных ожиданий и представлений о членах группы с реальностью, сформированность позиции студента как потребности принадлежать к группе. Наличия пролонгированного эффекта выхода из этого кризиса не выявлено.
Параметры кризиса взаимоотношений студентов с преподавателями в процессе социально-психологической адаптации (I семестр): глубокий; по широте охвата — 45 %; имеет отчетливые границы (сентябрь - январь); продолжительность составляет около 4-4,5 месяца. Результат его преодоления - согласование сформированных ранее ожиданий, представлений относительно профессионального поведения педагогов с новой реальностью. Пролонгированным эффектом его преодоления являются адекватная оценка студентами ситуаций проверки и оценки знаний, сфор-мированность позитивной установки на преподавателей, общение с ними.
Успешное управление социально-
психологической адаптацией студентов предполагает учет симптоматики и параметров кризисов, переживаемых ими в период вхождения в
новую социальную реальность на этапе профессионализации, а также выявленных тенденций и
связей между показателями адаптированности.
Библиографический список
1. Андреева, Д. А. О понятии адаптации. Исследования адаптации студентов к условиям учебы в вузе [Текст] / Д. А. Андреева // Человек и общество. -Л.: ЛГУ, 1973. - Вып. 13. - С. 62-69.
2. Анцыферова, Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1981. - Т. 2. - № 2. - С. 8-18.
3. Лийметс, Х. Й. Некоторые педагогические меры, способствующие адаптации студентов первого курса в вузе: докл. на пленуме совета [Текст] / Х. Й. Лийметс, Б. Я. Недзвецкий; Тартус. гос. ун-т. -Тарту, 1970. - 16 с.
4. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст] : учеб. пособие / Я. Л. Коломин-ский. - 2-е изд., доп. - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 432 с.
5. Мирзаянова, Л. Ф. Особенности учебно-познавательной и учебно-профессиональной мотивации студентов-первокурсников в период адаптации к профессиональному образованию и профессиональной деятельности [Текст] / Л. Ф. Мирзаянова, Т. И. Каральчук // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2007. -№ 11. - С. 35-38.
6. Мирзаянова, Л. Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности (кризисы, способы упреждения и смягчения) [Текст] / Л. Ф. Мирзаянова; под науч. ред. Т. М. Савельевой. - Минск: Бел. навука. - 2003. - 271 с.
7. Ронгинская, П. И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов [Текст] : дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 01 / П. И. Ронгинская. - Л., 1987. - 136 с.
8. Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 01 / А. В. Сиомичев; ЛГУ. - Л., 1985. - 17 с.